Инструкция по выполнению работы




Скачать 179.32 Kb.
НазваниеИнструкция по выполнению работы
Дата30.08.2012
Размер179.32 Kb.
ТипИнструкция
Задания школьной олимпиады по
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ


10—11 класс


Инструкция по выполнению работы


На выполнение работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий.

Часть 1 включает 38 заданий. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых правильный.

Часть 2 состоит из 4 заданий. Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.

Часть 3 включает 8 заданий с развернутым свободным ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Последнее задание работы – задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один балл или более. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.


Желаем успеха!


Часть 1



При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А38) поставьте знак «´» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.



A1





Какую сферу общества представляют маргиналы, люмпены, средний класс?


1)экономическую2)социальную3)политическую4)духовную



A2





Признаком традиционного общества является


1)быстрое развитие науки и техники2)рыночная экономика3)равноправие граждан4)сохранение общины



A3





Верны ли следующие суждения об обществе?


А.Обязательным признаком общества является взаимодействие людей.Б.Общество является самоорганизующейся системой.

1)верно только А2)верно только Б3)верны оба суждения4)оба суждения неверны



A4





И человек, и животное способны


1)использовать природные предметы 2)изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда3)передавать трудовые навыки последующим поколениям4)осознавать собственные потребности



A5





К необходимым условиям игры в отличие от труда относится


1)обязательное использование инструментов2)наличие воображаемой обстановки3)осуществление коллективом людей4)стремление к поставленной цели



A6





Верны ли следующие суждения о биологической эволюции?


А.Биологическая эволюция человека длилась неизмеримо дольше культурной.Б.Подобно людям, все млекопитающие эволюционируют не как род, а как индивиды.

1)верно только А2)верно только Б3)верны оба суждения4)оба суждения неверны



A7





И чувственное, и рациональное познание


1)осуществляются в форме ощущений, восприятия и представлений2)используют логические умозаключения3)формируют знание о предмете4)выражаются в виде суждения о предмете



A8





Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?


1)измерение объектов2)описание экспериментальных данных3)выдвижение гипотезы4)проведение наблюдений



A9





Верны ли следующие суждения об истине?


А.Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем.Б.Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.

1)верно только А2)верно только Б3)верны оба суждения4)оба суждения неверны



A10





Массовая культура рассматривается социологами как коммерческая, так как она


1)способна приносить прибыль2)направлена на мифологизацию сознания3)объективно отражает события и процессы4)нацеливает на социальную борьбу



A11





Постижение закономерностей развития природы, общества и мышления является целью


1)искусства2)религии3)науки4)паранауки



A12





Верны ли следующие суждения о духовной сфере жизни общества?


А.К духовной сфере жизни общества относятся наука, нравственность, религия, искусство.Б.К духовной сфере жизни общества относятся научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации.

1)верно только А2)верно только Б3)верны оба суждения4)оба суждения неверны



A13





Наука о законах развития хозяйства и способах его рационального
ведения – это


1)социология2)экология3)маркетинг4)экономика



A14





Приватизация – это


1)продажа государственного имущества зарубежным фирмам2)продажа акций наиболее эффективных предприятий в собственность общественных организаций3)переход частных предприятий в собственность государства4)продажа или безвозмездная передача государственного имущества в собственность физическим и юридическим лицам



A15





Существенным признаком рыночной экономики является


1)существование производственных кооперативов2)внедрение новой техники и технологий3)наличие конкуренции как условия ее развития4)закупка части потребляемых товаров в других странах



A16





Важнейшая социально-экономическая функция рынка – это


1)распределение ресурсов и материальных благ2)обеспечение социально-политической стабильности3)определение количества и видов налогов4)обеспечение охраны окружающей среды



A17





Бюджетные расходы государства направлены на


1)страхование коммерческих рисков2)поддержку платного образования3)развитие национального хозяйства и социальные нужды общества4)обеспечение внешнеэкономической деятельности предприятий-монополистов



A18





Что может быть источником дохода потребителя в условиях рынка?


1)санаторное лечение2)диетическое питание3)коммунальные услуги4)приватизированная квартира



A19





В рыночной экономике в отличие от административно-командной производитель характеризуется


1)экономным ведением дела2)экономической самостоятельностью3)соблюдением трудовой этики4)стремлением повышать квалификацию



A20





Верны ли следующие суждения о предприятиях различных форм собственности?


А.В управлении и распоряжении делами акционерного общества принимают участие непосредственно все акционеры.Б.Акционерами являются только члены трудового коллектива акционерного общества.

1)верно только А2)верно только Б3)верны оба суждения4)оба суждения неверны



A21





Княгиня Ольга установила размеры дани для древлян и новгородцев. В этом историческом факте проявилось(-ась) её


1)социальное происхождение2)социальная адаптация3)социальная мобильность4)социальная роль



A22





Вертикальная социальная мобильность проявляется в


1)разделении общества на группы2)наличии у человека определенного статуса3)переходе человека в группу того же уровня4)перемещении по социальной лестнице



A23





Моральные нормы – это


1)образцы поведения человека в обществе, связанные с представлениями о добре и зле2)образцы представлений о прекрасном и безобразном в искусстве3)нормы, за нарушение которых человек несет юридическую ответственность4)правила поведения, обеспеченные силой государственного принуждения



A24





Взрослый сын оказывает материальную поддержку своим родителям. Какая из функций семьи проявляется в этой ситуации?


1)экономическая 2)репродуктивная3)эмоционально-психологическая 4)социально-статусная



A25





К признакам этнической общности относится(-ятся)


1)сословное деление2)единое гражданство3)язык и культура4)религия и мораль



A26





Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?


А.Отклонения от норм могут иметь полезные для общества последствия.Б.Проявления отклоняющегося поведения разнообразны.

1)верно только А2)верно только Б3)верны оба суждения4)оба суждения неверны



A27





Носителем политической власти является


1)общее собрание акционеров компании2)правительство страны3)коллегия присяжных заседателей4)общество автомобилистов



A28





К формам территориально-государственного устройства относится


1)демократия2)республика3)федерация4)монархия



A29





Термин «открепительный талон для голосования» используется для характеристики


1)деятельности судов2)избирательной системы3)деятельности исполнительных органов4)системы местного самоуправления



A30





Какой из признаков характеризует тоталитарное государство?


1)развитая система законов защищает права личности2)свободно действуют различные общественные движения и политические партии3)закон не ограничивает полномочий главы государства 4)система государственных органов построена по принципу разделения властей



A31





Верны ли следующие суждения об избирательных системах?


А.Пропорциональная система обеспечивает представительство всего спектра политических сил.Б.Мажоритарная система создает преимущества малочисленным партиям.

1)верно только А2)верно только Б3)верны оба суждения4)оба суждения неверны



A32





Право представляет собой совокупность общеобязательных норм, действие которых обеспечивается силой


1)традиций2)общественного мнения3)убеждения4)государства



A33





Какой из перечисленных источников права обладает высшей юридической силой?


1)закон РФ2)постановление Правительства РФ3)Конституция РФ4)указ Президента РФ



A34





Одним из видов уголовного наказания является


1)административный штраф 2)предупреждение3)лишение свободы4)объявление выговора



A35





В исключительном ведении федеральных органов власти в РФ находится
(-ятся)


1)вопросы физической культуры2)защита материнства и отцовства3)вопросы землепользования4)ядерная энергетика



A36





Президент РФ имеет право издавать


1)законы 2)указы 3)постановления4)Конституцию



A37





Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений допускается только на основании решения


1)уполномоченного по правам человека2)суда3)милиции4)Министерства юстиции



A38





Верны ли следующие суждения о правах граждан?


А.В референдуме вправе участвовать гражданин РФ, достигший
18-летнего возраста.Б.Гражданин, признанный по суду недееспособным, не может принимать участие в выборах.

1)верно только А2)верно только Б3)верны оба суждения4)оба суждения неверны


Часть 2


При выполнении заданий этой части (В1 – В4) запишите ваши ответы сначала в выделенные для них места в тексте экзаменационной работы, а затем в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова, последовательности букв или цифр без пробелов и других символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.



B1





Запишите слово, пропущенное в схеме:




Ответ: _______________________________________________.



B2





Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:

«Социальный институт, который обеспечивает регуляцию и соответствие поведения личности социальным нормам, называется социальным ______________________».

Ответ: _______________________________________________.



B3





Установите соответствие между принципами классификации партий и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПРИМЕРЫПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ1)нелегальныеА)по составу2)реформистскиеБ)по отношению к закону3)оппозиционныеВ)по отношению к власти4)кадровыеГ)по методам отстаивания интересовД)по охвату территории

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


1234



B4





Найдите в приведенном ниже списке ситуации, которые связаны с трудовыми правоотношениями, и обведите цифры, под которыми они указаны.


1)слесарь опоздал на работу2)учитель опоздал на урок3)директор театра опоздал на юбилей 4)начальник опоздал на совещание 5)пассажир опоздал на теплоход6)секретарь опоздала на пикник

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.


Ответ: _______________________________________________.


Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1

(без пробелов и других символов между буквами и цифрами).


Часть 3


Для ответов на задания этой части (С1 – С8) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него.

Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ.



C1





Назовите любые три признака общества как системы.



C2





С помощью трех примеров проиллюстрируйте протекание процесса социализации человека.



C3





Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, оставленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огненная Земля.

Какие методы научного познания применил Магеллан? Укажите три метода.


Прочитайте текст и выполните задания С4 – С7.

Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований <…>

Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.

Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений <…>


Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определенных теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привел к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом <…>

В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности <…>

(И. В. Безбородова, М. Б. Буланова и др.)



C4





Укажите любые три из приводимых в тексте определений понятия «наука».



C5





Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую причину этих изменений они указали?



C6





Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, их изучающие.



C7





Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом современного общества. Приведите три примера влияния современной науки на общество.


Последнее задание работы (С8) – задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите ОДНО из предложенных ниже высказываний.



C8


Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.



C8.1





Философия«Познать, это значит вполне понять всю природу» (Ф. Ницше).



C8.2





Социальная психология«Все браки удачны. Трудности начинаются тогда, когда начинается совместная жизнь» (Ф. Саган).



C8.3





Экономика«Выгоды на час – принципы на века» (Г. Бичер).



C8.4





Социология«Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров» (Ф. Бэкон).



C8.5





Политология«Политика – это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений» (Ф. Бурлацкий).



C8.6





Правоведение«Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» (Ш. Монтескье).

~EndLATTest





Похожие:

Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 4 часа (240 минут), включая работу за компьютером
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 45 минут. Работа состоит из 3 частей и включает 13 заданий
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 1 час (60 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 37 заданий
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница