Постановление от 19. 07. 2012 №659 г. Ростов-на-Дону Об утверждении Концепции развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года




НазваниеПостановление от 19. 07. 2012 №659 г. Ростов-на-Дону Об утверждении Концепции развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года
страница1/3
Дата10.03.2013
Размер0.58 Mb.
ТипПостановление
  1   2   3


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ



от 19.07.2012 № 659


г. Ростов-на-Дону


Об утверждении Концепции развития

системы образования Ростовской области на период до 2020 года


В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года Правительство Ростовской области
п о с т а н о в л я е т:


1. Утвердить Концепцию развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года согласно приложению.

2. Рекомендовать главам муниципальных образований Ростовской области доработать муниципальные программы развития системы образования в соответствии с целями и задачами Концепции развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Гуськова И.А.


Губернатор

Ростовской области В.Ю. Голубев


Постановление вносит

министерство общего

и профессионального

образования Ростовской

области

Приложение

к постановлению Правительства

Ростовской области

от 19.07.2012 № 659


КОНЦЕПЦИЯ

развития системы образования

Ростовской области на период до 2020 года


1. Введение


Концепция развития образования Ростовской области на период до 2020 года (далее – Концепция) является документом, определяющим общую стратегию, основные направления, приоритетные задачи государственной политики в области образования и механизмы их реализации как фундаментальной составляющей прогрессивного развития региона.

Концепция разработана в соответствии с организационным Планом мероприятий по реализации в 2012 году Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утверждённой постановлением Законодательного собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 и направленной на вывод отрасли образования на качественно новый уровень, который позволит развивать человеческий капитал, формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность молодых граждан России, стать основой динамичного экономического роста и социального развития регионального сообщества, фактором благополучия, успешности и безопасности людей, проживающих в Ростовской области.

Реализация Концепции позволит достичь положительной динамики ключевых показателей результативности деятельности отрасли «Образование».

Концепция разработана с учетом положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до
2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации
от 07.02.2008 № Пр-212, Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 № 1538-р, иных прогнозно-стратегических и нормативных документов отрасли «Образование».

При разработке Концепции учитывались результаты реализации в Ростовской области приоритетного национального проекта «Образование», Комплекса мер по модернизации общего образования, а также задачи, поставленные Министерством образования и науки Российской Федерации по реализации современной модели образования.

Концепция основывается на принципах образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Федеральном законе от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61.

Концепция основывается на следующих принципах:

образование – важнейший социальный институт, обеспечивающий всем гражданам, проживающим в Ростовской области, равные условия для получения качественного образования как основы благосостояния личности, ее социальной мобильности;

образование – стратегический ресурс устойчивого развития Ростовской области, обеспечивающий сочетание национально-региональных, межрегиональных, общероссийских и международных интересов при решении комплексных проблем образования;

основой, обеспечивающей развитие системы образования, являются всеобщность и вариативность образования, создающие условия для самореализации каждой личности, ее положительную мотивацию к получению образования, подготовленность к выбору профессии в соответствии с запросами личности и общества.

Главнейшим условием для развития экономики страны и формирования ее инновационной составляющей является модернизация системы образования, являющейся основой социального развития общества.

Социально-экономическое развитие современного общества основывается на постоянном обновлении технологий, ускоренном освоении инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям регионального рынка труда.

Важной жизненной ценностью является получение качественного образования – как основы для формирования конкурентоспособной на рынке труда личности.

Принципы развития системы образования области:

открытость образования к внешним запросам;

применение проектных методов;

конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике;

адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

Предлагаемая Концепция закладывает основу для выработки целостной образовательной политики Ростовской области на долгосрочную перспективу.

В настоящей Концепции предлагаются определённые структурные и организационные преобразования, предполагающие внутреннюю трансформацию региональной системы образования, конечной целью которых будут являться приведение ее в соответствие с российскими и общемировыми тенденциями, придание ей гибкости и адаптивности, способности адекватно реагировать на современные и перспективные требования общества. Предлагаемая концепция определяет образование в качестве регионального приоритета и закладывает основу для выработки целостной образовательной политики Ростовской области до 2020 года.

Концепция взаимосвязана с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Ростовской области на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии – модернизации образования.


2. Анализ состояния и основные проблемы

развития системы образования Ростовской области


Образовательный комплекс Ростовской области – один из крупнейших в Российской Федерации, включающий в себя более трех тысяч образовательных учреждений практически всех организационно-правовых форм, типов и видов.

В структуре работающего населения Ростовской области сектор образования занимает второе место после обрабатывающих производств. Так, по данным за 2010 год, среднесписочная численность работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава) по виду деятельности «Образование» составила 147 229 человек, или 12,6 процента от значения показателя в целом по экономике.

Развитие системы образования Ростовской области на сегодняшний день осуществляется в соответствии с направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования на
2011 – 2015 годы, Областной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Ростовской области на 2010 – 2015 годы» и иными программами.

Это создало основу для институциональной перестройки в сфере образования Ростовской области, в первую очередь, касающейся модернизации структуры и содержания общего, профессионального образования, совершенствования его качества, социальной поддержки детства, эффективности управления образовательной системой.

Вместе с тем, системе образования в Ростовской области не удалось преодолеть некоторые проблемы, затормаживающие процесс ее модернизации. Ключевыми проблемами сектора образования Ростовской области являются:

недостаточное финансирование учреждений образования всех типов;

несоответствие материально-технической базы требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

запаздывание в обновлении содержания и технологий образования в зависимости от изменений современного общества и экономики;

неудовлетворительный уровень доступности образования для детей из малообеспеченных семей, сирот и детей с ограниченными возможностями;

дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации;

низкая оплата труда работников образования;

диспропорции системы образования, выражающиеся в отставании уровня развития общего и среднего профессионального образования от высшего профессионального.


2.1. Дошкольное образование


В настоящее время в Ростовской области функционируют 1 418 учреждений образования, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Сеть таких учреждений разнообразна и не ограничивается только традиционными детскими садами.

1 284 (90,6 процента от общего количества учреждений дошкольного образования) составляют государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения; 16 (1,1 процент) – учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста; 105 (7,4 процента) – общеобразовательные учреждения, в которых созданы группы для детей дошкольного возраста; 13 негосударственных дошкольных образовательных учреждений (0,9 процента).

На 1 апреля 2012 г. программы дошкольного образования в различных учреждениях дошкольного образования осваивают свыше 148 тысяч детей в возрасте от 1 года до 7 лет, что составляет 55,3 процента от общего числа детей данного возраста в целом по Ростовской области.

При этом численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения, за последние годы существенно выросла и составила на начало 2012 года 48,7 тысяч детей (в 2010 году – 39,4 тысяч детей, в 2011 году – 40,5 тысяч детей).

Структура «очереди» в дошкольные учреждения неоднородна:

9 979 (20,5 процента) очередников – это дети в возрасте до 1 года, которым место в детском саду реально потребуется через 1,5 – 2 года;

24 442 (50,2 процента) очередников – дети в возрасте от 1 года до 3 лет, большинству из них место в детском саду нужно предоставить в сроки от полутора до трех лет;

14 307 человек в очереди (29,3 процента) – дети старшего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).

Необходимо до 2015 года решить первоочередную задачу – создать не менее 14 307 дополнительных мест для детей от 3 до 7 лет, в период до 2020 года – ликвидировать очередь в дошкольные учреждения полностью.


2.2. Общее образование


Система общего образования Ростовской области включает
1 228 образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, в том числе: 1108 дневных муниципальных общеобразовательных учреждений, 15 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад, 37 вечерних сменных школ, 17 общеобразовательных и кадетских школ-интернатов,
30 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (26 коррекционных школ-интернатов и 4 специальных коррекционных школы), 1 специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением, 2 образовательных учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующих общеобразовательные программы, 5 оздоровительных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторных школ-интернатов,
13 негосударственных общеобразовательных учреждений.

Кадровый ресурс системы общего образования области представлен более чем 30 тысячами педагогических работников.

На протяжении последних лет в области проходят процессы реструктуризации и оптимизации сети общеобразовательных учреждений, которые обусловлены в том числе и сокращением численности обучающихся общеобразовательных учреждений. За последние 5 лет численность обучающихся в сельских школах снизилась более чем на 15 тысяч человек, в ходе проведения мероприятий по оптимизации сети число муниципальных общеобразовательных учреждений сокращено на 108 единиц, в том числе сельских школ – на 70.

В области функционирует 344 малокомплектные школы, что составляет 46,4 процента от общего числа сельских школ, в которых обучается 19 процентов сельских школьников.

В целях создания равных условий для получения качественного общего образования детьми независимо от места проживания в области осуществляется подвоз обучающихся из малокомплектных сельских школ к опорным школам,
в которых концентрируются материально-технические и кадровые ресурсы.

Для обеспечения безопасных и комфортных условий для обучения за 2005 – 2011 годы более чем в 700 муниципальных общеобразовательных учреждениях проведен выборочный и комплексный капитальный ремонт, в том числе по устранению аварийной и предаварийной ситуации.

В целях создания условий для получения качественного образования детьми независимо от места проживания осуществлялось повышение квалификации учителей общеобразовательных учреждений, обеспечение школ широкополосным доступом к сети Интернет, модернизация материально-технической базы, в том числе оснащение компьютерным оборудованием, оборудованием для школьных столовых, учебным, учебно-лабораторным, спортивным, интерактивным оборудованием, поставка школьных автобусов.

96 процентов школ используют в учебном процессе электронные образовательные ресурсы по основным общеобразовательным предметам,
54 процента общеобразовательных учреждений используют компьютерное программное обеспечение для автоматизации процессов управления.

В области осуществляется создание и внедрение среды информационного взаимодействия образовательных учреждений, включая электронный документооборот, публичную отчетность всех учреждений системы образования, перевод образовательных услуг в электронный вид. 90 процентов общеобразовательных учреждений области имеют веб-сайты.

С 1 сентября 2011 г. во всех общеобразовательных учреждениях области введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

В области созданы условия для полноценной интеграции детей-инвалидов в образовательный процесс и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в обучении на дому. Функционирует центр дистанционного обучения детей-инвалидов, в котором 409 детей-инвалидов получают полноценное общее образование с помощью современных технологий в режиме on-line через Интернет индивидуально или в малых группах (до 3 человек).

В 97,6 процента школ области действуют органы государственно-общественного управления, обладающие комплексом управленческих полномочий, в том числе по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения, 32,5 процента школ имеют управляющие советы.

Система общего образования Ростовской области характеризуется стабильно высокими качественными результатами, которые соотносятся со среднероссийскими показателями.

Вместе с тем, системе общего образования Ростовской области не удалось преодолеть некоторые проблемы и противоречия, затормаживающие процесс ее модернизации. В основном это связано с дефицитом финансовых средств на совершенствование школьной инфраструктуры в соответствии с требованиями стандарта, комплексное переоснащение учебного и учебно-наглядного оборудования общеобразовательных учреждений, оборудования спортивных залов, совершенствование организации школьного питания, внедрение действенных механизмов привлечения молодых педагогов в общеобразовательные учреждения и повышение кадрового потенциала отрасли, создание
полноценных условий для получения качественного образования всеми обучающимися, в том числе и детьми со специальными потребностями.


2.3. Дополнительное образование детей


В настоящее время в Ростовской области функционирует 354 учреждения дополнительного образования детей, в том числе в системе образования – 212,
в которых занимаются 291,9 тысяч детей. Охват детей услугами дополнительного образования по области составляет более 66 процентов.

В рамках модернизации образования учреждения дополнительного образования детей успешно интегрировались в образовательное пространство школы. В настоящее время на базе общеобразовательных учреждений функционирует 11,7 тысяч кружков и спортивных секций с общим охватом 210,4 тысяч обучающихся.

В течение учебного года учреждениями дополнительного образования детей проводится более 200 массовых мероприятий областного уровня,
в которых принимает участие более 35 тыс. человек, и готовятся команды для участия во всероссийских и международных мероприятиях. Количество таких мероприятий и число их участников год от года растет.

На базе областных учреждений дополнительного образования детей: функционируют 5 очно-заочных школ, в которых организовано профильное обучение более 1 000 учащихся 8 – 11 классов образовательных учреждений области по общеобразовательным предметам, осуществляется индивидуальная подготовка победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников к заключительному этапу с ведущими учеными и преподавателями ведущих вузов области, функционируют профильные смены для одаренных детей, где отдыхают и обучаются победители и призеры регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников, дети из малообеспеченных, многодетных семей, дети «группы риска», организованы комплексные экологические экспедиции.

Планомерная работа региональной системы дополнительного образования детей дает хорошие результаты. Число представителей талантливой молодежи Дона, получивших премии в рамках приоритетного национального проекта «Образование», за шесть лет его реализации составило 742 человека.

Ростовская область шесть лет подряд занимает первое место в России по количеству лауреатов приоритетного национального проекта «Образование» в номинации «Научно-техническое творчество».

Для обеспечения равного доступа одаренных детей из всех муниципальных образований Ростовской области к получению качественного профильного образования на базе государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Ростовской области «Областной центр дополнительного образования детей» функционирует региональный организационно-методический центр дистанционного образования одаренных детей, в котором обучаются 100 одаренных детей 7 – 10 классов общеобразовательных учреждений области из отдаленных территорий по 10 общеобразовательным предметам.
С сентября 2012 г. планируется расширение деятельности центра дистанционного образования одаренных детей путем увеличения количества дистанционно обучающихся детей до 1 000 человек за счет увеличения числа преподаваемых общеобразовательных предметов.

Вместе с тем существует ряд проблем, тормозящих развитие дополнительного образования детей в Ростовской области:

недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений дополнительного образования детей, особенно спортивной и технической направленности;

низкая заработная плата работников учреждений дополнительного образования детей;

низкое качество услуг дополнительного образования в отдаленных сельских поселениях, в том числе из-за отсутствия квалифицированных кадров.


2.4. Профессиональное образование


Система профессионального образования представлена: 74 учреждениями начального профессионального образования, в том числе 68 подведомственными министерству общего и профессионального образования Ростовской области,
6 – подведомственными департаменту по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области; 61 учреждением среднего профессионального образования, в том числе 46 подведомственными министерству общего и профессионального образования Ростовской области (далее – минобразование области), 7 подведомственными министерству здравоохранения Ростовской области, 5 подведомственными министерству культуры Ростовской области,
1 подведомственным министерству по физической культуре и спорту Ростовской области, 2 учреждениями среднего профессионального образования федерального подчинения. При этом 24 учреждения среднего профессионального образования федерального подчинения переданы в ведение Ростовской области только
в 2012 году.

Кроме того, на территории области функционируют 25 учреждений высшего профессионального образования, не считая филиалов образовательных учреждений других субъектов Российской Федерации.

Начиная с 2007 года, в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 16.05.2006 № 182 «О порядке формирования регионального заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе начального профессионального образования Ростовской области», государственное регулирование подготовки рабочих и специалистов в учреждениях начального профессионального образования осуществляется исходя из прогнозной потребности и на основании ежегодного регионального заказа. Постановлением Правительства Ростовской области от 19.04.2012 № 299 «О региональном заказе на подготовку квалификационных рабочих кадров в государственных бюджетных и автономных образовательных учреждениях начального профессионального образования Ростовской области на 2012 – 2013 учебный год» утвержден региональный заказ на подготовку квалифицированных рабочих кадров в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования Ростовской области на 2012 – 2013 год в объеме 9 325 человек по 55 профессиям, на основании которого осуществляется комплектование образовательных учреждений. При этом увеличен прием по востребованным профессиям: повар, кондитер, продавец, автомеханик, закройщик, тракторист, мастер отделочных и строительных работ, наладчик станков и оборудования в механообработке, токарь-универсал и другие.
В региональный заказ включены новые профессии: мастер жилищно-коммунального хозяйства, машинист крана металлургического производства, мастер сухого строительства, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве, художник декоративной росписи по металлу, изготовитель художественных изделий из тканей с художественной росписью.

С целью построения в Ростовской области системы взаимодействия областных государственных образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и работодателей, обеспечения подготовки рабочих и специалистов с учетом потребности отраслей экономики и предприятий-заказчиков кадров, привлечения дополнительных материально-технических и финансовых ресурсов работодателей для повышения качества подготовки выпускников при активном участии минобразования области и Союза работодателей Ростовской области принят Областной закон от 29.09.2009 № 290-ЗС «О взаимодействии областных государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и работодателей в сфере подготовки и трудоустройства рабочих кадров и специалистов». Закон определил цели, основные направления взаимодействия областных государственных образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и работодателей, в том числе в части трудоустройства выпускников, обеспечил правовые основы совместной деятельности, дал толчок развитию социального партнерства в сфере подготовки кадров, востребованных на региональном рынке труда. В рамках реализации закона учреждениями начального и среднего профессионального образования в 2011 году заключено более 1,8 тыс. долгосрочных договоров с предприятиями – заказчиками кадров (в 2010 году – около 1,2 тыс.). В соответствии с этими договорами предприятия участвуют в разработке и согласовании новых образовательных программ, развитии материально-технической базы, оценке качества подготовки выпускников. Об организации производственного обучения и производственной практики на базе предприятий в 2011 году было заключено более 8,4 тыс. договоров (в 2010 году – 4,5 тыс.).

Для повышения эффективности совместных действий минобразования области, управления государственной службы занятости населения Ростовской области, учреждений профессионального образования, Союза работодателей Ростовской области и предприятий в сфере подготовки и трудоустройства рабочих кадров и специалистов, востребованных на рынке труда, по инициативе минобразования области Областным законом от 18.11.2011 № 730-ЗС внесены изменения в Областной закон от 29.09.2009 № 290-ЗС «О взаимодействии областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и работодателей в сфере подготовки и трудоустройства рабочих кадров и специалистов». Эти изменения направлены на:

расширение целей и направлений взаимодействия областных государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и работодателей в части поднятия престижа рабочих профессий и технических специальностей, востребованных на региональном рынке труда;

обеспечение мер социальной поддержки обучающихся и молодых специалистов из числа выпускников учреждений профессионального образования;

создание Регионального координационного совета по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов.

Реализация вновь введенных положений закона позволит повысить эффективность подготовки рабочих кадров и специалистов, востребованных инновационной экономикой, обеспечить рост трудоустройства и закрепления выпускников на предприятиях.

С 1 сентября 2011 г. 100 процентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования перешли на обучение по новым профессиональным образовательным программам и моделям обучения, разработанным на основе федеральных государственных образовательных стандартов. При этом в целях обеспечения подготовки рабочих кадров и специалистов, соответствующих требованиям инновационной экономики области, в разработке новых образовательных программ принимали участие работодатели.

Поэтапная модернизация материально-технической базы учреждений профессионального образования осуществляется как за счет средств областного бюджета, так и за счет собственных средств образовательных учреждений, средств социальных партнеров: работодателей, попечительских советов, общественных профессиональных объединений и др.

Развиваются 14 региональных отраслевых ресурсных центров подготовки рабочих и специалистов высокой квалификации, созданных на базе государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования: совершенствуется материально-техническая база, расширяется спектр и объём предоставляемых услуг, проводится стажировка педагогических работников одноотраслевых учреждений начального и среднего профессионального образования. В ресурсных центрах созданы условия для получения студентами средних и высших профессиональных учебных учреждений рабочих профессий.

Существующий дисбаланс между спросом и предложением на региональном рынке труда определяет необходимость оптимизации объемов и профилей подготовки рабочих кадров и специалистов, реструктуризации сети учреждений профессионального образования. В соответствии с Областной долгосрочной целевой программой «Развитие образования в Ростовской области на 2010 – 2015 годы» и с учетом передачи в 2012 году с федерального на региональный уровень 24 учреждений среднего профессионального образования продолжилась реструктуризация сети образовательных учреждений профессионального образования.

В целях модернизации и повышения качества профессионального образования минобразованием области совместно с Союзом работодателей Ростовской области, учреждениями профессионального образования и предприятиями – заказчиками кадров проводится работа, направленная на развитие государственно-частного партнерства:

в рамках формирования регионального сегмента системы оценки и сертификации квалификаций выпускников учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, на базе государственных образовательных учреждений профессионального образования создаются Центры оценки и сертификации квалификаций;

в учреждениях высшего профессионального образования формируются корпоративные кафедры, создаются учебно-тренировочные центры совместного пользования.

Вместе с тем существует ряд проблем, решение которых позволит обеспечить инновационную экономику области востребованными рабочими кадрами и специалистами.

Одной из ключевых проблем системы профессионального образования является вопрос о соответствии уровня и качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования требованиям современного рынка труда, востребованности компетенций, усвоенных учащимися, студентами в процессе обучения. Для ее решения образовательными учреждениями проводится системный анализ потребностей предприятий области в рабочих кадрах и специалистах. По результатам исследований, в том числе мнения работодателей, разрабатываются компетентностные модели специалистов, вносятся соответствующие изменения в основные профессиональные образовательные программы, осуществляется постоянный мониторинг трудоустройства выпускников. Учреждения профессионального образования привлекают к образовательному процессу специалистов-практиков, проводят научно-практические конференции, приглашают в качестве председателей государственных аттестационных комиссий руководителей предприятий, учреждений и организаций, заключают договоры о социальном партнерстве в сфере подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов, об организации учебной и производственной практики в условиях предприятий-работодателей. В учреждениях профессионального образования Ростовской области созданы центры содействия трудоустройству выпускников, способствующие их адаптации на региональном рынке труда.


2.5. Кадровое и научное обеспечение

развития регионального образования


Развитие педагогического потенциала, повышение престижа педагогического труда – важное направление развития образования, без которого невозможна его модернизация.

Действующая региональная система педагогического образования представлена сетью учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, обеспечивающей педагогам свободу выбора образовательных программ профессионального продвижения.

В системе педагогического образования Ростовской области действуют
2 педагогических вуза, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации, и 8 педагогических колледжей, находящихся в ведении области, и 1 учреждение дополнительного профессионального образования – государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО).

Повышению квалификации педагогических работников в значительной степени способствует их аттестация. С 2011 года аттестация педагогических работников в Ростовской области осуществляется в соответствии с новым порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Обновление данной процедуры, учитывающее требования новых федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ, позволяет в большей степени стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня компетентности педагогических работников, способствует личностному профессиональному росту и методологической культуре педагогов, использованию ими современных педагогических технологий.

Благодаря мерам, предпринимаемым на федеральном и региональном уровнях, некоторые тревожные тенденции в кадровом обеспечении образовательного комплекса удалось переломить. Существенное повышение уровня заработной платы учителей до уровня средней зарплаты в экономике, ряд мер социальной поддержки молодых педагогов, увеличение материального и морального стимулирования лучших педагогов области привели к повышению значимости роли педагога в обществе. Так, впервые за последние годы отмечается рост доли молодых специалистов со стажем до 5 лет среди учителей общеобразовательных учреждений. Эта доля составила в 2011 году 9 процентов (в 2010 году – 7,9 процента).

В то же время в обеспечении квалифицированными кадрами системы образования имеется ряд проблем:

старение учительского корпуса (доля учителей пенсионного возраста составила в 2007 году 15,7 процента, в 2011 году – 16,9 процента, средний возраст педагогов – 43 года);

невысокий уровень оплаты труда и социальной поддержки молодых специалистов, как следствие – низкая закрепляемость выпускников педагогических вузов;

недостаточный уровень профессиональной подготовки управленческих кадров, прежде всего в экономической, юридической, психологической и коммуникативной областях;

отсутствие эффективных механизмов персонификации и финансового стимулирования непрерывного профессионального педагогического образования.


2.6. Социальная защита, охрана жизни и здоровья детей


В Ростовской области стабильно функционирует разветвленная дифференцированная система специального (коррекционного) образования, которая включает в себя 30 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей, незрячих и слабовидящих, для детей с тяжелыми нарушениями речи, с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата,
с различной степенью интеллектуальных нарушений. В учреждениях обучается свыше 4,5 тыс. детей. Все учреждения находятся в собственности Ростовской области.

Организовано интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе. В настоящее время функционирует 145 специальных (коррекционных) классов для детей, имеющих нарушения слуха, задержку психического развития, умственную отсталость, в которых обучается 1 581 человек. Развивается сеть экспериментальных площадок, инновационных центров по сопровождению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В Ростовской области с 2010 года функционирует Центр дистанционного образования детей-инвалидов. На сегодняшний день 75 процентов детей-инвалидов от общего числа детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний, охвачены дистанционным образованием.

В обычных классах общеобразовательных школ обучается свыше 5 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В 66 общеобразовательных школах лицензирована деятельность по программам специального (коррекционного) образования.

Минобразованием области реализуется Государственная программа «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы». В 2011 году условия для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития, созданы в 10 муниципальных общеобразовательных учреждениях.

В 2012 году мероприятия по обеспечению «архитектурной доступности» образовательных учреждений продолжаются еще в 10 муниципальных общеобразовательных учреждениях. До 2016 года доля общеобразовательных учреждений, в которых будет создана универсальная безбарьерная среда, должна составить 20 процентов от общего числа, до 2020 года – 60 процентов.

Развивается институт школьных уполномоченных по правам ребенка.


2.7. Экономика отрасли «Образование»


Финансовое обеспечение отрасли «Образование» в Ростовской области осуществляется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.

Средства областного бюджета направляются в форме субвенций на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. Кроме того, в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения за счет средств фонда софинансирования расходов муниципальным образованиям области направляются субсидии на капитальный ремонт муниципальных образовательных учреждений, разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт муниципальных образовательных учреждений, организацию и проведение комплекса мероприятий, направленных на поддержание и улучшение системы обеспечения пожарной безопасности муниципальных образовательных учреждений, закупку компьютерного оборудования и программного обеспечения, оплату услуг доступа к сети Интернет для муниципальных общеобразовательных учреждений.

В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с 1 января 2012 г. изменился порядок финансирования образовательных учреждений Ростовской области.

Бюджетным и автономным образовательным учреждениям предоставляются субсидии на финансовое обеспечение государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и субсидии на иные цели, не связанные с возмещением затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации финансовое обеспечение выполнения функций казенных образовательных учреждений осуществляется на основании бюджетной сметы.

В основу расчета объемов субсидий на выполнение государственного задания и бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение деятельности положен принцип нормативно-подушевого финансирования.

Действующая в области система оплаты труда работников образования позволяет образовательным учреждениям самостоятельно распределять фонд оплаты труда и дифференцировать размер заработной платы педагогов в зависимости от качества и результатов их работы.

В 2011 году в рамках Комплекса мер по модернизации общего образования Ростовской областью выполнены обязательства по доведению размера среднемесячной заработной платы учителей общеобразовательных учреждений до уровня средней заработной платы по экономике за I квартал 2011 г. в регионе. В I квартале 2011 г. размер средней заработной платы учителей областных и муниципальных общеобразовательных учреждений составлял 12 112,0 рубля, размер средней заработной платы по экономике региона – 14 917,6 рубля. На 1 января 2012 г. размер средней заработной платы учителей областных и муниципальных общеобразовательных учреждений составил 16 223,1 рубля.


3. Цели и задачи развития системы

образования в Ростовской области


Стратегической целью развития сферы образования в Ростовской области является формирование всесторонне гармонично развитой, социально активной, творческой, патриотичной, духовно-нравственной личности, способной к самореализации и адаптивности в условиях динамично изменяющегося мира. Качество системы образования предопределяет качество человеческого капитала, способность государства ответить на вызовы, стоящие перед ним в социально-экономической сфере, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующую задачу: развитие человеческого потенциала Ростовской области за счет совершенствования системы обучения и переобучения, формирования образовательных кластеров, вовлечения работодателей в образовательный процесс.

Решение обозначенных проблем и достижение поставленной стратегической цели предполагает реализацию следующих мероприятий:

обновление материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями развития общества и экономики, включая оснащение компьютерами, техническое обеспечение дистанционных методов обучения, подключение к сети Интернет и создание современной мультимедийной информационной среды;

внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней, в том числе развитие системы интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

увеличение использования дистанционных технологий для нивелирования различий между городскими и сельскими образовательными учреждениями,
а также организация образовательной деятельности с детьми-инвалидами,
не посещающими образовательные учреждения;

дальнейшее развитие гибкости и вариативности форм предоставления услуг дошкольного образования, а также учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дальнейшее развитие системы негосударственных детских учреждений и семейных детских садов, повышение удовлетворенности населения в услугах дошкольного образования;

реконструкция старых и строительство новых детских садов, отвечающих современным требованиям, или предоставления под них соответствующих помещений;

обновление содержания и технологий обучения, в том числе развитие вариативности образовательных программ и адаптивности содержания школьного образования к различным группам обучающихся (индивидуальные образовательные траектории), внедрение в образовательный процесс модулей по обучению навыкам ведения бизнеса с использованием опыта и методики Международной организации труда (МОТ);

обеспечение адекватности системы образования требованиям рынка труда, расширение номенклатуры дополнительных профессиональных образовательных программ;

обеспечение системного характера подготовки инженерно-технических и рабочих кадров, востребованных региональным рынком труда;

создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;

восстановление престижа системы учреждений начального и среднего профессионального образования, в том числе с привлечением бизнеса, заинтересованного в получении соответствующих кадров; внедрение механизмов соучредительства предприятий-заказчиков кадров;

стимулирование привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда;

дальнейшее развитие международного сотрудничества в сфере профессионального образования;

повышение престижа педагогического труда и развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования, в том числе за счет планомерного повышения оплаты труда работников системы образования, предоставления различных льгот, помощи в приобретении жилья;

проведение повышения квалификации и переподготовки кадров с учетом введения новейших образовательных стандартов;

обновление содержания и технологий обучения, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода в образовании;

формирование эффективной территориально-отраслевой организации системы профессионального образования, ориентированной на потребности регионального рынка труда.


4. Приоритетные
  1   2   3

Похожие:

Постановление от 19. 07. 2012 №659 г. Ростов-на-Дону Об утверждении Концепции развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года iconПостановление от 06. 09. 2012 №871 г. Ростов-на-Дону Об утверждении Концепции развития здравоохранения Ростовской области до 2020 года
В соответствии с обновленной Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года Правительство...
Постановление от 19. 07. 2012 №659 г. Ростов-на-Дону Об утверждении Концепции развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года iconПостановление от № г. Ростов-на-Дону Об утверждении концепции развития здравоохранения Ростовской области до 2020 года
В соответствии с обновленной Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года Правительство...
Постановление от 19. 07. 2012 №659 г. Ростов-на-Дону Об утверждении Концепции развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года iconПостановление от 12. 07. 2012 №632 г. Ростов-на-Дону о внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 29. 03. 2012 №248
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21. 02. 1992 №2395-1 «О недрах», Областным законом от 25. 10. 2002 №275-зс «О недропользовании...
Постановление от 19. 07. 2012 №659 г. Ростов-на-Дону Об утверждении Концепции развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года iconПостановление от 06. 06. 2012 №497 г. Ростов-на-Дону Об утверждении Правил аккредитации журналистов при Правительстве Ростовской области
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27. 12. 1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» Правительство Ростовской...
Постановление от 19. 07. 2012 №659 г. Ростов-на-Дону Об утверждении Концепции развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года iconПостановление
В соответствии с обновленной Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года Правительство...
Постановление от 19. 07. 2012 №659 г. Ростов-на-Дону Об утверждении Концепции развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года iconПостановление от 14. 05. 2012 №361 г. Ростов-на-Дону Об утверждении отчета о ходе работ по Областной долгосрочной целевой программе «Профилактика правонарушений в Ростовской области на 2011 2013 годы» за период 2011 года
Охватывает всех участников образовательного процесса – обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и педагогических...
Постановление от 19. 07. 2012 №659 г. Ростов-на-Дону Об утверждении Концепции развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года iconПравительство ростовской области постановление
В соответствии с обновленной Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года Правительство...
Постановление от 19. 07. 2012 №659 г. Ростов-на-Дону Об утверждении Концепции развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года iconПостановление от 26. 07. 2012 №691 г. Ростов-на-Дону Об областной долгосрочной целевой программе «Развитие здравоохранения Ростовской области на 2015 2020 годы»
Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ» и распоряжением Правительства...
Постановление от 19. 07. 2012 №659 г. Ростов-на-Дону Об утверждении Концепции развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года iconСтратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года
«Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года»
Постановление от 19. 07. 2012 №659 г. Ростов-на-Дону Об утверждении Концепции развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года iconСтратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года
«Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница