Программа дисциплины «Технология исторического исследования» Часть для направления 030600. 68 «История»




Скачать 137.96 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Технология исторического исследования» Часть для направления 030600. 68 «История»
Дата10.03.2013
Размер137.96 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»


Факультет истории


Институт гуманитарных историко-теоретических исследований


имени А.В. Полетаева


Программа дисциплины «Технология исторического исследования»

Часть 1.


для направления 030600.68 «История» подготовки магистра


Автор программы:


Вишленкова Е.А., д-р ист. н., проф. evishlenkova@mail.ru


Одобрена на заседании кафедры истории идей и

методологии исторической науки «__»____________2011 г.

Зав. кафедрой И.Н.Данилевский


Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2011 г.

Председатель Н.А. Проскурякова


Утверждена УС факультета истории «__»____________2011 г.

Ученый секретарь О.С.Воскобойников


Москва, 2011



  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.68 «История», обучающихся по магистерской программе и изучающих первый год дисциплину «Исследовательский семинар».

Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ ВШЭ.



  1. Цели освоения дисциплины.

Целью освоения дисциплины «Исследовательский семинар» (первый год обучения) является овладение навыками академической работы и научной деятельности. Для этого магистр должен научиться;

    • Рационально организовывать исследовательскую работу с научной литературой и архивными фондами;

    • Оптимизировать поиск информационных ресурсов;

    • Понимать и объяснять границу между историческим источником, историческим описанием и исследовательской литературой

    • Выбирать релевантные для целей проводимого исследования типологии исторических источников;

    • Делать аналитические обзоры источников по теме своей магистерской диссертации;

    • Понимать интерпретационную открытость источника;

    • Овладеть жанром научной рецензии

    • Получить опыт научной дискуссии и публичной зашиты




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в ходе освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

    • Освоить правила цитирования исторических документов, оформления библиографических сносок

    • Разработать логистику собственного исследования

    • Различать жанры исторического письма, составлять библиографические описания, осуществлять поиск библиографической информации

    • Обрести навыки конспектирования и реферирования научной литературы

    • Научиться готовить структурированное интервью


В результате освоения дисциплины студент получает следующие компетенции:



Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения,

способствующие формиро-

ванию и развитию компе-

тенции

Владение практическими навыками применения общепрофессиональных знаний теории и методов исторического исследования; способностью выявлять, понимать, критически анализировать и излагать ретроспективную и актуальную информацию



ПК12, ПК14, ПК15, ПК16

Дает определение жанров исторического письма, обосновывает выбор источников и методики работы с ними, понимает последовательность этапов научного исследования, значение основных принципов научной этики в академической деятельности, критически оценивает работу с источниками

Семинарские и практические занятия, дискуссии, написание реферата и рецензии.




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа».

Изучение данной дисциплины имеет целью развитие полученных в бакалавратуре знаний о специфике исследовательской работы в рамках исторической профессии.


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны иметь следующие знания и компетенции:

  • Знание отечественной и всемирной истории на уровне программы бакалавратуры по истории

  • Знание обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы

  • Понимать термины и категории исторической науки

  • Умение работать с компьютером, ориентироваться в Интернет-ресурсах

  • Знать английский язык для чтения научной литературы по специальности


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех других профессиональных и специальных дисциплин.


5. Тематический план учебной дисциплины



Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Лекции Сем.и практич.


Самостоятельная работа

1

Вводное занятие «Что такое магистерская диссертация по истории знания?»

4

4







2.

Выбор темы магистерского исследования

12




12

12


3.

Библиография, библиографическая аннотация, библиографический обзор

12




12

12

4.

Подход к теме исследования

18




18

18

5.

Поиск источников

24




24

24

6.

Язык источника

20




20

20

7.

Проблема интерпретации источниковых свидетельств по истории знания

24




24

24

8.

Экзамен – круглый стол

2











Итого:

110




108

108



  1. Формы контроля знаний студентов.

Тип контроля

Форма контроля




Кафедра

Параметры

Промежуточный

Рефераты, историографические обзоры




КИИиМИН




Итоговый

Экзамен




КИИиМИН







    1. Критерии оценки знаний, навыков

Реферат – продемонстрировать владение первичными навыками реферирования научной литературы.

Историографический обзор требует довольно сложных навыков анализа исследовательской литературы и выявления тенденций в научном осмыслении темы

Экзамен – владение базовыми навыками источниковедческого и историографического анализа, типологии источников, внутренней и внешней критики источникового текста, знание предмета и задач университетской истории, ее места в системе исторического знания, ее специфики как научного направления, особенностей истории российских университетов.



  1. Содержание дисциплины


Тема 1: Вводная лекция «Что такое магистерская диссертация по истории знания?» Особость обучения в национальном исследовательском университете. Роль научной работы в Высшей школе экономики. Устройство научной деятельности НИУ ВШЭ.

Рекомендации по выбору темы и научного руководителя. Связь этого выбора с опытом бакалаврских исследований студента. Объем, структура и профессиональные требования к диссертации. Специфика диссертационного жанра. Язык аналитического письма. Процедуры, последовательность и хронология исследовательской работы. Зависимость историка от специфики источников.

Организация работы в семинаре.


К Теме 1: Обязательная информация


К Теме 1: Литература для чтения

Дройзен И. Г. Историка. Пер. с нем. СПб.: Владимир Даль, 2004.

Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира: пер. с фр. М.: Высшая школа, 1992 [1986].


Тема 2: Темы магистерских исследований

Специфика исследований по истории знания. Условия междисциплинарности. Характеристика дисциплинарного поля истории знания. Возможные исследовательские подходы и настройки аналитических оптик. Самопрезентации научных интересов и предпочтений преподавателей магистерской программы.


Задания для практических занятий:

Сформулировать темы исследований и написать обоснование их научной значимости и новизны, согласовать с научными руководителями


К Теме 2: Литература для чтения

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. 2-е изд.: пер. с фр. М.: Наука, 1986 [1949].

Боден Ж. Метод легкого познания истории (фрагмент) [1566]: пер. с лат. // Диалог со временем. 2000. Вып. 2. С. 198–206.

Болингброк. Письма об изучении и пользе истории: пер. англ. М.: Наука, 1978 [1752].

Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность [1958] // Философия и методология истории. Сборник переводов / Ред. И. С. Кон. М.: Прогресс, 1977. С. 115–142.


Тема 3: Библиография, библиографическая аннотация, библиографический обзор

Что такое библиография? Российские государственные библиографические стандарты. Международные библиографические стандарты. Международный стандартный номер книги (ISBN). Составление тематических каталогов. Принципы библиографического аннотирования. Составление библиографических обзоров. Правила и методика составления библиографии по теме. Библиографические справочники по историческим наукам.


Задания для практических занятий:

Составить библиографию по теме исследования на основе библиографических справочников и указателей, электронных каталогов библиотек и полнотекстовых баз данных (например, JSTOR). Оформить список в соответствии с библиографическим стандартом. Приготовить аннотации на отдельные исследования. Сделать аналитический обзор литературы по теме магистерской диссертации.


К Теме 3: Литература для чтения

Дюби Ж. Трехчастная модель или представления средневекового общества о самом себе: пер. с фр. М.: Языки русской культуры, 2000 [1978].

Зиммель Г. Проблема исторического времени [1917] // Зиммель Г. Избранное. В 2-х т.: пер. с нем. М.: Юрист, 1996. Т. 1. С. 517–529.

Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время: в поисках утраченного. М.: Языки русской культуры, 1997.


Тема 4: Подход к теме исследования

Методология и методы исследования. Исследовательские проблемы темы. «Естественный» и аналитический взгляд. Научная новизна: принципы ее определения. Актуальность: традиция и новация.


Задания для практических занятий:

Выбрать и описать теории, на которые опирается студент-исследователь. Сформулировать исследовательские проблемы для собственной работы. Объяснить актуальность выбранной темы. Определить научную новизну проводимого исследования через историографические лакуны и использованный подход.


К Теме 4: Литература для чтения


Барг М. А. Категории и методы исторической науки. М.: Наука, 1984.

Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. М.: Языки славянских культур, 2002.

Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа Анналов. М., 1993.


Тема 5: Поиск источников

Логика поиска источников для темы. Какие типы текстов потребуются для данного исследования. Каковы места их хранения. Источниковые возможности Интернета. Исторический и историографический источник. Возможности изготовления источников.


Задания для практических занятий:

Обзор источников по теме магистерской диссертации. Группировка источников по видам и типам. Их характеристика с точки зрения репрезентативности, информационной ценности и роли в конкретном исследовании.


К Теме 5: Литература для чтения


Нора П. и др. Франция–память: пер. с фр. СПб.: Изд-во СПб университета, 1999.

Про А. Двенадцать уроков по истории. Пер. с фр. М.: РГГУ, 2000 [1996].


Тема 6: Язык источника

«Лингвистический поворот». Семантика, прагматика и семиотика текста. Гендерные коды письма. История понятий и история концептов. Язык документа и язык исследовательского нарратива: проблема соотнесения. Саморепрезентации. Метафоры. Речевые формулы..


Задания для практических занятий:

Представить анализ языка какого-либо исторического источника по теме магистерской диссертации (текст не менее 3 страниц)


К Теме 6: Литература для чтения


Козеллек Р. Случайность как последнее прибежище в историографии [1979] // THESIS. 1994. Вып. 5. С. 171–184.

Ле Гофф Ж. О биографии исторического персонажа. (Людовик Святой) [Введение к книге «Людовик Святой»] // Казус. 1999. М.: РГГУ, 1999. Вып. 2. С. 101-117.

Медик Х. Микроистория [1994] // THESIS. 1994. Вып. 4. С. 193–202.

Шоню П. Экономическая история: проблемы и перспективы [1974] // THESIS. 1993. Вып. 1. С. 137–151.


Тема 7: Проблема интерпретации источниковых свидетельств по истории знания

О субъективности источника и исследователя. Эффект объективности. Научный текст как способ объективации реальности. Способы аргументации. Примеры включения «голоса эпохи» в исследовательский нарратив.


Задания для практических занятий:

Предложить авторский анализ двух разного типа источников по теме диссертации, выявить иные исследовательские их интерпретации

Представить для анализа в семинаре две главы из собственной исследовательской работы и написать рецензию на соответствующие главы своих сокурсников


К Теме 7: Литература для чтения


Барг М. А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль, 1987.

Дрей У. Еще раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке [1963] // Философия и методология истории / Ред. И. С. Кон. М.: Прогресс, 1977. С. 37–71.

Кокка Ю. Социальная история: между структурной и эмпирической историей [1986] // THESIS. 1993. Вып. 2. С. 174–189.

Эриксон Э. Г. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование: пер. с англ. М.: Медиум, 1995 [1958].



  1. Образовательные технологии

Данная дисциплина преподается в форме семинарских и практических занятий. В начале каждого занятия студенты прослушивают вводный материал и получают методические рекомендации по теме. Отдельные занятия строятся в виде дискуссии со студентами или выступлений учащихся с выполненными самостоятельными занятиями. В процессе занятий студенты учатся искать необходимую информацию в различных ресурсах, знакомятся с подобранной для них литературой, обсуждают ее в аудитории, представляют обзоры и рефераты, выполняют задания по библиографическому описанию и реферированию, анализируют исследовательские достижения и ошибки друг друга. Часть занятий организованы в виде мастер-классов ведущих специалистов, работающих по данной магистерской программе и приглашенных иностранных профессоров.


  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента.


9.1. Задания для самостоятельной работы


  1. Сделать рефераты (10 тыс. знаков) по обязательной для чтения литературе

  2. Составить базу данных на источники по теме магистерской диссертации

  3. Вести электронный каталог исследовательской литературы по теме диссертации

  4. Подготовить статью по теме диссертации

  5. Написать рецензию на статью участника семинара



9.2 Перечень вопросов к экзамену по всему курсу:

Роль науки в НИУ ВШЭ

Правила библиографического описания

Оформление научно-справочного аппарата исследования

Правила реферирования

Нормы и этика цитирования

Логика поиска информации для историка

Построение библиотечных каталогов

Обоснование выбора источников для исследовательской темы

Методы интерпретации использованных текстов

Типология использованных источников


  1. Порядок формирования оценок по дисциплине.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов (изучение Интернет-ресурсов, составление библиографии темы, библиографической аннотации, бибилографического обзора, рефератов научной литературы, творческих заданий); степень активности и готовность (с учетом знакомства с рекомендуемой литературой) к обсуждению проблем, рассматриваемых в семинаре – Осам

Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты написания магистерской работы – Ореф.

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле:

Оитоговый = k1Oэкзамен + k2Oреф.+k3Oсам


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовый учебник

Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания. Учебное пособие. СПб., 2008.

11.2 Основная литература

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка / Пер. Е.М. Лысенко. 2-е изд., доп. М., 1986.

Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография / Пер. Ю.А. Асеева. М., 1980.

Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть ремеслом историка/ Пер. с англ. М., 2000.

Похожие:

Программа дисциплины «Технология исторического исследования» Часть для направления 030600. 68 «История» iconПрограмма дисциплины «Технология исторического исследования» Часть для направления 030600. 68 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Технология исторического исследования» Часть для направления 030600. 68 «История» iconПрограмма дисциплины «Исследовательский семинар: Технология исторического исследования» Часть для направления 030600. 68 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Технология исторического исследования» Часть для направления 030600. 68 «История» iconПрограмма дисциплины «Общая и историческая география» для направления 030600. 62 «История» (бакалавриат)
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Технология исторического исследования» Часть для направления 030600. 68 «История» iconПрограмма дисциплины «Специальные исторические дисциплины» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Технология исторического исследования» Часть для направления 030600. 68 «История» iconПрограмма дисциплины «История правовых и политических учений» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Технология исторического исследования» Часть для направления 030600. 68 «История» iconПрограмма дисциплины «Введение в профессию» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Технология исторического исследования» Часть для направления 030600. 68 «История» iconПрограмма дисциплины «Исследовательский семинар: Изучение человека в истории» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Технология исторического исследования» Часть для направления 030600. 68 «История» iconПрограмма дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Технология исторического исследования» Часть для направления 030600. 68 «История» iconПрограмма дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни»  для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Технология исторического исследования» Часть для направления 030600. 68 «История» iconПрограмма дисциплины «формы знания в исторической ретроспективе»  для направления 030600. 68 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 68 «история» подготовки магистра,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница