Серова С. А. Официальный церемониал: истоки и перспективы изучения




Скачать 136.87 Kb.
НазваниеСерова С. А. Официальный церемониал: истоки и перспективы изучения
Дата11.03.2013
Размер136.87 Kb.
ТипДокументы
Серова С.А.

Официальный церемониал: истоки и перспективы изучения.


Понятие «церемониал» допускает широту и вариативность интерпретаций. Будучи образованным от слова «церемония», означает ряд действий и изъявлений символического характера, традиционно обязательных в тех или иных случаях как общественной, так и религиозной жизни. «Церемониал» может проявлять свое значение на трех основных уровнях. В самом общем смысле это весь комплекс традиционно обязательных обрядов и форм, затрагивающих все сферы общественной и религиозной жизни. В более узком смысле под церемониалом подразумеваются формы, регулирующие внешнее обращение между людьми (здесь можно провести аналогию с этикетом). И, наконец, в самом прямом и конкретном значении церемониал понимают как порядок совершения церемоний, установленных для того или другого торжественного случая (например, церемониал коронования, венчания, погребения и т.д). Таким образом, под словосочетанием «официальный церемониал» в широком контексте следует подразумевать совокупность мер (обряды, формы регулирования отношений, набор церемоний, сакральность), направленных на создание и поддержание определенного образа власти.

В данном докладе предлагается рассмотреть официальный церемониал в качестве особого объекта исследования. Для этого необходимо будет затронуть следующие взаимосвязанные моменты:

  • зарождение и разработка сюжета;

  • заинтересованность гуманитарных дисциплин в исследованиях;

  • этапы и особенности рассмотрения в российской историографии;

  • методологические установки, способствующие изучению.

C момента становления политики как сферы профессиональной деятельности и формирования управленческого аппарата немецкий социолог М. Вебер1 отсчитывает начало существования публичной власти в ее современном понимании и проявлениях. В работе «Политика как призвание и профессия» он выделяет три «идеальных типа» господства: традиционный (опирающийся на силу традиции или обычая), легальный (основывающийся на следовании целерациональным мотивам и, в частности, на подчинении принципам права) и харизматический (характеризующийся всеобщим признанием выдающихся качеств носителя власти и верой в его личную избранность). Это разделение важно с точки зрения понимания природы власти, а отсюда способов ее законного признания (легитимации) и поддержания. О легитимности как способе символического насилия (в контексте официальной номинации) писал другой социолог – француз П. Бурдье2. Он же занимался вопросами рассмотрения соотношения социального пространства и символической власти в рамках структурализма и конструктивизма3.

В политологии обрядовость и официальный церемониал изучает особая область, появившаяся не так давно, – политическая культура4. При передаче политического опыта происходят определенные воздействия, которые либо укрепляют сложившуюся политическую культуру, либо трансформируют ее. Поскольку опыт передается через систему ценностей, норм поведения и идеологических представлений, то воздействие официальной идеологии может способствовать укреплению политической ситуации (отсюда та важность, которая придается «обрядам посвящения в сан»: коронация, инаугурация).

Воздействие политической культуры определяется двумя составляющими: политической символикой и политическими ритуалами5. Сюда относятся как государственные символы (флаг, герб, гимн), обладающие официальным статусом, так и внешние атрибуты власти (торжественные церемонии, парады, праздничные мероприятия). При этом слово «символ» объединяет в себе идеальное и материальное (конкретно в политике – соединение идеального представления о власти с миром реальных вещей). Сами же понятия символизма и ритуальности пришли к нам из далекого прошлого. Именно поэтому политологи указывают на необходимость их изучения в контексте исторического развития с целью лучшего понимания настоящих реалий6.

Обратимся к Западной Европе периода деятельности школы «Анналов». Один из ее самых ярких представителей – М. Блок в книге «Короли-чудотворцы»7 собрал разрозненную до этого библиографию по изучению королевской власти в Испании, Франции, Англии, Германии, Византии. Вслед за этим изданием появились многочисленные разработки сюжета, посвященные отдельным странам и периодам. Наибольшее внимание при этом было обращено на изучение церемониала коронации в средневековой Франции8. Вместе с тем продолжались попытки выявления общих подходов и методологических принципов в изучении церемониала. Материалы по правлениям (Меровинги, Каролинги) и странам (Англия, Франция, Византия) раннего европейского средневековья представлены в обобщающем труде Джанет Джексон9. А в более поздней работе Эдварда Мюира10дается определение понятия «ритуала» как формального, коллективного и торжественного действа.

Хоть и с заметным опозданием, но весьма успешно в плане изучения дворцового церемониала, мировую историографию пополнили работы российских медиевистов. Целый коллектив авторов принялся за изучение западноевропейских источников. Первые результаты их исследований появились в сборниках с тематическими статьями под редакцией Н. А. Хачатурян. Книга «Королевский двор…»11 посвящена эволюции королевского двора в европейских государствах эпохи средневековья и раннего нового времени. В другом сборнике «Священное тело короля»12 авторами рассматривается представление о сакральной природе верховной политической власти в истории доиндустриальных европейских обществ. Для создания наиболее полной общей картины собраны материалы по разным странам: Средневековая Европа, Византийская империя, Франция, Англия, Германия, Испания, Чехия, Венгрия, Московское царство XVI-го века.

В качестве отдельной монографии следует выделить работу М. А. Бойцова «Величие и смирение»13, представляющую собой очерки по политическому символизму средневековой Европы. Символизм власти – это также недавно открытая тема, поэтому автор уделяет особое значение вопросам терминологии. Он пытается заменить словосочетание «репрезентация власти» на более подходящий термин и останавливается сначала на «символической коммуникации», затем на «потестарной имагологии» (с акцентом на понятии «символ»). Но, в конечном счете, оставляет привычную формулировку «политический символизм».

Таким образом, изучение официального церемониала изначально осуществлялось на западноевропейском материале. Перейдем к российской действительности.

Дореволюционный период характеризовался по большей части накоплением источниковой базы. Здесь можно выделить письменные и изобразительные источники. К первым относятся нормативные документы и делопроизводственные материалы, составившие основу представления о церемониале как особом политическом действе, многочисленные издания описательного характера, посвященные отдельным праздникам, источники личного происхождения (мемуаристика и письма) с впечатлениями организаторов и участников церемониальных празднеств, периодическая печать, подробно освещавшая наиболее торжественные моменты, сами высочайше утвержденные церемониалы, а также сопутствующие церковно-панегирические произведения, торжественные стихи и кантаты, работавшие на престиж монархии. В свою очередь изобразительные источники (гравюры, карандашные рисунки, наброски, акварели) смогли впоследствии обеспечить наглядность имеющихся письменных свидетельств.

Отдельные работы, которые рассматривали бы церемониал как особый объект изучения, на данном этапе не выявлены. Есть лишь упоминания в обобщающих исторических трудах о том, что те или иные церемониальные акты имели место быть и с чем они были связаны. Для историографии XIX века по части церемониала характерно описательное изложение материала.

Церемониалы являлись ядром репрезентации царской власти в Российской империи. Еще со времен древней Руси они стали неотъемлемой частью правления князей. На протяжении веков сложились определенные «демонстративные модели», призванные показать и подчеркнуть связь правителя со своими подданными, удостоверить целостность и неизменность полномочий, подтвердить преемственность. Церемониал, будучи эффективным средством воздействия на подданных, постоянно модифицировался, подстраиваясь под менявшиеся политические и социальные условия. В правление Петра I к византийским образцам и традиционным особенностям Руси добавился светский элемент. Таким образом, церемония приобрела две составляющие, соотношение которых впоследствии варьировало. Модификации XVIII и XIX веков не были столь существенными, зато показательным стал рубеж XIX-XX вв. как по степени накопленного опыта, так и по соотношению сочетаний нововведений с традиционными формами. Будучи неотъемлемой частью жизни царской, а впоследствии императорской России, церемониал не затрагивался как объект специального исторического исследования.

Приход Советской власти ознаменовалось намеренно демонстративным разрывом каких-либо связей с прошлым. На долгие годы имперская Россия перестает быть объектом внимания и изучения. Прежнюю историю предполагалось использовать лишь в качестве резко отрицательного примера политического бесчинства. Молодое советское государство строило свою модель социальных взаимоотношений. Но полностью отказаться от примеров прошлого не удалось.

В частности, необходимой стала наглядная демонстрация успехов нового политического устройства. И здесь вспомнили об официальном церемониале. Только особый акцент теперь был сделан на массовости торжественных мероприятий, которые составили одно из ведущих направлений пропаганды советской власти14. Процесс организации и оформления праздника получил детальную разработку, так как оказался практически востребованным обществом и руководством страны. Основные работы посвящены были оформлению города в дни демонстраций трудящихся15, подчеркивался народный характер празднований16, широкое применение получило использование пропагандистских средств17. Тема не теряла своей актуальности, но рассматривалась исключительно в рамках советского периода, без поиска истоков в дореволюционной России.

Исключением в данном случае стали исследования искусствоведа О. В. Немиро18. Помимо общих разрабатываемых направлений автор обращается (особенно в более поздних работах и статьях) к дореволюционному периоду, начиная с XVIII века. Немиро пишет о преобразовательной политике петровской эпохи, способствовавшей проникновению светской идеологии в праздничную культуру, подробно останавливается на декоративно-оформительской практике, разбирая систему символико-эмблематических изображений, выделяет функции средств искусства, рассказывает о способах преображения города.

После распада Советского Союза в 90-е гг. XX в. открылись новые реалии исторических исследований. Возможным оказался доступ во многие закрытые ранее архивы, произошло знакомство с работами зарубежных авторов, увеличилось количество исследовательских направлений. Ученые вновь обратились к изучению дореволюционного прошлого страны.

Первой и пока единственной обобщающей работой по изучению российского церемониала и символики дореволюционной России стал двухтомный труд американского ученого Ричарда Уортмана19. В первом томе «Сценариев власти» рассматриваются придворные ритуалы русских императоров, начиная с эпохи Петра I и заканчивая правлением Николая I. Второй том посвящен царствованиям Александра II, Александра III и Николая II. В рамках исследования прослеживается изменение образа монархии и способов репрезентации власти на протяжении нескольких веков российской истории. Особенно подробно представлены церемонии, являвшиеся неотъемлемой частью имперского действа. Книга Уортмана содержит богатый фактический материал и наглядные изображения.

Отечественные исследователи пока ограничиваются анализом определенных аспектов в описании церемониалов и выделяют для изучения довольно небольшие исторические периоды. Изучается обряд возведения на престол российских царей в XVI-XVII вв. и процесс формирования коронационного комплекса регалий власти (проводятся аналогии с обрядами европейских держав)20, исследуется русское церемониальное оружие XVI-XVII вв.21. Освещаются церемонии и праздничная культура XVIII в.22, анализируются церемониалы власти в Российской империи с XVIII – по начало XX вв23. Особого внимания заслуживают работы Б. А. Успенского24, в которых рассматривается эволюция инаугурационного помазания монархов Запада и Византии. Автор пытается найти сходства и различия с российскими моделями, разбирается с обозначениями титулов – царь, василиск, император.

Церемониал с точки зрения способов общения властей и населения, возможностей репрезентации идей и демонстрации силы востребован современной политологией25 и культурологией26. Выявляются различия в понимании терминов «церемониал», «церемония» и «ритуал»27.

Сюжет находит свое развитие, как в пространственном, так и во временном диапазоне. Отсюда возникает закономерное желание проводить сопоставления с целью выявления схожих черт и особенностей. Не следует забывать при этом об историческом контексте изучаемых периодов. Одни и те же механизмы воздействия могут по-разному проявляться и давать порой даже противоположные результаты при наличии различных экономических, политических и социальных факторов.

Официальными церемониями интересуются политологи, социологи, историки, культурологи. Отсюда разнообразие в подходах и методах исследований. Свою лепту вносят и смежные дисциплины: политическая история, историческая антропология, политическая культурология, социальная психология. При разработке тем данного направлении следует руководствоваться принципами научной объективности и историзма, ориентируясь на первенствующее изучение источников. Возможные методы исследования: проблемно-хронологический, системный, метод сравнительного анализа, индукция (восхождение от частного к общему). Среди подходов: историко-культурный, культурологический (в частности, наследие Тартусской школы), ценностный, культурно-антропологический (например, ритуальная теория), историко-генетический (в отношении эволюции церемониала).

Наше собственное исследование по изучению официального церемониала ведется на материалах российских источников конца XIX – начала XX вв. Этот рубежный период, с одной стороны, является итоговым этапом развития традиционных церемоний, берущих свое начало еще в допетровской Руси, таких как коронация, похороны, крестные ходы и войсковые парады. С другой стороны, издавна известные церемонии подвергаются переосмыслению и находят новое прочтение, а, в конечном счете, в модифицированном виде доживают и до наших дней. В частности, это относится к визитам глав государств и встречам на высшем уровне. Широкое воплощение получает лишь во второй половине XIX века оформленная идея юбилеев и их широкомасштабного празднования: юбилеи военных побед (200-летие Полтавской битвы, 100-летие Отечественной войны и Бородинского сражения), 200-летие со дня основания Санкт-Петербурга (ныне эта традиция продолжена), пик «юбилеемании»28 – 300-летие Дома Романовых.

Понятие «официального церемониала» уточняется на конкретном историческом материале. Сюда входят особые церемонии государственной важности, ежегодно не повторяемые, а проводимые единовременно для решения каких-либо задач, призванных повысить престиж власти или объяснить (а в конечном счете и закрепить) осуществляемые (осуществленные в прошлом) мероприятия.

Широкий спектр имеющейся источниковой базы (непосредственно официальный церемониал, публицистика, пресса, делопроизводственная документация, источники личного происхождения), способствует выявлению особых подходов и методов исследования. Важным элементом становится эортологическая составляющая, подразумевающая рассмотрение церемонии как составной части праздничного действа. В то же время воплощение официальных церемоний конца XIX – начала XX вв. происходило в конкретном георгафически-ориентированном пространстве и было связано с определенными архитектурными модификациями. Следовательно, нельзя не учитывать урбанистический аспект. Жизнь города претерпевала ряд значительных изменений в торжественный дни – и в этом ключ к пониманию взаимосвязи между имперской задумкой и ее конкретным воплощением.

Официальный церемониал в широком смысле затрагивает ряд важных (и актуальных и в настоящее время) проблем: имидж властных структур, эффективность диалога власть-народ, грамотная подготовка и организация торжественных мероприятий, модификация городского пространства, обеспечение безопасности, распределение финансовых ресурсов и др. Таким образом, предложенный объект исследования заслуживает всестороннего и углубленного изучения.


1 Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 644-707.

2 Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

3 Он же. Социальное пространство и символическая власть // Бурдье П. Начала. М., 1994. С. 181-207.

4 Кислицын С. А., Лихотинский В. А. Политическая культура // Акопов Г. Л., Кислицын С. А. Политология. Ростов на Дону, 2009. С. 261-279.

5 Гаджиев К. С. Политическая культура: концептуальный аспект // Политический исселдования. 1991. № 6. С. 69-83; Мисюров Д. А. Политическая символика: между идеологией и рекламой // Политические исследования. 1999. № 1. С. 168-174.

6 Захаров А. В. Народные образы власти // Политические исследования. 1998. № 1. С. 23-35.

7 Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и Англии. М., 1998.

8 Jackson R. Vivat Rex! Histoire des sacres et des couronnements en France. 1364-1852. Paris, 1984; Le sacre des rois. Paris, 1985.

9 Nelson Janet L. Politics and Ritual in Early Medieval Europe. London, 1986.

10 Muir Edward. Ritual in Early Modern Europe. Cambridge, 2000.

11 Королевский двор в политической культуре средневековой Европы. Теория. Символика. Церемониал. 2004.

12 Священное тело короля: ритуалы и мифология власти. М., 2006.

13 Бойцов М. А. Величие и смирение. Очерки политического символизма в средневековой Европе. М., 2009.

14 Полищук Н. С. У истоков советских праздников // Советская этнография. 1987. № 6. С. 3-15.

15 Кузнецова А., Магидсон А., Щукин Ю. Оформление города в дни революционных празднеств. М.-Л., 1932.

16 Глязер С. Народные празднества. В помощь организатору и оформителю первомайского праздника. М., 1938.

17 Диденко И. А., Островенец А. М., Циглер Б. В. Художественное оформление наглядных средств и пропаганды. М., 1971.

18 Немиро О.В. Праздничный город. Искусство оформления праздников. История и современность. Ленинград, 1987.

19 Уортман Р.С. Сценарии власти: Мифы и церемонии русской монархии. В 2 т. М., 2004.

20 Бычкова М. Е. Магия власти. М., 2009.

21 Левыкин А. К. Русское церемониальное оружие XVI-XVII вв. // Королевский двор в политической культуре средневековой Европы. Теория. Символика. Церемониал. 2004. С. 383-408.

22 Работы Агеевой О. Г.; Зелов Д. Д. Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII – первой половины XVIII века. М., 2002; Ритуал печального кортежа. Ритуал похорон Российских императоров. СПб., 1998.

23 Захарова О.Ю. Власть церемониалов и церемониалы власти в Российской империи XVIII – начала XX века. М., 2003.

24 Успенский Б. А. Царь и император: помазание на царство и семантика монарших титулов. М., 2000.

25 Феномен русской власти: преемственность и изменение. Материалы научного семинара. Выпуск № 3 (12). М., 2008.

26 Образы власти в политической культуре России. М., 2000; Пивоваров С. Ю. Политическая культура пореформенной России. М., 1994.

27 Отто А. Церемониал, церемония и ритуал российского придворного общества XVIII века: теоретико-методологический анализ в контексте современной западной историографии // Российская история. 2009. № 2. С.115-124.

28 Это понятие вводит К. Н. Цимбаев в статье «Феномен юбилеемании в российской общественной жизни конца XIX – начала XX века». (Вопросы истории. 2005. №11. № 98-108).

Похожие:

Серова С. А. Официальный церемониал: истоки и перспективы изучения iconЛитература клыкова Евгения III место на научно-практической конференции «Человек и человечность»
«Человек и человечность» в рамках III московского научного форума учителей и учащихся г. Москвы «Гуманистические основы педагогического...
Серова С. А. Официальный церемониал: истоки и перспективы изучения iconСостояние и перспективы изучения синтаксической омонимии в теории ре­дак­т­и­ро­ван­ия
Пригожая О. А. Состояние и перспективы изучения синтаксической омонимии в теории ре­дак­т­и­ро­ван­ия // Труды бгту. — 2011. — №9:...
Серова С. А. Официальный церемониал: истоки и перспективы изучения iconВласов Д. В. Жесткокрылые Ярославской области: история изучения и перспективы исследования // Природное и культурное наследие Ярославского края: состояние и
Д. В. Жесткокрылые Ярославской области: история изучения и перспективы исследования // Природное и культурное наследие Ярославского...
Серова С. А. Официальный церемониал: истоки и перспективы изучения iconВведение современные модели
«Современные модели дипломатии: истоки и перспективы развития» одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день
Серова С. А. Официальный церемониал: истоки и перспективы изучения iconОоо «Торговый Дом АвтоСнабКомплект» Официальный дилер по «ЕлАЗ» г. Елабуга; ООО «тд «хтз белгород». Официальный представитель ОАО «Амкодор» г. Минск
Юридический и почтовый адрес: 423831 г. Набережные Челны, Республика Татарстан, пр. Чулман, 58-115, а/я 59
Серова С. А. Официальный церемониал: истоки и перспективы изучения iconПреемственность и инновации ] Оценивая развитие Китая в последние десятилетия, его все чаще связывают не с успехами социализма и
Новая фаза развития китайской цивилизации: истоки и перспективы. [Преемственность и инновации]
Серова С. А. Официальный церемониал: истоки и перспективы изучения iconСанкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургского государственного университета состоится III международная конференция молодых ученых, студентов и аспирантов...
Серова С. А. Официальный церемониал: истоки и перспективы изучения iconКалендарно-тематическое планирование по изо 5-9 классы
Гжели. Истоки и современное развитие промысла искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла искусство Жостова. Истоки...
Серова С. А. Официальный церемониал: истоки и перспективы изучения iconПрограмма для основной школы (5 класс) пояснительная записка
С курса «Истоки. Семь чудес России» начинается второй цикл многолетнего учебного предмета «Истоки». Второй цикл пред­назначен для...
Серова С. А. Официальный церемониал: истоки и перспективы изучения iconПрограмма изучения и освоения углеводородных ресурсов восточной сибири и республики саха (якутия) итоги и перспективы аркадий Сергеевич Ефимов
Программа изучения и освоения углеводородных ресурсов восточной сибири и республики саха (якутия) – итоги и перспективы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница