Публичная дипломатия и информационная политика Ирана




Скачать 272.07 Kb.
НазваниеПубличная дипломатия и информационная политика Ирана
страница1/2
Дата14.03.2013
Размер272.07 Kb.
ТипДиплом
  1   2


Соломия Зинько,

научный сотрудник Одесского филиала

Национального институту стратегических исследований


Публичная дипломатия и информационная политика Ирана.


Иран, одно из самых больших государств Ближнего Востока, стало активным игроком в регионе с начала ХІХ ст.1 Перманентная эволюция иранской внешнеполитической стратегии свидетельствует о том, что Иран является активным международным игроком, привлеченным в глобальную дискуссию по актуальным проблемам. С избранием М. Ахмадинеджада президентом Ирана задействована концепция “Двадцатилетняя перспектива”, согласно которой Иран планирует стать лидером исламского мира и новым цивилизационным центром2. Внешнеполитическая доктрина страны синтезировала несколько идей - достижение статуса регионального лидера (амбициозное задание последнего шаха Ирана М. Г. Пехлеви), экономический прагматизм (концепция президента А. А. Хашеми-Рафсанджани), последовательная интеграция в мировую экономику (идея президента С. М. Хатами). Эти идеи получили идеологическую основу в виде ислама как главного постулата внешней политики. Кроме синтеза старых идей, президент М. Ахмадинеджад предложил новый принцип иранской “наступательной дипломатии”, согласно которому все государства априори владеют равными возможностями и одинаковым положением. Курс “наступательной дипломатии” предусматривает активную политику Тегерана в регионе с использованием “фактора шиизма” и энергетической дипломатии. Геополитические претензии Ирана, как впрочем, и Пакистана, обосновываются тем, что географический центр мусульманского мира находится на границе Ирана и Пакистана, а не в арабском регионе.

К числу приоритетных для Ирана регионов принадлежат страны Персидского залива, а также Сирия и Ливан. Отношения Ирана и Сирии имеют прочные исторические корни – переселенные во времена Тимура сирийские каджари служили опорой возобновленного сефевидского Ирана, а в течение последних 200 лет Каджарская династия правила Ираном. Основным фактором, который определяет взаимоотношения Ирана с арабскими государствами, является противоположность их национальных интересов. Историческое деление обитателей региона на арабов и “аджам” (презрительное прозвище персов) усиливается иранским взглядом на историю, в соответствии с которым арабское завоевание Ирана привело к гибели доисламской цивилизации Персии. С арабской же точки зрения, чрезмерное влияние Персии на мусульманство повлекло за собой появление “шуубийя” (искажение) первобытного ислама3. Развитие идеи панарабизма в течение 1930-1970-х гг. привело к оценке Ирана как “периферии арабского мира”.

Иран и страны Персидского залива. Для внешней политики Ирана приоритетными выступают отношения со странами Персидского залива. На протяжении длительного периода оставались напряженными отношения Ирана с Оманом, который он безрезультатно пытался аннексировать в 1737 и в 1741 г. вместе с Юго-Восточной Аравией4. История спорных островов Томб и Абу-Муса, которые стратегически равноценны Гибралтару, неразрывно связана с Оманом и племенем аль-кавасим.5 В 1887 г. после изгнания аль-кавасим из иранского порта Ленге Иран заявил претензию на Абу-Муса и Томб, преобразованные арабами на региональные торговые центры вместо Ленге. Иран в 1970 г. с помощью Англии фактически выкупил их в Шарджи, а 29 ноября 1971р. Иран и Шарджа официально заключили договор о передаче Абу-Муса под иранский суверенитет. Воспользовавшись этим, иранцы захватили и два соседних острова.6 Среди арабских стран действия Ирана в то время не осудили лишь предыдущие владельцы островов – ОАЭ и Оман.7 Иранский геополитик, автор книги “Политическая география Ормузского пролива” проф. Пируз Моджтахед-заде считает, что Великобритания предложила Ирану острова как компенсацию за отказ от претензии на Бахрейн, руководствуясь средневековыми морскими картами. По мнению иранского автора, ни ЛАГ, ни ОАЭ не имеют права рассматриваться как юридическая сторона конфликта, так как “Меморандум о взаимопонимании” был подписан шахским Ираном и эмиром Шарджи.8 С опровержением этого утверждения в СМИ выступает эмиратский геополитик, руководитель Дубайского Центра исследований Залива А. бен Сакар.9

Исторически наиболее спорные вопросы принадлежности Кувейта и Бахрейна. Ормузское государство XV-XVI ст., в состав которого входили земли аравийского побережья от Катара и Бахрейна, считалось вассалом Ирана. Бахрейн принадлежал Ирану до 1783 г., в ноябре в 1957 г. шах провозгласил Бахрейн четырнадцатой провинцией Ирана. После исламской революции аятола Хомейни официально назвал Кувейт и Бахрейн иранскими исконными землями, 10а министр финансов и экономики А. Банисадр заявлял, что “такие арабские страны как Абу-Даби, Катар, Оман, Дубай, Кувейт и Саудовская Аравия, в глазах Ирана представляют государства, которые не являются независимыми”11. Отношения с Бахрейном нормализовались только с отказом Ирана от поддержки “Хизболлы-Бахрейн” (1997).12

Напряженные отношения Ирана с КСА сложились благодаря Мухаммеду ибн Абд аль-Ваххабу, который организовал сунитский “крестовый поход” (1801) против шиитских святынь в Кербеле и вывез шиитские ценности, собранные в течение тысячелетия.13 После революции (1979) противоречия КСА и Ирана обострились. В противовес саудовским ваххабитам, которые считают шиитов отступниками, Хомейни обвинил Эр-Рияд в культивации “ислама американского образца” и призвал страну поделиться нефтяными прибылями с другими мусульманскими странами, чтобы те могли воспользоваться “даром Аллаха”.14 Этот тезис через 20 лет подхватил Усама бин Ладен.
  1   2

Похожие:

Публичная дипломатия и информационная политика Ирана iconН. Ю. Беляева Существует ли публичная политика в современной России?
Не случайно на XI симпозиуме Московской высшей школы социальных и экономических наук и Интерцентра (январь 2004 г.) среди прочих...
Публичная дипломатия и информационная политика Ирана iconПрограмма дисциплины «Государственная политика в сфере этнонациональных отношений»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 68 «Политология»...
Публичная дипломатия и информационная политика Ирана iconПрограмма дисциплины Экологическая политика: сравнительный анализ (Environmental policy: comparative analisys)  для направления 030200. 68«Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Публичная дипломатия и информационная политика Ирана iconПроект «Социальное неравенство и публичная политика» (СНиПП) «Неравенство доходов как объект публичной политики»
Семинар проводился 26 декабря 2005 г в рамках проекта «Социальное неравенство и публичная политика», выполняемого в Горбачев-Фонде...
Публичная дипломатия и информационная политика Ирана iconВ. Д. Попов. Информационное общество, сми и информационная политика Информационное общество, сми и информационная политика
«информационного общества». Человечество открыло для себя и активно использует в своих интересах новый ресурс – информационный. Информационная...
Публичная дипломатия и информационная политика Ирана iconСодержание 1
Мировая экономика. Международные экономические отношения 7 политика. Политическая наука 7 Международные отношения. Внешняя политика....
Публичная дипломатия и информационная политика Ирана iconДипломная работа тема: «Информационная политика Совета Федерации Федерального Собрания РФ в условиях модернизации российского общества»
Информационная политика в деятельности современного государства стр. 7
Публичная дипломатия и информационная политика Ирана iconПрограмма дисциплины Теория игр и основы управления коллективным поведением  для направления 030200. 68«Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Публичная дипломатия и информационная политика Ирана iconПрограмма дисциплины Аналитические центры как субъекты политики (Think Tanks as Policy Actors)  для направления 030200. 68«Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Публичная дипломатия и информационная политика Ирана iconПрограмма дисциплины Аналитические центры как субъекты политики (Think Tanks as Policy Actors)  для направления 030200. 68«Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница