Урок русского языка в 11 классе




Скачать 130.26 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 11 классе
Дата16.03.2013
Размер130.26 Kb.
ТипУрок



Изобразительно-выразительные средства языка в поэзии Анны Ахматовой и прозе Татьяны Толстой

Урок русского языка в 11 классе


Родионова Евгения Борисовна, учитель русского языка и литературы средней школы №151 Кировского района г. Казани


КАЗАНЬ – 2010


Цели урока:

Познавательный аспект:

  • повторить термины;

  • развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности;

  • определять их роль в тексте;

Развивающий аспект:

  • развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;

  • продолжить работу по раскрытию творческих способностей, по развитию критического, образного мышления;

  • создавать условия для развития коммуникативных навыков;

Воспитательный аспект:

  • способствовать развитию системы ценностных отношений к родному языку;

  • воспитывать бережное отношение к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи;

  • совершенствовать навыки этичного межличностного общения.



ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Запись темы урока

II. Вступительное слово учителя

- Язык является важнейшим средством изображения художественной жизни в литературе. Язык – материал словесного искусства, как мрамор или бронза в скульптуре, краски в живописи, звуки в музыке. Литературные образы и все художественные произведения складываются из словесных образов.

Что же такое словесный образ? Это отдельное слово, сочетание слов, абзац, строфа, часть литературного произведения или даже целое художественное произведение, как неповторимый организованный элемент художественной речи. Такая речь отличается от обычного разговорного языка "ощутимостью своего построения" (В.Б. Шкловский); ощущается и звуковая, и смысловая строка слова.

Образные слова – необходимый конструктивный элемент не только поэтической, но и прозаической речи. Образные слова – это средства выразительности. Но следует заметить, что художественные образы складываются не только из особых слов, а из всех слов произведения, из особенностей их сочетаемости и расстановки. То есть общая образность произведения может создаваться самыми обычными словами, а она, в свою очередь, делает их истинно художественными.

Цель нашего урока:

  • Повторить термины;

  • Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;

  • Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в поэтическом и прозаическом тексте;

  • Продолжить подготовку к ЕГЭ.


III. Работа по опорной схеме

- Вспомним, как классифицируются все средства выразительности?

Ответы учащихся


  1. Лексико-морфологические (синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова, неологизмы, профессионализмы, диалектизмы).

  2. Образные (тропы) (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, перифраз, гипербола, литота, метонимия, синекдоха).

  3. Интонационно-синтаксические (стилистические фигуры) (анафора, эпифора, парцелляция, параллелизм, инверсия, эллипсис, антитеза, оксюморон, градация).

– Для чего могут использоваться средства выразительности в произведениях художественной литературы?

Ответы учащихся.


– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

- Дайте определение тропов и приведите примеры на каждый из них.

Ответы учащихся.


- А теперь задание обратное: назовите стилистическую фигуру, которая скрывается за данным определением:


1 - Это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению (риторический вопрос)

2 - Это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрывков речи (синтаксический параллелизм)

3 - Назовите одно из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний, основанное на постановке выделяемых слов на необычное для них место (инверсия).

4 – Как называется оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия? (антитеза)

5 - Отгадайте стилистическую фигуру, состоящую в соединении двух понятий, противоречащих друг другу (оксюморон).

6 - Это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения, которое используется для усиления высказанной мысли (анафора)

7 - Как называется приём расчленения фразы на части или отдельные слова для того, чтобы придать речи интонационную экспрессию (парцелляция).


IV. Практикум по определению средств выразительности. Самостоятельная работа в группах с последующей проверкой.

Перед вами – выдержки из стихотворений Анны Андреевны Ахматовой. Что вы знаете об этом поэте?


Биографическая справка (выступление ученика):




Анна Андреевна Ахматова – русский поэт, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик; один из крупнейших русских поэтов XX века.

Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле. Многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. При этом её имя вплоть до конца жизни окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии, как в СССР, так и в эмиграции.

Кроме художественного творчества, Ахматова известна своей трагической судьбой. Хотя сама она не была в заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты двое близких ей людей (её муж в 1910—1918 гг. Н. С. Гумилёв расстрелян в 1921; Николай Пунин, спутник её жизни в 1930-е годы, трижды арестовывался, погиб в лагере в 1953 году) и единственный сын Лев Гумилёв (провёл в заключении в 1930—40-х и в 1940—50-х гг. более 10 лет). Опыт жены и матери «врагов народа» отражён в одном из наиболее известных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».


- Какие виды тропов и стилистических фигур иллюстрируют приведённые ниже примеры? (работа в группах)


Карточка №1

1.Муза, ты видишь,

Как счастливы все –

Девушки, женщины, вдовы…


Лучше погибну на колесе,

Только не эти оковы.

(риторическое обращение;

градация по нарастанию, нагнетание трагизма)


2.Умирая, томлюсь о бессмертье.

Низко облако пыльной мглы…

Пусть хоть голые красные черти,

Пусть хоть чан зловонной смолы.

(анафора)


Карточка №2


1.Приползайте ко мне, лукавьте,

Угрозы из ветхих книг,

Только память вы мне оставьте,

Только память в последний миг.

(олицетворение; анафора)


2.О, это был прохладный день

В чудесном городе Петровом!

Лежал закат костром багровым,

И медленно густела тень.

(перифраз; сравнение, выраженное

творительным падежом существительного)


Карточка №3


1.Как ты можешь смотреть на Неву,

Как ты смеешь всходить на мосты?

Я недаром печальной слыву

С той поры, как привиделся ты.

(риторический вопрос; синтаксический параллелизм)


2.Господи, ты видишь, я устала

Воскресать, и умирать, и жить.

Всё возьми, но этой розы алой

Дай мне свежесть снова ощутить.

(градация по убыванию, многосоюзие;

инверсия)


Карточка №4

1.Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим


Тот ни в чём не замешанный прах.

(анафора; многосоюзие)


2.Тот август, как жёлтое пламя,

Пробившееся сквозь дым,

Тот август поднялся над нами,

Как огненный серафим.

(сравнение)


Исходя из проанализированных фрагментов, какой вывод вы можете сделать об общей тональности творчества и образной стороне поэзии Анны Ахматовой?

Вывод:

Поэтический язык в какой-то мере как бы отодвигает читателя от действительности с ее конкретностью и неповторимостью. Только точно найденное выражение, образное соединение слов способны отобразить в литературном произведении особенное и неповторимое в жизни. Анна Ахматова умело использовала богатства родного языка, знала тончайшие оттенки и нюансы русской речи.


V. Работа с текстом


  1. Биографическая справка (выступление ученика):





Татьяна Никитична Толстая – одно из ярких имён "артистической прозы", её относят к "новой волне" в русской литературе. Родилась и выросла в Ленинграде в многодетной семье профессора физики, сына известного русского писателя А.Н.Толстого. Взгляните на родословную Толстой:

Дед по отцовской линии — Алексей Николаевич Толстой, русский писатель.

Бабушка по отцовской линии Наталия Толстая-Крандиевская была поэтессой.

Дед с материнской стороны — литературный переводчик, акмеист Михаил Лозинский.

Прадед с материнской стороны — военный врач, деятель Красного креста, лейб-медик Николая II, действительный тайный советник Борис Михайлович Шапиров

Отец — Никита Алексеевич Толстой, физик, общественный и политический деятель.

Мать — Наталья Михайловна Лозинская (Толстая),

Сестра — Наталия Толстая, писательница, преподаватель шведского языка при кафедре Скандинавской филологии Факультета филологии и искусств СПбГУ.

Брат — Толстой, Иван Никитич, филолог, историк эмиграции, специализируется на периоде холодной войны. Обозреватель Радио Свобода.

Брат — Толстой, Михаил Никитич, известный физик, политический и общественный деятель.

Согласитесь, с такими корнями очень сложно было «не стать» писателем.

Первый рассказ Т.Толстой "На золотом крыльце сидели..." был опубликован в журнале "Аврора" в 1983 году. Рассказ «Квадрат», с фрагментом которого мы сейчас познакомимся, опубликован в сборнике "Река Оккервиль".


2. Выразительное чтение текста

(1)В 1913, или 1914, или 1915 году, в какой именно день – неизвестно, русский художник польского происхождения Казимир Малевич взял небольшой холст, закрасил его белой краской по краям, а середину густо замалевал чёрным цветом. (2)Эту несложную операцию мог бы выполнить любой ребёнок – правда, детям не хватило бы терпения закрасить такую большую площадь одним цветом.

(3)Подобную картину мог бы нарисовать душевнобольной – да вот не нарисовал, а если бы нарисовал, вряд ли у неё были бы малейшие шансы попасть на выставку в нужное время и в нужном месте…

(4)Я числюсь «экспертом» по «современному искусству» в одном из фондов в России, существующем на американские деньги. (5) Нам приносят «художественные проекты», и мы должны решить, дать или не дать денег на их осуществление. (6)Вместе со мной в экспертном совете работают настоящие специалисты по «старому», доквадратному искусству, тонкие ценители. (7)Все мы терпеть не можем квадрат и «самоутверждение того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения» (А. Бенуа). (8)Но нам несут и несут проекты очередной мерзости запустения, и ничего другого.

(9)Мы обязаны потратить выделенные нам деньги, иначе фонд закроют. (10)А он кормит слишком многих в нашей бедной стране. (11)Мы стараемся, по крайней мере, отдать деньги тем, кто придумал наименее противное и бессмысленное. (12)В прошлом году дали денег художнику, расставлявшему пустые рамки вдоль реки; другому, написавшему большую букву (слово) «Я», отбрасывающему красивую тень; группе творцов, организовавших акцию по сбору фекалий за собаками в парках Петербурга. (13)В этом году – женщине, обклеивающей булыжники почтовыми марками и рассылающей их по городам России, и группе, разлившей лужу крови в подводной лодке: посетители должны переходить эту лужу под чтение истории Абеляра и Элоизы, звучащей в наушниках.

(14)После очередного заседания мы выходим на улицу и молча курим, не глядя друг другу в глаза. (15)Пожимаем друг другу руки. (16)И торопливо, быстро расходимся.

Т.Н. Толстая


3. Вопросы на общее восприятие текста:


- Какое настроение вызывает у вас прочитанный текст?

- Значение каких слов оказалось непонятным?

-Можете ли вы сказать о характере, темпераменте писательницы, познакомившись лишь с небольшим фрагментом её произведения?

- О чём говорится в данном тексте?

- Какие вопросы ставит автор в своём тексте?

- К каким выводам приходит писатель?

- Запишите ответы по клише:



___________________________________ - так можно сформулировать главную мысль этого текста. Т. Толстая рассказывает о _________________. Автор (обличает, критикует, высмеивает, терпеливо просит нас)__________________.




4. Анализ текста


1.Какое высказывание противоречит содержанию текста?

1) Татьяна Толстая считает «Чёрный квадрат» Казимира Малевича истинным шедевром изобразительного искусства начала прошлого века.

2) В экспертном совете по «современному искусству» работают настоящие специалисты по «старому», доквадратному искусству.

3) Многое из того, что претендует на высокое звание произведения современного искусства, кажется Татьяне Толстой противным и бессмысленным.

4) Всё, что делают эксперты по «современному искусству», вызывает у автора чувство стыда.


2. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в этом тексте?

1) рассуждение

2) рассуждение с элементами описания

3) описание с элементами повествования

4) повествование


3. Какое из данных слов и словосочетаний в тексте употреблено в переносном значении?

1) белой краской (в предложении 1)

2) несут (в предложении 8)

3) он (фонд) кормит (в предложении 10)

4) пожимаем друг другу руки (в предложении 15)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.


4. «Рассказ Татьяны Толстой «Квадрат» - горькое раздумье о современном искусстве. Необыкновенное умение писательницы чувствовать прекрасное не позволяет ей смириться с примитивизмом, и, чтобы показать своё отношение к этому явлению, Т. Толстая использует такие тропы, как ___________ («противное и бессмысленное», предложение 11), _____________ («доквадратное искусство», предложение 6), а также _____________(«мерзость запустения», предложение 7). Усиливает безысходность происходящего такое синтаксическое средство выразительности, как ___________ (предложения 14-16)».


Список терминов:

1) индивидуально-авторское слово

2) цитирование

3) синтаксический параллелизм

4) вопросно-ответная форма изложения

5) парцелляция

6) противопоставление

7) развёрнутая метафора

8) эпитеты

9) термины


– Какие средства выразительности из списка терминов не были проанализированы в течение урока? (индивидуально-авторское слово, цитирование, термины). Разберёмся с этими понятиями.

Ответы учащихся.


Домашнее задание

  • Пользуясь памяткой «Виды вступительной части сочинения», напишите несколько вариантов начала эссе (3-4).

  • Дайте чёткую формулировку проблем исходного текста и собственный комментарий к сформулированным проблемам.

  • Отразите позицию автора.

  • Продумайте и сформулируйте аргументы, опираясь на знания, жизненный и читательский опыт.





Памятка

Виды вступительной части сочинения


1 – риторический вопрос;

2 – вопросно-ответная форма;

3 – цепочка вопросительных предложений;

4 – назывные предложения;

5 – цитата в качестве зачина (притчи, пословицы, поговорки, высказывания из исходного текста);

6 – справка о писателе;

7 – лирическое отступление;

8– в форме рассуждения о заглавии.



VI. Подведение итогов урока

– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену?

– Сегодня мы рассмотрели примеры использования средств выразительности в поэтических и прозаических произведениях. Анна Ахматова и Татьяна Толстая. Недалёкое прошлое и совсем близкое настоящее нашей литературы. Два характера. Два авторских стиля. Но как близки они в своём умении чувствовать язык и находить такие языковые средства, которые делают их произведения настоящими образцами нашей духовности, нашей культуры.


При подготовке к уроку учителем были использованы следующие цифровые образовательные ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2027e92c-0900-4665-b74f-3b09d45e6554/?interface=pupil&class[]=47&subject[]=10 (Аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии)

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/44848268-1459-81c9-63cc-8a887d94be77/?interface=pupil&class[]=47&subject[]=10 (Аудиокниги по произведениям русских писателей)

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ead4c5a4-ceab-45c3-b2e4-35a74ca989e1/?interface=pupil&class[]=47&class[]=54&subject[]=8&subject[]=10 (Серебряный век русской культуры)






Похожие:

Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 5-м классе. Сочинение "Цветы это красота, цветы это жизнь"
Шаймарданова Разиля Габделнуровна, директор, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа»
Урок русского языка в 9 классе по теме: Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе
Урок русского языка в 11 классе iconМуниципальный конкурс методических разработок, посвящённый 1070 -летию г. Углича Методическая разработка Материалы краеведения на уроках русского языка в 6-ом классе в системе работы по формированию коммуникативной компетентности. Фёдоровой
Планирование уроков русского языка в 6-ом классе 8 на коммуникативно-деятельностной основе с учётом
Урок русского языка в 11 классе iconУрок-игра "Пойми меня" по русскому языку в 6-м классе. Тема: "Лексика и фразеология". Обобщающий урок
Словарь: русского языка” под редакцией Ожегова, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический словарь
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 11 классе
Цель: Дать учащимся представление о месте и роли комментария в структуре сочинения части С1
Урок русского языка в 11 классе iconГ. А. Богданова Уроки русского языка в 5 классе
Дидактический материал к учебнику русского языка. Грамматика. Текст. Стили речи 10-11 кл
Урок русского языка в 11 классе iconКонспект урока русского языка в 7 классе
Новосёлова Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа №3»
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 9-ом классе
Повторение орфограмм (словарные слова, непроверяемые написания) и пунктограмм «Знаки препинания в сложном предложении»
Урок русского языка в 11 классе iconУрок развития речи в 6 классе
Учитель русского языка и литературы моу брылинская средняя общеобразовательная школа Каргапольского района
Урок русского языка в 11 классе iconУрок русского языка в 4 классе по теме «Глагол. Обобщение»
Задачи: закреплять знания о постоянных и непостоянных грамматических признаках глагола
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница