Формирование конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве




Скачать 385.65 Kb.
НазваниеФормирование конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве
страница1/3
Дата13.03.2013
Размер385.65 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


КАЛАШНИКОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА


ФОРМИРОВАНИЕ

КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В РЕГИОНАЛЬНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ


Специальность 08.00.05 – Экономика и управление

народным хозяйством:
экономика, организация и управление предприятиями,

отраслями, комплексами (сфера услуг)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Тольятти 2010

Работа выполнена на кафедре «Экономика и управление» ГОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса»



Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор

Ерохина Лидия Ивановна


Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Носков Владимир Анатольевич

кандидат экономических наук

Сухочев Виктор Иванович


Ведущая организация:


ГОУ ВПО Уфимская государственная академия экономики и сервиса



Защита состоится 22 марта 2010 года в 16.00 на заседании диссертационного совета Д 212.331.01 при Поволжском государственном университете сервиса по адресу: 445677, г. Тольятти, ул. Гагарина, 4, ауд. Г-302 (зал заседаний).


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Поволжского государственного университета сервиса (г. Тольятти).


Автореферат разослан 19 февраля 2010 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета

Д 212.331.01

кандидат экономических наук, доцент






Ю. Р. Шнякина


Общая характеристика работы


Актуальность исследования. Выбранная для исследования тема является весьма актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в обществе, появлением новых тенденций, связанных с глобализацией образовательного пространства, затронувших систему высшего профессионального образования.

Современные условия функционирования вузов характеризуются повышенной нестабильностью, нарастанием неопределенности внешней среды, сокращением бюджетного финансирования, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг. Следует отметить, что конкурентная составляющая в сфере образовательных услуг с каждым годом расширяется. Появляется все большее количество негосударственных вузов, филиалов, представительств, открываются новые образовательные программы, вводятся новые специальности и т. д. Конкурентная среда в сфере высшего профессионального образования становится все более сложной по степени взаимного влияния всех сил и интенсивности конкуренции. Особенно это отчетливо проявляется в региональном образовательном пространстве.

Для того чтобы выжить и устойчиво развиваться, вузам необходимо создать конкурентные преимущества предлагаемых услуг и обеспечить сильную конкурентную позицию. В свою очередь, конкурентное преимущество позволяет получать стабильно более высокую позицию по сравнению с другими высшими учебными заведениями.

Кроме того, складывается ситуация, когда вузы, имеющие идентичные структуры и механизмы взаимодействия образовательных элементов, имеют существенные различия в занимаемой конкурентной позиции. В этой связи возникла необходимость поиска дополнительных направлений, повышающих конкурентоспособность образовательных услуг. Анализ различных характеристик, которые могли бы дать конкурентные преимущества вузу, позволили прийти к выводу о важности и необходимости формирования конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве.

Так, в течение последних пяти лет количество реализуемых в базовых вузах Самарской области направлений подготовки выросло с 8 в 2002-2003 учебном году до 24 в 2008-2009 учебном году, то есть в 3 раза.

В течение анализируемого периода в 7,1 раза увеличился выпуск бакалавров – со 171 до 1214 человек и в 1,9 раза – магистров. Еще более интенсивно вырос прием в вузы Самарской области на направления подготовки бакалавров и магистров – в 8,7 раза, составив в 2008-2009 учебном году 1342 человека.

Степень разработанности проблемы. Анализируя степень разработанности проблемы, необходимо отметить, что к различным аспектам формирования конкурентных преимуществ образовательных услуг обобщено достаточно большое количество работ отечественных и зарубежных ученых, представляющих теоретическую и методологическую основу управления в сфере услуг.

Особенности услуг рассмотрены в работах таких авторов, как Котлер Ф., Дойль П., Николайчук Н. Е., Малери Р., Лонге О., Аболин А., Липсиц И. В., Щетинин В. П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С., Румянцева З. П., Крюков А. Ф.

Период становления рыночной экономики в России диктует интерес исследователей к экономическому анализу процессов вхождения системы образования в конкурентные отношения. В 90-х годах появились работы, посвященные проблемам рынка образовательных услуг, в частности экономическим отношениям в сфере образования (Немцова С. И., Скаржинский М. И., Щербаков А. И., Чекмарев В. В. и др.), качеству услуг, предоставляемых учебными заведениями (Аветисов А. А., Нуждин В. Н., Соколов В. М. и др.), расчету экономической эффективности образования в новой экономике России (Дятлов С., Беляков С., Воронин А., Герасименко В., Романова И., Дж. Стиглиц), маркетингу образовательных услуг (Зиннуров У. Г., Потеев М. Е., Панкрухин А. П.).

Особенности развития высшей школы и управление современным высшим профессиональным образованием нашли своё отражение в трудах Гореловой О. И., Болотова В. А., Карасева А. Г., Пащенко Н. И., Фурсенко А. А., Невзорова А. Л., Гуськовой Н. Д.

Наиболее известные исследования по проблемам организации обучения и управления высшей школой представлены в работах Кельчевской Н. Р., Майбурова И. А., Ерохиной Л. И., Маргановой О. Н., Сластенина В. А., Горелик О. М., Семеко Г. В., Нечитайло А. А., Смирнова С. Д., Носкова В. А., Сидоренко С. В. и др.

Решением проблемы оценки качества российского образования занимаются Будрина Е. В., Геворкян Е. О., Горбашко Е. А., Ефремова Н. Ф., Селезнева Н. А., Степнов И. М., Татур Ю. Г., Шадриков В. Д. и др. Вопросами сферы образовательных услуг занимаются Анисимов П. Ф., Байденко В. И., Боголюбов В. С., Газизуллин Н. Ф., Галенко В. П., Зыков В. В., Кадыров Ф. Н., Краюхин Г. А., Кричевский М. Л., Малеева Т. В., Мамонтов С. А., Маслова Т. Д., Панкрухин А. П., Фраймович В. Б., Чекалин В. С., Шимко П. Д., Шопенко Д. В. и др.

Вместе с тем приходится констатировать, что отечественная научная мысль достаточно сдержанна в разработках по управлению конкурентными преимуществами сферы образовательных услуг. На общем фоне выделяются публикации Моисеевой Н., Тихомирова В., Фасхиева Х., Романовой И. и их учеников.

Отдавая должное результатам исследований отечественных и зарубежных ученых, необходимо отметить, что не все экономико-теоретические аспекты формирования конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве охвачены в тематических публикациях. Существующие разработки в этом направлении в большинстве своем имеют прикладное значение (маркетинг образовательных услуг, организация учебного процесса, оценка качества образовательных услуг), оставляя в тени вопросы общетеоретического характера, как проблема формирования конкурентных преимуществ образовательных услуг регионов России, применительно к новым условиям – чему и посвящено данное исследование.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка научно обоснованных предложений и практических рекомендаций по формированию конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве.

Поставленная цель логически предопределила потребность в решении следующих взаимосвязанных задач:

- определить терминологический инструментарий образовательных услуг в региональном образовательном пространстве;

- сформировать и проранжировать перечень конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве;

- диагностировать региональное образовательное пространство для формирования конкурентных преимуществ, предоставляемых образовательных услуг;

- разработать имиджевую концепцию оказания образовательных услуг;

- построить факторную модель формирования конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве;

- разработать методику формирования конкурентных преимуществ образовательных услуг;

- провести апробацию практических рекомендаций по формированию конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве.

С учетом выше поставленных задач объектом исследования выступает образовательная услуга, предоставляемая образовательными учреждениями высшего профессионального образования.

Предметом исследования является совокупность социально-экономи-ческих отношений, возникающих в процессе формирования конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве.

Методическая, теоретическая и эмпирическая база исследования.

При написании диссертации использовались фундаментальные положения экономической теории об объективной обусловленности превращения знания в доминантный фактор устойчивого развития экономики, теории управления, положения, представленные в классических и современных исследованиях зарубежных и отечественных экономистов в области исследования рынка образовательных услуг, обеспечения конкурентных преимуществ его субъектов. Их использование позволило комбинировать различные методологические подходы в целях обоснования концепции и общей логики диссертации.

В ходе исследования применялась совокупность общенаучных и экономических методов познания, использованная в соответствии с поставленными задачами и особенностями объекта исследования. Для изучения рассматриваемой в диссертации проблемы задействованы методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщения и систематизации.

В методическом разделе диссертации используются метод сравнений и аналогий, методы экономико-математического моделирования, математико-статистические методы, методы экспертных оценок.

Эмпирическая база исследования, позволившая обосновать и получить достоверные результаты, сформулирована:

– на статистических данных, включающих информацию органов статистики РФ по социально-экономическому развитию, и результатах специальных обследований, данных Минобрнауки РФ;

– на данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области;

– на материалах социологических исследований, проведенных автором в 2003–2009 гг., используя методы наблюдения и опроса в сфере оказания образовательных услуг на территории Самарской области.

Научные результаты, выносимые на защиту, состоят в разработке теоретических и методических предложений и рекомендаций по формированию конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве.

В результате получены и выносятся на защиту следующие наиболее существенные результаты:

1) для обоснования гипотезы необходимости развития нового научного направления – управления качеством образования – определен терминологический инструментарий образовательных услуг в региональном образовательном пространстве, позволяющий развить теоретические представления о формировании конкурентных преимуществ объекта исследования;

2) установлен и проранжирован перечень конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве, состоящий из следующих групп: конкурентных преимуществ образовательной услуги – средства существования; конкурентных преимуществ образовательной услуги – потребности; конкурентных преимуществ образовательной услуги – произведенного товара; конкурентных преимуществ образовательной услуги – поддержки; конкурентных преимуществ образовательной услуги – «образа»;

3) доказана необходимость внедрения имиджевой концепции оказания образовательных услуг, позволяющей сформировать высокий уровень их конкурентоспособности в региональном образовательном пространстве;

4) представлена факторная модель формирования конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве, состоящая из наиболее значимых характеристик, определяющих положительную динамику уровня конкурентоспособности образовательных услуг;

5) разработана методика формирования конкурентных преимуществ образовательных услуг, позволяющая реализовать имиджевую концепцию развития услугодателя в региональном образовательном пространстве.

Научная новизна результатов исследования:

    • конкретизирована дефиниция категории «образовательная услуга» с учетом сравнительной оценки точек зрения отечественных и зарубежных ученых и специфики объекта исследования, отличающаяся наличием формата конкурентных отношений;

    • дополнен перечень конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве группой конкурентных преимуществ образовательной услуги – «образа»;

    • предложена имиджевая концепция оказания образовательных услуг, отличающаяся сформированным набором требований, предъявляемых образовательным учреждениям;

    • разработана факторная модель формирования конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве, отличающаяся набором конкурентообразующих преимуществ образовательных услуг, с учетом специфики регионального образовательного пространства, а именно: рост и цикличность, барьеры присутствия в региональном образовательном пространстве; зависимость результатов деятельности от привлечения и удержания специалистов; взаимозаменяемость услуг;

    • установлена и доказана зависимость уровня конкурентоспособности образовательной услуги от показателей ее престижности как составляющих комплексного уровня качества данной услуги.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования определяется возможностью использования выводов и рекомендаций высшими учебными заведениями в формировании конкурентных преимуществ образовательных услуг. Предложенные разработки и рекомендации позволяют найти и использовать новые потенциалы в деятельности высших учебных заведений и тем самым повысить управляемость конкурентными преимуществами вузов Самарской области, основным видом деятельности которых является предоставление образовательных услуг. Положения и выводы, получившие развитие в диссертации, используются при разработке конкурентной стратегии и конкурентной политики Поволжского государственного университета сервиса на рынке образовательных услуг в современных условиях.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Отраженные в диссертации научные положения соответствуют области исследования специальности 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством: по отраслям и сферам деятельности, в т. ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг» (экономические науки). Полученные соискателем научные результаты соответствуют пунктам: 15.103. Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка; 15.115 Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные теоретические и практические положения исследования докладывались и были опубликованы в материалах международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций, в том числе: «Новые технологии в промышленности, экономике и социально-культурной сфере» (Москва, 2001); «Проблемы социально-экономической устойчивости региона» (Пенза, 2001); «Проблемы гуманизации вузовского образования», «Проблемы повышения качества образовательной деятельности вуза в подготовке специалистов сферы сервиса» (Тольятти, 2002); «Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом вузе» (Санкт-Петербург, 2003); «Синергетизм в управлении социальными и экономическими системами» (Тольятти, 2004); «Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в области сервиса Поволжского региона», «Наука – промышленности и сервису» (Тольятти, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009); «Система управления качеством подготовки специалистов для сферы сервиса: проблемы, опыт, перспективы развития» (Тольятти, 2006), международные научно-практические конференции: «Современные достижения в науке и образовании» (Украина, г. Хмельницкий, 2008) «Хозяйственные системы в современном мире: организационно-управленческие и институциональные аспекты» (Москва, 2009), Русенски университет «Ангел Кънчев» (Болгария, г. Руси, 2009).

Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 22 публикациях объемом 53,65 печ. л., в т. ч. авторских – 10 печ. л., из них – главы в двух монографиях и 4 статьи в научных журналах, утвержденных ВАК Минобрнауки РФ.

Структура диссертации. Диссертация изложена на 157 страницах, состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения с общими выводами, библиографического списка, содержащего 198 наименований источников. Текст диссертации содержит 19 иллюстраций и 25 таблиц.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, сформулированы его цель и задачи, определена научная и практическая ценность работы.

В первой главе «Теоретические аспекты формирования конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве», включающей три параграфа, раскрыты экономическое содержание, проблемы и направления формирования конкурентных преимуществ образовательных услуг. В результате этого предложена терминологическая трактовка образовательной услуги.

Представлена специфика и характеристика функционального назначения образовательных услуг, отражена типология подходов к исследованию конкурентных преимуществ образовательных услуг и выделен наиболее приоритетный подход в современных условиях с учетом специфики образовательных услуг; определены проблемы и направления формирования конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве.

Во второй главе «Состояние и экономическая диагностика конкурентных преимуществ вуза в региональном образовательном пространстве» представлен материал, характеризующий состояние рынка образовательных услуг России и Самарской области; проведен анализ факторов, определяющих конкурентные преимущества Поволжского государственного университета сервиса в региональном образовательном пространстве.

В третьей главе «Реализация конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве» обоснован набор требований, предъявляемых к услугодателям, соблюдение которых обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности образовательных услуг; предложена факторная модель формирования конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве; разработана и апробирована методика формирования конкурентных преимуществ образовательных услуг на основе имиджевой концепции.

В заключении излагаются наиболее важные результаты проведенного исследования, содержатся соответствующие выводы и рекомендации.

  1   2   3

Похожие:

Формирование конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве iconФормирование и реализация конкурентной стратегии, обеспечивающей достижение устойчивых конкурентных преимуществ промышленным предприятием
Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Государственный...
Формирование конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве iconМаркетинговые технологии формирования стратегических конкурентных преимуществ в консалтинге
Диссертация выполнена на кафедре маркетинга услуг Государственного университета управления
Формирование конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве iconФормирование конкурентных преимуществ «коллекции» отелей категории «пять звезд»
Экономика и управление народным хозяйством экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
Формирование конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве iconПрограмма «Стратегии и инновации: от теории к практике»
Развитие и повышение конкурентных преимуществ инновационной, производственной инфраструктуры янао
Формирование конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве icon1 Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью и выявление возможных конкурентных преимуществ 4
Особенности маркетинговых мероприятий с целью повышения конкурентоспособности предприятия 8
Формирование конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве iconПрайс-лист на услуги рекламного агентства "Арт Невский"
Разработка уникального торгового предложения, позиционирование, выделение конкурентных преимуществ. Маркетинговые исследования. Отстройка...
Формирование конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве iconНачальник управления образования Совет школы Директор школы
Анализ результатов образовательного процесса, основных способов их достижения, конкурентных преимуществ и проблем оу
Формирование конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве iconКурсовая работа на тему: «Теория конкурентных преимуществ М. Портера»
Данная проблема связана с конкурентоспособностью экономики и во многих аспектах является не только экономическим приоритетом деятельности...
Формирование конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве iconЗакон принят Курганской областной Думой 25 декабря 2007 года Статья 1 Внести в Закон Курганской области от 29 июля 1999 года №239 «О региональном (национально-региональном)
О внесении изменений и дополнения в закон курганской области «о региональном (национально-региональном) компоненте государственных...
Формирование конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве iconСтратегия развития кб «уссури» ОАО на 2012 2013 годы Оглавление Стр. Стратегия развития Банка 3
Стратегия кб «Уссури» ОАО ( далее Банк) как программа действий, направленных на формирование и удержание долговременных конкурентных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница