Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история отечественной культуры»




Скачать 427.77 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «история отечественной культуры»
страница1/3
Дата15.03.2013
Размер427.77 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет философии и культурологии



Рассмотрено и рекомендовано

на заседании кафедры исторической

культурологии

Протокол № 1

«20» сентября 2010г.

Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Штомпель О.М.__________________

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета д.ф.н., проф.

Драч Г.В.

(зам. декана по учебной работе)

___________________________

___________________________



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ»

вузовского компонента цикла ОПД

по специальности 03.14.01 (02.06.00) КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Составитель: доктор культурологии, профессор,

ХМЕЛЕВСКАЯ Г.Б.


Ростов - на - Дону

2010


ОГЛАВЛЕНИЕ


Пояснительная записка…………………………………….3

Учебно-тематический план курса лекций………………..4

Рабочая программа лекций……………………………….5

Обязательная литература к лекционному курсу………..13

Учебно-тематический план семинарских занятий………15

Программа семинарских занятий………………………....15

Экзаменационные вопросы……………………………….22

Темы курсовых и дипломных работ………………………23

Глоссарий……………………………………………………28


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



ЦЕЛЬ курса – раскрыть сущность цивилизационно-культурного кода жизни России и проследить его связь с объективными факторами становления и развития цивилизации и культуры русского народа; проследить историю культуры России в контексте объективно заданного кода ее развития и деятельности правящей и духовной элиты.

ЗАДАЧИ курса - на основе конкретно-исторического, системного и субъектно-исторического методов исследования раскрыть механизмы формирования наиболее эффективных форм цивилизационно-культурной жизни российского общества – кода ее жизни и нравственной доминанты культуры России - соборности.

- Выделить, обосновать и раскрыть сущность, причины и субъектов социо-культурных изменений в основные периоды истории культуры России.

- Рассмотреть инновации правящей и духовной элиты России в каждый из исторических периодов и проследить результаты их воплощения в контексте кода жизни и нравственной доминанты культуры российского общества.

Данный курс завершает цикл лекций по истории мировой культуры. Это позволяет проводить сравнительные параллели и глубоко осмыслить тождество и различие культуры оссии с культурами других народов и объяснять объективные истоки их формирования.

Курс читается в течение двух семестров - четвертого и пятого, состоит из 48 часов лекций и 48 часов семинарских занятий. 1/3 курса читаются в 4-м семестре, 2/3 – в 5-м.

Формы контроля – в конце каждого семестра студенты сдают экзамен.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ


1У СЕМЕСТР

№ модуля КОЛ. ЧАСОВ


I.Теоретические основы изучения истории Отечественной культуры

Основные понятия……………………………………………….……………………4

П.Константы культуры России. Цивилизационно-культурный код жизни

России и его объективные истоки……………………………………………………….4

Ш.Культура Древней русской цивилизации……………………………………………..4

1У. Культура Северо-Восточной Руси в удельные века..…………………..…………...2

У. Культура Московской Руси…………………………………………………………….4

У1.Светская и духовная культура периода возрождения цивилизацион

но-культурного кода России……………………………………………………………4

УП. Культура России между Востоком и Западом………………………………………4

УШ.Социокультурные преобразования Петра Великого в свете кода

и культурной доминанты России……………………………………………………..4

1Х. М.В. Ломоносов и культура России ………………………………………………2


Всего……………………………………………………………………………………32 часа


У СЕМЕСТР


Х.Культура «Золотого века» Екатерины П…………………………………………… 4

Х1. Культура России Х1Х века – века «МЫСЛИ И СЛОВА» ( 1 пол.)……………..4

ХП. Х1Х век. Культура пореформенной России ………………………………………4

ХШ. « Серебряный век» русской культуры (рубеж Х1Х-ХХ вв.)…………………….4

Х1У. Советский проект цивилизационно-культурных преобразований

в контексте кода и доминанты культуры России……………………………………12

ХУ.Современная модернизация и кризис культуры в России: сущность,

Причины, способы преодоления……………………………………………………4


Всего……………………………………………………………………………………. 32 часа


Итого за два семестра …………………………………………………………………..64


ПРОГРАММА ЛЕКЦИЙ


ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИ - 4 часа


Основные цели и задачи курса.

Понятие цивилизации как ступени развития человеческого общества. Основные черты цивилизации.

Понятие культуры как деятельности. Основные виды культурно-воспитательной деятельности и их функции.

Общие черты человеческих индивидов и причины возникновения культуры. Элементарные (фундаментальные, общечеловеческие) пласты культуры.

Специфика субъектно-деятельностного подхода к изучению истории культуры. Проблема субъектов социокультурного процесса. Различие содержания социокультурных функций элиты и народа.

Понятия идеи народа, культурного генотипа , культурных архетипов и характера народа. Проблема истоков их формирования.

Периодизация истории Отечественной культуры.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Как соотносятся характеристики «цивилизации « и «культуры» применительно к современному состоянию человечества?

  2. Какие проблемы цивилизационно-культурного плана возникают в процессе интеграции современного мира (глобализации)?

  3. Какие познавательные и прогностические моменты содержатся в элементарных или базовых уровнях культуры?



ТЕМА П. КОНСТАНТЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. ЦИВИЛИЗАЦИОННО-

КУЛЬТУРНЫЙ КОД РОССИИ И ЕГО ОБЪЕКТИВНЫЕ ИСТОКИ – 4 часа


Понятие кода жизни цивилизации и культуры народы. Специфика цивилизационно-культурного кода жизни России. Нравственная доминанта русской культуры.

Соборность как нравственная доминанта русской культуры. Сущность и истоки формирования.

Императив безопасности как фактор формирования специфического кода жизни, становления цивилизации и культуры русского народа.

Природа России, многомерная модель собственности и община как факторы становления культуры России и ее доминанты – соборности.

Роль Православной морали в формировании- соборности.

Основные черты характера русского народа, историческая и современная наука о механизмах их формирования.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

В чем различие нравственных доминант западноевропейских народов и русского народа?

Какова роль императива безопасности в их формировании?

Является ли общинная форма организации жизни и собственности уникальной русской чертой?

Чем отличаются требования Православия к поведению людей от католических и протестантских?

Какие теоретические положения можно применить для основания положения и развитии религий и высшем характере Христианских норм этики?

Могут ли нормы христианской этики выступать в качестве общечеловеческих в современном мире?


1-й ПЕРИОД


ТЕМА Ш.. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (4 часа)


Общее черты цивилизации в жизни общества Киевской Руси ( земледелие, ремесло, города, государственность; письменность, право, рабовладение, языческие верования, монументальные сооружения).

Причины расцвета Древнерусской цивилизации и культуры.

Языческие верования и мифология славян. Функции жреческого сословия. Космогонический миф и славянский пантеон. Святилища, культы и скульптурные изображения богов. Нравы и ценности героев древнерусского и западноевропейского эпоса и мифологии.

Защита Русской земли как главная социокультурная функция князей и ее роль в формировании ценностей и нравственности правящей элиты Древнерусской цивилизации.

Основные памятники и идеи Древнерусской литературы.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


Причины отличий Древнерусской цивилизации от Древних цивилизаций Востока и Запада?

Сущность различий их кода.

Основные ступени развития языческих верований и структура славянской мифологии.

Каковы общие черты мифологии народов мира и причины их формирования?

Чем различается славянский пантеона от пантеонов культур Востока и Запада ?

В чем отличие характера героев Древнерусского и Западноевропейского эпоса?

Как соотносятся понятия «идея народа» и « нравственная доминанта» культуры?


II-й ПЕРИОД


ТЕМА IV. КУЛЬТУРА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ - 2 часа


Особенности природы Северо-Восточной Руси в X-XIV в.в., ее влияние на характер и мышление русского народа.

Переход к частному владению землей правящей элиты Руси, удельная раздробленность и ее последствия. Изменение деятельности, характера и ценностей правящей элиты в удельные века.

Причины гибели Древнерусской цивилизации и последствия ига Орды для русской культуры.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


1.Чем различаются природные условия Поднепровья и Волго-Окского междуречья?

2.Почему земледельцам Северо-Восточной Руси приходилось быть наблюдательными и самостоятельно изучать особенности природных условий региона?

3. Сохранились ли черты характера русского народа у современного русского человека?


Ш -й ПЕРИОД


ТЕМА V. КУЛЬТУРА МОСКОВСКОЙ РУСИ -4 часа


Геополитические условия становления и развития Московского княжества. Характер, нравы и методы правления московских князей, их роль в «Собирании Руси» и освобождении от монголо-татарского ига.

Природные и внешние условия как фактор формирования общины земледельцев. Ее собственнические функции и значение в формировании соборности. Социокультурная роль крестьянского самоуправления.

Объединение русских земель и освобождение» – основная идея эпохи и её выражения в творчестве Андрея Рублёва.

Роль Православной церкви в духовно-нравственном возрождении народа, объединении и освобождении Руси-России.

Народ – хранитель идеи защиты Русской земли. Культурно-историческая роль Куликовской битвы.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


Как проявлялись геополитические особенности Москвы в становлении ее политическим и культурным центром России?

Как проявилась динамика развития княжеской и крестьянской собственности в природных и внешних условиях России и формировании централизованной власти?

Как дифференцировались собственнические, экономические, административные, социальные и культурные функции крестьянской общины?

В чем состояли преимущества общинного землевладения российского крестьянства по сравнению с частным?

В какой форме выражались идеи в русской иконе ( Символика «Троицы» Андрея Рублева) ?

В чем ее отличие от византийской?


ТЕМА VI. СВЕТСКАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕРИОДА ВОЗРОЖДЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННО-КУЛЬТУРНОГО КОДА РОССИИ - 4 часа


Экономические, политические и психологические предпосылки и идейные истоки возрождениярусской культуры. Идеи «Святой Руси», «Москвы – III Рим…», « «Москвы – наследницы Византии и преемницы власти римских кесарей».

Духовно-нравственное и социокультурное содержание программ «нестяжателей» и «иосифлян». Победа «иосифлян» - начало трагедии русской церкви.

Причины зарождения светской духовной культуры и элиты. Гуманистические идеи Ф. Карпова, Максима Грека, Ивана Пересветова. Начало книгопечатания в России: причины, социокультурные последствия.

Феномен Ивана Грозного в русской историографии. Роль царя Ивана 1У в восстановлении цивилизационно-культурного кода России и нравственной доминанты культуры.

Смутное время России: причины политического и социокультурного кризисов. Способ преодоления .


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Какие международные события и внутренние изменения вызвали рост национального самосознания России?

Каковы главные причины отставания России от Западноевропейских стран?

Какие черты учений русских гуманистов навеяны западноевропейским Возрождением?

Какие параметры цивилизационно-культурного кода жизни России укреплял Иван Грозный?

Чем вызывалась жестокость расправ с вотчинниками и введение опричнины. История оценок ее сущности.

Какие положения произведений Ивана Пересветова были воплощены в правлении Ивана 1У Грозного?


ТЕМА VII. КУЛЬТУРА РОССИИ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ

(4 часа)


«Бунташный» ХУ век и его причины. Социокультурные инновации новой правящей элиты. Сущность и причины закрепощения крестьян в России. «Соборное Уложение» 1649г.

Система образования допетровской Руси. Славяно-Греко-Латинская Академия - первое высшее Духовное учебное заведение России.

Театр в России и его влияние на культуру правящей элиты.

Причины отставания России от стран Европы. Начала западных заимствований. Программы социокультурных преобразований реформ предшественников Петра I: Г. Катошихина, Юрия Крижанича, А.Н. Ордин-Нащокина, князя В.Голицина.

Влияние западной культуры и реформы патриарха Никона. Раскол в Русской церкви и его последствия для культуры России.

Борьба Восточных и Западных влияний в становлении светского образования в России.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


1.Какие направления деятельности правящей элиты вызывали мятежи и восстания?

2.Существовали ли в России объективные причины прикрепления крестьян к земле?

3.Означало ли закрепощение крестьян передачу их в полную собственность дворян?

4.Учитывались ли в программах реформ предшественников Петра 1 отличия объективных условий развития России и Запада Европы?

Какую роль сыграла политика РПЦ в победе в России западной модели образования?


1У-й ПЕРИОД: КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.


ТЕМА VIII. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО В СВЕТЕ КОДА И КУЛЬТУРНОЙ ДОМИНАНТЫ РОССИИ - 4 час)

Причины начала реформ, цели, содержание, идейные истоки реформ Петра I. Содержание и основные этапы инноваций и реформ ( регулярная армия, флот, промышленность.

Социальные инновации - «Табель о рангах» в культурном контексте соборности.

Реформа управления;

Петр 1 и церковь. Развитие личности и всеобщность императива служения.

Создание системы государственного образования: содержание, цели, структура.

Развитие искусства и изменения в повседневной жизни дворянства.

Результаты реформ Петра Великого в оценках современников и потомков.

Оценка преобразований в отечественной историографии и общественной мысли;

Преобразования Петра Великого в контексте цивилизационно-культурного кода и нравственной доминанты России.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


Вводил ли Петр 1 новые формы собственности?

Почему Петр 1 начал осуществление реформ в обратном порядке?

Чем определялся интенсивный характер реформ ?

В чем Россия отставала от стран Запада Европы и чем это грозило стране?

В чем состояла главная черта инноваций Петра 1 в сфере образования?

Какие критерии доказывают необходимость и значимость петровских преобразований?

Докажите, что мотивы преобразований Петра 1 носили общенародный, соборный характер.

В чем состоит ошибочность оценок славянофилами петровских преобразований?

Сохранились ли результаты петровских преобразований до наших дней?

Почему В.О. Ключевский назвал Петра 1 «кредитором российской истории»?


ТЕМА 1Х. М. В. ЛОМОНОСОВ (1711-1765) И КУЛЬТУРА

РОССИИ - 2 часа


  1. . Основные направления и открытия. М.В. Ломоносова в сфере науки.

Всеобщие законы природы; создатель Московского университета; автор 1 плана использования Северного Морского пути; изобретатель новых инструментов и приборов.

Автор первой русской грамматики; первый русский историк; борец с «норманизмом» в объяснении становления русской цивилизации и государственности; поэт и художник.

  1. Вклад Ломоносова М.В. в развитие исторической науки о России.

Критика «норманнской теории происхождения российской государственности» в контексте современного научного знания;

Критика деятельности церкви; Ломоносов о демографической проблеме в России.

  1. Инновации М.В. Ломоносова в сфере русского языка и поэзии.

Основные поэтические произведения, их цель и нравственный смысл.

  1. Деятельность М.В. Ломоносова в контексте доминанты русской культуры –

служения общенародному благу.


У СЕМЕСТР


ТЕМА X. КУЛЬТУРА «ЗОЛОТОГО ВЕКА» ЕКАТЕРИНЫ II -2 часа


Цели, идейные истоки и основные направления социокультурных преобразований Екатерины II. Крестьянский вопрос в «Наказе» Екатерины П и в сознании дворянства.

«Жалованная грамота дворянству» – экономические и социокультурные последствия воплощения. Основные направления развития дворянской культуры: дворянская усадьба, театр, искусство, литература, наука.

Причины углубления культурного раскола в российском обществе.

Инновации в образовании: идейные истоки, цели и результаты воплощения.

Духовно-нравственные искания русских просветителей. Зарождение интеллигенции в России. Н.И. Новиков, А.Н. Радищев – первые интеллигенты России, их идеалы и ценности.

Оценка реформ Екатерины П современниками и потомками.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Почему либеральные идеи Екатерины П не были реализованы в полной мере?

  2. Почему «Наказ» императрицы не нашел применения ?

  3. Почему Екатерина П стала «дворянской императрицей»?

  4. Какие отрицательные последствия имела «Вольная Грамота дворянству» для цивилизационно-культурного развития российского общества?

  5. Почему дворяне не стали фермерами западного типа ?

  6. В чем различие инноваций Петра 1 и Екатерины П в формировании модели собственности и в развитии образования?

  7. В чем проявлялся культурный раскол дворянства с народом?

  8. Почему Екатерину П В.О. Ключевский назвал виновницей крепостного права?

  9. Какую оценку реформам Екатерины П дал А.С. Пушкин?



ТЕМА X1. КУЛЬТУРА РОССИИ XIX ВЕКА – ВЕКА «МЫСЛИ И СЛОВА»

(1-ая ПОЛОВИНА Х1Х в.) - 4 часа


«Опасный» вопрос России - освобождение крестьян в сознании русских царей. Великая Отечественная война 1812 года и духовно-нравственные изменения в обществе. Феномен декабристов: программы, истоки, последствия выступления для русской культуры.

Изменение оценок и отношения к Западноевропейской культуре в сознании правящей и духовной элиты России. Программа «Самодержавие , Православие и Народность» как реакция на западную культуру и программа развития отечественной культуры на собственных основаниях.

Достижения поворота отечественной мысли к русской истории и культуре. «Золотой век русской культуры» в науке, образовании, искусстве..

Становление великой русской литературы.

П.Я. Чаадаев и русское самосознание. Культурологические концепции славянофилов и западников.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Какие объективные и субъективные препятствия стояли на пути освобождения крестьян в России?

В чем были правы декабристы и какие особенности развития российской цивилизации ими игнорировались?

Как повлиял феномен декабристов на культурную политику правящей элиты ?

Почему историки и философы определили Х1Х века веком» Мысли и Слова»?

В каких достижениях науки проявился поворот русских ученых и философов к истории отечественной культуры?

Какие основы в осмыслении развитии отечественной культуры заложили культурологические концепции славянофилов и западников?


ТЕМА XI1. КУЛЬТУРА ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ

(II-Я ПОЛОВИНА Х1Х в.) – 4 часа


Проблема освобождения крестьян в сознании различных сословий российского общества.

Манифест 19 февраля 1861 года: его содержание и социокультурные следствия.

Культура крестьянства пореформенного периода – религиозные верования, мораль, правовое сознание, знания. Основные направления развития культуры: народное образование.

Служение народу – главная идея эпохи и ее реализация в различных сферах жизни российского общества и культуре.

Идея служения народу в творчестве художников-передвижников.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


Какие меры по освобождению крестьян предпринимала правящая элита России начиная с Екатерины П?

Почему экономическое положение крестьян после 1861 г. ухудшилось?

Почему задача служения народу стала главной идеей эпохи?

В чем специфика артельной формы ремесленно-промышленного труда в России?

Какие задачи ставили и решали «Передвижники»?


ТЕМА XШ. «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ)

(Культура России на рубеже XIX-XX веков) - 4 часа


Причины изменения нравственной доминанты и идеалов в среде художественной интеллигенции эпохи «Серебряного века».

Основные направления художественного творчества: символизм, футуризм, акмеизм, «Мир искусства» и др., в контексте нравственной доминанты русской культуры.

Общие черты и всех направлений художественного творчества «Серебряного века».

Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина и влияние модернизации экономической и политической жизни России на творческую интеллигенцию; углубление социокультурного раскола и кризис общества России.

Культуры Серебряного века: Возрождение или декаданс? Оценка его участниками, современниками и потомками.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Какие черты художественного творчества рубежа Х1Х-ХХ столетий дают основания для отождествления его с эпохой Возрождения?

  2. В каком культурном контексте культура Серебряного века предстает как декадентская?

  3. Какие параметры цивилизационно-культурного кода России нарушали реформаторы на рубеже столетий?

  4. Как будут приостановлены нарушения цивилизационно-культурного кода России?

  5. Почему трагично сложится судьба дворянства в реформах на рубеже столетий и в Революции 1917 г.?



У-й ПЕРИОД


ТЕМА X1У. СОВЕТСКИЙ ПРОЕКТ ЦИВИЛИЗАЦИОННО-КУЛЬТУРНЫХ

ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В КОНТЕКСТЕ КОДА И ДОМИНАНТЫ РУССКОЙ

КУЛЬТУРЫ -12 часов


1.Объективные и субъективные причины Октябрьской Революции 1917 года: анализ основных точек зрения .

П..Основные черты Советского проекта: 1). Форма власти. 2). Модель собственности. Триумф и трагедия коллективизации.

3). Принцип распределения материальных и духовных благ.

4). Трудовой Моральный кодекс социалистического общества.


Ш.Основные достижения Советской эпохи и их причины.

Культурная революция Советской эпохи:

  1. Национально-культурная политика большевиков в свете современной науки.

  2. Внутренние причины трагедии Православной церкви.

  3. Трудовой Моральный кодекс в историческом, социальном, культурном и религиозном контекстах.

  4. Исторический, конкретно-исторический и социокультурный смысл и правового феномена «диктатуры пролетариата».

  5. Развитие образования и науки в Советскую эпоху.

  6. Цели и идеалы искусства социалистического реализма. РАПП и борьба идей и людей на литературном фронте.

1У. Внутренние и внешние причины слома Советского проекта.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Каковы причины доминирования оборонной промышленности в советский период развития страны?

Почему утвердились отношения личной зависимости, а не правовые?

В чем специфика советской системы образования и ее содержания?

На какие черты характера русского народа опиралась национальная политика советской элиты?


У1 ПЕРИОД


ТЕМА XV. СОВРЕМЕННАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ И КРИЗИС КУЛЬТУРЫ РОССИЙ: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ - 4 часа


1.Понятие «кризис» и социокультурный кризис. Общие черты кризиса в истории мировой культуры.

П. Перестройка и приватизация общенародной собственности в контексте кода жизни России и нравственной доминанты культуры народа.

Ш. Западная модель собственности в пространстве культуры России как причина конфликта ценностей и современного ее кризиса.

1.Состояние религиозного сознания и роль церкви в жизни общества;

2.Деградация нравственности различных слоев общества;

3.Состояние правовой системы: ожидания и реалии.

4.Модернизация советской системы образования приобретения и потери. Цели современного образования;

5. Цели, идеалы и содержание деятельности современного искусства.

1У. Способы преодоления кризиса: опыт всемирной и отечественной истории. Современная научная мысль о способах преодоления кризиса и возрождения Отечественной культуры.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА К ЛЕКЦИЯМ


Власть и художественная интеллигенция. Документы 1917-1953 гг. М., 1999.

История Советского крестьянства. Т., М., 1986.

Истрия России ХХ- нач. ХХ! В. (Под ред. Ак. Милова Л.В.

Ключевский В.О. Курс русской истории. М.,1989.

Карамзин Н.М. История государства Российского. В 6 кн. ,.М., 1993.

Костомаров Н.И. Исторические монографии и иследования.-М.,1990.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен в 15 кн.,- М.,1959-1966.

Татищев В.Н. История Российская. В 2-тт.-М.,1963.

Заичкин И.А., Почкаев П.Н.Русская история. Ч.1,П.М.,1993,1994.

История культуры России под ред.Добрынина В.И. –М.,1991.

Культурология /Под ред. Добрынина В.И./ М.,1993.

Культурология. /под ред.проф.Драча Г.В./Ростов-на-Дону,2005.

Русское православие. Вехи истории. М.,1989.

Л.И.Семенникова. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994.

Ю..С. Степанов. Константы. Словарь русской культуры. М.,1997.

И.В.Можайскова. Духовный образ Русской цивилизации и судьба России. Ч. 1-1У. М. 2001-2002.

Артановский С.Н. На перекрёстке идей и цивилизаций. – СПб., 1994г.

Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. – М., 1990.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. //Бердяев Н.А. Соч. – М., 1994.

Бердяев Н.А. Новое средневековье Размышление о судьбе России и Европы.//Бердяев Н.А. Соч. в 2 тт. – М., 1994.

Бессонов Б.Н. Судьба России. Взгляд русских мыслителей. – М., 1993.

Вехи. Интеллигенция в России 1909-1910. - М.,1991.

В поисках своего пути. Россия между Европой и Азией.Ч.1-П. Хрестоматия. М.,1994.

Вдовин А.И. Русские в ХХ веке. М., 2004.

Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М.,1988.

Геде А. Философия кризиса. М., 1978.

Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М.,1994.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.,1991.

Из глубины. Сб. ст. о русской революции. – М.,1990

Касьянова К. о русском национальном характере – М.,1994.

Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Ст. по философии русской истории и культуры. – М.,1989.

Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. В 2-х кн. М., 2002.

Милов Л.В.Великоросский пахарь и особенности российского процесса. М., 1998.

Россия и ее «колонии». Как Грузия, Украина, Прибалтика и др..респ. вошли в состав России М., 2007.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб.,1994.

Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3 тт. – Таллин.,1992

Лосский Н.О. Характер русского народа //Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М.,1991.

Мединский В.Р. О русском рабстве, грязи и «тюрьме народов». М., 2008

.Очерки по истории русской культуры. XIII-II-ая пол. XIX вв. – М.,1969-1976., - 1990.

Пайпс Р. Россия при старом режиме. – М.,1993.

Пыхалов И. За что Сталин выселял народы? М., 2008.

Россия и ее «колонии». Как Грузия, Украина, Молдавия, Прибалтика и Средняя Азия вошли в состав России. , М., 2007.

Россия между Европой и Азией. Антология. –М.,1993.

Русская философия собственности XVIII-XX в.в.-СБб.,1993.

Трагедия великой державы. Национальный вопрос и распад Советского Союза. М., 2005.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Хмелевская Г.Б. Доминанта цивилизац.-культур. процесса и идея русского народа. Ростов-н/Д., 2004.

Шевякин А.П. Разгром Советской державы. От «оттепели» до «перестройки». Новый ракурс. М., 2005

Штомпель О.М. Социокультурный кризис. Ростов-н/Д., 1999.


ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


У семестр


Темы семинаров кол./ч. самост. р.


1.. Культура «Золотого века» Екатерины П………………… 4………..2


П.Культура России Х1Х века- века «Мысли и Слова»

(1-я половина) ………………………………………………2……….2

Ш. Главные идеи и задачи культуры пореформенного

периода ……………………………………………………4……….2

1У.»Серебряный век культуры России…..……..... ………… 4 …….. 2


У. Культура Советской эпохи…………………………………..6………..-

У1. История социокультурных кризисов в России и

способы их преодоления ………………………………………4………-

Всего …………………………………………………….……… 24..…… 8


ИТОГО …………..32 часа





ТЕМА 1. КУЛЬТУРА «ЗОЛОТОГО ВЕКА» ЕКАТЕРИНЫ II -4 часа

( 2 часа -самост. работа)


1.Освобождение дворянства и его последствия для культуры России.

2.Причины и проявления культурного раскола между дворянством и народом.

3.Инновации Екатерины П в сфере образования и культуры. «Новая порода» людей - идейные истоки и воплощение.

4.. Художники ХУШ в. И основные идеалы творчества.

.


Литература


Анисимов Е.В., «Россия в середине XVIII в. Борьба за наследие Петра 1», - М., 1986.

Гордин Я., «Меж рабством и свободой», - Спб., 1994.

«Екатерина II», Сочинения, - М., 1990.

Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанная им для своих потомков. 1738-1793/ А. Болотов. Жизнь и приключения…М. 1995.

«Записки и воспоминания русских женщин XVIII-I пол.XIX вв.»,-М., 1990.

Каменский А.Б., «Под сенью Екатерины...», - Спб., 1992.

Ключевский В.О., Указ. соч., Т.У., - М., 1989.

Лотман Ю.М., «Беседы о русской культуре», - Спб., 1994.

«Очерки Русской культуры XVIII в.», ч. 1-4, - М., 1985-1990.

Чайковская О., «Как любопытный скиф...», - М., 1990.

Чистов К.В., «Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX вв.», - М., 1967.

Чурмачева М.Д., «Крепостная интеллигенция в России», - М., 1983.

Штранге М.М., «Демократическая интеллигенция в России XVIII в.», - М., 1965.

Хмелевская Г.Б. Доминанта цивилизационно-культурного процесса и идея русского народа. Ростов-на-Дону. 2003.


ТЕМА П. КУЛЬТУРА РОССИИ XIX ВЕКА - ВЕКА «МЫСЛИ И СЛОВА»

(1-я половина века) - 2 часа + 2 – самост. работа


1. Государственная Программа «Самодержавие, православие и народность». Истоки и роль в развитии культуры России.

2.Развитие мысли (науки) в России: естествознание и обществознание.

3. культурологические программы славянофилов и западников.

4. Расцвет русской литературы и других искусств.


Литература


  1. Гордин Я., «Мятеж реформаторов 14 дек. 1825 г.», - Спб., 1995.

  2. Греч Н.И., «Записки о моей жизни», - М., 1990.

  3. «В поисках своего пути. Россия между Европой и Азией». Хрестоматия. М., 1994, ч.1.

  4. «Декабристы и русская культура», - М., 1975.

  5. Левандовский А.А., «Время Грановского. У истоков формирования русской интеллигенции», М., 1990.

  6. Ключевский В.О., Указ. соч., Т.У., - М., 1989.

  7. Познанский В.В., «Очерки русской культуры 1 пол. XIX в.» М., 1975.

  8. Павлова Г.Е., «Организация науки в России в 1 пол. XIX в.», М., 1990.

  9. «Россия первой пол. XIX в. глазами иностранцев», Л., 1991.

  10. Сокрутенко Е.Е.«Русская литература XIX в.», Киев, 1968.

  11. Стернин Г.Ю. «Художественная жизнь России сер. XIX в.», - М., 1991.

  12. Цимбаев Н.И. «Славянофильство», - М., 1986.

  13. Цимбаев Н.И. Славянофилы и Западники//Страницы минувшего. М., 1991.

  14. Сарабьянов Д. «Русская живопись XIX в. среди европейских школ», - М., 1980.

  15. Эйдельман Н.Я. «Из потаённой истории России XVIII-XIX вв.» -М.,1993.



ТЕМА 11 ГЛАВНЫЕ ИДЕИ И . ЗАДАЧИ КУЛЬТУРЫ ПОРЕФОРМЕННОГО

ПЕРИОДА - 4 часа+2 – самост. работа


Освобождение крестьян. Культура российского крестьянства пореформенного периода.

Служение народу - основная идея пореформенной культуры . Ее реализация в творчестве «Передвижников».


Литература


Бурлина Е., «Город. Страна. Планета. Модели гуманизма в художественной культуре», - Самара, 1995.

Витте С.Ю., «Воспоминания», - М., 1990.

Гамберг-Вержбинская Э., «Передвижники», - Л., 1970.

«Мир русской деревни», - М., 1991.

Дмитриева Н.А., «Краткая история искусств», - М., 1993.

«История русского искусства в 3-х т.», т.2, - М., 1994.

Кавелин К.Д., «Дворянство и освобождение крестьян»/Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М., 1989.

Касьянова К., «О русском национальном характере», - М., 1994.

Ключевский В.О., «указ. соч.», Т.У., - М., 1989.

«Народ и интеллигенция», - М., 1991.

«Очерки истории русской культуры II пол. XIX в.», - М., 1976.

Рогинская Ф.С., «Товарищество передвижных художественных выставок. Исторические очерки», М., 1989.

Стасов В.В. «Изб. Соч. Живопись, скульптура, музыка», М., 1952. Т .1-3.

Стернин Г.Ю., «Художественная жизнь России середины XIX в.», - М., 1991.

Успенский Г.И., «Власть земли». Избр. Соч. М., 1990.

Эйдельман Н.Я., «Революция сверху» в России. М., 1985.

Энгельгардт А.Н., «Из деревни. 12 писем 1872-1887». М., 1985.




ТЕМА 1У. «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» КУЛЬТУРЫ РОССИИ -

(РУБЕЖ Х1Х-ХХ вв.) -42 часа + 2 самост. работа



Социально-экономические причины изменения социокультурных ориентаций и идеи в творчестве столичной художественной интеллигенции на рубеже Х1Х-Хх веков. «Раскол социального тела» (А. Тойнби) и взаимоотчуждение всех сословий российского общества.

Основные направления: цели, ценности, видение будущего России.

Общие черты, идеалы и ценности новых направлений художественного творчества в искусстве данного периода.

Предчувствие надвигающейся социокультурной катастрофы. Предостережение общества мыслящей элитой России.


Литература


  1. Белый А., «На рубеже веков. Начало века. Между двух революций», Сер. Литер. мемуаров в 3 тт., М., 1969 -1990.

  2. «В раздумьях о России XIX в.», М., 1996.

  3. «Вехи. Интеллигенция в России 1909-1910», М., 1991.

  4. «Воспоминания о Серебряном веке», М., 1993.

  5. Дмитриева С.С., «Очерки истории русской культуры нач. XX в.». М., 1985.

  6. Дякин В.С., «Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907-1910 г.г.», Л., 1978.

  7. Крамской об искусстве. М., 1988.

  8. Недовшивин Прогулки по Серебряному веку. СПб., 2004.

  9. Павлов Ю.М. Художественная концепция личности в русской и русскоязычной литературе.

  10. «Поэтические течения в русской литературе конца XIX нач. XX в.», Хрестом. М., 1988.

  11. Карелин А.П. Дворянство в пореформенной России 1861- 1904 гг. М., 1972.

  12. Островский М.В. П.А. Столыпин и его время, Новос. 1992.

  13. Рапацкая Л.А., «Искусство Серебрянного века», М., 1996.

  14. «Россия на рубеже веков: исторические портреты», М., 1991.

  15. Стернин Г.Ю., «Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX вв.», М., 1970.

  16. Тойнби А., «Постижение истории», - М., 1991. Раздел «Надлом».

  17. «Реформы или революция? Россия 1861-1917 г.г.», - Спб., 1992.

Хотуев В.В. Петр Столыпин. Трагедия России. Смоленск, 1998.

Хмелевская Г.Б. Хмелевская Г.Б. Доминанта цивилизационно-культурного процесса и идея русского народа. Ростов-на-Дону. 2004.






  1   2   3

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история отечественной культуры» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История отечественной культуры»
Организационно-методическое описание учебного курса «История отечественной культуры»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история отечественной культуры» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «история культуры и искусства»
Учебно-методического комплекса (умк) Учебной дисциплины “история культуры и искусства”
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история отечественной культуры» iconУчебно-методический комплекс дисциплины история отечественной журналистики (1702-1917) Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «История отечественной журналистики (1702–1917)» / сост. Л. В. Овчинникова. – М. Импэ им....
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история отечественной культуры» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «культурология»
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология....
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история отечественной культуры» iconУчебно-методический комплекс по курсу «История мировой и отечественной культуры» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта
Ббк дневного отделения специальности «История» по «Истории мировой и отечественной культуры» рекомендован кафедрой новой и новейшей...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история отечественной культуры» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русской философии»
Настоящее пособие – учебно-методический комплекс, рассчитанный на использование при изучении студентами университетов годового курса...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история отечественной культуры» iconУчебно-методический комплекс дисциплины история мировой и отечественной культуры (зарная культура) Урюпинск 2009 Федеральное агентство по образованию Российской Федерации гоу впо «Волгоградский государственный университет»
Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, направления...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история отечественной культуры» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая история стран Европы и Америки»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история отечественной культуры» iconИстория культуры башкортостана учебно-методический комплекс для всех специальностей всех форм обучения
История культуры Башкортостана: Учебно-методический комплекс / Авт сост.: С. А. Халфин. – Уфа: Уфимск гос академия экономики и сервиса,...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история отечественной культуры» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «теория культуры»
Динамика культуры. Принципы типологии культуры. Культурогенез; культура и природа; культура и язык; культура и общество; социальное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница