Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» История улицы Большой Московской в конце XIX нач. XX века




Скачать 175.12 Kb.
НазваниеМеждународная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» История улицы Большой Московской в конце XIX нач. XX века
Дата11.03.2013
Размер175.12 Kb.
ТипДокументы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №52 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Брянска


Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»


История улицы Большой Московской в конце XIX – нач. XX века


Предметная область - история


Ученицы 11 класса

Тагаевой Дарьи Александроовны

ул. Ленинградская, д.5, кв.19

51-03-91

Руководитель

Голованова Вера Ивановна

учитель общественных дисциплин,

8-980-337-07-85


Брянск, 2012 г.


Оглавление



  1. Введение 3

  2. Жители улицы Московской 4

  3. Благоустройство улицы Московской 6

  4. Соборная площадь 10

  5. Транспорт улицы Московской 13

  6. Заключение 15



Используемые источники 17


Введение

Улица Большая Московская (ныне улица Калинина) была одной из главных улиц города Брянска. Именно на ней располагались многие важнейшие учреждения города. В 1792 году в Брянске произошёл сильный пожар, который уничтожил здания и по улице Московской. В начале XIX века начинается каменная застройка, которая продолжалась активно в течение всего века. И сегодня мы можем наблюдать многие здания на современной улице Калинина, мало изменившие свой облик с тех времён. Это и завод Арсенал, и красивое здание торгового училища, расположенного в одном из немногих уголков города, сохранивших прежнюю застройку, и жилые дома. Но ведь много зданий утрачено для нас, хотя они тогда представляли собой интересные образцы архитектуры. На улице Московской находились Мясные ряды, мужская гимназия, типография Юдина, телеграфная станция, доходные дома. Архитектором многих зданий был Николай Андреевич Лебедев, а меценатами – братья Могилевцевы. В зданиях жили и работали люди, у них были свои повседневные заботы, их жизнь – это и есть история нашего города.

Цель моей исследовательской работы: на основе архивных материалов и краеведческой литературы реконструировать повседневную жизнь жителей улицы Большая Московская города Брянска.

Для этого мне нужно решить следующие задачи:1) выяснить социальный состав населения, проживающего на улице Московской; 2) проследить за процессом благоустройства центральной улицы; 3) узнать, как решались повседневные проблемы обывателей.

При написании исследовательской работы использовались следующие методы: поиск, подбор и изучение источников, работа с архивными документами, анализ источников, обобщение полученных материалов.

Предметом исследования стали факты, связанные с улицей Московской, относящиеся к концу XIX - началу XX века. Для исследования была изучена краеведческая литература и сайты сети Интернет. Большое значение имели работы брянского краеведа Я.Соколова «Здесь корни, здесь истоки Брянска» и «Брянск – город древний». В них я почерпнула многие факты по истории улицы Московской, в частности вопросы, касающиеся рыночной (Соборной) площади, транспорта. С интересом прочла историко-экономический очерк С.Дозорцева и М.Дозорцева «Брянск», где также описываются многие факты повседневной жизни Брянска. Несомненную пользу в написании исследования принесла и книга В.Волохова «Брянск». Интересным было знакомство с Интернет-ресурсами: несколько сайтов посвящено истории родного города. Но самый обширный материал для исследования дал мне Государственный архив Брянской области. Работая с документами конца XIX - начала XX века, я почерпнула огромное количество новой информации, ранее не встречавшейся мне. Это и было прикосновение к настоящей истории.

Жители улицы Московской

В мае 1881 г. Брянская городская Дума приняла постановление о проведении однодневной переписи населения города. Эта акция началась в восемь часов утра 26 сентября 1881 и к четырем часам была закончена. В архивных материалах переписи имеются списки домов. По ул. Московской располагался Брянский Покровский собор с помещением для сторожа, лавки наследников купца Николая Алексеевича Вязьмитина, городские общественные лавки, Петропавловский женский монастырь, Гробовкая церковь и при ней сторожка, Арсенал, форштадт, гауптвахта, артиллерийская казарма, Брянский Тюремный замок, Кирпичный завод купца Н.С. Могилевцева, Брянский вокзал Орловско-Витебской железной дороги. Счётчик Афанасьев (участок № 161) описывает домовладение Н.С. Могилевцева так: воду берут из реки, проживают командир роты, 2 офицера, 4 прислуги, в основном малограмотные и неграмотные. [6] Перепись 1897 года представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX века. В Госархиве Брянской области имеются списки домовладельцев с указанием квартир в их домах по участкам, распределенные между счётчиками всеобщей переписи населения 1897 г.; списки домовладельцев и квартиронанимателей г. Брянска по Всеобщей переписи, подворные списки домовладельцев города Брянска с указанием улиц и кварталов.

В Брянском областном архиве я познакомилась со списком статистического учёта граждан города Брянска и их семей по Московской улице. Подворные списки 917-925 – всего 9 списков 5 дворов были составлены во время переписи населения в 1897 г. Это не вся улица, но даже по этим данным можно создать приблизительную картину.

Итак, в переписанных дворах жили 35 мужчин и 40 женщин. Из них 19 мужчин и 17 женщин были грамотными, то есть где-то ближе к 50%. Дворян было всего 4 человека, большинство населения составляли мещане (53), разночинцев – 11, а крестьянского сословия – 7 человек. На время переписи иностранцев в данных домах не было. Интересно, что православных из переписанных было 68 человек, еврейского (иудейского) вероисповедания – 6. А один житель был католиком. Семья в то время по данным переписи была большей ценностью, чем сегодня. Судите сами, в разводе не было ни одного мужчины плюс 18 женатых. А вот 16 молодых людей были ещё холостыми. Женщин замужем было на момент переписи 13, а вот разведённых – 2. 18 молодых девушек не имели ещё семьи. Вдовых мужчин было меньше, чем женщин – 1 против 7. Перепись вела учёт «телесного и нравственного убожества» среди жителей. В данных дворах ни глухих, ни немых, ни слепых, ни калек, ни сумасшедших не проживало. Был только один «расслабленный». К сожалению, я так и не смогла найти объяснения данному медицинскому термину конца XIX века. Чем же занимались жители 5 дворов? Большинство ничем не занимались. Это 45 человек (наверное, в этом списке и дети). На государственной службе состоял 1, торговлей занималось 3, в прислуге были 7 переписанных, арсенальных мастеров было 5, столько же проживало плотников и прядильщиц. Двое из жителей были нищие. Сплавщиков – 3, 2 хлебопека. [12]

На Московской улице домовладельцами были самые известные купцы Брянска. В списке купцов г. Брянска, возобновивших на 1904 сословные купеческие свидетельства, составленном Брянской городской управой мы видим знакомые имена. Купец 2-й гильдии Андронов Василий Никитич владел 4 квартирами, в которых проживали 31 житель. Он женат на Евдокии Михайловне и у них было 5 детей: сыновья – Василий и Николай, дочери – Лидия, Нина, Елена. Купец 2-й гильдии Вязьмитин Иван Николаевич владел 9 квартирами, сдавая их 46 жильцам. Его жена – Анна Ивановна. О детях сведений нет. Добычин Михаил Гаврилович с женой Марией Васильевной, 5 сыновьями и 2 дочерьми являлись домовладельцами 2 квартир, в которых проживало 13 человек. До сегодняшнего дня сохранился дом Климова Ивана Михайловича. Он владел им вместе с сыном Павлином. У городского головы Сафронова Василия Ивановича (жена – Мария Михайловна, сын – Константин, дочери – Ольга, Виктория) во владении было несколько квартир на улице Московской (по переписным участкам – 4 с численностью жильцов 30).Несколько домов принадлежало Николаю Семёновичу Могилевцеву. Сдача квартир внаём было, видимо, и тогда прибыльным делом. [10]

Таким образом, мы видим, что улица Московская не была местом проживания для самых богатых и «знатных» людей города. Жили здесь в основном обычные люди, с обычным доходом, а, следовательно, их образ жизни будет типичным для населения конца XIX - начала XX века.

Благоустройство улицы Московской

Знакомясь с документами архива, в частности с перепиской Брянской городской управы в 80-х гг. XIX века, становится очевидным, что много внимания уделялось благоустройству города и в частности улицы Московской. 24 марта 1888 года Брянский уездный исправник докладывает в городскую управу: «Вследствие допущения жителями города Брянска бродить домашний скот, по улицам увеличивается грязь и неопрятность, причём скот, особенно свиньи, портят деревья посаженные по улицам и земляные откосы, где таковые устроены, равно угрожает личной безопасности проходящим». Он предлагает «запретить жителям Брянска выпускать домашний скот бродить по улицам». [13] Кстати, по сведениям только 9 подворных списков улицы Московской жители держали 2 лошади и 3 коровы. [12, л.1-3] Но вообще то, это была не единственная проблема. Чистота улиц волновала гласных Брянской Городской Думы. И даже произошёл спор на одном из заседаний об источниках финансирования работ по содержанию мостовых. В протоколе заседания Городской Думы от 20 апреля 1889 года, на котором председательствовал городской голова Василий Иванович Сафонов, мы читаем: «Г.Комаров предложил все мостовые без исключения по всему городу содержать в исправности за счёт городских сумм, внося необходимую сумму в смету ежегодно, а при недостаточности средств установить особый сбор с привозимых и отправляемых по железной дороге товаров, хотя бы по 1 коп. с пуда». Его поддержал И.И.Плотников. Против них выступил Городской голова В.И.Сафонов. Он говорил о недостаточности средств для содержания всех мостовых и поэтому предлагал возложить ответственность за чистоту мостовых на домовладельцев. Голову поддержали генерал-майор А.В.Минятов, И.Г.Новиков, И.И.Зверев, М.Ф.Судейкин и др. После долгого обсуждения гласные Думы пришли к компромиссу. В постановлении говорится, что «все улицы, тротуары и водосточные канавы содержать в чистоте, грунтовые улицы во всегдашней исправности за счёт домовладельцев, а ремонт делать за счёт городских сумм». [12, л.30-31]. Много внимания уделялось созданию мостовых. Так, в архиве сохранилось постановление Брянской городской думы «Обязательные постановления о способах замощения и содержания в исправности тротуаров в городе Брянске». Согласно ему, «Домовладельцы города Брянска обязываются произвести устройство тротуаров против принадлежащих им владений из асфальта, вышина которых должна быть не менее шести вершков от дна сточных примыкающих к ним канав, а ширина одна десятая часть ширины всей улицы, считая от фасада дома». [13, л.78] Далее перечисляются улицы, где необходимо положить асфальт, в том числе и Московская. Я думаю, что это недешевое дело, но ведь домовладельцами на центральной улице были сплошь купцы 2-й гильдии: Андронов В.Н., Вязьмитин И.Н., Добычин М.Г., Комаров Ф.Н., Климов И.М., Могилевцев Н.С., Сафронов В.И. и др. Наверное, им такие траты на благо города были «по карману». Кстати, об этом писала газета «Орловские ведомости», №31 за субботу от 1 мая 1910 г.

Важно, что городские власти думали и о зелёных насаждениях. Вот выписка из ещё одного постановления Брянской городской думы: «1. Каждый домовладелец города Брянска обязан содержать в исправности и чистоте устроенный ими тротуар при своём усадебном месте и обсаживать его деревьями. 2. Употреблять для посадки по окраинам тротуара допускаются лиственные рода деревьев: вязь, липа, ясень, клён, берёза и т.п. Причём расстояние между деревьями должно быть не больше 3 саженей. 3. Для обсаживания тротуаров деревьями назначаются следующие местности: 1) Московская улица от Покровского собора до дома И.Могилевцева и от дома И.И.Горбунова до местного лазарета», далее перечисляются другие улицы города Брянска. [13, л.43]

Меня заинтересовал вопрос освещения улиц. Из справки Брянского городского головы об уличном освещении Брянска в 1911 году узнаём следующее: число жителей в городе 30 000, уличного освещения установлено — 47 керосиново-калильных фонарей по 1 000 свечей. Уличное освещение горит до 10 часов в зимнее время и обходится городскому управлению в год в 3 741 руб.19 копеек. Электричество на улицах Брянска и в домах зажглось в 1916 г. На улице Старые мясные ряды (Энергетическая) Могилевцевыми была построена электростанция. Отсюда по дну Десны кабель шел и в Привокзальную слободу. Она освещала дома улиц центральной части города и 14 уличных фонарей. На все это братья Могилевцевы затратили 125 тысяч рублей. По тем временам деньги немалые. Они заменили керосиново-калильные фонари, очень прожорливые: каждый потреблял за полгода более 40 килограммов керосина. Электрическое освещение тоже обходилось недёшево: киловатт стоил 16 копеек (для частных лиц даже 28 копеек); поэтому лампы гасили рано, а в лунные ночи и вовсе не зажигали. [6]

В Брянске давно стояла проблема обеспеченности водой, как жителей города, так и его предприятий. С ростом производства обострилась эта проблема и на главном в то время заводе - Арсенале. По просьбе его руководителей 3 сентября 1886 года городская дума выделила заводу участок для устройства артезианских скважин и водонапорной башни. Но поставила условие, что будет установлена водоразборная колонка, из которой бы бесплатно пользовались водой жители этого района. Арсенальскому начальству это показалось невыгодным, дело застопорилось. Пытались решить проблему с водой по-разному. Так, в 1894 году все то же арсенальское руководство попыталось пробурить на своей территории скважину, для чего вызвало иностранного техника. Но тот допустил ошибку, вследствие чего образовалась огромная воронка, из которой била вода. Неполадки вскоре удалось устранить, прибегнув к помощи специалистов. А чуть раньше брянский крестьянин Степан Дмитриев и архитектор Николай Лебедев в 1893 году пробурили две скважины, но пригодной для использования оказалась только одна. Но ни скважины, ни арсенальский водопровод не решили проблему водоснабжения города. За дело взялись братья Могилевцевы.

В 1902 году они начали бурить скважину на территории Петропавловского монастыря, однако даже на глубине 40 метров бурильщики не достигли водоносного слоя и остановились. В 1904 году была предпринята новая попытка найти воду. За дело взялся инженер Людвиг Иосифович Мейер. На глубине 79 метров бур достиг твердых пород. На глубине 90 метров находился водоносный слой, который и был обнаружен. Для поверки качества найденной воды ее послали в Киев. Анализ показал, что вода отвечает самым строгим требованиям. Проблема, над решением которой столько времени бились в городе, была решена.

В районе скважины построили водонапорную башню и каменную насосную станцию с двумя батарейными котлами и двумя насосами. Также была установлена динамомашина, которую Могилевцевы выписали из Англии. Первоначально длина водопровода планировалась 2,5 версты, а проложили целых 8. 2 октября 1905 года, когда первая очередь водопровода была готова, городская дума на своем заседании приняла от братьев Могилевцевых безвозмездно переданные ими городу оборудование водопровода и электростанции и присвоила этим сооружениям имя братьев Могилевцевых. А Семену Семеновичу и Павлу Семеновичу дума присвоила звание Почетных граждан города. Заведующим водопроводом и электростанцией был назначен опытный инженер Виктор Федорович Тренер. Еще не завершив обустройства водопровода первой очереди, братья Могилевцевы 27 марта 1905 года начали сооружение второй очереди, которая была готова в феврале 1906 года. Ее соединили с первой, и водопроводная система города стала единой.

Как мы видим, о благоустройстве города заботились власти постоянно. А им помогали неравнодушные жители, некоторые имена нам очень хорошо знакомы, а некоторые так и останутся неизвестными для потомков.

Соборная площадь

Центральным местом ул. Московской, конечно же, была Соборная площадь. Она получила своё название от Брянского кафедрального собора. Его история очень длинная и берёт своё начало с XVI века. Много раз перестраивался, менял название, не сразу стал и кафедральным собором. История такова. Согласно указу Святейшего Правительствующего Синода Епископу Орловскому и Севскому Аполлосу от 12 ноября 1798 года Брянским Собором был наименован приходской Преображенский храм Поликарпова монастыря с оставлением прежнего названия "Покровский Собор". В 1862 году храм в честь Преображения Господня был разобран, и вместо него на средства городского головы купца Николая Алексеевича Вязьмитина в том же году началось строительство соборного храма. В 1875 году храм был вчерне окончен, но 16 июля этого года произошел страшный пожар, во время которого сгорел и обвалился купол вновь построенного храма. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы так пострадал от пожара, что его в 1881 году вследствие опасной трещины разобрали. На месте этого храма был поставлен каменный столп с надписью о времени его построения и освящения. От построек времени существования монастыря сохранилась лишь каменная шатровая колокольня, облик которой был изменен при реставрации после пожара. Во всех трех приделах были устроены мраморно-мозаичные иконостасы работы академика живописи В.Д. Фартусова.[2, с.46-47] По преданию, близ левой стороны Собора почивали мощи Преподобного Поликарпа Брянского. В Соборе находилась древняя икона Преподобного Поликарпа с крестом от его вериг, икона просветителя Брянского края Священномученика Кукши с частицей его мощей, Евангелие и иконы XVII века. В ризнице Собора было устроено древлехранилище. В часовне, принадлежащей Собору, находилась чтимая икона Божией Матери "Троеручица". При Соборе была женская Церковно-приходская школа, две школы грамоты, духовная библиотека и читальня. После образования в феврале 1920 года Брянской губернии, в декабре того же года была образована Брянская Епархия. Покровский Собор стал Брянским Кафедральным Собором. В конце 1923 года за право заключить соглашение с органами власти на пользование Собором боролись Православная и обновленческая общины. В 1924 году Собор был закрыт. Утварь, имеющая художественно-историческую ценность, была передана губмузею, подризники - мехартзаводу для проведения карнавала, остальная церковная утварь была роздана общинам храмов. В Соборе долго размещался народный дом имени 25 октября (клуб с кинотеатром), антирелигиозный музей. Собор сильно пострадал в Великую Отечественную войну. В начале 1960-х годов его разрушили. Осталась древняя колокольня. Были предложения реставрировать ее и передать музею, но 20 июля 1968 года по решению местной власти колокольню взорвали. На месте Покровского Собора стоит киноконцертный зал "Дружба". Рядом построена часовня в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освященная в 2002 году.

Соборная площадь известна и своим базаром. Там были построены торговые павильоны и просто прилавки под открытым небом, принадлежащие городу.[4, с.86] Город сдавал в аренду данные торговые помещения брянским торговцам. В Брянском государственном архиве сохранились договоры об аренде. Они типовые, только вот плата разная в зависимости от торговых площадей и места расположения торговой лавки. Например, 2 декабря 1899 года составлен договор Брянской городской управы с купцом 2-й гильдии Алексеем Николаевичем Климовым. Плата за 3 месяца составляет 157 рублей 57 копеек. В договоре говорится, что «арендатор Климов имеет право производить торговлю во взятой им в аренду лавке всякого рода товара … за исключением свежего и солёного мяса и продажи спиртных напитков. Имеет право делать всякого рода приспособления, требующие по роду его торговли, как-то полки, двойная дверь, и прочую обстановку». Интересно, что в договоре специально отмечено требование оставления всех приспособлений после окончания срока договора в пользу города. [9, л.3]. Такие же договоры об аренде каменных лавок составлены с Добычиным Алексеем Афанасьевичем, Соколовым Глебом Фёдоровичем (лавка №15, 1200 рублей), Вязьмитиным Тихоном Васильевичем (лавка №6, 621 рубль) и др.

Сохранились документы, свидетельствующие о ценах на основные продукты и товары, кстати, подобные документы составлялись городской управой ежегодно. Я взяла 1906 год. Муку ржаную жители Брянска покупали в течение года по 1 рублю 10 копеек за пуд, а пшеничная стоила дороже – по 2.40. Гречневая крупа стоила 1 рубль 60 копеек за пуд. Мёд обходился жителям города по 5-6 рублей, масло подсолнечное – 6.80, а коровье – 45 рублей пуд. Без соли не могла обойтись ни одна семья, ведь холодильников тогда не было, и запасы мяса, рыбы засаливали. Соль на рынке стоила 60 копеек пуд, а вот сахар головной – 6.40. В документе даются цены по месяцам. Расхождения почти нет, исключение составляет мёд – он подешевел на 1 рубль за год, коровье масло подорожало на 2 рубля. А вот осетрина свежая меняет цену в течение года значительно – в январе 50 рублей за пуд, в августе дешевеет до 36 рублей, в декабре опять дорожает до 50. [11, л.1-5].

Соборная площадь была и местом народных гуляний в Брянске. По вечерам в выходные здесь собиралась молодёжь, было весело и шумно.

Итак, как и сегодня, Набережная, в тот далёкий период Соборная площадь привлекала жителей не только улицы Московской, но и других районов Брянска: там и трудились, и молились, и торговали, и гуляли.

Транспорт улицы Московской

Ещё при Николае I появились полосатые полицейские будки и полосатые шлагбаумы. Они красовались у начала и конца Московской улицы. Это были Московская и Орловская заставы. Проехать от начала улицы (район Чёрного моста) до Привокзальной слободы можно было в конце XIX - начале XX века на трёх видах транспорта.

Прежде всего, это извозный промысел. По данным 1881 года, протяжённость Брянска с севера на юг равнялась четырём вёрстам. В это время здесь насчитывалось 92 легковых извозчика и 73 ломовых (грузовых). В июне 1882 года Брянская городская Дума утвердила «Обязательные правила об извозном промысле в городе Брянске», которые регламентировали порядок работы этого вида транспорта на территории уездного центра. Согласно первому пункту правил, заниматься частным извозом могли лица всех сословий, причём не моложе 16 лет. Не допускались на козлы глухие, немые, слепые, помешанные и убогие. Особые требования предъявлялись к лошадям. Извозчикам запрещалось выезжать на норовистых, слепых на оба глаза, хромых и вообще не годных к езде. Извозчичьи экипажи должны были быть прочными и опрятными. В крытых экипажах полагалось иметь фонарь и зажигать его по требованию пассажира. Этими же правилами предусматривались и особенности движения по городу. Так, например, извозчики должны были максимально сбавлять скорость на поворотах, на мостах, при всяком скоплении людей и экипажей, при въезде во дворы и выезде из них. Езда по тротуарам запрещалась вообще. Извозчикам вменялось в обязанность при езде всегда держаться правой стороны, не останавливаться на середине улицы, а при встречах с экипажами и телегами соблюдать осторожность. Скорость передвижения по улицам устанавливалась как «умеренно скорая и осмотрительная». Ездить вскачь, а также обгонять другие экипажи («когда от этого происходит стеснение») воспрещалось. Кстати, в 1890 году Дума утвердила закон о взимании в доход города сбора с извозного промысла. С каждой лошади был установлен сбор в размере шести рублей в год. Извозчики платили три рубля за каждое полугодие.[7]

В 1898 г. появилось несколько пароходов, курсировавших между городом и вокзалом. Каждый из них брал всего по 40 пассажиров. Пароходы носили имена «Вера» и «Надежда». Позднее начал курсировать «Константин», «Олег», «Мария Магдалина», «Виктория». Пароходы отходили от пристани примерно через каждые полчаса. Цена билета была в одно время 10 копеек, а для учащихся вполовину дешевле. В конце 90-х гг. XIX – начале XX века в черте Брянска пассажирские пристани были сооружены неподалёку от Чёрного моста, возле нынешнего концертного зала «Дружба», железнодорожной станции Брянск I. Во время весеннего разлива пароходы давали единственную возможность прямой связи со станцией. Прогулка на них стала излюбленным развлечением горожан, но к середине лета река мелела, пароходы всё чаще садились на мель и сидели по два-три часа, так что пассажиров приходилось пересаживать в лодки и перевозить на берег. Наконец, пароходное сообщение прерывалось. После этого до новой весны и половодья самыми востребованными оказывались извозчики. Впрочем особенности рельефа города, «горы» и многочисленные спуски долгое время оставляли их вне всякой конкуренции. [5, с.128]

Тревожились ли брянские извозчики, узнавая о намерениях пустить автобус, но если и тревожились, то недолго.

В ноябре 1907 года от центра до вокзала начал курсировать купленный купцом Ветровым за 12 тысяч рублей заграничный 25-сильный автомобиль. В нём было 21 место для сидения, и ещё 6 пассажиров могли стоять. Стоимость проезда была установлена 15 копеек. И всё же извозничья пролётка ещё была более надёжным средством передвижения, чем диковинный «самодвижущийся обогревающийся вагон на резиновых шинах». [3 с.60] Пассажиры охотно пользовались новым видом транспорта, но в феврале 1909 г. Ветров прекратил своё автомобильное предприятие. В 1904 году протяжённость всех улиц и переулков составила 34 километра, в том числе мощеных – 7 километров, а тротуаров – только 3,5 километра.[6 ]

Таким образом, мы видим, что транспорт, связывавший улицу Московскую с другими районами города, был разнообразным и, кстати, мало отличался по цене. Поэтому выбор у населения, на чём добраться до нужного места, был.

Заключение

Эта работа стала для меня настоящим открытием. Я узнала много нового об одном из уголков нашего прекрасного города Брянска. Конечно же, мы сейчас не можем оценить того полного величия улицы Калинина, которое было в XIX – XX веках, но мы не можем забывать об этой улице. Как мне кажется, сейчас она уже потеряла большую часть своей былой значимости, но нельзя забывать о том, что эта улица дала нам возможность узнать о наших многих выдающихся земляках и о других важных событиях Брянска. Ведь эта улица раньше была главной улицей исторического Брянска, а сейчас позволяет нам любоваться постройками того времени.

Итак, в результате исследования было выяснено, что:

Социальный состав жителей улицы Московской был типичным для городских улиц. Несмотря на то, что улица была центральной, жили там люди со средним доходом. Но с другой стороны, доходные дома, располагающиеся по данной улице, приносили нашим брянским купцам приличную прибыль.

Процессу благоустройства уделялось большое внимание со стороны городских властей. Домовладельцы тратили немалые средства для поддержания улицы в хорошем состоянии, а жители Московской вносили посильный вклад в благоустроенность тех мест, где они проживают.

Повседневность населения, проживающего по улице Московской, ничем не отличалась от бытия в других районах. Инфраструктура центральной улицы отвечала всем требованиям жителей. На ней были учреждения для работы, храм для молитвы, рынок для торговли, место для гуляний.

Исследовательская работа позволила мне узнать много нового о нашем городе. Теперь каждый раз проезжая по этой улице, я буду представлять себе жизнь тех времён.


Список использованной литературы

  1. Волохов В. Брянск - Тула: Приокское книжное издательство, 1968

  2. Городков В.Н. Очерки архитектуры Брянского края – Брянск,2006

  3. Дозорцев С., Дозорцев М. Брянск: Историко-экономический очерк – Тула: Приокское книжное издательство, 1986

  4. Соколов Я. Здесь корни, здесь истоки Брянска – Брянск, 2001

  5. Соколов Я. Брянск – город древний – Читай-город, 2006

Интернет источники

  1. Страницы брянских переписей - http://www.bryansk032

  2. Первые «таксисты» Брянска - http://brnk.ru/node/4234


Документы Государственного архива Брянской области

  1. ГАБО, фонд 2, опись 1, дело 603, лист14-46

  2. ГАБО, фонд 2, опись 1, дело 687, лист 1-3

  3. ГАБО, фонд 2, опись 1, дело 784 (т.2), лист 251-253

  4. ГАБО, фонд 2, опись 1, дело 922, лист 1-5

  5. ГАБО, фонд 2, опись 1, дело 1425, лист 1-3

  6. ГАБО, фонд 2, опись 1, дело 439, лист 7, 30-31, 43, 78




Похожие:

Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» История улицы Большой Московской в конце XIX нач. XX века iconМеждународная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» качество пищевых продуктов: микробиологический и химический анализ
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» История улицы Большой Московской в конце XIX нач. XX века iconНазвание работы
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» История улицы Большой Московской в конце XIX нач. XX века iconКомплексный анализ качества питьевой воды в
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» История улицы Большой Московской в конце XIX нач. XX века iconОценка экологической составляющей туристско-рекреационного потенциала брянской области
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» История улицы Большой Московской в конце XIX нач. XX века iconНаучно-исследовательская работа по теме «Исследование коэффициента трения подошв школьной сменной обуви о различные поверхности»
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» История улицы Большой Московской в конце XIX нач. XX века iconМеждународная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» Организация снабжения русской армии в период Отечественной войны 1812 года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №52 г. Брянска с углубленным изучением...
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» История улицы Большой Московской в конце XIX нач. XX века iconМеждународная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» Участие Брянцев в снабжении русской армии во время Отечественной войны 1812 г
Участие простых граждан в материальной поддержке русской армии
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» История улицы Большой Московской в конце XIX нач. XX века iconМеждународная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Часто науку математику характеризуют как «сухую» логическую дисциплину, развивающую интеллект, но не душу
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» История улицы Большой Московской в конце XIX нач. XX века iconНаучно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Технология индивидуализированного воспитания (Школа творчества Волкова И. П.) и практическое применение технологии творческого развивающего...
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» История улицы Большой Московской в конце XIX нач. XX века iconМеждународная научно-практическая конференция "Первые шаги в науку"
Эффективность использования игровых технологий на занятиях объединения "загадочный мир природы"
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница