Программа вступительного испытания по менеджменту для поступающих на магистерскую программу по направлению 080200. 68 «Менеджмент»




Скачать 247.11 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного испытания по менеджменту для поступающих на магистерскую программу по направлению 080200. 68 «Менеджмент»
Дата15.03.2013
Размер247.11 Kb.
ТипПрограмма


Программа вступительного испытания по менеджменту для поступающих на магистерскую программу по направлению 080200.68 « Менеджмент»

РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Микроэкономика

    Введение в экономическую теорию. Предмет и метод экономической теории. Позитивный и нормативный подходы в экономике. Микроэкономика и макроэкономика. Основные типы экономических систем. Основные вопросы экономики. Модель кругооборота доходов. Экономические потребности и экономические блага. Ресурсы. Ограниченность ресурсов и неограниченность потребностей. Проблема экономического выбора. Понятие альтернативной стоимости. Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость. Закон возрастания альтернативной стоимости.

    Спрос, предложение, рыночное равновесие. Понятие спроса. Объем спроса. Кривая спроса. Неценовые факторы спроса. Понятие предложения. Объем предложения. Кривая предложения. Неценовые факторы предложения. Определение рыночного равновесия. Излишек потребителей, излишек производителей. Подходы Вальраса и Маршалла к описанию равновесия. Паутинообразная модель рыночного равновесия. Государственное регулирование рынка: установление фиксированной цены. Избыток и дефицит товара. Изменение излишков покупателей и производителей. Установление государством максимальных и минимальных цен. Введение налогов и дотаций и их влияние на параметры рыночного равновесия. Изменение излишков производителей и производителей при введении потоварного налога и потоварной дотации. Мертвые потери общества. Понятие эластичности спроса. Эластичность спроса по цене (точечный и дуговой показатели). Факторы, влияющие на эластичность спроса. Связь эластичности спроса по цене и выручки продавца. Перекрестная эластичность спроса. Товары-субституты, товары-комплементы. Эластичность спроса по доходу. Понятие инфериорных товаров. Товары Гиффена Предметы роскоши и товары первой необходимости. Эластичность предложения по цене. Факторы, влияющие на эластичность предложения.

    Типы рыночных структур, их основные характеристики. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия.

    Характеристики совершенной конкуренции. Предложение конкурентной фирмы и отрасли в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эластичность предложения по цене.

Особенности частичного равновесия на конкурентном рынке товаров в краткосрочном и долгосрочном периодах. Взаимовыгодность рыночного обмена: излишек потребителей и излишек производителей. Эффективность по Парето. Регулирование товарных рынков.

Оценка структуры рынка и показатели концентрации: индекс концентрации и кривая концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, кривая Лоренца и коэффициент Джини. Индекс Лернера.

Характеристики монополии. Максимизация прибыли монополиста. Оценка чистых потерь монополии. Налогообложение монополий. Естественные монополии и их регулирование. Ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени.

Характерные черты олигополистического рынка. Модель олигополии по Курно. Модель Стакельберга. Картельное соглашение фирм: выбор оптимального объёма выпуска и цены. Модель Бертрана. Модель Форхаймера.

Характерные черты рынка монополистической конкуренции. Определение цены и объемов производства монополистическим конкурентом в краткосрочном и долгосрочном периодах. Влияние рекламы на прибыль фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Модель Хотеллинга.


Основная литература:

  1. Чеканский А.Н., Фролова Н.М. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009.

2.Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д. Л. Микроэкономика. - М.: Дело, 2001.

3. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. -М.: ЮНИТИ, 1997.

Дополнительная литература:


1. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение.  М.: ИНФРА-М, 2000.

2. 50 лекций по микроэкономике: в 2-х т. С. - Петербург: Экономическая школа, 2004. http://50.economicus.ru/

2. Макроэкономика

Предмет и метод макроэкономики. Макроэкономика и ее основные вопросы: инфляция, безработица и выпуск. Агрегирование. Экзогенные и эндогенные переменные моделей. Нормативный и позитивный анализ. Анализ ex post и ex ante. Понятие экзогенных и эндогенных параметров. Основные математические методы, применяемые в макроэкономике. Потоки и запасы


Основные макроэкономические агенты. Основные макроэкономические рынки. Поведение агентов на рынках. Полная схема кругооборота. Основные макроэкономические потоки. Основное макроэкономическое тождество. Тождество инъекций и изъятий.

Основные макроэкономические показатели. Валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), добавленная стоимость, товары конечного и промежуточного потребления. Правительственные расходы и трансферты. Внешнеэкономический сектор: экспорт, импорт, чистый экспорт, потоки доходов от факторов производства, чистый доход факторов производства. Расчет ВНП по доходам и расходам. Проблема двойного счета, расчет ВНП по добавленной стоимости. Тождества системы национальных счетов.


Чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД). Личный доход, личный располагаемый доход. Потребление и сбережение.

Реальные и номинальные переменные. Индексы Ласпейраса и Пааше. Индекс потребительских цен, индекс цен производителей. Дефлятор ВВП. Использование индексов для расчета темпов инфляции и экономического роста.

Характеристика фискальной политики: определение, инструменты, виды. Характеристика монитарной политики: определение, инструменты, виды.

Безработица как одна из макроэкономических проблем. Занятость и безработица. Причины безработицы. Понятие естественного уровня безработицы. Социальные последствия безработицы. Взаимосвязь динамики безработицы и ВВП. Закон Оукена.

Основная литература:


1. Дорнбуш Р., Фишер С Макроэкономика - МГУ:ИНФРА-М, 1997

2. Сакс Дж., Лоррен Ф. Макроэкономика: глобальный подход, М.: «Дело», 1996

Дополнительная литература:


3. Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика. Европейский текст, СПб.: «Судостроение», 1998

Матвеева Т.Ю., Никулина И.Н. Основы экономической теории: учебное пособие для вузов. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2005

4. Blanchard O. (2003) Macroeconomics. – Prentice Hall


3. Социально-экономическая статистика

Статистика как наука. Задачи статистики. Принцип выборочного наблюдения. Предельная ошибка выборочного наблюдения.

Мода и медиана в статистике. Основные виды показателей в статистике. Сущность больших чисел.

Основная литература:

  1. Образцова О.И. Статистика предприятий и бизнес-статистика: Учебник. - М.:

ИД ГУ ВШЭ, 2011.

  1. Образцова О.И., Копейкина О.В. Система национальных счетов - М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2008.

3.Практикум по общей теории статистики: Учебник. / Под ред. Громыко Г. Л. - М.:

ИНФРА-М, 2006.

Дополнительная литература:

  1. Статистика предприятий. Статистические очерки Европейского центра повышения квалификации. Т. 2. - TACIS - Штутгарт: Издательство ФСУ Германии, Метцлер-Пэшель, 2005.

  1. Экономическая статистика. - Учебник. / Под ред. Иванова Ю.Н., 2010.

  2. Методологические положения по статистике. Тт. 1-5. - М.: Росстат, 1998-2005.

  1. Образцова О.И. Курс лекций по теории статистического наблюдения: Электронный ресурс. - Лекции 1-10. - http://statistics.hse.ru/stat/methodical_office


4. Бухгалтерский учет, анализ, аудит

Основные принципы бухгалтерского учета. Цели, задачи и предмет бухгалтерского учета. Финансовый и управленческий учет, сравнительная характеристика. Основные принципы бухгалтерского учета: допущения и требования.

Объекты бухгалтерского учета: понятие, виды, характеристика. Элементы и методы бухгалтерского учета. Бухгалтерская отчетность, ее структура и назначение. Бухгалтерский баланс. Отчет о прибылях и убытках. Отчет о движении денежных средств.

Сущность и назначение аудита в Российской Федерации. Организационные и методологические аспекты аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Литература:

  1. Кондратов Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: ИНФРА-М, 2004.

  1. Козлова Е.Н., Бабченко Т.Н. Бухгалтерский учет в организациях. - М.: Финансы и статистика, 2002.

  2. Комментарий изменений в плане счетов: основные хозяйственные операции. / Под ред. Николаевой С. А. - М.: Аналитика-Пресс, 2001.



РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ


1. Исторические основы менеджмента. Функции менеджмента. Подходы в менеджменте.

Понятия «менеджмент» и «менеджер». Роли менеджера по Г. Минцбергу. Возникновение научного управления. Школа научного менеджмента Ф.У. Тейлора. История формирования и основные принципы. Административная школа в менеджменте. Принципы управления А. Файоля. Школа человеческих отношений. Современные направления развития менеджмента. Модель жизненного цикла организации И. Адизеса. Системный подход. Схема «7S» Т. Питерса и Р. Уотермана. Ситуационный подход.

Планирование. Понятие миссии организации. Понятие цели. Принципы стратегического, оперативного и тактического планирования.

Организация. Проблема построения организационных структур. Факторы, определяющие особенности организационной структуры. Специализация труда. Централизация и децентрализация полномочий. Норма управляемости. Формализация. Типы организационных структур, их преимущества и недостатки. Линейная, линейно­функциональная, дивизиональная, матричная структуры. Модели проектирования работы: построение работы, расширение масштаба работы, ротация работы, обогащение работы, модель социотехнической системы.

Мотивация. Понятия «потребность» и «мотивация». Содержательные теории мотивации. Пирамида А. Маслоу. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации. Теория ожидания В. Врума. Теория справедливости Дж. Адамс.

Контроль. Контроль как функция менеджмента. Типы контроля. Процесс контроля. Принципы эффективного контроля по Ньюмену.


Основная литература:

1. Виханский О.С., Наумов Л.П. Менеджмент. - М.: Экономистъ, 2006.

2. Дафт Р. Менеджмент. - СПб: Питер, 2009.

Дополнительная литература:


  1. Роббинс С.П., Коултер М. Менеджмент. - М.: Вильямс, 2007.

  2. Мэскон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Вильямс, 2009.



2. Инновационный менеджмент


Понятие новшества и инновации. Виды инноваций и их классификация. Три группы нововведений: продуктовые, технологические и организационно-управленческие. Поэтапная модель развития инновационного процесса. Фундаментальные и прикладные исследования. Экспериментальные исследования и разработки. Проектирование и внедрение новшеств. Жизненный цикл нововведений. Классификация источников инноваций.

Понятие и виды инновационных стратегий. Выбор инновационной стратегии. Роль внешних и внутренних факторов в обосновании выбора стратегии. Анализ развития инновации как условие выбора стратегии. Общие принципы разработки инновационной стратегии. Классификация типов инновационного поведения организаций. Разновидности стратегий по типу инновационного поведения.

Инфраструктура инновационной деятельности. Факторы, формирующие условия для инноваций. Процедуры правовой защиты продуктов инновационной деятельности. Лицензионная деятельность.

Политика государства в отношении инноваций, формы и методы их поддержки.

Инновационный менеджер, его задачи. Требования к личности.

Источники средств для инноваций, участие в финансировании инноваций государства, бизнес-ангелов и венчурных капиталистов. Оценка эффективности инноваций, частота успеха.

Основная литература:

1. Инновационный менеджмент. /Под редакцией Аньшина В.М., Дагаева А.А. /
Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. - М.: «Дело», 2003.

2. Управление инновациями в организации: учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации» / А.А. Бовин, Д.Е. Чередникова, В.А. Якимович. – 3-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 415 с.

Дополнительная литература:

  1. Косов В.В. Бизнес-план: обоснование решений. - М.: ГУ ВШЭ, 2000, 2002.

  2. Валдайцев В.С. Управление инновационным бизнесом. - М.: Юнити, 2001.

  3. Инновационный менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент», специальностям экономики и управления (080100) / под ред. С.Д. Ильенковой. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 335 с.

  4. Выбор схем финансирования инновационных проектов и минимизация кредитных рисков / И. П. Агафонова, С. Л. Челлак // Финансовый менеджмент . - 2006. - № 2. - С. 70-83.

  1. Источники в Интернете

  1. http://www.pfdf.org/leaderbooks/hamel/index.html Articles by Hamel Innovation as a Deep Capability. Leader to Leader, Winter, 2003.

  2. http://markus.spb.ru/avtoritet/rcl.shtml Истинные лидеры преобразований Джон Катценбах. Из материалов «Вестника McKinsey».

  3. http://www.iet.ru/index2.html Е.Т.Гайдар О современном экономическом росте и догоняющем развитии.

  1. http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr02/page0133.asp

  1. http://www.24-7innovation.com/ S. Shapiro, 24-7, Innovation Process, Performance, People.


3. Маркетинг


Суть и содержание понятия «маркетинг». Основные функции маркетинга. Содержание и цели маркетинговой деятельности, ее основные принципы. Структура современного маркетинга.

Маркетинг на промышленных (В2В) и потребительских (В2С) рынках. Классификация компаний, действующих на рынке В2В. Различия между рынками В2В и В2С. Особенности комплекса маркетинга компаний на промышленном рынке.

Сегментация рынка: цель и механизм осуществления. Принци­пы, цели и задачи рыночной сегментации. Различные аспекты конкурентноспособности.

Современная теория потребностей. Классификация потребителей и основные характеристики покупателя. Мотивация потребителя и факторы, влияющие на покупательское поведение. Процесс выбора товара потребителем и принятия решения о покупке.

Виды маркетинговых исследований (поисковые, описательные, причинные).

Характеристика первичной и вторичной маркетинговой информации. Технология проведения маркетинговых исследований (объек­ты и субъекты маркетинговых исследований, методы маркетингового исследования, этапы маркетингового исследования).

Маркетинг в системе управления предприятия. Понятие товара в системе маркетинга. Подходы к классификации товаров и услуг. Классификация това­ров по назначению, срокам и характеру изготовления и потребле­ния. Качество и конкурентоспособность товара. Жизненный цикл товара. Сбытовая политика. Сущность и функции товародвижения и сбыта. Каналы сбыта: виды, выбор, построение и управление. Логистика. Маркетинг закупок. Маркетинг продаж. Типовые варианты построения отделов продаж.

Методы продвижения продукта. Маркетинговые коммуникации. Планирование маркетинговых коммуникаций. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Реклама. Расчет бюджета и оценка эффективности рекламы PR как средство маркетинговых коммуникаций. Стимулирование сбыта. Личные продажи Прямой маркетинг. Интернет-маркетинг. Особенности стимулирования сбыта и перспективы развития рекламы в Интернете. Современные тенденции в развитии инструментов Интернет-маркетинга. Брендинг. Разтличия бренда от товарной марки и товарного знака. Понятие «ценности» бренда. Классификация брендов. Жизненный цикл бренда.

Основная литература:

  1. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга: Профессиональное издание. - М:

ООО «ИД Вильямс», 2009.

  1. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах/ под ред. Л.А. Данченок. М.: Маркет ДС, 2008.

  2. Годин А.М. Маркетинг. М.: Изд.-торг. Корпорация «Дашков и К», 2007.

Дополнительная литература:

  1. Голембиовский С.А. Русский маркетинг.М.: «Ось-89», 2008.

  2. Малхотра Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007.

  3. Минетт С. Маркетинг B2B и промышленный брендинг. М.: Вильямс, 2008.

  4. Браерти Э., Эклс Р., Ридер Р. Бизнес – маркетинг. М.: Изд. дом Гребенникова, 2007.

  5. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2011.

  6. Траут Дж. Райс Э. Маркетинговые войны. СПб.: Питер, 2010.

  7. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. СПб.: Изд-во «Питер»,2003.

  8. Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У., Энджел Д.Ф. Поведение потребителей. 10-е изд. -

СПб: Питер, 2010.

  1. Горчелс Л., Мариен Э., Уэст Ч. Управление каналами дистрибуции. - М.: Издательский дом Гребенникова, 2005.

  2. Купер Р.Г. Разработка новых товаров. /Маркетинг. Под ред. М. Бейкера. - СПб:

Питер, 2002.

  1. Леманн Д.Р., Винер Р.С. Управление продуктом. - М.: ЮНИТИ, 2008.

  2. МакДональд М. Планы маркетинга: как их составлять и использовать. - М: ИД «Технологии», 2004.

  3. Траут Д., Ривкин С. Новое позиционирование. Все о бизнес-стратегии №1 в

мире. - СПб: Питер, 2007.

4. Теория организаций

Теория организаций как одна из базовых управленческих дисциплин. Связь теории организаций со смежными научными дисциплинами, изучающими организацию: экономикой, социологией, психологией, юридической наукой.

Основные подходы к определению понятия организации. Организация как процесс упорядочения поведения активных социальных объектов. Организация как социальная система. Модели организации как искусственной и естественной системы, признаки каждой модели.

Условия возникновения и развития организации. Функциональное разделение и координация деятельности по горизонтали. Вертикальное разделение труда. Дифференциация видов управленческой деятельности по их содержанию. Формирование социокультурных, деятельностных и поведенческих стандартов.

Различные подходы к формированию типологии организаций. Типология организаций Т. Парсонса. Типология Ч. Барнарда. Типология Г. Минцберга. Типология А.И. Пригожина.

Организационная структура как важнейшая характеристика внутренней среды организации. Принципы формирования и параметры измерения организационной структуры. Степень разделения труда как параметр измерения организационной структуры. Горизонтальная и вертикальная дифференциация. Степень концентрации власти как параметр измерения организационной структуры. Проблема границ контроля. Централизация и децентрализация. Факторы, влияющие на соотношение централизации и децентрализации организационной структуры. Степень формализации отношений как параметр измерения организационной структуры. Понятие формализации. Формальные и неформальные организационные структуры.

Контекстуальный подход: ситуационные переменные. Цели организации как фактор, влияющий на выбор структуры. Концепция «управления по целям» П. Друкера. Стратегия организации как фактор, влияющий на выбор структуры. Концепция А. Чендлера. Технология как фактор, влияющий на выбор структуры. Концепция Д. Вудворт. Концепция Томпсона. Размер организации как фактор, влияющий на выбор структуры. Исследования Астонской группы. Тип персонала как фактор, влияющий на выбор структуры. Работы представителей классической школы и школы человеческих отношений, определяющие взаимосвязь типа персонала и структуры организации. Тип организационной культуры как фактор, влияющий на выбор структуры.

Проектный подход: организационный дизайн. Концепция организационного дизайна Г. Минцберга и ее значение для развития теории организаций.

Понятие внешней среды, основные характеристики и параметры измерения внешней среды. Проблема границ организации. Открытые и закрытые организационные системы. Инвайронментальные концепции организации. Альтернативные концепции взаимоотношений организации и внешней среды: адаптация и естественный отбор. Адаптация организации: проблема неопределенности и ресурсная зависимость (концепция Пфеффера и Саланчика). Стратегии приспособления организации к внешней среде (Ансофф).

Перспектива естественного отбора: понятие организационной популяции, экологической ниши. Выживание организации.

Понятие организационных изменений. Различные подходы к определению источников и причин организационных изменений. Классификации организационных изменений. Процесс организационных изменений: факторы, агенты изменений, методы интервенции, модели оценки изменений.

Основная литература:

1. Дафт Р. Теория организации. - М.: Юнити, 2006. Дополнительная литература:

  1. Мильнер Б.З. Теория организации. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. - М.:

ИНФРА-М, 2002.

  1. Пригожин А.И. Современная социология организаций. Учебник. - М.: Интерпракс, 1995.

  1. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. - СПб: Питер, 2001.

  2. Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь-справочник. - М.:

ИНФРА-М, 2000.


5. Организационное поведение

Схема формирования ролевого поведения человека в организации. Влияние социальной макросреды на формирование организационного поведения. Национальная экономическая культура как совокупность норм и ценностей в сфере экономической деятельности. Типологии ценностных ориентаций: Т. Парсонс, Г. Хофштед. Причины ограниченных возможностей применения современных зарубежных теорий оргповедения к российским бизнес-организациям.

Организационная культура: понятие, основные функции. Уровни организационной культуры по Э. Шейну. Типологии организационных культур. Причины ограниченных возможностей применения зарубежных типологий к российским бизнес-организациям. Рациональный и феноменологический подходы к пониманию организационной культуры. Этапы социализации в организационной культуре. Факторы, обусловливающие необходимость культурных преобразований в организации. Основные барьеры культурных изменений в российских бизнес-организациях.

Человек в организации: личностные качества, ценности, установки. Методики измерения психологических характеристик личности. «Большая пятерка» личностных характеристик. Личности типа А и Б (М. Фридман, Р. Розенман). Локус контроля (Дж. Роттер). Самоэффективность (А. Бандура). Выученная беспомощность (М. Селигман). Конформизм. Эмоциональный интеллект (Д. Голман). Характеристики «зрелой / незрелой» личности (К. Арджирис). Терминальные и инструментальные ценности (М. Рокич).

Установки по отношению к работе и организации. Компоненты установок: эмоциональный, когнитивный, поведенческий. Удовлетворенность работой и поведение сотрудников. Приверженность как показатель социализации в организационной культуре. Трехкомпонентная модель приверженности Дж. Мейера и Н. Ален. Позитивные и негативные следствия организационной приверженности.

Группы в организации. Характеристики, классификация групп. Групповой контроль. Групповая сплоченность. Достоинства и недостатки группового принятия решений. Рабочие группы и команды. Типы командных ролей в организации (Р. Белбин). Перспективы и ограничения командного подхода к управлению и организации труда в российских организациях.

Понятие лидерства. Теории лидерских черт: сущность, объяснительные возможности и ограничения. Стили лидерства по критерию ориентированности лидера. Стили лидерства по способу осуществления лидерских функций (К. Левин, Р. Лайкерт, П. Нортхаус). Ситуационные теории лидерства: сущность, объяснительные возможности и ограничения. Модели лидерства Ф. Фидлера и Р. Хауза.

Власть и влияние в организации. Ресурсная зависимость как условие возникновения властных отношений. Объекты контроля в отношениях власти. Средства осуществления власти. Власть как средство и цель. «Позитивные» и «негативные» результаты властных отношений в организации.

Коммуникации в организации. Основные элементы коммуникационного процесса. Формальные и неформальные, горизонтальные и вертикальные, вербальные и невербальные коммуникации. Обмен и передача знаний в организации. Барьеры обмена и передачи знаний. Принципы эффективных коммуникаций. Коммуникационные барьеры.

Стресс в организации. Организационные, групповые, индивидуальные факторы стресса. Понятия трудоголизма, перфекционизма, выгорания на работе.

Основная литература:

  1. Роббинз С.П. Основы организационного поведения. - М.: Вильямс, 2006.

  2. Лютенс Ф. Организационное поведение. - М.: ИНФРА-М, 1999.

Дополнительная литература:

  1. Балабанова Е.С. Экономические основания социальной власти: теоретическая модель социально-экономической зависимости. // Социологические исследования, 2006, № 1.

  2. Белбин Р.М. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач. - М.: HIPPO, 2003.

  3. Белбин Р.М. Типы ролей в командах менеджеров. - М.: HIPPO, 2003.

  4. Общая социология. / Под общей ред. Эфендиева А.Г. - М.: ИНФРА-М, 2007 (главы VI § 4, VIII § 3, XIII).

  5. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. - СПб: Питер, 2007 (главы 2, 3,

10).


6. Управление качеством

Место и роль управления качеством в системе менеджмента. Родоначальники теории управления качеством: А. Фейгенбаум, В. Шухарт, Д. Джуран, Э. Деминг. Японская школа качества: Г. Тагути, К. Исикава и др.

Средства и методы управления качеством как самостоятельного научно-практического направления: развертывание функции качества, бенчмаркинг и квалиметрия, организационные системы управления качеством и др.

Семь методов статистического контроля качества, их сущность и связь с концепцией приоритета самоконтроля работников.

Роль взаимоотношений поставщиков и потребителей в обеспечении качества (внешнее и внутреннее качество, «внутренний» организационный рынок и т.д.).

Международные стандарты качества (серия ИСО 9000-2000 и др.).

Интегрированные системы управления качеством и перспективы их развития.

Основная литература:

1. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики. - М.: Дело и
сервис, 2007.

2. Аристов О.В. Управление качеством. - М.: ИНФРА-М, 2009.
Дополнительная литература:

  1. Эванс Д. Управление качеством. - М.: ЮНИТИ, 2007.

  1. Абутидзе З.С., Александровская Л.Н. и др. Управление качеством и реинжиниринг организации. - М.: Логос, 2003.

  2. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. / Государственный университет управления; Национальный фонд подготовки кадров. -М.: ОАО Типография «Новости».

Источники в Интернете

  1. http: //quality/eup. ru

  2. http://deming.ru

  3. http://www. standard/ru


7. Государственное и муниципальное управление

Современная система государственного и муниципального управления в России и зарубежных странах. Понятие и предмет системы государственного и муниципального управления. Органы государственной власти: президент РФ: органы законодательной власти; органы исполнительной власти; органы судебной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ. Система государственного управления в зарубежных странах.

Государственная служба в РФ. Понятие государственной службы. В современном государственном управлении. Государственная служба в РФ и зарубежных странах. Основные принципы государственной службы. Реформа государственной службы. Повышение квалификации государственных служащих.

Местное управление в России. Понятие и формы местного самоуправления в России. Положение МСУ в государственном устройстве России, соотношение понятий. Сходство и различия государственной власти и местного самоуправления. Конституционные основы местного самоуправления. Структура органов МСУ. Выборные органы МСУ, представительская власть МСУ: совет, дума, депутаты, советники, старосты. Исполнительная власть МСУ: глава МСУ, должностные лица, структура, аппарат, задачи.

Основная литература:

1. Пикулькин А.В. Система государственного управления.М.,2007. Глава 2.

2. Ершов В.А. Государственное и муниципальное управление.М.,2009. Раздел2. С.26-155.

Дополнительная литература:

1. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления 3-е издание. СПб, 2008.

2.Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления; учебник для вузов.-М.,2003.

8. Разработка управленческих решений

Понятие управленческого решения. Различные модели процесса принятия решений в организациях. Понятие эффективного управленческого решения. Системный подход при принятии управленческого решения. Лицо, принимающее решение. Первый этап разработки управленческого решения. Влияние формулировки проблемы и цели на разработку решения.

Иррациональная сторона процесса принятия решений. Воздействие эмоций на процесс принятия решений. Влияние бессознательных факторов на конечный выбор. Стратегическое использование эмоций для принятия лучшего решения.

Разработка управленческих решений в условиях неопределенности Использование математического моделирования для принятия управленческих решений. Методы линейного и нелинейного программирования. Модели теории игр. Метод анализа иерархий и его модификации. Экспертное оценивание, метод «Дельфи».

Понятие риска и неопределенности, их источники. Методы предотвращения и уменьшения рисков. Методы разработки и принятия решений в условиях риска и неопределенности.

Организация работ по реализации решения. Методы контроля и механизм его осуществления.

Основная литература:

1. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. - М.: Дело, 2008.

2. Филинов Н.Б. Разработка и принятие управленческих решений. - М.: Инфра-М,

2009.

Дополнительная литература:

  1. Вертакова Ю.В., Козьева И.А., Кузьбожев Э.Н. Управленческие решения: разработка и выбор. - М.: КноРус, 2005.

  2. Лапыгин Ю.Н. Системное решение проблем. - М.: Эксмо, 2008.

  3. Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решения. - М.: ЮНИТИ, 1997.

  4. Юкаева В.С. Управленческие решения. - М.: Дашков и К, 2006

  5. Канеман Д., Словик П., Тверски А., Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. Х.: Изд-во Институт прикладной психологии «Гуманитарный центр», 2005. – 632с.

9. Стратегический менеджмент

Общая концепция стратегического менеджмента. Цели, функции и этапы развития стратегического менеджмента, долгосрочное и стратегическое планирование, системный и ситуационный подходы в управлении организацией. Приростный и предпринимательский стили поведения в управлении организацией, разумное сочетание в системе управления различных поведенческих стилей и методов, факторы, определяющие выбор организационного поведения. Стратегический потенциал и стратегические возможности организации. Модель стратегического менеджмента, основные элементы модели и их взаимосвязь. Факторы функциональных зон организации, анализируемые при стратегическом планировании, сегментация рынка на стратегические зоны хозяйствования. Сущность и задачи стратегического менеджмента, основные объекты и задачи стратегического и оперативного управления, проблемы и направления развития стратегического управления.

Процесс стратегического планирования, элементы стратегического выбора. Стратегические цели организации, видение миссия и культура организации

Составляющие внешней среды организации, отрасль, структурная схема и логика отрасли. Цели анализа внешнего окружения, области внешнего окружения, в которых возникают факторы угроз и возможностей, факторы анализа дальнего и ближнего окружения, модель Портера, ключевые факторы отрасли. PEST - анализ. Анализ внешней среды по методу SWOT.

Цели и методы внутренней диагностики компании. Анализ внутренней среды компании по методу SWOT. Анализ конкурентоспособности по издержкам на основе «цепочки ценностей» М. Портера.

Модели портфельного анализа. Матрица БКГ, Мак Кинзи. Ограничения матричного метода.

Основная литература:

  1. Томпсон А.А.-мл., Стрикленд А.Дж. III. Стратегический менеджмент. Концепции
    и ситуации для анализа. 12-е издание. - М.: Вильямс, 2003.

  2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. М.: Гардарики, 2006.

  3. Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление. - СПб: Питер, 2002.

Дополнительная литература:

  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб, 1999.

  2. Боумэн К. Стратегия на практике. - СПб: Питер, 2003.

  3. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. - М.: Дело, 2006.

  4. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. - СПб: ИД СПбГУ,

2006.

  1. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М,

1999.

  1. Минцберг Г., Куин Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. - СПб: Питер,

2001.

  1. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. - СПб: Питер, 2000.

  2. Портер М. Конкурентное преимущество. - М.: «Альпина», 2005.


10. Управление персоналом

Основные теории и подходы к управлению персоналом (классические теории, теории человеческих отношений, теории человеческих ресурсов, теории человеческого капитала, теории стратегического управления человеческими ресурсами).

Система управления персоналом организации: основные функции (подсистемы), место в структуре организации. Кадровая служба: виды, роли как партнера бизнеса, взаимосвязь с другими структурными подразделениями организации. Директор службы персонала: основные компетенции.

Формирование стратегии управления персоналом: понятие, факторы, влияющие на процесс ее разработки, взаимосвязь с общей стратегией организации. Основные подходы к классификации стратегий управления персоналом. Кадровая политика: основные этапы формирования, виды. Соотношение понятий кадровая стратегия и кадровая политика.

Маркетинг персонала: суть, этапы и задачи. Имидж организации на рынке труда. Планирование персонала, разработка требований к должности (должностная инструкция, описание рабочего места, модель рабочего места, профиль требований к должности, профессиограмма, карта компетенций).

Источники привлечения персонала в организацию. Современные технологии подбора персонала. Особенности работы с посредниками на рынке труда. Процедура отбора персонала в организации: основные этапы и методы. Отборочное собеседование: типы, виды и особенности проведения. Особенности психологического тестирования. Оформление приема на работу. Адаптация персонала: цели и задачи, направления, виды, основные этапы и методы.

Стимулирование и оплата труда персонала. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Виды и методы стимулирования. Стимулирование работников с разными типами трудовой мотивации. Структура компенсационного пакета организации. Денежное вознаграждение (постоянная часть, условно-постоянная часть, переменная часть), связь с результатами труда. Социальные трансферты. Нематериальная мотивация.

Основные подходы к развитию персонала организации. Современные концепции развития персонала: концепция обучающейся организации, корпоративный университет, управление знаниями. Модель систематического (непрерывного) обучения персонала. Управление карьерой: виды карьеры, этапы процесса управления карьерой, типовые модели и индивидуальные планы развития карьеры. Формирование и работа с кадровым резервом организации: структура резерва, преемники и дублеры, особенности работы с различными группами кадрового резерва.

Оценка персонала: цели и задачи, основные формы и методы оценки. Assessment-center. Аттестация персонала: виды, основные участники, обязательные условия и этапы проведения. Организационно-кадровый аудит.

Корпоративная культура организации, управление конфликтами и командообразование как функции службы персонала.

Особенности кадрового делопроизводства: основные документы, оформляемые кадровой службой организации.

Основная литература:


  1. Дуракова И.Б. Управление персоналом: Учебник.- М.: ИНФРА-М,2009.- 570 с.

  2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. - СПб: Питер,

2008.

  1. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009. Дополнительная литература:




  1. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. - М.:

ИНФРА-М, 2002.

  1. Десслер Г. Управление персоналом. - М.: БИНОМ, 2004.

  1. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.



Похожие:

Программа вступительного испытания по менеджменту для поступающих на магистерскую программу по направлению 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма вступительного испытания по менеджменту для поступающих
...
Программа вступительного испытания по менеджменту для поступающих на магистерскую программу по направлению 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «Обществознание»
Программа вступительного испытания по дисциплине «Обществознание» для поступающих на обучение по направлению впо 080200. 62 «Менеджмент»...
Программа вступительного испытания по менеджменту для поступающих на магистерскую программу по направлению 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру 080200 «Менеджмент»
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент» и определяет содержание...
Программа вступительного испытания по менеджменту для поступающих на магистерскую программу по направлению 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма вступительного испытания «Собеседование профессиональной направленности» предназначена для абитуриентов, имеющих среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и поступающих на первый
Офессиональной направленности» допускаются абитуриенты, предшествующее образование которых является профильным направлению подготовки...
Программа вступительного испытания по менеджменту для поступающих на магистерскую программу по направлению 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки
Собеседование с абитуриентами оценивается по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение...
Программа вступительного испытания по менеджменту для поступающих на магистерскую программу по направлению 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру
Экзамен в качестве вступительного испытания проводится для лиц, поступающих по направлению подготовки магистра, соответствующему...
Программа вступительного испытания по менеджменту для поступающих на магистерскую программу по направлению 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки «Биология»
Собеседование с абитуриентами оценивается по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение...
Программа вступительного испытания по менеджменту для поступающих на магистерскую программу по направлению 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки
Поступающие в магистратуру проходят вступительные испытания по направлению 520100 Культурология (собеседование, экзамен)
Программа вступительного испытания по менеджменту для поступающих на магистерскую программу по направлению 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки
Собеседование с абитуриентами оценивается по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение...
Программа вступительного испытания по менеджменту для поступающих на магистерскую программу по направлению 080200. 68 «Менеджмент» iconПрограмма вступительного испытания для поступающих в магистратуру по направлению подготовки 250100 Лесное дело магистерская программа «Лесная экология и охрана природы»
Содержание программы вступительного испытания по направлению подготовки 250100 Лесное дело
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница