Заключение 17 Список использованных источников 18




Скачать 225.13 Kb.
НазваниеЗаключение 17 Список использованных источников 18
Дата09.03.2013
Размер225.13 Kb.
ТипДокументы


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(государственный университет)»


БАЗА ЗНАНИЙ АРХЕТИПИЧЕСКОЙ СИМВОЛИКИ


Выпускная квалификационная работа студента 437 группы ФАКИ

Татариновича Игоря Эдуардовича


Научный руководитель: кандидат технических наук,

доцент Капустян Виктор Михайлович


Научный консультант: доктор технических наук,

профессор Беляев Игорь Петрович

Научный консультант: доктор философских наук,

профессор Кобзев Артем Игоревич

Научный консультант: кандидат филологических наук,

доцент Рыков Владимир Васильевич

Научный консультант: кандидат биологических наук

Файдыш Евгений Александрович


Долгопрудный 2008

Оглавление


Аннотация 3

Введение 4

Глава 1. Предметная область 5

Глава 2. Построение модели 9

2.1. Инженерия знаний. Модели представления знаний 10

2.1.1. Продукционные модели 11

2.1.2. Фреймы 11

2.1.3. Формальные логические модели 11

2.1.4. Семантические сети 12

2.2. Связи 12

2.3. Нечеткость знаний 13

2.4. Метрика в символьном пространстве 14

Глава 3. Реализация 15

3.1. Особенности практической реализации 15

3.2. Пример вывода 16

Заключение 17

Список использованных источников 18



Аннотация


Работа ставит своей целью создание конечного инструмента, оказывающего специалистам справочную помощь, а также помощь в поиске аналогий при анализе в различных дисциплинах, имеющих дело с символиками тех или иных традиций.

В качестве основополагающей берётся теория Карла Густава Юнга о коллективном бессознательном и архетипах. Демонстрируется, каким образом эта теория может служить созданию инструмента в области культурной компаративистики, инструмента, позволяющего вводить количественные характеристики качественно определенным понятиям.

Проводится необходимый анализ и описываются детали построенной модели, использованной для программной реализации инструмента. К работе прилагаются исходные коды, схема БД, скрипты и прочие компоненты построенного программного комплекса.

Введение


Целью работы является создание экспертного инструмента, позволяющего специалистам различных отраслей знаний проводить поиск аналогий и сравнительный анализ различных содержаний.

Под такими отраслями понимается прежде всего весь корпус гуманитарных наук, имеющих потребность в такого рода компаративистике: культурология, фольклористика, религиоведение и история религий, сравнительная мифология, этнография. Дело не только и не столько в том, что эти дисциплины уже в силу специфики своего предмета сталкиваются с огромными массивами содержаний различных символик и потому требуют объёмных каталогов (структур) для хранения этих данных (в конце концов словарей и энциклопедий символов существует огромное множество), - но и в том, что для оперативной обработки такой информации каталоги (структуры) должны быть многосрезовыми, а линейная организация уже упомянутых словарей и энциклопедий символов никак не может удовлетворять этому условию. Их списочная форма естественно позволяет упорядочивание по одному единственному признаку, что просто никак не согласуется с определяющим свойством их контента - символами как формой, отличащейся неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

Другой сферой применения инструмента логично должно было бы стать многим направлениям психологии (аналитической, архетипической, трансперсональной, интегральной и другим), чьи методы терапии нуждаются в толковании или, вернее, понимании образов, порождаемых бессознательным пациентов: юнгианское "значение сновидений", методы активной имагинации, сеансы холотропного дыхания, или, например, работа с продуктами психики в кризисных ("патологических") состояниях приводят великое множество примеров, демонстрирующих свою архетипичность (таких, например, как различные повторяющиеся сюжеты мифологий "примитивных" обществ и древних культур, причем вне всякой зависимости от знакомства с ними пациента) и потому требующих от терапевта широких знаний, изначально выходящих за рамки его специальности. Представленная работа таким образом существенно облегчает эту задачу.

Ну и наконец нельзя не назвать такие очевидные точки приложения как реклама и дизайн: первая давно и беззастенчиво использует открытия законов человеческой психики в своих целях, послядняя же в своём постоянном поиске свежих мотивов регулярно обращается к традиционным наследиям.

Прежде чем приступить к работе был произведен поиск работ по сходной тематике. Оказалось, что существует достаточное количество источников по исследованиям в области инженерии знаний, структурной и компьютерной лингвистике, аналитической психологии, - но в рамках своих специализаций. То есть несмотря на тщательный поиск, работ аналогичных этой найдено не было. Думается, что это связано с трудностями в преодолении известного разрыва между гуманитарными и техническими науками. Надеюсь, что эта работа послужит их интеграции.

Глава 1. Предметная область



Необходимое введение в предметную область с тем, чтобы не отодвигать его слишком глубоко в историю и вместе с тем не упустить из виду важные его составляющие, представляется оптимальным начать с психоанализа. Именно Зигмунд Фрейд, его основатель, разработал и предложил учение о бессознательном как активной, но не осозноваемой части психики, оказывающей тем не менее сильное влияние на повседневную жизнь человека. Популярной сознанию аналогией может служить луч прожектора, вырывающий своим светом какой-то ограниченный участок общей картины, которая однако к нему одному не сводится, - не перестаёт существовать только из-за того, что становится невидимой. Фрейд сводил содержание такого бессознательного к стремлениям и желаниям, вытесненным из тем самым противопоставляемого ему сознания. Эта теория послужила основой для многих ветвей психологии. Например Альфред Адлер, ученик Фрейда и создатель индивидуальной психологии, в общем придерживался той же концепции вытесненных стремлений, установив лишь их акцент на "воли к власти" - потребности личности в достижении превосходства (так, термин "комплекс неполноценности" принадлежит именно Адлеру).

Как бы там ни было, обе упомянутые системы оперируют содержаниями бессознательного прежде всего как об основанными на предшествовавшем индивидуальном, чаще детском, опыте человека. Именно это качественно и отличает их понимание бессознательного от глубоко пересмотренного, расширенного и предложенного Карлом-Густавом Юнгом. Юнг говорит, что вытесненные стремления составляют лишь часть всей массы бессознательного: так называемое "личное бессознательное" - в силу основанности этой части на личном опыте. Не отрицая её существование и важность, он тем не менее концентрирует своё внимание на изучении содержаний бессознательного совершенно иной, неиндивидуальной природы, а его пласт, в противоположность "личному бессознательному", называет "коллективным".

Если говорить кратко, то коллективное бессознательное - это сфера психической наследственности [60]. Или иначе: если бессознательное можно определить как "совокупность всех психических явлений, не обладающих качеством сознания" [49], то коллективное бессознательное - "нечто, что не обязано своим существованием личному опыту и потому не является личным приобретением" [58]. Из-за его нечастного характера, его содержания только вторично могут стать сознательными. Что и происходит, например, в примитивных родоплеменных учениях, где получив сознаваемые формы коллективные представления непременно видоизменяются и приобретают традиционную окраску, но остаются тем не менее легко узнаваемыми в силу своих распространенности и универсальности. Я говорю прежде всего о бесчисленном количестве параллельных - то есть имеющих необъяснимую близость, повторяющих себя в общем, а часто даже и в деталях - мифологических мотивов или сюжетов сказок, зарегистрированных антропологическими исследованиями (чего только стоит 12-томный труд Фрэзера - "Золотая ветвь"! [29], [30]). Это действительно удивительно, что буквально на противоположных сторонах Земли мифы и легенды культур, не имевших никаких средств для коммуникации и даже остающихся первобытными по сей день (что особенно справедливо для Южной Америки и Австралии), - мифы и легенды таких культур находят своих братьев-близнецов.

Труды этнографов приводят множество свидетельств подобных параллелей. Чтобы объяснить такое число совпадений в одних только рамках теории миграции, ее пришлось бы сделать просто фантастической. Об этом и говорит, например, Фрэзер в своей книге "Фольклор в Ветхом Завете", размышляя о повсеместности отдельных мифов. Он приходит к выводу о том, что теорией миграции в объяснении распространенности мифологических мотивов можно воспользоваться лишь в ограниченном числе случаев, а в оставшейся их части следует признать самобытность возникновения легенд.

Юнг же для популярного объяснения теории коллективного бессознательного предлагает наглядную аналогию, напоминая о том, что мы ведь не удивляемся, сталкиваясь с каким-нибудь диким племенем, что у них две руки, две ноги и в принципе - то же тело что и у нас за вычетом всех индивидуальных и этнических особенностей. И нет совершенно никаких препятствий тому, чтобы подобное было справедливо и для данных нам изначально психических содержаний вроде приведенного примера с мифами. Именно для таких содержаний коллективного бессознательного, предельно обобщенных сюжетов волшебных сказок, мифологических мотивов и коллективных первообразов вообще, Юнг и вводит специальный термин - "архетип".

Архетипы - это "осадки постоянно повторяющегося опыта человечества" [51], сложившиеся коллективные образы. Возвращаясь к мифологическим мотивам, чтобы установить разницу между конкретным сюжетом и архетипом важно понять, что "по существу архетип представляет собой то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь сознательным и воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает" [52]. То есть это не столько сам сюжет, сколько то, _из чего он следует_ (к слову, до термина "архетип" Юнг использовал термин Urbild - "первообраз"). В повседневной жизни архетипы могут посещать нас в сновидениях или фантазиях, в патологических состояниях - в галлюцинациях (так, идея коллективного бессознательного посетила Юнга, когда он впервые столкнулся с поразительным сходством одного мифологического представления с бредовыми идеями некого душевнобольного, имея при этом убедительные доказательства того, что этого мифа пациент знать не мог).

Но вообще говоря, не новы ни концепция, ни сам термин - об этом говорит и сам Юнг: выражение "архетип" встречается уже в античности, как синонимичное платоновской идее [61]. В другой книге, "Воспоминания, сновидения, размышления" [45], Юнг подробнее останавливается на известной ему истории этого термина, рассказывая о его употреблении у Филона Иудея, Иринея и Августина. Также врядли можно сказать, что Юнгу принадлежит первенство привнесения подобной концепции в науку - вот перечень понятий, в той или иной степени идентичных юнговскому архетипу (перечень, который наверняка при желании можно сделать длиннее): Анри Юбер и Марсель Мосс в области сравнительного религиоведения оперировали т.н. "категорией имагинации" (воображения); Люсьен Леви-Брюль, основоположник концепции "пралогического" мышления (психология примитивов), в отношении таких передаваемых из поколения в поколение образов первобытного человека употреблял понятие "representations collectives" ("коллективные представления"), его же использовал и Эмиль Дюркгейм (основатель французской социологической школы); Адольф Бастиан (известный этнолог) называл их элементарными, или пра- мыслями; Герман Узенер в своих исследованиях мифологии говорил о "бессознательном мышлении"; в общем восходить по лестнице антиципации термина "архетип" при желании можно достаточно долго - так, даже Декарт писал о "врожденных идеях" [37]. Но несмотря на такую общирную предысторию, а также значительное число сходных понятий-ровесников ("космическое сознание" Э. Фромма, "бессознательные структуры" К. Леви-Стросса, аналогичные представления Ж. Лакана и др.), именно "архетип" впоследствие получил самое широкое распространие и общеупотребительное значение.

Теперь перейдём наконец к главным посрденикам между коллективным бессознательным и сознанием - к символам. Они возникают из скрытого содержимого психики и представляют собой бесчисленные вариации основных архетипических образов. Именно и прежде всего в виде символов последние посещают нас в обычной жизни в снах или фантазиях. В своём толковании сновидений Юнг придавал их анализу огромную важность (он представил свой метод, т.н. амплификацию - расширение и углубление образа сновидения при помощи направленной ассоциации и исторических параллелей из области мифологии, мистики, фольклора, истории религии, искусства и т.п., что в конечном счете помогает прояснить его смысл [7]). Символ - дериват архетипа. И уже поэтому он отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

Ни для кого не секрет, насколько богаты символики различных религий, культур и традиций, и сколько вместе с тем между ними общего. Сохранившиеся многочисленные свидетельства в материальной культуре человечества, они остаются едва ли не единственным объективным источником для анализа учёными культур, порой давно прекративших своё существование. Именно в помощь прежде всего таким трудам и предназначается эта дипломная работа: работа по созданию инструмента, облегчающего анализ такой ёмкой системы как архетипическая символика.

Глава 2. Построение модели



Прежде чем проводить какой-либо синтез вообще, необходимо произвести анализ изучаемой системы, т.е. формализовать представления о предметной области, прежде всего сформировав модель, содержащую основные сущности, определяющие особенности предметой области, связи между ними и протекающие процессы. В процессе такого анализа оказалось, что сущности в изучаемой системе можно классифицировать по их четко выраженной природе:

- принадлежащими к действительному миру физических явлений

- относящимися к информационной, символической сфере

- содержаниям психики человека


О подобном делении на три "мира" писал ещё наш выдающийся философ и мистик Григорий Сковорода в XVIII-ом веке (а именно он говорил о макрокосме - вселенной, микрокосме - человеке, и о некоей связующей их символической реальности).

Неизвестно, насколько был знаком с воззрениями Г. Сковороды структуралист Ж. Лакан, однако именно он в XX-ом веке изобразил схему "реальное"-"воображаемое"-"символическое", которую сам называл главной в своём учении. Эту схему он обычно наглядно представлял в виде колец Борромео, демонстрируя их взаимосвязанность.

О том, что подобный подход не нов в системном анализе, свидетельствует следующая выдержка [3]:

"В интересах системного анализа предметных областей с очевидностью можно из множества объектов (вещей) выделить три фундаментальных не пересекающихся класса.

Первый класс обозначим Re - это все объекты физической реальности, наблюдаемые с помощью органов чувств или регистрирующей аппаратуры. Например, звезда, планета, коробок спичек.

Ко второму классу, обозначаемому Inf, относятся все объекты информационной сферы деятельности. Например, чертеж, текст, произведения живописи, файл, фотография.

К третьему классу, обозначаемому Im, относятся объекты, характерные для человеческого сознания (образы).

О существовании перечисленных трех классов объектов шли многочисленные дискуссии еще в пятидесятые годы (например, категориальное понятие информации появилось только в 1948 году)."

В исследуемой предметной области к классу Im будут относится объекты сознания и бессознательного человека: идеи, архетипы, мифологические мотивы и т.д. Символы естественно относятся к информационному полю (Inf). И наконец содержаниями класса объектов физической реальности являются конкретные произведения, останки материальной культуры, свидетельствующие о действительной принадлежности символов к той или иной традиции. Они могут иметь самую различную форму: изобразительную, архитектурную и т.д.




2.1. Инженерия знаний. Модели представления знаний



Перейдём теперь к краткому рассмотрению такого раздела искусственного интеллекта как инженерия знаний, занимающегося задачами добычи и формализации знаний.

Термин "знания" является центральным. Существуют большое количество различных его определений, приведу следующее:

"Знания - это закономерности предметной области (принципы, связи, законы), полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области" [9]. База знаний - ядро любой интеллектуальной системы, основанной на знаниях. Существуют десятки моделей для их представления, но большинство из них может быть сведено к следующим [9]:

- продукционные модели

- фреймы

- формальные логические модели

- семантические сети

2.1.1. Продукционные модели



Система продукций очень распространена, - она привлекательна своей относительной простотой, высокой модульностью, легкостью внесения дополнений и изменений. Базой знаний в этой модели является набор правил вида "если <антецедент>, то <консеквент>" (потому её ещё называют базой правил). Антецедент - это условие, образец, по которому осуществляется поиск в базе. Консеквент - действия при успешном исходе поиска.

2.1.2. Фреймы



Термин фрейм (frame) был предложен М.Минским для обозначения структуры знаний для восприятия сцен. Процитируем основоположника: "Когда человек попадает в новую ситуацию, он вызывает из своей памяти основную структуру, именуемую фреймом. Фрейм - это единица представления знаний, запомненная в прошлом, детали которой при необходимости могут быть изменены согласно текущей ситуации. [...] На самом верхнем уровне фрейма представлена фиксированная информация: факт, касающийся состояния объекта, который обычно считается истинным. На последующих уровнях расположено множество так называемых терминальных слотов (терминалов), которые обязательно должны быть заполнены конкретными значениями и данными" (отрывок взят из [13]). Содержание базы знаний составляют фреймы-образцы, или прототипы.


2.1.3. Формальные логические модели



Формальная система - это четверка вида .

T - множество базовых элементов, не расчленяемых на более простые (например, буквы)

L - множество синтаксических правил (например, слова)

Q - множество аксиом, синтаксически правильных образований, априорно принимаемых

R - множество правил вывода


Однако, "в подобных системах вывод всегда правилен, но это ничего не говорит об истинности получаемого заключения" [24]. Хорошевский также опускает их рассмотрение т.к. "эта логическая модель ... предъявляет очень высокие требования и ограничения к предметной области" [9].


2.1.4. Семантические сети



Семантическая сеть - это граф, вершинами которого являются понятия, дугами - отношения между ними. Изначально эта модель была предложена американским психологом Куиллианом для описания структурной организации долговременной памяти человека (эта модель и по современным представлениям более других соответствует действительности). Таким образом семантические сети имеют глубокое психологическое обоснование.

Результатом поиска решения в такой базе знаний является фрагмент всей сети, некоторая её подсеть, - т.е. это своеобразная "вырубка" окна в общей картине, содержание которого удовлетворяет условиям конкретного запроса.

Именно семантическая сеть была избрана в данной работе в качестве базовой структуры хранения знаний. Причем программный комплекс будет визуализировать произведенный вывод непосредственно в сетевом, графовом виде. Это очень наглядная форма, демонстрирующая присущие символам полисимию и синонимию.

2.2. Связи



В качестве базовых, необходимых отношений между объектами системы практически во всех базах знаний с моделью представления знаний основанной на неоднородной (т.е. с различными типами отношений) семантической сети выбираются как правило два:

- отношения вида "родетель-ребёнок" ("класс-подкласс", "A-Kind-Of", "Is")

- отношения вида "часть-целое" ("состоит", "Include", "A-Part-Of и т.д.)


Увеличение числа отношений может привести к чрезмерной "тяжеловесности" системы, сделать работу в такой системе очень трудоёмкой (так, в "ситуационном управлении" Поспелова количество типов связей разрослось настолько, что превысило две сотни). Однако представляется актуальным ввести ещё один тип отношений, а именно instance-of - т.е. "экземпляр", "конкретный пример". В системах, в которых данный тип отсутствует, его роль заменяет "A-Kind-Of", однако его введение обосновано: это связано с потенциальными ошибками логического вывода при рассмотрении наследованных свойств (см. "представление и использование знаний"). Кроме того в виду использования разбивки объектов на три фундаментальных класса кажется неправильным какое-либо наследование между объектами принципиально различной природы.

Таким образом в системе учавствуют следующие типы связей: "A-Kind-Of" и "A-Part-Of" для однородных объектов (т.е. принадлежащих одному полю: Re-Re, Inf-Inf, Im-Im), и Instance-Of для объектов различной природы (для отношений Re-Inf, Inf-Im).

2.3. Нечеткость знаний



Теперь перейдем к решению следующей проблемы: дело в том, что в такой "гуманитарной" области как рассматриваемая, никаких однозначных и достоверных утверждений быть не может, истинность утверждения относительна, а то и является предметом споров, и даже будучи согласны в целом, эксперты могут расходиться в деталях при оценке того или иного явления. То есть такое знание нельзя интерпретировать как исключительно истинное или ложное, оно размыто и потому характеризуется некоторой неточностью. Для решения проблем формализации такого знания в 70-х годах американский математик Лотри Заде предложил аппарат нечеткой алгебры и нечеткой логики (англ. "fuzzy" - "неясный", "неопределенный"). В данной работе степенью неточности знания в виде набора отношений будет ее численная оценка экспертом: каждая связь обладает полем её достоверности - так называемом "весом", областью значений которого является отрезок [0,1] (единица соответсвтует абсолютной достоверности связи).

2.4. Метрика в символьном пространстве



Закончить обзор хотелось бы набросками о возможном введении метрики в символическом пространстве. Вообще говоря изыскания в этой области ведутся. Самым простым решением в избранной модели - семантической сети - стало бы определение метрики как расстояния между двумя узлами графа. Однако такая метрика скорее подходит для выстроенных таксономий, нежели для исследуемой области, когда о полноте информации говорить не приходится, - метрика представляется нечувствительной к плотности пространства т.е. уточнение той или иной области базы знаний будет приводить к существенным изменениям значения метрики в сравнении с другими областями базы. Подобной является метрика Резника для семантической близости слов: два слова считаются тем более похожими, чем более информативен концепт, к которому соотнесены оба слова, то есть чем ниже в таксономии находится общий верхний концепт [16].

Но всё же содержание базы знаний предполагается динамическим и растущим, а потому сходимость и устойчивость метрики к растущей плотности тех или иных участков сети очень важна. Предлагается развить следующую идею: каждый символ, элемент пространства Inf, заметает некоторую неоднородную (в силу нечёткости знаний) область значений пространства Im. Тогда отношение пересечения двух таких областей к их объединению вполне можно взять в качестве меры. Более того, подобная метрика уже существует - это метрика Джаккарда для сопоставления строк - [35]. Для практического её использования остаётся только адаптировать метрику для случая нечётких знаний (т.е. учесть веса связей), а также калибровать значение, отыскав с помощью эксперта и методов психологического шкалирования оптимальную глубину рассматриваемой области смыслов пространства Im. Это, однако, остаётся делом времени.

Благодаря подобной метрике становится возможным строить предположения о близости культур и традиций, или о путях их распространения по символическим содержаниям, восстановленным из останков материальной культуры.

Глава 3. Реализация

3.1. Особенности практической реализации



Технически, программный комплекс реализован на языке и платформе JAVA. Это мощная архитекрура, совмещающая в себе традиционные достоинства ООП с преимуществами других парадигм. Так, например, активно использовалось метапрограммирование (механизм Java Annotations).

В качестве базы данных данных была выбрана свободно распространяемая Apache Derby. Кроме того для работы с данными использовался пакет объектно-реляционного отображения (Object-Relational Mapping – ORM): спецификация JPA, реализация – Oracle TopLink.

Для визуализации результатов был использован свободный пакет GraphViz.

Не вдаваясь в детали здесь, предлагаю ознакомиться с программным комплексом, схемой БД, использованными библиотеками, исходыми текстами и скриптами на прилагаемом диске, где находится всё, относящееся к данному проекту.

3.2. Пример вывода



Заключение



Работа носит ярко выраженный инструментальный характер. Поставленная задача представляется выполненной без малого максимально в той степени, в которой это позволяли сроки. Проведенные исследования и анализ позволили создать модель, отлично укладывающуюся как философские представления структурализма, так и в теорию классификации объектов системного анализа [3]. На основе этой модели был создан экспертный инструмент в помощь специалистам из областей таких дисциплин как культурология, фольклористика, религиоведение и история религий, сравнительная мифология, искусствоведение, этнография и т.д. Это конечный, готовый как к использованию, так и к дальнейшему расширению программный продукт, использующий современные технологии и парадигмы, первый в своём роде - судя по имеющейся информации (а вернее по остутствию какой-либо информации об аналогичных работах, несмотря на тщательный поиск оных). Полученные результаты иснтрумент визуализирует, т.е. представляет в графовом, наглядном виде. Его главное назначение – форсировать выработку новых знаний, сделав их результатом методической работы, а не стихийно обнаруженных сходств и различий.

Работа в заданном направлении будет продолжена. Прежде всего требуется проведение калибровки метрики, в том числе методами психологического шкалирования, что позволит программному комплексу имитировать выводы конкретного эксперта, а также строить предположения родстве культур и путях их распространения.

Надеюсь, что эта работа, сам подход, и созданный программный продукт - послужат если не фундаментом, то хотя бы несущей конструкцией множества теоретических изысканий (или будут инициаторами этого множества) в самых различных дисциплинах.


Список использованных источников



1. Matthews W.H., B.Sc. "MAZES AND LABYRINTHS A GENERAL ACCOUNT OF THEIR HISTORY AND DEVELOPMENT", Printed in England at THE BALLANTYNE PRESS, 1923


2. Арбиб Майкл "Мозг, машина и математика"


3. Беляев И.П., Капустян В.М. "Процессы и концепты". Москва, 1997


4. Беляев И.П., Капустян В.М., Локтев С. "Использование метафоры как средства концептуального моделирования"


5. Беляев И.П., Капустян В.М., Чистов В. "Прояснение когнитивной функции аналогии"


6. Биркгофф Гаррет "Математика и психология". Москва: "Советское радио", 1977


7. Вер Герхард "Карл Густав Юнг, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни" (с приложением фотодокументов и иллюстраций), "Урал LTD", 1998


8. Воинов А.В. "Решение задач психосемантики и инженерии знаний в системе МЕДИС 4.0"


9. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. "Базы знаний интеллектуальных систем", СПб: Питер, 2000.


10. Дойч Дэвид "Структура реальности"


11. Еремеев В.Е. "Символы и числа 'Книги Перемен'". Москва: научно-издательский центр "Ладомир", 2005


12. Жила А.В., Капустян В.М. "Обзор семантических моделей и исследование возможности их применения к интерпретации знаковых категорий Ч.С. Пирса"


13. Исидзука М., Уэно Х., Кояма Т., Окамото Т., Мацуби Б. "Представление и использование знаний", Москва: "Мир", 1989


14. Капустян В.М. "Матричная процессная модель культуры". Москва, 2004


15. Керн Германн "Лабиринты мира". СПб.: Азбука-классика, 2007.


16. Крижановский А.А. "Оценка результатов поиска семантически близких слов в Википедии: Information Content и адаптированный HITS алгоритм"


17. Кэмпбелл Джозеф "Мифический образ". М.: ООО "Издательство АСТ", 2004


18. Леви-Брюль Л. "Первобытное мышление". М.: Издательство МГУ, 1980


19. Леви-Стросс К. "Структурализм и экология" (1977)


20. Леви-Стросс К. "Структурная антропология". Москва: "ЭКСМО-Пресс", 1997


21. Лорьер Ж.-Л. "Системы искусственного интеллекта". М.: "Мир", 1991


22. Лосев А.Ф. "Диалектика мифа" (сборник "Философия. Мифология. Культура"). Москва: Издательство политической литературы, 1991


23. Маклюэн Маршалл "Понимание media". Москва: "Гиперборея", "Кучково поле", 2007


24. Поспелов Д.А. "Моделирование рассуждений. опыт анализа мыслительных актов". Москва: "Радио и связь", 1989


25. Рыков В.В. "Коммуникация, визуализация и онтология"


26. Савард Джефф "Лабиринты". Москва: ИД "Ниола 21-й век", 2000


27. Торчинов Е. "Пути философии востока и запада". СПб: Азбука-классика, Петербургское востоковедение, 2007


28. Торчинов Е. "Религии мира". СПб: Азбука-Классика, Петербургское востоковедение, 2007


29. Фрэзер Дж. Дж. "Золотая ветвь"


30. Фрэзер Дж. Дж. "Золотая ветвь. Дополнительный том". М.: "Рефл-бук", 1998


31. Фрэзер Дж. Дж. "Фольлор в ветхом завете". Москва: Издательство политической литературы, 1990


32. Хант Э. "Искусственный интеллект". Москва: "Мир", 1978


33. Холл Джеймс "Словарь сюжетов и символов в искусстве". М.: КРОН-ПРЕСС, 1996


34. Хьюбел Д. "Глаз, мозг, зрение". Москва: "Мир", 1990


35. Циканин М.А., Цыганов Н.Л. "Исследование методов поиска дубликатов веб-документов с учетом запроса пользователя"


36. Чанышев О.Г. "Информация, данные, знания"


37. Черепанова И. "'Дом колдуньи'. Язык творческого бессознательного". Москва: КСП, 1996


38. Шпенглер Освальд "Закат Европы". М.: Айрис-Пресс, 2003


39. Элиаде Мирча "Аспекты мифа". Королёв: "Парадигма", 2005


40. Элиаде Мирча "Тайные общества. Обряды инициации и посвящения". "София", ИД "Гелиос", 2002


41. Юнг Карл Густав "Mysterium Coniunctions (Таинство воссоединения)". Минск: "Харвест", 2003


42. Юнг Карл Густав "Архетипы коллективного бессознательного". Москва: Академический проект, 2007


43. Юнг Карл Густав "Божественный ребенок". Москва: Академический проект, 2007


44. Юнг Карл Густав "Борьба с тенью" (http://jungland.ru)


45. Юнг Карл Густав "Воспоминания, сновидения, размышления". М.: Алгоритм, Эксмо, 2007


46. Юнг Карл Густав "Зигмунд Фрейд и его культурно-историческое значение". Минск: "Харвест", 2003


47. Юнг Карл Густав "Значение конституции и наследственности для психологии". Москва: Академический проект, 2007


48. Юнг Карл Густав "Значение сновидений" (http://jungland.ru)


49. Юнг Карл Густав "Инстинкт и бессознательное" (http://jungland.ru)


50. Юнг Карл Густав "Конфликты детской души". Москва: "Канон+", 2004


51. Юнг Карл Густав "Личное и сверхличное, или коллективное, бессознательное". Москва: Академический проект, 2007


52. Юнг Карл Густав "Об архетипах коллективного бессознательного". М.: Алгоритм, Эксмо, 2007


53. Юнг Карл Густав "Об архетипе, в особенности о понятии 'Анима'". Москва: Академический проект, 2007


54. Юнг Карл Густав "Общая точка зрения на психологию сновидений". Москва: Академический проект, 2007


55. Юнг Карл Густав "О психологии образа трикстера" (http://jungland.ru)


56. Юнг Карл Густав "Ответ Иову". Москва: "Канон+", РООИ "Реабилитация", 2006


57. Юнг Карл Густав "Памяти Зигмунда Фрейда". Минск: "Харвест", 2003


58. Юнг Карл Густав "Понятие коллективного бессознательного". Москва: Академический Проект, 2007


59. Юнг Карл Густав "Попытка психологического истолкования догмата о троице". Москва: "Канон+", РООИ "Реабилитация", 2006


60. Юнг Карл Густав "Проблемы души нашего времени". Минск: "Харвест", 2003


61. Юнг Карл Густав "Психологические аспекты архетипа матери". Москва: Академический проект, 2007


62. Юнг Карл Густав "Психологический аспект фигуры Коры". Москва: Академический проект, 2007


63. Юнг Карл Густав "Символ превращения в мессе". Москва: "Канон+", РООИ "Реабилитация", 2006


64. Юнг Карл Густав "Синтетический, или конструктивный, метод". Москва: Академический проект, 2007


65. Юнг Карл Густав "Феноменология духа в сказке". Москва: Академический Проект, 2007


66. Юнг Карл Густав "Шизофрения". М.: Алгоритм, Эксмо, 2007


  1. Яблан Славик Владо "Симметрия, орнаменты и модулярность". М.-Ижевск: НИЦ "Регулярная и хаотическая динамика", 2006




  1. Пропп В.Я. “Исторические корни Волшебной Сказки”




  1. Пропп В.Я. “Морфология "Волшебной" Сказки”. Москва: Лабиринт, 1998



Похожие:

Заключение 17 Список использованных источников 18 iconТребования и пример оформления списка использованных источников
Список использованных источников оформляется в стиле списка (меню Формат → Список → Нумерованный)
Заключение 17 Список использованных источников 18 iconСписок использованных источников
Список использованных источников должен включать все источники, используемые при выполнении курсовой работы, расположенные в порядке...
Заключение 17 Список использованных источников 18 iconРоссийской федерации
Титульный лист (см приложение 1). Задание. Оглавление. Введение. Основная часть (2-3 главы). Заключение. Глоссарий. Список использованных...
Заключение 17 Список использованных источников 18 iconТребования к оформлению списка использованных источников выпускной квалификационной работы
Список использованных источников – структурный элемент выпускной квалификационной работы (вкр), который приводится в конце текста...
Заключение 17 Список использованных источников 18 iconРеферат Содержание > Перечень условных обозначений, терминов и сокращений > Введение, основная часть, заключение > Список использованных источников > Приложения
Курсовые проекты и работы, рефераты на заданную (выбранную) тему, отчеты о нир и практике
Заключение 17 Список использованных источников 18 iconСписок использованных источников элемент библиографического аппарата, который содержит библиографические описания литературных источников

Заключение 17 Список использованных источников 18 iconСписок использованных источников
Зинченко В. П., Долгачева Л. П. Внутриклеточная сигнализация: Учебное пособие. М.: «Аналитическая микроскопия». – 2003. –– C. 84
Заключение 17 Список использованных источников 18 iconСписок использованных источников
Зинченко В. П., Долгачева Л. П. Внутриклеточная сигнализация: Учебное пособие. М.: «Аналитическая микроскопия». – 2003. –– C. 84
Заключение 17 Список использованных источников 18 iconСписок использованных источников
Акбулатов Т. О. Гидравлические расчеты в бурении: Методические указания. – Уфа: Издательство уни, 1991. – 50 с
Заключение 17 Список использованных источников 18 iconСписок использованных источников
Гост 23501. 101 – 87. Системы автоматизированного проектирования. Основные положения. М.: Изд. Стандартов, 1988
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница