Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (постатейный) (Сальков О. А.) ("




НазваниеТехнический регламент о требованиях пожарной безопасности" (постатейный) (Сальков О. А.) ("
страница1/89
Дата27.04.2013
Размер8.58 Mb.
ТипТехнический регламент
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   89

Название документа

"Комментарий к Федеральному закону от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

(постатейный)

(Сальков О.А.)

("Деловой двор", 2009)

Примечание к документу


Дата

19.01.2009

Информация о публикации

Сальков О.А. Комментарий к Федеральному закону от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (постатейный). М.: Деловой двор, 2009. 712 с.

Номер в ИБ

16168

Когда получен

15.07.2009

_________________________________________________________________________________________


КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

ОТ 22 ИЮЛЯ 2008 Г. N 123-ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ

О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"


(Постатейный)


О.А. САЛЬКОВ


Сальков Олег Анатольевич

Специалист в сфере технического регулирования и стандартизации, кандидат юридических наук, сотрудник межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.


Введение


Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - комментируемый Закон) разработан и принят во исполнение прямого указания в п. 7 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <1>, согласно которому технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу названного Закона (т.е. до 1 июля 2010 г.; с принятием Федерального закона от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" <2> п. 1 ст. 9 данного Закона также дополнен перечнем первоочередных технических регламентов, которые должны быть приняты до 1 января 2010 г.; однако в этом перечне указание на технический регламент о требованиях пожарной безопасности не содержится).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 52. Ч. 1. Ст. 5140.

<2> СЗ РФ. 2007. N 19. Ст. 2293.


Комментируемый Закон является третьим по счету законодательным актом, которым принят технический регламент. Первыми такими актами являются Федеральные законы от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" <1> и от 24 июня 2008 г. N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" <2> (наряду с этим еще ранее приняты два технических регламента постановлениями Правительства РФ).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2801.

<2> СЗ РФ. 2008. N 26. Ст. 3009.


Законопроект, принятый в качестве комментируемого Закона, подготовлен МЧС России и внесен в Государственную Думу Правительством РФ в рамках реализации Программы разработки технических регламентов, утв. на основании предписания п. 12 ст. 7 Федерального закона "О техническом регулировании" распоряжением Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. N 1421-р <1> (в последующем вносились изменения; распоряжением Правительства РФ от 23 ноября 2004 г. N 1511-р <2> предусмотрен ряд мер по реализации Программы разработки технических регламентов). Однако все другие законопроекты о технических регламентах внесены депутатами Государственной Думы и (или) членами Совета Федерации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 46. Ч. 2. Ст. 4551.

<2> СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4920.


В качестве обоснования необходимости принятия законопроекта в пояснительной записке к нему указывалось на следующее:

в соответствии с действующим законодательством РФ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (ч. 1 - 3 ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" <1>);

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3649.


в настоящее время нормативная правовая база в области пожарной безопасности в основном сформирована и в целом обеспечивает реализацию мер противопожарной защиты в организациях, муниципальных образованиях и субъектах РФ. В то же время имеется ряд серьезных проблем. Во-первых, более двух тысяч нормативных документов, которые содержат свыше 150 тысяч требований, которыми сегодня руководствуются около 3 миллионов субъектов хозяйственной деятельности. Во-вторых, документы имеют различный юридический статус, часто противоречивы и дублируют друг друга. Все это затрудняет их применение как со стороны собственников объектов противопожарной защиты, так и со стороны надзорных органов;

Федеральным законом "О техническом регулировании" определено, что обязательные требования к продукции могут быть установлены только техническими регламентами. Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к связанным с ней процессам не могут носить обязательный характер. В связи с этим крайне назрела необходимость существенной модернизации и реформирования нормативной базы в области пожарной безопасности.

Цель законопроекта определялась как обеспечение уровня защиты жизни и здоровья людей, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, соответствующий современному состоянию развития общества и экономики.

В пояснительной записке к законопроекту продекларировано, что он устанавливает общие принципы обеспечения пожарной безопасности и регламентирует систему требований в этой области. При этом обеспечивается комплексное решение следующих задач:

во-первых, внедряется система гибкого нормирования в области пожарной безопасности;

во-вторых, устанавливаются оптимальные обязательные противопожарные требования;

в-третьих, создаются необходимые условия для реализации конституционного права собственника по выбору вариантов противопожарной защиты объекта, а также обеспечения объективности и прозрачности процедур государственного надзора и контроля;

в-четвертых, устанавливаются общие требования пожарной безопасности к пожарно-технической продукции и продукции общего назначения;

в-пятых, формируются основы для внедрения современной системы независимой оценки пожарных рисков в Российской Федерации.

Кроме того, вырабатываются действенные меры, направленные на повышение персональной ответственности собственников за состояние пожарной безопасности.

Наряду с изложенным выше авторами законопроекта отмечено следующее:

принятие законопроекта позволит привести нормативную базу требований пожарной безопасности в соответствие с требованиями Федерального закона "О техническом регулировании", сохранив преемственность подходов по обеспечению защиты объектов, проверенных многолетней практикой;

проект технического регламента соответствует принципам технического регулирования, так как предусматривает единые правила установления минимально необходимых требований по обеспечению пожарной безопасности продукции или связанных с ней процессов (объектов защиты), с учетом степени риска причинения вреда;

проект технического регламента соответствует интересам национальной экономики, так как соблюдение российскими производителями требований данного технического регламента позволит обеспечить нормативный уровень безопасности людей и предотвратить опасность причинения вреда третьим лицам в результате пожара и при этом не потребует дополнительных расходов государства на его реализацию. Проект технического регламента разработан с учетом тенденций и правил обеспечения пожарной безопасности в странах ЕС и других развитых странах, что будет способствовать преодолению технических барьеров в области международной торговли;

проект технического регламента соответствует уровню развития материально-технической базы, так как не содержит требований, которые отличаются от обязательных требований, действовавших на территории России до вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании";

проект технического регламента соответствует уровню научно-технического развития, так как в основу проекта заложены существующие в настоящее время нормы и правила пожарной безопасности. При разработке проекта не вводились дополнительные ужесточающие требования;

проект технического регламента соответствует целям принятия технических регламентов, так как выполнение установленных в нем требований обеспечивает защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрану окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, согласно ст. 6, п. 1, Федерального закона "О техническом регулировании".


22 июля 2008 года N 123-ФЗ




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ

О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Раздел I. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Цели и сфера применения технического регламента


Комментарий к статье 1


1 - 2. В части 1 комментируемой статьи определены цели, в которых принят комментируемый Закон. Эти положения основаны на общей норме п. 1 ст. 6 Федерального закона "О техническом регулировании", согласно которому технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. При этом в п. 2 указанной статьи установлено, что принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Кроме того, следует иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 7 названного Закона требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения указанных целей.

Часть 1 комментируемой статьи также определяет содержание правового регулирования, осуществляемого комментируемым Законом. При этом в ч. 2 статьи определены области деятельности, в которых положения данного Закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения. Иначе говоря, в этих положениях определен предмет регулирования комментируемого Закона или, как указано в названии статьи, - сфера применения Закона. С общетеоретических позиций определение предмета регулирования законодательного акта представляет собой определение общественных отношений, которые урегулированы нормами этого акта и которые в силу этого становятся правовыми отношениями.

Предмет регулирования комментируемого Закона предопределен общими положениями ст. 7 Федерального закона "О техническом регулировании" о содержании технических регламентов (этой же статьей определен и порядок применения технических регламентов).

Так, согласно п. 3 указанной статьи (здесь и далее в ред. Федерального закона от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ) технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Там же установлено, что:

содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории России и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент;

не включенные в технические регламенты требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.

В соответствии с п. 6 ст. 7 Федерального закона "О техническом регулировании" технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями с учетом положений п. 9 данной статьи (речь идет о том, что технический регламент может содержать специальные требования к объектам технического регулирования, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции; кроме того, указанная норма предусматривает, что технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   89

Похожие:

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности\" (постатейный) (Сальков О. А.) (\" iconЗаключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона №606451-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"»
Й в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в части совершенствования правового регулирования...
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности\" (постатейный) (Сальков О. А.) (\" iconЗакон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-фз "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Цели, общие положения и основные понятия»
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности\" (постатейный) (Сальков О. А.) (\" iconО государственном надзоре за выполнением требований пожарной безопасности в условиях действия федеральных законов №123-фз технический регламент о требованиях
Фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и №294-фз «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности\" (постатейный) (Сальков О. А.) (\" iconОсновные положения Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-фз "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. №123-фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности\" (постатейный) (Сальков О. А.) (\" iconЗакон от 22. 07. 2008г. №123 -фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
С 01 мая 2009года вступает в законную силу Федеральный закон от 22. 07. 2008г. №123 –фз «Технический регламент о требованиях пожарной...
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности\" (постатейный) (Сальков О. А.) (\" iconИнформация о нормативно-правовом регулировании вопросов пожарной безопасности Основополагающие законодательные акты в области пожарной безопасности
Федеральный закон от 22. 07. 2008 №123-фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности\" (постатейный) (Сальков О. А.) (\" iconЗакона Технический регламент о требованиях пожарной
Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и осуществления оценки соответствия, утвержденный...
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности\" (постатейный) (Сальков О. А.) (\" iconО декларациях пожарной безопасности в целях реализации положений Закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-фз технический
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, а также обсуждения проблемных
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности\" (постатейный) (Сальков О. А.) (\" iconДекларирование в области пожарной безопасности
Вступивший в силу 1 мая 2009 года Закона РФ от 22. 07. 2008 №123-фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» внес...
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности\" (постатейный) (Сальков О. А.) (\" iconЗакон от 22 июля 2008 г. №123-фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
«О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница