П. Е. Азарова Календари 1921-1941-х гг как инструмент




Скачать 140.01 Kb.
НазваниеП. Е. Азарова Календари 1921-1941-х гг как инструмент
Дата10.03.2013
Размер140.01 Kb.
ТипДокументы
П. Е. Азарова

Календари 1921-1941-х гг. как инструмент

конструирования социальной памяти


Советский праздник представляет собой специфическое явление культуры, которое, являясь, инструментом социальной мобилизации, представлено одновременно регламентирующим началом, определяющим новые ценностные ориентиры. Советский строй полностью изменяет картину быта, ярким примером, отражающим эту специфику, являются календари. Они представляют не только организованное повседневное пространство, но и формируют празднично – памятное, посредством провозглашения новых торжеств, памятных событий.

Календарь, как инструмент идеологического манипулирования, в межвоенный период (1921-1941гг.) включает в себя события прошлого и настоящего, оказавших влияние на идеологические основы государства. Даты памяти становятся категорией праздника, отмечаемых массово и торжественно, о чем упоминают в своих работах И. Вороницын1, С. Я. Маршак 2,. О. В. Цехновицер 3, Л. А. Абрамян 4., А.А. Конович 5, М. Рольф 6, К. Жигульский 7, Я. П. Белоусов8.

Целью данной публикации является определение природы, функционального предназначения и выявление технологий массовых манипуляций посредством календарных памятных событий, нацеленных на конструирование новых ценностных приоритетов на основе подмены значимых событий прошедшей эпохи. Источниковую базу работы составил эмпирический материал, представленный дореволюционными9 и советскими10 печатными изданиями календарей межвоенного периода распространяемых на территории Западной Сибири, и соответствующие тематические статьи в ведущем региональном периодическом издании («Советская Сибирь») за период 1921-1941гг.

Пришедший на смену советский календарь, не теряет своего дореволюционного значения – он не только обладает просветительской функцией, но стоит во главе всех организационных процессов: посева, производства, отдыха. При этом важнейшими характеристиками новых календарей являются приоритетная роль идеологического воздействия и ориентированность на массового читателя.

При этом к календарю как средству социальной мобилизации предъявляются определенные требования: он должен быть простым (в условиях политической и экономической нестабильности) и понятным (лексически - в условиях неграмотности населения, ценностно - соответствующий потребностям времени); запоминающимся (акцентирующим на фоне серых будней); мобильно менять ориентиры, четко расставлять политические акценты.

Все виды советских календарей имеют общую структуру и сетку государственных праздничных дат. Структура календарей универсальна, не смотря на то, что она во многом дублирует дореволюционную, наполняя ее новым содержанием. Календари начинаются с блока, содержащего информацию о руководстве страны. В дореволюционной России он был представлен рисунками, фотографиями императорской семьи, ближайших родственников и министров; в советской России, соответственно, лидерами коммунистической партии. В 1920-х годах данный блок представлен целой плеядой политических деятелей (Калинин, Петровский, Рыков, Чичерин и т.п.) 1, тогда как к 1930м годам остаются только Ленин и Сталин 2. Все изображения дополнены кратким изложением титулатуры - пояснениями о месте и значении тех или иных лиц в представителей в государственной иерархии.

Затем следует блок календарной сетки, который представлен в виде табеля на год и месяц. Бесспорно, что советский календарь более светский, чем дореволюционный, и не ориентирован на православные события. Поэтому в процессе формирования государственных основ, внутренняя структура подобных изданий длительное время не была устоявшейся. Издания тех лет освещают множество проектов, например, о создании летоисчисления от начала Октябрьской революции3; о переименовании месяцев в названия, провозглашающие принадлежность к коммунизму: январь - месяц Ленина, февраль – Маркса; март – революции; апрель – Свердлова; май - месяц май; июнь - Советской конституции; июль – жатвы; август – мира; сентябрь – Коминтерна; октябрь – Энгельса; ноябрь - великой революции; декабрь – Сталина4. Нельзя не отметить проект о переходе на непрерывную пятидневную неделю, отмеченную цветными квадратами с информационной нагрузкой, где первый — День Коммуны, второй — День Маркса, третий — День Энгельса, четвёртый — День Ленина, пятый — День Сталина,5. Существовали проекты о шестидневной неделе с отказом от традиционных названий дней недели, где были использованы порядковые номера (первый, второй, третий и т. д.) который был частично реализован в период с 1 декабря 1931- 26 июня 1940 гг. 1. Все выше обозначенные проекты не прижились, и в 1940 году произошел возврат к семидневной рабочей неделе с традиционными названиями, используемых в 1920-х гг. 2.

Таким образом, весь жизненный уклад трудящейся массы регламентировался календарной сеткой, где праздничные / нерабочие дни сочетались с рабочими. При этом количество выходных – праздничных дней динамично менялось, находясь в зависимости от политической ситуации в стране. Анализируя этот процесс можно проследить наличие своего рода переходного календарного периода при смене эпох, когда вплоть до середины 1920-х годов новая власть допускала существование традиционных православных праздников, впрочем, не вводя их в тексты официальных календарей. Но в дальнейшем, хотя и не резко, проводится линия на обесценивание и исчезновение православных праздников и нового года, из числа нерабочих дней, и на утверждение приоритета событий коммунистической борьбы и советских свершений.

Отметим, что в императорской России, большинство выходных праздничных дней приходилось на дни православных постов, а, следовательно, временными отрезками длинной в неделю и более. В первой половине 1920-х гг. православные даты приобщены к государственным праздникам, а к концу этого обозначенного десятилетия, происходит полное их вытеснение. Многие праздники, такие как, например, антивоенный день - 1 августа, и Парижской Коммуны - 18 марта, длительное время (с середины 1920-х) сохранявшие за собой статус государственного праздника, теряют свое значение, выполнив свою функцию постройки новых ценностей и уступив место новым приоритетам. В целом можем констатировать характерное для наступившей в 1930-е годы сталинской эпохи сокращение общего количества официальных нерабочих праздничных дней до шести (22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября, 5 декабря). Однако, даже то небольшое количество государственных праздников, компенсировалось тем, что мероприятие проходило более массово и торжественно, пропорционально росту социальной напряженности, по мере приближения к военному периоду.

Советские календари межвоенной эпохи можно объединить в две группы: универсальные (историко-революционные и т.п.) и корпоративные (антирелигиозные, национальные, сельскохозяйственные, детские и т. п.) и др.

Общие государственные календари подчеркивают общезначимые события, выделенные пропагандой для того, чтобы они выделялись и воспринимались как особые, отличительные всеми гражданами страны. Анализируя такого рода даты можно сгруппировать последние в несколько категорий: 1) Дореволюционные исторические события; 2) Государственные праздники и даты, характеризующие рост влияния и демонстрирующие успешность советской политики; 3) Даты памяти.

Первая категория, включает в себя события, демонстрирующие борьбу с угнетением народных масс, как правило, фиксирует эпизоды о большом количестве жертв и кровавых расправах (Крестьянское восстание под руководством Е. И. Пугачева, Кровавое воскресенье, восстание декабристов и т.п.). Вторая категория, охватывает дореволюционные события, характеризующие этапы становления коммунистической партии в России и послереволюционные события, являющиеся косвенным продолжением борьбы с угнетением, демонстрирует успешную борьбу и политику государства (Февральская буржуазно-демократическая революция, основание Коммунистического Интернационала, разгром Деникина и т. п.). В эту же категорию входят новые государственные праздники, демонстрирующие успешность политики коммунистов. Третья категория, представлена датами памяти, включающие дни рождения и смерти выдающихся деятелей коммунизма, годовщины, полугодовщины. Просветительской стороной календаря является наличие информационно - библиографических текстов, которые мы можем разделить по этим же категориям. Они представляют собой небольшие повествовательные очерки о важнейших событиях, персоналиях, вошедших в приоритетную ценностную шкалу Советской России. Располагались после каждой календарной сетки на месяц, и освещали события характерные для этого временного отрезка в разные периоды истории. Данная акцентирующая сторона была динамична на протяжении всего межвоенного периода и находилась в прямой зависимости от политических приоритетов.

Динамика библиографических текстов

в общих государственных календарях 1921-1941 гг. (кол-во, %)

годы

Дореволюционные исторические события

Государственные праздники и даты, характеризующие рост влияния, успешность Советской политики

Даты памяти

Итого

(ед. текста)

1925

27

40,2%

25

37,4%

15

22,4%

67

1930

31

29,8%

44

42, 4%

29

27,8%

104

1935

36

25,6%

62

44%

43

30,4%

141

1940

49

28,4%

71

41%

53

30,6%

173

1941

49

26,1%

81

43,1%

58

30,8%

188

* Таблица составлена по материалам календарей 1916-1941 гг.

В целом можно констатировать увеличение общего объема библиографических текстов в календарях 1921-1941 гг. Текстовые приоритеты динамичны: так, вначале 1920-х гг. преобладают дореволюционные исторические события, а с начала 1930-х гг. и по 1941гг. – даты, характеризующие успешность советской политики, при этом даты памяти занимают 1/3 от всех единиц текста. Дореволюционные исторические события в рамках идеологической интерпретации, приобретают характер преемственной борьбы. Их присутствие в календарной праздничной сетке, было создано необходимостью создания фундамента под формирующиеся государственные основы. Процентное сокращение этой категории к началу 1940-х гг. объясняется смещением приоритетов, вызванных изменением политической ситуации.

Вторая группа календарей - корпоративные, они ориентированы на конкретный круг людей, объединенный по общим критериям. Такие календари отражали значимость для политико – государственной системы определенной субкультуры, подкрепляя данный факт соответствующими праздничными датами.

Антирелигиозные календари освещали события падения церкви на протяжении всей истории, отмечали победу естественных наук и коммунистических идей, провозглашали, что «борьба против религии есть борьба за коммунизм». День как календарная единица на протяжении нескольких лет представлял собой пеструю событийную гамму, включающую факты дореволюционной борьбы и угнетения народа, открытие в естественнонаучном мире и эпизоды истории становления коммунизма. Отметим, что справки о православных торжествах в данных изданиях подвержены критике вплоть до конца межвоенного периода (Пасха, Рождество, Посты т.п.). Так, издания конца 1930-х гг. отличаются насыщенной сатирической базой в отношении церкви, включая сказки, пословицы, стихотворения, частушки 1. При этом общие календари демонстрируют иную тенденцию в отношении православия: в 1920-х гг. революционный и церковный календари печатаются рядом на страницах 2, впрочем, в 1930-х гг. данные события игнорируются 3.

Национальные календари издавались на родных языках, прописывая традиционные праздники, включая постепенно советские торжества в бытовой обиход. С 1925 года календарный счет, отличающийся от государственного (по фазам луны, по религиозной составляющей) признан неправильным4. К концу 1930-х годов в среде национальностей, как дополнительная составляющая, широко распространяются издания календарей на русском языке. Подобные издания, сохраняя право на самобытность, обзорно рассматривали обряды некоторых национальностей, проводили сравнение с советскими, отмечали роль нацменов в становлении советского государства5.

Основная цель календаря как издания – не только просвещение, но и воспитание нового гражданина. Это способствует появлению детских календарей в 1930-х гг. Социализация ребенка происходила посредством этих изданий, поэтому они представляют собой адаптированные для детского возраста маленькие энциклопедии, справочники, хрестоматии, собрания веселых приключений, шарад, игр, загадок, галерей картинок 6. Самуил Яковлевич Маршак, сравнивая детские календари Европы и СССР, отмечал высокое воспитательное значение последних7. Данные издания начала 1930х годов изобилуют стихотворениями о сельском хозяйстве, сложными определениями праздников (например, «Первое мая - это день боевого смотра революционных сил рабочих всего мира, праздник труда и пролетарской солидарности»), представлено небольшое количество писателей и поэтов 8. К концу 1930-х годов, детские праздники включены в контекст календарной сетки, пояснения событийной стороны торжеств упрощены и значительно увеличены в объеме; биографических справок становится больше, особый акцент ставится на события жизни деятелей коммунизма – Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и др.; появляются сочинения современников, русских классиков становится больше – появляются Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов и др. 9.

Таким образом, календарь является началом, формирующим социальную память. Освещая приоритетные торжества, он становится инструментом воспитания масс, социализации и мобилизации. Взаимодействие в его пространстве праздничных и рабочих дней, способствует регламентации всего жизненного уклада массы, что представляет календарь, не смотря на его специфичность, ценным источником для исследования массовой советской культуры, для выявления технологий манипуляций политическим режимом.

1 Вороницын И. Светский календарь и гражданская религия Великой французской революции. Изд. Второе. М, 1929. 32с.

2 Маршак С. Я. О детских календарях.// Правда. 1938. № 56. 26 февраля.

3 Цехновицер О. В. Празднества революции. Л,. 1931. С. 13-19.

4 Абрамян Л. А. Время праздника // Отеч. записки. 2003. № 1. С. 1419.

5 Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М., 1990. С. 15-21.

6 Рольф М. Советские массовые праздники. М., 2009. 440 с.

7 Жигульский К. Праздник и культура /пер. с польского. М., 1985. С. 23-25.

8 Белоусов Я. П. Праздники старые и новые. Алма-Ата, 1974. 214 с.

9 Сибирский торгово-промышленный календарь на 1911 год. Спб., 1910. 500с.; Иллюстрированный календарь Красного креста на 1916 год. М., 1916. 400с.; Кооперативный настольный календарь на 1916 год. М., 1916. 126с.; Календарь русской революции/ под общей ред. В. Л. Бурцева. Петроград,. 1917. 343с.; Календарь и справочная книжка «Сельского вестника» на 1914 год. СПБ., 1914. 132с.

10 Историко-революционный календарь 1939г /под общей редакцией В. Лебедева, С. Бушуева, З. Эггерт. М., 1938 г., 730 стр.; Историко-революционный календарь 1940г. под общей редакцией В. Лебедева, С. Бушуева, З. Эггерт. М., 1939 г. , 735 стр.; Историко-революционный календарь: 1941 год./под общей редакцией В. Лебедева, С. Бушуева, З. Эггерт. М., 1940. 736 с.; Календарь антирелигиозника на 1939 год. Издательство первое/под общей ред. П. Н. Федосеева М., 1939. 144с.; Календарь антирелигиозника на 1941 год. Издательство первое./сост. Д. Е. Михневич. М., 1940. 191с.; Календарь. Воинствующий безбожник. 1932гг. 4й завершающий год пятилетки XV Пролетарской революции. М., 1931. 125с.; Сельско - хозяйственный настольный календарь на 1926 год/ под ред. П. Я. Гурова. М., 125. 1961с.; Настольный календарь колхозника. 1939г./ под ред. Ф. Ермакова, В. Соколова, И. Гохмана. М., 1938. 448с.; Пушкинский календарь к 100-летию со дня гибели поэта. - М., 1936. 158с.; Сельско - хозяйственный календарь на 1926 год. М,. 1925. 163с.; Настольный крестьянский календарь на 1927 год / под ред. С. Б. Урицкого– М., 1926. 200с.; Календарь на 1933 год. Стенной, ежемесячный с указанием мер борьбы с вредителями в сельском - хозяйстве западной Сибири. Новосибирск, 1933. 112с.; Календарь. Сибирский настольный сельско - хозяйственный и промышленный на 1925 / под ред. Л. Ансона и М. Басова. Новониколаевск, 1925. 64с.; Сибирский настольный календарь на 1925 год. Новониколаевск, 1925.200с.; Детский календарь на 1932 г. М., 1931. 365с.; Детский календарь на 1933 г. М., 1932. 365с.; Детский календарь на 1938 г. М., 1937. 365с.

1 Сибирский настольный календарь на 1925 год. Новониколаевск, 1925.С. 25-34.

2 Историко-революционный календарь 1939г /под общей редакцией В. Лебедева, С. Бушуева, З. Эггерт. М., 1938 г., 730 стр.; Историко-революционный календарь 1940г. под общей редакцией В. Лебедева, С. Бушуева, З. Эггерт. М., 1939 г. , 735 стр.; Историко-революционный календарь: 1941 год./под общей редакцией В. Лебедева, С. Бушуева, З. Эггерт. М., 1940. 736 с.; Календарь антирелигиозника на 1939 год. Издательство первое/под общей ред. П. Н. Федосеева М., 1939. 144с.; Календарь антирелигиозника на 1941 год. Издательство первое./сост. Д. Е. Михневич. М., 1940. 191с.

3 Дубнер П. М. Советский календарь// Огонёк. 1929. № 40.

4 Календарь антирелигиозника на 1939 год. Издательство первое/под общей ред. П. Н. Федосеева М., 1939. С. 45-47.

5 Кремлев-Свэн И. Л. Две беседы о непрерывной неделе. М. 1930. С. 27.; Викторов Ю. Нужен почин//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. № 98. С. 5.; Кайгородов А. Надо реформировать неделю//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. № 98. С. 5.; Мотивы за пятидневку (обзор читательских писем)//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. № 199. С. 3

1 Проект шестидневки в Академии Наук//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК Советов. 1929. № 203. С. 3.; Историко-революционный календарь 1940г. под общей редакцией В. Лебедева, С. Бушуева, З. Эггерт. М., 1939 г. , 735 стр

2 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»//Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. 1940. № 20. С. 1.

1 Календарь. Воинствующий безбожник. 1932гг. 4й завершающий год пятилетки XV Пролетарской революции. М., 1931. 125с.; Календарь антирелигиозника на 1939 год. Издательство первое/под общей ред. П. Н. Федосеева М., 1939. 144с.; Календарь антирелигиозника на 1941 год. Издательство первое./сост. Д. Е. Михневич. М., 1940. 191с.

2 Сельско - хозяйственный настольный календарь на 1926 год/ под ред. П. Я. Гурова. М.: 1925. 169с.; Настольный крестьянский календарь на 1927 год / под ред. С. Б. Урицкого, 1926. 200с. ; Календарь на 1933 год. Стенной, ежемесячный с указанием мер борьбы с вредителями в сельском - хозяйстве западной Сибири. Новосибирск, 1933. 112с.; Календарь. Сибирский настольный сельско - хозяйственный и промышленный на 1925 / под ред. Л. Ансона и М. Басова. Новониколаевск, 1925. 64с.; Сибирский настольный календарь на 1925 год. Новониколаевск, 1925.200с.;

3 Историко-революционный календарь 1939г /под общей редакцией В. Лебедева, С. Бушуева, З. Эггерт. М., 1938 г., 730 стр.; Историко-революционный календарь 1940г. под общей редакцией В. Лебедева, С. Бушуева, З. Эггерт. М., 1939 г. , 735 стр.; Историко-революционный календарь: 1941 год./под общей редакцией В. Лебедева, С. Бушуева, З. Эггерт. М., 1940. 736 с.

4 Сибирский настольный календарь на 1925 год. Новониколаевск, 1925.С. 3.

5 Настольный календарь колхозника 1939г. М.,. 1938г. 441с.; Сельско - хозяйственный календарь на 1926 год. М,. 1925. 163с.; Календарь на 1933 год. Стенной, ежемесячный с указанием мер борьбы с вредителями в сельском - хозяйстве западной Сибири. Новосибирск, 1933. 112с.; Календарь. Сибирский настольный сельско - хозяйственный и промышленный на 1925 / под ред. Л. Ансона и М. Басова. Новониколаевск, 1925. 64с.; Сибирский настольный календарь на 1925 год. Новониколаевск, 1925.200с.;

6 Детский календарь на 1932 г. М., 1931. 365с.; Детский календарь на 1933 г. М., 1932. 365с.; Детский календарь на 1938 г. М., 1937. 365с.

7 Маршак С. Я. О детских календарях.// Правда. 1938. № 56. 26 февраля.

8 Детский календарь на 1932 г. М., 1931. 365с.; Детский календарь на 1933 г. М., 1932. 365с.

9 Детский календарь на 1938 г. М., 1937. 365с.




Похожие:

П. Е. Азарова Календари 1921-1941-х гг как инструмент icon10 клас контрольна робота №1
«культура І духовне життя в україні в 1917—1921 рр.» І «українська срр в умовах нової економічної політики (1921—1928)»
П. Е. Азарова Календари 1921-1941-х гг как инструмент icon+ Азарова Ю. Щит от неудачи. Как вылечить и защитить дом. Серия «Лучшие техники фэн-шуй» + Александров А. Даты и судьбы. Тайна дня рождения +Арбатский Л
Азарова Ю. Щит от неудачи. Как вылечить и защитить дом. Серия «Лучшие техники фэн-шуй»
П. Е. Азарова Календари 1921-1941-х гг как инструмент iconСоздадим первоначальную структуру сайта: например, разделы «Новости», «О компании», «Партнеры» ит д
Современные технологии позволяют использовать сайт не только как эффективный рекламный инструмент, но и как мощный инструмент аналитики....
П. Е. Азарова Календари 1921-1941-х гг как инструмент iconПрограмма кружка «Мой инструмент компьютер»
Кружок «Мой инструмент компьютер» рассматривается как курс, развивающий знания школьников в области информационно-коммуникационных...
П. Е. Азарова Календари 1921-1941-х гг как инструмент iconМонография посвящена истории становления и развития одной из ведущих отраслей советской индустрии. В ней рассматриваются вопросы экономической и социально-поли­тической истории, истории государственных учреждений.
Авиапромышленность СССР в 1921-1941 годах / М. Ю. Мухин; [отв ред. А. К. Соколов]; Ин-т рос истории ран. М. Наука, 2006. 320 с. Isbn...
П. Е. Азарова Календари 1921-1941-х гг как инструмент iconОбщие работы по экономическому районированию
Владимирский М. Ф. Основные положения установления границ адми­нистративно-хозяйственных районов. (Доклад на II сессии вцик 8-го...
П. Е. Азарова Календари 1921-1941-х гг как инструмент iconБеленьков д. И. — Пешковой е. П
Беленьков дмитрий Иванович, родился в 1898 в Курске. Кадровый офицер царской армии. Летом 1921 — арестован по групповому делу «контрреволюционной...
П. Е. Азарова Календари 1921-1941-х гг как инструмент iconПлан работы введение. 3 Канун войны (1939 1941). 4 Ночь на 22 июня. 10 1941
В конце концов, постоянно возникает вопрос о том, почему современное мировое сообщество, при достаточном уровне своего развития и...
П. Е. Азарова Календари 1921-1941-х гг как инструмент icon10 класс. Ms access. Запрос как инструмент обработки информации
Учитель: Буракова Н. С. 10 класс. Ms access. Запрос как инструмент обработки информации
П. Е. Азарова Календари 1921-1941-х гг как инструмент iconТема: Великая Отечественная война 1941-1945 гг
Анатолий Головатенко. "Что случилось 22 июня 1941 года: версия Виктора Суворова" (N7/1999)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница