Бюллетень №4 (декабрь,2009) методического кабинета гоу сош №867 Уважаемые коллеги! Данный выпуск информационного бюллетеня посвящен теме «Мониторинг достижения учащихся»




НазваниеБюллетень №4 (декабрь,2009) методического кабинета гоу сош №867 Уважаемые коллеги! Данный выпуск информационного бюллетеня посвящен теме «Мониторинг достижения учащихся»
страница1/4
Дата31.08.2012
Размер0.57 Mb.
ТипБюллетень
  1   2   3   4



Информационный бюллетень4 (декабрь,2009)

методического кабинета ГОУ СОШ №867


Уважаемые коллеги! Данный выпуск информационного бюллетеня посвящен теме «Мониторинг достижения учащихся»


Источники:

Ресурсы Интернета:

  1. Электронная энциклопедия Википедия!

  2. www. gymn149.minsk.edu.by/main.aspx?uid=10450 (сайт закрыт в н/время)

  3. www.informatik.pedsovet.su/inforcon/control.htm

Рекомендуем ознакомиться

  1. www.koriphey.ru/…/index.php?… - материалы сайта гимназии Корифей (о 12-бальной системе оценивания в школах Украины)

  2. www.narva6.edu.ee/ocenit.php - положение об оценивании по пятибалльной шкале



Содержание бюллетеня

  1. Из истории систем оценивания знаний учащихся в разных странах.

  2. Возможности использования 10-бальной системы оценивания на занятиях ШК

  3. Рейтинговая система оценки знаний учащихся

  4. Контроль, его функции. Способы обработки результатов.

  5. Результаты социологического опроса.



Система оценивания знаний — система оценивание качества освоения образовательных программ учащимся, важнейший элемент образовательного процесса.

В настоящее время в мире используется множество шкал оценивания знаний. В некоторых шкалах принято использовать цифровые обозначения разрядов, причем допускаются дробные оценки, другие шкалы (например, американская) по традиции имеют дело с буквенными обозначениями. Американская шкала также имеет численную интерпретацию, при которой высшим оценкам A и A+ соответствует балл 4.



  1. Из истории оценивания знаний учащихся

Российская империя, СССР, Россия и страны СНГ

В истории российского просвещения изначально, как и в Европе существовала трёхразрядная система оценок. В списке студентов Киевской духовной академии (1737 г.) высший разряд обозначает очень хорошие успехи: «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального». Средний разряд обозначает успехи «учения посредственного, мерного, нехудого». Низший разряд характеризует успехи ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого».

Постепенно словесная оценка становилась однообразней и короче, она чаще заменялась цифровой, причем направление шкалы установилось противоположным германскому. В разное время в России применялись 3-, 5-, 8-, 10-, 12-балльные системы оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1937 году официально установлена Министерством народного просвещения: «1» — слабые успехи; «2» — посредственные; «З» — достаточные; «4» — хорошие; «5» — отличные. В течение XX века оценка «1» постепенно вышла из употребления, в результате 5-балльная система трансформировалась в современную 4-балльную. Эта, традиционная для советского образования, система сейчас повсеместно применяется в России и многих странах постсоветского пространства, хотя в последние годы наметился отход от нее:

Германия

  • В Германии в среднем образовании используется 6-балльная система оценок с обратной зависимостью т.е. имеет следующие количественные и качественные обозначения: 1 — sehr gut «отлично» 2 — gut «хорошо» 3 — befriedigend «достаточно» 4 — ausreichend «удовлетворительно» 5 — mangelhaft «неудовлетворительно» 6 — ungenügend «очень плохо».

  • В некоторых учебных заведениях для выведения средней оценки используется пересчет приведенных выше оценок в баллы по следующему соотношению: оценка 1 = 15 баллов, 2 = 12 баллов, 3 = 9 баллов, 4 = 6 баллов, 5 = 3 балла и оценка 6 = 0 баллов.

  • В высшем образовании используется 5-балльная система оценок, 5 количественных и качественных параметров которой полностью идентичны приведенным выше 5 первым параметрам 6-балльной системы оценок среднего образования.

Франция

  • Во Франции используется 20-бальная система

Япония

  • В Японии используется 100-бальная система.

США

Индекс качества A-F(A-E) обычно классифицируется по следующей пятибалльной шкале:

  • A = 4.0

  • B = 3.0

  • C = 2.0

  • D = 1.0

  • E(F) = 0.0

Другие варианты, представленные знаками + и — широко используются. Их обычно считают, как соответственно x.3 и y.7. Например, так как B = 3.0, то B+ = 3.3 и B- = 2.7. Некоторые институты используют единственную среднюю точку между единицами шкалы. Они считают оценки A- и B+ одинаковыми. В таких случаях оценка AB заменяет опции A-/B+ и считается как 3.5

Оценка А+ — нововведение в американском образовании. Меньшая часть институтов, которые используют её, оценивают её как 4.3 или 4.5, но многие оценивают А+ как 4.0, так как считают, что 4.0 шкала не может пойти выше, чем 4.0.

Также иногда опускается D-, считая, что всё, что ниже D, по определению провал.

Grade

percentage

A

90%–100%;

B

80%–89%;

C

70%–79%;

D

65%–69%;

E(F)

64% and below.



  1. Возможности использования 10-бальной системы оценивания на занятиях школьного компонента

 

 

Одна из приоритетных задач реформирования системы образования сегодня – сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них навыков здорового образа жизни, применение образовательных технологий, устраняющих физические и эмоциональные перегрузки. Наконец – то общество признало, что здоровье не только отсутствие болезней и физических недостатков, но и  состояние психологического, душевного и социального благополучия.

Что сейчас происходит с нашей школой? Стратегия образования ставит новые ориентиры, но накопившиеся проблемы пока не позволяют добиться серьёзных положительных изменений в работе по созданию здоровьесберегающей среды. Назовём одну из главных и достаточно болезненных проблем: результаты обучения по-прежнему оцениваются не через интегральные показатели, а на основе ЗУНов, по пятибалльной системе. А ведь процесс оценивания и контроля относится к наиболее важным характеристикам организации образовательного процесса. Оценка – это сплав эмоционального и интеллектуального отношения к действительности. Наши совместные усилия по соблюдению единых правил «оценочной безопасности» могут существенно способствовать росту эмоционального и психологического здоровья детей,  уровень которого сегодня падает стремительнее, чем даже уровень физического здоровья. 

Предварительная работа:

  • по использованию многообразных видов и форм организации деятельности обучающихся с целью создания условий для саморазвития детей;

  • по внедрению открытых ведомостей учёта знаний обучающихся;

  • по использованию листов самоконтроля, само-и взаимооценивания;

  • по открытости критериев оценки для обучающихся;

  • по созданию атмосферы сосредоточенности на личности ребёнка.

Ведущими целями введения 10-балльной системы оценивания являются:

  1. повышение здоровья, снижение тревожности и невротизации детей;

  2. создание более достоверной, надежной, доказательной системы оценки учебного труда обучающихся, ориентированной на измерение прироста обученности, перевод обучающегося из позиции объекта образовательных стремлений педагогов в позицию субъекта своего собственного образования;

  3. усиление положительной мотивации к обучению на фоне формирования ключевых компетентностей обучающихся;

  4. реализация интегративного подхода в оценке учебных достижений обучающихся в единстве знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных свойств личности (индивидуальности) и личностных качеств;

  5. создание условий для стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся и достижения более высоких результатов на основе введения инвариантной оценочной шкалы, применимой к разноуровневому обучению;

  6. формирование опыта самосознания, самоконтроля, самокоррекции, самооценивания в плане сопоставления своих достижений в овладении знаниями, приёмами и способами интеллектуальной и практической деятельности;

  7. обеспечение социальной защищенности личности обучающегося.

Десятибалльная система  даёт возможность школьнику задуматься и перейти с уровня внешней оценки к внутренней, а значит, помогает формированию способности действовать самостоятельно и рефлексивно, способствует ослаблению зависимости от внешней оценки, таким образом, является условием развития способности к самооценке. Ученик, получив «5» баллов может оставаться довольным: ведь это всё равно «4», и, самое интересное, что учитель даёт ему такую возможность. Но постепенно ребёнок понимает, что у меня «5» баллов, а у другого «6» или даже «7». Это психологи называют рефлексией. Способность к рефлексии своей деятельности помогает человеку двигаться вперёд в своём развитии, видеть это движение, планировать его на уровне своих возможностей. В пятибалльной системе продвижение вперёд для многих остаётся нереализованным: слишком уж велика разница между «тройкой» и «четвёркой», «четвёркой» и «пятёркой». Преодолеть эту разницу не всякому ребёнку под силу, так и остаётся он вечным троечником. Именно десятибалльная система не тормозит развитие школьника, не сужает его возможности, и это путь, позволяющий успешно применять технологию научения не палкой, а успехом.

Работа учителя направлена на становление у ребёнка способности к оценке границ своих знаний и умений. Эта способность является условием самостоятельной постановки учеником задачи следующего шага обучения: от «5» баллов к «6», от «6» -  к «7» и так далее. Сложность возникает с 10 баллами. Предъявляемые высокие требования к получению этого балла закономерны, но позволяют увидеть его лишь на горизонте. Учителя, давая разные творческие задания, заранее знают, что для успешного их выполнения необходимо и в библиотеке посидеть, и дополнительную литературу изучить, и собственные творческие способности применить. Понимают это и дети, а потому многие из них не усложняют себе жизнь, им достаточно качественно, прилежно, аккуратно выполнить работу на «9». Но есть и «звездочки» (их мало), это те одаренные дети, с которыми интересно и сложно работать, и для них «10» - это и есть тот балл, который подтвердит их неординарность.

Работа по внедрению десятибалльной системы оценки знаний обучающихся оказалась эффективной хотя бы потому, что детей стала волновать не только отметка, но и то, сколько человек вложил труда в освоение тех или иных знаний, сколько затратил стараний, творческого потенциала. Ребята говорят: «Один ученик ответил на вопрос идеально, изложил весь материал, использовал дополнительную литературу и высказал свою точку зрения. Ему поставили «отлично». Другой ученик чётко воспроизвёл текст параграфа и не более! А получил ту же пятёрку».  10-балльная система дала больше возможностей показать обучающемуся нюансы в его деятельности. В конечной оценке учебного процесса ученик сможет точно знать следующее:

  • какими были его успехи в усвоении учебного материала в целом;

  • на каком уровне он его усвоил, какие его умения и навыки;

  • какова оценка его творческой деятельности;

  • в какой мере он способен проявить своё личностное отношение к изучаемому материалу;

  • удалось ли ему продвинуться вперёд в повышении своих результатов в учебном труде;

  • как действовал в коллективе одноклассников и взрослых.

С введением 10-балльной системы изменилась позиция наших учителей. Учитель получил не только большую свободу, но и большую ответственность. Его работа отныне не связана с привычной системой «параграф-урок» в режиме изложения, она неизбежно подвела педагога к разработке разнообразных заданий, учитывающих особенности конкретного класса. Учитель вызывает к жизни новые или ранее недостаточно широко используемые виды, методы и формы контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Чаще используются в практике различные типы тестов, продуктивные и прогностические задачи, анализирующие таблицы, написание обучающимися рецензий и других творческих работ, защиты проектов, поуровневый дидактический материал и поуровневые самостоятельные и контрольные работы, потому что без внедрения разных методик и средств стимулирования познавательной активности и оценки знаний будет невозможно обеспечить в должной мере лучшее выявление и развитие творческих способностей детей, помочь родителям увидеть и развить в детях инициативу и предприимчивость.

Современная педагогика  утверждает, что, пока учитель не возбудил в детях желание, учить их бесполезно. И тут на первый план выходит понятие мотивации – «системы мотивов или стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности», к которым относится и десятибалльная система оценивания, приводящая к возрастанию именно внутренних мотивов. Это выглядит так: «Я очень хочу  это сделать. Мне это по силам, я справлюсь, я уверен в этом. Всё зависит от меня, я – источник, ситуация меняется, если я на неё влияю. Сегодня я стал лучше, чем вчера».

Благодаря внедрению десятибалльной системы, у ученика появляются эталоны достижения, реалистический уровень притязаний к оцениванию, вероятность достижения успеха, самооценка на основе индивидуального стандарта качества, повышается личная ответственность, значимость достижения успеха, привлекательность успеха. При такой организации работы школьники охотно включаются в учебно-познавательную деятельность, испытывая при этом не только напряжение и усталость, но и приятные положительные эмоции от достигнутого индивидуального результата.

Путь познания не может, да и не должен быть лёгким. Он естественно связан с необходимостью приложения сил, с умением преодолевать препятствия, но не нужно его делать мучительным и болезненным. Как врач призван освобождать страждущего от болезни, так и учитель должен помогать ученику осваивать знания без «ссадин» и «ушибов», не с болью, а с интересом и увлечением.


Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся ПРИ 10-баЛЬНОЙ СИСТЕМЕ 

«1» балл узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (фактов, терминов, явлений, инструктивных указаний, практических действий); постоянно требуется помощь учителя.

«2» балла различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде; выполнение упражнений и нормативов с большим количеством ошибок; постоянно требуется помощь учителя.

«3» балла воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объекта изучения); выполнение упражнений и нормативов с достаточным количеством ошибок; часто требуется помощь учителя.

«4» балла воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти (формулировка определений, описание в устной или письменной формах объектов изучения с указанием общих и отличительных внешних признаков без их объяснения); упражнения и практические нормативы выполняются по образцу, но с ошибками; иногда требуется помощь учителя.

«5» баллов осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала (описание объектов изучения с указанием общих и отличительных существенных признаков без их объяснений), упражнения и практические нормативы выполняются по известным правилам или образцу, но иногда допускаются ошибки, исправление которых требует помощи учителя.

«6» баллов осознанное воспроизведение программного учебного материала (описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения), применение знаний в знакомой ситуации по образцу путём выполнения устных, письменных или практических упражнений;. упражнения и практические нормативы выполняются по образцу, но допускаются незначительные ошибки, исправление которых иногда требует помощи учителя.

«7» баллов владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики); упражнения и практические нормативы выполняются на основе предписаний, но допускаются несущественные ошибки, исправляемые самостоятельно.

«8» баллов владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развёрнутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснования и доказательства, подтверждения аргументами и фактами, формулирование выводов); упражнения и практические нормативы выполняются самостоятельно.

«9» баллов оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала на основе известных правил, предписаний, так и поиск нового знания, способов решения учебных задач, выдвижение новых идей и предложений); упражнения и практические нормативы выполняются самостоятельно, проявляются элементы творческого подхода при их выполнении; находчивость при решении задач в нестандартных (нештатных) ситуациях.

«10» баллов – свободное оперирование программным учебным материалом, применение полученных знаний в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулирование правил, построение алгоритмов выполнения заданий, демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий); упражнения и практические нормативы выполняются самостоятельно, творчески; инициативность и находчивость при решении задач в нестандартных (нештатных) ситуациях.

«0» баллов – формальное присутствие на занятиях; отказ от ответа или отсутствие его без уважительных причин.

Результаты учебной деятельности учащихся по предметам оцениваются от 1 до 10 баллов включительно независимо от вида контроля и уровня изучения (базовый, повышенный или углубленный). Объём знаний учащихся и выполнение упражнений и практических нормативов должны полностью соответствовать учебным программам.

Отметка за учебную четверть и год выставляется в соответствии с общими положениями.

III. Рейтинговая система оценки знаний учащихся

На всех этапах развития школы при усилении демократических начал в ее организации на первое место выходит проблема выбора эффективной оценочной системы.

Организовать учебно-познавательную деятельность без оценки невозможно: она является одним из компонентов деятельности, ее регулятором, показателем результативности.

Традиционная система оценивания при помощи четырех-пяти показателей мало способствует эффективному обучению. Ее существенные недостатки: неполнота, ограниченность, а также несориентированность на психофизиологические возможности детей различных возрастных групп.

Проблема оценочной функции школы упирается в решение трех основных вопросов:

  • с какой целью необходимо оценивать учебные успехи детей;

  • что в первую очередь оценивать в познавательной деятельности школьников;

  • как обеспечить объективность оценок.



Виды оценочных шкал

Школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребенка, должна:

  • осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, и о слабых сторонах усвоения программы. Учителю обратная связь должна давать информацию о достижении поставленных им целей;

  • стимулировать учение, использоваться как форма поощрения, а не наказания;

  • отмечать даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им обучаться в собственном темпе;

  • ориентировать ученика на успех;

  • содействовать становлению и развитию самооценки учащихся.

Необходимым условием учебного процесса является оценочная шкала. Различают несколько их видов:

  • количественная шкала – это хорошо всем известная система школьных отметок; в качестве измерения выступает числовое множество;

  • абсолютная шкала – оценка знаний и усилий ученика выглядит как некий числовой символ, точка отсчета абстрактна. Примером могут служить привычные для нас контрольные работы и тесты, при оценивании которых осуществляется сопоставление результатов с абстрактными нормативными критериями, которым соответствуют цифровые отметки: безошибочно выполненное задание – "5", одна ошибка – "4" и т. д.;

  • относительная оценочная шкала – предполагает сравнение текущего состояния обученности школьника с его же состоянием обученности некоторое время назад;

  • порядковая шкала – чаще используется в слабо структурированных областях, таких как искусство, или при оценке, например, личностного развития.

Вариант порядковой шкалы, при котором каждому объекту присваивается ранг, номер в иерархии объектов, называется ранговым. Частный случай ранговой шкалы – рейтинговая система. По ряду признаков она имеет большое сходство с количественной шкалой, но таковой не является.

Построение рейтинговой системы оценки

Рейтинг – это число; получается оно либо путем опроса субъективных мнений экспертов (как рейтинг политических лидеров), либо путем набора очков и баллов: ответил на уроке – получил балл, сдал зачет – получил еще некую сумму баллов, и т. д. В конце учебного периода все баллы, набранные учеником, суммируются и формируют его рейтинг. После этого множество учеников упорядочивается по возрастанию их рейтингов, и каждому может быть присвоен тот или иной ранг. В ряде школ рейтинговая система промежуточных оценок уже действует.

Обратиться к рейтингу заставляют недостатки школьной системы оценки знаний, а именно:

  • узкий диапазон школьных оценок;

  • большая субъективность оценки, расплывчатость ее критериев. Отсутствие самооценки;

  • негуманность системы. Ученик не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов;

  • незначительный объем контролируемого учебного материала у каждого ученика. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам;

  • отсутствие учета весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой контрольной работы);

  • недостаточное стимулирование активной работы учащихся. Практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, написание научных рефератов и т. п.);

  • недемократичность системы. Учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа.

Для правильного построения рейтинговых систем существует технология с критериями согласования позиций экспертов, т. к. количество баллов за то или иное учебное достижение назначается экспертным способом довольно произвольно.

По этой системе определяются:

  • общий и предметный рейтинг учеников в классе;

  • рейтинг классов в школе;

  • динамика рейтингов учеников и классов в течение учебного года;

  • рейтинг первой десятки учеников школы по учебным предметам.

Анализ рейтинга учеников и классов позволяет:

  • индивидуализировать и дифференцировать учебную и воспитательную работу;

  • стимулировать познавательную работу учеников и классов;

  • конкретизировать работу классных руководителей с учениками и родителями;

  • более объективно проанализировать работу классов и школы в целом.

Рейтинговое оценивание знаний – один из существенных способов: влияния на успеваемость учащихся, формирования интереса к процессу обучения и его результатам; расширения границы школьного балла, повышения его значимости; включения самих учащихся в активный поиск возможности повышения своего среднего балла и рейтинга.

Система определения рейтинга ученика (по успеваемости):

  • оценка за четверть и год определяется как среднеарифметическая всех оценок с учетом их веса (с точностью до 0,01);

  • количество оценок в четверти должно быть не менее трех;

  • ученику предоставляется право ответа для повышения оценки в конце четверти (или темы);

  • рейтинг определяется:
    – по итоговой оценке за четверть (год);
    – по предметам в классе;
    – по каждому предмету в школе.

Шкала перевода среднего балла в 4 ­балльную систему:

средний балл 2,49 и менее – отметка "2";

  • 2,50–3,49 балла – "3";

  • 3,50–4,49 балла – "4";

  • 4,50 и более – "5".

Рейтинг определяется для учащихся, кто превысил минимальный норматив 3,4–3,5 балла, или для всех учащихся (по усмотрению педагогического коллектива).

Подсчет среднего балла, рейтинга и оформления наглядности выполняет учебная комиссия под контролем завуча (по школе), классного руководителя (в классе), учителя-предметника (по предмету). В таблице приведены условия для начисления дополнительных баллов при определении рейтинга учащегося.

Содержание деятельности ученика для начисления дополнительных баллов

Количество дополнительных баллов

1. Участие в окружных и городских предметных олимпиадах:

1 место

1

2 место

0,8

3 место

0,6

участие

0,2

2. Участие в школьных предметных олимпиадах:

1 место

0,3

2 место

0,2

3 место

0,1

3. Наличие рефератов, докладов, научных исследований по учебным предметам

до 0,3

4. Разработка и изготовление наглядных пособий, учебных приборов; оборудование учебных кабинетов, лабораторий

до 0,3

5. Разработка учебных игр, тестов, блок-схем, опорных сигналов и других дидактических материалов

до 0,5

6. Активное участие во внеурочной работе по предмету

до 0,5

7. Участие в окружных и городских спортивных соревнованиях:

1 место

1

2 место

0,8

3 место

0,6

участие

0,2

8. Участие в школьных спортивных соревнованиях:

1 место

0,3

2 место

0,2

3 место

0,1

Успех рейтинговой системы оценки знаний учащихся зависит от:

  • участия самих школьников в подсчетах среднего балла;

  • регулярного анализа динамики среднего балла и рейтинга;

  • от доброжелательности членов педагогического и ученического коллективов, умения педагогов радоваться даже наименьшим ус­пехам учеников, поддерживать их;

  • совершенствования форм и методов ее ведения;

  • гласности и наглядности.

Важная роль в рейтинговой системе оценки знаний учащихся отводится наглядности. Так, в классном уголке оформляется раздел "Лучшие в классе": определяется 5 учащихся, имеющих высокий рейтинг по всем предметам. Классный руководитель ведет ведомость, в которой учитывается средний балл и рейтинг учащегося в классе.

В школе определяются 10–12 лучших учащихся, имеющих высокий рейтинг по всем предметам. Анализируются динамика рейтинга учащегося в течение учебного года (строится график рейтинговой системы оценки знаний каждого учащегося) и динамика рейтинга класса (график рейтинга класса).

В дневниках каждого ученика под руководством учебной комиссии ученического комитета школы оформляются графики рейтинговой системы оценки знаний. Учащиеся, проанализировав результаты предыдущего учебного года, заносят в график итоги четверти, года, а также желаемый результат.


Значение рейтинговой системы для учащихся, учителей

Рейтинговая система оценки знаний имеет большое значение для учащихся, она:

  • повышает гуманизацию и демократизацию процесса обучения: учащиеся сами определяют свой рейтинг, имеют возможность заработать дополнительные баллы, соревноваться в своей "весовой категории", видеть динамику своих результатов;

  • воспитывает настойчивость, целеустремленность, волю;

  • помогает учащимся определить и развить свои интересы, возможности, наклонности, укрепить чувство собственного достоинства;

  • стимулирует повышение качества знаний, умений, навыков.

Итоги анкетирования учащихся по вопросам введения рейтинговой системы оценки знаний показывают абсолютную заинтересованность и ее поддержку.

Значение данной системы для учителя в том, что ее использование:

  • повышает интерес учащихся к учебе, активизирует их познавательную учебную деятельность;

  • улучшает дисциплину на уроке за счет большей нацеленности учащихся на учебу;

  • стимулирует учеников к внеклассной работе по предмету;

  • облегчает условия для анализа результативности учебного процесса, его динамики как для отдельных учеников, так и для класса в целом (подсчетом рейтинга занимаются ученики);

  • улучшает условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе за счет индивидуального подхода к ученикам;

  • активизирует участие учителей в учебно-воспитательном процессе, повышает их заинтересованность в результате обучения.

Данная система оценки, контроля и учета знаний нацелена на полноту, всесторонность, систематичность и объективность уровня знаний, умений и навыков учащихся. Ее эффективное внедрение успешно дополняет традиционную систему оценивания. Это обеспечивается не только за счет возможности ученика влиять на собственный результат, но и за счет возможности всех субъектов учебного процесса видеть и развивать малейший успех, осуществляя деятельность по принципу "Успех рождает успех".

Данный вид оценки помогает расширить границы школьного балла, повысить его значимость. С помощью рейтинга появляется возможность включить самих учащихся в активный поиск мер по повышению своего среднего балла и своего статуса в классе и школе.

Дополнительные баллы активизируют развитие способностей и навыков учащихся, привлекают их к участию в олимпиадах, в спортивных и внеклассных мероприятиях, мотивируют учеников к участию в исследованиях, проектной деятельности, разработке и созданию продуктов проектной и экспериментальной деятельности: пособий, приборов, игр, тестов и др.

Доступность рейтинговой системы улучшает условия и эффективность проведения воспитательной работы в классе, активизирует участие родителей в учебно-воспитательной работе; способствует всестороннему изучению и определению статуса личности учащегося в школьной жизни.

IV. Контроль, его функции. Способы обработки результатов.

Контроль - это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога направлен как на деятельность учащегося, так и на контроль взаимодействия учащихся и педагогов.

Механизм контроля в учебном процессе играет значительную роль в познавательной деятельности учащихся. Система проверки их знаний и умений - органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля. Наряду с контролирующей, контроль выполняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, развивающую, прогностическую и ориентирующую функции.

Целью контролирующей функции является установление обратной связи (внешней: ученик - преподаватель и внутренней: ученик - ученик), а также учет результатов контроля. Обучающий контроль проводится с профилактическо-предупредительной целью и с целью управления процессом обучения, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний.

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Диагностическая функция - получение информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).

Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными воз­можностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников, формируются мотивы познавательной деятельности. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

Ориентирующая функция - получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях, помогает лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Выделение функции контроля подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

Контроль может выполнять и специфические функции в за­висимости от цели: диагностирующие, констатирующие, прогнозирующие.

Выделяют пять основных принципов контроля:

•  объективность;

•  систематичность;

•  наглядность;

•  всесторонность;

•  воспитательный характер.

В современной педагогике различают следующие виды контроля:

•  предварительный;

•  текущий;

•  тематический;

•  рубежный (поэтапный);

•  итоговый;

•  заключительный.

Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащихся, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Результаты такого контроля должны использоваться адаптации учебного процесса к особенностям контингента учащихся. Цель его - ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. В ходе такой проверки определяется уровень овладения учащимися исходными категориями предмета (или отдельной темы, раздела), устанавливаются объем и уровень знаний учащихся. На основе полученных результатов учитель планирует, если необходимо повторение (объяснение) материала; учитывает эти результаты в дальнейшей организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Главное его назначение - оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников и качестве учебно-воспитательной работы на уроке. Полученная во время поурочного наблюдения информация о том, как ученики усваивают учебный материал, как формируются их умения и навыки, по­могает учителю наметить рациональные методы и приемы учебной работы.

  1   2   3   4

Похожие:

Бюллетень №4 (декабрь,2009) методического кабинета гоу сош №867 Уважаемые коллеги! Данный выпуск информационного бюллетеня посвящен теме «Мониторинг достижения учащихся» iconИнформационный бюллетень №5 (март, 2011) методического кабинета гоу сош №867
Уважаемые коллеги! Данный выпуск информационного бюллетеня посвящен теме педагогического совета
Бюллетень №4 (декабрь,2009) методического кабинета гоу сош №867 Уважаемые коллеги! Данный выпуск информационного бюллетеня посвящен теме «Мониторинг достижения учащихся» iconИнформационный бюллетень №7 методического кабинета гоу сош №867
Уважаемые коллеги! Данный выпуск информационного бюллетеня посвящен педагогическому совету
Бюллетень №4 (декабрь,2009) методического кабинета гоу сош №867 Уважаемые коллеги! Данный выпуск информационного бюллетеня посвящен теме «Мониторинг достижения учащихся» iconБюллетень 7 (апрель,2010) методического кабинета гоу сош №867 Уважаемые коллеги! Данный выпуск информационного бюллетеня посвящен теме: «Проектная технология. Приемы развития творческих способностей»
Базовая модель урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся
Бюллетень №4 (декабрь,2009) методического кабинета гоу сош №867 Уважаемые коллеги! Данный выпуск информационного бюллетеня посвящен теме «Мониторинг достижения учащихся» iconИнформационный бюллетень №2 методического кабинета гоу сош №867
Уважаемые коллеги! Материал информационного вестника №1 и №2 можно найти на сайте школы, «учительская», страница «Методический кабинет»....
Бюллетень №4 (декабрь,2009) методического кабинета гоу сош №867 Уважаемые коллеги! Данный выпуск информационного бюллетеня посвящен теме «Мониторинг достижения учащихся» iconИнформационный бюллетень №6 (февраль 2010)
Уважаемые коллеги! Данный выпуск информационного бюллетеня посвящен теме «Этика служебных отношений. Дресс-код»
Бюллетень №4 (декабрь,2009) методического кабинета гоу сош №867 Уважаемые коллеги! Данный выпуск информационного бюллетеня посвящен теме «Мониторинг достижения учащихся» iconИнформационный бюллетень №1 методического кабинета гоу сош №867
«Агрессивный ребенок. Что делать», «Личностное развитие и совершенствование коммуникативных навыков». Выпуск информационного бюллетеня...
Бюллетень №4 (декабрь,2009) методического кабинета гоу сош №867 Уважаемые коллеги! Данный выпуск информационного бюллетеня посвящен теме «Мониторинг достижения учащихся» iconИнформационный бюллетень №4 (февраль,2011)
Уважаемые коллеги! Данный выпуск информационного бюллетеня посвящен теме педагогического совета №3: «Развитие коммуникативной компетенции...
Бюллетень №4 (декабрь,2009) методического кабинета гоу сош №867 Уважаемые коллеги! Данный выпуск информационного бюллетеня посвящен теме «Мониторинг достижения учащихся» iconОтчет о работе методического кабинета гоу сош №867
На страницах сайта мк созданы и функционируют страницы кафедры естественно-математического цикла, кафедры технологии и искусства,...
Бюллетень №4 (декабрь,2009) методического кабинета гоу сош №867 Уважаемые коллеги! Данный выпуск информационного бюллетеня посвящен теме «Мониторинг достижения учащихся» iconИнформационный бюллетень новых книг и методических материалов
Вашему вниманию предлагается 66-й выпуск информационного бюллетеня, содержащего информацию о новых книгах и методических материалах...
Бюллетень №4 (декабрь,2009) методического кабинета гоу сош №867 Уважаемые коллеги! Данный выпуск информационного бюллетеня посвящен теме «Мониторинг достижения учащихся» iconГлавная тема №6 и следующего выпуска бюллетеня Всемирная конференция по климату, проходящая в Женеве (Швейцария) с 31 августа по 4 сентября 2009 г. Раздел «Интересный сайт» бюллетеня посвящен сайту Всемирной метеорологической организации http
Кроме России бюллетень направляется подписчикам в Украине, Казахстане, Узбекистане, Швеции, Германии, Великобритании и США
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница