Закон Российской Федерации «Об образовании»




Скачать 240.41 Kb.
НазваниеЗакон Российской Федерации «Об образовании»
страница1/2
Дата16.03.2013
Размер240.41 Kb.
ТипЗакон
  1   2
Факультет гуманитарного образования

Кафедра истории и социальных наук


Инструктивно – методическое письмо

« О преподавании истории и обществознания в образовательных учреждениях Ленинградской области

в 2011 – 2012 учебном году»


История


В организации преподавания курсов истории и обществознания в 2011 – 2012 учебном году следует руководствоваться следующими документами:


1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ № 1089 от 5.03.2004).

2.Федеральный компонент государственного стандарта исторического образования. М., «Дрофа», 2004г.

3. Федеральный компонент государственного стандарта обществоведческого образования. М., «Дрофа», 2004г.

4. Федеральный компонент федерального базисного учебного плана для основного общего и для среднего (полного) общего образования 2004 – 2007г., «Вестник образования», № 13, 2004г.

5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2011 – 2012 учебный год (http://mon.gov.ru/).

6. Учебные программы, рекомендованные Министерством образования и науки РФ (изд. «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана – Граф», «Мненмозина (2008 – 20010г.г).

7. Приказ Минобрнауки РФ от 28 февраля 2011г. «Об утверждении порядка выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов.

8. Нормативно – правовые документы о проведении государственной итоговой аттестации по ис тории и обществознанию (ГИА, ЕГЭ), www.fipi.ru


Федеральный компонент государственного стандарта:

- закрепляет концентрическую структуру исторического и обществоведческого образования;

- предполагает на этапе среднего (полного) образования базовый и профильный уровни.

На сегодняшний день в современном образовательном процессе приоритетную роль играют историко-обществоведческие предметы, так как именно они направлены на усвоение современного понимания миссии образования в информационном обществе, особенностям новой информационно-образовательной среды, на формирование всесторонних представлений об изучаемом времени, на развитие умений и ценностных установок, необходимых для формирования исторического мышления, гражданско-патриотической самоидентификации личности и опыта жизни в поликультурном мире, формирование национально-государственной идеологии России.

Цели изучения истории ориентированы не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, овладение умениями, но и на развитие его гражданственности, воспитание. Главное сегодня - личность, ее познавательные и созидательные способности, привитие ей навыков практического применения приобретенных знаний и умений.

Личностная ориентация образовательного процесса предполагает приоритет воспитательных и развивающих целей исторического образования. История наглядно показывает взаимосвязь поколений, роль исторического наследия в современной жизни. Способность понимать причины и логику развития исторических процессов формирует готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, ценностных ориентаций и социального положения. Представление об историческом опыте собственного народа и всего человечества позволяют школьникам более четко и осознано определять собственную позицию. Учитель истории призван способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усиления мотивации к творчеству, воспитанию гражданственности, толерантности.

Деятельностный и практикоориентированны подходы отражают стратегию современной образовательной политики по формированию человека, интегрированного в современное ему общество. Сегодня учитель должен ориентироваться не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, к самостоятельному поиску, отбору и анализу и использованию информации.

Таким образом, формирование целостных представлений об историческом прошлом должно осуществляться в ходе активной и творческой познавательной деятельности учащихся, благодаря личностному осмыслению исторических фактов и явлений.

Актуальными проблемами, над которыми в этом учебном году предстоит работать учителям истории, методическим объединениям Ленинградской области, являются:

- обсуждение приоритетной роли предметов общественно-гуманитарного цикла, обусловленной ориентиром на воспитание гражданского патриотизма молодежи России как высшей нравственной ценности и гражданственности как качества личности;

- работа учителей по подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по истории и обществознанию;

- подготовка учащихся к участию в конкурсах и предметных олимпиадах;

- использование современных методик преподавания в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов;

- ознакомление с учебниками нового поколения в общеобразовательном процессе с целью ознакомления с новейшими разработками российских ученых, актуализирующих оценки нашей истории с точки зрения защиты и укрепления государственного суверенитета.

В виду обязательности основного общего образования в РФ Федеральный компонент стандарта строится по концентрическому принципу. Система исторического образования, т.е. история изучается в виде отдельного учебного предмета в основной и старшей школе. В начальной школе не предусмотрено введение самостоятельного курса или учебного модуля по истории. В старшей школе история изучается на базовом и профильном уровнях.

Образовательные стандарты по учебным предметам имеют следующую структуру: цели, обязательный минимум содержания основных образовательных программ по предмету, требования к уровню подготовки выпускников. В целеполагании стандарта разработчиками сделан акцент на том, что «историко-обществоведческое образование играет выдающуюся политическую роль, потому что оно помогает формировать граждан, которыми нельзя манипулировать посредством предвзятой информации, но которые хорошо информированы и способны к разумным и взвешенным суждениям».

Учитель имеет право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением (Закон «Об образовании» ст.55, п.4).

  1. Структура курсов истории и заполнение журналов. В соответствии Федеральным базисным учебным планом вводится единое название предмета «История». Изучение курсов истории может осуществляться как линейно, так и интегрировано. Содержательно сохраняется преподавание двух курсов истории – всеобщей истории и истории России.

  2. Преподавание истории в основной школе в 2011 – 2012уч.г.

При составлении учебно-тематических планов и организации изучения истории в основной школе рекомендуется следующая последовательность изучения курсов истории:


Класс

История России

Всеобщая история

Запись в журнале

5 класс

-

История древнего мира – 68 (2 часа в неделю)

1 страница

6 класс

История России с древнейших времен до конца XV века

(ведется во втором полугодии – 44 (2 часа в неделю)

История средних веков – 24ч. (ведется в первом полугодии по 2 часа в неделю)

2 предмета – 1 страница:

Всеобщая история (первое полугодие)

История России (второе полугодие)

7 класс

История России XVI-XVIII вв. – 44ч.

(ведется во втором полугодии по 2 часа в неделю)


Новая история XVII-XVIII вв. – 24ч.

(ведется в первом полугодии по 2 часа в неделю)

2 предмета – 1 страница:

Всеобщая история (первое полугодие)

История России (второе полугодие)

8 класс

История России XIX век – 44ч. (ведется во втором полугодии по 2 часа)

Новая история XIX век – 24ч.

(ведется в первом полугодии по 2 часа в неделю)

2 предмета –1 страница

Всеобщая история (первое полугодие);

История России (второе полугодие)

9 класс

История России XX - начало XXI вв. – 44ч (ведется во втором полугодии, 2 часа)

Новейшая история XX века (ведется в первом полугодии по 2 часа в неделю, 24 часа)

2 предмета – 1 страница:

Всеобщая история (первое полугодие)

История России (второе полугодие)


3. В 10-11 классах в 2010-2011 учебном году обучение производится по следующим учебным программам:

Базовый уровень


Класс

История России

Всеобщая история

10 класс

История России - с древнейших времен до середины XIX века (включительно) – 44ч. (2 часа в неделю

Всеобщая история – с древнейших времен до середины XIX века (включительно) – 24 часа (2 часа в неделю).

11 класс

История России – вторая половина XIX века - начало XXI века – 44 ч. (2 часа в неделю).

Всеобщая история – середина XIX века начало XXI века – 44ч. (2 часа в неделю).


Профильный уровень


Класс

История России

Всеобщая истории

10 класс

История России с древнейших времен до середины XIX века - 102ч. (4ч. в неделю).

Всеобщая история с древнейших времен до середины XIX века – 34ч. (4ч. в неделю).

11 класс

История России – вторая половина XIXв. – начало XXI в. – 102ч. (4ч. в неделю).

Всеобщая история – середина XIX в. – начало XXв. – 34ч. (4ч. в неделю).


Базовый уровень имеет общеобязательный статус, является инвариантным компонентом исторического образования, активно задействован в межпредметных связях, решает приоритетные воспитательные задачи и не зависит от задач довузовской подготовки. Профильный уровень, связанный с довузовской подготовкой и будущей профессиональной деятельностью, качественно отличается от общеобразовательного уровня, что предполагает его содержательные и обучающие особенности:

  • объемное наращивание содержания курса истории;

  • формирование исторического мышления;

  • проблемно – аналитическое изучение исторического материала;

  • более высокие требования к уровню подготовки учащихся, необходимой для обучения в высшей школе;

  • развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность, формировать собственный алгоритм решения историко – познавательных задач;

  • организацию и проведение учебно – исследовательской и проектной деятельности в форме исторического сочинения, презентации;

  • овладение основами источниковедческого анализа;

  • использование компьютерных технологий;

  • умение обосновывать свое суждение.

Расширенный уровень изучения истории предполагает +1 час к базовому (т. е. 3 часа в неделю), углубленный – удвоение базовых часов (4 часа в неделю). При углубленном изучении предмета особое внимание уделяется развитию навыков поиска информации, работе с ее различными типами, объяснению и оцениванию исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом акцент делается не на усвоение все большего количества информации и способности воспроизводить изученный материл, а не овладение навыками, а на овладение навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитие их коммуникативной культуры.

Преподавание учебного предмета «История» рекомендуется осуществлять по УМК, вошедшим в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (см. сайт МинобрнаукиРФ).

4. Требование к ведению записей в журнале по всеобщей истории и истории России: на основания Федерального базисного учебного плана в 6-11 классах вводится единое название предмета «История». Согласно приказу Минобрнауки от 28 февраля 2011 года, а также учебного плана общеобразовательного учреждения в журнале выставляется одна оценка.


Обществознание


5. В преподавании обществознания необходимо обеспечить более осознанное усвоение учащимися обществоведческих знаний. Этому будет способствовать усиленная проработка базовых обществоведческих категорий и понятий высокого уровня обобщения («общество», «системность», «деятельность», «экономические системы» и т.п.). Целесообразно при этом использовать не только текст учебников, но и активно привлекать учебно-методический комплект, опираясь на внутрикурсовые и межпредметные связи, знания по биологии, истории, географии, литературе, мировой художественной культуре и другим учебным дисциплинам. В процессе преподавания обществоведческого курса важно преодолевать устойчивые, обыденные, житейские представления о социальных объектах, нередко противоречащие положениям науки. Помимо этого, учителю важно основательно прорабатывать и систематически контролировать развитие общеучебных и предметных умений учащихся. С этой целью следует усилить внимание к заданиям практико-ориентированного характера, повысив их роль в учебном процессе. В конце изучения крупных разделов курса целесообразно проводить работу по систематизации комплекса изученных основных понятий.

Требования по распределению часов в предмете «Обществознание» на 2011 - 2012 уч.год остается прежним. В Ленинградской области обществознание в соответствии с ГОС преподается с 6 класса.

Следует помнить, что предметы «Право» и «Экономика» входят в состав предмета «Обществознание» и выделение их из этого состава, возможно только в соответствующих профилях (социально-гуманитарный, социально-экономический, филологический) с соблюдением требований к данным профилям.

Приоритетным направлением в преподавании права остается его практическая направленность в соответствии с целями образовательных стандартов: развитие личности с внутренней убежденностью в необходимости соблюдения норм права, осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы: воспитание гражданской ответственности; дисциплинированность, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку; формирование способности и готовности к самостоятельному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

В целях улучшения качества преподавания учебных предметов «Экономика», «Право» учителям экономики и права, руководителям методических объединений рекомендуется организовать целенаправленную систематическую работу с предметно-методическим журналом «Основы государства и права», «Право в школе», «Экономика в школе», «Школьный экономический журнал». Федеральный компонент по обществознанию содержит три стандарт : для основной школы, для старшей школы на базовом уровне, для старшей школы на профильном уровне.

Каждый из стандартов включает:

  • цели;

  • обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

  • требования к уровню подготовки выпускников.

Цели учебного предмета обществознание структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Обязательный минимум распределяет учебный материал по ступеням общего образования, обеспечивает их преемственность и представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования.Обязательный минимум по обществознанию не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной предметной темы в рамках учебной программы.В обязательном минимуме прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.Требования к уровню подготовки выпускников по обществознанию – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом рекомендуется преподавание обществознания по следующей структуре:

Класс

Предмет

Количество часов

6

обществознание

34

7

обществознание

34

8

обществознание

34

9

обществознание

34

10

обществознание

68

11

обществознание

68



6. ЕГЭ по истории и обществознанию

В 2011-2012 учебном году учителям гуманитарных дисциплин следует обратить особое внимание на подготовку выпускников к сдаче единых государственных экзаменов по истории и обществознанию. В течение учебного года изучить нормативные документы, спецификацию и кодификатор. Особенности ЕГЭ – многоплановый характер подготовки школьников, комплекс входящих в нее содержательных и деятельностных компонентов, который предопределяет принципы отбора заданий, проверяемые уровни владения материалом, исходящие из таких дидактических категорий, как знание, понимание, умение. В экзаменационной работе проверяются все виды элементов подготовки школьников, названные в образовательных стандартах по истории и обществознанию.

Важно уделять внимание таким приемам и подходам, которые непосредственно нацелены на выполнение задания ЕГЭ:

  • анализ исторической информации в разных знаковых системах – текст, карта, таблица, схема;

  • источниковедческий анализ (внешняя и внутренняя критика источника, классификация источника исторической информации по определенным основаниям);

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

Так создаются возможности для успешного выполнения многих заданий письменной экзаменационной работы, особенно представленных в частях

2 (В) и 3 (С).

Наряду с отмеченными выше факторами подготовки к ЕГЭ важно предусмотреть специальные уроки предэкзаменационного повторения, которые необходимо целенаправленно использовать для актуализации знаний учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания, ознакомления со всеми видами экзаменационной работы по истории, а также для выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса. В рамках предэкзаменационного повторения не представляется возможным затронуть весь объем материала, поэтому необходимо привлечь внимание выпускников к ключевым, базовым вопросам курса, воспроизвести умения выполнять задания различных видов, выделить и проработать наиболее сложные вопросы. Школьники также должны быть ознакомлены с планом экзаменационной работы, ее хронологическими рамками, принятой периодизацией.

В связи с процессами обновления общественных наук возникла проблема содержания и методов исторического образования в курсе общеобразовательной школы. Основами этого обновления должны стать пути совершенствования современного урока: принципы многообразия и дискуссионная рефлексия теоретических и содержательных альтернатив. Внедрение современных учебных занятий, основанных на самостоятельной работе с различными видами исторической информации, на разнообразных приемах сбора, обработки и анализа исторических источников. Основой методик преподавания должно стать многообразие точек зрения, открытость новым интерпретациям вроде бы давно известных истин, дискуссионность как основной дидактический принцип. Особое внимание учителям истории следует обратить на формирование представлений у учащихся на процессы, связанные со становлением суверенного Российского государства в конце XX-XXI вв., месте и роли России в современном мире, новом стратегическом курсе российского руководства, приоритетах внутренней и внешней политики.

7. Рабочие программы.

Рабочие программы составляются на основе:

  • примерных программ по отдельным предметам общего образования;

  • примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ к линиям учебников, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных (допущенных) Минобрнаук РФ к использованию в образовательном процесс;

  • примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского УМК (при отсутствии существующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне);

  • Рабочая программа проходит экспертизу на уровне общеобразовательного учреждения;

  • Рабочая программа может отличаться от вышеназванных программ не более чем на 20%;

  • количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы должно соответствовать Базисному учебному плану Общеобразовательных учреждений РФ, утвержденному приказом Минобрнауки РФ № 1312 от 09.03. 2004;

Примерная структура Рабочей программы включает следующие компоненты:

1. Титульный лист содержит: наименование образовательного учреждения; гриф утверждения и согласования программы; название учебного курса, предмета, модуля; ФИО педагога; класс (параллель), в котором изучается курс; предмет, курс, модуль; год составления программы.

2. Пояснительная записка.

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

4. Календарно – тематическое планирование (Учебно – тематический план).

5. Содержание программы учебного курса, Дисциплины (модуля).

6. Формы и средства контроля.

7. Перечень учебно – методических средств обучения.

В тексте пояснительной записки указывается:

  • название, автор и год издания предметной учебной программы;

  • цели и задачи данной программы;

  • изменения, внесенные в примерную (типовую) и авторскую учебную программу, их обоснование;

  • название УМК, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения;

  • количество учебных часов, в том числе для проведения проектов исследования, экскурсий, практических работ;

  • формы организации учебного процесс и их сочетание, а также формы текущего контроля знаний и умений.

Компонент «Требования к уровню подготовки учащихся» представляет собой описание целей – результатов обучения. Данных перечень включает специальные предметные и общие умения и виды деятельности.

В календарном тематическом планировании указывается: название тем курса, количество часов, выделенных на их изучение, а также тем уроков и календарные сроки их проведения, название и авторский коллектив учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, и другие элементы учебно-методического комплекта, на основе которых ведется преподавание.

Оформление титульного листа календарно-тематического планирования возможно осуществлять по следующему образцу

  1. Учитель

  2. Класс

  3. Программа. Автор, название, издательство, год издания

  4. Количество часов

  5. Учебник. Автор, название. Издательство, год издания

  6. Методические пособия. Автор. Название, издательство, год издания

Календарно-тематическое планирование может содержать следующие разделы (не является обязательным требованием):


3п/п

Тема урока

Колич. часов

Тип урока

Форма урока

Требования к уровню подготовки учащихся (знания, умения)

Дата проведения

Информационное сопровождение
  1   2

Похожие:

Закон Российской Федерации «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации «Закон об образовании»
Закон Российской Федерации «Закон об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1 (с изменениями и дополнениями)
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconЗакон РФ «Об образовании»
Закон о бюджетных организациях Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-фз "О внесении изменений в отдельные...
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconЗакон от 28. 02. 2012 n 10-фз "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "
О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 26. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации...
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconЗакон от 13 января 1996 г. N 12-фз
Статья Внести в Закон Российской Федерации "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного...
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconЛитература 25 Учебники и учебные пособия 25 Информационные ресурсы 25 Цифровые образовательные ресурсы 26 Введение в 1992 году в Российской Федерации принят Закон «Об образовании»
Российской Федерации принят Закон «Об образовании» – нормативный документ, предусматривающий реорганизацию системы школьного образования....
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconРоссийская федерация закон ставропольского края об образовании
Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", другими законодательными актами Российской Федерации, Уставом...
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconРоссийская федерация закон ставропольского края об образовании
Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", другими законодательными актами Российской Федерации, Уставом...
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Закон Российской Федерации «Об образовании». 3-19 М.: Ооо «ИздательствоАстрель»: 000 «Издательство act», 2003. 78, [2] с. (Образование...
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании»
Федеральный закон от 14. 03. 1995 №33-фз «Об особо охраняемых природных территориях»
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconПрограмма развития моу пятницкой основной общеобразовательной школы
Закон РФ “Об Образовании” и Концепция проекта нового Федерального закона “Об Образовании” в Российской Федерации
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница