Иммунитет. Профилактика спида




НазваниеИммунитет. Профилактика спида
Дата30.08.2012
Размер95.3 Kb.
ТипУрок

«Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru,

факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru»

Подробный конспект урока.


Организационная информация

Тема урока

Иммунитет. Профилактика СПИДа Демонстрация слайдов (1-2 слайд)

Предмет

Биология

Класс

8

Автор урока (ФИО, должность)

Губницкая Оксана Васильевна, учитель биологии

Образовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 23

Республика/край, город/поселение

г. Челябинск

Методическая информация

Тип урока

Комбинированный

Цели урока


Сформировать у учащихся необходимые знания о существующей проблеме современности - ВИЧ/СПИДе и личной ответственности за свое поведение. Демонстрация слайдов (3 слайд)

Задачи урока


- Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о иммунитете.

- Нравственное, физическое и гигиеническое воспитание, опасность СПИДа, наркотиков, пользу предупредительных прививок.

- Убедить учащихся, в необходимости раннего познания проблемы, что позволит правильно осознать опасность болезни и личную ответственность каждого человека за свое здоровье.

- Обучать навыкам здорового образа жизни, обеспечивающим активную адаптацию личности в жизни в современном обществе;

- Создать условия для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания

- Обеспечить учащихся информацией в доступной форме, дать подробное представление о том, что такое ВИЧ /СПИД – посредством видеопрезентации. Демонстрация слайдов (3 слайд)

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Учащийся должен уметь:

Характеризовать: понятие иммунитет, его значение в организме; профилактика СПИДа;

Применять знания: на практике для предупреждения инфекционных заболеваний; для ведения здорового образа жизни Какие компетентности формирует:

В сфере самостоятельной деятельности. Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. В сфере гражданско-общественной деятельности. В бытовой сфере.

В сфере культурно-досуговой деятельности.

Необходимое оборудование и материалы

Текст “История Томаса С.” (на столе учителя). Выдержки из Всеобщей декларации прав больных СПИДом и инфицированных ВИЧ (по одной на группу). Тесты (каждому индивидуально). Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся


Организационный Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задачи.

Цель - подготовить учащихся к активной деятельности на уроке.

Ход и содержание урока


Тема делится на два урока. Первый урок направлен на изучение иммунитета (с использованием ЦОРа) и пропедевтику знаний по теме СПИДе, второй урок проходит в виде семинара – тренинга, где используется:

1) презентация о профилактике СПИДА.

2) упражнения (игровая форма)

3) творческие работы учащихся (домашнее задания первого урока)

ЧАСТЬ 1

II этап (5 мин.) Актуализация опорных знаний

Цель - закрепить основные понятия по пройденному материалу проверить, как учащиеся усваивают понятия. Демонстрация слайдов (4 - 5 слайд)

Организуется устный опрос, при котором ученики поднимают «светофор» (длинная полоска картона, с одной стороны красная с другой зеленая)

Опрос по базовым вопросам, которые учащийся обязан, знать.

Красный сигнал – «Я не знаю», зеленый сигнал – «Я знаю»

(Польза от «светофора» - в активной позиции ученика, который вынужден фиксировать свою готовность ответить по каждому вопросу)

III этап (35мин.) Объяснение нового материала

Цель: познакомить школьников с видами иммунитета, с заболеванием СПИД и его профилактики.

Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с защитными свойствами организма. Мы знаем, что человек живет в окружении самых разнообразных микробов, в том числе и болезнетворных вирусов и бактерий.

Однако жизненный опыт показывает, что человек значительно чаще заражается, чем болеет. Защитные силы организма настолько велики, что в большинстве случаев микробы погибают раньше, чем успевают причинить вред. Первый защитный барьер – это кожа и слизистые оболочки, которые вырабатывают вещество против микробов. Но если микробы все, таки проникли в организм, то они встречаются с защитными силами – иммунитетом - это способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, а также от иногородних тел и веществ. Точный перевод с латинского “immunitas” - освобождение от податей Почему ученые применили это слово? Когда микробы проникают внутрь они “требуют подати” – расплаты болезни. Успехи в борьбе с болезнями огромны.

Работа с ИКТ Демонстрация слайдов (6 слайд) Задание 1: Откройте «Биографии», прочитайте об ученых, прославившие свои имена в борьбе микробами. Мечников Илья Ильич 1845 – 1916, Пастер Луи 1822-1895

Как же происходит механизм иммунитета?


Работа с ИКТ Демонстрация слайдов (7 слайд) Задание 2: Найдите главу II “Строение тела” урок 9 “Лимфатическая и иммунная система человека” Ознакомьтесь с механизмом иммунитета, выясните понятия “антиген”, “антитело”, видами иммунитета, польза прививок Задание на доске дополнить таблицу

Мы с вами узнали о защитных свойствах организма. Но…

Существует потеря способности вырабатывать иммунитет. Это приводит к тому, что человек может погибнуть от любой инфекции. Примером является СПИД тяжелое заболевание избирательно поражающее иммунные системы человека.Как большинство людей ты наверно слышал о СПИДе. Ты даже можешь думать, что знаешь о нем достаточно.

- Обсуждение отрывка (приложение 1) какую информацию о СПИДе и состоянии пациента Томаса содержит это сообщение?

IV этап (5 мин) Закрепление Демонстрация слайдов (8-9 слайд)

Цель: проверить усвоение нового материала у каждого учащегося


Установите соответствие

V этап (2 мин) Определение и постановка домашнего задания

Демонстрация слайдов (10 слайд)

Цель: обосновать и определить содержание объем и виды домашней работ

Домашнее задание трех уровней. Обязательное, тренировочное, творческое

Подготовиться к семинару по теме «слова ВИЧ и СПИД знакомы всем»

ЧАСТЬ 2 Семинар "Слова СПИД и ВИЧ знакомы всем" Демонстрация слайдов (11-12 слайд)

Памятка Что нужно сделать до начала занятий: Подготовить помещение для проведения семинара убрать столы, расставить стулья, положить карандаши и раздаточный материал в легкодоступное место (например, рядом с собой на полу). Вводная часть Вступительное слово учителя о том, что СПИД – инфекция, распространяющаяся по миру со скоростью если не взрывной, то огненной волны. Человечество стоит на грани развития катастрофической пандемии, и хотя располагает уже достоверными методами диагностики опаснейшей болезни, но ни эффективного лечения, ни надежной вакцинации ее пока еще не нашло. Демонстрация слайдов (13-15 слайд)

Основная часть Формирование представлений учащихся о ВИЧ/ СПИДе. Подвести учащихся к пониманию того, что от поведения каждого конкретного человека зависит риск увеличения распространения инфекции.

Информационный блок Упражнение № 1 «Что вы знаете о ВИЧ и СПИДе?»

Цель: оценить, что знают учащиеся о ВИЧ-инфекции и СПИДе

Метод: Участники встают в ряд друг за другом и закрывают глаза. Учитель объясняет, что собирается задать вопросы, ответы на которые могут быть либо «Да» (шаг вправо) либо «Нет» (шаг влево). Если участники теста не уверены в ответе, им стоит просто оставаться на месте. Важно отметить, что это не экзамен, ребята могут допускать ошибки. Перед каждым вопросом учащиеся должны сделать шаг в центр. Учитель отмечает, какие вопросы вызвали больше затруднений, и требует подробного разбора.

Вопросы теста (Приложение 2)

Выступление учащихся 1 группы

Историческая справка, возбудитель ВИЧ- инфекции, результат попадания вируса

Демонстрация слайдов (16 - 19 слайд)

Выступление учителя Упражнение № 2 «Степень риска»

Цель: Информировать школьников о степени риска передачи ВИЧ-инфекции (высоком риске, невысоком риске и отсутствии риска), закрепить полученную информацию за счет самостоятельной оценки риска заражения ВИЧ-инфекции при различных формах сексуальной активности и бытовых контактах, развеять существующие мифы о передаче ВИЧ-инфекции

Метод: На полу чертится линия - линия Риска. На одном конце размещается карточка с надписью «Высокий риск», на другом - «Риск отсутствует», карточка «Небольшой риск» размещается ближе к середине линии.

Каждому ученику выдается карточка с ситуацией контакта с ВИЧ-инфицированным человеком (работа идет в малых группах) и они располагают свои карточки по линии риска. После этого группа и учитель обсуждают, насколько точно расположены карточки и при необходимости меняют их местами. Примеры ситуаций для карточек: поцелуй в щеку, инъекция в лечебном учреждении,, половая жизнь в браке, переливание кропи, пользование чужой зубной щеткой, плавание в бассейне, половой акт с потребителем наркотиков, уход за бальным СПИДом, укус комара, множественные половые связи, прокалывание ушей, проживание в одной комнате с больным СПИДом, нанесение татуировки, объятия с больным СПИДом, пользование общественным туалетом, укус постельного клопа и др.

Выступление учащихся 2 группы

Пути передачи, группы риска Демонстрация слайдов (20- 23 слайд)

Выступление учителя

Профилактика СПИДа, диагностика ВИЧ – инфекции, можно ли вылечиться от СПИДа. Выявление ВИЧ-инфекции может нередко означать- изменение качества жизни, потерю психологической и социальной независимости. Демонстрация слайдов (24- 29 слайд)

Заключительная часть

Формировать ответственное отношение учащихся к собственному здоровью и здоровью своих близких. Демонстрация слайд (30 – 34 слайд)

Упражнение 3 «Ситуация» (Приложение 3)

Цель: Игра дает возможность наглядно и подробно представить участникам особенности одного из кризисных моментов для человека, живущего в обществе, где распространяется ВИЧ-инфекция. Понимание состояния человека, принимающего решение о прохождении тестирования на ВИЧ, ожидающего результат и получающего отрицательный/положительный результат.

Демонстрация слайд (35 - 36 слайд)

Заключительное слово учителя о том, что каждый человек должен сам выбирать свой жизненный путь и уметь распознавать ситуации, рискованные для заражения ВИЧ/СПИД.

Творческие работы учащихся (Презентации о певце Фредди Меркури, о баскетболисте Ирвине Мэджике Джонсоне )

Заключительное слово учителя.

Говорят: «СПИД – болезнь души». И начинаешь понимать, что перед лицом вечности, перед лицом этой страшной болезни наша жизнь, наша душа – хрупки и нежны, словно лепестки цветков, которые легко обжечь и жаром и холодом. Каждый человек вправе выбирать сам.

- Заражаются по – разному, умирают одинаково.

Человек, как звезда рождается

Средь неясной

Туманной млечности

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечностиДемонстрация слайд (37 слайд)

Проверка и оценивание ЗУНКов

Тестирование, обсуждение, самопрезентация, самопроверка

Рефлексия деятельности на уроке


После выступления учащихся с проектамим- обсуждение

После заключительного слова учителя

НАМ РЕШАТЬ! Демонстрация слайдов (38 слайд) Рефлексия: закончить фразы: Я думаю…Я делал…

Я сделаю

Домашнее задание


После семинара домашнее задание отсутствует, но учащиеся решили провести конкурс на лучший ролик по тематике урока, для показа на школьном телевидении.

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

1. Авдеев С.А., Выгузов А.П. и др. Профилактическое сопровождение молодежи. Пособие для специалистов, работающих в области профилактики ВИЧ/ ИППП и наркомании. Челябинск, 2007

2. Касаткин В.Н. Профилактика ВИЧ – инфекции у подростков: Методическое пособие. М.: «Образование и здоровье», 2005 год.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Эту тему невозможно объяснить без использования мультимедиа. Уровень знаний и умений учащихся идет за счет наглядности, за счет визуального восприятия. К данной работе можно и нужно привлекать учащихся, особенно тех, которые ни в чем себя не проявили. Как правило, дети более сообразительны и лучше разбираются в компьютерной технике. При участии в проекте по созданию презентации: у ребят повышается интерес к предмету, улучшается усвоение материала, возрастает самооценка и уверенность в своих силах, развиваются творческие способности. Параллельно развиваются и совершенствуются навыки работы на компьютере, т.е. укрепляются и развиваются межпредметные связи. Использование созданных учащимися проектов на уроках биологии подтверждает значимость такой работы. Детские проекты воспринимаются сверстниками с большим интересом и вниманием.
Совместная работа учителя со своими учениками сближает, помогает лучше узнать друг друга.


Похожие:

Иммунитет. Профилактика спида iconРазработка урока на тему: «спид и его профилактика»
Акцентировать внимание учащихся на том, что более половины случаев вич/спида в мире приходится на подростков и молодежь
Иммунитет. Профилактика спида icon«Иммунитет»
...
Иммунитет. Профилактика спида iconЮ. Т. Дьяков, С. Ф. Багирова Юрий Таричанович Дьяков
Н. И. Вавилова, который в 1919 г написал книгу “Иммунитет растений к инфекционным болезням”. Действительно, в англоязычной фитопатологической...
Иммунитет. Профилактика спида iconМетодические рекомендации для студентов по курсу «Профилактика вич-инфекции среди несовершеннолетних в образовательной среде»
А: формирование у студентов педагогических и психологических специальностей базовых знаний в области теории и практики профилактики...
Иммунитет. Профилактика спида icon1. Учебно-методическое и информационное обеспечение раздела «Профилактика и коммунальная стоматология»
Леонтьев В. К., Пахомов Г. Н. Профилактика стоматологических заболеваний. М., 2006. 416 с
Иммунитет. Профилактика спида iconПрезентация «вич» Ведущий 1: Надеюсь, что вы вынесли много полезной информации из увиденного и услышанного и поэтому сейчас я предлагаю вам поиграть Игра «ДА/Нет»
В эфире ток-шоу “Большая перемена” на первом школьном канале. Мы очень рада, что вы пришли на встречу, чтобы обсудить очень важную...
Иммунитет. Профилактика спида iconЛекция «Врожденный иммунитет: эволюционные и прикладные аспекты»- чл корр. Ран с. А. Недоспасов 12: 00 кофе-брейк 12: 30 Лекция «Новые методы диагностики и лечения ишемической болезни сердца»
Лекция «Врожденный иммунитет: эволюционные и прикладные аспекты»- чл корр. Ран с. А. Недоспасов
Иммунитет. Профилактика спида iconПрограмма по предупреждению эпидемии вич/спида и ее социально-экономических последствий в кр на 2006-2010 годы
По предупреждению эпидемии вич/спида и ее социально-экономических последствий в Кыргызской Республике на 2006-2010 годы
Иммунитет. Профилактика спида iconКонтрольная работа по биологии по теме: Кровь. Иммунитет

Иммунитет. Профилактика спида iconАнцупов А. Я. А74 Профилактика конфликтов в школьном коллективе
А74 Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Гуманит изд; центр владос, 2003. — 208 с. — (Б-ка школьного психолога)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница