Рабочая программа дисциплины компьютерные технологии в науке и образовании (блок «дн (М). Hp -2»




Скачать 176.67 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины компьютерные технологии в науке и образовании (блок «дн (М). Hp -2»
Луканов А С
Дата конвертации31.08.2012
Размер176.67 Kb.
ТипРабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Механико-математический факультет


Кафедра безопасности информационных систем





УТВЕРЖДАЮ





Проректор по учебной работе




________________В.П. Гарькин




«____»_______________ 2010 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Компьютерные технологии в науке и образовании


(блок « ДН (М).HP-2 »; раздел «национально-региональный»; магистерская программа 521408 – Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности по направлению 030500.68 Юриспруденция


Самара

2010

Рабочая программа дисциплины составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 030500.68 – Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).
Составитель рабочей программы дисциплины:
Ведущий преподаватель дисциплины: доцент каф. информатики и вычислительной математики, к. ф.-м. н., доцент, Луканов А.С.

Рецензент: доцент каф. ИиВМ, к. ф.-м. н., Сиников В.М.


УМК утвержден на заседании кафедры информатики и вычислительной математики (протокол № от _____________ 2010 г.)


Заведующий кафедрой

____ _____________ 2010 г. _______________ Лазарева В.А.


СОГЛАСОВАНО


Декан

факультета

____ _____________ 2010 г. _______________ Напреенко А. А.


СОГЛАСОВАНО


Начальник

методического отдела

____ _____________ 2010 г. _______________ Н.В. Соловова


ОДОБРЕНО

Председатель

методической

комиссии факультета

«___» ____________2008 г. _____________

1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины – изучить современные информационные технологии с целью их практического (прикладного) применения в научной, производственной и преподавательской деятельности специалиста.

Задачи дисциплины: дать студентам профессиональные знания, которые позволят им на практике использовать информационные технологии в научной, производственной и преподавательской деятельности.

1.2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны

Иметь представление:

  • о предмете «Компьютерные технологии в науке и образовании», о его роли и месте в цикле компьютерных дисциплин и в современном мире;

  • о назначении, основных функциях, общей схеме организации и общих принципах построения информационных систем;

  • о современных алгоритмах компьютерной математики;

  • о применении развитии и реализации математически сложных алгоритмов в современных специализированных программных комплексах, применяемых в юриспруденции.

Знать:

  • структуру системного и прикладного программного обеспечения;

  • назначение и возможности информационных технологий для проведения научно-исследовательской деятельности в юриспруденции;

  • основные направления использования компьютерных технологий в образовании;

  • назначение и возможности информационных технологий для разработки электронных образовательных ресурсов для использования в процессе преподавания дисциплин юриспруденции;

  • основные методы работы с сетью Интернет;

  • назначение и возможности специализированных ИС из класса «Дистанционное обучение».

Уметь:

  • использовать компьютер в юридических методах исследования;

  • вести научно-исследовательскую деятельность с использованием реализовать программно-информационное обеспечение научной, исследовательской и проектно-конструкторской деятельностью;

  • преподавать дисциплины юриспруденции с активным и эффективным использованием современных информационных технологий;

  • эффективно использовать технологии и ресурсы Интернет;

  • грамотно использовать в своей профессиональной деятельности справочно-правовые системы и другие специализированные программы.


1.3.Связь с предшествующими дисциплинами

Для успешного освоения курса студенты должны быть знакомы с основами информатики и математики, архитектурой ЭВМ, должны знать средства и алгоритмы представления, хранения и обработки текстовой и числовой информации, т.е. базовый курс «Информатика и математика».


1.4.Связь с последующими дисциплинами

Знания и практические умения, полученные в результате изучения данной дисциплины, в дальнейшем применяются при изучении дисциплин общепрофессионального блока и дисциплин специализации.


2. Содержание дисциплины


2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Очная форма обучения, дневное отделение (9 семестр — зачет)


Вид учебных занятий

Часы



Всего аудиторных занятий


36

Лекции

14

Семинары

0

Лабораторные занятия

22
Всего часов самостоятельной работы

64

Подготовка к отчетам по лабораторным работам

46

Решение задач

0

Подготовка к зачету

18

Подготовка к экзамену

0
Всего часов по дисциплине

100
Итого:







    1. Разделы дисциплины и виды занятий




п/п
Название раздела, дисциплины

Количество часов

Лекции

Семинары

Лаб. занятия

1

Понятие и классификация информационных систем.

2

0

0

2

Обзор современных информационных технологий.

4

0

0

3

Информатизация общества и проблема образования.

2

0

0

4

Метод математического моделирования и СИТ.

4




8

5

Интернет, как образовательный ресурс.

4

0

10

6

Академические базы данных и базы знаний.

2

0

2

7

Принципы построения баз знаний с использованием достижений теории искусственного интеллекта.

4

0

0

8

Использовании дистанционных образова-тельных технологий в процессе обучения.

4

0

8

9

Методические и методологические аспекты разработки электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

4

0

4

10

Информационные технологии, как инструмент для проведения современных научных исследований в юриспруденции.

6




4

2.3. Лекционный курс


  1. Понятие и классификация информационных систем. Понятие информационных систем. Примеры ИС. Классификация информационных систем (ИС) по архитектуре. Классификация ИС по типу обработке данных. Классификация ИС по сфере применения. АСУ, АИВС, СППР, обучающие ИС. (2 часа)

  2. Обзор современных информационных технологий. Понятие компьютера Фон-Неймановского типа. Основные принципы Фон-Неймана. Определение компьютера. Конфигурация компьютера. Обзор операционных систем и платформ. Сетевый информационные технологии. Базы данных. Офисные технологии. Специализированые пакеты прикладных программ для юристов, обзор. ГАРАНТ, Консультант+ и др. (4 часа)

  3. Информатизация общества и проблема образования. Концепция опережающего образования – ответ на вызовы XXI – го века. Основные положения концепции опережающего образования и их роль в развитии процесса информатизации общества. Информатизация образования как фундаментальная проблема современности. Новое понимание целей и задач информатизации образования и основные пути их решения. Информационная ориентация содержания образования. Информатизация образования как средство повышения эффективности образовательного процесса. Система Matlab 6.0 в науке и образовании (http://www.bitex.ru). Педагогическая информатика, ее основные цели, задачи и направления развития. (2 часа)

  4. Метод математического моделирования и СИТ. Основные этапы МММ. Построение информационной модели на базе математической модели. Применение математических методов и вычислительной техники в юриспруденции. Математические модели в юриспруденции. Примеры. (4 часа)

  5. Интернет, как образовательный ресурс. Понятие Интернет. Основные подпространтва и сервисы Интернет. Web2.0 и Web3.0. Информационное обеспечение системы образования. Развитие информационных сетей в интересах системы образования. Федеральная университетская компьютерная сеть России RUNNet (http://www.runnet.ru). (4 часа)

  6. Академические базы данных и базы знаний. Стандарты архитектуры для технологии образовательных систем (Learning Technology Systems Architecture – LTSA). Примеры ресурсов. (2 часа)

  7. Принципы построения баз знаний с использованием достижений теории искусственного интеллекта. Понятие базы знаний. Структура информационной системы типа База Знаний. Понятие знания. Основные функции ИС БЗ. Поэтапный переход к системам искусственного интеллекта. (4 часа)

  8. Использовании дистанционных образовательных технологий в процессе обучения. Понятие дистанционного образования. Дистанционное образование как метод расширения образовательного пространства (http://www.ido.ru). Современное состояние и перспективы развития дистанционного образования в России. Система дистанционного образования «Прометей». Международная Академия Открытого Образования (http://www.maoo.ru). (4 часа)

  9. Методические и методологические аспекты разработки электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Типы образовательных ресурсов. Понятие электронного образовательного ресурса. Мультимедийные технологии в образовании. Методологические проблемы использования ЭОР в процессе обучения. (4 часа)

  10. Информационные технологии, как инструмент для проведения современных научных исследований. Информационное обеспечение научных исследований. Три основные составляющие процесса моделирования: физическая модель, математическая модель, компьютерная модель. Иерархия моделей, их взаимодействие и наполнение. Информационное обеспечение процесса моделирования. Вычислительный эксперимент как составная часть компьютерной модели. Согласованность компьютерной модели и вычислительных систем. Методы искусственного интеллекта в научных исследованиях. Визуализация научных исследований. (6 часов)




    1. Лабораторный практикум




п/п

Название раздела, дисциплины

Лаб. Занятия

1

Интернет, как образовательный ресурс.

4

2

Web 2.0 и образование.

6

3

Академические базы данных и базы знаний.

2

4

Использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения.

10

5

Интерфейс, назначение и возможности специализированных пакетов для юристов.

6

6

Интерфейс, назначение и возможности специализированных пакетов для решения задач юриспруденции.

4

7

Методические и методологические аспекты разработки электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

4


Лабораторная работа № 1. Интернет, как образовательный ресурс. Сервисы интернет. Технология поиска в Интернет. Образовательные ресурсы Интернет.

Лабораторная работа № 2. Web 2.0 и образование. Научные форумы. Виртуальные конференции и семинары. Текстовое, голосовое и визуальное общение через континенты. Блоги. Вики-среды. Сетевое анкетирование и тестирование.

Лабораторная работа № 3. Академические базы данных и базы знаний. Структура академических образовательных ресурсов. Примеры ресурсов.

Лабораторная работа № 4. Использовании дистанционных образова-тельных технологий в процессе обучения. Назначение, интерфейс и возможности модулярной объектно-ориентированной динамической обучающей среды - Moodle. Работа в среде специализированной системы дистанционного образования СамГУ на платформе Moodle. Разработка учебных курсов и тестов.

Лабораторная работа № 5. Интерфейс, назначение и возможности специализированных пакетов для юристов. Назначение, интерфейс и возможности СПС «Консультант+». Выполнение целенаправленного поиска. Карточка поиска. Справочники. Работа со списком найденных документов. Работа с документом.

Лабораторная работа № 6. Интерфейс, назначение и возможности специализированных пакетов для решения задач юриспруденции. Назначение, интерфейс и возможности ППП MATLAB. Моделирование задач юриспруденции с помощью специализированных пакетов.

Лабораторная работа № 7. Методические и методологические аспекты разработки ЭОР. Разработка познавательно эффективных электронных презентаций. Разработка ЭОР в формате гипертекста.


    1. Примерные вопросы для промежуточного контроля – зачет.

  1. Понятие компьютера.

  2. Основные принципы Фон-Неймана.

  3. Архиваторы. Примеры.

  4. Офисные пакеты. Примеры.

  5. Текстовые процессоры. Примеры.

  6. Программы корректоры. Примеры.

  7. Электронные таблицы. Примеры.

  8. Программы презентационной графики. Примеры.

  9. Программы распознавания символов. Примеры.

  10. Электронные словари и программы - переводчики. Примеры.

  11. Настольные издательские системы. Примеры.

  12. Пакеты растровой графики. Примеры.

  13. Пакеты векторной графики. Примеры.

  14. 3-D графика и анимация. Примеры.

  15. Программы для создания мультимедиа, цифрового видео. Примеры.

  16. Специализированные математические пакеты. Примеры.

  17. Сервисные программы Интернет. Примеры.

  18. Образовательные и обучающие программы. Примеры.

  19. Понятие, назначение и основные функции операционных систем.

  20. Локальные компьютерные сети. Основные понятия.

  21. Логические схемы компьютерных сетей.

  22. Одноранговые ОС.

  23. Серверные ОС.

  24. Понятие глобальной компьютерной сети.

  25. Основные сервисы Интернет.

  26. Понятие информационных систем. Примеры ИС.

  27. Классификация информационных систем (ИС) по архитектуре.

  28. Классификация ИС по типу обработке данных.

  29. Классификация ИС по сфере применения.

  30. АСУ, АИВС, СППР, обучающие ИС.

  31. Специализированые пакеты прикладных программ для решения задач механики.

  32. Информатизация образования как фундаментальная проблема современности.

  33. Новое понимание целей и задач информатизации образования и основные пути их решения.

  34. Информатизация образования как средство повышения эффективности образовательного процесса.

  35. Web2.0 и Web3.0.

  36. Типы поисковых систем.

  37. Понятие запроса в поисковой стистеме. Примеры.

  38. Информационное обеспечение системы образования.

  39. Федеральная университетская компьютерная сеть России RUNNet

  40. Понятие базы знаний.

  41. Структура информационной системы типа База Знаний.

  42. Понятие знания.

  43. Основные функции ИС БЗ.

  44. Поэтапный переход к системам искусственного интеллекта.

  45. Понятие дистанционного образования.

  46. Современное состояние и перспективы развития дистанционного образования в России.

  47. Система дистанционного образования «Прометей». Международная Академия Открытого Образования

  48. Типы образовательных ресурсов. Понятие электронного образовательного ресурса.

  49. Мультимедийные технологии в образовании.

  50. Методологические проблемы использования ЭОР в процессе обучения.

  51. Основные этапы метода математического моделирования.

  52. Физическая модель.

  53. Математическая модель.

  54. Информационная мрдель.


3 Методические рекомендации


3.1 Методические рекомендации преподавателю


При чтении лекций по курсу «Компьютерные технологии в науке и образовании» представляется целесообразным структурировать материал таким образом, чтобы обеспечить поддержку лабораторных занятий по курсу. При чтении курса лекций необходимо обращать внимание студентов на практическое применение тех или иных технологий, на актуальность использования конкретных пакетов, средств разработки, технологий и т.п.

При проведении лабораторных занятий необходимо делать упор на то, что студенты должны осваивать информационные технологии, а не «кнопки» интерфейса. Например, при изучении конкретных программных продуктов необходимо подчеркивать, что эта программа является всего лишь представителем конкретного класса ПО.

Т.е. при освоении программного обеспечения студенты должны изучать назначение, основные функции и интерфейс не каждой конкретной программы, а КЛАССА ПО, на примере конкретной программы.

При проведении лабораторных занятий рекомендуется


  • В начале каждого занятия объявлять тему занятия, проводить краткий опрос по теории на тему занятия, объяснять за компьютером наиболее сложные вопросы темы;

  • Рекомендуется по возможности точно придерживаться программы проведения лабораторных занятий;

  • Рекомендовать студентам широкое использование ресурсов Интернет и электронных библиотек;

  • При приеме лабораторных заданий требовать от студентов знания теоретических основ;

  • Требовать от студентов самостоятельной работы дома и в дисплейных классах университета;

  • Требовать оформление лабораторных работ в соответствии требуемой формой.


При изучении курса рекомендуется выносить на лабораторные занятия не только основные моменты курса, но и материалы, не охваченные лекционными занятиями для более подробного изучения (в том числе и самостоятельного).

Для более объективной оценки успеваемости студентов в заключение каждого тематического блока лабораторных занятий выдавать индивидуальное задание. Если часов относительно мало, то можно выдавать одно индивидуальное задание за семестр.


3.2 Методические рекомендации студенту


В качестве основных рекомендаций студентам, изучающим указанный курс, можно предложить:

  • Преподаватели напоминают, что обязательным условием допуска студента к зачету и к экзамену является безусловное выполнение ВСЕХ лабораторных работ, предлагаемых по программе обучения и ОТЧЕТ по выполненным лабораторным работам.

  • Т.е. зачётная оценка во многом определяется активностью студента на практических занятиях в течение всего семестра.

  • Необходимо регулярное изучение лекций с разбором приведенных примеров в течение семестра, а не за неделю до зачета или экзамена

  • Необходимо выполнение упражнений и решение задач, которые лектор предлагает на лекциях;

  • Огромное значение придается самостоятельной работе студента. При изучении теоретических основ наряду с конспектом лекций необходимо использовать рекомендованную литературу. Т.е. материалов лекции для сдачи экзамена на отличную оценку явно недостаточно. Студент университета, не читающий книги по специальности, – это нонсенс;

  • Рекомендуется выполнять и отчитываться по лабораторным работам в соответствии с графиком, а не в последнюю неделю семестра. Практика показывает, что «количественный» штурм студентами преподавателя имеет прямо противоположный эффект;

  • Рекомендуется выполнять лабораторные работы по курсу не только во время лабораторных занятий, но и дома или в дисплейных классах университета, благо университет обладает для этого уникальной возможностью;

  • При изучении нового материала и выполнении лабораторных работ рекомендуется широко использовать учебные и методические ресурсы Internet.

  • При освоении программного обеспечения студенты должны изучать назначение, основные функции и интерфейс не каждой конкретной программы, а КЛАССА ПО - на примере конкретной программы. Поэтому на экзамене и зачете разрешается отвечать на вопросы, связанные с конкретным ПО на примере какой-то одной программы из заданного класса ПО.

4. Организация текущего и промежуточного контроля.


4.1 Контрольные работы.

Не планируются.


4.2 Комплект тестовых заданий.

Проведение тестирования не планируются.


4.3 Самостоятельная работа.


4.3.1 Поддержка самостоятельной работы:

  • Комплекс методических материалов и лабораторных работ в формате HTML в локальной сети СамГУ.

  • Научно-популярные журналы «Мир ПК», «Компьютер-Пресс» и т.д.

  • Бесплатное и условно - бесплатное ПО.

  • Вопросы к зачету.

4.3.2 Рефераты не планируются.


4.4 Курсовые работы не планируются.

Итоговый контроль проводится в виде зачета в III семестре семестре. Допуск к теоретическому зачету осуществляется на основании отчетов по лабораторным курса.


5.Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ

Дисплейные классы с выходом в локальную сеть архитектуры клиент/сервер. Класс ПЭВМ не менее чем Pentium IV с операционной системой Windows XP (2000) Professional или Debian GNU/Linux.


6.Активные методы обучения: не планируются


7. Материальное обеспечение дисциплины – не требуются.


8. Литература


Одновременно изучают дисциплину 12 студентов.


7.1. Основная

  1. Степанов А.Н. Информатика. .Учебник для вузов. 6-е изд. – СПб.: Питер, 2009, 720 с. (5-е изд. 100 экз., гриф МО РФ).

  2. Камышникова А.А., Луканов А.С., Сиников В.М. Введение в Internet..- Самара, СамГУ, 2000 г.

  3. Алекс Экслер. Современная библия пользователя Интернета 2009.- М.: АСТ Москва 2009 г. 704 стр.


7.2. Дополнительная

  1. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. - М.: Издательство «Информатик», 1995.

  2. Колин К.К. О концепции системы опережающего образования // «Alma mater» (Вестник высшей школы) №4.- М.: 1999.

  3. Таунсенд К., Фохт Д. Проектирование и реализация экспертных систем на ПЭВМ.- М.: Финансы и статистика,1991.


7.3. Учебно-методические материалы по дисциплине

  1. Степанов А.Н. Информатика. .Учебник для вузов. 6-е изд. – СПб.: Питер, 2009., 720 с.

  2. Комплекс методических материалов и лабораторных работ в формате HTML в локальной сети СамГУ.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины компьютерные технологии в науке и образовании (блок «дн (М). Hp -2» iconРабочая программа дисциплины Компьютерные технологии в науке и образовании
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры информатики, теории и методики обучения информатике 08. 09. 2010

Рабочая программа дисциплины компьютерные технологии в науке и образовании (блок «дн (М). Hp -2» iconРабочая программа дисциплины (модуля) «компьютерные технологии в науке и образовании»
Юриспруденция образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории...

Рабочая программа дисциплины компьютерные технологии в науке и образовании (блок «дн (М). Hp -2» iconРабочая программа дисциплины (модуля) «компьютерные технологии в науке и образовании»
Юриспруденция образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории...

Рабочая программа дисциплины компьютерные технологии в науке и образовании (блок «дн (М). Hp -2» iconПрограмма дисциплины Компьютерные технологии в науке и образовании для направления 030300. 68 Психология подготовки магистра Автор: д т. н. С. В. Мальцева ()
Диго С. М. Базы данных. Проектирование и использование. М.: «Финансы и статистика», 2006

Рабочая программа дисциплины компьютерные технологии в науке и образовании (блок «дн (М). Hp -2» iconПрограмма по специальности 0 80100. 68 Магистр экономики шифр степень (квалификация)
Рабочая программа по дисциплине Компьютерные технологии в экономической науке и образовании рассмотрена и утверждена (протокол №1...

Рабочая программа дисциплины компьютерные технологии в науке и образовании (блок «дн (М). Hp -2» iconРабочая программа учебной дисциплины компьютерные технологии (часть I) Направление подготовки: 140400 Электроэнергетика и электротехника
...

Рабочая программа дисциплины компьютерные технологии в науке и образовании (блок «дн (М). Hp -2» iconПрограмма дисциплины компьютерные технологии в науке и образовании
Целью дисциплины является ознакомление студентов с основными концепциями, принципами построения и реализацией информационно-вычислительных...

Рабочая программа дисциплины компьютерные технологии в науке и образовании (блок «дн (М). Hp -2» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине компьютерные технологии в науке и образовании
...

Рабочая программа дисциплины компьютерные технологии в науке и образовании (блок «дн (М). Hp -2» iconРабочая программа по дисциплине Компьютерные технологии в лингвистическом образовании
Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 10. 02. 01 – Русский язык и учебного плана мггу им. М. А....

Рабочая программа дисциплины компьютерные технологии в науке и образовании (блок «дн (М). Hp -2» iconПрограмма рекомендована к печати. Составитель: доцент кафедры Джаджа В. П., к п. н. Заведующий кафедрой: Г. А. Клековкин Рецензент: Пояснительная записка Программа курса «Компьютерные технологии в науке и образовании»
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница