Творческая работа. Тема опыта: «Развитие основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения и обучение чтению старших дошкольников с использованием методики Зайцева»




Скачать 314.74 Kb.
НазваниеТворческая работа. Тема опыта: «Развитие основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения и обучение чтению старших дошкольников с использованием методики Зайцева»
страница1/5
Дата10.03.2013
Размер314.74 Kb.
ТипТворческая работа
  1   2   3   4   5
Творческая работа.
Тема опыта: «Развитие основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения и обучение чтению старших дошкольников с использованием методики Зайцева».


Выполнила руководитель кружка «Обучение чтению по методике Зайцева»
МДОУ д/с №401 «Рябинка»
Волкова О.В.


Нижний Новгород
2010

Оглавление


Оглавление 2

Введение 3

Психология акта чтения. Процесс овладения навыками чтения в норме. 7

Обзор методик используемых для обучения чтению 13

Выбор методики для обучения чтению. 18

Типичные ошибки при обучении чтению 18

Использование методики Зайцева в процессе обучения дошкольников чтению 23

Литература 27

Приложение 1. Учебный план работы кружка «Обучение чтению с использованием методики Зайцева» на 2010-2011 уч.год. Старшая группа. 30

Приложение 2. Игры и упражнения к планированию занятий по системе Н.А. Зайцева 31

Приложение 3. Конспект открытого занятия. 32



Введение


Для того чтобы ребенок мог успешно учиться в школе в первую очередь ему необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом и счетом. Можно сказать, что именно они являются основой всего образования. 

Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться серьезными трудностями в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости. 

Проблема раннего обучения детей, в частности, обучения чтению – одна из наиболее спорных в современной педагогике. Есть немало противников дошкольного обучения, которые утверждают, что это может привести к дисбалансу в развитии ребенка. Однако, на наш взгляд, проблема заключается в постановке цели и выборе методов обучения.

Для ребенка младше 6 лет чтение еще не может стать основным источником получения информации об окружающем мире, следовательно, не надо надеяться, что научившись складывать слоги, малыш сразу возьмется за чтение энциклопедий, и чтение будет его основным занятием. Обучая дошкольника чтению, необходимо преследовать цели, актуальные для ребенка данного возраста – в первую очередь, создание условий для сенсорного развития. Кроме того, важно помнить, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, и в соответствии с этим выбирать методы и приемы обучения.

Если с таких позиций подходить к проблеме раннего обучения чтению, то становится очевидным, что овладение навыками чтения не только не навредит ребенку, а наоборот, создаст дополнительные условия для его гармоничного развития, явится профилактикой различных когнитивных (познавательных) нарушений, может быть использовано в коррекционной педагогике.

Одним из основных факторов позитивного влияния процесса обучения на развитие ребенка, является выбор оптимального возраста для начала систематических занятий. Исходя из анализа психологических особенностей развития детей и педагогического опыта сделан вывод, что оптимальным для начала обучения чтению является средний дошкольный возраст (4-5 лет). В этом возрасте у детей формируется ряд новообразований психофизиологического развития, что существенно отличает их от детей более младшего возраста: совершенствуются способы сенсорного восприятия; появляется возможность сравнения предметов сложной составной формы; увеличивается продолжительность внимания и его эффективность; увеличивается участие воли в процессах восприятия, памяти, внимания, особо значимым результатом развития является появление элементов произвольного поведения. Существенный скачок происходит в развитии мышления детей: возникает и развивается наглядно-образный способ мышления, существенно расширяющий возможности познания в сравнении с наглядно-действенным способом, характерным для детей младше 4 лет.

Дети 4-5 лет, в отличие от более младших дошкольников, способны самостоятельно делать элементарные умозаключения, решая простейшие силлогизмы, что дает им возможность для некоторого обобщения и систематизации полученной информации, повышает эффективность самостоятельных способов познания.

К среднему дошкольному возрасту ребенком пройден колоссальный путь в развитии речи: формируется произвольность речи, совершенствуется фонематическое восприятие, появляется осознание простейших языковых закономерностей. К данному возрасту ребенок уже способен в какой-то мере ощутить условность словарного обозначения предметов и явлений, отделить слово от его непосредственного смыслового содержания. Это важное возрастное приобретение свидетельствует о следующей ступени в развитии языка, без которой невозможно или крайне затруднительно обучение грамоте.

Исходя из этих новообразований психического развития детей среднего дошкольного возраста, отличающих их от более младших детей, можно предположить, что дети 4-5 лет при специальном обучении в составе группы способны овладеть навыками первоначального чтения; способны проявлять самостоятельную познавательную активность в процессе обучения. С детьми же более младшего возраста обучение чтению в группе затруднено в силу более низких показателей эффективности восприятия, познавательных процессов и, что особенно важно, возможностей произвольной целенаправленной деятельности.

Откладывая начало обучения чтению до более старшего возраста (6-7 лет), развивающий эффект обучения может быть понижен, поскольку формирование многих психических процессов, уже будет завершено или близко к завершению. Поэтому их активизация не будет столь актуальна для развития ребенка.

Важным фактором, предупреждающим когнитивные нарушения у детей, является опора на сенсорное восприятие во время занятий. Поскольку в среднем дошкольном возрасте процессы формирования фонематического слуха и правильного звукопроизношения еще не завершены, при знакомстве детей со звуковой стороной речи следует использовать специальные приемы, помогающие восприятию и усвоению данного материала: утрированной артикуляции (педагог, знакомя детей с какой-либо фонемой, обращает внимание на способ ее произнесения, четко показывая, какие именно речевые органы задействованы в этом процессе); интонирования звуков (искомый звук произносится более громко и длительно, чем остальные звуки слова); «квантования» звуков (все звуки в слове произносятся утрированно отчетливо и с большей длительностью, чем в обычной речи применяется при изучении последовательности звуков в слове).

После освоения навыков звукового анализа слова осуществляется переход ко второму этапу обучения чтению, на котором звук необходимо «материализовать». «Материализация» возможна с помощью графического знака – буквы. Запомнить и узнать букву сложнее, чем звук, т.к. необходимо выделить и сопоставить 2 признака: звучание и форму. Однако буква может стать прекрасным материалом для сенсорного развития, т. к. она обладает формой, можно рассмотреть соотношение ее элементов в плоскости. Отрабатывая запоминание и узнавание буквенного знака с детьми полезно включать упражнения для развития кинестетического восприятия (по движению руки угадывать букву), осязания (отгадывать буквы выполненные из разных материалов на ощупь).

Приобретенный навык необходимо совершенствовать и использовать в жизни ребенка. Чтение для дошкольников не является самостоятельным видом деятельности, но оно может обогатить игру, разнообразить ее сюжет: почитать кукле сказку, прочитать водителю указатели направления движения, прочитать письмо от какого-либо игрового персонажа и т.д. Кроме того, чтение можно применять в различных играх с правилами, например, игре «Лото», других настольных играх. Читающий ребенок может сделать надпись к рисунку, указать, кому предназначена выполненная поделка и др. В бытовой деятельности применение навыков чтения может быть не менее разнообразно: прочитать, кому принадлежит какая-либо вещь, найти надписи с указанием нужных товаров в магазине, прочитать записку от родителей и т.д. Таким образом, владение навыком чтения существенно обогащает деятельность дошкольников, предоставляя дополнительные возможности для их развития.

Поскольку средний дошкольный возраст является сенситивным периодом развития восприятия, памяти, внимания, речи, мышления, произвольного поведения, то обучение необходимо организовывать таким образом, чтобы были созданы условия для развития указанных процессов. В этом случае становится возможным позитивное влияние обучения на формирование личности ребенка, в процессе овладения грамотой возможно предупредить и скорректировать имеющиеся проблемы познавательного развития.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Творческая работа. Тема опыта: «Развитие основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения и обучение чтению старших дошкольников с использованием методики Зайцева» iconТема: Развитие образной речи старших дошкольников на основе произведений художественной литературы и фольклорного жанра
Введение стр. 3
Творческая работа. Тема опыта: «Развитие основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения и обучение чтению старших дошкольников с использованием методики Зайцева» iconПояснительная записка Для уроков по обучению грамоте (чтения) мною выбрана программа «Обучение грамоте и развитие речи»
В период обучения грамоте ведётся работа по развитию фонематического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению...
Творческая работа. Тема опыта: «Развитие основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения и обучение чтению старших дошкольников с использованием методики Зайцева» iconПримерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Психология и этика профессиональной деятельности» для студентов спо
Общая характеристика психических процессов, психических состояний и психических свойств личности
Творческая работа. Тема опыта: «Развитие основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения и обучение чтению старших дошкольников с использованием методики Зайцева» iconУтверждаю: директор идц
Мастер-класс Н. П. Подузовой «Использование методики Л. Е. Журовой в обучении старших дошкольников грамоте» (д/с №2)
Творческая работа. Тема опыта: «Развитие основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения и обучение чтению старших дошкольников с использованием методики Зайцева» iconС. И. Абакумов творческое чтение
Вопросам же методики, обучения чтению, приобретения детьми первоначальных навыков чтения (беглости, правильности, сознательности...
Творческая работа. Тема опыта: «Развитие основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения и обучение чтению старших дошкольников с использованием методики Зайцева» iconПедагогического опыта: «Работа по совершенствованию техники чтения Флягина В. Ф., учитель начальных классов моу «Родниковская оош»
Для решения этой задачи я стала вести работу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму...
Творческая работа. Тема опыта: «Развитие основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения и обучение чтению старших дошкольников с использованием методики Зайцева» iconТема проекта
«Словарная работа на уроках русского языка с использованием методики Тоцкого П. С.»
Творческая работа. Тема опыта: «Развитие основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения и обучение чтению старших дошкольников с использованием методики Зайцева» iconДинамика показателей вариабельности сердечного ритма, метаболических процессов и способы их коррекции у старших дошкольников

Творческая работа. Тема опыта: «Развитие основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения и обучение чтению старших дошкольников с использованием методики Зайцева» icon«Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах»
Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной...
Творческая работа. Тема опыта: «Развитие основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения и обучение чтению старших дошкольников с использованием методики Зайцева» iconОбучение чтению литературы на английском языке по специальности рл6
Целью данного учебно-методического пособия является обучение студентов старших курсов факультета рл точно понимать и переводить оригинальные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница