Пояснительная записка Утопия сложный культурный феномен, с которым связаны многообразные традиции изучения и преподавания «История социалистических учений»




Скачать 234.86 Kb.
НазваниеПояснительная записка Утопия сложный культурный феномен, с которым связаны многообразные традиции изучения и преподавания «История социалистических учений»
Дата12.03.2013
Размер234.86 Kb.
ТипПояснительная записка
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет философии и культурологии



Рассмотрено и рекомендовано

на заседании кафедры исторической культурологии

Протокол № 1

«20» сентября 2010г.

Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Штомпель О.М.________________

УТВЕРЖДАЮ


Декан факультета д.ф.н., проф. Драч Г.В.

(зам. декана по учебной работе)

___________________________

___________________________



Учебно-методический комплекс учебной дисциплины

Утопия как феномен культуры”

вузовского компонента цикла ДС

по специальности 031401 (020600) – КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Составитель:

профессор кафедры исторической культурологии,

д.ф.н., Паниотова Т.С.


Ростов-на-Дону

2010



  1. Пояснительная записка


Утопия - сложный культурный феномен, с которым связаны многообразные традиции изучения и преподавания («История социалистических учений», «История политических учений» и др). Специфика настоящего спецкурса состоит в комплексном и системном освещении феномена утопии с культурологических позиций.

Место курса в учебном процессе. Спецкурс «Утопия как феномен культуры» читается студентам отделения культурологии факультета философии и культурологии ЮФУ в седьмом семестре. Основная форма занятий лекционная (36 час/). Курс выстроен в диалогической форме, способствует выработке у студентов навыков самостоятельного мышления и профессионального мастерства, развивает творческое воображение.


Основная цель курса – продемонстрировать особенности позиционирования феномена утопии в истории и теории культуры, для чего необходимо решить следующие задачи

- показать историю формирования утопического дискурса

- раскрыть сущность утопического сознания, его структуру и функции

- обосновать место утопии среди других феноменов культуры (миф, религия, наука)

- охарактеризовать социокультурную динамику утопии

- описать классическую модель утопии и ее трансформации в контексте культуры

- выяснить место и роль утопии в современной культуре


Форма итоговой отчетности - экзамен.


Для получения высшего балла студент должен написать творческую письменную работу (эссе), а также продемонстрировать умение понимать и самостоятельно обсуждать предложенные вопросы.

  1. УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СПЕЦКУРСА

«УТОПИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ»

(36 час.)




дата

Название темы

Час.

Модуль 1. Утопия как объект теоретического анализа


1

1-2 неделя

Утопия контексте смены научных парадигм.

4

2

3-4-неделя


Сущность и структура утопического сознания.

4

3

5неделя

Сущность утопии, ее признаки и функции.

2

4

6неделя

Типология утопий





2

5

7-8 неделя

Утопия в пространстве культуры


4

Модуль 2. Социокультурная динамика утопии

6

9 неделя

Античная утопия


2

7

10 неделя

Утопические идеи эпохи средневековья


2

8

11неделя

Утопии Ренессанса и Реформации


2

9

12 неделя

Утопии Просвещения.


2

10

13 неделя

Утопии XIX века.


2

11

14-15 неделя

Утопия и антиутопия в культуре XX века.


4

Модуль 3. Своеобразие формирования национальных утопических традиций

12

16 неделя

Китайские социальные утопии

2

13

17 неделя

Своеобразие латиноамериканского утопического дискурса

2

14

18 неделя

Цивилизационные особенности российской утопической мысли

2

ИТОГО

36




  1. ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА


МОДУЛЬ 1. УТОПИЯ КАК ОБЪЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА


Тема 1. Утопия в контексте смены научных парадигм. Историография вопроса. Историко-материалистическая концепция утопического К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Социология знания К.Манхейма: «Идеология и утопия»; Э.Блох - психолого-антропологическая концепция утопии: «Принцип надежды». Концепции утопического Х.А.Мараваля, П.Тиллиха, Н.Фрая, Р.Рюйе, и др. авторов.

Тема 2. Сущность и структура утопического сознания Понятие утопизма. Сущность утопического сознания. Специфические черты утопического сознания: ценностная природа, проективность, синкретизм, нормативность и др. Субъект и объект утопического сознания. Механизм функционирования утопического сознания. Уровни утопического сознания: обыденный и теоретический, массовый и специализированный. Функции утопического мышления: критическая, компенсаторная, нормативная, когнитивная, конструктивная.

Тема 3. Сущность утопии, ее признаки и функции. История появления термина «утопия». Утопия - продукт функционирования утопического сознания. Сущность утопии, ее признаки.

Формы утопий: народная, литературно-теоретическая, официальная (административная); коммунитарный эксперимент. Классическая модель утопии. Трансформация утопической традиции: utopia – ucronia – eupsihia .

Функции утопии в обществе и в культуре.

Тема 4.Типология утопий. Многообразие способов классификации утопий: историко-хронологический, классовый, национальный признаки. Возможные основания классификации: по способу полагания идеала; ориентации на шкале исторического времени; социокультурному наполнению идеалов; локализации идеала; социополитическому содержанию; степени трасцендированности; направленности критического действия; степени подлинности; отношению к религии; ориентации на сильную личность; типу предлагаемого развития общества. Содержание социальных утопий как основа их типологии. Утопии города и утопии сада. Утопии свободы и утопии порядка. Утопии бегстава и утопии реконструкции. Соотношение утопии, дистопии, контрутопии и антиутопии.


Тема 5. Утопия в пространстве культуры Миф и утопия. Понятие архетипа. Коллективное бессознательное – врожденное основание структуры личности. Структуры коллективного бессознательного в мифе и утопии. Утопия как транслятор архетипов коллективного бессознательного в культуру.

Христианство и утопия. Роль христианства в формировании европейского менталитета. «Ересь утопизма» и утопизм ереси. Новоевропейская наука и утопия. Классическая ньютонианская картина мира и ее экстраполяция на социальные науки. Просвещение, идея линейного прогресса и утопия. Психология и утопия. Теория страстей Ш.Фурье как основа построения идеального общества. Идеология и утопия как формы «ложного» сознания. Общие и особенные черты.

Контрольные вопросы

  1. Какие смыслы мы вкладываем в термин «утопия» при повседневном общении?

  2. Каково происхождение этого термина?

  3. Какие Вам известны научные интерпретации этого понятия?

  4. Что такое утопизм?

  5. Какова специфика утопического сознания?

  6. Каковы формы утопического сознания?

  7. Каковы функции утопического сознания?

  8. Какие существуют способы классификации утопий?

  9. Что общего между утопией и мифом и чем они отличаются друг от друга?

  10. Что общего между утопией и христианской религией и чем они отличаются друг от друга?

  11. Являются ли антагонистами утопия и наука?

  12. Что сближает утопию и искусство?


Литература

  1. Аинса Ф. Реконструкция утопии: Эссе / Предисл. Ф.Майора; пер. с фр. Е. Гречаной, И. Стаф. М.: Наследие: Editions Unesco, 1999.

  2. Араб-Оглы Э.А.Утопия // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. С.710–711.

  3. Баталов Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. М.: Политиздат, 1989.

  4. Русская литературная утопия: Антология /Сост. Шестаков В.П. М.: 1986

  5. Блох Э. Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1997. 395 с.

  6. Кирвель Ч.С. Утопическое сознание: Сущность, социально-политические функции. Минск: Университетское изд-во, 1989.

  7. Манхейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени. М., 1994

  8. Шестаков В.П. Понятие утопии и современные концепции утопического // Вопросы философии. 1972, № 8

  9. Энгельс Ф. Анти - Дюринг. Отдел Социализм. / Маркс К., Энгельс Ф. Собр. Соч. 2-е изд. Т. 20



МОДУЛЬ 2. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА УТОПИИ


Тема 6. Античная утопия

Полисный характер античной утопической мысли. Основные типы античных утопий: религиозно-мифологические, политические и литературные. Утопические сюжеты «Илиады» и «Одиссеи» Гомера. Утопическая составляющая идеи «пяти возрастов» в «Трудах и днях» Гесиода. Концепции «идеальной политии» в общественной мысли XVII-Vвв. Элементы этнографической утопии у Геродота и Фукидида. Ликург и «спартанский космос». «Пифагорейский коммунизм». Греческое Просвещение: утопические идеи Гипподама Милетского. Платон – основоположник рационалистической утопии: «Государство», «Законы». Рационализация мифа о золотом веке в «Политике». Утопия Атлантиды в диалогах «Тимей» и «Критий». Утопические идеи в творчестве Аристотеля.

Эволюция утопической мысли в эллинистический период: «географические утопии» Эвгемера и Ямбула. Трансформация идеи о золотом веке в утопической мысли Древнего Рима. Идеализация «благословенных островов». Политическая утопия.

Тема 7. Утопические идеи эпохи средневековья


Общая характеристика утопических идей эпохи средневековья. Религиозный характер утопий. Библейские и евангельские пророчества как источник средневековых утопий Осуждение богатства и идеализация бедности в Евангелиях и «Деяниях апостолов».. Идеи райского сада и небесного града. Рай как архетип утопии: Рай небесный и земной. Идея «Небесного Иерусалима» в «Откровении» Иоанна Богослова. Мессианизм и милленаризм. Основные типы утопий эпохи раннего средневековья: христиански-пророческая и эллинистически-христианская утопия. Августин Блаженный «О Граде Божьем». Монастырская утопия.

Утопическое содержание средневековых ересей. Ересь Епифания. Учение о трех царствах И.Флорского. «Коммунистическое сектанство» Дж.Болла, Дольчино, таборитов. Утопические аллегории «Романа о Розе». Средневековый карнавал как утопия.


Тема 8. Утопии Ренессанса и Реформации


Картина мира человека эпохи Возрождения. Специфика культуры Ренессанса. Начало традиции нововременного социального утопизма. Романы-путешествия Т.Мора и Т.Кампанеллы как классические образцы утопии места. Технократическая утопия Ф.Бэкона. «Христианополис» Андреа, «Океания» Гаррингтона. Идеализация жизни и быта вновь открытых стран и народов. Классическая модель утопии. Идеалы социального равенства, общности имущества, мудрого правителя и др. Гуманистическое содержание утопий, историческая ограниченность. Утопии идеального города Альберти, Бруни. Чаяния эпохи Реформации. Утопия Т.Мюнцера.


Тема 9. Утопии Просвещения


Просвещение - эпоха утопий вневременного порядка. Природное, разумное как синонимы истинного, добродетельного прекрасного. Идея прогресса и появление «утопии времени»: «Год 2440» Мерсье. Объяснение причин социального неравенства и конструирование идеала «естественного состояния» в утопиях Морелли, Мабли, Бабефа, Руссо. Многообразие утопических форм: роман-путешествие, государственный роман, политический трактат. Опора на право, «юридический социализм».


Тема 10. Утопии XIX века.


Традиции утопии места: роман-путешествие Э. Кабэ «Путешествие в Икарию». Утопия и наука в творчестве Сен-Симона, Фурье, Оуэна и их последователей. Утопии реконструкции. Появление индустриальной, сциентистской утопии. Стремление утопистов опереться на законы истории: окончательный перенос идеала в будущее. Художественные утопии романтизма. Романтическая утопия «синтеза искусств» как прообраза объединившегося человечества. Представления романтиков о будущем «универсуме» как о «едином произведении искусства». Романтический идеал Гения - творца. Идеализация европейского средневековья. Утопические идеи «братства художников». Декоративно-живописные утопии У.Морриса. Элементы утопии в марксистском представлении о коммунизме.


Тема 11. Утопия и антиутопия в культуре XX века.


Сущность антиутопии, ее истоки. Расцвет антиутопического жанра: «Мы» Замятина, «О, дивный, новый мир!» Хаксли, «1984» Оруэлла и др. Антиутопия как форма литературного модернизма. Появление эвпсихии. Утопии нового революционного мира в России. Становление административной утопии в СССР, ее взаимодействие с отечественной утопической традицией. Утопические элементы в идеологии советской технократии. Сталинский план преобразования природы и другие проявления унификаторской функции утопии. Официальная коммунистическая утопия и ее артикуляция. Отечественная утопическая мысль и утопическое сознание 50-х - 80-х гг. Фантастика и утопия. Контрутопия как способ критики существующего строя. Современные направления утопии и антиутопии в России. Технократические черты российского менталитета ХХ в. Ренессанс антиутопического жанра: В. Войнович, А. Кабаков, В. Пелевин и др. Современная утопия: А. Рыбаков, В. Кузьменко, Н. Звягинцев, В. Суворов и др. Утопические элементы современного реформаторства. Преемственность менталитета. Утопическое сознание и повседневная практика на современном этапе.


Контрольные вопросы

  1. Можно ли считать утопиями христианские представления о Рае, Небесном Иерусалиме? Обоснуйте свою позицию.

  2. Какова классическая модель утопии? Как Вы можете объяснить ее характерные признаки?

  3. Как взаимосвязаны Ренессанс и утопия?

  4. В чем суть утопии идеального города?

  5. Какова специфика утопий эпохи Просвещения?

  6. В чем своеобразие утопий XIX столетия?

  7. Как соотносятся утопия, фантастика и футурология?

  8. Можно ли ХХ век назвать панутопическим?



Литература

  1. Аверинцев С.С. Рай // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия, 1991. С. 462–464.

  2. Августин Блаженный. О граде Божием: Науч. изд. / отв. за выпуск Ю.Г.Хацкевич.- М.; Минск: Харвест, Аст, 2000.- 1296с.

  3. Баткин Л.М. Ренессанс и утопия // Из истории средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976.

  4. Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей: С древности до конца XVIII века. М.: Наука, 1975.- 295 С.

  5. Гуторов В.А. Античная социальная утопия: Вопросы истории и теории. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1989.- 288 с

  6. Чернышов Ю. Г. Социально-утопические идеи и миф о "золотом веке" в Древнем Риме: В 2 ч. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1994.

  7. Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы./ общ. Ред. В.А.Чаликовой. М., 1991

  8. Чаликова В.А. Настоящее и будущее сквозь призму утопии // Современные буржуазные теории общественного развития. M.: Наука, 1984.

  9. Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990;



МОДУЛЬ 3. СВОЕОБРАЗИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ УТОПИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ


Тема 13. Китайские социальные утопии

Единство эстетически-образного и утопического в культуре Китая. Архитектурные и живописные утопии. Утопические образы дома и сада. Парк Хуанди как образ идеально устроенного мира. Сады как модели «островов бессмертных». Утопии «Сада с горчичное зерно», «сада уединенной радости» и др. «Персиковый источник» как утопия обыденной жизни. Идеальные города, рожденные музыкой. Пейзаж как живописная форма китайской утопической мысли. Утопическая идея братства художников.


Тема 14. Своеобразие латиноамериканского утопического дискурса

Восприятие Америки как контр-образа Европы. Основные этапы становления латиноамериканской утопической традиции: превращение из «утопии для других» в «утопию для себя». Основные формы представленности утопии: социально-христианский коммунитарный эксперимент, политический трактат, роман. Религиозные и рационалистические утопии XVI-XVII вв. Утопические проекты латиноамериканского Просвещения: С.Боливар, Х.Марти, Д.Ф.Сармьенто. Превалирование «практической» утопии над теоретической. Современная латиноамериканская литературная утопия. Актуализация этноутопии.

Тема 15. Цивилизационные особенности российской утопической мысли. Особенности российского менталитета. Образы Святой Руси, государства правды и государства кривды, Града Китежа и Беловодья в массовом сознании. Москвы - Третьего Рима в массовом сознании. Основные элементы народной социальной утопии и ее взаимодействие с официальной и литературно-теоретической утопиями (доктриной «Москва- третий Рим» и др.).

Утопизм на троне: проекты Петра I и Екатерины II, Александра I и Александра II. Элементы утопического мышления в идеологиях западничества, славянофильства и панславизма. Мессианство и социальная заданность как черты мировоззрения русской интеллигенции. Особенности российского восприятия успехов науки: утопии Одоевского. Религиозные и теократические утопии; консервативные утопии. Коммунитарные эксперименты.

Социальная утопия в России в постреволюционный период. Расцвет отечественной утопической мысли и практики. Пафос покорения трех пространств: социального, физического и временнoго. Утопические надежды на научное решение проблемы смерти и построение идеального общества. Сакрально-утопический смысл первых послереволюционных захоронений на Красной площади как права на первоочередное воскрешение. Эксперименты над человеческой природой и природой социума.

Социальная практика XX в. и критика утопического сознания: «Вехи», Н.А. Бердяев «Новое Средневековье», С.Л. Франк «Ересь утопизма». Антиутопии Е. Замятина и А. Платонова.


Контрольные вопросы

  1. Каковы цивилизационные особенности русской утопической мысли?

  2. В чем заключалась специфика «утопизма на троне»?

  3. В чем утопизм экспериментов над человеческой природой и природой социума в пост-революционный период?

  4. Чем объясняется Ренессанс антиутопического жанра в современной России?

  5. Почему на Востоке именно в Китае сложилась прочная утопическая традиция?

  6. В чем своеобразие формирования латиноамериканской утопической традиции?

  7. Какие современные латиноамериканские антиутопии вам известны?



Литература



  1. Аинса Ф. Реконструкция утопии: Эссе / Предисл. Ф.Майора; пер. с фр. Е. Гречаной, И. Стаф. М.: Наследие: Editions Unesco, 1999.

  2. Артемьева Т.В. Российская утопия: от идеального государства к совершенному обществу. СПб., 2000

  3. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.

  4. Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли ХХ века. М.: 1991

  5. Геллер Л., Нике М. Утопия в России, Спб. 2003

  6. Китайские социальные утопии. Сб. статей / Отв. ред. Л.П.Делюсин. М.: Наука, 1987.

  7. Ланин Б. Русская литературная антиутопия. М., 1993

  8. Паниотова Т.С. Утопия в пространстве диалога культур. Ростов-на-Дону, ИРУ, 2004

  9. Русская литературная утопия: Антология /Сост. Шестаков В.П. М.: 1986

  10. Ушков А.М. Утопическая мысль в странах Востока: традиции и современность. М.: Изд-во Московского университета, 1982




  1. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ


4.1. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ


  1. Какие смыслы мы вкладываем в термин «утопия» при повседневном общении?

  2. Каково происхождение этого термина?

  3. Каково научное значение понятия утопия?

  4. Какие Вам известны интерпретации этого понятия?

  5. Что такое утопизм?

  6. Какова специфика утопического сознания?

  7. Можно ли в утопическом сознании выделить определенные уровни?

  8. Каковы формы утопического сознания?

  9. Каковы функции утопического сознания?

  10. Какие существуют способы классификации утопий?

  11. Что общего между утопией и мифом и чем они отличаются друг от друга?

  12. Что общего между утопией и христианской религией и чем они отличаются друг от друга?

  13. Являются ли антагонистами утопия и наука?

  14. Что сближает утопию и искусство?

  15. Как на утопическом творчестве сказались мировоззренческие ориентиры той или иной исторической эпохи?

  16. Какие идеи в мифах и эпосе народов Древнего Востока можно считать предпосылками утопии?

  17. Какие Вам известны конфуцианские утопии?

  18. Какие Вам известны утопические произведения Платона?

  19. Как утопические идеи Платона связаны с его философией?

  20. В чем особенности утопического творчества Аристотеля?

  21. Какие утопии эпохи эллинизма Вам известны?

  22. Можно ли считать утопиями христианские представления о Рае, Небесном Иерусалиме? Обоснуйте свою позицию.

  23. Какова классическая модель утопии? Как Вы можете объяснить ее характерные признаки?

  24. Как взаимосвязаны Ренессанс и утопия?

  25. Какова специфика утопий эпохи Просвещения?

  26. В чем своеобразие утопий XIX столетия?

  27. Каковы цивилизационные особенности русской утопической мысли?

  28. В чем заключалась специфика «утопизма на троне»?

  29. В чем утопизм экспериментов над человеческой природой и природой социума в пост-революционный период?

  30. Как соотносятся утопия, фантастика и футурология?

  31. Можно ли ХХ век назвать панутопическим?

  32. Чем объясняется Ренессанс антиутопического жанра в современной России?

    1. ТЕМАТИКА ЭССЭ




  1. «Быть человеком означает вот что: иметь утопию» (Э.Блох)

  2. «Утопии обосновываются на обломках истории» (Г.Офф)

  3. «Утопии сегодняшнего дня могут стать действительностью дня завтрашнего» (Ламартин)

  4. «Обществу, которое неспособно дать жизнь утопии и посвятить себя ей угрожают склероз и распад» (Сьоран)

  5. «Утопии- это восстановители прав разума в капризной и фантастической сказке истории» (А.И.Герцен)

  6. «Утопия была Америкой, которая возможно и есть Эдем» (М.Ласки)

  7. Утопия- это «секуляризированные небеса средневековья» (Мэмфорд)

  8. «Загадка всеобщего счастья- вот движущая сила интереса к утопии» (Петруччани)

  9. В утопиях «речь идет о человеке, который играет в бога, а не о человеке, который грезит о божественном мире» (Рюйе)

  10. «Утопия сопутствует науке и максимально содействует ее развитию» (Рюйе)

  11. «Утопии оказались более осуществимы, чем мы полагали до сих пор, и задача состоит в том, чтобы избежать их окончательного осуществления» (Бердяев)

  12. «Вымысел в утопии играет роль мысленного эксперимента» (Рюйе)

  13. «Там, где заканчиваются поиски Рая, истинное предприятие по восстановлению утопии едва только начинается» (Аинса)

  14. Утопия- есть «проекция мифа в будущее» (Фрай)




  1. Перечень рекомендованной литературы




  1. Источники

  1. Августин Блаженный. О граде Божием: Науч. изд. / отв. за выпуск Ю.Г.Хацкевич.- М.; Минск: Харвест, Аст, 2000.- 1296с.

  2. Бэкон Ф. Новая Атлантида // Бэкон Ф. Соч. в 2 Т. М.: Мысль, 1972.- Т.2.

  3. Гомер. Одиссея. М.: ТОО Дюна, 1993

  4. Гесиод. Теогония. Работы и дни // Эллинские поэты/ Пер. В.Вересаева. М.: 1963

  5. Кампанелла Т. Город Солнца. М.: 1954

  6. Мор Т. Мор Т. Утопия. Эпиграммы. История Ричарда III. М., 1998.

  7. Морелли. Кодекс Природы, или истинный дух ее законов. Базилиада. М., 1954

  8. Мабли Г. Избранные произведения. М.,– Л.,: Изд-во Акад. Наук СССР, 1950

  9. Мелье Ж. Завещание. М.,-Л.,: Изд-во Акад. Наук СССР, 1954.

  10. Платон. Государство // Платон. Соч.: В 3 т. Т. III, ч. I, М.: 1971.

  11. Платон Законы // Платон. Соч.: В 3 т. Т.III, ч. 2. М.: 1972.

  12. Фурье Ш. Избранные Сочинения. М.: 1951-1954. Т. 1-4


II. Исследовательская литература


  1. Аинса Ф. Реконструкция утопии: Эссе / Предисл. Ф.Майора; пер. с фр. Е. Гречаной, И. Стаф. М.: Наследие: Editions Unesco, 1999.

  2. Аинса Ф. В защиту «чудесного» утопического // Паниотова Т. Утопия в пространстве диалога культур. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2004. С. 3–13.

  3. Аверинцев С.С. Рай // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия, 1991. С. 462–464.

  4. Артемьева Т.В. Российская утопия: от идеального государства к совершенному обществу. СПб., 2000.

  5. Араб-Оглы Э.А.Утопия // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. С.710–711.

  6. Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М.: Наука, 1983. 336 с.

  7. Баталов Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. М.: Политиздат, 1989.

  8. Батракова С.П. Искусство и утопия. М.: 1990

  9. Блох Э. Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1997. 395 с.

  10. Батыгин Г.С. Метаморфозы утопического сознания // Квинтэссенция: Философский альманах, 1991. М.: Политиздат, 1992. С.263-293.

  11. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит-ра, 1975.

  12. Баткин Л.М. Ренессанс и утопия // Из истории средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976.

  13. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.

  14. Булгаков С. Н. Апокалиптика и социализм // Булгаков С. Соч.: В 2 т.. М.: Наука, 1993. Т. 2

  15. Бакулов В.Д. Социокультурные метаморфозы утопизма. Ростов н/Д: ИРУ, 2003.

  16. Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей: С древности до конца XVIII века. М.: Наука, 1975.- 295 С.

  17. Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей: Первая половина XIX в. М.: Наука, 1976. – 420 С.

  18. Володин А.И. Утопия и история. М.: Политиздат, 1976.

  19. Вершинин С.Е. Жизнь – это надежда. Введение в философию Эрнста Блоха. Екатеринбург: Изд-во Екатеринбургск. ун-та, 2001

  20. Гендин А.М. Предвидение и цель в развитии общества. Красноярск, 1970.

  21. Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли ХХ века. М.: 1991

  22. Геллер Л., Нике М. Утопия в России, Спб. 2003

  23. Гуторов В.А. Античная социальная утопия: Вопросы истории и теории. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1989.- 288 с

  24. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V веков до н.э. / под ред. Э.Д.Фролова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.- 208 с.

  25. Идеал, утопия и критическая рефлексия /Отв. Ред. В.А.Лекторский. М.: 1996

  26. Кирвель Ч.С. Утопическое сознание: Сущность, социально-политические функции. Минск: Университетское изд-во, 1989.

  27. Китайские социальные утопии. Сб. статей / Отв. ред. Л.П.Делюсин. М.: Наука, 1987.

  28. Ланин Б. Русская литературная антиутопия. М., 1993

  29. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона / Платон. Соч. В 3 т. М., Мысль, 1968. Т.1.

  30. Мамфорд Л. Миф машины: Техника и развитие человечества /Пер.Т.Азаркевич, Б.Скуратов (1 глава). М.: Логос, 2001.- 408 с.

  31. Манхейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени. М., 1994

  32. Маркузе Г. Конец Утопии // Логос. 2004, № 6 (45). С. 18-24 .

  33. Неманов И.Н. Социальный утопизм в его отношении к теории домарксистской философии //Проблемы методологии историко- философского исследования. М.: 1974. Вып. 2.

  34. Неманов И.Н. Социальный утопизм в его отношении к теории домарксистской философии //Проблемы методологии историко- философского исследования. М.: 1974. Вып. 2.

  35. Осиновский И.Н. Томас Мор. М.: 1985.

  36. О современной буржуазной эстетике. Сб. статей. Вып. 4: Современные социальные утопии и искусство. Сост. В.П.Шестаков. М.: Искусство, 1976.- 160с.

  37. Паниотова Т.С. Утопия в пространстве диалога культур. Ростов-на-Дону, ИРУ, 2004

  38. Русская литературная утопия: Антология /Сост. Шестаков В.П. М.: 1986

  39. Ушков А.М. Утопическая мысль в странах Востока: традиции и современность. М.: Изд-во Московского университета, 1982

  40. Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы./ общ. Ред. В.А.Чаликовой. М., 1991

  41. Чаликова В. Эволюция современной буржуазной утопии. Научно-аналитический обзор, М., 1983

  42. Чаликова В.А. Настоящее и будущее сквозь призму утопии // Современные буржуазные теории общественного развития. M.: Наука, 1984.

  43. Чаликова В.А. Утопия и свобода: Эссе разных лет. М.: Весть, 1994.- 180с.

  44. Чернышов Ю. Г. Социально-утопические идеи и миф о "золотом веке" в Древнем Риме: В 2 ч. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1994.

  45. Черткова Е.Л. Метаморфозы утопического сознания (от утопии к утопизму) // Вопросы философии. 2001, № 7. С.47-58.

  46. Черткова Е.Л. Специфика утопического сознания и проблема идеала / Идеал, утопия и критическая рефлексия / Отв. ред. В. Лекторский. М.: РОССПЭН, 1996. С. 156-187.

  47. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX вв. М.: Наука, 1967.

  48. Чоран Э.М. Механика утопии // Иностранная литература. 1996. № 4.

  49. Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990;

  50. Элиаде М. Космос и история. Избр. работы: пер. с фр. и агл. / Общ. Ред И.Р., М.Л. Гаспарова. М.: Прогресс, 1987

  51. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1994.

  52. Энгельс Ф. Анти - Дюринг. Отдел Социализм. / Маркс К., Энгельс Ф. Собр. Соч. 2-е изд. Т. 20

  53. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. / Маркс К. Энгельс Ф. Собр. Соч. 2-е изд. Т.19.

  54. Энгельс Ф. Добавление к предисловию 1870г. к «Крестьянской войне в Германии». / Собр. Соч. 2-е изд. Т.18

  55. Экштут C.А. Сослагательное наклонение в истории: воплощение несбывшегося: Опыт историософского осмысления // Вопросы философии. 2000, № 8.

  56. Юнг К.-Г. Архетип и символ. / Сост. и вст. ст. А.М.Руткевича. М.: Renaissance, 1991.- 304c.




  1. Экзаменационные вопросы к спецкурсу




  1. Обыденное и теоретическое понимание утопии

  2. Роль великих географических открытий в возникновении утопии Нового времени

  3. Концепция утопии К.Маркса и Ф.Энгельса

  4. Концепция утопии К.Манхейма

  5. Концепция утопии Э.Блоха

  6. Сущность утопического сознания

  7. Структура утопического сознания

  8. Функции утопического сознания

  9. Виды и формы утопий

  10. Способы классификации утопий

  11. Утопия и миф

  12. Утопия и религия

  13. Утопия и наука

  14. Утопия, политика, идеология

  15. Утопия и искусство

  16. Утопия, антиутопия, дистопия

  17. Основные подходы к изучению утопии в западной литературе

  18. Основные подходы к изучению утопии в отечественной литературе

  19. Конфуцианская утопия

  20. Архетип «Золотого века» в античной утопии

  21. Утопия «Государства» Платона

  22. Утопия «Законов»

  23. Ретроспективная утопия Атлантиды

  24. Утопические идеи в творчестве Аристотеля

  25. Утопии Эвгемера и Ямбула

  26. Утопические идеи эпохи Средневековья

  27. Утопии Возрождения

  28. Т.Мор как создатель парадигмы утопического жанра

  29. Классическая модель утопии

  30. Трансформация классической модели: утопии Просвещения:

  31. В поисках социальной теории: утопии XIX столетия

  32. Особенности русской утопической традиции

  33. Утопия и антиутопия в современной культуре

  34. Своеобразие латиноамериканской утопической традиции




  1. ГЛОССАРИЙ



Утопия (u-topos – греч. «не» «место», «место, которого нет») - это особый социокультурный феномен, универсальная форма чувственно-рационального освоения социальной реальности в образах- концепциях, синтезирующих человеческие представления о счастье и гармонии и отвечающих потребности в предвидении и моделировании альтернативных вариантов исторического развития. Два основных типа- позитивная и негативная утопия.

Евтопия (eu- topos – греч. «совершенное место») – форма положительной утопии, воплощающая мечту об идеально хорошем обществе

Антиутопия – 1) идеально плохое общество; 2) литературный жанр, высмеивающий идеалы классической положительной утопии

Утопический дискурс – это способ высказывания об особой, вероятностно-ценностной реальности, которую конструирует утопическое мышление.

Утопизм - это, во-первых, «особое функциональное состояние индивидуального, общественного сознания, направленное на получение нового социального знания методами умозрительного конструирования в образах-концепциях»; «Во-вторых, это получаемый в результате творческой реализации, объективации такого состояния сознания его литературный «продукт» - утопия (или антиутопия)... В-третьих, это особый тип поведения, обусловленный социально-утопическим сознанием и направленный на реализацию утопии»

Утопическое сознание- это относительно самостоятельный, бытующий в различных сферах устойчивый тип (состояние) сознания. Как особый, относительно самостоятельный тип сознания, оно несводимо ни к отдельно взятой форме, ни к определенному уровню, наполняя их изнутри, оно обеспечивает определенное состояние сознания. Утопическое сознание отражает действительность опосредованно, через ее значения для человека является разновидностью ценностного освоения социальной реальности.

Структура утопического сознания представлена двумя уровнями: уровень массового, неспециализированного сознания, и уровень теоретического, специализированного сознания. Для первого характерны разнообразные народные утопии. Для второго уровня характерны, во-первых, социально-политические утопии, создаваемые учеными – теоретиками, политиками, идеологами; во-вторых, литературные утопии – творения писателей самых различных школ и направлений.

Архетипы (по Юнгу) - есть трансцендентные по отношению к сознанию реальности, вызывающие к жизни комплексы представлений, которые выступают в виде мифологических мотивовю В утопии своеобразно представлены такие культурные архетипы как остров, город, культурный герой, космос, творимый из хаоса, катастрофы, и др.

Рай - в христианской литературной, иконографической и фольклорной представлен как сад, как город, и как небеса. Каждая линия имеет отношение к человеческой истории: Эдем - невинное начало пути человечества; небесный Иерусалим - эсхатологический конец этого пути; небеса противостоят пути человечества как неизменное - переменчивому, истинное - превратному, ясное знание – заблуждению.

Эсхатология - религиозное учение о конце света

Милленаризм (хилиазм) - религиозное учение о тысячелетнем Царстве Божьем на земле

Мессианизм- религиозное учение, основывающееся на вере в приход в мир спасителя всего человечества ( или избранного народа)

Классическая модель утопии представляет собой утопию места складывается в эпоху Возрождения. Отличается чертами изоляционизма, автаркии, калокагатии, регламентацией, ахронией, урбанизмом, эвдемонизмом и др.


Похожие:

Пояснительная записка Утопия сложный культурный феномен, с которым связаны многообразные традиции изучения и преподавания «История социалистических учений» iconПояснительная записка Утопия сложный культурный феномен, с которым связаны многообразные традиции изучения и преподавания «История социалистических учений»
Утопия сложный культурный феномен, с которым связаны многообразные традиции изучения и преподавания («История социалистических учений»,...
Пояснительная записка Утопия сложный культурный феномен, с которым связаны многообразные традиции изучения и преподавания «История социалистических учений» iconИ культурный феномен монография Санкт-Петербург Издательство «Союз» 2006
Г 75 Гражданское образование — педагогический, социальный и культурный феномен: Монография. — Спб.: Изд-во «Союз», 2006. — 167 с
Пояснительная записка Утопия сложный культурный феномен, с которым связаны многообразные традиции изучения и преподавания «История социалистических учений» iconЦели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения курса «История экономических учений»
Х1х-хх вв.; основных представителей ведущих научных школ и направления их научного поиска, а также значение их исследования для современной...
Пояснительная записка Утопия сложный культурный феномен, с которым связаны многообразные традиции изучения и преподавания «История социалистических учений» iconПрограмма дисциплины «История политических и правовых учений» Цикл гсэ специальность 12. 00. 01 теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Принята на заседании кафедры теории и истории государства и права (протокол №15 от 2 июля 2008 г.
Специальность 12. 00. 01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
Пояснительная записка Утопия сложный культурный феномен, с которым связаны многообразные традиции изучения и преподавания «История социалистических учений» iconРабочая программа курса «история экономических учений» Москва-2009 г. Программа курса «История экономических учений»
Программа курса «История экономических учений» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки...
Пояснительная записка Утопия сложный культурный феномен, с которым связаны многообразные традиции изучения и преподавания «История социалистических учений» iconПояснительная записка. Согласно приказу от 21 июля 2010 за №2407 «Об организации преподавания единого предмета история» для 9 класса создана рабочая программа 1 I вида.
Так как базисный учебный план школы определяет для изучения курса 68 часов и в распределении часов преимущество отдается истории...
Пояснительная записка Утопия сложный культурный феномен, с которым связаны многообразные традиции изучения и преподавания «История социалистических учений» iconПояснительная записка Культура не может развиваться вне человеческой деятельности. Культурные навыки и достижения передаются от человека к человеку, от семьи к семье, от поколения к поколению, от края к краю
Программа предназначена для изучения в X классах гуманитарного профиля. "История культуры Алтая" рассчитана на 34 часа изучения,...
Пояснительная записка Утопия сложный культурный феномен, с которым связаны многообразные традиции изучения и преподавания «История социалистических учений» iconПояснительная записка к учебному курсу
Важной составляющей профессионального становления студентов является освоение современной теории и практики обучения в средних общеобразовательных...
Пояснительная записка Утопия сложный культурный феномен, с которым связаны многообразные традиции изучения и преподавания «История социалистических учений» iconПрограмма по дисциплине «история экономических учений»
Предмет истории экономических учений. Функции истории экономических учений как науки. Основные этапы развития экономической мысли....
Пояснительная записка Утопия сложный культурный феномен, с которым связаны многообразные традиции изучения и преподавания «История социалистических учений» iconПрограмма по дисциплине «история экономических учений»
Предмет истории экономических учений. Функции истории экономических учений как науки. Основные этапы развития экономической мысли....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница