Самарский государственный технический университет




Скачать 165.55 Kb.
НазваниеСамарский государственный технический университет
Дата15.03.2013
Размер165.55 Kb.
ТипПрограмма


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ






УТВЕРЖДАЮ:

Ректор СамГТУ, профессор

___________________ Д.Е.Быков


«____»_____________2010г. м.п.



ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СРЕДЕ ГРАФИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ «КОМПАС»



Программа повышения квалификации
учителей средних образовательных школ, лицеев, гимназий


по вопросам информатизации образования
и современным информационным технологиям



Разработчик программы повышения квалификации:


Черепашков Андрей Александрович, к.т.н., доцент


САМАРА 2010

ГОУ ВПО САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


АННОТАЦИЯ

курса «Прикладная информатика и проектная деятельность
в среде графической системы КОМПАС»



Разработанный курс повышения квалификации отвечает требованиям и содержанию ГОС ВПО учителей по специальностям 030100 - информатика; 050203 – физика; 030600 - технология и предпринимательство, а также определяющим тенденциям разработки ФГОС ВПО нового поколения по соответствующим направлениям подготовки в области педагогического образования, предусматривающим повышение роли современных информационно-коммуникационных и компьютерных технологий (ИКТ) в учебном процессе.

Содержательное наполнение предметной области ИКТ обладает существенным динамизмом, что обуславливается интенсивным развитием компьютерной техники и программного обеспечения. Этими факторами определяется необходимость постоянного совершенствования и регулярной переподготовки практикующих учителей.

Развивающаяся информатизация образования затрагивает не только специальные, но даже ключевые и базовые компетенции учителя средней школы. Если для формирования базовых ИКТ компетенций учителя желательна образовательная среда педагогического учебного заведения, то развитие специальных компетенций в области прикладных компьютерных технологий, связанных с изучением и практикой применения профессиональных программно-методических комплексов, целесообразно проводить на компьютерных фирмах и авторизованных учебных центрах в специализированных технических вузах.


Цели курса повышения квалификации:

  • развитие специальной профессиональной компетентности учителей в области использования прикладных компьютерных технологий и систем инженерной графики (КГ), геометрического моделирования (ГМ) и основ автоматизированного (компьютерного) проектирования;

  • формирование профессиональной компетентности в создании виртуальной учебной среды и электронных средств обеспечения учебного процесса по предмету с использованием лицензионных компьютерных систем КГ и ГМ.


Ожидаемые результаты освоения курса (в логике традиционного, действующего для нынешнего поколения ГОС ВПО, подхода). В результате обучаемый должен:


ЗНАТЬ: современное состояние и перспективы развития компьютерных технологий и систем автоматизированного проектирования инженерной графики и геометрического моделирования в науке и технике.


УМЕТЬ: осуществлять поиск анализу и отбор компонентов КГ и ГМ, которые могут быть использованы в учебном процессе по предмету; разрабатывать графические иллюстрации и компьютерные модели для учебных пособий, презентаций и электронных учебников.


ВЛАДЕТЬ: навыками трудовой деятельности в среде современных систем автоматизированного проектирования; способами и приемами профессиональной работы с актуальными версиями системы КОМПАС, входящей в комплект лицензионного программного обеспечения (ПО) для школ РФ.


ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: о структуре и содержании и тенденциях развития комплексных автоматизированных систем, включающих САПР КОМПАС и их практическом применении в промышленности, науке и технике.


Комплекс компьютерных систем КОМПАС рекомендован к применению в образовательных учреждениях РФ Головным научно-методическим центром по сертификации информационно-программных средств учебного назначения в сфере образования (Инф. Сообщение № 2000-03-01 от 14.03 2000).

В 2008 -2009 гг по программе «Обеспечение лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации», выполняемого в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в ОУ РФ поступил базовый пакет общесистемного и прикладного ПО в состав которого вошла система компьютерной графики и геометрического моделирования КОМПАС 3D. Цель проекта - формирование необходимых условий для эффективного использования стандартного базового пакета программного обеспечения в ОУ РФ.

Учебная система КОМПАС-3D, разработанная крупнейшим российским производителем ПО профессионального назначения фирмой АСКОН, применяется в школах в рамках курсов информатики, физики, черчения, геометрии, основ технологии и проектной деятельности. А также используется опытными педагогами для разработки иллюстративного материала и презентаций, электронных учебных пособий, организации и проведения научных и технических кружков и практикумов.

Профессиональные компьютерные программы и системы АСКОН уже получили самое широкое распространение на промышленных предприятиях и в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования РФ и Самарского региона. Только в
СамГТУ, установлено более 600 лицензионных рабочих мест КОМПАС. Ежегодно проводится всероссийская студенческая олимпиада.

Таким образом, знания методов и средств, определяющих основные функциональные возможности профессиональной компьютерной графики, а также практические навыки владения программно-методическим комплексом КОМПАС, выступают одними их самых актуальных и практически значимых направлений повышения квалификации учителей естественно-научных специальностей и специализаций.

В 2008 г на базе центра компьютерного проектирования ТМ ФМиАТ организован авторизованный учебный центр АСКОН - СамГТУ, позволяющий проводить подготовку и переподготовку специалистов на самом современном ПО и по фирменным методикам производителя, а также проводить сертификацию пользователей и преподавателей.


Разработчик учебной программы: Черепашков Андрей Александрович, к.т.н., доцент ,
сертифицированный преподаватель системы КОМПАС,


руководитель авторизованного учебного центра
АСКОН - СамГТУ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ






СОГЛАСОВАНО:


Министр образования и науки

Самарской области

____________ Овчинников Д.Е.


«____»_____________ 2010г.

м.п.

УТВЕРЖДАЮ:


Ректор СамГТУ, профессор


_____________ Д. Е. Быков


«____»_____________2010г.

м.п.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Прикладная информатика и проектная деятельность
в среде графической системы КОМПАС



Цель: развитие специальной профессиональной компетентности учителей в области использования прикладных компьютерных технологий и систем инженерной графики (КГ), геометрического моделирования (ГМ) и основ автоматизированного (компьютерного) проектирования.

Категория слушателей: учителя средних образовательных школ, лицеев гимназий

Срок обучения: 36 час.

Режим занятий: 6 час. в день




Наименование разделов
и дисциплин


Всего, час.

В том числе

лекции

Практические занятия

Форма
контроля


1

2

3

4

5

6

1

Раздел 1. Введение в компьютерную графику (КГ), моделирование (КМ) и их использование для автоматизации проектной деятельности. Состав и назначение программно-методического комплекса (ПМК) КОМПАС.

4

4




-

2

Раздел 2. КГ и 2D- моделирование в среде КОМПАС.

12

2

10

КСР*

3

Раздел 3. 3D- геометрическое моделирование (ГМ).


10

2

8

КСР*

4

Раздел 4. Применение средств КГ и ГМ в учебном процессе.


10

2

8

КСР*

Итого

36

10

26





* - КСР -контролируемая самостоятельная работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ





УТВЕРЖДАЮ:

Ректор СамГТУ, профессор

___________________ Д.Е. Быков


«____»_____________ 2010г. м.п.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Прикладная информатика и проектная деятельность
в среде графической системы КОМПАС



Цель: развитие специальной профессиональной компетентности учителей в области использования прикладных компьютерных технологий и систем инженерной графики (КГ), геометрического моделирования (ГМ) и основ автоматизированного (компьютерного) проектирования.

Категория слушателей: учителя средних образовательных школ, лицеев гимназий Срок обучения: 36 час.

Режим занятий: 6 час. в день





Наименование разделов
дисциплин и тем


Всего, час.

В том числе

Лекции

Практические занятия

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

1

Раздел 1. Введение в ПМК КОМПАС.

Тема 1. Введение в компьютерную графику (КГ).

Тема 2. Состав и назначение программно-методического комплекса (ПМК) КОМПАС.

4


2


2

4


2


2




-

2

Раздел 2. КГ и 2D- моделирование в среде КОМПАС.

Тема 1. Интерфейс и основные приемы работы пользователя в среде КОМПАС-График.

Тема 2. Методы построения и редактирования 2D -моделей.

Тема 3. Работа с текстовой и табличной информацией в графических пакетах.

12


4


4


4


2


2



10


2


4


4


КСР

3

Раздел 3. 3D- геометрическое моделирование (ГМ).

Тема 1. Методика объемного геометрического моделирования.

Тема 2. Методы построения и редактирования 3D- моделей.

Тема 3. 3D сборки. Моделирование кинематики. Фотореалистика.

10


2


4


4


2


2



8


4


4


КСР

1

2

3

4

5

6

4

Раздел 4. Применение средств КГ и ГМ в учебном процессе.

Тема 1. Электронные учебники и справочные материалы по КОМАС.

Тема 2. Сборники заданий и тестов

по КГ и ГМ.

Тема 3. Подготовка материалов для учебных пособий и презентаций средствами КОМПАС

10


2


2


4


2


2



8


4


4


КСР

Итого

36

10

26






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ




УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
курса «Прикладная информатика и проектная деятельность
в среде графической системы КОМПАС»



Курс ориентирован на освоение обобщенных и систематизированных знаний по заданиям профильного уровня, содержащихся в группе С1-С6 единого государственного экзамена по математике.

Целью курса является:

  • развитие специальной профессиональной компетентности учителей в области использования прикладных компьютерных технологий и систем инженерной графики (КГ), геометрического моделирования (ГМ) и основ автоматизированного (компьютерного) проектирования;

  • формирование профессиональной компетентности в создании виртуальной учебной среды и электронных средств обеспечения учебного процесса по предмету с использованием лицензионных компьютерных систем КГ и ГМ.


Слушатель, освоивший программу, должен:


Обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:


Осуществлять направленный информационный поиск, анализировать и обрабатывать нормативную и техническую информацию в области прикладных компьютерных технологий с целью формирования содержательной части учебных курсов и методических разработок в предметной области обучаемого.


Организовывать и проводить практические и лабораторные занятия по различным учебным курсам, их разделам и темам с использованием ПМК КОМПАС.


Использовать инструментальные средства КОМПАС при выполнении расчетно-графических, иллюстративных и оформительских работ в своей предметной области.


Вести учебно-методическую работу, разрабатывать учебные пособия, программы и планы по различным учебным дисциплинам, использующим соответствующие компоненты ПМК КОМПАС.


Содержание курса


Раздел 1. Введение в компьютерную графику и ПМК КОМПАС


Тема 1. Растровые и векторные компьютерные изображения и модели. Интерактивная компьютерная графика (КГ). Прикладные компьютерные технологии и подсистемы КГ и геометрического моделирования (ГМ) в образовании науке и технике. Стандарты и форматы хранения и передачи графических данных. Технические средства профессиональной компьютерной графики и автоматизации проектирования.


Тема 2. Состав и назначение программно-методических комплексов (ПМК) АСКОН. История создания и перспективы развития ПМК КОМПАС. Сравнительный анализ с отечественными и зарубежными аналогами. Место и задачи ПМК КОМПАС-ГРАФИК и КОМПАС 3D в науке, технике и образовании.


Раздел 2. КГ и 2D- моделирование в среде КОМПАС


Тема 1. Интерфейс и основные приемы работы пользователя в среде КОМПАС-График.

Типы файлов и документов. Принципы организации пользовательского интерфейса. Приемы интерактивной работы в ПМК КОМПАС.


Тема 2. Методы построения и редактирования 2D -моделей. Способы построения плоских геометрических моделей. Графические примитивы. Использование привязок, видов и слоев. Геометрические примитивы и их расширения. Приемы создания и практического использования 2D- моделей.

Редактирование 2D- моделей и документов. Способы выделения объектов. Редактирование формы и расположения объектов. Редактирование параметров. Автоматизация модификации 2D- моделей


Тема 3... Работа с текстовой и табличной информацией в графических пакетах. Размеры и обозначения в электронных документах. Создание и использование видов. Подготовка технических требований. Работа с текстами в Компас-График. Создание и редактирование таблиц. Получение твердых копий изображений.


Раздел 3. 3D- геометрическое моделирование (ГМ).


Тема 1. Методика объемного геометрического моделирования. Каркасные, поверхностные и твердотельные модели. Специфика применения разных типов объемных моделей в различных предметных областях. Гибридные модели. Современная методология объемного геометрического моделирования. Использование истории построения. Синхронное моделирование. Многодельное моделирование. Булевы операции. . Понятие о параметризации геометрических моделей. Приемы работы и примеры использования параметрических моделей.


Тема 2. Методы построения и редактирования 3D- моделей. Интерфейс и практические приемы работы с подсистемой объемного геометрического моделирования. Интерактивные способы построения объемных моделей. Дерево построения. Эскизы и операции. Требования к эскизам. Операции выдавливания, вращения, кинематическая по эскизам Последовательность создания 3D модели. Автоматизация 3D - построений.


Тема 3. Ассоциативные связи между электронными моделями, графическими, текстовыми и табличными документами. Автоматизация получения проекционных видов и сечений с использование электронных моделей изделий. 3D сборки. Сопряжения. Сборочные единицы. Большие сборки и особенности работы с ними. Использование прикладных 3D – библиотек и фрагментов Моделирование кинематики. Фотореалистические модели и изображения.


Раздел 4. Применение средств КГ и ГМ в учебном процессе.


Тема 1. Электронные учебники и справочные материалы по КОМАС. Обзор и анализ содержания электронных источников информации по продукции АСКОН и методам применения КОМПАС в науке технике и образовании. Фирменные и авторские электронные руководства и электронные учебники.


Тема 2. Сборники заданий и тестов по КГ и ГМ. Классификация, обзор и практикум выполнения фирменных сборников упражнений. Опыт разработки заданий и тестов для различных предметных областей. Информационное обеспечение ПМК. Справочники и базы данных.


Тема 3. Подготовка материалов для учебных пособий и презентаций средствами КОМПАС.

Практикум создания и использования 2D и 3D моделей для учебных целей. Использование прикладных и объектно-ориентированных подсистем КОМПАС. Графические библиотеки Использование и создание библиотек фрагментов.

Конвертация графических файлов. Разработка иллюстраций, схем и рисунков средствами КОМПАС.


МЕТОДИЧЕСКИЕ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ


  1. Черепашков А.А. Компьютерная графика и геометрическое моделирование: учеб. пособ., гриф УМО / А.А. Черепашков. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, Самара, 2008 .– 134 с.

  2. В состав ПМК КОМПАС входят фирменные электронные руководства и электронные учебники, сборники упражнений, поставляемые разработчиками.


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ


Автором программы разработан набор заданий и тестов по темам учебного курса, которые представлены и используются в электронной форме.

Единая система сертификации фирмы АСКОН предусматривает сдачу сертификационных экзаменов по централизованно разработанным и утвержденным билетам.

Авторизованный центр обучения АСКОН при СамГТУ имеет проводить подготовку и принимать экзамены на статус «СЕРТИФИЦИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ», «СЕРТИФИЦИРОВАННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ» системы КОМПАС у работников предприятий, учителей школ и преподавателей образовательных учреждений всех уровней.

Слушатели ФПК выполняют контролируемую самостоятельную работу (КСР) работу, демонстрирующую полученные знания, навыки информационного поиска, анализа содержательной информации по тематике программы повышения квалификации, при разработке учебно-тематических планов, методических пособий, а также умения практического использования освоенных компьютерных технологий и систем в прикладной области пользователя.


ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ,
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Компьютерные технологии, моделирование и автоматизированные системы в машиностроении. Учебник для вузов / А.А.Черепашков, Н.В.Носов. – Гриф УМО АМ, Ин-фолио.- 2009 . – 650 с.

  2. Применение программных продуктов КОМПАС в образовании: Сборник трудов международной конференции, Изд-во Гриф и К. -Тула. - 2005, - 436с.

  3. http://ascon.ru/ -официальный сайт ОАО АСКОН

  4. http://edu.ascon.ru/ - сайт «Решения АСКОН в образовании».

  5. http://www.ict.edu.ru/lib/index.php?id_res=6121 - Сборники материалов конференции «Применение ИКТ в подготовке учителя технологии и учителя физики 2010»
    размещены в библиотеке портала «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».



Похожие:

Самарский государственный технический университет iconОбщего и профессионального образования Российской Федерации Самарский государственный технический университет нассиф сулейман Нассиф разработка методики ускоренных
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Самарский государственный технический...
Самарский государственный технический университет iconСамарский государственный технический университет (г о. Самара) 10
Самарский государственный аэрокосмический университет им. С. П. Королёва (г о. Самара) 21
Самарский государственный технический университет iconСамарский государственный технический университет

Самарский государственный технический университет iconИ исторической информатики самарский государственный университет
Программа курса "Историческая информатика" для студентов исторического факультета / Под общ ред д-ра ист наук Л. И. Бородкина; Самарский...
Самарский государственный технический университет iconФгбоу впо «Самарский государственный технический университет» № п/п Студент

Самарский государственный технический университет iconВысшего профессионального образования «самарский государственный технический университет» Утверждаю

Самарский государственный технический университет iconОбразовательный стандарт республики беларусь
Разработан учреждениями образования «Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого», «Брестский государственный...
Самарский государственный технический университет iconСамарский государственный технический университет прика з
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Самарский государственный технический университет icon-
...
Самарский государственный технический университет iconСамарский государственный технический университет утверждено
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница