Программа дисциплины




Скачать 332.4 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины
страница1/3
Дата08.03.2013
Размер332.4 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3
Министерство экономического развития

Российской Федерации

Государственный университет -

Высшая школа экономики
Факультет социологии


Программа дисциплины


«Социальная экспертиза последствий научно-технического развития»

для направления 000000.00 «…………..» подготовки магистра


Автор: Ефременко Д. В.

E-mail: efdv@mail.ru


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


«Социология» общей социологии

Председатель Зав. кафедрой

Покровский Н.Е.

«_____» __________________ 2010 г. «--» -------- 2010 г.


Утверждена УС факультета

социологии

Ученый секретарь


« ____» ___________________2010 г.

Москва, 2010

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




АВТОР ПРОГРАММЫ: заведующий отделом социологии и социальной психологии ИНИОН РАН, д. полит. н. Ефременко Д. В.


Настоящий курс предназначен для студентов магистратуры (второй год обучения) факультета социологии и является курсом по выбору в рамках программы «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций». Он предполагает лекционную форму занятий (часов), семинарские занятия и самостоятельную работу студентов с современной социологической литературой (в основном на английском, а также на немецком и французском языках), написание эссе по заданной тематике.


АННОТАЦИЯ

Дихотомия инструментальной (технической) и коммуникативной рациональности имеет ключевое значение для концептуализации публичной сферы. С точки зрения генезиса представлений о публичной сфере большое значение также имеет последовательная критика представителями Франкфуртской школы технократической идеологии и практики. В то же время процессы научно-технического развития, комплексность и планетарный масштаб последствий технической деятельности для общества и природы еще несколько десятилетий назад поставили в повестку дня задачу социальной экспертизы таких последствий. Таким образом, возникла новая проблемная связь, охватывающая широкий спектр теоретических идей, социальных практик и глобальных процессов. Социальная экспертиза последствий технического развития оказалась, по сути, центральным звеном этой новой проблемной связи.

Предлагаемый лекционный курс ориентирован на то, чтобы представить студентам актуальную информацию об этой области социальной экспертизы, проанализировать релевантные проблемы социальной теории, уделив при этом особое внимание социологии техники – находящейся в стадии становления субдисциплине социологической науки. Основой такого подхода является понимание науки и техники как социальных феноменов, а процессов научно-технического развития – как коммуникативных социальных процессов.

Данный курс лекций является актуальным и с точки зрения освоения студентами новых направлений эмпирических социологических исследований. Наряду с изучением комплексной междисциплинарной проблематики комплексных социальных исследований последствий научно-технического развития студенты получат представление о современных методах и формах организации социальной экспертизы в соответствующей области. Литература, необходимая для данного курса, имеется в электронных ресурсах библиотеки ГУ ВШЭ.


ЦЕЛЬ КУРСА И ЗАДАЧИ КУРСА.

Ознакомить студентов с перспективными направлениями комплексных социальных исследований эффектов научно-технической деятельности, их экспертной оценкой как процессом социального обучения и коммуникации, показать значение данной проблематики в контексте социологии техники, рассмотреть спектр эмпирических методов экспертизы последствий научно-технического развития.


ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ.

Данный курс рассчитан на студентов магистратуры (второй год обучения), которые должны иметь знания в области истории социологии, социальной теории, социологии науки, а также знания в объеме тех курсов, которые им уже были прочитаны в рамках магистерской программы «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций». Предполагается, что студенты имеют необходимый опыт работы на персональном компьютере, сформированные навыки поиска научной информации и работы с литературой.

По окончании изучения проблематики социальной экспертизы последствий научно-технического развития студент должен:

      • знать основные принципы проведения комплексной социальной экспертизы последствий научно-технического развития;

      • понимать специфику предметной области экспертизы социальных последствий развития науки и техники;

      • иметь представление о методологическом инструментарии и тенденциях развития данного направления экспертной деятельности;

      • иметь навыки работы с литературой на иностранных языках по социологии науки и техники и междисциплинарной оценке эффектов научно-технического развития.


СТРУКТУРА КУРСА.

Данный курс включает в себя восемь тем: Комплексные последствия научно-технического развития как предмет социальной экспертизы. Введение в проблематику курса; Технократические идеи и их критика; Концептуальное обоснование и институциональный опыт социальной экспертизы научно-технического развития; Последствия научно-технического развития как социологическая проблема; Методология анализа комплексных последствий развития науки и техники; Этические и нормативные аспекты социальной экспертизы последствий научно-технического развития; Общественное участие и новая роль экспертного знания. Процесс социального обучения; Публичная сфера и новейшие научно-технические вызовы.

Темы расположены таким образом, чтобы выявить взаимосвязь между комплексными эффектами научно-технического прогресса и потребностью в их социальной экспертизе, показать социологическую релевантность данной проблематики и познакомить слушателей курса с практическим опытом и методическим инструментарием этой сферы экспертной деятельности. Заключительная тема дает возможность ознакомиться с перспективными направлениями социальной экспертизы последствий научно-технического развития и вызовами, с которыми предстоит столкнуться обществу в связи с процессами конвергенции новейших технологий.

  1   2   3

Похожие:

Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины вспомогательные исторические дисциплины
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПрограмма (базовая программа общеуниверситетской дисциплины) Наименование дисциплины Английский язык в сфере юриспруденции Основная образовательная программа 030900 Юриспруденция Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ок-1, ок-2, ок-3, ок-5, ок-6, ок-7, ок-9, ок-13, пк-2,...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 05 Анатомия Цели и задачи дисциплины. Учебная программа дисциплины «Анатомия человека»
Учебная программа дисциплины «Анатомия человека» составлена с учетом требований к содержанию и уровню подготовки специалиста квалификации...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины источниковедение
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины музейное источниковедение
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины «историческая демография»
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины антропология. Цикл дс
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины квантовая кинетика Цикл дс
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины методика исторического исследования
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница