Программа элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье»




Скачать 88.15 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье»
Дата30.08.2012
Размер88.15 Kb.
ТипПрограмма
Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики

Отдел образования и молодёжной политики администрации Урмарского района

МОУ «Арабосинская средняя общеобразовательная школа»


Программа

элективного курса по биологии для 9 класса

«Человек и его здоровье»


учитель биологии и химии

МОУ «Арабосинская СОШ»

Урмарского района

Чувашской Республики

Иванова Надежда Васильевна


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Важное направление модернизации среднего образования - переход к профильному обучению, необходимость которого определена в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования». Введение предпрофильного обучения направлено на достижение следующих целей:

- обеспечение углубленного изучения профилирующих предметов;

- создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников, для построения индивидуальных образовательных программ;

- установление равного доступа к полноценному образованию равным категориям обучающихся в соответствии с их способностям, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессиональным образованием.

Профильные и элективные курсы - те новые элементы учебного плана, которые должны составить индивидуальную образовательную траекторию для учащихся старших классов и их профилизации. Эти курсы призваны удовлетворить индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности учащихся, помочь ученику сделать ответственный выбор профиля дальнейшего обучения, связанного с определённым видом профессиональной деятельности.

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов; рассчитан на 17 часов и реализуется за счёт времени, отводимого на компонент ОУ.

Структура программы складывается из четырёх частей. В первой вводятся общие сведения о специальностях, требующих знания по биологии, об учебных заведениях по этим специальностям. Рассматриваются специальности и учебные заведения по этой специальности, сфера их деятельности. Во второй части рассматриваются зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни. В третьей - теоретические основы биотехнологии и генетики. В четвертой - защита проектов.


ЦЕЛЬ курса:


- помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности, естественнонаучного); сориентироваться в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями.


ЗАДАЧИ курса:


- формировать у учащихся познавательный интерес к изучению предмета биологии и целостной мировоззренческой позиции в области этой науки;

- формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни;

- подкрепить теоретические знания, полученные на уроках биологии, практическими специально-предметными навыками;

- развивать умения и навыки, направленные на сохранение и укрепление индивидуального здоровья учащихся;

- развивать естественнонаучное мышление учащихся;

- создать условия для развития таких качеств личности, как требовательность к себе, чувство собственного достоинства, коммуникабельность, воспитание нравственного отношения к научно-исследовательскому труду, творческой самореализации и саморазвития учащихся.


Содержание


Раздел 1. Биологические специальности и учебные заведения по этой специальности. (2 часа)

Специальности, требующие знаний по биологии. Учебные заведения по этим специальностям. Биологические специальности и учебные заведения в ЧР и РФ по этой специальности. Сфера их деятельности.

Раздел 2. Проблемы здоровья в жизни современного человека и проблема питания.(10 часов)

Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания. Питательные вещества; заболевания органов пищеварительной системы. Химический анализ продуктов, расчёт калорийности питания. Значение питания. Пища как важный экологический фактор здоровья. Нормы питания.

Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Открытие витаминов. Роль витаминов в нашем организме.

Иммунопрофилактика: взгляд в прошлое и будущее. Основные типы современных вакцин. Изобретение вакцин и лечебных сывороток.

Инфекционные болезни и проблемы долголетия. СПИД. ВИЧ-инфицированные люди. Меры профилактики по борьбе со СПИДом

Клонирование людей.

Тканевая совместимость и переливание крови. Донорские традиции в России. Донор и реципиент. Резус-фактор.

Раздел 3. Теоретические основы биотехнологии и генетики. (3 часа)

Теоретические основы биотехнологии. Биотехнология и проблемы, перспективы её развития. Микробиология. Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии.

История развития генетики. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Фенотип и генотип. Законы наследования.

Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.


Раздел 4. Научно-исследовательский труд учащихся (2 часа)

Правила оформления НИР. Методы биологических и экологических исследований в работе. Общий план изложения научной работы. Методические рекомендации по составлению проектов.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения данной программы учащиеся должны

ЗНАТЬ:

  1. Специальности, требующие знаний по биологии.

  2. Вредные для здоровья факторы

  3. О норме и режиме питания

  4. Роль ферментов и витаминов в организме.

  5. Иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДА.

  6. Вирусы как внеклеточные формы жизни.

  7. Основные термины, используемые в биологической и медицинской литературе.

  8. Развитие отечественной биотехнологии.

  9. Использование в биотехнологии достижений микробиологии.

  10. Законы наследования.

  11. Методы изучения наследственности человека.

12. Сущность клонирования; плюсы и минусы клонирования.


В результате изучения данной программы учащиеся должны

уметь:

  1. Пользоваться основной и дополнительной литературой.

  2. Дать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.

  3. Объяснять влияние различных факторов абиотической, биотической и социальной среды на здоровье отдельного человека.

  4. Составлять план, конспект, реферат, проект.

5. Отстаивать свою точку зрения, выражать свою мысль.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





Наименование тем курса

Формы организации учебной деятельности


Задачи1Специальности, требующие знаний по биологии. Учебные заведения по этим специальностям. урок-обозрение (с элементами беседы и дискуссии)Познакомить учащихся со специальностями медицинского, ветеринарного, зоотехнического, агрономического профилей со специализацией каждой специальности.2Биологические специальности и учебные заведения по этой специальности. Сфера их деятельности.урок-знакомство (встречи с людьми разных профессий: врачами, агрономами, психологами, ветеринарами)Дать перечень учебных заведений высшего и среднего звена, где можно обучаться этим специальностям.

Назвать адреса учебных заведений.3Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания. Питательные вещества; заболевания органов пищеварительной системы. урок-семинар «Круглый стол» Ознакомить учащихся несколькими вариантами системы питания, на которых можно остановить выбор. Зная их, они смогут определить, какие перемены необходимы и будут полезны при формировании привычек питания, смогут принимать решения, позволяющие сохранить и укрепить здоровье.4Химический анализ продуктов, расчёт калорийности питания.практическая работа Предоставить учащимся возможность проявить инициативу и самостоятельность.

Научить оформлять результаты своей работы и составлять сообщение по результатам5 Витамины. Открытие витаминов.


урок-диспут (с элементами беседы и дискуссии)Познакомить учащихся с историей открытия витаминов. Завести спор о приоритете открытия витаминов (кого же считать первооткрывателем витаминов?)6Роль витаминов в нашем организме.урок-семинарРасширить знания о витаминах, раскрыть их роль в нашем организме.7Иммунопрофилактика: взгляд в прошлое и будущее. Основные типы современных вакцин.урок с элементами беседы и дискуссииПознакомить с историей применения вакцин; раскрыть вклад некоторых ученых в решение данной проблемы; познакомить с основными типами современных вакцин.8Инфекционные болезни и проблемы долголетия.

урок - дискуссияДискутировать о причинах высокой смертности в молодом возрасте;

дать сведения о 10 инфекционных болезнях, названных «biggest killers» (главными убийцами человечества)9СПИД. ВИЧ-инфицированные люди.урок - дискуссияЗавести дискуссию о мерах профилактики по борьбе со СПИДом.10Размышления о клонировании людей. Долли бросает вызов.урок - круглый столРаскрыть сущность клонирования; плюсы и минусы клонирования; научить учащихся отстаивать свою точку зрения, выражать свою мысль.11Донорские традиции в России.


Переливание крови. Донор и реципиент. Резус-фактор.урок-беседа

Познакомить учащихся с развитием донорства в России, расширить представления о переливании крови.Раскрыть причины переливания крови, причины несовместимости групп крови донора и реципиента, дать понятие «резус-фактор»12Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра?практическая работаРазвить знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни; формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации; воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.13Биотехнология и перспективы её развития. Микробиология. урок-анализОбсудить с учащимися вопрос о развитии отечественной биотехнологии, расширить представления об использовании в биотехнологии достижений микробиологии, молекулярной биологии и генетики14Генетика человека. Методы изучения генетики человека.урок-рассказДать понятие науки «генетика»,познакомить с генетической картой хромосом. Познакомить с законами наследования, с методами изучения наследственности человека.15Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.урок-беседаПознакомить учащихся с некоторыми наследственными болезнями человека, раскрыть причины проявления этих болезней.1617Интересные проекты на основе биологических знанийпрактическая работа Предоставить учащимся возможность проявить инициативу и самостоятельность.

Научить оформлять результаты своей работы и составлять сообщение по результатам


Список рекомендуемой учебно-методической литературы


Пособия для учащихся


1. Анастасова Л.П. Карточки – задания к курсу «Человек и окружающая среда».9 кл. М.:Дрофа, 1996.

2. Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. М.: Просвещение,1996.

3. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. М.: Просвещение, 1996.

4. Сапин М.Р. и др. Анатомия и физиология человека. 9 кл. (Для углубленного изучения ). М.: Просвещение, 1998, 1999.

5. Мамонтов С.Г. Биология: Справочник для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1995,1997.

6. Пасенчик В.В., Дмитриева Т.А., Кучменко В.С. и др. Биология :Сборник задач и заданий с ответами . 9- 11 кл. (Для углубленного изучения ). М.: Мнемозина, 1998, 2000.


Пособия для учителя


1. Калинова Г.С. и др. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии .М.:Просвещение,1996.

2. Сапин М.Р. и др. Анатомия человека : Книга для учителя и студентов. М.: Просвещение, 1996.

3. Сухова Т.С. Как повысить результативность в обучении. М.: Столетие, 1997.

4. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 кл. М.: Дрофа, 1997.


Похожие:

Программа элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье»
Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша Биология в основной школе:...
Программа элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье» iconПрограмма элективного курса по биологии «Человек и его здоровье»
Хорошее здоровье – это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс. Причем, оно на 50% зависит от социальных условий...
Программа элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье» iconДрагомилов А. Г., Маш Р. Д. Человек. 8 класс. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Программа элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье» iconГ. Астрахань Элективный курс по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса
«Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного...
Программа элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье» iconПрограмма элективного курса по физике «Человек и электромагнетизм»
Программа элективного курса «Человек и электромагнетизм» предназначается для учащихся 8 класса, рассчитана на 8 часов
Программа элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье» iconТематическое планирование по биологии Класс
Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша Биология в основной школе:...
Программа элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье» iconПрограмма составлена для изучения курса «Человек и его здоровье»
«Человек и его здоровье» в 8 классе и является логическим продолжением программ, 6 и 7 классов. Программа базируется на биологических...
Программа элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье» iconПрограмма вступительного экзамена по биологии
Программа по биологии составлена в соответствии с Госу­дарственным стандартом для средней школы. Она включает следующие разделы биологии:...
Программа элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье» iconРабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек»
Целью курса является профилизация предмета биологии. В курсе отражены основные задачи биологических наук сохранение окружающей среды...
Программа элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье» iconРабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница