«Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной технологии»




Название«Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной технологии»
страница1/5
Дата08.03.2013
Размер0.5 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» город Киров Калужской области


Программа инновационной работы образовательного учреждения


«Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной технологии»


г. Киров Калужской области,

контактный телефон: 8(48456) 76-3-22

Научный руководитель:

кандидат психологических наук

Фомин Андрей Евгеньевич


г. Киров Калужской области

2011г.

«Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной технологии»


1. ВВЕДЕНИЕ.


1.1 Постановка проблемы, требующей инновационных решений.


Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В рамках современных образовательных технологий это предполагает формирование универсальных учебных действий, что обеспечивает становление одного из ключевых достижений младшего школьного возраста – умения учиться.

Ранее главной целью начального образования считали обучение конкретным образовательным навыкам: чтению, письму, счету. Критерием успешности считался уровень умений и навыков учащихся. Поэтому часто приходилось наблюдать на выходе из начальной школы - неумение пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации.

Приходится констатировать, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в решении новых учебных задач они не в состоянии. Ученик усваивает знания, заучивает основные понятия учебных курсов но, при переходе из младшей в среднюю образовательную ступень, он нередко не может реализовать успехи начальной школы в академические достижения на последующих этапах школьного обучения.

Психолого-педагогические исследования показывают, что формирование личности, ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие им нового знания. Последнее невозможно без решения главной образовательной задачи начального образования – создания условий для развития младшего школьника как субъекта учения. Это предполагает необходимость формирования учебно-познавательной мотивации, умений принимать, сохранять, реализовывать учебные цели и трансформировать их в учебные задачи, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В этой связи ФГОС определяет личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Новые цели требуют новых подходов их реализации.

К настоящему времени сложилось несколько образовательных технологий, которые в целом или частично решают задачу развития у младших школьников универсальных учебных действий. Все они нередко объединяются термином «развивающее обучение». К ним, в частности, относят систему Л.В.Занкова, теорию планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина, теорию развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова и некоторые другие. Последняя из приведенных моделей построена на основе системно-деятельностного подхода и в наибольшей степени обращена к решению задачи формирования метапредметных действий и, в конечном счете, целостного умения учиться.

Безусловно, теория развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В. Давыдова обладает рядом существенных преимуществ по сравнению с другими технологиями в решении задачи развития УУД. Во-первых, она теоретически родственна представлению об универсальных учебных действиях. Здесь есть единый теоретический фундамент – системно-деятельностный подход. Во-вторых, в рамках этой теории проведено большое количество эмпирических исследований развития умения учиться в целом и его отдельных компонентов именно на материале младшего школьного возраста. Наличие таких исследований дает эмпирическую базу для разработки конкретных приемов и способов обучения в рамках технологии Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. В-третьих, на основе этой теории создано мощное технологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, включая: 1) образовательные программы и учебные пособия по различным дисциплинам; 2) многочисленные методические разработки по планированию и проведению учебных занятий, адресованные учителям начальной школы, 3) специальные центры, где осуществляется целенаправленное обучение педагогов основам этой технологии.

Вместе с тем у данной модели и ее технологических приложений существуют и определенные ограничения – своеобразные точки роста этой системы. Мы хотели бы указать на две таких проблемы.

Прежде всего, это проблема изучения роли других видов деятельности, а не только учебной, в психическом развития младшего школьника. На это обстоятельство указывал сам В.В.Давыдов. Например, малоизученным остается вопрос о том, какой вклад в развитие ребенка этого возраста привносят различные виды внеучебной активности. Особенно важно это в том смысле, что опыт, приобретаемый ребенком во внеучебной активности, нередко противоречит опыту, полученному в школе. Так, существует противоречие между житейскими и научными понятиями в мышлении младшего школьника. Не случайно В.В.Давыдов указывал на необходимость своеобразного «оттормаживания» житейского опыта, чтобы тот не мешал формированию научных понятий у младшего школьника.

Кроме того, технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова предъявляет очень высокие требования к подготовке учителя. Чтобы глубоко в ней разобраться педагог должен владеть обширными знаниями по психологии, педагогике, философии, логике, быть виртуозным методистом и, конечно, хорошо владеть предметными знаниями. В силу массовости педагогической профессии достичь такого высокого уровня удается далеко не всякому учителю начальных классов. Центры подготовки учителей по этой технологии хотя и существуют, но их число невелико.

Таким образом, существует противоречие между необходимостью развития универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста и ограничениями имеющихся образовательных технологий в решении этой задачи.

Указанное противоречие обозначает проблему нашего исследования, и делает актуальным попытки поиска новых способов развития метапредметных умений у младших школьников.


1.2 Гипотеза.


Ключевой идеей нашего инновационно-образовательного проекта является положение о том, что проектная технология обладает существенным потенциалом в преодолении указанных выше трудностей и может стать важным инструментом развития универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.


В этой связи мы хотели бы обосновать возможности проектной технологии в развитии УУД младших школьников.

Во-первых, само содержание проектной технологии, ее этапы реализуемые учащимся, хорошо сочетаются с решением задачи по развитию универсальных учебных действий. Так, выполнение любого проекта предполагает решение младшим школьником задач поиска и формулирования темы проекта (этап идентификации и постановки проблемы в мышлении), определения его целей и возможных средств их достижения, планирования собственной деятельности по реализации проекта, оценки полученного творческого продукта (причем, с самооценкой приобретенных знаний, навыков и т.д.). Таким образом, проектная технология охватывает все компоненты учебной деятельности, начиная с возникновения учебно-познавательной мотивации, через постановку учебных целей и задач к гностическим и контролирующим учебным действиям и операциям.

Во-вторых, в рамках выполнения проекта, основная часть которого, как правило, выполняется вне классной работы школьника, появляется возможность управляемого со стороны педагога дополнительного развития универсальных учебных действий. Процессы освоения метапредметных умений в этом случае происходят не только в школе, но в процессе самостоятельной работы учащегося. Следовательно, проектная технология может обеспечить дополнительный развивающий эффект по отношению к умению учиться у ученика начальной школы.

В-третьих, проектная технология является более простой в освоении ее педагогами. Ее теоретические основания, а также собственно дидактические средства обычно хорошо воспринимаются учителями, легко встраиваются в привычную для педагога традиционную систему обучения.


В связи с этим была выдвинута гипотеза: «Психодидактические инструменты проектной технологии позволяют успешно развивать у младших школьников универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, коммуникативные, знаково-символические)».


1.3 Цель инновационной деятельности: с помощью формирования УУД инструментами проектных технологий достичь высокой успешности в усвоении учебного содержания и создания предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.


1.4 Задачи инновационно-исследовательской деятельности:


  1. Изучить опыт развития универсальных учебных действий в практике начальной школы.

  2. Отобрать оптимальные варианты внедрения метода проектов в учебно-воспитательный процесс в начальных классах.

  3. Конкретизировать требования к результатам  начального общего образования и дополнить традиционное содержание учебно-воспитательных программ.

  4. Определить связи УУД с содержанием предметных дисциплин, в рамках которых могут быть оптимально сформированы конкретные виды универсальных учебных действий младшего школьника.

  5. Проанализировать возможности психодидактической модели проектного обучения с точки зрения формирования познавательных (общеучебных и логических), знаково-символических, личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.

  6. Сформулировать систему профессионально-педагогических задач, и дидактических средств их решения (прежде всего всех уровней планирования учебно-воспитательного процесса), обеспечивающих формирование заданных свойств УУД в рамках проектной технологии.

  7. Разработать технологии использования в учебном процессе моделей проектного обучения, позволяющие формировать регулятивные УУД.

  8. Подобрать надежный и валидный инструментарий для диагностики сформированности УУД и с его помощью проверить эффективность психодидактических инструментов проектного обучения.

  9. Проанализировать результаты с точки зрения выдвинутой гипотезы. На этой основе выявить возможности и ограничения проектного метода как средства формирования универсальных учебных действий.

  10. Оформить результаты исследовательской деятельности в виде мультимедийного и печатного продукта (публикации о результатах исследования в научно-методических журналах соответствующего профиля; методические рекомендации учителям по использованию проектной технологии для развития универсальных учебных действий у младших школьников).

1.5 Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста.

1.6 Предмет исследования: развитие универсальных учебных действий младших школьников в обучении средствами проектной технологии


1.7 Конечный продукт: разработка структуры рабочей программы, отражающей использование инструментов проектного обучения как средства формирования УУД и включающей: оценку эффективности проектной технологии как средства развития УУД с анализом ее возможностей и ограничений; рекомендации по планированию и организации проектной технологии в развитии УУД, адресованные учителям и методистам начальной ступени обучения.


1.8 База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Кирова Калужской области.


1.9 Экспериментальная группа: 1 А класс МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7». Контрольная группа – 1Б класс МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7».


2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


2.1 Направления развития начального образования.


Начальная школа за последние 15 лет стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. В настоящее время в начальной школе параллельно существует более 15 учебно-методических комплектов, представляющих три образовательные системы начального образования (традиционную, систему Л. В. Занкова, систему Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова). Однако в международных исследованиях, в частности исследования PISA, с каждым годом результаты России понижаются. В 2000 г. Россия в исследовании PISA заняла 15-е место. Участники этого тестирования закончили начальную школу в 1994—1995 гг. В 2003 г. в этом же исследовании Россия занимает уже 32-е место. Участники тестирования закончили начальную школу в 1997—1998 гг. А в 2006 г. Россия на 37-м месте. Соответственно участники этого тестирования закончили начальную школу в 2000—2001 гг. Возникает вопрос: почему?

Судя по опросу учителей начальной школы, при таком разнообразии учебников начальной школы более 80% педагогов — приверженцы традиционной системы обучения — продолжают работать по одним и тем же учебникам, используют многократно переиздававшиеся учебно-методические комплекты по математике под редакцией М. И. Моро и по русскому языку Т. Г. Рамзаевой. Это связано с продолжением ориентации начальной школы на традиционные знания, умения и навыки, несмотря на то, что во всех официальных документах Правительства РФ заявлены ориентиры на компетентностный подход в образовании.

Эта проблема возникла не только в последнее время. Еще в 1999 г. эксперты отмечали «беспомощность младших школьников в ситуациях, близких к реальным, оторванность полученных ими знаний от их повседневной жизни, недостатки в формировании общеучебных умений (умение провести анализ условия задачи, контроль своих действий, оценка полученных результатов)».

Спустя пять лет в рамках широкомасштабного эксперимента по модернизации образования эксперты вновь фиксируют: «Младшие школьники вполне успешно справляются с заданиями, проверяющими ЗУНы, и значительно хуже выполняют все те задания, верное решение которых зависит от уровня сформированности отдельных компонентов учебной деятельности — правильного понимания и четкого выполнения инструкции, понимания учебной задачи, самоконтроля... Общий вывод: учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели начального обучения, сформулированные в ходе модернизации образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками». А как следствие результатов образования на выходе из начальной школы — неумение пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации.

Необходимость оптимизации начального образования осознается обществом как актуальная задача тогда, когда возникает существенный разрыв между новой системой требований к результатам образования и реальными результатами образовательной программы. Можно указать на некоторые обстоятельства, обусловливающие актуальность задачи совершенствования начального образования на современном этапе развития российского общества.

Во-первых, скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема, необходимого для совершенствования технологий и уровня требований к базовой основе профессиональной подготовки, ставят задачу создания мобильной системы непрерывного образования, направлений перестройки как среднего общего образования, так и начального.

Во-вторых, цели образования нередко рассматриваются в пределах задач овладения частными навыками и умениями, в то время как социальный и ценностно-смысловой аспекты образования, задачи развития личности остаются вне должного внимания образовательных учреждений.

В-третьих, внедрение достижений концепции развивающего обучения в трудах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина к настоящему моменту не привело к модернизации всей системы начального образования, а осталось лишь «изолированным островком» в образовательной системе. Это обусловливает необходимость поиска новых форм и путей внедрения идей развивающего обучения в школу.

В-четвертых, усложнение содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированности у учащихся умения учиться.

В-пятых, перегруженность учащихся начальной школы, как фактор риска соматического, нервно-психического и психологического здоровья детей, требует снижения учебной нагрузки без ущерба для качества образования.

И последнее — принципиальное расширение форм социализации и воспитания ребенка, включающее различные виды средств массовой информации, конфессиональное воспитание обусловливают необходимость совершенствования системы школьного образования для сохранения и упрочения его ведущей роли в образовательно-воспитательном процессе.

В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира именно начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих этапов образования (самообразования) человека.

Одним из главных условий успешности начального образования является обеспечение соответствующей современным требованием образовательной среды ОУ. Создание ОПП НОО требует принципиально нового, компетентностного подхода к формированию образовательной среды начальной школы. Введение ФГОС предполагает принципиальное обновление содержания, нацеленность на новый образовательный результат (формирование УУД, умение добывать и применять знания, а не механически присваивать их сумму), реализацию принципов ориентации на личностные возможности и интересы учащихся, деятельностного подхода, перестройки коммуникаций учитель-ученик и т.п.

Психолого-педагогическим и теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий может служить системно - деятельностный подход, базирующийся на положениях научных школ Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.

Главной заслугой данного подхода является реальный вклад в решение проблемы развития ребенка средствами обучения, организация обучения в рамках деятельностного подхода обеспечивает высокую степень управляемости процессом усвоения знаний, умений и навыков. Ориентиры деятельности учителя четко заданы и это существенно повышает ее эффективность. В отличие от других психологов и педагогов, сторонники теории развивающего обучения в наибольшей степени учитывают в своей технологии обучения культурно-исторический характер детства человека. Впечатляющими оказываются и результаты применения этой технологии. Многие достижения в психическом развитии появляются у детей, обучающихся с ее использованием, гораздо раньше, чем при традиционном обучении. Так, высокий уровень самостоятельности, самоконтроля, самооценки наблюдается у детей уже к концу четвертого года обучения. По интеллектуальному уровню, развитию связной речи, логичности рассуждений школьники развивающих классов значительно опережают своих сверстников. Наблюдается и развитие личностной сферы младших школьников, их познавательных интересов, творческого и инициативного отношения к выполнению общественных поручений.

Однако этот подход имеет и некоторые недостатки. Это, например, проблема изучения других видов деятельности, кроме учебной, которые развиваются в младшем школьном возрасте. Исследование их роли наряду с учебной в становлении личности ребенка и взаимодействия с ней, слабое представление о том, как другие виды деятельности влияют на психическое развитие ребенка. Кроме того, жестко регламентированное управление (в особенности в теории поэтапного формирования умственных действий) имеет в качестве своей негативной стороны нивелирование творческой самостоятельности учащихся. В результате происходит «навязывание» ученику определенных способов, приемов мышления, что может противоречить его индивидуальным особенностям. Существуют также вопросы, связанные с внедрением технологии развивающего обучения в образовательную практику, поскольку она требует очень высокой квалификации педагога. Он должен ориентироваться в самых разных предметных областях: психологии, философии, педагогике, быть виртуозным методистом. Вместе с тем широкая переподготовка учителей на базе технологии развивающего обучения еще не налажена.

  1   2   3   4   5

Похожие:

«Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной технологии» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени ноо пояснительная записка
Программа формирования универсальных учебных действий младших школьников гоу сош №1929 устанавливает ценностные ориентиры начального...
«Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной технологии» iconПояснительная записка 101 2 Понятие, функции, состав, характеристики универсальных учебных действий 102 3 Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения по системам учебников «Школа России»
Программа формирования универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени ноо 101
«Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной технологии» iconСистема типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий глава Требования к методам и организации оценки сформированности универсальных учебных действий
Выбор модельных универсальных учебных действий для разработки типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий...
«Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной технологии» iconПрограмма развития универсальных учебных действий Цели программы развития ууд: обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих...
«Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной технологии» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий
«Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной технологии» iconПрограмма образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических работников «Информационно-коммуникационные технологии инструментарий универсальных учебных действий формирования икт-компетентности учащихся»
...
«Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной технологии» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
Цель программы: создать условия для формирования и регулирования универсальных учебных действий обучающихся через образовательную...
«Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной технологии» iconПояснительная записка Статус документа
Умк «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования...
«Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной технологии» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий
«Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной технологии» iconМетодическое пособие Развитие творческих способностей младших школьников средствами математики Учитель начальных классов
Теоретические основы исследования проблемы развития творческих способностей младших школьников средствами математики
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница