Панк-рок от а до я хронология бурных лет Панк-энциклопедия Видеография панк-рока: фильмы, клипы, концерты. 65 Хардкор, кроссовер и другие




НазваниеПанк-рок от а до я хронология бурных лет Панк-энциклопедия Видеография панк-рока: фильмы, клипы, концерты. 65 Хардкор, кроссовер и другие
страница1/10
Дата08.03.2013
Размер1.05 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

электронная версия © krnr, 2003 http://metalism.narod.ru

СОДЕРЖАНИЕ


Панк-рок от А до Я.............................. 3

Хронология бурных лет........................... 27

Панк-энциклопедия............................... 31

Видеография панк-рока: фильмы, клипы, концерты . 65

Хардкор, кроссовер и другие..................... 68


ISBN 5-7140-0555-4


С А.И.Кокарев, 1992 г.

С А.И.Зазыкин, 1992 г. Оформление


Панк-рок от А до Я

Сколько у нас в стране самоде­ятельных рок-групп? Несколько сот? Несколько тысяч? Десятки тысяч - вот приблизительный от­вет. Половина из них клянется и божится, что играет панк-рок. Юн­цы вешают себе на шею несколько пар цепочек, прокалывают уши бу­лавками, стригут волосы ежиком или красят их вонючей краской. И называют это панком. Не верьте. Это игра в панк. Эрзац-панк, если хотите. Кастрированная, снижен­ная на полтона, едва волочащая ноги музыка не похожа даже на рок. В песнях слышатся какие-то отголоски выцветших заголовков газетных передовиц начала «гор­бачевской эпохи», и даже в на­пускном веселье улавливаются ноты разочарованного опустоше­ния.

Да, отечественная рок-музыка развивается иначе, чем на Западе. Впрочем, во всех странах есть свои различия в этом процессе, и порой они оказываются очень су­щественными. У нас на первое место вышло слово, фраза, тексты песен - ведь рок-музыка была не­подвластна •официозу и в застой­ные годы оказалась единственной, по сути дела, трибуной, с которой молодежь обращалась к обществу со своими лозунгами и требова­ниями. Рок-музыка была в Союзе публицистичной «до мозга кос­тей». Это одна из главных причин (существуют и другие: неразви­тость поп-индустрии, убогость средств массовой информации), почему в СССР так и не произо­шло «рок-революции» даже тогда, когда рок был официально разре­шен.

На Западе же таких «револю­ций» случилось две: в 1956/57 го­ду появился рок-н-ролл и в 1976/77 - панк-рок. С первого началась вся рок-музыка в целом. Второй произвел на свет новую волну и практически всю (кроме метала) современную рок-музыку.

Ч
то касается основного содер­жания рока, то оно везде и во все времена идентично. Идея его - разрыв всевозможных пут, не по­зволяющих молодым людям чув­ствовать себя «в своей тарелке», ограничивающих свободу сущест­вования. В разное время, в разных странах путы эти различны, но идея избавления от них заложена в роке всегда. Особенно это было ощутимо в периоды «рок-револю­ций». И если о первой - рок-н-ролльной - мы уже порядком на­слышаны и начитаны, то о второй - панковской - ничего, кроме двух-трех газетных статей десяти­летней давности, пожалуй, и не отыщешь. Вот почему мы взялись заполнить пробел. То, что написа­но в этой книге, - первая попытка систематизировать на русском языке историю панк-рока, подробно рассказать об этом сложном и противоречивом явлении.

Есть и еще одна причина, по­чему мы обращаемся к этой те­ме именно сейчас. В период сво­его «революционного» расцвета панк-рок был довольно однород­ным явлением. Но очень быстро под воздействием «среды обита­ния» он раздробился на множест­во течений, различных по музы­кальным, политическим и эстетическим принципам. Каждый пошел своей дорогой. Похожее сегодня переживает и наша рок-музыка, вышедшая из «подполья» и оказав­шаяся в совершенно новых усло­виях существования. Какой доро­гой пойдут наши рокеры? Той, которой уже прошли их коллеги на Западе? Это маловероятно: мы ви­дим не только начало, но и конец этой дороги, поскольку отстаем от Запада лет на двадцать и можем учиться на их опыте. Найдут что-то свое? В любом случае процесс расслоения, расчленения нашего рока (на коммерцию и искусство, политику и развлекаловку и т. д.) уже идет полным ходом.

Есть в среде советских музыко­ведов и композиторов сложившее­ся мнение, которое яснее других выразил Алексей Козлов на стра­ницах «Музыкальной жизни»: «Панк - это антирок». Я прекрасно понимаю руководителя Арсенала. Он не может простить панк-музы­кального глумления над роком как частью музыкальной культуры, ведь сам он - талантливый музы­кант. Ему больно видеть музы­кальный регресс в любой форме. Но, может быть, иногда нужно и отступить (как в бою), чтобы потом сильнее рвануться вперед? Неве­роятная простота панка была оп­равдана его идеей и служила ей - вот что главное. А идея эта была все та же, идентичная главному содержанию рока: срывание всех и всяческих общественных пут. Панк у Козлова предстает в ви­де издевки над рок-н-роллом, его антитезы. Но вторая «рок-рево­люция» стала необходимостью только тогда, когда были забыты «завоевания» первой. Рок-н-ролл взрастил панк, который стал... простым возвращением к преданным забвению рок-н-ролльным ритмам.

И сам Козлов чувствует, что что-то в его рассуждениях не совсем так. В беседе со мной он на минуту задумался и не сдер­жался от предположения: «А все же, шут их знает, может, пройдет еще пяток лет и о Sex Pistols будут говорить с такими же эпитетами, как сегодня о BeatlesНечто вроде этого уже происходит. В ноябре 1989 года влиятельный в рок-прессе американский журнал «Роллинг Стоун» опубликовал список 100 лучших, по мнению своих редакторов, дисков 80-х годов. Его возглавил альбом од­ной из ведущих панк-групп Вели­кобритании Clash - «Вызывает Лондон», вышедший в 1980 году. Чутье, похоже, не обмануло Козло­ва.

Панк-рок не возник на пустом месте. Его истоки корнями уходят в британский стиль мерсейбит начала 60-х годов и в творчество квартета Beatles. Rolling Stones, вообще, называют первыми на­стоящими панками, а история нап­равления берет начало не в 1976 году, как думает большинство не­сведущих, и не в 1974 году, как предполагают некоторые, а в се­редине 60-х годов, когда в США впервые появилось это название.



- так в Англии XVII века называли на уличном жаргоне шлюх. В этом значении слово встречается в пьесе У. Шекспира «Мера за меру». В Америке в начале XX века его относят уже к заключенным-«шестеркам». Позже слово вошло в основной лексикон и сегодня употребляется в значении «грязь», «отбросы», «гнилье».

Панк-рок 60-х годов принято называть «гаражным роком»; с него мы и начнем рассказ.

«Гаражный рок» появился в США в 1964 году, где под впечат­лением Beatles и Rolling Stones возникло огромное количество местных ансамблей. То, что они играли, заметно варьировалось в зависимости от регионов, мест­ных музыкальных традиций, но в целом это была смесь блюзовых, белых народных мотивов с эле­ментами доморощенной музыки скиффл. Значение этого события трудно переоценить - впервые с конца 50-х годов у американской молодежи вновь появилась «своя» музыка. Респектабельные и со­вершенно безобидные пай-мальчи­ки типа Бобби Ви или Пола Анки, которыми фирмы грамзаписи под­менили бунтовщиков-рок-н-ролль-щиков на рубеже 60-х годов, испу­гавшись, как бы рок-революция не зашла слишком далеко, были не­медленно забыты. Они уступили свои позиции кумиров молодежи лихому напору свежей энергии, разбудившей в юных сердцах дух свободы помыслов и действий. Переломным моментом стало «бри­танское вторжение» - массиро­ванное проникновение продукции английских групп мерсеибита the Kinks, Beatles, Gerry & the Pace­makers на американские рынки сбыта.

По примеру своих заокеанских сверстников американцы тут же решили взяться за гитары и делать то же: играть музыку собствен­ного сочинения, разговаривая на понятном для «своих» языке об ин­тересующих подростков проб­лемах - конечно же в первую очередь о любви и сексе, но так-, же и о многих других вопросах, волнующих молодежь. Спустя па­ру лет это мощное всеамерикан­ское музыкальное движение во­шло в анналы рок-музыки под вы­шеупомянутым названием «га­ражного рока». Откуда появилось такое странное название? Все объясняется очень просто: люби­тельские группы репетировали в основном в гаражах - больше им просто некуда было деваться.

«Гаражные» панки пели в свое удовольствие, не строили меркан­тильных планов и были известны только в среде своих родственни­ков, друзей и соседей. Их творчес­кие поиски .отвечали на запросы не массовой, а локальной аудито­рии (школы, колледжа, района). Среди сотен непрофессиональных ансамблей тех лет едва ли набе­рется два десятка записавших на студии хотя бы одну грампластин­ку. Но в музыке они нашли само­выражение, почувствовали воз­можность раскрепоститься от заложенной обществом и родите­лями закомплексованности, хотя бы ненадолго стать самими собой, и поэтому вкладывали в произве­дения все накопившиеся чувства, всю душу.

Сегодня судить о «гаражном ро­ке» можно только по немногим уцелевшим записям тех лет. Это. в первую очередь, две компиляции «Самородки» и «Дикая штука», а также диски самых известных групп тех лет: Electric Prunes, Standells, 13th Floor Elevators, Seeds и некоторых других.

Хотя все они играли музыку достаточно своеобразную, объе­диняли их границы ритм-энд-блю-за. Среди отличительных черт можно назвать использование «металлических» органных зву­ков, гитарные модуляции, недавно изобретенный фуззэффект, посто­янная ритмическая 4/4-я сетка ударника, цементирующая все ме­лодические отступления, и, безу­словно, неистовый, срывающийся, на грани причитаний, вокал.

Какими были «гаражные» ан­самбли? Свидетельств сохрани­лось с той поры немного, но да­же по таким крохам можно су­дить, что, например, музыканты Knickerbockers копировали Beat­les, a Magic Mushrooms экспери­ментировали с электроникой.

Пластинку группы Standells («Грязная вода») английский критик Ян Бирч называл «классикой пан­ка, созданной классической панк-группой»: повторяющиеся без ус­тали гитарные ходы, взятые в ос­новном у Rolling Stones, острая, порой грубоватая лирика и ко все­му прочему такая деталь внешне­го вида - длинные волосы. Такой была эстетика первых панков.

Хотя «гаражный рок» - явление типично американское, увлечение им не прошло незамеченным в Ве­ликобритании - центре тогдашне­го рока. Английских групп, о кото­рых можно было бы сказать, что они играли «гаражный рок», - еди­ницы (Them, некоторые песни Kinks). Однако, несмотря на это, «визитная карточка» «сего стиля была создана именно здесь, на островах туманного Альбиона «Дикая штука» группы Troggs до сегодняшнего дня считается иде­альной панк-песней.

Все же эра совершенно игнори­руемых шоу-бизнесом панк-групп 60-х годов была непродолжитель­ной. Это объясняется быстрым ростом числа музыкальных групп и расширением границ рок-музы­ки, переходом к прогрессивному року, а также развернувшимися как раз в тот период поисками но­вых стилей и направлений, кото­рые были предопределены стре­мительным прогрессом в области музыкальной и звукозаписывающей техники. К концу 1967 года все панк-группы в США либо рас­пались, либо оказались вовлечен­ными в прочие музыкальные те­чения, скажем, бабблгам мьюзик, как группа Shadows of Knight или в психоделию {таких было больше), как группы Seeds, 13'th Floor Ele­vators и др.

В дальнейшем, до середины 70-х годов течения, идейно близко­го гаражному року, не существо­вало. Однако стремление играть простую, агрессивную рок-музыку с элементами эпатажа не покида­ло отдельных представителей мо­лодежной субкультуры, тех, кому самодеятельная бескомпромис­сность гаражного рока пришлась по душе. А зерна этого стиля оказались щедро разбросаны по всей Америке. Всходы, правда, появились лишь местами: в Нью-Йорке, Чикаго, Детройте, где во второй половине 60-х годов возникли группы МС5, Velvet Underground и Iggy Pop & the Stooges. Эти ансамбли со време­нем стали общепризнанными предтечами панк-рок-движения 70-х годов.

МС5 (Motor City Five - «Пятерка из города моторов», то есть Детройта, центра автомобильной промышленности США) обладала громким, жестким саундом. Яростный антиобщественный на­строй музыкантов выражался в текстах песен и поступках испол­нителей. Их деятельность в общих чертах очень походит на классиче­ский вариант более поздней панк-группы, за исключением малень­кой детали: МС5 в духе 60-х годов были уверены, что рок-н-ролл спо­собен изменить в мире все, что угодно...

Velvet Underground возводили уродство в ранг красоты и были еще более удивительным ансамб­лем для своего времени. В пору расцвета культуры хиппи и лозун­гов типа «непротивления злу наси­лием», они поднимали в своих произведениях темы, на которые было наложено табу: половые из­вращения, растущее потребление наркотиков, социальное отчужде­ние, жестокость общества, полная безысходность и разочарование в будущем среди молодежи. Эти проблемы усиленно обходились всеми, хиппи просто предлагали уйти от них в мир собственных ил­люзий. А в музыке и текстах песен Velvet Underground явственно слы­шалось разрушающее действие современной урбанизированной цивилизации, звучал, что называ­ется, набат.

Stooges олицетворяли собой третью составную часть панк-ро­ка - визуальную. Лидер ансамбля Игги Поп бесился и бесчинствовал на сцене: он мог спокойно снять штаны во время концерта или расцарапать себе грудь до крови, или плюнуть в публику, набрав в рот побольше слюны. Первое выступление Iggy Pop & the Sto­oges в 1967 году в городе Эрр Арбор (штат Мичиган) описывает­ся американскими критиками та­ким образом: «Игги извивался всем телом, испуская нечленораз­дельные вопли, размазывал по го­лому торсу кровавые куски мяса, делал вид, будто режет себе кожу куском стекла, потом с разбега прыгал в зрительный зал. Все действо совершалось под прими­тивный и очень громкий рок».

К счастью или к сожалению, не знаю, но в те годы заряд ненави­сти, выплеснутый в эйфоричную среду полунаркоманов, прошел мимо цели. Большинство слушате­лей тогда не приняли ни музыки, ни идей МС5, Velvet Underground и Stooges. Мнение было общеприз­нанным: хуже не бывает.

Однако среди американском элиты нашлись-таки немногие, кто по достоинству оценил работы этих групп. Среди них были впол­не известные в США личности: например, авангардист, художник поп-арта, кинорежиссер Энди Уор-холл, который на первых порах взял «под свое крылышко» Velvet Underground. Может быть, богем­ные «мальчики» просто пресыти­лись роскошной и беззаботной жизнью и решили вкусить чего-ни­будь эдакого? Вполне вероятно. Но может быть и другое: интеллектуальная богема оказалась в сос­тоянии первой почувствовать обо­стрение застарелого кризиса в развитых странах мира, особенно в США: кризиса морали, челове­ческих и общественных взаимоот­ношений, кризиса власти. Волна наркомании, захлестнувшая Аме­рику как результат субкультуры хиппи, осознание полного провала вторжения во Вьетнам, попытки разрядки, которые так и не приве­ли к уменьшению противостояния двух сверхдержав, поскольку Рос­сия по-прежнему не желала рас­статься с идеей о «мировой ре­волюции», жестокий экономиче­ский кризис, разразившийся в начале 70-х годов, и, наконец, Уотергейт - вот вехи разочарования молодежи в собственном обще­стве и в тех, кто им управляет.



Факел, зажженный «гаражниками» и пронесенный сквозь 60-е в 70-е Игги Попом, подхватывают в 1973/1974 годах вполне интелли­гентные молодые люди из Нью-Йорка. Они собираются по вече­рам в двух клубах - «CBGB» и «Max's Kansas City». Кумиром этой молодежи становятся новые группы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Панк-рок от а до я хронология бурных лет Панк-энциклопедия Видеография панк-рока: фильмы, клипы, концерты. 65 Хардкор, кроссовер и другие icon-
Анархисты близки панк-сообществу (всякий панк анархист, но не всякий анархист панк). Анархия отсутствие власти и государства для...
Панк-рок от а до я хронология бурных лет Панк-энциклопедия Видеография панк-рока: фильмы, клипы, концерты. 65 Хардкор, кроссовер и другие iconПанк энциклопедия
Все, что вы хотели узнать о панке, хардкоре, сайкобилли, ска и альтернативе, но некого было спросить
Панк-рок от а до я хронология бурных лет Панк-энциклопедия Видеография панк-рока: фильмы, клипы, концерты. 65 Хардкор, кроссовер и другие iconПрOшу, убей меня Подлинная история панк-рока в рассказах участников
...
Панк-рок от а до я хронология бурных лет Панк-энциклопедия Видеография панк-рока: фильмы, клипы, концерты. 65 Хардкор, кроссовер и другие iconДжиллиан Маккейн Пр o шу, убей меня Подлинная история панк-рока в рассказах участников
...
Панк-рок от а до я хронология бурных лет Панк-энциклопедия Видеография панк-рока: фильмы, клипы, концерты. 65 Хардкор, кроссовер и другие icon-
Лу Рид, Игги Поп, Дэвид Йохансен, Ди Ди Рамон, Нико, Патти Смит, Ричард Хелл, Малькольм Макларен и множество других культовых фигур...
Панк-рок от а до я хронология бурных лет Панк-энциклопедия Видеография панк-рока: фильмы, клипы, концерты. 65 Хардкор, кроссовер и другие iconВ 1983 четверо, называвших себя кулакоголовыми, взорвали состоящую из разных стилей по направленности, панк-рок сцену Лос-Анджелеса, с собственным
Лос-Анджелеса, с собственным, космическим, опасным, хард-кор фанком. Спустя 20 лет, rhcp несмотря ни на что стали одной из самых...
Панк-рок от а до я хронология бурных лет Панк-энциклопедия Видеография панк-рока: фильмы, клипы, концерты. 65 Хардкор, кроссовер и другие iconПрошу,убей меня Подлинная история панк-рока в рассказах участников
Подростком он был вынужден переехать в Нью-Йорк, чтобы как следует утолить свою жажду. В 1975 году, когда ему было 18, Легс стал...
Панк-рок от а до я хронология бурных лет Панк-энциклопедия Видеография панк-рока: фильмы, клипы, концерты. 65 Хардкор, кроссовер и другие iconСтилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке Сыров В. Н. Нижний Новгород. Изд-во Нижегородского университета, 1997 г. 209 с
Речь идет о стилевых направлениях, возникших в результате активной жанровой и стилевой интеграции (барокко-рок, арт-рок, авангард...
Панк-рок от а до я хронология бурных лет Панк-энциклопедия Видеография панк-рока: фильмы, клипы, концерты. 65 Хардкор, кроссовер и другие iconРок музыки. Но все они были посвящены советским рок– и поп группам. В советские времена о западной рок музыке у нас появлялись лишь отдельные публикации, но не с целью донесения объективной информации, а с позиций идеологической критики. Анализ западных изданий на эту тему показывает, что там предпо
Алексей Козлов пришел в начале 70 Х к идее создания джаз рок ансамбля "Арсенал. В течение двадцати с лишним лет музыка ансамбля изменялась,...
Панк-рок от а до я хронология бурных лет Панк-энциклопедия Видеография панк-рока: фильмы, клипы, концерты. 65 Хардкор, кроссовер и другие iconУчебники (медиатека маоу сош №12)
Энциклопедия истории России (862-1917г.: князья, цари, императоры, регалии, памятники культуры, хронология, генеалогия, карты, анимация,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница