Размножение




Скачать 72.75 Kb.
НазваниеРазмножение
Дата08.03.2013
Размер72.75 Kb.
ТипДокументы
Задание Тест-рисунок

1. Ветроопыляемые растения:
– ольха и береза (13–16–17–14);
– дуб и яблоня (17–13–16–14);
– слива и тополь (14–13–17–16).

2. Корневищем размножается:

– тюльпан (1–5–4–6);
– ландыш (4–1–6–5);
– чеснок (5–6–4–1).

3. Двойной околоцветник состоит из:

– венчика и лепестков (18–4–10–19);
– чашечки и чашелистиков (10–19–18–4);
– чашечки и венчика (4–10–18–19).

4. Тычинка состоит из:

– тычиночной нити и рыльца (3–21–23–22);
– тычиночной нити и пыльника (23–22–21–3);
– столбика и завязи (21–23–22–3).

5. Плоды фасоли, гороха, акации называют:

– бобами (5–7–2–3);
– стручками (2–3–5–7);
– бобами и стручками (5–2–7–3).

6. Оплодотворение у цветковых растений называется двойным потому, что:

– в нем участвуют два спермия, яйцеклетка и центральная клетка (14–15–9–4);
– оно происходит подряд два раза (4–15–9–14);
– в результате образуется два зародыша (9–14–4–15).

7. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается:

– плод (20–23–19–24);
– семя (23–24–19–20);
– зародыш семени (19–20–24–23).

8. Плоды одуванчика распространяются при помощи:

– ветра (3–8–11–12–14);
– животных (11–3–8–12–14);
– талой воды (12–14–11–3–8).



Правильные ответы (порядок соединения точек):

(1): 13–16–17–14; (2): 4–1–6–5; (3): 4–10–18–19; (4): 23–22–21–3; (5): 5–7–2–3; (6): 14–15–9–4; (7): 19–20–24–23; (8): 3–8–11–12–14.
Правильно выполненное задание


Обобщающий урок по теме «РАЗМНОЖЕНИЕ


Оборудование: таблицы-модели «Опыление», «Оплодотворение», «Распространение семян и плодов», гербарий, коллекции семян и плодов, «Биологическое лото», карточки, искусственные цветы, клубни картофеля, комнатные растения- герань, бальзамин, скальпель, ножницы, нарисованные цветы.

Ход урока

Класс делится на команды. У каждой команды своя «полянка». У каждого участника есть зачетная книжка, куда записываются оценки, полученные за каждый конкурс. Консультанты и командиры учитывают активность каждого участника: за правильные ответы прикрепляют цветы на полянку команды.


Учитель. На предыдущих уроках мы изучили все виды и формы размножения, посеяли семена знаний, они проросли, и вот сегодня поляны расцветут. Чья поляна покроется большим количеством цветов, та команда и победит. Давайте разомнемся перед выполнением заданий. Итак, вопрос!

1. О каком жизненно важном свойстве организмов идет речь в загадке?

В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.

(Размножение.)

2. Какое значение имеет размножение растений? (Увеличение их числа, распространение.)

Сыграем в «Биологическое лото». На столах лежат карты с названиями способов распространения плодов и семян (водой, ветром, саморазбрасыванием, животными, птицами) и наборы карточек с изображениями растений (клен, тополь, бешеный огурец, горох, фасоль, одуванчик и др.). Надо отобрать растения, распространяемые данным способом.

1 Задание. Блиц-опрос позволит нам установить, какая команда лучше знает строение цветка. Команды должны без задержки завершать начатую фразу.

– Цветки развиваются на тонких стеблях ... (цветоножках).
– Цветоножка расширяется в ... (цветоложе).
– Чашелистики образуют ... (чашечку).
– Лепестки образуют ... (венчик).
– Чашечка и венчик образуют ... (околоцветник).
– Околоцветник, состоящий из венчика и чашечки, называют ... (двойным).
– Если околоцветник не подразделяется на чашечку и венчик, он называется ... (простым).
– Главные части цветка ... (пестик и тычинки).
– Тычинка состоит из ... (тычиночной нити и пыльника).
– Пестик состоит из ... (рыльца, столбика, завязи).
– Цветки, имеющие и пестики и тычинки, называются ... (обоеполыми).
– Цветки, имеющие только пестики или только тычинки, называются ... (однополыми).
– Растения, у которых пестичные и тычиночные цветки располагаются на одном растении, называются ... (однодомными).

- Ребята, а что должно произойти, чтобы из цветка образовались плоды и семена? (Опыление и оплодотворение.)

-А какие способы опыления вы знаете? (Перекрестное, самоопыление.)

2 задание. Тесты.

1. Каждая команда получает карточку, на которой написан тип опыления. Задание: выписать номера признаков, характеризующих приспособленность к этому типу опыления: 1 – сухая, легкая пыльца; 2 – яркая окраска венчика; 3 – наличие нектара; 4 – длинные тычиночные нити; 5 – растут скоплениями; 6 – цветки собраны в соцветия; 7 – многие цветут до распускания листьев; 8 – пыльца крупная, с выростами; 9 – имеют сильный запах.

А. Насекомоопыляемые – 2, 3, 6, 8, 9.
Б. Ветроопыляемые – 1, 4, 5, 7.

2. Каждая команда получает карточку, на которой написан тип опыления. Задание: выписать номера растений, для которых характерен данный тип опыления: 1 – пшеница; 2 – шиповник; 3 – томаты; 4 – земляника; 5 – фасоль; 6 – клевер; 7 – картофель.

А. Перекрестное – 2, 4, 6.
Б. Самоопыление – 1, 3, 5, 7.

1. Половой способ размножения встречается только у:

а) растений;
б) всех живых организмов;
в) многоклеточных живых организмов.

2. К гермафродитам относятся:

а) дождевой червь;
б) амеба;
в) заяц-беляк

3. Наружное оплодотворение происходит у:

а) птиц, млекопитающих;
б) рыб, земноводных;
в) пресмыкающихся.


-Как же происходят процессы опыления? Какое значение для нас имеет их знание? Понять это помогут правильные ответы на следующие вопросы. (Вопросы записаны на лепестках ромашки: команды по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопросы.)

3 задание. «Ромашка»

1. Почему безветренная погода, во время цветения ржи и пшеницы, может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы не повлияет? (Рожь – ветроопыляемое растение, а пшеница – самоопыляемое.)

2. Хозяйка оборвала весь пустоцвет с огурцов, считая, что от этих цветков нет никакой пользы. Правильно ли она поступила? (Нет, огурцы – двудомные растения; не будут опыляться.)

3. Цветки многих растений закрываются в дождливую погоду. Какое значение имеет это приспособление? (Защита пыльцы.)

4. Цветки растений ночной красавицы и душистого табака раскрываются с наступлением темноты. Какие приспособления к опылению они имеют? (Аромат. Светлая окраска венчика.)

5. Весной на одних деревцах ивы распускаются желтые цветки, собранные в соцветия сережки, а на других деревцах того же вида появляются неприглядные зеленые сережки. С чем связаны различия между ивами одного вида? (Ива – двудомное растение, это мужское и женское растения.)

6. Осенью во время уборки картофеля учительница попросила учеников принести для урока несколько плодов этого растения. На следующий день один из них принес пакет с клубнями. Правильно ли выполнил ученик задание? (Клубни – это видоизмененные побеги, я плоды картофеля – это ягоды.)

7. Цветы какого растения открываются только тогда, когда на них садится шмель? (Львиный зев.)

4 задание. «Вегетативное размножение»


Распределить растения по видам вегетативного размножения, используя цифровые обозначения. За каждый правильный ответ – 1 балл. (В данном конкурсе дети показывают не только теоретические знания, но и активно применяют свои практические навыки и жизненные наблюдения.)

Способы вегетативного размножения:

а – усами; б – черенками; в – прививкой; г – делением куста; д – отводками; е – корневищами; ж – луковицами; з – клубнями; и – корневыми отпрысками; к – корневыми шишками; л – листьями.

Названия растений:

1 – смородина; 2 – слива; 3 – яблоня; 4 – лилия; 5 – георгин; 6 – ирис; 7 – картофель; 8 – земляника; 9 – бегония; 10 – ландыш; 11 – чеснок; 12 – груша; 13 – узамбарская фиалка.

Ответы: а – 8; б – 1; в – 3, 12; г – 1; д – 1; е – 6, 10; ж – 4, 11; з – 7; и – 2; к – 5; л – 9, 13.

5 задание «Математическое»


Задание – решить биологическую задачу. Оценка – 3 балла. (Межпредметная связь с математикой.)

Задание для первой команды

С одного дерева грецкого ореха собрали 160 кг плодов. 100 орехов весят 1 кг. Все собранные орехи были высеяны в специально подготовленном питомнике. Сколько саженцев грецкого ореха вырастят садоводы, если из 100 орехов прорастает 90? (14 400 саженцев.)

Задание для второй команды

Из одного зерна озимой мягкой пшеницы может вырасти 5 колосьев. Допустим, в колосе 50 зерен. Предположим также, что все зерна всхожие. Сколько зерен получилось бы от 1 зерна от посева в 1-м году, во 2-м году? (1-й год – 250; 2-й год – 62500.)

Задание для третьей команды

5000 односемянных плодов березы весят примерно 1 г. На 1 га леса высевают 150 кг плодов березы. Подсчитайте число высеянных при этом плодов. (750 000 000)

6 задание «Ботаническое лото»

Командам выдаются карточки с понятиями (приведены здесь в качестве ответов) и карточки с их определениями. Задание: подобрать для каждого понятия соответствующее определение. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика ... (Опыление.)

2. Процесс слияния половых клеток ... (Оплодотворение.)

3. Половые клетки ... (Гаметы.)

4. Женская половая клетка ... (Яйцеклетка.)

5. Мужская половая клетка ... (Спермий.)

6. Из какой части цветка развиваются плоды? (Из завязи.)

7. Из чего развиваются семена ...(Из семязачатка.)

8. Стеблевой черенок – это ... (Отрезок побега с несколькими узлами и почками.)

9. Отводок – это ... (Отделенный от растения укоренившийся боковой побег.)

10. Прививка – это ... (Пересадка черенка или почки привоя на подвой.)

11. Органом семенного размножения является... (Цветок.)

Следующее соревнование – практическое.
Команды выделяют по 3 участника для 7 задания «Конкурса фермеров».

  1. Участники получают семена одного из растений (горох, огурцы, редис, фасоль, лук) и готовятся дать обоснованный совет, в какое время и на какую глубину сажать эти семена.

  2. Черенкование комнатных растений.

  3. Разрезание клубня картофеля для посадки.

А тем временем остальные члены команд должны помочь разделить плоды и семена, смешанные на столе: рис, горох, пшеница, фасоль, кукуруза, семянки подсолнуха, арбузные семечки.
Плоды: рис, кукуруза, семянки подсолнуха.
Семена: горох, фасоль, арбуз.


8 задание «Ты – мне, я – тебе»

Каждый член команды по очереди задает вопрос участнику другой команды. Этот конкурс позволяет учащимся не только проявить самостоятельность, но и на некоторое время почувствовать себя учителем, т.к. нужно правильно сформулировать вопрос и оценить правильность ответа своего соперника. За каждый правильный ответ – 1 балл, если ответ неправильный, балл получает ученик, задававший вопрос.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Д/З тест-рисунок.

Похожие:

Размножение icon«Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений»
...
Размножение iconПлан-конспект урока размножение, его виды. Бесполое размножение
Биология. Живой организм. 6 класс; учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией Н. И. Сонина
Размножение iconИ. В. Захарова Размножение, его формы
Размножение, или репродукция, – одно из основных свойств, характеризующих жизнь. Под размножением понимается способность организмов...
Размножение iconУрока на тему: Половое размножение у растений
Урок проводится в рамках изучения темы «Размножение организмов» после знакомства школьников с особенностями вегетативного размножения...
Размножение iconКонспект урока по биологии в 7 классе Тема: «Размножение и происхождение земноводных»
Урок на тему: «Размножение и происхождение земноводных» из раздела «Животные» предмета «Биология»
Размножение iconУрок биологии по теме: «Размножение организмов»
«Размножение организмов». Учащиеся к данному уроку самостоятельно подготовили мультимедийные презентации. Наиболее интересными оказались...
Размножение iconЛекция Размножение растений Размножение является неотъемлемым свойством живых организмов воспроизводить себе подобных. Благодаря размножению обеспечивается непрерывность и преемственность жизни. Различают две основные формы размножения: бесполое и половое
Ания и слияния гамет, не происходит слияния генетического материала в любой форме. Это наиболее древня форма размножения, широко...
Размножение iconРеферат: Бесполое и половое размножение
Для вида смысл размножения состоит в замещении тех его представителей, которые гибнут, что обеспечивает непрерывность существования...
Размножение icon«Бесполое размножение»
Углубление знаний об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе
Размножение iconТематический план По биологии Для подготовительных курсов
Лист. Фотосинтез. Вегетативное размножение. Цветок. Соцветия. Оплодотворение. Плод. 4 часа
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница