Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?




Скачать 172.3 Kb.
НазваниеКак подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?
Дата15.03.2013
Размер172.3 Kb.
ТипВопрос
Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?

 

Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

•    необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;

•    специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

В связи с этим метод проектов начинаю реализовывать со 2 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности (ОУУН), привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

Формирование ОУУН осуществляю в рамках урочной деятельности, поскольку в нашей школе не выделяются часы на кружки и факультативы.

В рамках традиционных учебных занятий использую:

•    проблемное введение в тему урока;

•    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•    выдвижение идеи (мозговой штурм);

•    постановку вопроса (поиск гипотезы);

•    формулировку предположения (гипотезы);

•    обоснованный выбор способа выполнения задания;

•    составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

•    поиск дополнительной литературы;

•    подготовку доклада (сообщения);

•    самоанализ и самооценку, рефлексию;

•    поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности:

•   оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);

•   классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);

•   определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);

•   доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).

Например:

1. Выделение признаков.

а) Какую форму имеет фигура          ? Почему эта фигура является треугольником?

б) Назовите признаки числа 27.

в) Назовите признаки весны.

г) Назовите признаки слова «карандаш».

2. Сравнение двух и более предметов.

а) Чем похожи слова: кит и кот? Чем они отличаются?

б) Найдите общие и отличительные признаки чисел: 5 и 50?

в) Назовите общие признаки кошки и собаки.

3. Выделение существенных признаков: назовите существенный признак карандаша и т.д.

4. Классификация.

а) На какие три группы можно разделить слова: мама, ведро, дуб, пень, окно, ель, чашка, солнце, папа.

б) На какие две группы можно разделить числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10?

в) Назови каждую группу одним словом:

Татьяна, Ольга, Анна, Юлия.

Понедельник, вторник, четверг, суббота.

2, 4, 6, 8.

г) Продолжи начатое перечисление и назови группу одним словом:

грабли, лопата, ….; зима, весна, …; 1, 3, 5, … .

5. Родо-видовые отношения.

а) Найди пары подходящих слов по образцу: тополь – дерево; один – число; существительное – часть речи.

б) Чего больше: ежей или животных?

в) Игра по типу «Рыбы, птицы, звери».

г) Закончи предложение:

Хлебница – эта посуда для … .

Глагол – это часть речи, которая … .

Четное число – это число, которое … .

д) В каждом предложении поменять местами подлежащее и сказуемое. Определить, какое из новых предложений будет верным.

Щенок – это маленькая собака.

Щенок – это детеныш собаки.

6. Простейшие умозаключения.

Закончи предложение:

Все березы – деревья. Все деревья – растения. Значит, …

Названия городов – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Следовательно, …

На уроках русского языка, риторики дети учатся составлять тексты различных видов (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение), овладевают основами оратора, навыками подготовки устного и письменного сообщения.

Формирование умений и навыков проектной деятельности можно осуществлять и в рамках проведения консультаций, проектной деятельности.

Например:

Примерное планирование консультативных занятий в проектной группе

 

 

Этап

 



 

консультаций

Тема консультации

Кол – во

часов

Планирование деятельности

1.

 

2.

 

 

 

3.

4.

 

Как работать в команде? Ролевая игра «Необыкновенный аквариум». Распределение ролей в группе.

От проблемы к цели (ситуация, проблема, задачи, ресурсы). Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта.

Планирование деятельности в рамках текущего проекта.

Алгоритм работы со справочной литературой и каталогами, правила поиска информации в сети Интернет.

1

 

1

 

 

 

1

1

Осуществление деятельности по решению проблемы

1.

2.

 

 

3.

 

4.

Способы первичной обработки информации, ее хранения.

Основы логики: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия, обобщения, умозаключения. Анализ информации.

Доказательство. Опровержение. Дискуссия. Представление позиции.

Формирование проектной папки по проблеме.

1

1

 

 

1

 

1

Презентация результатов

1.

2.

 

 3.

 

4.

Оформление проектной папки.

Планирование публичного выступления. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».

Как лучше подготовить презентацию продукта? Сценарий презентации.

«Репетиция, репетиция, репетиция!»

1

1

 

 

1

 

1

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

1.

2.

 

 

3.

4.

Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.

Способы преодоления трудностей.  

Подведение итогов работы проектной группы (пожелания, замечания, планирование). Работа с рабочими листами «портфолио проекта».

1

1

 

 

1

1

 

 

Подарите звезду:

9.59184

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 9.6 (49 голосов)

Методический инструментарий проектной деятельности

Методический инструментарий проектной деятельности - это памятки для учащихся и их родителей, карты памяти, словарики, "банк идей" (список возможных тем проектов), образцы лучших проектов и т.д.

С некоторыми материалами Вы можете познакомиться здесь:

Подарите звезду:

9.86538

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 9.9 (52 голоса)

Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом

 

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.

 

Например, на уроке русского языка в 4 классе погружение в проект «Справочник по проверке слов с непроверяемым написанием» и постановку задач можно организовать следующим образом.

В начале урока проводится словарная работа со словами с безударными гласными в корне.

- На какие две группы можно разделить безударные гласные? (Проверяемые и непроверяемые).

- Как мы проверяем в слове написание проверяемой безударной гласной? (Подбираем однокоренное слово или форму слова с ударной гласной.)

- А можем ли мы проверить непроверяемые безударные гласные?

- Знакомство с этимологическими словарями русского языка позволит вам узнать историю русских и заимствованных слов, найти способ проверки слов с непроверяемым написанием, а составленные словари-справочники окажут помощь вашим друзьям.

Кроме того, вы научитесь:

1) работать с научной литературой,

2) проводить исследования;

3) кратко излагать свои мысли устно и письменно;

4) составлять словари-справочники.

Результаты ваших исследований, а также изготовленные вами справочники мы поместим в школьной библиотеке.

 

 

 

Подарите звезду:

9.2

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 9.2 (10 голосов)

Общие правила для педагогов – руководителей проектов

• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

• В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.

• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

• Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.

• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

• Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.

• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

• Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.

• Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.

• Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.

• Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

• Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

• Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.

• Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

• Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.

 


Организация работы над проектами.

Как и любая деятельность, проектная деятельность имеет свои этапы. Ниже представлена таблица, в которой раскрываются цели и задачи каждого этапа, содержание деятельности педагогов, учащихся и их родителей.

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

•  проблему проекта;

•  сюжетную ситуацию;

•  цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

•  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей.

2. Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

•  различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

•  распределить роли в группах;

•  спланировать деятельность по решению задач проекта;

•  продумать возможные формы презентации результатов проекта;

•  продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:  

•  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

•  распределение ролей в группе;

•  планирование работы; 

•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

•  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

•  обобщает и резюмирует полученные результаты;

•  подводит итоги обучения;

•  оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

•  акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  найденный способ решения проблемы;

•  рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

Оценочный лист проекта



п/п

Параметры оценивания

 Ф.И. учащегося

Ф.И. учащегося

Ф.И. учащегося

 1.

 Актуальность выбранной темы

 

 

 

 2.

 Глубина раскрытия темы

 

 

 

 3.

 Практическая ценность проекта

 

 

 

 4.

 Композиционная стройность

 

 

 

 5.

Логика изложения

 

 

 

 6.

 Соответствие плану

 

 

 

 7.

 Обоснованность выводов

 

 

 

 8.

 Правильность и грамотность оформления

 

 

 

 9.

 Аккуратность и дизайн оформления

 

 

 

10.

Самостоятельность при выполнении работы

 

 

 

11.

Использование собственных (авторских) материалов

 

 

 

12.

Содержательность приложения

 

 

 

13.

Источники и полнота их использования

 

 

 

14.

Сценарий защиты (логика изложения)

 

 

 

15.

Грамотное построение доклада

 

 

 

16.

Умение изложить самое интересное и ценное

 

 

 

17.

Владение материалом

 

 

 

18.

Умение отвечать на вопросы

 

 

 

19.

Умение защищать свою точку зрения

 

 

 

20.

Владение аудиторией при защите

 

 

 

21.

Итоговая оценка

 

 

 

Подарите звезду:

9.78571

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 9.8 (28 голосов)

ВИЗИТКИ успешно реализованных проектов для учеников начальных классов

В этом разделе собираем примеры успешно реализованных проектов.

Примерный шаблон визитки:

Автор (соавторы)

Название проекта

Предметная область

Возраст участников проекта

Цели\результаты обучения

Продолжительность проекта

Ход проекта (поэтапно)

Продукт проекта (что создадут дети в результате)

Материалы проекта (установочная презентация, буклеты, инструкции, обучающие материалы, рекомендуемые ресурсы и прочее)

Контроль и оценивание

Ресурсы

  • техника

  • интернет-сервисы

  • печатные материалы

Похожие:

Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности? iconПеречень и аннотация элективных курсов профильной экологической школы Педагог Фролова Галина Ивановна Основы проектно-исследовательской деятельности (1,5 часа)
Метод проектов. Проектная деятельность учащихся. Проектно-исследовательская деятельность. Учебное исследование и научное исследование....
Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности? iconИтоги проектно-исследовательской деятельности школьного научного общества учащихся гбоу сош №867 в 2011-2012 учебном году
Итоги проектно-исследовательской деятельности школьного научного общества учащихся
Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности? iconПроектная работа
Организация проектно-исследовательской деятельности как путь формирования ключевых компетенций
Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности? iconПояснительная записка Программа проектно-исследовательской деятельности школьников старшего школьного возраста по экологии «Я в согласии с природой»
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности? iconИнтеграция проектно-исследовательской деятельности учащихся старшей школы по истории и литературе как одно из условий формирования общекультурной компетентности

Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности? iconПрезентация проектно-исследовательской деятельности «Химия в повседневной жизни»

Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности? iconПрограмма семинара
«Использование информационных технологий в проектно-исследовательской деятельности образовательного учреждения»
Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности? iconЛитература введение
Проект детской сетевой экологической организации является результатом проектно-исследовательской деятельности ученицы 11 класса Асаковской...
Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности? iconЯковина Л. А., учитель начальных классов
Главная идея проектно-исследовательской деятельности младших школьников направленность учебно познавательной деятельности на результат,...
Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности? iconРеферат по литературе как форма учебно-исследовательской деятельности учащихся
Руководители несут ответственность за качество и содержание исследовательской работы ученика. 10
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница