Программа семинарских занятий по курсу




Скачать 351.7 Kb.
НазваниеПрограмма семинарских занятий по курсу
страница1/2
Дата15.03.2013
Размер351.7 Kb.
ТипПрограмма
  1   2



ПРОГРАММА семинарских занятий ПО КУРСУ


Новейшая история стран Азии и Африки

(1900- 2000-е гг.).

Составил:

ассистент Кожедуб В.В.

Тема 1: Суньятсенизм - идеология китайской революции


(2 ч.)


Вопросы для изучения:

  1. Политическая программа Сунь Ятсена.

  2. Социально- экономическая программа.

  3. Создание единого революционного фронта в 1923- 1924 гг. I конгресс ГМД.


Методические указания к изучению темы:


В процессе изучения темы, студент должен получить оформленное представление об идеологической составляющей гоминьдановского революционного движения в Китае в рассматриваемый период. Основой изучения должна стать политическая и экономическая программа Сунь Ятсена. В результате анализа ключевых положений программы, студент должен составить схему взглядов Сунь Ятсена на будущее политическое устройство государства, выделить основные этапы его развития. Проанализировав взгляды лидера Гоминьдана, студент должен получить представление о предлагаемом социально- экономическом развитии государства после революционных преобразований, определить основные классы (сословия) общества, их место в структуре этого общества. Детальное изучение необходимо уделить «Трем народным принципам» Сунь Ятсена, получить представление об источниках их формирования. Особенное внимание необходимо уделить взаимоотношению различных социальных групп между собой. В освещении вопроса взаимоотношения Гоминьдана с КПК необходимо изучить процесс создания единого фронта, выделить трудности и пути их преодоления.


Источники и литература:


  1. ВКП(б), Коминтерн и национально- революционное движение в Китае. Документы. Т. 1. 1920- 1925. М., 1994. Т.2. 1926- 1927.М., 1996.

  2. Сталин И.В. Вопросы китайской революции. Соч. Т.9.

  3. Сунь Ятсен. Избранные произведения. М., 1985.

  4. Троцкий Л. Сталинская школа фальсификации. М., 1990.

  5. Березный Л.А. Сунь Ятсен и проблема создания новой национальной государственности.//Всемирная история и Восток. М., 1989.

  6. Блюхер В.К. В революционном Китае: записки главного военного советника. М., 1992.

  7. Борох Л.Н. Общественная мысль в Китае и социализм. М., 1984.

  8. Борох Л.Н. Интерпретация Сунь Ятсена конфуцианского идеала Датун.// Сунь Ятсен. М., 1987.

  9. Борох Л.Н. Традиционные источники социально- экономической программы Сунь Ятсена.//Китай: государство и общество. М., 1977.

  10. Борох Л.Н. Теории прогресса в китайской мысли начала ХХ в.//Китай. Поиск путей социального развития. М., 1979.

  11. Воронцов В.Б. Чан Кайщи. Судьба китайского Бонапарта. М., 1989.

  12. Делюсин Л.И. Идеи паназиатизма в учении Сунь Ятсена о национализме. //Китай: традиции и современность. М., 1976.

  13. Делюсин Л.И. Спор о социализме. М., 1880.

  14. Ефимов Г.В. Сунь Ятсен: поиск пути. М., 1881.

  15. Зильберг Д.Н. Аграрная программа Сунь Ятсена.//Сунь Ятсен. М., 1966.

  16. Картунова А.И. В.К. Блюхер в Китае. М., 1979.

  17. Крымов А.Г. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае. 1900- 1917. М., 1972.

  18. Кузьмин И.Д. Конфуцианство и некоторые черты идеологии Сунь Ятсена. // Пятая научная конференция «Общество и государство в Китае» ч.2. М., 1974.

  19. Мамаева Н.Л. Гоминьдан в национально- революционном движении Китая. М., 1991.

  20. Меликсетов А.В. Социально-экономические взгляды Сунь Ятсена. //Китай: общество и государство. М., 1977.

  21. Мировицкая Р.А. Советский Союз в стратегии Гоминьдана. М., 1990.

  22. Мировицкая Р.А. Сунь Ятсен о китайско-советских отношениях.//Сунь Ятсен. М., 1987.

  23. Панцов А.В., Юрьев М.Ф. Установление сотрудничества между КПК и Сунь Ятсеном в 1921- 1924 гг.//Сунь Ятсен. М., 1987.

  24. Сенин Н.Г. Общественно – политические и философские взгляды Сунь Ятсена. М., 1956.

  25. Сладковский М.И. Сунь Ятсен о путях экономического развития Китая.// Сунь Ятсен. М., 1966

  26. Сунь Ятсен 1866-1966. К 100-летию со дня рождения. М., 1966.

  27. Сунь Ятсен 1866- 1986. К 120-летию со дня рождения. М., 1987.

  28. Сухарчук Г.Д. Социально- экономические взгляды Чан Кайши.//Китай. Поиск путей социального развития М., 1979.

  29. Сухарчук Г.Д. Социально- экономические взгляды Сунь Ятсена. //Общество и государство в Китае. М., 1981.

  30. Сухарчук Г.Д. Социально- экономические взгляды политических лидеров Китая первой половины ХХ в. М., 1983.

  31. Тихвинский С.Л. Завещание китайского революционера. М., 1986.

  32. Фельбер Р. Концепция Датун в новое и новейшее время.//Китай: государство и общество. М., 1977.

  33. Балакшин П.П. Смутное время Китая.//Проблемы Дальнего Востока. 1992. №1-2-3.

  34. Борох Л.Н. Становление принципа миньшэн в произведениях Сунь Ятсена.//Народы Азии и Африки сегодня. 1975. №1.

  35. Картунова А.И. О Бородине.//Военно-исторический журнал. 1995. №5.

  36. Картунова А.И. Новый взгляд на вопрос о разрыве с Чан Кайши//Восток. 1997. №1.

  37. Картунова А.И. Москва и северный поход НРА Китая.//Восток. 1998. №3.

  38. Мировицкая Р.А. Михаил Бородин.//Видные советские коммунисты- участники китайской революции. М., 1970.

  39. Тихвинский С.Л. Сунь Ятсен о советско-китайском соглашении 1924 г. //НАА. 1965, №5.


Тема 2: Ганди и гандизм (4 ч.)


Вопросы для изучения:

  1. Основные черты гандизма:

а) «Ахимса» (принципы ненасилия) и «сатьяграха» (ненасильственное сопротивление): сущность, место в мировоззрении Ганди, формы и противоречия.

б) Последовательный антиимпериализм Ганди.

в) Социальный идеал Ганди (сарводайя), проповедь уравнительности, отрицание европейской цивилизации, антиурбанизм, крестьянофильство, религиозность, патриархальность.

г) Отношение Ганди к классовой борьбе: теория опеки.

  1. Морально- этические взгляды Ганди.


Методические указания к изучению темы:


Основным методом изучения данной темы должен стать системный анализ философской доктрины Ганди. В процессе изучения, студент должен составить четкое представление об основных чертах гандизма. Первоначально необходимо выяснить источники формирования взглядов М. Ганди. При рассмотрении темы нужно выделить основную терминологию гандизма, получить представление об источниках её формирования (ахимса, сарводайя, сатьяграха). Студент должен знать основные предлагаемые методы борьбы, и её цели, задачи. Особое внимание необходимо уделить вопросу социального устройства общества, идее равенства, крестьянофильства, патриархальности. Студент должен получить представление об источниках и целях этого социального развития общества, выделить положительные и отрицательные последствия. Вопрос отрицания европейской цивилизации должен быть освещен через сопоставление теории и развития Индии в рассматриваемый период. Отношение Ганди к классам в целом и классовому обществу необходимо рассматривать через призму тех исторических особенностей общественного устройства, которые сложились в Индии (система каст, варн).


Источники и литература:


  1. Ганди М. Моя вера в ненасилие.//Вопросы философии. 1992, №3.

  2. Ганди М. Моя жизнь. М., 1969.

  3. Горев А.В. Махатма Ганди. М., 1984.

  4. Идеология национально- освободительного движения в странах зарубежного Востока. М., 1984.

  5. Кашин В.П. Гибель Ганди.//ВИ. 1988. №10.

  6. Кестлер А. Махатма Ганди: йог и комиссар.//Совершенно секретно. 1992, №3.

  7. Комаров Н.Н. Литман А.Д. Мировоззрение М.К. Ганди. М., 1969.

  8. Комаров Э.Н. Ганди и Октябрьская революция.//ВИ. 1969, №10.

  9. М.К. Ганди.//Деятели национально- освободительного движения: политические портреты. Вып. 1. М., 1989.

  10. Мартышин О.В. Ганди в оценке советских исследователей.//ААС. 1987, №8.

  11. Мартышин О.В. О наследии Махатмы Ганди.//Индия. 1980.

  12. Ежегодник. М., 1982.

  13. Мартышин О.В. Политические взгляды Ганди. М., 1970.

  14. Намбудирипад Е. Ганди и гандизм. М., 1960.

  15. Неоиндуизм: протяженная двойственность (религиозно – философская и социально- политическая интерпретация Вивекананды и Ганди). //Философия и религии на зарубежном Востоке. М., 1985.

  16. Принципы ненасилия. Классическое наследие. М., 1991.

  17. Рославлев У. Гандизм. М., 1931.

  18. Силванян Г.П. Апостол ненасилия.//Философские науки. 1991, №8.

  19. Степанянц М. Философия ненасилия. Размышление о Ганди и его экспериментах.//Коммунист. 1990, №13.

  20. Ульяновский Р.А. Три лидера великого индийского народа. М., 1986.

  21. Хорос В.Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах. М., 1980.

  22. Шифман А.И. Лев Толстой и Махатма Ганди.//Новый мир. 1970, №6.


Тема 3: Мархаэнизм - идеология мелкобуржуазного национализма в Индонезии (2 ч.)


Вопросы для изучения:

  1. Социально – экономическое развитие Индонезии после 1 мировой войны.

  2. Основные черты мархаэнизма. Принцип «панча - сила»:

а) Последовательный антиимпериализм, борьба за национальную независимость.

б) Формы и методы борьбы за независимость.

в) Принцип национального единства, лозунг «НАСАКОМ».

г) Взгляды на классы и классовую борьбу.

д) Теория «индонезийского социализма», принцип «готонг – районг».

Методические указания к изучению темы:


Первоначально студенту необходимо выяснить уровень экономического развития Индонезии в рассматриваемый период. Особое внимание при этом необходимо уделить системе отраслей хозяйства и составу производительных сил общества. При этом необходимо выяснить долю иностранной рабочей силы, сферу её занятости. При изучении вопросов социального устройства индонезийского общества, необходимо остановится на политическом многообразии партийных структур в Индонезии, выделить основные моменты их политических программ. При освещении вопроса появления мархаэнизма, студент должен знать понятие термина, источники на которых сформировалась эта система взглядов, что взято из каждого, проанализировав их, сопоставив, найти противоречия, утопичность или положительные черты. Студент должен, выяснить, что собой представляет принцип «панчи - силы», ответить на вопрос, почему именно данная идеология смогла объединить индонезийское общество в борьбе за независимость. Отдельно студент должен составить представление о системе методов и борьбы мархаэнов, целях этой борьбы. Истоки формирования лозунга «НАСАКОМ» и его понятие должно стать ключом к пониманию студентов системы национального единства, предлагаемого в рамках мархаэнизма. Проанализировав основные положения принципа «готонг - районг» студент должен получить четкое представление об обществе, в котором предлагалось создание индонезийского социализма. В заключение необходимо выделить отрицательные или положительные моменты мархаэнизма, его реальность или утопичность.


Источники и литература:


  1. Беленький А.Б. Идеология национально- освободительного движения в Индонезии. М., 1978.

  2. Беленький А.Б. Влияние опыта национально – освободительного движения на мировоззрение Сукарно.//НАА. 1977, №6.

  3. Беленький А.Б. Об идейном наследии Сукарно.//ААС. 1980. №12.

  4. Идеология национально- освободительного – движения в странах зарубежного Востока. М., 1984.

  5. Капица М.С., Малетин Н.П. Сукарно: политическая биография. М., 1980.

  6. Левковский А.И. Мелкая буржуазия: облик и судьбы класса.

  7. Сукарно А. Индонезия обвиняет. Сборник статей и речей. М., 1957.

  8. Хорос В.Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах. М., 1980.

  9. Цыганов В.А. Национально- революционные партии Индонезии. М., 1969.


Тема 4: Кемализм – идеология турецкой буржуазии (4 ч.)


Вопросы для изучения:

  1. Политика этатизма в Турции: причины осуществления, содержание, значение.

  2. Политика лаицизма, ограничение влияния духовенства.

  3. Реформы в области просвещения, культуры, быта.

  4. Национальная политика кемалистов.


Методические указания к изучению темы:


При рассмотрении данной темы, студент должен первоначально сформировать представление об этатизме, как явлении присущем странам Востока. На примере Турции необходимо изучить основные черты этатизма, определить необходимость данного пути развития. При этом, студент должен отдельно выделить причины появления этатизма. При изучении особенностей развития Турции необходимо составить представление о характере революции под руководством кемалистов, выяснить роль различных слоев турецкого общества в её ходе. Изучение послереволюционного развития Турции необходимо строить через понимание необходимости проведения широкомасштабных реформ, выясняя при этом их сущность и цели. Процесс реформирования должен быть изучен в соответствии со следующими блоками: реформы в области экономики, реформы в области государственного управления, судопроизводства, реформы в области культуры. Особенное внимание студент должен обратить на предлагаемые кемалистами пути решения национального вопроса – истоки курдской проблемы, армянского вопроса.


Источники и литература:


  1. Алибеков И.В. Об основных этапах индустриализации Турции.//Турция: история, экономика. М., 1978.

  2. Ататюрк К. Избранные речи и выступления. М., 1966.

  3. Вдовиченко Д.И. Национальная буржуазия в Турции. М., 1966.

  4. Гасанов Э.Ю. Об идеологических основах кемализма и их современном толковании в Турции.//НАА. 1968, №3.

  5. Гасанова Э.Ю. Ислам и принцип лаицизма в современной Турции.// Религия и общественная мысль стран Востока. М., 1974.

  6. Гасанова Э.Ю. Об идеологии национально- освободительного движения в Турции и роль Ататюрка в ее развитии.//Турция: история и современность. М., 1988.

  7. Данилов А.В. Турция 20-30-х годов: путь к демократии.//Восток. 1997, №2.

  8. Данцинг В.М. Этатизм, его сущность и значение в экономике Турции. //Ближний Восток. М., 1976.

  9. Еремеев Д.Е. Кемализм и пантюркизм.//Новый мир. 1963, №3.

  10. Идеология национально- освободительного движения в странах зарубежного Востока. М., 1984.

  11. Киреев Н.Г. История этатизма в Турции. М., 1991.

  12. Миллер А.Ф. Становление Турецкой республики.//НАА. 1973, №6.

  13. Моисеев П.П. Аграрные отношения в современной Турции. М.,1960.

  14. Моисеев П.П., Розалиев Ю.Н. К истории советско-турецких отношений. М., 1958.

  15. Ожерельева З.Г. Кемализм. М., 1979.

  16. Поцхверия Б. Выдающийся борец за независимость Турции.//ААС. 1981, №9.

  17. Розалиев Ю.Н. Мустафа Кемаль Ататюрк. М., 1985.

  18. Розалиев Ю.Н. Мустафа Кемаль Ататюрк.//ВИ. 1995, №8.

  19. Розалиев Ю.Н. Экономическая история Турецкой республики. М., 1980.

  20. Сверчевская А.К. Советско-турецкие культурные связи 1925- 1981. М., 1983.

  21. Шамсутдинов А.М. Национально – освободительная борьба в Турции. 1918- 1923. М., 1968.


Тема 5: Милитаризм в Японии (4 ч.)


Вопросы для изучения:

1. Альтернативы развития Японии в сер. 20-х гг. Демократия Тайсё.

2. Военно-инфляционная конъюнктура в период мирового экономического кризиса.

  1. Борьба двух группировок японского офицерства. «Кадоха» и «Тосэйха».

  2. Путчи 1932 и 1936 гг.

  3. Политика правительств князя Коноэ.

  4. Военно-монархический режим Японии - одна из разновидностей фашизма.


Методические указания к изучению темы:


Изучение темы студент должен начать с выяснения особенностей экономического и политического развития японского общества после окончания первой мировой войны. Особенное внимание при этом должно быть уделено проевропейской ориентации экономики Японии, а также выявлению основных проблем, тормозивших поступательное развитие японской экономики – отсутствие своей сырьевой базы и т.д. При рассмотрении особенностей экономического развития необходимо осветить источники формирования новых дзайбацу и их противостояние старым монополиям. При этом альтернативность развития Японии должна быть рассмотрена с позиций поиска оптимально сочетавшегося решения с уровнем развития экономики и политическим состоянием японского общества. Студент должен рассмотреть особенности политической структуры общества, выделить основные политические партии, иметь представление об основных программных целях и задачах данных партий. В процессе изучения необходимо выяснить содержание позитивного и негативного курса, выяснить, кто являлся «носителем» того или иного курса. Студент должен сформировать представление о влиянии экономических кризисов на политическое развитие Японии, обострение социальной напряженности, усилению милитаризации общества и т.п. Вопросы борьбы за власть должны быть изучены с позиции деятельности промилитаристских (профашистских) группировок, конечных целей, которых они добивались, их методов борьбы. При изучении путчей важно выяснить движущие силы, их цели, мотивацию, а также ответить на вопрос неудач переворотов. При изучении темы, студент должен сформировать взгляд на особенности политического строя Японии сложившегося накануне Второй мировой войны, знать основные теории освещающие вопрос милитаризации и (или) фашизации Японии.


Источники и литература:


  1. История Японии. М., 1986.

  2. Латышев А.И. Роль императора в системе господства правящих кругов Японии.//Правящие круги Японии. М., 1984.

  3. Мазуров И.В. Японский фашизм. М., 1996.

  4. Савин А.С. Японский милитаризм в период первой мировой войны. М., 1979.

  5. Селищев А.С. Японская экспансия. Люди и идеи. Иркутск, 1993.

  6. Сила – Новицкая Т.Г. Культ императора в Японии. М., 1990.

  7. Соловьев Н.П., Михалев А.А. Философские взгляды Мики Киёси и общественная мысль Японии в конце 20- начале 30-х гг. М., 1975.

  8. Тахаси Цукумото. Особенности японского фашизма.//Победа СССР в войне с милитариской Японией и послевоенное развитие Восточной и Юго-Восточной Азии. М., 1977.

  9. Японский милитаризм. М., 1972.


Тема 6: Арабские страны между двумя мировыми войнами (4 ч.)


Вопросы для изучения:

  1. Особенности экономического развития (20-30-е гг.).

  2. Социальная структура арабского общества.

  3. Политическое развитие: кризис британского протектората, восстание 1919 г. и его последствия, характер политических процессов в Египте с 1923 по 1936 гг.

  4. Политическая ситуация в Иране 20-30-е гг. Попытки модернизации.


Методические указания к изучению темы:


При изучении темы, студент должен выяснить основные отличительные характеристики арабских стран, выделяющие их в отдельную политико-социальную группу: особенности промышленного развития, признаки социального устройства общества. Особенное внимание студент должен уделить изучению влияния европейских держав (Великобритании, Франции, США) на арабские страны, проследить изменение позиций по отношению к ним. Студент должен уделить внимание социальной структуре арабского общества, основных противоречиях и методах их разрешения. Изучение указанных вопросов должно завершиться формированием представлений об особенностях национально- освободительного движения в арабских странах, его природе. Необходимо выделить отличительные особенности политических выступлений в арабских странах.


Источники и литература:


  1. Агаев С.Л. Иран: внешняя политика и проблема независимости. 1925- 1941 гг. М., 1971.

  2. Арабаджан З.А. Иран: власть, реформы, революция. М., 1991.

  3. Бойко В.С. Советский Союз, Коминтерн и Афганистан в конце 1920-х – начале 30-х годов. //Восток. 1998,№4.

  4. Борисов А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта. М., 1991.

  5. Васильев Л.С. История Востока. Том 2. М., 1998.

  6. История национально- освободительной борьбы народов Африки в новейшее время. М., 1978.

  7. Розалиев Ю.Н. Новая и новейшая история стран Азии и Африки. М., 1987.


Тема I. Развивающиеся страны в современном мире. (2 ч.)


Вопросы для изучения:

I. Глобальные проблемы современности.

а) Демографические проблемы стран Азии и Африки

б) Продовольственные проблемы стран Азии и Африки

в) Экологические проблемы в странах Азии и Африки

г) Долговой кризис развивающихся стран.


Методические указания к изучению темы:


Студент должен построить изучение с выяснения понятия глобальных проблем современности. На примере конкретных стран необходимо проследить развитие указанных проблем, их причины, истоки. В вопросах демографии необходимо выяснить зависимость роста (уменьшения) численности населения в зависимости от уровня социального развития, уровня жизни населения, этических норм, религии. При этом необходимо обозначить закономерности или противоречия данного развития. При освещении вопроса продовольственной проблемы, нужно наряду с выяснением истоков проблемы, осветить зависимости стран от мирового рынка продовольствия, взаимодействие мировых международных структур в решении данного вопроса. Студент должен владеть необходимой статистической информацией по рассматриваемым вопросам.


Источники и литература.


  1. Аграрное перенаселение в странах Востока.//Восток. 1991 № 1,2.

  2. Александров Ю.Г. Аграрное перенаселение в странах Востока. М.,1988.

  3. Баженова Е., Островой А. Население Китая. М.,1991.

  4. Былиняк С.В. поисках выхода из долгового кризиса.//Азия и Африка сегодня. 1989, №9.

  5. В поисках решения долговой проблемы.// Восток. 1991, № 1.

  6. Вяткин А.В. Развивающиеся страны Востока: демографический прогноз. М.,1990.

  7. Карпунин В.Н. Север-Юг: новый этап валютно-кредитных отношений. //Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 3.

  8. КНР. Социальная и демографическая политики.//Проблемы Дальнего Востока, 1996, № 3,4.

  9. Курбатов В. Демографический фактор в КНР.//Азия и Африка сегодня, 1983, № 6.

  10. Мировая продовольственная ситуация.//США: экономика, политика, идеология. 1994, № 6.

  11. Неклесса А.И. Комплиментарная стратегия экологически ориентированного развития для Африки и мира.//Восток. 1995, № 5.

  12. Пол Кеннеди. Вступая в двадцать первый век. М., 1997.

  13. Растянников В.Г. Развивающиеся страны: продовольствие и политика. М.,1985.

  14. Словесная Н.Г. Экологическая безопасность: уроки «третьего мира».//Мировая экономика и международные отношения. 1994, № 1.

  15. Страны Востока: Управление демографическими процессами. М., 1992.

  16. «Третий мир» и судьбы человечества. М., 1990.

  17. Чехутов А. Долговой кризис развивающихся стран.//Мировая экономика и международные отношения. 1990, № 2.

  18. Шаталов С.И. Долги и развитие. Африканская дилемма. М., 1990.

  19. Шаталов С.И. Кризис задолженности в развивающемся мире и пути его преодоления. М., 1997.

  20. Этнические проблемы в современном мире. М., 1987.

  21. Яковлев М. Подходы к решению демографической проблемы Китая.//Азия и Африка сегодня. 1990, № 10.


Тема I. Развивающиеся страны в современном мире. (2 ч.)


Вопросы для изучения:

II. Дифференциация развивающихся стран,

1. Высший эшелон: капиталоизбыточные нефтеэкспортирующие арабские страны.

2. Высший эшелон: новые индустриальные страны Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур).

3. Средний эшелон: страны АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины).

4. Средний эшелон: Египет и Алжир.

5. Наименее развитые страны.


Методические указания к изучению темы:


Изучение темы студент должен начать с четкого разделения стран в соответствии с предлагаемой градацией. При этом предлагается выполнить заполнение соответствующей таблицы, состоящей из следующих граф:


Дифференциация стран

Наименование стран

Уровень

экономического

развития

Уровень социально-

политического

развития

1

2

3

4


В графу 1 заносится характеристика стран, предлагаемая в соответствии с планом занятий, в графе 2 указывается, какие страны принадлежат к данной классификации, в графу 3 заносятся сведения, характеризующие специфику экономического развития страны, в графе 4 отмечаются особенности политической структуры государства, уровня социального развития общества.

На примере конкретных стран необходимо показать осуществление той или иной политики развития, выделить особенности, проблемы и пути их решения. Необходимо проанализировать правительственные программы развития государств, а так же влияние внутренних и внешних факторов на это развитие. Итогом изучения темы, должно стать четкое представление студента об экономико-политическом развитии стран Востока на современном этапе.


Источники и литература.


  1. Амиров В. Страны АСЕАН - передышка перед следующим рывком?//Мировая экономика и международные отношения. 1997, №7.

  2. Андрианов В.Д. Новые индустриальные страны в мировом капиталистическом хозяйстве. М., 1989.

  3. Андрианов В.Д. Почему преуспевают НИС?//Проблемы Дальнего Востока. 1989, №4.

  4. Андрианов В.Д. Роль государства в формировании устойчивого динамичного развития в Южной Корее.//Проблемы Дальнего Востока. 1995, № 1.

  5. АСЕАН - 30 лет.//Азия и Африка сегодня. 1997, №9.

  6. Валькова Л.В. Саудовская Аравия: нефть, ислам, политика. М., 1988.

  7. Воинов В. Саудовская Аравия на перепутье.//Азия и Африка сегодня. 1997, №2.

  8. Государственность и модернизация в странах Юго-Восточной Азии. М., 1997.

  9. Давыдов О., Михеев В. Сеульский пасьянс (традиции, мораль и политика в Южной Кореей)/ Проблемы Дальнего Востока. 1990, № 6.

  10. Доклад секретариата ЮНКТАД к конференции по развитию Восточной Азии.//Мировая экономика и международные отношения. 1996, № 11,12.

  11. Крупные развивающиеся страны в социально-экономических структурах современного мира. М., 1990.

  12. Максимов А. Новые индустриальные страны Восточной и Юго-Восточной Азии.//Азия и Африка сегодня. 1991, № 1.

  13. Малайзия: программа действий. //Азия и Африка сегодня. 1996, № 9.

  14. Неклесса А. Перспективы глобального развития и места Африки в новом Мире // Мировая экономика и Международные отношения. 1995, 8.

  15. Родригес А. М. Нефть и эволюция социальных структур аравийских монархий. М.,1989.

  16. Симония Н. Ключ к прогрессу (о наименее развитых странах).//Азия и Африка сегодня. 1991, № 2.

  17. Федоровский А. Экономика Южной Кореи.//Мировая экономика и международные отношения. 1997, №6.

  18. Фитуни Л. Африка: Экономический кризис: причины, масштабы, тенденции.//Азия и Африка сегодня. 1985, №5.

  19. Шейнис В., Эльяиов А. Дифференциация развивающихся стран и формирование центров силы.//Народы Азии и Африки. 1989, 6.

  20. Шилонцев С.И. Электронные технологии и экспортная ориентация новых индустриальных стран.//Экономика развивающихся стран. М., 1990.

  21. Широков Г.В. Развивающиеся страны в мировом капиталистическом хозяйстве. М., 1987.

  22. Эволюция мирового капиталистического хозяйства и перспективы развивающихся стран. М., 1990.

  23. Экономика развивающихся стран. Проблемы и перспективы. М., 1990.

  24. Эльянов А. Структурные реформы и дифференциация развивающихся стран.// Мировая экономика и международные отношения. 1995, №5.

  25. Яковлев А.Н. Король Фейсал.//Азия и Африка сегодня. 1995, № 1.

  26. Яковлев А.И. Реформы и социальное развитие нефтяных монархий. Аравии.// Восток. 1988, №2.

  27. Яковлев А. И Саудовская Аравия. Секрет успешных реформ.//Азия и Африка сегодня. 1997, №8.

  28. Малайзия: программа действий.//Азия и Африка сегодня. 1996, № 9.


Тема I. Развивающиеся страны в современном мире. (2 ч.)


Вопросы для изучения:

III. Политика и религия в развивающихся странах.

1 .Эволюция политических структур в Азии.

2. Авторитаризм и демократия в Африке.

3. Исламский фундаментализм.

4. Религия и политика в Индии.


Методические указания к изучению темы:


При изучении данной темы, необходимо уделить особое внимание процессам генезиса политических структур в странах Азии, вызванных достижениями НОД. Студент должен знать особенности партийного строительства в различных странах региона, а так же влияние различных социальных групп на развитие политико-социальных процессов. Студент должен получить представление о формах правления, политическом режиме, государственном устройстве в тех или иных государствах, понимать причины, повлекшие установление их в данной стране. Отдельное внимание необходимо уделить установлению авторитарных и демократических режимов в Африке, проследить роль иностранных государств в этих процессах. Изучение исламского фундаментализма необходимо начать с выяснения причин появления, закономерностей этого явления, отличительных особенностей от «мирного» ислама, сочетание традиций и требования времени, связь с политическими процессами. На примере Индии необходимо проследить влияние традиционного религиозного общества на формирование политического курса государства, сохранении или отрицания методов.


Источники и литература.


  1. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М., 1996.

  2. Кольский А., Фурман Д. Сикхи и индусы. М.,1992.

  3. Борисов А. Современные исламистские течения: цели, стратегия, тактика.// Азия и Африка сегодня 199 7, № 10.

  4. Васильев A.M. Гражданское Общество в Африке. //Восток. 1995,№ 2.

  5. Васильев В.Ф. Авторитаризм и демократия в Юго-Восточной Азии. //Восток 1997, №1.

  6. Данилов В. Западная демократия и восточное общество.//Азия и Африка сегодня. М., 1996, №6.

  7. Демократия и развитие в Африке.//Восток. 1993, №2.

  8. Жданов Н.Г., Игнатенко А.А. Ислам на пороге двадцать первого века. М.,1989.

  9. Зубов А.Б. Парламентская демократия и политические традиции Востока. М.,1990.

  10. Индия: религия в политике и общественном сознании. М., 1991.

  11. Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм.//Вопросы истории. 1993. №3.

  12. Лебедева Э.И. Авторитаризм в Африке: типология, эволюция, перспективы. //Мировая экономика и между народные отношения. 1990, №4.

  13. Малашенко А. Исламское возрождение.//Азия и Африка сегодня. 1995, №9.

  14. Мартышин О.В. Привьется ли в Африке западная демократия?//Азия и Африка сегодня. 1995, .№8.

  15. Мезенцева О.В. Роль индуизма в идеологической борьбе в современной Индии. М.,1985.

  16. Микаэлян Н. Общественно-политические движения и религиозная традиция в Индии и Пакистаном. 1989.

  17. Парламентаризм и демократия в не западных обществах.//Восток. 1992, № 6.1993, № 1.

  18. Политические отношения на Востоке: Общее и особенное. М., 1989.

  19. Полонская Л. Современный мусульманский фундаментализм.//Азия и Африка сегодня. 1994, № 11.

  20. Полонская Л. Этноконфессиальные проблемы в политической истории.//Восток. 1992, №2.

  21. Полонская Л.Р. Современный мусульманский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития.//Азия и Африка сегодня 1995, №11.

  22. Рыбаков В. Ислам и гражданское общество.//Мировая экономика и международные отношения. 1996, №8.

  23. Сагадеев А. Исламский фундаментализм: что же это такое?//Азия и Африка сегодня. 1994, №6.

  24. Современная Африка: Итоги и перспективы развития. Эволюция политических структур. М., 1990.

  25. Сумбатян Ю.Г. Африка: Авторитаризм или демократия.//Восток. 1994, №6.

  26. Трофимов Д.А. Исламский фундаментализм в арабских странах: история и реалии. //Восток, №1.

  27. Хорос В., Чешков М. Авторитаризм и демократия в «третьем мире».//Мировая экономика и международные отношения. 1995,№ 7.


Тема 2. Японская модель социально-экономического развития

(4 ч.)


Вопросы для изучения:

1 .Роль США в модернизации Японии.

2. Ставка на научно-технический прогресс и качество.

3. Роль государства в экономике.

4. Социальные факторы « экономического чуда» (система пожизненного найма, коллективизм, патернализм, «трудоголизм»).

5. Социально-экономические проблемы Японии в конце двадцатого века.


Методические указания к изучению темы:


Начать изучение темы необходимо с послевоенного обустройства Японии проводимого оккупационной администрацией США. При этом необходимо осветить два этапа восстановления: с 1945 по 1947, с 1947 по 1956 гг. Особое внимание необходимо уделить проектам и планам экономического восстановления разрушенной экономики, причинам, повлекшим воссоздание мощной системы, роли капиталов США в этом восстановлении. Студент должен рассмотреть систему государственного планирования экономики. В вопросе влияния научно-технического прогресса на развитие экономики страны, необходимо ознакомиться с менеджментом наиболее крупных японских фирм, их системой отбора технологий. Особое внимание необходимо уделить социальной политике, как государства, так и японских работодателей. В то же время, студент должен выделить основные противоречия и проблемы японской модели развития, пути разрешения проблем, возникших на рубеже XX и XXI веков.


Источники и литература:


  1. Акио Морита. Как работают японцы.//Рабочий класс и современный мир. 1990, №3.

  2. Акио Морита. Сделано в Японии. М., 1990.

  3. Американский менеджмент на пороге двадцать первого века. М.,1990.

  4. Интернационализация Японии. М., 1993.

  5. Исторический опыт Японии. В чем специфика?//Азия и Африка сегодня. 1990, №10.

  6. Итиро Одзава. Программа перестройки Японии.//Проблемы Дальнего Востока. 1996.

  7. Маркарян С.Б., Молодякова Э.В. Японское общество: книга перемен. М., 1996.

  8. Научно-технический прогресс в Японии. М.,1990.

  9. Окумура Х. Корпоративный капитализм в Японии. М., 1986.

  10. Орфенов А.Б. Япония: участие трудящихся в управлении производством. М., 1985.

  11. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии. М.,1989.

  12. Рамэес В. Япония: лицом к лицу с интернационализацией.//Мировая экономика и международные отношения. 1992, №9,11.

  13. Спандарьян В. Деловая Япония. М. 1991.

  14. Спандарьян В. Как это удалось японцам?//Международная жизнь. 1990, .№4.

  15. Тавровский Ю. «Японское чудо» - японский характер.//Диалог. 1990, .№14.

  16. Хлынов В. Секреты управления персоналом.//Азия и Африка сегодня. 1996, №3,4.

  17. Хлыиов В. Система стимулирования труда на крупных предприятиях Японии.//Проблемы Дальнего Востока. 1995, №6.

  18. Хлынов В. Японские секреты управления персоналом. М., 1996.

  19. Хлынов В. Японский опыт послевоенного восстановления экономики и приватизации.//Проблемы Дальнего Востока. 1994, № 6.

  20. Хлынов В., Тебин Н. Государство и экономика. //Азия и Африка сегодня. 1997, №10,11.

  21. Хорос В. Модернизация в России и Японии.//Мировая экономика и международные отношения. 1991, №8.

  22. Хорос В. Японский секрет.//Азия и Африка сегодня. 1991, №2.

  23. Цветов В. Пятнадцатый камень сада Реандзи. М., 1986.

  24. Япония и мировое сообщество. М., 1994.

  25. Япония. Смена модели экономического роста. М., 1990.

  26. Япония: конец XX века. Последние тенденции трансформации, М., 1996.

  1   2

Похожие:

Программа семинарских занятий по курсу iconПланы семинарских занятий по курсу Философские вопросы естествознания
Планы семинарских занятий предназначены для студентов, начинающих изучать философские проблемы естествознания. Содержит в себе программу...
Программа семинарских занятий по курсу iconСоциологи я план семинарских занятий и
Предлагаемый план семинарских занятий по учебному курсу «Социология» и методические рекомендации к нему помогут студенту сориентироваться...
Программа семинарских занятий по курсу iconПланы семинарских занятий для студентов технического вуза Москва 2010 г. Планы семинарских занятий по базовому курсу «Культурология»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа семинарских занятий по курсу iconПланы лекций и семинарских занятий по курсу «Экономическая теория» (методические рекомендации) у фа 2007
Планы лекций и семинарских занятий по курсу «Экономическая теория» (методические рекомендации) / Уфимск гос авиац техн ун-т; Сост.:...
Программа семинарских занятий по курсу iconМетодические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине «политология»
Содержат вопросы семинарских занятий; перечень ключевых понятий, которые должны быть освоены в каждой теме. Также даны рекомендации...
Программа семинарских занятий по курсу iconПланы семинарских занятий по курсу «История средних веков»
П37 Планы семинарских по курсу «История средних веков»/ (сост. О. Ю. Репухова); Федеральное агентство по образованию, гоу впо «кгпу»....
Программа семинарских занятий по курсу iconФилософия истории программа и планы семинарских занятий Петрозаводск 1999 Программа и
Программа и планы семинарских занятий рассмотрены и рекомендованы к печати на заседаниях методической комиссии исторического факультета...
Программа семинарских занятий по курсу iconПрограмма «Фонд образовательных инноваций»
Методика проведения семинарских занятий по курсу «Институциональная экономика» на факультете Экономики (бакалавриат, 3 курс) 1
Программа семинарских занятий по курсу iconМетодические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика»
Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения
Программа семинарских занятий по курсу iconПрограмма семинарских занятий по курсу «Историческая психология»
Тема Философские основы исторической психологии. Обсуждение работ В. Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С. Л. Рубинштейна
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница