Внедрение регионального компонента в процесс преподавания математики в начальной школе




Скачать 100.15 Kb.
НазваниеВнедрение регионального компонента в процесс преподавания математики в начальной школе
Дата14.03.2013
Размер100.15 Kb.
ТипДокументы


Управление системой образования администрации КМР

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»


Внедрение регионального

компонента в процесс преподавания

математики в начальной школе.


Из опыта работы

учителя начальных классов

Дёминой Татьяны Петровны.


2009 год

В последние годы проблема стандартизации образования является одной из актуальных проблем современного российского образования. Как известно, 5 марта 2004 года приказом Министерства образования РФ утверждён «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования». В пояснительной записке указывается, что государственный стандарт включает 3 компонента: федеральный, региональный (национально-региональный), компонент образовательного учреждения.

Основное назначение стандартов состоит в определённой организации отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с заданными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества.

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Основными объектами стандартизации в системе образования являются его структура, содержание, объём учебной нагрузки и уровень подготовленности учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества основных сторон образования.

Федеральный компонент стандарта определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, и включает в себя ту часть содержания, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения. Федеральный компонент устанавливает базовый минимум содержания образования, нормализует и определяет стартовые возможности получения образования.


Региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы в области образования и включает в себя ту часть образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры, природы, быта и труда людей. Он закладывает у школьников основы системы знаний о своеобразии своего региона, способствует формированию личности, которая могла бы в будущем ставить целью своей деятельности развитие и процветание родного края.

В свете данных тенденций развития школьного образования инициативная группа учащихся, их родителей под моим руководством задалась целью создания совместными усилиями дидактического пособия, содержащего арифметические текстовые задачи краеведческой направленности.

Достижение этой цели требовало решение следующих задач:

  1. Познакомить учащихся с «механизмом» работы (алгоритмом) по составлению задач, используя различные приёмы.

  2. Научить детей находить сведения о родном крае в цифрах через уроки граждановедения, математики, окружающего мира, экскурсии, справочную литературу, периодическую печать, помощь родителей для самостоятельного и совместного составления текстовых задач.

  3. Создать совместными усилиями учащихся, родителей, учителя дидактическое пособие «Альбом – задачник по математике для 2-4 классов с использованием краеведческого материала».

Решая эти задачи, я проверяла выдвинутую мною гипотезу: если при обучении составлению текстовых арифметических задач использовать разнообразные приёмы словесного моделирования с использованием прикладной и краеведческой направленности, то процесс обучения будет более продуктивный, качественный.

Одной из важнейших проблем обучения математике является формирование умения решать и составлять текстовые задачи. Вместе с тем, это и одна из наиболее сложных проблем, с которой сталкивается учитель при обучении детей математике.

И это естественно, так как решение и составление текстовых задач по своей сути – процесс творческий, требующий продуктивной деятельности.

Сегодня перед учителем жизнь ставит задачи гораздо шире, чем до недавнего времени, когда достаточно было лишь сформировать знания, умения, навыки на уровне автоматизма. И многие современные учителя ищут новые методические приёмы, используют современные педагогические технологии, позволяющие сделать процесс учения творческим, продуктивным, развивающим.

В принципе каждого здорового ребёнка можно сделать творчески развитым, но до недавнего времени современное обучение развивало в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдавались воле случая и у многих остаются на плачевном уровне. Между тем секрет прост – нельзя за ребёнка делать то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам умеет думать.

Из личного опыта замечаю, насколько интересней и живее проходит урок математики, если на нём рассматривается материал, связанный с историей родного края. Необходимость его использования в процессе обучения младших школьников решению и составлению задач совершенно очевидна. Умелое использование краеведческого материала облегчает задачу обучения, т.к. вызовает у учеников несомненный интерес. Учителя нечасто применяют этот приём не потому, что не понимают его роль и значение, а потому, что порою трудно найти нужный материал, выбрать из него наиболее важное и интересное. Вот здесь и надо дать возможность детям проявить творчество, смекалку в умении сбора необходимой информации.

Например, используя только два факта: город Пермь основан в 1723 году, а город Кунгур в 1648 году – можно составить сразу несколько текстовых задач.

(Город Пермь основан в 1723 году, а город Кунгур в 1648 году. Какой город старше и на сколько лет? Какой город моложе и на сколько лет? Сколько лет было городу Пермь в 1998 году, в 2006 году? и т.д.).

Нетрудно представить, насколько оживится деятельность учащихся, если предложить им самим задать вопросы к этим условиям, тем более, если дать им возможность подбирать интересные факты, на основе которых на уроке будет организована работа.

Как часто дети могут назвать реки, горы, представителей флоры и фауны своего родного края? Вот ещё одно направление их поиска. Большим подспорьем в поиске материала о родном крае стал новый предмет, который ввели в 2006-2007 учебном году – гражданское образование. На этих уроках мы работаем по учебнику Н.А.Князевой «Маленький пермяк», в котором есть немало цифр и интересных фактов о родном пермском крае. Можно сказать, что мы одновременно «убиваем двух зайцев»: с одной стороны, расширяем представления учащихся о родном крае, формируем патриотизм и воспитываем любовь к малой Родине, с другой стороны делаем процесс обучения творческим. С ранних лет ребёнок учится добывать знания самостоятельно из разных источников – газет, журналов, книг, справочников, энциклопедий, телевизионных передач, из рассказов бабушек и родных, из экскурсий в музеи, по городу, на предприятия.

Упражнения по составлению и преобразованию задач помогают обобщению знаний о связях между данными и искомыми, так как дети при этом исследуют, что можно узнать по определённым данным. Очень важно учить ребёнка сразу на реальных количественных отношениях. Если он, к примеру, знает время поездки из Оверят до города Перми и города Краснокамска, то он легко сопоставит расстояния от Оверят до этих городов.

Такая целенаправленная работа, проводимая систематически, позволяет снять некоторый психологический барьер – та информация, которую ученики получают на уроках, добывают сами, используется на уроке, им разрешено творить, расширяется их кругозор и появляется потребность самостоятельно добывать знания, то есть учить себя учиться. Кроме того, закрепляются вычислительные навыки, формируется логическое мышление, умственное развитие, несомненно, шлифуются навыки контроля – ведь на практике можно многое проверить. Также большим плюсом можно назвать демократический стиль общения, который позволяет создать обстановку сотрудничества, партнёрства, то есть субъективные отношения. Всегда радуешься тому, что ученики смогли самостоятельно добыть информацию, составить с её помощью текстовую задачу. Детям очень нравятся моменты на уроках математики, когда-либо я, либо ребёнок зачитывает свою задачу, которую предлагает решить коллективу класса. Очень важно, на мой взгляд, поощрить автора задачи, что сподвигнет его на дальнейшее творчество в этом русле. Если есть ошибки в построении задачи, то стоит в корректной форме помочь ему исправить ошибки, или ещё раз вспомнить алгоритм составления задач. На таких занятиях не увидишь скучающие, равнодушные лица. Только творчески работающий учитель сумеет воспитать творческую личность.

Я считаю важным заинтересовать ученика с первых уроков, поэтому материал, который дети вычитывают из учебника Н.А.Князевой «Маленький пермяк» или получают его из других источников я использую на уроках математики для составления задач краеведческого характера. Этой работе я отвожу примерно 10 минут дважды в неделю на уроках математики. На первых порах предлагала детям решить задачи, которые составила сама, сопровождая интересным рассказом о том объекте, о котором шла речь в данной задаче, показом слайдов, фотографий. Детям это понравилось, и они спросили меня: «А можно мы попробуем сами?» Конечно, я ответила: «Я буду этому очень рада».

Альбом рождался на уроках граждановедения, математики, во время группы продлённого дня. Я считаю этих детей и родителей моими соавторами, т.к. каждая задача подвергалась анализу и критике с их стороны, это было частью образовательной идеи. В результате долгой, кропотливой работы был создан «Альбом – задачник по математике для 2-4 классов с использованием краеведческого материала», в котором «живут» задачи краеведческого содержания, составленные детьми, найденные в литературе и обработанные, родителями, учителем.

Готовые материалы были рассмотрены и одобрены экспертным советом МОУ ДПОС «Методический центр» г. Краснокамска для использования учителями школ города Краснокамска.

Данное дидактическое пособие содержит материал, направленный на формирование математических знаний, умений, навыков, развитие творческого воображения детей, расширение их кругозора. Кроме того, закрепляются вычислительные навыки, формируется логическое мышление, умственное развитие, несомненно, шлифуются навыки контроля и самоконтроля – ведь на практике многое можно проверить.

Задачи, находящиеся в данном пособии, для удобства использования располагаются блоками по классам и видам: простые задачи на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц, простые задачи на нахождение суммы, простые задачи на умножение, деление, простые задачи на разностное сравнение, составные задачи на нахождение суммы, составные задачи на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц, составные задачи на разностное сравнение, задачи на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц или в несколько раз в косвенной форме, задачи на движение, задачи на преобразование единиц массы, длины, времени, задачи на кратное сравнение, задачи на нахождение остатка, задачи на нахождение числа по доле и доли по числу.

Пособие можно использовать в учебном процессе как для коллективной, фронтальной работы в начальной школе (2 – 4 кл.) Пермского края, так и для контроля знаний, устного счёта, для индивидуальной работы в классе и дома. Расположенный в этом задачнике материал можно использовать и в творческих целях: изменить вопрос задачи, составить задачи, обратные данным, используя данные задачника составить задачу другого вида и т.д. Пособие полезно всем школьникам и учителям начальной школы в качестве дополнительного материала по математике, граждановедению, окружающему миру.

Проведённая работа подтвердила выдвинутую гипотезу. Применение разнообразных приёмов при словесном моделировании текстовых задач с использованием прикладной и краеведческой направленности на уроках математики показало, что возрастает познавательная активность, творчество, развивается интерес к предмету, возникает желание работать с дополнительными источниками.

Мониторинговые исследования в 4 классе показали, что проведённая работа повлияла позитивно на качество решения задач в контрольных работах и на годовые оценки по математике, окружающему миру, граждановедению.





1 четверть

2 четверть.

3 четверть.

4 четверть.

Верно решили задачу

69%

74%

82%

89%

Допустили ошибки в выборе действий

22%

16%

9%

4%

Допустили ошибки в вычислениях

9%

10%

9%

7%




класс

1

2

(усп.%/кач-во%)

3

(усп.%/кач-во%)

4

(усп.%/кач-во%)

математика

-

87,5/ 58

91,6 / 66,6

100 / 75

окружающий мир

-

100/ 62,5

100 /70,8

100 /79,1

граждановедение

-

100 / 66,6

100 /70,8

100 /75


В стратегических документах последнего времени чётко прослеживается ориентация на личностный и деятельностный подход, практическую направленность, формирование ключевых компетенций, региональный компонент в содержании образования.

Качество региональных материалов должно подкрепляться развитием профессионализма учителя, прежде всего – его информационной культуры, позволяющей привлекать различные информационные источники, учить детей работе с информацией, создавая информационное поле учащихся и опираясь на него, организовать обучение.

ВЫВОД: На мой взгляд, регионализация образования способствует формированию общеучебных умений и навыков, развитию самостоятельности, умения добывать и усваивать знания из различных источников информации, формированию навыков творческой и поисковой деятельности, воспитанию интереса и любви к родному краю, его природе, истории, культуре.


Похожие:

Внедрение регионального компонента в процесс преподавания математики в начальной школе iconРабочая программа по курсу «История»
В соответствии с приказом департамента образования и науки от 16. 06. 2011 №1199 в рамках реализации регионального (национально-регионального)...
Внедрение регионального компонента в процесс преподавания математики в начальной школе iconУроках математики
Ый для нашего времени процесс информатизации математики, внедрение новейших компьютерных технологий, Интернет и дистанционного обучения....
Внедрение регионального компонента в процесс преподавания математики в начальной школе iconТеоретико-методологическое обоснование преподавания образовательного компонента физической культуры в начальной школе
Охватывает все процессы приобщения к культуре обучения и физического воспитания, с помощью которых ребенок приобретает социальную...
Внедрение регионального компонента в процесс преподавания математики в начальной школе iconУроках математики
Последнее время вопросу совершенствования преподавания математики уделяется большое внимание. Разрабатываются новые, более эффективные...
Внедрение регионального компонента в процесс преподавания математики в начальной школе iconТика (для четырёхлетней начальной школы)
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком...
Внедрение регионального компонента в процесс преподавания математики в начальной школе iconУроках математики в начальной школе
Заключается в том, чтобы раскрыть на этом уроке межпредметные связи, показать интересные наглядные примеры из истории, информатики,...
Внедрение регионального компонента в процесс преподавания математики в начальной школе iconВнедрение элементов робототехники на уроках информатики в младшей и средней школе
Оками трудового обучения в начальной школе и пришли к выводу, что эти уроки не только помогают ребят освоить навыки рисования, создания...
Внедрение регионального компонента в процесс преподавания математики в начальной школе iconВведение регионального компонента в учебный процесс
Арбузова А. Ф., учитель русского языка и литературы высшей категории моу “Средняя общеобразовательная школа г. Саранска №34”
Внедрение регионального компонента в процесс преподавания математики в начальной школе iconСборник материалов по внедрению национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс
Л. А. Сидорова – директор школы, «Отличник народного просвещения», высшая квалификационная категория
Внедрение регионального компонента в процесс преподавания математики в начальной школе iconДипломная работа по методике преподавания математики представляет собой научно-методическое исследование, в котором выпускник применяет знание соответствующих теме разделов математики и дисциплин психолого-педагогического блока на практике.
Сборник методических рекомендаций по подготовке дипломных работ по методике преподавания математики
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница