1. место социальной психологии в системе гуманитарного знания




Название1. место социальной психологии в системе гуманитарного знания
страница1/9
Дата08.03.2013
Размер0.95 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЮНИТА 1

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Юнита 1. Социальная психология как наука. История развития социальной психологии.

Юнита 2. Социально-психологические закономерности общения.

Юнита 3. Групповая психология.

Юнита 4. Проблема личности в социальной психологии.

Юнита 5. Основные направления прикладных исследований в социальной психологии.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Место социальной психологии в системе гуманитарного знания

Предмет и задачи социальной психологии

Виды социально-психологического знания

Взаимосвязь социальной психологии с другиминаучными дисциплинами

2.Основные этапы развития социально-психологических взглядов

Описательный этап (VI в. до н.э. - середина XIX в.)

Этап становления социально-психологического знания

(60-е гг. XIX в. - 20-е гг. XX в.) 16

Этап экспериментально-теоретического развития социальной
психологии в XX в. (с 20-х гг. XX в. по настоящее время)

Общая характеристика современных социально-психологических теорий

3.Необихевиористская ориентация в социальной психологии

3.1.Теории агрессии и подражания (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура)

3.2.Теории диадического взаимодействия

(Д. Тибо, Г. Келли, Г. Хоманс)

4.Когнитивистская ориентация в социальной психологии Теория структурного баланса Ф. Хайдера

Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

4.4 Теория конгруэнтности (Ч. Осгуд, П. Танненбаум)

4.5.Когнитивный подход С.Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда

5.Социально-психологические аспекты сихоаналитических
интерпретаций личности и групповых процессов

Динамическая теория функционирования группы В. Байона

Теория группового развития В. Бенниса и Г. Шепарда

Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца

6.Интеракционистская ориентация в социальной психологии

Символический интеракционизм

Ролевые теории

Теории референтной группы

1. МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

1.1. Предмет и задачи социальной психологии

Важнейшей характеристикой жизнедеятельности людей является то, что она протекает в форме социального взаимодействия. Социальное взаимодействие людей побуждается индивидуальными, групповыми и общественными потребностями. Эти потребности удовлетворяются в рамках основных форм взаимодействия - общения и совместной деятельности. Если брать человеческое общество в целом, то именно благодаря общению и совместной деятельности развиваются и совершенствуются условия жизни и сами индивиды, обеспечивается их взаимопонимание и согласуются отдельные действия, формируются общности - большие и малые социальные группы. Особым типом взаимодействия является противодействие, борьба, социальные конфликты.

Человек является одновременно и продуктом, и активным участником, субъектом социального взаимодействия. Поэтому процесс осознания самого себя членом общества или какой-либо группы есть, фактически, процесс социального взаимодействия. Человек способен сам себя осудить или похвалить, в зависимости от ситуации заставить изменить свое поведение, побудить к совершению социальных действий - поступков или преступлений. В таком случае индивид является одновременно и субъектом, и объектом взаимодействия, которое принимает форму рефлексии - то есть осознания личностью себя как общественного существа - субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. Рефлексия, по сути, это общение человека с самим собой (Гончаров А.И.).

Процессы социального взаимодействия сопровождаются возникновением особых явлений - различных состояний, свойств и образований, в которых отражаются особенности психики человека, его сознания и бессознательного как продуктов жизни индивида в обществе. Самое распространенное явление - это изменение индивидуальной психики в общении. В одной ситуации человек смел, агрессивен, в другой - труслив или застенчив. Иногда для такого изменения достаточно простого присутствия других, их наблюдения за действиями человека. Психологами было давно замечено, что при взаимодействии с другими людьми человек может выдерживать более сильные неприятные ощущения, например, болевые. На глазах у зрителей спортсмены показывают более высокие результаты (эффект "фасилитации" - облегчения).

Вместе с тем, оказывается, что индивидуальный вклад в совместную деятельность пропорционально уменьшается при увеличении числа участников. Причем, субъективно это может самими участниками и не осознаваться. Группа может заставить своего члена, избегающего конфликтов или позиции "белой вороны" изменить свою точку зрения даже на вполне очевидные вещи (эффект "конформности"). К подобным явлениям, сопровожда­ющим и, что важно отметить, регулирующим социальное взаимодействие, могут быть отнесены: процессы взаимовосприятия, взаимовлияния, взаимоотноше­ния различного типа - симпатия, антипатия, лидерство, слухи, мода, традиции, паника и т.д. Такие явления, сопровождающие человеческую жизнь, интуитивно или осознанно всегда учитывались людьми в целях более успешного общения и совместной деятельности. Эти феномены, возникающие в социальном взаимодействии, и называются социально-психологическими явлениями.

Социально-психологические явления - это ситуативные проявления личностью тех или иных свойств и качеств (бескорыстия или трусости, авторитарного стиля руководства или социальной пассивности). В этот же круг явлений входят и относительно стабильные, и динамичные особенности малой социальной группы - морально-психологический климат, уровень сплоченности, групповые настроения, традиции и т.п.

Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, то есть особенности психической регуляции поведения, общения и деятельности людей, обусловленные ситуациями их социального взаимодействия, фактом включения индивидов в большие и малые социальные группы.

Само сочетание слов "социальная психология" указывает на специфическое место, которое она занимает в системе других наук. История формирования социальной психологии тесно связана с потребностью объяснения такого класса фактов, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук. В ходе развития социально-психологической практики происходило уточнение и предмета науки. Его понимание различными авторами исходило из понимания места социальной психологии в системе научного знания, а также круга, решаемых практических задач. Все разнообразие дискуссионных взглядов можно представить в виде следующих позиций:

социальная психология - часть социологии (основной акцент делается на необходимости изучения массовидных явлений, больших социальных общностей, отдельных сторон общественной психологии - нравов, традиций, обычаев и т.д.);

социальная психология - часть психологии (главный предмет исследования - личность, ее положение в коллективе, межличностные отношения, система общения);

социальная психология - это наука на стыке психологии и социологии, причем пограничной областью социальной психологии с социологией является изучение проблем массовой коммуникации, общественного мнения, социологии личности. Относительная граница же социальной психологии с общей психологией затрагивает проблемы детерминации и проявления индивидуально-психологических качеств личности в условиях ее действия в реальных социальных группах.

Обозначение границ, исследуемых социальной психологией, проблем позволяет выделить отдельные стороны предмета данной науки. Ими являются:

1) Социально-психологические характеристики, закономерности, механизмы процессов совместной деятельности и общения людей, особенности обмена информацией, взаимного восприятия и понимания, воздействия людей друг на друга в ситуациях взаимодействия. Под общением понимается обмен информацией между людьми, их взаимодействие.

Для социально-психологического подхода, в отличие от общепсихологи­ческого, характерно отчетливое понимание обусловленности поведения человека, его личностных характеристик конкретной ситуацией взаимодейст­вия: ролями, которые исполняют участники, нормами общения и деятельности, социокультурным, историческим фоном, и даже пространственно-временными параметрами (где и когда происходит взаимодействие). Важнейшими социально-психологическими механизмами возникновения социальности, то есть свойств общности и взаимопонимания людей являются процессы подражания, внушения, заражения, убеждения.

2)Закономерности социально-психологических явлений на уровне существования больших социальных групп, общества в целом как системы с определенной социальной структурой.

Это - так называемые "массовидные" социально-психологические явления, то есть психические явления, возникающие в сфере общественной психологии как составной части общественного сознания, а также специфические характеристики каждой из больших социальных групп. К ним относятся, например, классовые и этнопсихологические особенности, нравы, обычаи и привычки различных больших социальных (национальных, классовых, возрастных, профессиональных групп). Особый интерес представляют особенности поведения толпы и неорганизованной массы людей. Соответственно, различаются отдельные предметные области социальной психологии: этнопсихология, психология классов и социальных слоев, психология профессиональных групп, а также - психология политики, религии, искусства и других форм общественного сознания.

Можно сказать, что социальную психологию интересует то, каким образом в межличностных отношениях людей проявляются отношения общественные и наоборот - как психология людей влияет на общественную жизнь: экономику, политику, межнациональные отношения, искусство и т.д.

Групповые социально-психологические явления. При этом интерес социально-психологического исследования малой группы составляют процессы группообразования, групповой динамики и структуры, образования
целей, межличностных отношений, ролей, процессы лидерства и руководства
в малой группе.

Социально-психологические особенности личности, механизмы социализации индивида и психической регуляции его социального поведения.

Предметом социально-психологического анализа при этом становятся структура мотивации социального поведения, социальных установок и ценностных ориентации личности, действие психологических защитных механизмов в процессе общения. Понимание личности в социальной психологии предполагает рассмотрение человека как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. Это системное качество индивида, определяемое его включенностью в совместную деятельность и общение. Особый интерес представляют относительно устойчивые и ситуативные социально-психологические характеристики личности - ее социально-типичные и индивидуально-своеобразные особенности, проявляющиеся во взаимодейст­вии с другими людьми, - стили общения и различных форм социальной деятельности (например, организационно-управленческой) или ролевого поведения.

Таким образом, предмет социальной психологии - это структурно-динамические особенности и закономерности психологических явлений, возникающих в процессе общественного взаимодействия, то есть в ситуациях общения и совместной деятельности людей, а также обоснованные способы управления этими явлениями. Эти явления, в форме социально-психологических процессов, состояний и свойств больших и малых групп, а также отдельной личности побуждают, регулируют и отражают социальное взаимодействие.

Основными задачами социальной психологии являются:

- исследование структуры, механизмов, закономерностей и особенностей социально-психологических явлений: общения и взаимодействия людей, психологических характеристик социальных групп, психологии личности (проблемы социальной установки, социализации и т.п.);

выявление факторов развития социально-психологических явлений и прогнозирование характера такого развития;

разработка обоснованных рекомендаций и предложений по оптимизации управления социально-психологическими явлениями;

непосредственное применение методов социально-психологического воздействия, направленных на повышение социально-психологической компетентности людей и разрешение существующих психологических проблем.

1.2. Виды социально-психологического знания

1) Обыденное, житейское знание.

Отличительные особенности обыденного социально-психологического знания:

а) оно отражает индивидуальный опыт повседневной жизни человека,
носит скорее единичный или групповой характер, являясь результатом
обыденного обобщения внешнего, поверхностного, непосредственного;

б) имеет несистематизированный характер комплекса, набор фактов,
случаев, догадок и интерпретаций с точки зрения "домашнего обихода", "здравого
смысла" и "общепринятых взглядов" по поводу механизмов социально-психологических явлений, (типа "лысый, в очках и шляпе - интеллигент" и т.п.);

в) "житейская психология", ориентирована на обеспечение оптимальных
взаимоотношений с людьми и внутреннего комфорта в рамках стихии жизни,
не нуждаясь в экспериментальной проверке имеющихся представлений;

г) фиксируется в системе обыденного разговорного языка, выражающего
общие представления и индивидуальную эмоционально-смысловую оболочку
его слов.

2) Художественное знание.

Включает эстетические образы, фиксирующие типичные или уникальные формы человеческой психологии той или иной эпохи, социального слоя и т.п. в материале художественного произведения литературы, поэзии, живописи, скульптуры, музыки. Один из самых "психологичных" писателей Ф.М. Достоевский говорил: "Человек есть тайна. Ее надо разгадать и если будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком" (1839)". И еще: "...Меня зовут психологом; неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой..."

3) Философское знание.

Данный вид социально-психологического знания представляет собой морально-мировоззренческие рефлексивные обобщения и выполняет, кроме того, функцию методологии, то есть системы основополагающих принципов познания взаимоотношений человека и общества.

4) Эзотерическое (от греч. "внутренний") знание.
Разновидностями данного вида социально-психологического знания

являются религиозное, оккультно-мистическое, магическое (астрология, хиромантия и т.п.) знание.

5) Практико-методическое знание.

Являясь результатом экспериментального обобщения для заинтересован­ных пользователей, данный вид знания выступает, в основном, как процедурно-технологическое знание ("Ноу-хау", или так называемое "Карнеги-знание"), представляющее готовый рецепт (алгоритм) для действий в определенных жизненных ситуациях.

6) Научное знание.

Основные его виды: научно-теоретическое и научно-экспериментальное знание. Научное знание - это логически непротиворечивая и экспериментально

обоснованная система взаимосвязанных понятий, суждений, умозаключений, описывающих социально-психологические явления, объясняющих их природу и прогнозирующих динамику, а также обосновывающих возможность управления ими.

Отличительные особенности научного социально-психологического знания:

имеет всеобщий характер, отражая существенное, устойчивое и повторяющееся в социально-психологических явлениях, то есть их фактическое содержание;

имеет системный характер, то есть представляет собой систему развивающихся понятий, отражающих динамику явлений и образующих социально-психологическую теорию;

представляет собой единство методологического, теоретического и экспериментального знания, в котором главное - осознанная, рефлексивная исследовательская направленность, проверяемость теоретических положений в эксперименте;

фиксируется в системе научного языка, позволяющего отражать и различать "тонкую структуру социально-психологического явления, недоступ­ную обыденному, непосредственному знанию, "житейской психологии".

Кроме вышеназванных видов социально-психологического знания различают: номотетическое, объясняющее знание (от гр. номос - закон), типа естественных наук и идеографическое, описательное, относящееся к описательному знанию, подобному всем наукам о культуре. В психологии первый тип знания предлагали развивать бихевиористы школы Уотсона-Торндайка, а второй - представители понимающей (Дильтей, Шпрангер) и гуманистической (Роджерс, Франкл) психологии.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

1. место социальной психологии в системе гуманитарного знания iconПрограмма курса Цели: изучение содержания и методики педагогической деятельности в системе социальной работы, ознакомление с основами социальной педагогики. Задачи
Формирование теоретических представлений о социальной педагогике как отрасли гуманитарного знания, ее объекте и предмете, основных...
1. место социальной психологии в системе гуманитарного знания iconПрограмма курса «Философские вопросы социально-гуманитарного знания»
Цель: раскрыть актуальность и показать методологическую эффективность философского осмысления социально-гуманитарного знания; выявить...
1. место социальной психологии в системе гуманитарного знания iconРеферат по предложенным темам (приложение 1)
Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Общая характеристика состояния теоретического знания в западной социальной психологии....
1. место социальной психологии в системе гуманитарного знания iconВопросы для кандидатского экзамена по специальности
Место культурологии в системе современного гуманитарного знания. Факторы, обусловившие выделение культуры в самостоятельный предмет...
1. место социальной психологии в системе гуманитарного знания iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная психология»
Пограничный характер социальной психологии как результат ее «двойного» статуса – одновременного происхождения из психологии и социологии....
1. место социальной психологии в системе гуманитарного знания iconПрограмма дисциплины психология (включая основы социальной психологии) для студентов 3 курса заочного отделения
Цель курса “Психология с основами социальной психологии” дать будущим журналистам знания об устойчивых характеристиках коммуникативных...
1. место социальной психологии в системе гуманитарного знания iconПрограмма к государственному экзамену по специальности 031401 культурология для специализации «Культура евреев» («Библеистика»)
...
1. место социальной психологии в системе гуманитарного знания iconНадежда Борисовна Челдышова Шпаргалка по социальной психологии
Шпаргалка предназначена для экспресс-подготовки к экзамену по предмету социальной психологии для студентов и аспирантов факультетов...
1. место социальной психологии в системе гуманитарного знания icon1. Предмет культурологии. Закономерности развития культуры
Место культурологии в системе гуманитарного знания. Обыденное и тео­ретическое понимание культуры. Понятие культуры: от эмпирического...
1. место социальной психологии в системе гуманитарного знания iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности
Предмет и задачи социальной философии. Место социальной философии в структуре философского знания
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница