Программа вступительного испытания




Скачать 145.64 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного испытания
Дата10.03.2013
Размер145.64 Kb.
ТипПрограмма


ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

В МАГИСТРАТУРУ ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»

в 2011 ГОДУ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080100 «ЭКОНОМИКА»

1 Государственное регулирование экономики

Экономика России как объект государственного регулирования. Функции государства в рыночной экономике. Собственность: понятие и сущность; экономическое и правовое содержание собственности; собственность в современной России; необходимость реформирования отношений собственности; приватизация и национализация и их роль в решении проблем собственности. Необходимость и основные направления государственного регулирования экономики; основные объекты и цели государственного регулирования экономики; формы и методы государственного регулирования экономики. Экономическое программирование; бюджетно-налоговая система; денежно-кредитная политика; экономические функции государства. Кейнсианская теория государственного регулирования экономики. Монетаристская теория государственного регулирования экономики. Основное уравнение обмена; денежное правило М. Фридмена; денежные агрегаты; роль государства с точки зрения монетаристов. Понятие и сущность экономического роста; показатели, используемые для измерения роста национальной экономики; факторы предложения, факторы спроса и распределения и их роль в экономическом росте; экстенсивный и интенсивный тип экономического роста; основные показатели, характеризующие экономический рост страны и развитие страны в соответствии с конечными социальными и экологическими ценностями. Перспективная модель общества, общественный прогресс и критерии его измерения. Образ общества в виде «магистрали общественного прогресса»; социальный и экологический прогресс: принципы и показатели. Прогнозирование и планирование экономики в современных условиях (общая характеристика). Особенности государственного регулирования в ведущих сферах экономики. Государственная структурная политика и ее реализация. Государственная структурная политика и структурная перестройка экономики; взаимосвязь между структурной инвестиционной и инновационной политиками; методы реализации структурной политики. Содержание промышленной политики Российской Федерации. Государственная научно-техническая политика и пути ее реализации. Содержание инвестиционной политики и особенности ее реализации в современных условиях с целью преодоления инвестиционного кризиса в России. Методы государственного регулирования процесса привлечения иностранных инвестиций. Особенности государственного регулирования в аграрном секторе экономики. Сущность и роль аграрного сектора; агропромышленный комплекс; проблемы устойчивого воспроизводства в АПК; монополизм в АПК; сущность и функции государственного регулирования в АПК; приоритетные направления формирования эффективной системы государственного регулирования. Государственная программа поддержки предпринимательства. Государственная система регулирования и предотвращения монополистической деятельности. Государственное регулирование рынка труда и эффективной занятости. Государственное регулирование ценообразования. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Государственное регулирование развития промышленности в РФ. Государственное регулирование научно-технической и инновационной деятельности. Государственное регулирование природоохранной деятельности. Государственное регулирование социально-трудовых отношений. Государственное регулирование рынка ценных бумаг.

2 Финансы, денежное обращение и кредит

Сущность и функции финансов, их роль в экономике России. Финансовая политика. Финансовое законодательство. Финансовая система: структура и функции звеньев. Управление финансами. Финансовый государственный и негосударственный контроль. Финансово-кредитный рынок. Рынок ценных бумаг в Российской Федерации. Бюджетная система Российской Федерации. Бюджетная классификация. Бюджетное устройство. Структура доходов и расходов бюджетов. Сбалансированность бюджетов. Государственный и муниципальный долг: причины возникновения и источники погашения. Бюджетный процесс в Российской Федерации. Участники бюджетного процесса. Составление проектов бюджетов. Рассмотрение и утверждение бюджетов. Исполнение бюджетов. Межбюджетные отношения. Государственные внебюджетные фонды. Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования фонд Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования. Экологические фонды. Система управления финансами предприятия. Инструменты финансового управления. Цели эффективного управления движением капитала на предприятии. Методы экономической диагностики и прогнозирования финансового состояния предприятия. Мониторинг финансового состояния предприятия. Оценка и предупреждение потенциального банкротства предприятий. Кредитная система. Роль кредитной системы в развитии рыночных отношений. Роль центрального банка в государственном регулировании экономики, в управлении финансами, в банковской системе. Коммерческие банки и их операции: расчетные, кредитные, валютные, операции с ценными бумагами. Инвестиции. Сущность инвестиций. Источники привлечения капитала. Инвестиционное проектирование. Инвестиции как источник экономического роста. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов. Налоги и налогообложение. Налоговая система, ее структура и функции. Сущность налогов и принципы налогообложения. Виды налогов. Налоги с физических лиц. Налоги с физических лиц. Прямые налоги. Косвенные налоги (НДС, акцизы, госпошлина). Особенности налогового регулирования. Трансформация налогообложения в России. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса (налоговый вычет, инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация). Упрощённая система налогообложения для субъектов малого предпринимательства. Единый налог на вмененный доход. Источники уплаты налогов. Налоги, включаемые в себестоимость продукции. Налоги, уплачиваемые из прибыли предприятия. Проблемы налоговой системы России и изменения в ней по сравнению с Налоговым кодексом. Виды ценных бумаг и операции с ними. Определение ценных бумаг; функции ценных бумаг; основные характеристики ценных бумаг (ликвидность, доходность, курс, надежность); классификация; операции с ценными бумагами (купля-продажа, эмиссия; кассовые; срочные операции). Фондовый рынок России и его профессиональные участники. Инфраструктура рынка, включая профессиональных участников, современное состояние фондового рынка России и перспективы развития. Региональные и муниципальные ценные бумаги( история развития, цели выпуска, классификация). Региональные и муниципальные займы. Сущность; цели выпуска; модели займов; участники займов.

3. Экономика предприятия

Фирма (предприятие) как субъект экономики: понятие предприятия (фирмы), экономические реформы и формирование новых экономических структур. Понятие предприятия. Предприятие и его роль в рыночной экономике. Предприятие как субъект рыночного хозяйства. Организационно-правовые формы предприятий и их основные особенности.

Производственные ресурсы предприятий: средства предприятия, их деление на производственные и непроизводственные, основные и оборотные. Классификация основных средств предприятия. Оценка основных средств и ее назначение. Переоценка основных средств. Моральный и материальный износ основных средств предприятия, их формы и учет при воспроизводстве основных средств. Методика определения остаточной стоимости машин и оборудования с учетом одновременного влияния морального и материального видов износа. Амортизация. Роль и методы ускоренной амортизации. Амортизационные отчисления. Методы расчета норм амортизации. Использование основных производственных средств. Показатели и пути улучшения использования основных средств предприятия.

Понятие и содержание инвестиций. Роль инвестиций в воспроизводстве основных средств. Инвестиции, направляемые на капитальное строительство. Виды инвестиций. Технологическая и воспроизводственная структура инвестиций. Инвестиционная политика предприятия на современном этапе. Источники инвестиций. Пути повышения экономической эффективности инвестиций.

Производственная программа предприятия и ее расчет. Производстввенные мощности. Методы определения производственной мощности. Факторы, определяющие производственную мощность и ее использование. Резервы производственных мощностей предприятия. Показатели уровня использования производственных мощностей.

Оборотные средства и оборотные фонды. Сущность оборотных средств и их состав. Объем, структура и динамика оборотных средств. Факторы, обуславливающие изменение объема и структуры оборотных средств. Нормирование оборотных средств. Методы нормирования оборотных средств в производственных запасах. Незавершенное производство, нормирование оборотных средств в запасах готовой продукции. Источники формирования оборотных средств предприятия. Методы учета оборотных средств: ФИФА, ЛИФА, средний. Показатели эффективности использования оборотных средств. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.

Капитал предприятия. Основной капитал. Оборотный капитал.

Трудовые ресурсы и персонал предприятия. Понятие и структура рынка труда. Факторы, влияющие на формирование рынка труда. Зарубежные концепции анализа рынка труда.

Производительность труда и заработная плата. Производительность "труда и методы её измерения. Основные направления повышения производительности труда в условиях рыночной экономики. Заработная плата в рыночных условиях. Формы и системы оплаты труда работников предприятия. Тарифная и бестарифная системы оплаты труда. Состав и структура фонда потребления. Стимулирование труда работников госбюджетной сферы.

Формирование издержек производства и себестоимости продукции. Понятие издержек производства и себестоимости продукции. Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции. Зависимость себестоимости продукции от трудоемкости, материалоемкости и фондоемкости. Классификация себестоимости по элементам затрат и статьям калькуляции. Содержание сметы затрат. Состав статей калькуляции продукции. Затраты прямые и косвенные, элементные и комплексные, условно-постоянные и переменные. Методы учета затрат. Методы определения нормативной, плановой и фактической себестоимости продукции. Резервы и факторы снижения себестоимости продукции.

Основы ценообразования в условиях рыночной экономики. Цены опроса и предложения. Виды цен. Функции цен. Методы установления цен. График безубыточности. Проблемы определения величины цен. Особенности ценообразования в условиях рыночной экономики. Политика ценообразования. Цены спроса и предложения.

Оценка деятельности предприятия. Система показателей комплексной оценки деятельности предприятий. Расчет прибыли и рентабельности предприятия. Распределение прибыли предприятия в условиях рыночной экономики.

Учет и анализ хозяйственной деятельности. Предмет, задачи и содержание анализа. Виды анализа: классификация и их характеристика. Методика проведения анализа, его основные принципы и приемы. Информационная база анализа. Организация аналитической работы на предприятии. Анализ финансового состояния предприятия. Анализ экономических результатов деятельности предприятий. Анализ производственных результатов работы предприятия. Анализ результатов технического развития предприятия. Анализ результатов социального развития предприятия. Анализ использования материальных ресурсов и состояния их запасов. Анализ состояния и использования основных фондов. Анализ использования трудовых ресурсов. Анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Оценка эффективности работы предприятия. Баланс предприятия. Бухалтерский учет и его роль в принятии управленческих решений. Комплексный анализ финансовых результатов деятельности предприятия. Оценка финансового состояния и финансовой устойчивости фирмы.

Управление финансами предприятия. Финансирование и кредитование предприятий. Финансовые и имущественные отношения предприятий с государством, муниципальными органами, банками, потребителями и поставщиками. Баланс доходов и расходов. Финансовой план предприятия.

Экономика новой техники, технологии и конкурентоспособной продукции:

Содержание инновационной деятельности. Виды инноваций и их классификация. Планирование затрат и финансирование инновационной деятельности предприятия. Особенности экономического механизма предприятия в условиях рыночной экономики. Источники финансирования инновационной деятельности и методы планирования затрат. Особенности образования цен на научно-техническую продукцию предприятия.

Оценка экономической эффективности инноваций и инновационной деятельности предприятия. Цель и задачи расчетов экономической эффективности при создании новой техники. Особенности прогнозирования и расчета капитальных и текущих затрат по видам инноваций. Норматив экономической эффективности. Комплексная оценка эффективности мероприятий научно-технического прогресса. Экспертиза инновационных проектов.

Управление созданием, освоением и качеством новой техники. Функционально-стоимостной анализ. Функционально-стоимостной анализ. (ФСА) - как одна из разновидностей технико-экономического анализа. Принципы и методы ФСА. Этапы ФСА.

Определение и классификация функций при ФСА. Коэффициенты затрат по отдельным функциям. Функциональное моделирование объектов анализа. Построение структурной, функциональной и стоимостной моделей анализа. Альтернативные варианты реализации функций и выбор оптимального из них.

Бизнес-план. Его содержание и порядок формирования.


4. Менеджмент

Развитие менеджмента в прошлом и настоящем. Методологические основы менеджмента. Менеджмент как система рыночной ориентации предпринимателя. Предприятие и менеджмент. Позиция управления внутри предприятия. Менеджмент и внешнее окружение предприятия. Роль и место менеджера на предприятии.

Социофакторы и этика менеджмента. Взаимодействие человека и организации. Модель взаимодействия человека и организационного окружения. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации. Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения. Адаптация человека к организации и изменение его поведения.

Природа и состав функций менеджмента. Функции и задачи управления, классификация функций управления.

Стратегический менеджмент. Оперативно-тактический (текущий) менеджмент.

Организационные отношения в системе менеджмента. Типы организационных структур.

Регулирование и контроль в системе менеджмента. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Управление человеком. Управление человеком и управление группой. Руководство. Проблемы власти и лидерства в организации.

Коммуникации в менеджменте. Информационное обеспечение менеджмента. Стиль менеджмента и имидж менеджера. Понятие стиля управления. Хозяйственные ситуации и поведение руководителя. Формирование индивидуального стиля управления. Имидж менеджера. Личность современного руководителя и интеллектуальный потенциал коллектива. Роль личностного фактора в формировании и развитии отношений в коллективе. Требования к личности руководителя. Понятие культуры управления. Формы сотрудничества и партнерства в трудовом коллективе. Организационная культура в системе менеджмента. Стили разрешения межличностных конфликтов. Структурные методы управления конфликтом.

Факторы эффективности менеджмента. Сущность и понятие эффективности управления. Критерии и показатели определения эффективности деятельности управляющей системы. Понятие качества управления.

5. Разработка управленческого решения

Функции решения в методологии и организации процесса управления. Условия и факторы качества управленческих решений. Модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения. Целевая ориентация управленческих решений. Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив. Условия неопределенности и риска. Проблемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Эффективность решений. Контроль реализации управленческих решений. Управленческие решения и ответственность. SWOT - анализ. Математические модели выработки оптимальных решений (общая характеристика и сферы применения). Командно-групповые методы выработки управленческих решений.

6. Основы маркетинга и ценообразования.

Современные концепции маркетинга. Определение маркетинга. Маркетинг в системе управления предприятием. Сегментирование рынка. Выбор целевых сегментов и формирование конкурентных преимуществ предприятия. Позицирование товаров. Современные проблемы организации маркетинга на предприятии. Проблемы повышения конкурентоспособности промышленной продукции. Маркетинговые коммуникации промышленного предприятия. Проблемы использования современных информационных технологий в маркетинге. Маркетинговые проблемы ценообразования промышленной продукции. Понятие цены. Роль и функции цены на рынке. Виды и структура цен. Ценовые стратегии. Тактические приемы в ценообразовании. Методы ценообразования. Типовая структура оптовой и розничной цены. Виды налогов и их влияние на уровень цен. Виды скидок и наценок. Понятие и этапы маркетингового ценообразования. Маркетинговое ценообразование как система. Общая схема (этапы) формирования цены. Факторы маркетингового ценообразования: производственные, спроса, конкурентности рынка, товарных свойств, канала товародвижения, государственного контроля, общей политики фирмы.

7. Управление персоналом

Персонал предприятия как объект управления. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Методы управления персоналом. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом. Планирование потребностей в трудовых ресурсах. Формирование персонала предприятия. Профессиональная ориентация и профессиональная подготовка. Повышение квалификации кадров. Оценка результативности труда. Изменение в статусе работника. Динамика персонала. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности. Профессиональная и организационная адаптация персонала. Конфликты в коллективе.

Концепция управления персоналом. Система управления персоналом. Рынок труда: рабочая сила как трудовой ресурс, занятость, безработица, профсоюзные движения. Стили управления персоналом. Социальная ответственность бизнеса.

Мотивация деятельности в менеджменте. Понятие и общая характеристика мотивации. Мотивационный процесс. Взаимодействие членов трудового коллектива как элемент мотивированной деятельности. Теории содержания мотивации: теория иерархии потребностей по Маслоу; Теория Альдерфера; теория приобретения потребности по МакКлелланду; теория двух факторов Герцберга. Процессуальные теории мотивации.

Список рекомендуемой литературы


  1. Аакер, Д.А. Бизнес-стратегия: от изучения рыночной среды до выработки беспроигрышных решений / Дэвид А.Аакер; [пер. с англ.]. – М.: Эксмо, 2007. – 264 с.;

  2. Маркетинг и управление брендом: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 174 с.;

  3. Аакер, Д.А. Создание сильных брендов: Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Издательский дом Гребенникова, 2008. – 440 с.;

  4. Траут, Дж. В поисках очевидного. Как избавиться от хаоса в маркетинге и бизнес-стратегии /Дж. Траут. – СПб.: Питер, 2009. – 272 с.;

  5. Сачук, Т. Территориальный маркетинг: учебное пособие / Т. Сачук. - – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.;

  6. Траут, Дж. Большие бренды – большие проблемы /Дж. Траут. – СПб.: Питер, 2009. – 256 с.;

  7. Багиев, Г. Международный маркетинг: учебное пособие для вузов /Г. Багиев, Н. Моисеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2009. – 688 с.;

  8. Котлер, Ф Маркетинг для государственных и общественных организаций /Ф. Котлер, Н. Ли. - – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.;

  9. Барыгин, И. Международное регионоведение: учебник для вузов /И. Барыгин. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с.;

  10. Маршалова, А.С. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / А.С. Маршалова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 128 с.;

  11. Чиркин, В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник /В.Е. Чиркин. – 3-е изд., перераб. – М.: Норма, 2008. – 448 с.;

  12. Игнатов, В.Г. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: учебное пособие / В.Г. Игнатов, В.И. Бутов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ», 2007. – 368 с.;

  13. Радченко, А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: учебник /А.И. Радченко – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ», 2007. – 608 с.;

  14. Лапыгин, Ю.Н. Экономическое прогнозирование / Ю. Н. Лапыгин, В.Е. Крылов, А.Г. Чернявский. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.

  15. Аверин А.Н. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. - М: Альфа-Пресс, 2008. – 96 с.

  16. Бабук И.М. Экономика предприятия. – М: ИВЦ Минфина, 2008. – 327 с.

  17. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 399 с.
  18. Булатов А.С. Экономика: Учебник. – М: Экономист, 2008. – 831 с.

  19. Гореликов К. А. Антикризисное управление предприятиями и финансово-кредитными организациями. – М: Гардарики, 2008. – 221с.

  20. Горемыкин В.А. Экономическая стратегия предприятия: Учебное пособие. - М: Альфа-Пресс, 2007. – 544с.

  21. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. – М: Инфра-М, 2008. – 414с.


  22. Иващенко Н.П Экономика фирмы: Учебник. - Издательство: Инфра-М, 2006. – 528 с.
  23. Кантор Е.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. – М: Март, 2007. – 864с.


  24. Лобачева Е.Н. Экономика: Учебник для неэкономических вузов. - 2 изд. – М: Экзамен; 2004.

  25. Мумладзе Р.Г., Гужина Г.Н. Экономика и социология труда. – М: КноРус, 2008. – 328 с.
  26. Ребгун Э.К. Системная несостоятельность в промышленности: Монография. – М: Юнити, 2004. – 200с.


  27. Тощенко Ж.Т. Социология труда: Учебник для ВУЗов. – М, 2008. – 423 с.
  28. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учебник. - М: Маркет ДС, 2008. – 432с.

  29. Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М: Феникс, 2008. – 378с.


  30. Экономика предприятия (фирмы): Учебное пособие/ Под ред. Пелих А. – М: Эксмо-Пресс, 2006. - 464 стр.
  31. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп/Под ред. А. Карлика, М. Шухгальтер. – СПб: Питер, 2009. – 464с.

  32. Экономика фирмы: Учебник / Под ред. Иващенко Н.П. - М: Инфра-М, 2008. – 528с.


Похожие:

Программа вступительного испытания iconПрограмма вступительного испытания по математике для абитуриентов, поступающих
Цель вступительного испытания — выявить уровень общеобразовательной подготовки по алгебре учащихся IX классов общеобразовательных...
Программа вступительного испытания iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания
Программа вступительного испытания по биологии определяет объем материла и характер требований к абитуриентам, поступающим в академию...
Программа вступительного испытания iconПрограмма вступительного испытания по направлению 150400. 68 «Металлургия»
Целью вступительного испытания в форме собеседования является определение уровня овладения поступающими в магистратуру профессиональными...
Программа вступительного испытания iconПрограмма вступительного испытания при поступлении на профиль «Конструирование швейных изделий»
Вступительного испытания при поступление на обучение по программе магистра по направлению
Программа вступительного испытания iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания по химии Программа вступительного испытания
Предмет и задачи химии. Место химии среди естественных наук. Явления физические и химические
Программа вступительного испытания iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «История»
Программа вступительного испытания по дисциплине «История» для поступающих на обучение по направлениям впо 030900. 62 «Юриспруденция»,...
Программа вступительного испытания iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки
Собеседование с абитуриентами оценивается по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение...
Программа вступительного испытания iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «Обществознание»
Программа вступительного испытания по дисциплине «Обществознание» для поступающих на обучение по направлению впо 080200. 62 «Менеджмент»...
Программа вступительного испытания iconПрограмма вступительного испытания при поступлении на обучение по программе магистра по направлению
Программа вступительного испытания при поступлении на профиль «Технологии изделий из кожи»
Программа вступительного испытания iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки «Биология»
Собеседование с абитуриентами оценивается по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница