Программа дисциплины




Скачать 346.36 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины
страница1/4
Дата31.08.2012
Размер346.36 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»


УТВЕРЖДАЮ
Директор института филологии и языковой коммуникации

_____________/Л.В. Куликова/

«___»_______ 2010 г.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Дисциплина Методика преподавания русского языка в школе


(наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом)


Укрупненная группа 030000 Гуманитарные науки

(номер и наименование укрупненной группы)


Направление №031000 «Филология»

(номер и наименование направления)


Институт филологии и языковой коммуникации


Кафедра русского языка


Составитель: А.Н. Сперанская, канд.филол. наук, доц.


Красноярск

2010


ПРЕДИСЛОВИЕ


В учебных планах данный курс может обозначаться двумя синонимичными названиями: традиционным «Методика преподавания русского языка в школе» и – полнее отражающим современную методическую мысль – «Школьная лингводидактика». Термином «Школьная лингводидактика», который был предложен Ю.В. Рождественским, называют направление языковой дидактики, бытующее наряду с общей и профессиональной. «Исторически языковая дидактика развивается из школьной», потому что лингводидактика «описывает язык с целью обучения языку и языкового воспитания. Факты языка описываются в виде системы правил пользования языком и прецедентов его правильного использования» [Рождественский 1990: 316-318].

Курс «Методика преподавания русского языка в школе» («Школьная лингводидактика») продолжает серию лингвистических курсов, знакомство с которыми началось с 1 семестра. Теоретические сведения и навыки работы с языковыми фактами уже получены вами в курсах «Современного русского языка», «Старославянского языка», «Исторической грамматики русского языка». За это время вы не только приобрели современные научные знания о русском языке, включая и его историю, но и получили навыки его анализа более сложного, чем практикуется в школе.

Только после теоретического изучения предмета уместно усложнить задачу и предложить вам п е р е д а т ь свои знания и навыки. Как это сделать? Как, научившись самому, научить другого? Какова специфика обучения русскому языку в школе? Эти вопросы неизбежно встанут перед вами, как только вы попытаетесь выступить в роли учителя. К этой роли вас и подготовит дисциплина «Методика преподавания русского языка в школе» («Школьная лингводидактика»).


Цели и задачи курса


Цель курса не ограничивается знакомством со спецификой положения учителя, с методиками преподавания той или иной темы. Курс включает в себя нечто большее – выработку профессиональных качеств школьного учителя.

Задачи курса можно свести к трем основным:

  1. подготовить студента, располагающего предметным содержанием, к передаче этого содержания ученикам в условиях современной средней школы;

  2. познакомить студента с методиками, результативно помогающими школьнику изучать родной язык, а учителю – вырабатывать прочные языковые навыки у школьников;

  3. приобрести навыки профессионального общения.


Кроме знания предмета и умения эти знания передать, роль учителя предполагает ещё и умение фиксировать свой опыт, рефлектировать свои педагогические действия, в частности грамотно вести документацию.


Учитывая всё это, вам стоит ожидать от курса:

  • сведений дидактического характера, имеющих прямое отношение к педагогике и конкретизированных по отношению к преподаванию русского (родного) языка;

  • специальных знаний о преподавании русского языка;

  • знакомство с действующими нормами оценки и ведением необходимой школьной документации;

  • практических навыков составления и ведения урока, его лингвометодической рефлексии.


Всё это должно помочь вам определить свою педагогическую позицию. На последующей за курсом педагогической практике (4 курс 8 семестр) вам представится возможность увидеть достоинства и недостатки выработанной линии педагогического поведения и скорректировать свои взгляды.


Структура учебно-методического комплекса


В учебно-методический комплекс по методике русского языка в школе (школьной лингводидактике) входят: рабочая программа курса, методические указания по практическим и семинарским занятиям, контрольные задания и вопросы к зачету, методические указания по самостоятельной работе и списка литературы.

Учебно-методические материалы состоят из 4-х разделов, расположенных по степени конкретности:

1. Общедидактическая часть.

2. Общие методы, приемы и средства обучения русскому языку. Виды учебных работ.

3. Конкретные методики.

4. Культура учительского труда.

Все указанные разделы содержатся в учебно-методических материалах, но содержание, «наполняемость» этих разделов различная. Так, в рамках лекционных занятий общедикактическая часть включает 4 темы, тогда как в методических указаниях по практическим и семинарским занятиям этот раздел состоит из 2-х тем.

Раздел 4 можно отнести к факультативным, его изучение планируется в случае выделения дополнительного времени.


Изучение курса рассчитано на последовательное и систематическое движение. Темы практических занятий и семинаров повторяют темы лекций. Это даёт возможность выбрать и реализовать «на практике», то есть в условиях практического занятия, предлагаемые в лекции рекомендации, методические приёмы и действия.

Студенческая группа при этом ни в коем случае не должна имитировать школьный класс. Общение на семинаре – это общение коллег.


I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(темы лекционных занятий)


1. Общедидактическая часть


1.1. Три составляющие методики

Дидактика – теория обучения – изучает общие закономерности обучения. Методика как прикладная дисциплина. Дидактика языка, или лингводидактика. Школьная лингводидактика, изучающая частные закономерности обучения языку.

Первая составляющая методики – педагогическая часть.

Предметная часть методики – вторая составляющая. Предметная система обучения в российской школе. Межпредметные связи. Русский язык как предмет изучения лингвистики и как предмет преподавания в школе.

Третья составляющая – «фактор адресата». Необходимость психологических знаний.


1.2. Принципы обучения

Общая дидактика – наука о преподавании и учении. Принципы общей дидактики как основные, исходные теоретические положения, определяющие выбор методов, приемов и средств обучения.

Принципы:

  1. наглядности (устранение вербализма);

  2. доступности (нарастающей трудности);

  3. сознательного и активного участия учащегося;

  4. системности (последовательности, научности);

  5. прочности (оперативности) знаний (связь теории с практикой).

Принцип индивидуализации обучения.

Последовательность в изучении принципов.

Интерпретация принципов обучения применительно к преподаванию русского языка в школе.


1.3. Методы обучения

Методы обучения как способы взаимодействия учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения. Частные методы обучения.

Классификация методов по разным основаниям: а). по потребности (Сосницкий); б). по характеру деятельности (Лернер, Скаткин); в). по степени познавательности (Куписевич): эвристические (поисковые), продуктивные и репродуктивные. Принцип воспроизводства (репродуктивный способ) и производства (продуктивный способ) знаний в современном школьном преподавании.


Наглядные методы обучения: демонстрация таблиц, схем, рисунков; художественно-выразительные средства в речи учителя. Словесные методы: рассказ, лекция, беседа, дискуссия, работа с книгой. Практические методы.

Дидактические игры.

Методы обучения отдельным курсам русского языка.


1.4. Организационные формы обучения

Основные этапы истории образования. Работа В.О.Ключевского «Два воспитания» о семейном и школьном воспитании.

Индивидуальное обучение. Потребность в коллективном обучении. Классно-урочная система. Деятельность Я.А. Коменского. Групповое обучение. КСО – коллективный способ обучения.


2. Общие методы, приемы и средства обучения русскому языку.

Виды учебных работ


2.1. Отечественные лингвисты и методика русского языка (обзор)

Лингвистика и преподавание русского языка в школе. Методические труды Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского, Ф.Ф. Фортуна- това, Д.Н. Ушакова, Л.В. Щербы, М.В. Панова. Их влияние на практику преподавания.


2.2. Учебники русского языка для общеобразовательной школы

Состав и структура школьного курса русского языка в V – IX классах. Вопросы теории школьного учебника.

Учебники русского языка для общеобразовательных учреждений под ред. И.С. Ильинской и М.В. Панова; под ред. М.М. Разу- мовской и П.А. Леканта; общей научной ред.Н.М. Шанского.

Учебные комплексы «Русский язык. Теория. Практика. Развитие речи» под ред. В.В. Бабайцевой и «Я – человек говорящий» под ред. Л.А. Рябининой.

Календарный и тематические планы.


2.3. Учебные программы по русскому языку

Принцип обязательности школьного обучения (С.И. Гессен). Цели и задачи общего образования. Содержание образования.

«Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения» как государственный документ, определяющий содержание и объём обучения предмету, содержащий требования к уровню подготовки учащихся.


2.4. Урок

Урок как основная организационная форма обучения в школе. Цель урока. Структура урока (основные структурные элементы):

  1. знакомство с новым материалом;

  2. закрепление приобретённых знаний;

  3. проверка знаний;

  4. оценка работы;

  5. подведение итогов урока.

Типы уроков в зависимости от цели: а) урок сообщения новых знаний; b) урок закрепления; c) урок обобщения; d) контрольный урок.

Типы уроков по содержанию: по фонетике; по орфографии; по грамматике; по синтаксису; по пунктуации; урок развития речи.

План урока. Самоанализ урока.


2.5. Классные и домашние работы учащихся

Количество и назначение ученических тетрадей. Порядок ведения тетрадей. Порядок проверки. Нормы оценки.

Классная работа. Её объем. Требования к классной работе.

Домашняя работа как вид самостоятельной деятельности учащихся по закреплению знаний, полученных на уроке, по выработке умений и навыков. Условия целесообразности домашних заданий. Виды работ: повторение и применение теории и правил; самостоятельный поиск (подбор) примеров; составление таблиц и схем; работа со словарями; проведение лингвистического эксперимента и пр. Объём домашней работы. Проверка. Оценивание.


2.6. Виды упражнений

Упражнения по русскому языку как вид учебной деятельности, ставящий учеников «перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях» (М.Р. Львов).

Эффективность упражнения в зависимости от разновидности. Упражнения подразделяются на: а) наблюдения над языком с целью обнаружить заданное; б) различные виды разбора; в) различные виды списывания с заданиями; г) конструирование по заданным образцам; д) творческие и нек. др.

Требования к текстам упражнений (цельность; разнообразие стилей и жанров; культурная значимость текста; должны быть интересны для соответствующего возраста учащихся; насыщены нужным языковым материалом).


2.7. Диктант. Контрольная работа. Работа над ошибками

Диктант – «одно из наиболее употребительных письменных грамматико-орфографических аналитико-синтетических упражнений» (М.Р. Львов). Обучающие диктанты (словарный, предупредительный, объяснительный, выборочный, свободный, творческий, зрительный и пр.). Учебно-методическое пособие В.Я. Булохова «100 разновидностей диктанта».

Контрольный диктант. Нормы оценок. Ошибки. Описки. Исправления.

Контрольная работа по русскому языку.

Анализ типичных ошибок. Предупреждение ошибок. Работа над ошибками как обучающее упражнение.


3. Конкретные методики


3.1. Методика преподавания орфографии

Основная задача методики орфографии – формирование у учащихся прочного навыка грамотного письма. «Орфоцентризм» школьного преподавания.

Пути формирования орфографической грамотности: современные теории и традиционные и новые методики. Работы А.В. Миртова, М.М. Разумовской, В.Я. Булохова.

Решение орфографических задач через выполнение орфографических действий. Развитие орфографической зоркости. Орфографический часовой. Неоднозначность методической оценки «письма с пропусками».

Наглядность в обучении орфографии. Сочетание занимательности и научности в методических работах М.В. Панова и его последователей.


3.2. Методика преподавания фонетики и орфоэпии

Методы и приемы обучения учащихся фонетической системе русского языка. Соотношение данной системы с графикой и орфографией. Учебник русского языка под ред. М.В. Панова как уникальная учебная книга для школьного преподавания фонетики.

Фонетический разбор, пути его формирования.

Произносительная культура учащихся и ее совершенствование, как на уроках орфоэпии и фонетики, так и в общем курсе русского языка.


3.3. Методика преподавания морфемики и словообразования

Научные основы преподавания морфемики. Системность морфемики. Книга К.И.Чуковского «От 2 до 5» как дидактический материал. Симметрия и асимметрия морфа. «Критерий Винокура» как дидактическое средство.

Связь школьного изучения морфемики и словообразования с орфографией. Виды упражнений по словообразованию и морфемике.

Типичные ошибки, их причины и пути устранения. Трудности словообразовательного и морфемного разбора, связанные с «исторической памятью» слова. Этимологические и словообразовательные связи.


3.4. Методика преподавания лексики

Задачи изучения лексики. Место «Лексики» в структуре школьных программ. Этапы работы с лексическими явлениями: 1) пропедевтический (начальные классы); 2) систематический (5-6 кл.); аспектное изучение грамматики (5-7 кл.); функционально-стилистический этап (9-11 кл.).

Объем лексических понятий, связанных а) с семантикой слова (лексическое значение, многозначность, переносное значение, омонимия, синонимия, антонимия); б) со сферным употреблением слова (общеупотребительные, диалектные, профессиональные и пр.); в) с происхождением (устаревшие, неологизмы и пр.).

Словари русского языка.

Работа с понятием: определение; способ отражения в словаре (пометы); цель использования в речи и тексте.

Лексические упражнения.


3.5. Методика обучения морфологии

Морфология как типология слова. Вопрос о способах формирования грамматических понятий у учащихся. Усвоение школьниками грамматических закономерностей. Логико-грамматическая (Ф.И. Буслаев) и формально-грамматическая (Ф.Ф. Фортунатов) теории в школьном преподавании. Методические идеи и опыт Л.Б. Парубченко.

Назначение морфологического разбора. Использование морфологических сведений для орфографических и речевых навыков.

Практическое значение изучения морфологии в школе. Грамматика и культура речи. Грамматические ошибки.

  1   2   3   4

Похожие:

Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины вспомогательные исторические дисциплины
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПрограмма (базовая программа общеуниверситетской дисциплины) Наименование дисциплины Английский язык в сфере юриспруденции Основная образовательная программа 030900 Юриспруденция Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ок-1, ок-2, ок-3, ок-5, ок-6, ок-7, ок-9, ок-13, пк-2,...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 05 Анатомия Цели и задачи дисциплины. Учебная программа дисциплины «Анатомия человека»
Учебная программа дисциплины «Анатомия человека» составлена с учетом требований к содержанию и уровню подготовки специалиста квалификации...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины источниковедение
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины «историческая демография»
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины антропология. Цикл дс
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины музейное источниковедение
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины методика исторического исследования
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины квантовая кинетика Цикл дс
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница