Г. Сухиничи Калужской области утверждена на педсовете №2 от 11. 09. 2008 г. Директор школы




НазваниеГ. Сухиничи Калужской области утверждена на педсовете №2 от 11. 09. 2008 г. Директор школы
страница1/4
Дата12.03.2013
Размер0.49 Mb.
ТипЗадача
  1   2   3   4
Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

г. Сухиничи Калужской области


УТВЕРЖДЕНА

НА ПЕДСОВЕТЕ №2

ОТ 11. 09. 2008 г.

Директор школы

_______/Т. Ю. Кулабухова/


Образовательная программа

дополнительного образования




(этика и нравственность)

Возраст детей: 13 - 15 лет. Срок реализации: 3 года


г. Сухиничи

Год разработки программы: 2008 год


«Надо твёрдо помнить, что всё пережитое нашим народом

окажется напрасным, а сами мы станем изменниками великого

русского дела, если не сделаем должных выводов из горького

опыта, доставшегося нам безмерной, невосполнимой ценой.

Стоит лишь начать и Господь Всемогущий подаст нам

силы на чистую жизнь и благие дела».

Митрополит Санкт-Петербургский

и Ладожский Иоанн

Введение

Справедливость, свобода, жизнь человека, межнациональный мир, семейные традиции, любовь и верность, забота о младших и старших, патриотизм, вера в Россию, единство Российских наций - всё это важнейшие ценности, общественные идеалы и нравственные принципы, которые, по словам Д. А. Медведева, лежат в основе современной государственной политики. Таковы должны быть устои гражданского общества. Но пока сегодня Россия находится среди стран, которые лидируют по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от алкоголизма. Россия оказалась в демографическом плане у черты, за которой начинается физическое вырождение нации.

Две основные социальные структуры, которые должны формировать и развивать ценностно-нормативную основу национального самосознания, выделил президент в своём послании: Конституцию страны и систему образования, прежде всего общеобразовательную школу. Понятно, что надзор государства за соблюдением Конституции способен консолидировать общество на основе содержащихся в ней ценностей и приоритетов. Но в воспитании россиянина - гражданина и патриота - особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно здесь наиболее системно, последовательно и глубоко могут воспитываться те человеческие ценности и ориентиры, о которых говорилось выше.

Если школа не делает этого или делает недобросовестно, то в условиях открытого информационного пространства из ребёнка может вырасти один из тех, для кого Россия не будет Родиной в полном смысле этого слова.

Задача школы должна заключаться, прежде всего, не в обучении, а в воспитании, формировании человека. Само слово «образование» имеет значение «создание человека по образу». Отход от этого принципа привёл к тому, что в современной школе очень часто всё сводится к принципу «знание ради знаний»: учитель сообщает информацию - ученики должны её усвоить.

Но дети не являются аналогом компьютера. Они растут, развиваются. Как будет проходить это развитие, зависит от многих причин. К сожалению, всё чаще развитие ребёнка идёт стихийно, под влиянием улицы и средств массовой информации. И не удивительно, что в результате духовный уровень детей понижается.

Человек наделён бессмертной душой, разумом, волей, способностью к творчеству. Естественно, что ребёнок имеет потребность в гармоническом развитии всех своих начал. Но формировать личность ребёнка в одиночку невозможно. История человечества указывает, что в воспитании людей всегда участвовало человеческое общество с его нормами, требованиями и традициями. А на Руси культура и вера - православные.

Сегодня, как никогда, актуальной является проблема гражданского, патриотического воспитания. Эту проблему невозможно решить, если дети не будут знакомы с историей и культурой своего родного края. Но история и культура неотделимы от духовного наследия народа.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее - ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

Все вышесказанное учитывалось при составлении программы дополнительного образования «Куда идёшь, человек?», рассчитанной на реализацию в 7 - 9 классах общеобразовательной школы.

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе реальных практических занятий в течение трёх лет с учащимися 7-9 классов. Принцип изложения материала - постепенность и доступность. Учащимся даются самые главные, основополагающие сведения о добре, зле, совести, о смысле жизни, о жизни и смерти, о духовной природе человека, о нравственности и поле, об искусстве и современной культуре, о жизни святых, понятие о Церкви, о храме, о православных праздниках в течение церковного года и т. д.

Данная программа отличается тем, что последовательность и акцентировка тем изучаемого предмета построена с учетом имеющейся у детей информации о православной религии, о быте русского народа, его традициях и праздниках. Это помогает установлению контакта, диалога и взаимопонимания между учениками и преподавателями уже с первого занятия. Программа предполагает проведение занятий с 7 класса. Программа создавалась с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, пожеланий и интересов самих учащихся.

Программа рассчитана на 3 года обучения

Занятия осуществляются в форме уроков - факультативов (1 час в неделю).

Основными методами обучения являются беседа, рассказ, диспут, круглый стол, презентация творческих проектов, кинолекторий, экскурсии. Необходимо использование принципа наглядности, обращения к литературным произведениям, использование театрализации.

Цель программы: становление духовно-нравственной личности ребёнка; сохранение духовного и физического здоровья.

Задачи:

  • Гармоничное духовное развитие личности, привитие ей

основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим

  • Усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России

  • Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; объединение усилий семьи, ОУ в воспитании детей

Понятийный аппарат

Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность -это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным,

культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество

всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над

нашими вчерашними достижениями.

Духовность- это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям

и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою

жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности»

(В. И. Даль).

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания.

Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и

приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Можно привести несколько формулировок духовно-нравственного воспитания:

  • Повышение человеческого в человеке (В. И. Мурашов);

  • Воспитание человека, понимающего обязанности нравственного выбора (Л. Е. Плеская);

  • Процесс становления нравственного сознания, которое характеризуется накоплением человеком нравственных представлений и понятий, опирающихся на личный опыт переживания нравственных чувств (К.Д.Ушинский).

Таким образом, духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

«Безнравственный человек - значит бессовестный» (К.Д.Ушинский).

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Духовно- нравственное воспитание содействует формированию у человека:

  • нравственных чувств

  • нравственного облика

  • нравственной позиции

  • нравственного поведения

Принципы духовно - нравственного воспитания

  • Ценностная ориентация

  • Системно- организованный подход

  • Личностно- ориентированный подход

  • Принцип сохранения исторической памяти

  • Информационная защищенность

  • Лингвистический принцип

  • Воспитание на традициях

Основные направления и содержание деятельности.

В преподавании курса «Этика и нравственность» крайне важна живая заинтересованная позиция самого учителя, внимание его к личным впечатлениям ученика на уроке.

Каждый урок должен не только иметь чётко определённую цель, но и содержать яркий положительный эмоциональный образ (словесный, художественный, музыкальный).

Следует отметить, что для ведения этого курса нужен особый подход. Преподаватель воспитывает ученика своим примером. Необходима соответствующая атмосфера сотрудничества и любви.

Нельзя подменять понятие «знание» на понятие «информация». Знания - это реальное отражение существующего мира, в котором мы живем, а информация - это виртуальное представление о нем. Такая подмена может привести к поверхностному представлению о мире у детей.

Учитывая все эти особенности, для проведения занятий была выбрана

технология развивающего обучения.

Эта технология создает атмосферу сотрудничества, развивает творческие способности, как учителя, так и учащихся. На обычном уроке ведущая роль принадлежит учителю, т. к. именно он решает какие вопросы задать, какую тему и как изучать (планирует занятие), под его руководством реализуется намеченный план, он же задаёт домашнее задание. Роль ученика сводится к исполнению указанных действий. Такие занятия не развивают детей. Совсем иначе проводятся уроки по технологии развивающего обучения. Дети на занятиях не являются «объектом обучения», так как организуется собственная деятельность учащихся. Учитель становится помощником, консультантом. Урок состоит из следующих этапов:

  1. Дети вспоминают пройденный на предыдущем уроке материал. При
    этом обсуждаются домашние задания, которые, как правило, бывают
    творческого типа. В процессе обсуждения намечается новая тема для
    изучения. Дети предлагают свой план для изучения этой темы, причём
    рассматриваются все предложения. Так планируется способ изучения
    нового материала.

  2. Выполнение намеченного плана. На этом этапе роль учителя велика.
    Он должен не просто пересказать изучаемый материал, а организовать
    обсуждение в парах, группах, в классе в целом с целью нахождения
    важного и значимого для детей.

  3. Если это возможно, то выполнение творческого задания по изучаемому
    предмету.

  4. Краткое повторение изученного в парах, группах. Ответы на вопросы.
    Обсуждение ситуаций из жизни детей, класса в целом, которые
    соответствуют изучаемой теме. Предлагается каждому оценить себя
    применительно к изучаемой проблеме.

  5. Домашнее задание - повторить изученное, рассказать родителям.
    Прочитать соответствующую литературу. Выполнить предлагаемые
    творческие задания.

Таким образом, на занятии для детей создаётся реальная возможность для развития, так как обучается не класс, а каждый ученик. На каждый вопрос дети стараются найти свой ответ. Эти ответы обсуждаются в парах, группах, идёт совместное обсуждение классом. Дети учатся высказывать сои мысли, находить свои решения.

Для успешного использования данной программы необходимо не только хорошее знание учителем предлагаемых тем, но и умение использовать индивидуальный подход к учащимся, дифференциацию обучения.

Индивидуальный подход особенно необходим в преподавании потому, что начальные знания у детей в одном классе, как правило, оказываются весьма разными, а иногда и диаметрально противоположными. Кроме того, курс «Этика и нравственность» затрагивает, мировоззренческие вопросы, вопросы православной культуры, побуждает на глубокие душевные

переживания, что требует от учителя особой осторожности и внимания как в методике преподавания, так и в подборе материала для урока.

К участию в изложении нового материала на уроке необходимо привлекать не только детей, уже получивших знания по основам православия в семье или воскресной школе, но и детей способных сделать доклад или сообщение в классе, но не знакомых или мало знакомых с православием. Распределение материала урока должно строиться по принципу «внутреннего убеждения»: одни ученики делают сообщение по основам веры, другие - по истории, литературе и т.д., учитель, объединяя и дополняя все сообщения, делает необходимый вывод или подводит к нему учащихся.

Кроме того, у каждого учащегося на уроке должна быть возможность совершенствовать свой личный талант. Курс «Этика и нравственность» должен способствовать активизации творческого потенциала личности. Для этого учителю необходимо знать индивидуальные особенности каждого ученика, психологическую атмосферу его семьи и её социальное положение.

Обучающий и воспитательный успех могут принести интегрированные занятия с участием двух учителей-предметников, если есть возможность выдержать их единогласие в методике преподавания, личностных психолого-педагогических качествах и т.д. Положительные плоды принесут также занятия с приглашением священнослужителей, медицинских работников, преподавателей воскресной школы. Немаловажную роль играют также экскурсии в храмы Калужской области и г. Москва.

Плодотворное проведение занятий в настоящее время невозможно без использования слайдов, презентаций, просмотра видеофильмов и прослушивания музыкальных произведений или их фрагментов, так как перед преподавателем стоит важная задача формирования у учащихся полного, целостного и гармоничного представления о русской культуре. Поэтому кабинет для занятий оборудован в соответствии со всеми требованиями современного технического обеспечения урока.

Оценка получаемых результатов

Задачи курса состоят не столько в приобретении знаний, а в развитии личности ребёнка. Мы имеем дело с человеком, личностью и оценить его духовное развитие очень сложно. И можно ли вообще создать для этого соответствующие объективные методики, как, например, при оценке каких-либо конкретных знаний и умений.

Но, тем не менее, мы можем проследить и показать результаты обучения по данной программе. На протяжении всего периода обучения проводится анкетирование учащихся и родителей, которое показывает значимость данных занятий и помогает их совершенствовать.

Ожидаемые результаты:

  • расширение кругозора ребёнка;

  • знания о духовном наследии, истории и культуре родного края;

  • развитие толерантности, патриотизма, гражданственности;

  • правильная самооценка.




Сроки

Основные направления

Формы контроля и оценки результатов

Первый год обучения


Есть ли смысл жизни нашей? Два подхода к осмыслению своего существования Понятие смысла жизни в религии

Сочинение Тестирование

Экскурсия Презентация творческих проектов

Второй год обучения

Духовная природа человека Искусство и современная культура

Сочинение Анкетирование Участие в районной олимпиаде по основам православной культуры Экскурсия Презентация творческих проектов

Третий год обучения


Нравственность и пол Жизнь и смерть

Сочинение Участие в районной олимпиаде по основам православной культуры Презентация творческих проектов Экскурсия

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Есть ли смысл жизни нашей? (10 часов)

Основополагающие

события

Содержание понятий.

Значение в жизни человека.

Зачем что-либо

Делать?

Зачем вы ходите в школу? Суть барщины и крепостного права. Что дает вам школа. Какой бы вы хотели видеть школу?

Зачем я живу?

Наслаждения и удовольствия. Собственное мнение. Зависимость от обстоятельств. Жизненный путь. Этицизм.

Что такое моё я?

Я – царь – я раб, я - червь – я – Бог!

Стремление к свету

Сказка Г.Х. Андерсена «Стремление к свету».

Обсуждение произведения. О вере и неверии.

Бессознательная и сознательная жизнь

Жизнь, управляемая целью. Голова или пустой котелок.

Экстремальные ситуации

Существуют ли ценности, утратив которые вы потеряете смысл жизни. Переоценка ценностей.

Бесплодный поиск смысла жизни

Нигилизм. Чем богаты молодые люди?

Самоубийство

Психологический кризис. Как оценивается самоубийство в христианской культурной традиции? Что надо делать, чтобы помочь другу в период кризиса.

Добро и зло

С. Лагерлёф «Добро и зло». Обсуждение произведения.

Итоговое занятие

Сочинение «В чём смысл моей жизни?»

  1   2   3   4

Похожие:

Г. Сухиничи Калужской области утверждена на педсовете №2 от 11. 09. 2008 г. Директор школы iconЭффективности использования топливно-энергетических ресурсов в калужской области на 2010-2014 годы с целью реализации на территории Калужской области Федерального
Российской Федерации" и Закона Калужской области от 31. 05. 2010 n 12-оз "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности...
Г. Сухиничи Калужской области утверждена на педсовете №2 от 11. 09. 2008 г. Директор школы iconУстав специализированного государственного автономного учреждения Калужской области «Лесопожарная служба Калужской области»
Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об автономных учреждениях», постановлением Правительства Калужской...
Г. Сухиничи Калужской области утверждена на педсовете №2 от 11. 09. 2008 г. Директор школы iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Калужской области в 2010 году
В целях максимально полного обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Калужской области, а также учитывая выводы...
Г. Сухиничи Калужской области утверждена на педсовете №2 от 11. 09. 2008 г. Директор школы iconПрика з
Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных...
Г. Сухиничи Калужской области утверждена на педсовете №2 от 11. 09. 2008 г. Директор школы iconОбразовательная программа средней школы №4 города Ростова Ярославской области Директор школы Гаврилова Галина Максимовна г. Ростов Ярославская область 2007 год
Директор школы, Гаврилова Галина Максимовна «Заслуженный учитель рф», директор высшей квалификационной категории
Г. Сухиничи Калужской области утверждена на педсовете №2 от 11. 09. 2008 г. Директор школы iconПриказ от 13 февраля 2012 г. №45-лс Об утверждении Плана противодействия коррупции в министерстве спорта, туризма и молодежной политики Калужской области на 2012-2013 годы
В целях реализации подп. 2 п. 5 ст. 4 Закона Калужской области от 27 апреля 2007 года n 305-оз "О противодействии коррупции в Калужской...
Г. Сухиничи Калужской области утверждена на педсовете №2 от 11. 09. 2008 г. Директор школы iconДоклад о положении с правами человека
Доклад содержит информацию о состоянии, нарушениях и восстановлении прав и свобод человека в Калужской области. Доклад основан на...
Г. Сухиничи Калужской области утверждена на педсовете №2 от 11. 09. 2008 г. Директор школы iconДоклад о деятельности уполномоченного по правам человека
В целях максимально полного обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Калужской области, а также учитывая выводы...
Г. Сухиничи Калужской области утверждена на педсовете №2 от 11. 09. 2008 г. Директор школы iconПравительство калужской области постановление
О перечне объектов растительного и животного мира, включённых в Красную книгу Калужской области
Г. Сухиничи Калужской области утверждена на педсовете №2 от 11. 09. 2008 г. Директор школы iconКалужской области приказ
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница