Проблема кинематографа в психологии




Скачать 55.37 Kb.
НазваниеПроблема кинематографа в психологии
Дата10.03.2013
Размер55.37 Kb.
ТипДокументы
ПРОБЛЕМА КИНЕМАТОГРАФА В ПСИХОЛОГИИ

© 2010 М. И. Яновский



Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Донецкого национального университета, Донецк, Украина;

e-mail: yanovs@rambler.ru


Обсуждается проблема специфики восприятия кино как вида искусства и перспективы развития психологии кино. Сравнивается объяснительный потенциал различных психологических теорий.

Ключевые слова: психология, кино, переживание присутствия, теории психологии.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арабов Ю.Н. Кинематограф и теория восприятия: Уч. пособие. М.: ВГИК, 2003.

  2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.

  3. Арнхейм Р.­ Кино как искусство. М.: Издательство иностр. литературы, 1960.

  4. Арнхейм Р. Неизвестный Густав Теодор Фехнер // Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. С. 51–63.

  5. Аронсон О. Метакино. М.: Ад Маргинем, 2003.

  6. Балаш Б. Кино: становление и сущность нового искусства. М.: Прогресс, 1968.

  7. Бергсон А. Смех // Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск: Харвест, 1999. С. 1278–1404.

  8. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: ЕВРОЗНАК, 2001.

  9. Вархотов Т.А. Стратегия исследования кинофильма: методологический аспект // Язык средств массовой информации: Уч. пособие для вузов / Под ред. М.Н. Володиной. М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. С. 557–566.

  10. Виноградна О.В. Психологічні чинники сприйняття молоддю епізодів насильства в художніх фільмах: Автореф. дисс. … канд. психол. н. К., 2007.

  11. Вундт В. Очерки психологии. М.: Московское книгоиздательство, 1912.

  12. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: пер. с англ. / Общ. ред. и вступ ст. А.Д. Логвиненко. М.: Прогресс, 1988.

  13. Гинзбург С.С. Очерки теории кино. М.: Искусство, 1974.

  14. Головня А.Д. Мастерство кинооператора. М.: Искусство, 1965.

  15. Гончаренко О. Психологические аспекты рецепции кино // Киноведческие за­писки: Историко-теоретический журнал. 1998. № 40. С. 274–293.

  16. Грюнбаум А. Критика психоанализа // Вопросы философии. 2007. № 3. С. 105–129.

  17. Грязева-Добшинская В.Г. Современное искусство и личность: гармонии и катаст­рофы. М.: Академический проект, 2002.

  18. Делёз Ж. Кино. М.: Ад Маргинем, 2004.

  19. Ефимов Э.И. Искусство экрана: Истоки и перспективы. М.: Искусство, 1976.

  20. Жабский М.И. Социология кино: истоки, предмет, перспективы. М.: Знание, 1989.

  21. Ждан В.И. Введение в эстетику фильма. М.: Искусство, 1972.

  22. Ждан В.И. Эстетика фильма. М.: Искусство, 1982.

  23. Ждан В.И. Эстетика экрана и взаимодействие искусств. М.: Искусство, 1987.

  24. Жинкин Н.И. Психология киновосприятия // Кинематограф сегодня. М.: Искусство, 1971. Вып. 2. С. 214–254.

  25. Зинченко В.П. Ответ психолога физиологам (“Работа по психологии” Г.Г. Шпета) // Вопросы психологии. 2009. №3. С. 77.

  26. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972.

  27. Кино и зритель. Опыт социологического исследования. М.: Искусство, 1968.

  28. Кино и зритель. Проблемы социологии кино. М.: [Б.и.], 1978.

  29. Колотаев В.А. Семиотическая роль “Другого” в эстетической реальности киноис­кусства // Мир психологии. 2001. № 3. С. 143–157.

  30. Корбут К.П. Психоанализ о кино и кино о психоанализе // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. № 2.

  31. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М.: Искусство, 1974.

  32. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. М.: Политиздат, 1982. Т. 44. С. 579.

  33. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: Искусство, 1975.

  34. Лосев А.Ф. Форма – Стиль – Выражение. М.: Мысль, 1995.

  35. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти раа­мат, 1979.

  36. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М.: Лабиринт, 1994.

  37. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев В.С. Классическая и современная буржуазная философия // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996. С. 372–415.

  38. Мартен М. Язык кино. М.: Искусство, 1959.

  39. Митта А. Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому… М.: Зебра С, 2007. С. 76–82.

  40. Моль А. Искусство и ЭВМ // Моль А., Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ. М.: Мир, 1975. С. 13–278.

  41. Никифорова О.И. Проблема киновосприятия: Автореф. канд. дисс. М., 1936.

  42. Николин И.В. Онтологическая специфика кинореальности: Автореф. дисс. ... канд. философ. н. Омск, 2007.

  43. Образцов А. И правда, и высота // Мир и фильмы Андрея Тарковского / Сост. и подг. текста А.М. Сандлер. М.: Искусство, 1991. С. 305–308.

  44. Павленко А.Н. Театр как орудие представления // Человек. 2004. №2. С. 39–53.

  45. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997.

  46. Петрунько О.В. Фільми жахів у житті сучасної дитини // Педагогіка і психологія. 2002. №4. С. 116–125.

  47. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология // Пузырей А.А. Психология. Психотехника. Психагогика. М.: Смысл, 2005. С. 67–183.

  48. Разлогов К.Э. Психоаналитическая теория кино во Франции // Вопросы философии. 1985. № 5. С. 112–124.

  49. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским осно­вам современной педагогики) // Вопросы психологии. 1986. №4. С. 101–108.

  50. Савранский И.Л., Роговин М.С. Психологическая эстетика // История эстетической мысли. В 6 т. Т.4. Вторая половина ХIХ века / Ин-т философии АН СССР; Редкол.: М.Ф. Овсянников (пред.) и др. М.: Искусство, 1987. С. 159–180.

  51. Свенцицкая В.А. Социально-психологические аспекты воздействия киноискусства на молодежную аудиторию: Автореф. дисс. ... канд. психол. н. СПб., 1995.

  52. Смит Н. Современные системы психологии / Пер. с англ., под общ. ред. А.А. Алексеева. СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003.

  53. Собкин В.С., Нистратов А.А., Грачева А.М. Персонажи фильма в простран­стве социальных стереотипов // Вестник Моск. университета. Серия 14. Психология. 1989. № 1. С. 38–44.

  54. Соколов А.Г. Монтаж: Телевидение. Кино. Видео. Часть первая. М.: Изд. А. Дворников, 2005.

  55. Соколов А.Г. Природа экранного творчества. Психологические закономерности. – 2-е изд. – М.: Изд. А.Дворников, 2004.

  56. Степун Ф. Кино и театр // Искусство кино. 1992. №10. С. 54–63.

  57. Строение фильма: Некоторые проблемы анализа произведений экрана: Сб. статей. М.: Радуга, 1984.

  58. Тарасов К.А. Насилие в зеркале аудиовизуальной культуры. М.: Белый берег, 2005.

  59. Тарковский А.А. Запечатленное время // Андрей Тарковский: Архивы. Доку­менты. Воспоминания / Автор-сост. П.Д. Волкова. М.: ИД “Подкова”; Эксмо-пресс, 2002. С. 95–348.

  60. Улыбина Е.В. Тело и слово в теории катарсиса Выготского // Психология телесности между душой и телом / Ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2005. С. 371–393.

  61. Филиппов С. Между мышлением и действительностью // http://www.kinozapiski.ru/print/229/

  62. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: ЕВРОЗНАК, 2001.

  63. Шакеева Ч.А. Социально-психологические аспекты влияния современного кино на ценностные ориентации молодежи: Автореф. дисс. … канд. псих. н. Л., 1983.

  64. Шеин С.А. Психологические особенности отношения старшеклассников к персонажам кинопроизведений: Автореф. дисс. … канд. псих. н. М., 1982.

  65. Шестаков В.П. Эстетические категории: Опыт систематического и историче­ского исследования. М.: Искусство, 1983.

  66. Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы искусства / Под ред. Е.Я. Басина. М.: Смысл, 2002.

  67. Яновский М.И. О классификации психологических теорий // Психол. журн. 2004. Т.25. №3. С. 103–106.

  68. Яновский М.И. О средствах психологического воздействия искусства на чело­века // Вопросы психологии. 2002. №6. С. 84–92.

  69. Яновский М.И. Психологическая природа восприятия “связки” между кадрами в монтаже // Психол. журн. 2008. Т.29.№1. С. 46–53.

  70. Anderson, J.D. The Reality of Illusion: An Ecological Approach to Cognitive Film Theory. Carbondale: Southern Illinois University Press, 1996.

  71. Bordwell, D. Making Meaning: Inference and Rhetoric in the Interpretation of Cinema. Cambridge: Harvard University Press, 1989.

  72. Carroll, N. Theorizing The Moving Image. – Cambridge: Cambridge University Press, 1996.

  73. Eizykman C. La jouissance-cinéma. – P.: UGE, 1976.

  74. http://sv-psycho.narod.ru/comment.html

  75. http://sv-psycho.narod.ru/Sub09.html

  76. IRIS: Revu de théorie de l´image et du son // Cinema and cognitive psychology. № 9, Spring 1989.

  77. Merleau-Ponty M. Le cinéma et la Nouvelle Psychologie // Sens et non-sens. Paris: Nagel, 1948. P. 97–122.

  78. Metz Ch. The Imaginary Signifier: Psychoanalysis and the Cinema. Indiana University Press, 1986.

  79. Mitry J. Esthetique et psychologie du cinéma. P., 1963. V.1.

  80. Mitry J. Esthetique et psychologie du cinéma. P., 1965. V.2.

  81. Morin E. Le cinema ou l'homme imaginaire. // Essais d'antropologie sociologique. Paris: Les Editions de minuit, 1956. Р. 97–132.

  82. Münsterberg, H. The Photoplay: A Psychological Study. N.Y.: Appelton, 1916. Republished: N.Y.: Dover, 1970.

  83. Persson P. Understanding Cinema. A Psychological Theory of Moving Imagery. Cambridge, N.Y., Melbourne, Madrid, Cape Town, Singapore, São Paulo: Cambridge University Press, 2003.

  84. Smith G.M. Film Structure and the Emotion System. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.

  85. Tan E.S. Emotion and the Structure of Narrative Film: Film as an Emotion Machine / Barbara Fasting, trans. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1996.

Похожие:

Проблема кинематографа в психологии iconЗадача курса. Особенности психологии как науки. Научная и житейская психология. Проблема предмета психологии. Психические явления. Психологические факты эта лекция открывает курс «Введение в общую пси­хологию»
Общая характеристика. Психологии. Основные этапы развития представлении о предмете психологии
Проблема кинематографа в психологии iconПлан введение Основной принцип человеческого общения > Личность и группа. Проблема взаимоотношений > Проблема общности в социальной психологии Проблемы социальной психологии > Понятие единства развития личности и психики чело­века
В виду огромного объема темы было решено после краткой теоре­тической информации привести анализ двух наиболее рас­пространенных...
Проблема кинематографа в психологии iconБиблиографический указатель (Из фондов цгпб им. В. В. Маяковского) цгпб им. В. В. Маяковского
Библиографический указатель состоит из двух частей. В первой части представлены фильмы польского кинематографа. Во второй части –...
Проблема кинематографа в психологии iconНашей сегодняшней лекции проблема восприятия в детской психологии. Вы знаете, конечно, что ни одна глава современной психологии не обновилась коренным образом за последние 15 -20 лет так, как глава, посвященная проблеме восприятия.
Поэтому если говорить сейчас о фактическом конкретном содержании, о богатстве экспериментального материала, то можно сказать, что...
Проблема кинематографа в психологии iconТемы контрольных работ для заочников по дисциплинам кафедры психологии и социальной педагогики
Основные принципы психологии. Система феноменов, которые изучаются в современной психологии, жизненная роль соответствующих явлений....
Проблема кинематографа в психологии icon1. Предмет, методы и история психологической науки
Экспериментальный метод в психологии. Возникновение прикладных исследований и новых областей в психологии. Развитие психологии в...
Проблема кинематографа в психологии iconИзмененные состояния сознания культурный феномен и проблема психологии
Реферат доклада. Работа занимает 40 машинописных страниц и снабжена списком литературы из 71 наименования
Проблема кинематографа в психологии iconБудущее психологии
Рецензент: Т. М. Хрусталева, д-р психол наук, проф кафедры теоретической и прикладной психологии Института психологии пгпу
Проблема кинематографа в психологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины
Требования к студентам: Дисциплина «Психологии развития и возрастная психология» рассчитана на студентов второго курса факультета...
Проблема кинематографа в психологии iconМедицинская психология
Разработана на основе программы по медицинской психологии Санкт-Петербургской Медицинской академии, кафедра медицинской психологии;...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница