Литература Тематический обзор




НазваниеЛитература Тематический обзор
страница1/13
Дата10.03.2013
Размер2.19 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Техника и технологии связей с общественностью


Разработано канд. ист. наук,

доцентом Шур В.Г.


Оглавление
Дидактический план

Литература

Тематический обзор


  1. СО как наука и искусство в достижении взаимопонимания

    1. Сущность, виды и формы СО

    2. Цели, функции, институтыСО. Основные понятия СО

    3. Краткая история развития и становления теории и практики СО в России и за рубежом

    4. Исторические типы СО в государственном и муниципальном управлении, вооруженных силах и бизнесе

  2. Основные способы осуществления СО на практике

2.1.Основные СО-институты

2.2. СО в системе социально-политического и экономического менеджмента.

2.3. Виды специальных событий и их особенности.

2.4. Церемонии открытия, приемы, презентации, дни открытых дверей, конференции, круглые столы. Планирование, порядок проведения, прогнозирование проблем

  1. Организация и планирование СО

    1. Структура и организация СО

    2. Корпоративные отношения в структуре СО

    3. Стратегический подход к планированию СО-кампании

    4. Бюджет СО

  2. СМИ как важнейший инструмент установления СО

    1. Стратегия и тактика использования СМИ в СО

    2. Разработка комплексной информационной кампании в СМИ

    3. Материалы для прессы

    4. Использование аудиовизуальных средств в СО

Глоссарий


ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СО как наука и искусство в достижении взаимопонимания.Сущность, виды и формы СО. Цели, функции, институты, основные понятия СО. Краткая история развития и становления теории и практики СО в России и за рубежом. Исторические типы СО в государственном и муниципальном управлении, вооруженных силах и бизнесе.

Основные способы осуществления СО на практике. Основные СО-институты. СО в системе социально-политического и экономического менеджмента. Виды специальных событий и их особенности. Церемонии открытия, приемы, приемы, презентации, дни открытых дверей, конференции, круглые столы. Планирование, порядок проведения, прогнозирование проблем.

Организация и планирование СО. Структура и организация деятельности СО. Корпоративные отношения в структуре СО. Стратегический подход к планированию СО-кампании. Бюджет СО.

СМИ как важнейший инструмент установления СО. Стратегия и тактика использования СМИ в СО. Разработка комплексной информационной кампании в СМИ. Материалы для прессы. Использование аудиовизуальных средств в СО.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Базовые учебники

* 1. Катлип С., Сентер А., Брум Г., Паблик рилейшнз. Теория и

практика.- М.: Изд. Дом «Вильямс», 2000

* 2. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз.- М.: Рефл-бук, 2000.

*3.Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и

маркетеров.-М.: Изд-во «Гном-пресс», 1997.

4. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое?.- М.: Изд-во

«Новости», 1998.

Дополнительная литература

*1. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз .-М.: Рефл-бук, 2000.

*2. Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз.-М.: Изд-во «Филинъ»,

1996.

3. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая

книга менеджера ПР.- СПб.: «Союз», 1997.

4.Ганжин В.Т. Паблик рилейшнз. Что это значит ? Введение в

средоведческую коммуникологию.- М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.


*5. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. Учебное пособие.-

М.: Изд-во «Дело», 2000.

*6 . Викентьев И.Л. Приемы рекламы и паблик рилейшнз.- СПб.:

Изд-во «Бизнесс-пресс», 1998.

7. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой

деятельности, Учебник под ред. проф. Г.А.Васильева.-М.:

ЮНИТИ, 1998.

*8 . Почепцов Г.Г. Имиджелогия : теория и практика.-Киев, 1998.

9. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века.- СПб.:

Рефл-бук, 2000

10. Назаренко Л.Ф. Выставка как инструмент маркетинга.-М.:

«Филинъ», 1997.

11. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол.- М.:

Изд-во «Ось-89», 2000.

*12. ПР: международная практика.- М.: Издательский дом

«Довгань», 1997.

13. Соколов И. Технология популярности или паблик рилейшнз.- Минск, 1999.

14. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. – СПб.:Изд-во Петербургского ун-та, 1999.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР



  1. Связи с общественностью как наука и искусство в достижении взаимопонимания.


1.1. Сущность, виды и формы связей с общественностью


Для удовлетворения своих потребностей индивиды и социальные группы устанавливают и постоянно поддерживают между собой различные взаимосвязи. Это требует осознания степени взаимозависимости социальных субъектов, необходимости их взаимодействия, а отсюда - и различного уровня социальных, политических и экономических компромиссов. Взаимосвязям и взаимодействию социальных субъектов всегда латентно присуща определенная степень конфликтности интересов, которая постоянно возрастает и обостряется в современных условиях.

Когда говорят о процессах взаимоотношений между индивидами и конфликтности их интересов, все более - менее понятно: исследованиям этих процессов посвящены разделы социальной науки под названием «человеческое или межличностное общение (связи)». Если коснуться сферы взаимосвязей между народами и странами мира, противоречий и конфликтов, возникающих между ними, то и тут существует определенная ясность: эти вопросы изучает наука, получившая название международные отношения (связи)». Если же речь идет об отношениях и взаимодействии между отдельными организациями, между этими организациями и окружающими их группами общественности, то этими вопросами занимается теория и практика связей, отношений с общественностью - «паблик рилейшнз».

Паблик рилейшнз (ПР) становятся все более значимой сферой деятельности российских кампаний, государственных структур, общественных организаций, Насчитывая более чем 100-летнюю историю существования в США, ПР уверенно завоевывают теперь свое жизненное пространство в России. Создание подразделений связей с общественностью в российских компаниях и организациях, госструктурах активно началось в середине 90-х годов ХХ века и было предопределено самим ходом развития российского общества в направлении формирования экономических и политических институтов демократии.

Рост внимания еловых, политических и общественных кругов к сфере ПР в последние годы не случаен. Он определяется рядом объективных факторов.

Растущий динамизм, изменчивость и неопределенность деловой среды обусловили для организаций необходимость установления и ведения устойчивых информационных связей с партнерами, потребителями, занятыми (персоналом). Такие двусторонние информационные связи необходимы организации для мониторинга и прогнозирования событий в условиях неполной определенности, для своевременной реакции на них. ПР, несомненно, явились средством стратегического управления поведением внешней и внутренней сред организации, инструментом влияния на них с помощью информационного воздействия. Деятельность ПР увеличивает свою значимость также и в результате развития, интенсификации коммуникаций (обмена информацией и смыслом информации между людьми), в т.ч.. международных. Широкое распространение паблисити (позитивной известности и признания организации), так и негативной информации, технически становится все более несложным и общедоступным. Растет число источников, участников и предметов информационного обмена. Следовательно, управление своим информационным полем становится необходимостью для любой организации, функционирующей в обществе, достигшем информационной ступени цивилизации.

В последние годы в России усилилась социально-психологических методов управления поведением среды компании, организации, Рост образованности, квалификации занятых и общественности в целом требует от менеджмента использования более сложных и тонких методов управления. Чтобы управлять событиями, уже недостаточно управлять поведением людей. Сегодня необходимо управлять тем, что люди думают и чувствуют, формировать общественное мнение (состояние массового сознания, заключающее в себе отношение к событиям, различным группам и личностям) и настроение. Такое управление предполагает установление и ведение целенаправленных коммуникаций с различными группами общественности - с партнерами, с широкой общественностью и масс-медиа (средствами массовой информации), с местной общественностью, с госструктурами, с финансовой общественностью, с занятыми.

Важным фактором интенсивного развития ПР является интернационализация и глобализация (обретение явлением мировых масштабов) основных сфер жизни общества. Информация и деньги стали глобальными. Глобализуются рынки продуктов, труда и капитала. Глобальные кампании - современные лидеры мировых рынков несут вместе со своим бизнесом высококонкурентные методы управления. Поэтому менеджмент российского бизнеса на уровне мировых требований сегодня немыслим без управленческой функции ПР, которые уже давно оформились в развитых странах как сфера знаний и область деятельности.

ПР нередко рассматривают как относительно новое направление маркетинга - как составляющую маркетинговых коммуникаций. Несомненно компетентность в сфере ПР все более необходима и занятым маркетинговой деятельностью - дистрибьютерам, дилерам, маркетинг-менеджерам консультантам и др. Целенаправленная работа в сфере ПР - одно из ведущих направлений маркетинговых программ ведущих кампаний. Дальнейшее развитие рыночной экономики в России делает необходимыми знания, умения и навыки ПР всем тем, кто стремится успешно позиционировать (определить нужную позицию товара, услуги, личности или организации) на глобализующемся и потому все более конкурентном рынке.

Связи с общественностью — явление намного более глубокое и широкое, чем просто отделы, функционирующие в отдельных орга­низациях и учреждениях, или самостоятельные консультативные фирмы паблик рилейшнз, к услугам которых обращаются клиенты. И теоретики, и практики системы паблик рилейшнз постоянно подчер­кивают, что она является наукой и искусством формирования обще­ственного мнения в желаемом направлении. Третье издание между­народного Вебстерского толкового словаря определяет паблик ри­лейшнз как «науку и искусство налаживания взаимного понимания и доброжелательности между личностью, фирмой или учреждением и общественностью».

Несколько иной акцент определение паблик рилейшнз имеет у тех авторов, которые стремятся подчеркнуть особенности задач и уровень ответственности, возлагаемый на эту систему. В итоге пред­лагается ряд операциональных определений того, что составляет ее содержание и функциональную нагрузку. Одной из подобных попы­ток можно считать определение, предложенное бюллетенем «Паблик рилейшнз ньюз», и получившее широкое одобрение специалистов:

«Паблик рилейшнз — это функция управления, призванная оцени­вать отношение публики, идентифицировать политику и действия частного лица или организации относительно общественных интере­сов и выполнять программу деятельности, направленную на достижение понимания и восприятия ее массами».

Стремление определить сущность паблик рилейшнз, перечисляя свойственные этой системе функции, довольно широко распростра­нено среди теоретиков и практиков. Известный американский иссле­дователь Рекс Ф.Харлоу попытался обобщить более пятисот дефини­ций, накопившихся в специальной литературе с начала XX века, и на основании этого предложил свое собственное определение, охваты­вающее концептуальные и операциональные аспекты связей с обще­ственностью: «Паблик рилейшнз — это особая функция управления, призванная устанавливать и поддерживать взаимосвязи, взаимопо­нимание, взаимопризнание и сотрудничество между организацией и ее публикой; осуществлять управление процессом разрешения про­блем или спорных вопросов; помогать руководству в изучении обще­ственного мнения и реагировании на него; определять и подчерки­вать ответственность руководства в вопросах служения обществен­ным интересам; помогать руководству эффективно изменяться в со­ответствии с требованиями времени; выступать системой заблаго­временного предупреждения, помогая предвидеть тенденции разви­тия; в качестве своих основных средств использовать научные мето­ды, основанные на этических нормах общения» (Harlow Rex F. Building a Public Relations Definition // Public Relations Review. — 1976, Winter. — Vol. 2, № 4. — P. 36).

Общество паблик рилейшнз Америки в 1982 году утвердило еще более пространное «Официальное заявление по поводу паблик рилейшнз», рекомендованное как нормативное определение предмета паблик рилейшнз. В дополнение к перечисленным концептуальным принципам деятельности в этом документе сделана попытка опреде­лить составные части профессии, результаты усилий и требования к знаниям специалистов по паблик рилейшнз. Приводим его полностью:

«Способствуя достижению взаимопонимания между отдельными группами и организациями, паблик рилейшнз помогают нашему сложному плюралистическому обществу принимать решения и по­ступать эффективнее. Они обеспечивают гармонию частной и обще­ственной деятельности.

Паблик рилейшнз служат многим социальным институтам: пред­приятиям, профсоюзам, государственным учреждениям, доброволь­ным ассоциациям, фондам, больницам, образовательным и религиоз­ным организациям. Дня достижения своей цели эти институты долж­ны налаживать прочные связи с различными аудиториями и соци­альными группами: рабочими, членами различных объединений, по­требителями, местными общинами, акционерами и др., а также с об­ществом в целом.

Достижение целей организации требует от руководства понима­ния сути отношений и ценностей людей, с которыми они общаются. Сами цели обусловлены внешней средой. Специалист по паблик ри­лейшнз выступает в роли советника руководителя и, будучи посред­ником, помогает переводить его собственные цели и намерения на понятный, приемлемый для общественности язык политики.

Как функция управления паблик рилейшнз охватывают:

• предвидение, анализ и интерпретацию общественного мне­ния, отношений и спорных вопросов, способных положи­тельно или отрицательно повлиять на деятельность и планы организации;

• консультирование руководства всех уровней организации по вопросам принятия решений, определения направления дей­ствий и коммуникации с обязательным учетом обществен­ных последствий его деятельности, а также социальной и гражданской ответственности организации в целом;

• постоянную разработку, выполнение и оценку программ деятельности и коммуникации для обеспечения понимания целей организации информированной публикой, что являет­ся важной предпосылкой их достижения. Это могут быть программы маркетинга, финансирования, сбора средств, от­ношений со служащими, правительственными учреждения­ми и т.д.;

• планирование и реализацию усилий организации, направлен­ных на совершенствование социальной политики;

• определение целей, составление плана и бюджета, подбор и подготовку кадров, изыскание средств, другими слова­ми, управление ресурсами для выполнения всего вышеиз­ложенного.

Для профессиональной практики в сфере связей с общественно­стью необходимы знания по искусству коммуникации, психологии, социальной психологии, социологии, политологии, экономике, осно­вам менеджмента и этики. Нужны также технические знания и опыт изучения общественного мнения, анализа социальных проблем, связей со средствами информации, прямой переписки, институциональной рекламы, публикации материалов, создания кинолент (видеоклипов), ор­ганизации специальных событий, подготовки докладов и презентаций.

Помогая определять политику и внедрять ее в жизнь, специалист по паблик рилейшнз использует разнообразный опыт профессио­нальных коммуникаций, выполняя интегрирующую роль как внутри организации, так и между организацией и внешней средой».

Проанализировав эволюцию концепции паблик рилейшнз, а так­же многочисленные дефиниции содержания практической деятель­ности этой системы, авторы последнего издания монографии «Эф­фективные паблик рилейшнз» С.Катлип, А.Сентер и Г.Брум предло­жили следующее определение: «Паблик рилейшнз — это функция управления, способствующая налаживанию или поддержанию взаимовыгодных связей между организацией и общественностью, от которой зависит ее успех или неудача».

Итак, существует множество определений паблик рилейшнз. В основном они сосредоточены на отдельном признаке или направле­нии деятельности специалистов в области связей с общественностью: сбыте продукции; формировании желательного для корпорации, от­дельного учреждения или политического деятеля общественного мнения; создании имиджа кандидата на выборную должность и пр. И этому не стоит удивляться, поскольку на практике паблик рилейшнз поистине всеобъемлющи, они могут выражаться и в виде лоббизма, и в «целовании бэби», и в ежегодном отчете корпорации о своей дея­тельности, и в отчете правительства об определенных направлениях политики и во многом другом.

Однако все направления деятельности объединяет нечто общее, с чем имеют дело специалисты по паблик рилейшнз — так называе­мые «пиэрмены» (от англ. «public relations men»). Мы уже успели за­метить, что в большинстве случаев пиэрмен так или иначе занимает­ся информационной работой. А создание информации тесно связано с понятием управления. Отсюда можно сделать вывод, что как одна из его функций паблик рилейшнз — это специальная система управления информацией (в том числе социальной), если под управлением понимать процесс создания информационных по­водов и информации заинтересованной в ней стороной, распро­странение готовой информационной продукции средствами коммуникации для целенаправленного формирования желаемо­го общественного мнения. Сразу же подчеркнем: создание инфор­мации не следует понимать в узком, сугубо журналистском смысле — как подготовку корреспонденции.

Практика связей с общественностью может охватывать разнооб­разные виды деятельности (ПР-деятельность): пресс-посредничество, содействие (продвижение), работу отделов по делам общественности (что, как правило, типично для государственных учреждений), паб­лисити, рекламу и многое другое. Однако этим она не исчерпывается. Указанная деятельность близка к маркетингу и продвижению това­ров на рынок, но, опять-таки, это не тождественные явления. Учитывая то, что многие люди путают паблик рилейшнз с перечисленными формами активности, попробуем разобраться в этом вопросе и пого­ворим отдельно о каждой из видов такой деятельности.

Поскольку история происхождения паблик рилейшнз как социаль­ного института тесно переплетается с пресс-посредничеством (написание материалов или проведение мероприятий с целью привлечения внимания средств информации и обеспечения общественной заметности), некоторые считают, что пресс-посредническая деятельность пресс-агента и паблик ри­лейшнз — одно и то же. Но это далеко не так. Пресс-посредничество — это написание материалов или организация специальных меро­приятий с целью привлечения внимания средств информации и обеспе­чения общественной заметности. Оно предусматривает планирова­ние и проведение таких мероприятий, кото­рые заслуживают того, чтобы стать новостью или привлечь внимание к отдельному человеку, организации, идее или товару. Именно в плане привлечения внимания аудитории пресс-посредничество действительно может быть важной составной частью общей системы ПР-деятельности.

Довольно трудно уловить разницу между пресс-посредничеством и современными формами содействия кому-либо или чему-либо. Не­смотря на то, что само по себе продвижение (promotion) с целью при­влечения внимания общественности широко применяет метод орга­низации специальных событий, оно, однако, идет дальше, имея це­лью иную задачу — формирование мнения. Можно считать, что со­действие — это функция паблик рилейшнз, предусматривающая специальные усилия (активность или организованные события), рас­считанные на формирование и стимулирование интереса к лично­сти, товару, организации или направлению деятельности. Успех кампании продвижения зависит от эффективности использования самых разнообразных средств связей с общественностью.

Раскрывая содержание своей работы, многие работники сферы паблик рилейшнз используют понятие «общественные дела» (public affairs). Однако это ошибка. Работа служб или отделов государст­венных учреждений по делам общественности — особый вид паблик рилейшнз, связанный с налаживанием и поддержанием доброжела­тельных отношений между правительственными учреждениями, органами самоуправления и широкой общественностью. На нацио­нальном уровне такая деятельность связана как с официальным об­щением государственных учреждений с гражданами, отдельными их группами, так и с информационной работой. То есть это сфера офи­циальных контактов с должностными лицами определенного адми­нистративного уровня, представителями законодательных органов и различными инициативными группами влияния (например, лобби­стами). Она является составной частью большинства программ паб­лик рилейшнз, но далеко не всех. Скажем, на уровне федерального правительства США, в том числе и военного ведомства, под поняти­ем «служба по делам общественности» обычно имеют в виду более широкую по содержанию деятельность, нежели просто (информиро­вание общественности», когда задача сводится в основном к пабли­сити, то есть к информационной работе. В отличие от служащего, отвечающего за информирование общественности (например, пресс секретаря), сотрудник службы по делам общественности правитель­ственного ведомства или органа местного самоуправления нередко отвечает за разработку принципиальных вопросов их политики.

Что касается лоббирования (влияние заинтересованных групп на принятие решения властными структурами), то оно является особой частью обще­ственных дел, призванных налаживать и поддерживать связи между заинтересованными группами и правительственными органами, что­бы воздействовать на законодательный и управленческий процессы.

Путаница с этим термином чаще всего возникает потому, что к паблисити обращаются в тех случаях, когда необходимо привлечь внимание к специальным событиям или же к активности, разверты­вающейся вокруг акций содействия (продвижения). Именно поэтому паблисити часто воспринимают как синоним паблик рилейшнз. В действительности же это два разных вида активности. Паблисити выполняет сугубо коммуникативную функцию, тогда как паблик ри­лейшнз включают в себя еще и функцию менеджмента (управления). Говоря точнее, паблисити — это информация из независимого ис­точника, используемая средствами информации потому, что она имеет ценность новости. Это неконтролируемый метод размеще­ния сообщений в средствах информации, поскольку источник сооб­щения ничего не платит прессе за размещение. Информация, заслу­живающая быть новостью, может передаваться по телевидению или размещаться в газетах, а также в специализированных средствах ин­формации — ведомственных журналах, бюллетенях и даже брошю­рах и квартальных отчетах, издаваемых корпорациями и ассоциа­циями для того, чтобы заинтересовывать общественную аудиторию.

Обобщенно можно сказать, что паблисити — это не синоним паблик рилейшнз, а лишь одно из средств, которым специалисты по паблик рилейшнз пользуются в своей работе.

Существенной является разница между паблик рилейшнз и рек­ламой (способ оповещения людей с целью создания широкой известности различным товарам и т.п.). Дело в том, что стратегическая задача рекламы сводится к созданию желания, мотивировки спроса на товары. Стратегическим же призванием паблик рилейшнз является формирование доверия, на основе чего только и может возникнуть положительное отношение к организации как социальному институту. Среди задач рекламы сле­дует назвать: составление рекламных объявлений, обеспечение их оп­ределенным текстовым сопровождением и покупка времени на те­левидении и радио или площади в газетах и журналах для размеще­ния рекламных сообщений. То есть, хотя реклама и дополняет общую программу паблик рилейшнз, функция ее несколько иная. К тому же, если специалист по паблик рилейшнз не имеет опыта в вопросах рек­ламы, он может нанять рекламного агента, который будет работать под его руководством, но не наоборот. Словом, реклама в виде опла­ченного времени или площади в средствах массовой информации выступает инструментом паблик рилейшнз, часто используемым как дополнение к паблисити, акциям продвижения и пресс-посредничества.

В течение нескольких последних десятилетий в развитых странах социально-этический маркетинг стал доминирующей концепцией товаропроизводства. Эта концепция означает - отражение интересов общества в целях и содержании работы товаропроизводителя - необходимое условие устойчивого положения последнего на рынке. Социально-этический маркетинг предполагает взаимодействие организации, работающей на рынке, с различными группами общественности. Не случайно ПР стали пятым по счету элементом «пи» маркетингового комплекса наряду продуктом («продакт»), ценой («прайс»), продвижением товаров и услуг на рынке («промоушн»), местом («плейс»). Объединение пяти элементов в маркетинговый комплекс означает, что все решения организации, работающей на рынке, должны приниматься с учетом комплексной взаимосвязи этих элементов. Выживание, устойчивость и процветание компании на рынке, а теперь уже в обществе, определяется четкой проработкой каждого из пяти элементов в их взаимосвязи и взаимозависимости.

ПР отличается от «продвижения» тем, что продвигает не столько продукт на рынке, сколько саму организацию в общественном сознании. Если продвижение работает преимущественно с потребителями, то ПР - с более широкой общественностью, где потребители - не единственная и не самая значимая аудитория. Если продвижение использует платное средство информирования - рекламу, то ПР в цивилизованном мире практически бесплатны для источника.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Литература Тематический обзор iconЛитература: тематический план
Тематическае планы лекционных курсов, практических занятий и экзаменационные вопросы, рекомендуемая литература
Литература Тематический обзор iconЛитература Основная литература
Дж. Гленн Брукшир. "Введение в компьютерные науки". Общий обзор, 6-е издание Пер с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001....
Литература Тематический обзор iconЛитература 14
Литературный обзор 4
Литература Тематический обзор iconНазвание Предмет Направление Описание Адрес Класс (возраст) Правообладатель
Тематический каталог: около 20 тыс книг. Обзор новых поступлений. Архив материалов по тематике
Литература Тематический обзор iconЛитература
Современное состояние и сукцессионные изменения дубрав европейской части России (обзор литературы)
Литература Тематический обзор iconЛитература. 141 Приложения
Княжество Митхила: историко-культурный обзор. 23 § Деревня: сельская община, касты, календарные
Литература Тематический обзор iconЛитература Устное народное творчество
...
Литература Тематический обзор iconТематический план изучения дисциплины
Риторика для студентов 4 курса одо филологического факультета направления Филология (русский язык и литература)
Литература Тематический обзор iconКалендарно-тематическое планирование Название курса Литература Класс 10 Программа
Поэтические предшественники А. С. Пушкина: Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков. Обзор их творчества
Литература Тематический обзор iconЛитература
Обзор литературы о методах получения полиуретанов, о реагентах, применяемых в ходе синтеза полиуретановых эластомеров, а также краткие...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница