Южный Федеральный Университет педагогический институт кафедра английского языка флиС




Скачать 315.68 Kb.
НазваниеЮжный Федеральный Университет педагогический институт кафедра английского языка флиС
страница1/2
Дата07.03.2013
Размер315.68 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Южный Федеральный Университет

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


КАФЕДРА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ФЛиС


«УТВЕРЖДАЮ»___________________

Руководитель ПИ ЮФУ,

профессор Мареев В.И.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

« История литературы Великобритании»


для студентов заочного отделения ФЛиС,

обучающихся по специальности

031 201- «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»


г. Ростов-на-Дону

2009г.


Составитель: КРЮКОВА Е.И., кандидат филологических наук, доцент


Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры английского языка

протокол №_____от_________________200 г.


Заведующая кафедрой: Погребная И. Ф.., кандидат филологических наук, профессор


Учебно-методический комплекс принят в фонд учебно-методического управления РГПУ

_____________________________________________________2006г.


Учебно-методический комплекс утвержден Ученым Советом ПИ ЮФУ

протокол №_____ от________________200 г.


Председатель Ученого Совета РГПУ,

профессор В.И. Мареев


Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс курса «История Литературы Великобритании» предназначен для обеспечения подготовки дипломированных специалистов по направлению 031200 – «Лингвистика и межкультурная коммуникация», специальность 031201 – «Теория и методика преподавания иностранного языка и культуры», квалификация «Лингвист, преподаватель». УМК соответствует государственному образовательному стандарту (2000г.) и охватывает III и IV семестры, второго года обучения ОЗО.

Учебно-методический комплекс ориентирован на знакомство и овладение теоретическими понятиями и терминами в области литературоведения, на изучение основных литературных направлений, а также жанров, стилей и форм литературы Великобритании. УМК имеет целью познакомить студентов с теоретическими аспектами изучаемых литературных явлений, помочь понять общее и частное в литературном процессе, и вместе с тем, помочь студентам приобрести и усвоить понятия об общих закономерностях мирового литературного процесса.

Задачами является следующее: расширить и совершенствовать знания, умения и навыки понимания и анализа художественных произведений, выявлять особенности композиции, стили, эстетики, философии, этики того или иного автора, определять место и значение произведения в творчестве писателя, а также понимать место и роль автора в истории развития национальной и мировой литературы. Принципы отбора содержания и организации учебного материала являются следующие: преподавание истории литературы Великобритании осуществляется в тесной связи с такими практическими и теоретическими дисциплинами как История английского языка, основы культуры и истории Великобритании, История зарубежной литературы, История русской литературы, Практика устной и письменной речи английского языка,

Стилистика английского языка и др.

Цели и задачи обучения неразрывно связаны с развитием общей, лингвистической, прагматической и межкультурной компетенцией, которые совместно с другими способствуют прочному формированию профессиональных знаний, умений и навыков студентов.

В ходе изучения данной дисциплины, студент должен овладеть следующими видами компетенций:

1.Социально-личностные компетенции: Студент умеет ориентироваться в системе ценностей, учитывать особенности языкового общения разных социальных, национальных, религиозных и профессиональных групп, владеет знаниями об англоязычном литературном наследии, направленном на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач, особенностях гуманитарного развития англоязычных наций на фоне развития других мировых культур.

  1. Организационно-управленческие компетенции: Студент владеет навыками организации групповой и коллективной деятельности для достижения общих целей. Эти навыки формируются в процессе коллективной разработки семинарских проектов и их презентаций.

  2. Общенаучные компетенции: Студент умеет использовать понятийный аппарат гуманитарных наук. Владеет основами современной библиографической культуры.

  3. Общепрофессиональные компетенции: Лингвистические: умеет проводить анализ текста с учётом специфики языковых, национально-культурологических характеристик разных уровнях, оценить литературное произведение с позиций жанра, направления, принадлежности определенной культурно-исторической эпохе. Социолингвистические: Владеет знанием концептуальной и языковой картины мира носителя иноязычной культуры.

6. Специальные компетенции: Имеет общие знания о принципах литературной периодизации в США, может провести компаративный анализ состояния литературного процесса на конкретных исторических этапах развития литературы.


Учебно -тематический план

Номер и наименование

модулей

Всего


Лекции


Практические

занятия

Самостоя-тельная.

работа



1.Введение Периодизация

Англо-саксонская

Англо-нормандская

литература



1

1







2.Литература Х1V в.

7

1




6

3.Литература эпохи

Возрождения

14

2

2

10

4.Литература ХVII в.

11

1




10

5.Эпоха Просвещения

14

2

2

10

6.Литература Х1Х в.

12

2




10

7.Критический реализм

10




2

8

8.Литература на стыке

Х1Х-ХХ веков

7

1




6

9.Литература ХХ века

11

1




10

Новые явления и

тенденции в литературе

9

1




8

Итого:

96

12

6

78



Учебные модули

Модуль 1 - «Введение. Периодизация. Англо-саксонская литература. Англо - норманская литература. Литература средних веков».

Цель модуля

Познакомить студентов с местом и ролью литературы страны изучаемого языка в культурном наследии. Описать периодику развития литературы Великобритании. Осветить темы и проблемы англо-саксонской и англо - норманской литературы и литературы средних веков.

Содержание

Английская литература восходит к 5 веку и имеет характерные периоды развития, берет свое начало из устной народной традиции. Первые вехи - древние саги. Англо-саксонский период - героико-эпическая поэма «Беовульф». Англо - норманская литература - изменения и новые развития такие, как: новый жанр, новые темы, новые поэтические размеры. Рыцарский романс. Артуровский цикл.

Проектное задание

Изучение данной темы на практических занятиях не предусмотрено из-за ограниченного количества часов. Студенты могут выполнять доклады и сообщения.

Литература по данной теме предлагается в учебном пособии по учебной дисциплине «История литературы Великобритании».

Контроль владения материалом модуля осуществляется на консультациях, на зачете по окончании изучения курса.


Модуль 2 - «Литература XIV века – периода формирования английской нации и национального литературного языка».

Цель модуля

Познакомить студентов с условиями и предпосылками формирования национального английского языка и литературы, зарождения английской демократии, Протестантизма и политических и художественных произведений. Определить значение творчества Чосера и его влияние на ход развития английской литературы.

Содержание

Выдающийся поэт-демократ 14 века Лэнглэнд и его аллегорическое произведение «Петр Пахарь». Первый конструктивный протестант, «отец» английской прозы - Уиклиф. Значение творчества Дж. Чосера. Влияние ренессанса континентальной Европы. «Кентерберийские рассказы» - панорама характеров и жизни в средневековой Англии.

Проектное задание программой не предусмотрено.

Литературу и темы для самостоятельного изучения можно найти в учебном пособии по дисциплине.

Контроль уровня владением материала модуля осуществляется на консультациях и на зачете по окончании изучения курса.


Модуль 3. – «Литература Великобритании эпохи Возрождения».

Цель модуля

Познакомить студентов с выдающимися достижениями эпохи возрождения. Рассмотреть периоды Ренессансной литературы Великобритании, определить место и значение видных поэтов и писателей эпохи.

Содержание

Первый период эпохи Ренессанса. «Утопия» Т. Мора, место и значение автора в истории развития литературной мысли. Театр эпохи Возрождения, предшественники У.Шекспира: Ли, Грин, Марлоу.

Всемирное значение творчества У.Шекспира. Периоды творчества. Место исторических хроник в творчестве У.Шекспира. Особенности комедий автора. Сонеты. Великие трагедии У.Шекспира. Социально-политические конфликты и трагические противоречия в жизни человека и общества. Романтические драмы У.Шекспира. Последний этап эпохи. Теория «юморов», комедия нравов Б.Джонсона «Вольпоне или лисица».

Проектное задание.

Для достижение требуемого уровня компетенций необходимо изучить материал по темам, представленным в тематическом плане и обсудить на семинарских занятиях, либо подготовить дополнительные задания и выступить с докладом на семинаре. Темы представлены в пособии «История литературы Великобритании».

Issues for discussion:

William Shakespeare. Life and creative activity.

I. W. Shakespeare’s tragedy “Hamlet, Prince of Denmark”.

1. The origin and the sources of the tragedy.

2. The story and the people in the tragedy. The plot, the setting, the characters.

3. The main theme and the problems of the tragedy. Be ready to discuss the following questions: The age of Hamlet, Hamlet’s madness, Hamlet’s hesitation. The interpretation of Hamlet’s character in different epochs. Hamlet and Ophelia. Why was not Hamlet made the king on the death of his father? Supernatural in the tragedy, fate. Give points of resemblance and one of contrast between Hamlet and Horatio, Hamlet and Laertes.

4. Speak on the purpose of using the soliloquies. Listen to Hamlet’s soliloquy “To be or not to be…” and explain its ideas.

5. Comment on the quotation:

“The time is out of joint, a cursed spite,

That ever I was born to set it right”.

6. Why has “Hamlet” been always one of the popular Shakespeare’s plays?

Topics for the reports and discussion in class, for individual study.

II. The themes and problems of the great tragedies “Othello, The Moor of Venice”, “King Lear”, “Macbeth”.

Литература

1. Аникин Г.В. Михальская Н.П. История английской литературы. М., 1975, 1984, 1998г.

2. Аникст А.А. Творчество Шекспира. М., 1963.

3. Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет». М., 1986.

4. Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

5. Белинский В.Г. «Гамлет» – драма Шекспира.

6. Уранов М.В., Урнов Л.М. Шекспир – его герои и его время. М., 1965.

7. Барг М.А. Шекспир и история. М. Наука. 1979.

8. Смирнов А.А. Шекспир. М., 1963.

9. Верцман Г. «Гамлет» Шекспира. М., 1971.

10. Самарин Р.М. Реализм Шекспира. М., 1964.

11. Пинсикй Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М., 1971.

12. Пьесы Шекспира (по книге Чарльза и Мэри Лэм). М. Просвещение. 1984.

13. Геккер М.Ю., Волосова Т.Д. Английская литература. (любое издание) Ч.1., М.: Просвещение, 1969.

14. Гилилов И. «Игра об Уильяме Шекспире или тайны великого феникса». М., - Артист. Режиссер. Театр, 1997.

15. Судленкова О.А., Кортес Л.П. 100 писателей Великобритании – Мн.Вш.шк., 1997.

16. Черноземова Е.Н. История английской литературы. Практикум. – М. Наука, 1998.

17. Пьесы Шекспира (в оригинале или в переводе), любое издание.


Модуль 4. – «Литература Великобритании XVII века».

Цель модуля

Познакомить студентов с достижениями литературы периода буржуазной Пуританской революции. Определить место и значение творчества Мильтона.

Содержание модуля

Условия формирования литературных направлений. Дж. Мильтон – яркий представитель пуританского идеализма. Специфика содержания и поэтического стиля эпической поэмы «Потерянный рай». Английский классицизм.

Проектное задание не предусмотрено. Студенты могут самостоятельно изучать темы дополнительно и выступить с докладами или сообщениями. Литература и темы представлены в пособии «История литературы Великобритании».


Модуль 5. «Эпоха Просвещения. Литература Великобритании XVIII века».

Цель модуля познакомить студентов с достижениями литературы периода. Охарактеризовать основные периоды Раннего, Зрелого и Позднего Просвещения. Изучить развитие основных жанров и направлений в литературе эпохи. Определить и оценить роль и значение выдающихся авторов по периодам.

Содержание модуля

А. Поп - яркий представитель классицизма в английской литературе. Д.Дефо – создатель просветительского реалистического романа. Литературный метод Д. Дефо – обстоятельственная точность. Дж.Свифт – крупнейший сатирик XVIII века. «Путешествия Гулливера» - роман-памфлет, аллегория, фантазия и приключенческий роман.

Зрелое Просвещение. Семейно-бытовой, психологический роман С. Ричардсона. Творчество Г. Филдинга – вершина просветительского реализма в Англии. Значение творчества Смоллетта. Позднее Просвещение. Сентиментализм. Характер иронии в произведениях О. Голдсмита и Л. Стерна. Р. Б. Шеридан – мастер просветительской сатирической комедии. Возвращение «чувства» в поэзию. Предромантизм. Значение творчества Р.Бернса.

Проектное задание

Для достижения требуемого уровня компетенций требуется изучить материал по темам, представленным в тематическом плане и обсудить на семинарских занятиях или подготовить самостоятельно дополнительное выступление на семинарах. Темы и литература представлены в пособии «История литературы Великобритании».

Issues for discussion

I. Swift and Enlightenment. Life and creative activity.

II. “Gulliver’s Travels”. The origin of the book.

III. The subject of the story? The purpose of the author? The structure. The story of the book.

IV. 1. Gulliver’s travel to Lilliput.

2. Gulliver’s voyage to Brobdingnag.

3. The voyage to Laputa.

4. The voyage to the country of Houynhms.

V. Close study of the first part – “A Voyage to Lilliput”.

Be ready to discuss the following questions:

1. Why did Gulliver go to sea? How did he happen to land among the Lilliputians? Where does he first learn their size? What features of his meal are most striking in keeping with their size? What is their attitude to Gulliver? How are they able to keep him prisoner?

2. What details in the description of the emperor make one feel the littleness of all kings? What are the most amusing details of the search that was made of Gulliver’s pockets?

3. Chapter III is intended as a satire of the court of George I with whom Swift had a intimate personal acquaintance. Point out the most biting parts of Swift’s satire of the prompt of royal courts. How does Swift make the highly-prized honor of belonging to one of the three royal “orders” seem trifling and silly?

4. Parts of Chapter IV may be considered as a description of Utopia. a. Which of the Lilliputians’ laws can you mention? b. What is said of the system of education? Your attitude to it?

5. Do Chapters VII and VIII interest you more by the narrative or the satire?

VI. Speak on the importance and value of the book.

Литература

1. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М., 1975, 1984, 1998.

2. Геккер М.Ю., Волосова Т.Д. Английская литература, ч.1 (любое издание). М.: Просвещение, 1969.

3. Студленкова О.А., Кортес Л.П. «100 писателей Великобритании» – Мн.Вш.шк., 1997.

4. Черноземова Е.Н. История английской литературы. Практикум. М. Наука – 1998.

5. Урнов Л.И. Робинзон и Гулливер. М., 1969.

6. Муравьев В.В. Путешествие с Гулливером. М., 1972.

7. Муравьев В.В. Д. Свифт. М., 1968.

8. Нерсесов А.Г. Д. Свифт. М., 1967.

9. Дубашинский И.К. Путешествие Гулливера Дж.Свифта. М., 1969.

10. Долинин А. История, одетая в роман. М., 1988

11. Левидов М. Путешествия в некоторые отдаленные старны. Мысли и чувства Дж. Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. М., 1988.

12. Ступников И.В. Хрестоматия по английской литературе (XVIII в.). Л., Просвещение, 1975.

13. Дж. Свифт. Путешествия Гулливера… - любое издание.


Модуль 6. «Литература Великобритании XIX века. Развитие Романтизма и Реализма».

Цель модуля

Познакомить студентов с условиями возникновения и развития Романтизма в английской литературе, охарактеризовать основные школы и рассмотреть творчество и влияние выдающихся поэтов-романтиков. Выявить предпосылки и особенности возникновения и развития направления Реализма в литературе. Изучить творчество ярких представителей течения, их роль и воздействие на национальную и мировую литературу.

Содержание модуля

«Озерная школа». Вордсворт, Колридж, Саути – лидеры и теоретики направления. «Революционные романтики»- Дж. Г.Байрон, П.Б.Шелли. «Городские романтики»- Дж. Китс. В. Скотт – создатель исторического романа. Проблема метода и жанра. Роман В. Скотта «Айвенго». Китс – мастер сонета.

Проектное задание не предусмотрено. Студенты могут изучить материал, представленный темами модуля и подготовить сообщение. Темы и литература представлены в пособии «История литературы Великобритании». Контроль осуществляется на консультациях и на зачете в конце семестра.


Модуль 7. «Направление критического реализма в английской литературе ХIХ века».

Цель модуля

Познакомить студентов с условиями возникновения и особенностями развития литературного направления. Проанализировать наследие ярких представителей движения, выявить общее и частное в их творчестве, определить место и значение в национальном и мировом литературном процессе.

Содержание модуля

Национально-исторические особенности направления критического реализма. Роль Ч.Диккенса в развитии социально-реалистического романа. Сатирическое мастерство У.Теккерея. Роман без героя «Ярмарка тщеславия». Социально-этическая, классовая, личностная проблематика романов «поздних реалистов»: Бронте, Гэскелл, Элиот, Гарди.

Проектное задание

Для достижения требуемого уровня компетенций требуется изучить материал по темам, представленным в тематическом плане и обсудить на семинарских занятиях или подготовить самостоятельно дополнительное выступление на семинарах. Темы и литература представлены в пособии «История литературы Великобритании». Контроль осуществляется на консультациях, семинарском занятии и на зачете в конце семестра.

Issues for discussion

I. Socio-political, literary background of the period.

II. Ch. Dickens. Life and works.

Why did Dickens supplant Scott as the most popular English novelist? Why do we call Dickens the originator of the trend? What is Dickens' contribution into the process of English literature? Why is it useful and important to consider works by critical realists taken together.

III. How were the life and work of Trackeray in contrast with those of Dickens.

IV. "Vanity Fair". Its place in Thackeray's literary activity.

V. The story. The setting. The characters. The picture of society.

VI. The main theme and the problems.

VII. Comment on the title of the novel. The problem of the hero. The subtitle of the novel.

VIII. The peculiarities of the novel:

1. author's understanding of realism.

2. system of characters. Thackeray's method.

a. Do you find any characters that are either all good

or all bad? b. Why do we say that Rebecca Sharp embodies the very

spirit of Vanity Fair? Illustrate by the examples from

the book, c. Who does the author compare all the characters to?

b. Why do we consider "Vanity Fair" to be one of the greatest examples of the 19th century critical realism?

Topics for an individual study, a paper, discussion in class:

The development of the trend in the 20th century. J. Galsworthy and his "Forsyte Saga".

Литература

1. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М., 1976,1984, 1998.

2. Геккер М. Ю., ВолосоваТ. Д. Английская литература,

ч. 2. М.: Просвещение, 1969 г.

3. 50 английских романов. Под ред. А.Г. Ласса. Челябинск, «Урал LTD», 1997

4. Судленкова О.А., Кортес А.П. "100 писателей Великобритании", — Высш. шк., 1997 г.

5. Ивашева В. В. Английский реалистический роман в его современном звучании. М.,1974.

6. Ивашева В. В. Творчество Диккенса. М., 1954.

7. Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. М., 1981.

8. Хрестоматия по английской литературе. Под ред. Михальской Н. П. М. Просвещение, 1972.

9. Дьяконова Н.Я., Амелина Т. А. Хрестоматия по английской литературе (XIX). Просвещение, 1978.

10. Теккерей У. М.Творчество. Воспоминания. Письма. М., 1989.

11. Ивашова В. В. Теккерей — сатирик. М., 1965.

12. Теккерей в воспоминаниях современников. М., 1990.

13. Аникин Г.В., Михальская Н.П. Английский роман 20века. М., 1982.

14. Дубашинский И. А."Сага о Форсайтах" Джона Голсуорси. М., 1979.

15. Жантиева Д. Г. Английский роман XX века. М., 1965.

16. Чичерин А. В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975.

17. Произведения Диккенса, Теккерея, Голсуорси в оригинале или в переводе (любое издание).


Модуль 8. «Английская литература на стыке ХIХ-ХХ веков».

Цель модуля

Познакомить студентов со сложностью литературного процесса и основными направлениями периода. Определить многообразие жанров и изучить творчество выдающихся авторов.

Содержание модуля

Особенности реалистического направления в литературе периода. Мередит, Батлер, Голсуорси. Творчество Б.Шоу – новый этап в развитии английской драмы, «Дома вдовца», «Пигмалион». Неормантизм Стивенсона и Конрада. Приключенческие детективные повести А. К. Дойля. «Литература действия» Р.Киплинга. Эстетизм в литературе и культуре Англии. Творчество О.Уайльда. Роман «Портрет Дориана Грея».

Проектное задание не предусмотрено

Для достижения требуемого уровня компетенций требуется изучить материал по темам, представленным в тематическом плане самостоятельно. Темы и литература представлены в пособии «История литературы Великобритании».


Модуль 9.«Современная английская литература. Особенности развития литературы XX века».

Цель модуля - познакомить студентов с основными направлениями и жанрами Британской литературы. Выделить и проанализировать особенности творчества, место и значение видных авторов периода. Рассмотреть современные тенденции.

Содержание модуля

Модернизм в английской литературе. Особенности метода. Элементы критики и роль субъективного нигилистического начала в творчестве Дж.Джойса. Психологизм произведений В.Вульф. Протест Лоренса. Т.Элиот – глава модернистской поэзии. Направление реализма в литературе XX века. У.С.Моэм и его произведения. Творчество Дж. Б. Пристли. Парадоксы Гр. Грина. Роман Гр. Грина «Тихий американец».

Философские тенденции в современной английской литературе. Особенности творчества А. Мердок и У. Голдинга. Новые явления и тенденции в английской литературе.

Проектное задание не предусмотрено. Для достижения требуемого уровня компетенций требуется изучить материал по темам, представленным в тематическом плане самостоятельно. Темы представлены в пособии «История литературы Великобритании». Контроль осуществляется на консультациях, на зачете в конце семестра.


Методические рекомендации


1. Для более прочного усвоения материала курса и качественного выполнения проектных заданий студенты могут самостоятельно проверить уровень своих знаний ответив на предлагаемые вопросы по модулям, тем самым реализовать социально – личностные, общенаучные, обще – профессиональные, специальные компетенции


Список контрольных вопросов по модулям

Модуль 1

1. Who were the Anglo-Saxon Founders of England?

2. What kind of literature did they enjoy?

3. Why do we read this literature today?

4. What effect did Christianity have on the early pagan literature of the

Anglo-Saxons?

5. What effect did Norman Conquest produce?

6. How did the Celtic influence appear in literature?

7. What was the nature of the literature enjoyed in Norman England?

Модуль 2

1. What was there in the age and in Chaucer’s training to make him a great writer?

2. What Italian influences appeared in his writings and how were they important?

3. What are the outstanding features of Chaucer’s “Canterbury Tales” and its influence?

4. What two literary works of the age were inspired by a desire to reform society?

5. What kind of literature did the common people enjoy?

6. What was the chief work composed for the upper classes?

7. What two services to literature did the invention of printing provide?

Модуль 3

1. What was the main difference between the medieval way of looking at life and the new way that was brought in by the Renaissance?

2. How did this new spirit affect men of action?

3. How did it affect the writing of poetry?

4. How has the Renaissance change the drama? What had grown up in medieval times?

5. How is the Renaissance reflected in the work of the first great poets of the age: Spenser, Sidney?

6. How do the plays of “The University Wits” and Ch. Marlowe reflect the Renaissance enthusiasm at the turning point of Elizabeth’s reign?

7. How did Shakespeare get his start?

8. What is the distinctive feature of each of the periods in Shakespeare’s development?

9. What qualities in Shakespeare as playwrite and poet make him supreme in English literature?

10. In what respects did drama decline in value as Literature in the last stage of Renaissance?

11. How did Ben Jonson influence drama?

12. How did Bacon contribute to the advancement of science?

Модуль 4

1. Why did the Puritans oppose the royal power?

2. What Renaissance training did Milton receive?

3. What Puritan ideals did Milton exhibit in his own life?

4. How did Milton’s chief poems reflect his character?

5. How did Milton differ from Jon Bunjan?

Модуль 5

1. What new ideals did writers hold to after the Restoration?

2. How do the new ideals appear in the work of Dryden and Pope?

3. What new forms of prose literature were developed in this period?

4. What were the nature and importance of the new form of fiction – the novel?

5. The role of D. Defoe in the formation of the novel.

6. How does J. Swift reveal as satirist and Enlightener?

7. How did Samuel Johnson strive to maintain the reign of form?

8. What was the spirit of the new development in drama?

9. How does Fielding contribute to the Enlightenment prose writing?

10. What were the fashionable notions of what poetry should be?

11. How did the love of nature reappear in poetry?

12. How did interest in common people once more find a voice?

13. How did remote times and places regain the attention of readers?

14. By what changes did expression of personal emotion find a voice in

poetry?

Модуль 6

1. What were the social conditions that led high-minded Englishmen to hope for the changes in English life?

2. In what different ways did Wordsworth, Coleridge and Scott depart from the reigning notions of what poetry should be?

3. Why is this literary revolt called romantic?

4. How did the second and the third generation of romantic poets differ from the first in their attitude towards the society and in the nature of the poetry they wrote?

5. What qualities of Scott’s novels made them the most popular form of literature?

6. Why is Jane Austen among the foremost of English novelists?

7. What conditions led to the rise of the Familiar essay?

Модуль 7

1. Why did Dickens supplant Scott as the most popular English novelist?

2. How were the life and work of Thackeray in contrast with those of Dickens?

3. What were the spirit and nature of George Eliot’s fiction?

4. What is the character and the role of Bronte’s novel?

Модуль 8

5. In what respects did Hardy’s novels from the climax of realistic fiction in the 19th century?

6. How did Stevenson represent the return of romance to English fiction?

7. How did the verse of Kipling express the national mood at the end of the century?

1. What contribution did R. Kipling make to the twentieth century fiction?

2. What was the chief quality of J. Conrad’s romance?

3. What two different kinds of fiction did Wells produce?

Модуль 9

4. For what new type of novel did J. Galsworthy make notable contribution?

5. For what was Arnold Bennet distinguished as a novelist?

6. Which author made the most finely wrought addition to the short story?

7. What is the significance of Cronin’s success with the novel writing?

8. In what two ways did Shaw help to reestablish drama as a part of literature?


2. Студенты должны владеть корпусом специальной литературной лексики, уметь грамотно стилистически и лингвистически выразить свои знания на английском языке, уметь адекватно использовать понятийный и терминологический инструментарий, уметь творчески применять теоретические положения для решения практических задач и реализовать лингвистические, социо – лингвистические, прагматические компетенции. С этой целью предлагается нижеследующий материал:


Слова и словосочетания по теме:

«SPEAKING ABOUT AUTHORS»

1. What do you know about the author's background (... o его жизни, среде, семье)?

at an early age — в раннем возрасте;

to show promise — подавать надежды;

to earn (make) one's living as a writer; to live by writing – зарабатывать себе на жизнь писательским трудом.

2. What do you know about the author's literary career?

to try one's hand at drama (a play, a short story, etc.) – пробовать писать для театра (пьесы, короткие рассказы и т.п.)

to draw on one's own experience — писать на основе собственного опыта;

to choose the novel (the short story, etc.) as one's medium;

to write in the genre of the short story (the detective story, etc) — выбрать жанр романа, рассказа т.п.

recognition was slow to come (to him) — он не сразу добился признания;

to gain (win) recognition — добиться признания;

to get a success, to have success — иметь успех;

to be a failure — потерпеть провал;

to be a critical and commercial success (failure); to be critically and commercially a success (a failure) — получить благоприятные (неблагоприятные) отзывы и принести большой доход (сплошные убытки)

to be a writer of (outstanding, great) promise; to be a writer to watch — быть многообещающим писателем, быть писателем с будущим;

a critic's (reviewer's) appraisal (evaluation) of a writer's work — оценка критиком (рецензистом) творчества (романа, пьесы и т.п.) писателя

to subject smb., smth. to scathing (devastating, scorching, etc.) criticism — подвергнуть кого-либо, что-либо, резкой (уничтожающей, едкой и т. п.) критике

to take smb. as one’s model — считать кого-либо образцом для подражания

to come to (literary, dramatic) prominence, to become famous, to gain fame (popularity) — войти в число выдающихся писателей (драматургов), стать известным

to be (make) a smashing hit — иметь огромный (колоссальный) успех

to be a best-seller — являться бестселлером, иметь самый большой спрос

to make a stir / to be a sensation — произвести сенсацию

to draw one’s subjects (characters) from everyday life (from one’s own environment, etc.), to turn to everyday life, etc. for one’s subjects, characters — обращаться к повседневной жизни (к собственному окружению) в поисках тем, героев;

to be a profilic author (writer) — быть плодовитым писателем

to be at the height of one’s popularity (one’s creative powers, etc.) — быть в расцвете славы (творчества и т. п.)

to be (now) at work on.... — в настоящее время работать над ...


«SPEAKING ABOUT BOOKS»

1. What do you think of the story (novel, etc.)?

What is your opinion of the story (novel)?

What is your general impression of the story?

it’s a mature (immature) work — это зрелое (незрелое) произведение

it’s a very enjoyable book — от книги получаешь большое удовольствие

it’s a powerful story (novel, etc.)— это сильный рассказ (роман и т. п.)

the power of the story (novel, etc.) — сила воздействия рассказа (романа)

to be (make) good (easy., difficult, etc.) reading – читаться с интересом (легко, с трудом и т.п.)

to hold the reader's attention (interest), to keep the reader interested — завладеть вниманием (захватывать) читателя

to keep the reader in suspense, to have (a sense of) suspense — держать читателя в напряжении

to read a story with unflagging (with never slackening) interest (attention) — читать рассказ с неослабевающим интересом (вниманием); one's interest (attention) (never) flags (dwindles) — интерес (внимание) начинает ослабевать (не ослабевает) на протяжении всего рассказа

to have great merits — иметь большие достоинства

to have some limitations (defects) — иметь недостатки

to rate a novel among the best in... — относить роман к лучшим произведениям в…

of all time — когда-либо существовавший в истории

to be the glory of one’s heritage — быть гордостью чего-либо наследия

not/never to date —не устаревать

to deal with problems of topical interest— затрагивать злободневные, преходящие темы

the book is chiefly concerned with... (chiefly deals with...) – главным содержанием книги является…

it is a novel (written, meant) for teenagers (adolescents, young people, etc.) — этот роман адресован подросткам (юношам, молодежи и т.п.)

some of the scenes are not quite satisfactory (did not come off) — некоторые сцены (эпизоды) не совсем удачны (не удались)

the author is successful at/in — автору (писателю) удаются (удается)

(not) to be the author's strong point (forte [fo:t]) — (не) быть сильной стороной писателя

2. What is the central idea of the novel?

What is the theme of the story (novel)?

the main point the author is trying to mark (to put across), the main idea he is trying' to convey (express) is ... — главная его мысль заключается в…, главная идея, которую он хочет передать (выразить), это…

to carry (have) a deep social (psychological) message — нести (содержать) глубокую социальную (психологическую) направленность

to expose the ills (evils, faults) — изобличать пороки, недостатки…

the novel is impregnated (penetrated) throughout with these ideas — роман весь пронизан этими идеями

the hero's outlook (ideas) — мировоззрение (духовный мир) героя

3. What can you say about the author's method of characterization?

the author endows (invests) the hero (the character) with the following traits (features, characteristics) —автор наделяет героя следующими чертами

to bring in (introduce) a lot of (very few) characters (personages) — вводить много (очень мало) персонажей

to draw (portray) character truthfully, faithfully, with convincing strokes — рисовать (писать) образ (характер) правдоподобно, убедительно

to represent (present, depict, portray) a character truthfully, convincingly — изображать героя (чей-то образ) правдоподобно, убедительно

a truthful, lifelike, ... representation (presentation, depiction, portrayal) of a character — правдивое, жизненное изображение героя

fidelity of representation — правдивость изображения

insight into character, penetration into (a) character – проникновение в образ

the character in merely sketched in — образ дан схематично

4. What is the impact (воздействие) of the story due to?

Discuss the literary qualities of the story.

to bring out an idea (a point, a mood, feelings, etc.) more clearly — раскрыть (показать) мысль (настроение, чувства…) более полно

a vivid (graphic) description of smth. — яркое описание чего-либо (not bright)

to abandon (reject) the traditional form of narrative (technique,...) — отказаться от традиционной формы повествования (техники и т.п.)

the story (scene) is set in... — действие происходит в …

the probability of incident, of the historical setting (background, etc.) — правдоподобие событий (происшествий), исторической обстановки и т.п.

the novel is (little) lacking in action — в романе (немного) не хватает динамизма

as the plot progresses (goes on), as the story unfolds – по мере того как рассказывается действие

the boldness (originality) of (the author's) concept (conception) — смелость (оригинальность) идеи (замысла)

an interesting (bold, original) treatment of the subject — интересная (смелая, оригинальная) трактовка (интересное и т.д. решение) темы

the author favours involved plots — автор любит запутанные (сложные) сюжеты

the author has a feeling for (a sense of...) — автор обладает чувством (чего-либо)

he sets down his observations (a scene) with spontaneity (immediacy) — он запечатлевает свои наблюдения (сценку) с непосредственностью (естественностью)

the story is written in the first person, it is first-person narration — рассказ написан от первого лица

the narrator — автор-рассказчик

stock (trate, hackneyed) phrases, expressions, metaphors, similes, comparisons, words — шаблонные, избитые, «заезженные» фразы, выражения, метафоры, сравнения, слова

a clear, lively, swift, free-flowing", exiting narrative — ясное, живое, динамичное, свободное, увлекательное изложение

the writing (language) is vivid (crisp) — манера письма (язык) живая (живой)

to be described vividly, with infinite skill, with subtle irony, etc. – быть описанным живо, чрезвычайно искусно, с тонкой иронией и т.п.

a conflict — конфликтная ситуация

the climax — кульминационный момент

the outcome, solution, resolution — итог, развязка

the story has brilliant wit, sparkling (glittering) humor – рассказ написан остроумно, с блеском, с искрящимся юмором

the author's power (gift) of observation — наблюдательность автора

the author has a fluent pen, the author writes with facility — автор пишет легко

the story has a happy, tragic, unexpected, "forced" ending – конец рассказа счастливый, трагичный, неожиданный, «натянутый»

the story would gain (lose) if ... — рассказ бы выиграл (проиграл), если бы…

"Books and Authors"

I. Рассказывая биографию писателя, следует помнить, что словосочетание — быть сыном, дочерью кого-либо — обычно переводятся с определенным артиклем (независимо от количества детей в семье)

E. g. He was the son of a university professor.

II. В тех случаях, когда исчисляемое существительное выступает в роли представителя целого класса предметов, оно употребляется с определенным артиклем. В пределах данной темы это относится к таким словам, как роман, читатель, писатель и т. п.

E. g. The reader believes in the truth of Chekhov.

Правило употребления артикля остается тем же при наличии определения.

E. g. Kathrine Mansfield is a real master of the short story. What are the main peculiarities of the contemporary novel?

III. Абстрактные неисчисляемые существительные типа литература, поэзия, проза и т. п. употребляются без артикля.

E. g. The book gives us a true picture of the state of literature today.

IV. Артикль не употребляется и в том случае, если перед этими словами стоит определение.

E. g. World literature, French poetry, modern fiction. The greatest representative of Russian literature, Chekhov...

Определенный артикль употребляется только в том случае, если эти слова имеют лимитирующие определения в форме of-phrase.

E. g. The English literature of the period was greatly influenced by sentimentalism.

V. Русское слово — герой (литературный) — соответствует английскому — character, personage, person.

E. g. He introduces all his characters in the first chapter.

Главный герой, а также типичный для данного писателя герой (тип героя) переводятся как hero или protagonist или central (main, principal) character. It is clear that the author wants us to like his young protagonist.

Словосочетания типа — Гоголевские персонажи, Гриновские герои, Тургеневские девушки и т. п. переводятся чаще всего при помощи фамилии писателя, употребленной в качестве определения к слову hero (heroine). Кроме того, возможно и употребление образованных от фамилии писателей прилагательных: Greene hero, Turgenev heroine, Dickensian heroes, Byronic hero.

E. g. Brown is another recurrent Green hero, reminiscent of Bendrix in “The End of the Affair” or Flower in “The Quiet American”.

Словосочетание —второстепенные герои— переводится как minor characters.

VI. Герои произведения могут подразделяться на heroes и villains, что примерно соответствует такому же значению противопоставления в русском языке, как положительный и отрицательный герой. В таком же значении могут противопоставляться good (virtuous) —bad (evil) characters or blacks and whites but not negative – positive characters, хотя можно говорить о — positive and negative traits — о положительных и отрицательных чертах в характере героев.

Это же понятие может быть выражено при помощи противопоставления good + evil / light + dark добра и зла.

E. g. The reader is supposed to decide for himself which are his villains. In that play there are clear, dramatic blacks and whites.

VII. Существительное "творчество" имеет довольно широкий объем значений. Оно может переводиться на английский язык (применительно к литературе), как work or writing в значении — создание литературных произведений.

E. g. We can clearly see Tolstoy’s influence on this author’s writing (work), а также works or writings (or novels, play, stories, etc.) literary output в значении – «результат творчества, произведения».

His writings seemed obscure and were not appreciated during his life-time.

(literary) career в значении — "творческий путь"

E. g. During the last period of his (literary) career the poet was drawn to the novel.

creative ability or creative powers в значении — творческие возможности", "творческие силы", "литературный талант"

E. g. His moral crisis affected his creative ability.

VIII. В английском языке нет прилагательного гениальный. Такое словосочетание, как гениальный поэт (писатель, драматург и т. п.) переводится, как правило, словосочетанием a poet (writer, playwright, etc.) of genius, в котором слово genius является существительным. Допустимо в этом случае использовать прилагательное brilliant (блестящий) outstanding (выдающийся) и т. п.

E. g. A brilliant novel, an outstanding play, etc.

IX. Русское существительное образ переводится (literary) type or figure в значении — тип, характерный представитель.

E. g. Gogol created such unforgettable literary types as the type of Mr. Plushkin...

image or picture в значении – «мысленное представление, идея».

E. g. The author creates a vivid image (picture) of a small town.

image в значении – «образное средство, фигура речи».

E. g. An imaginative writer is not only concerned with action and character, but also with the choice of words and images.


3. Курс Истории литературы Великобритании строится на диахронном принципе. Рабочий план, как и учебная программа, разработаны, основываясь на данном принципе, и предусматривают поэтапное изучение курса, начиная с 5 века н.э. до настоящих дней.

В процессе овладения курсом студентам следует начинать со знакомства с социально-политической ситуации в стране (мире). Далее необходимо определить литературное направление, жанры, школы, которые получили яркое развитие в данном периоде.

Следующим этапом является изучение жизни и творчества писателя(ей), который(е) является(ются) самым(и) ярким(и) представителем(ями) изучаемой эпохи. Необходимо не пренебрегать прочтением художественных произведений т. к. при знакомстве с фактическим материалом постигаются такие вещи, как философия и эстетика автора, особенности жанра и метода, композиционное построение, создание характеров, особенности языка и стиля.

Последним этапом освоения как фактического так и теоретического материала может быть сравнение периодов развития литературных процессов, определение взаимозависимостей и взаимовлияний.

Для более эффективного усвоения и анализа материала по курсу «История литературы Великобритании» следует систематизировать материал о полученных знаниях в таблице.

В результате, это послужит хорошим наглядным материалом, систематизирует и обобщит пройденный материал по периодам и представит подробную картину литературных процессов за всю историю развития национальной литературы и поможет реализовать общенаучные и научно – исследовательские компетенции.


Предлагаем пример подобной таблицы:


Century

(year)

Social background

Literary trend,

school,genre…

Authors

Works


















Перечень экзаменационных вопросов


1. The Middle Ages. Anglo-Saxon Literature. The epic poem “Beowulf”

2. Anglo-Norman literature. Romances of King Arthur cycle.

3. Literature of the XIV cent. The formation of National English literature. Chaucer and his “Canterbury Tales”

4. Renaissance literature. Periods. Thomas More, his “Utopia”.

5. English Drama of the period of Renaissance. Shakespeare’s predecessors.

6. William Shakespeare. Biography. Periods of literature activity.

7. Shakespeare’s greatest tragedies: “Hamlet”, “Macbeth”, “Othello”, “King Lear”.

8. Decline of Renaissance. Literature of the XVII century. Literature of the Bourgeoius revolution. John Milton and his world. “Paradise Lost”.

9. Literature of the period of Enlightenment. Early Enlightenment Daniel Defoe. “Robinson Crusoe”. The satirical work of J. Swift. “Gulliver’s Travels”.

10. Mature Enlightenment. Richardson, Henry Fielding. “Tom Jones”.

11. Late Enlightenment. Sentimentalism. Goldsmith, Stern.

12. Pre-romanticism. Robert Burns.

Wordsworth, Coleridge, Southey.

14. Revolutionary romantics. Byron and Shelley.

15. The historical novels by W. Scott. “Ivenhoe”.

16. The 19th century literature. Critical realism. C. Dickens and his world.

17. The satirical character of the works by W. M. Thackeray. “Vanity Fair”.

18. Later critical realism. Gaskel, George Eliot, Thomas Hardy. The Bronte sisters. Ch. Bronte (Jane Eyre).

19. The19th century Decadence. Aestheticism. Oscar Wilde. “The Picture of Dorian Gray”.

20. Modernism. Its philosophical and aesthetic basis. J. Joyce, V. Woolf, H. Laurence, A. Huxley, T .S. Eliot.

21. G. B. S. Shaw’s new theatre. Cycles of plays. Shaw’s outlook. “Pygmalion”.

22. The writings of H. G. Wells. “The Invisible Man”. Literature at the beginning of the 20th century. Realism of J. Galsworthy (“The Man of Property”).

23. Orwell’s critic of society “Animal Farm”.

24. Anti-war novel. Richard Aldington. “Death of a Hero”.

25. Anti-colonial novel. James Aldridge. “The Dimplomat”.

26. The recurrent themes. The writings of Graham Green. Green’s world outlook. “The Quite American”.

27. John Boynton Priestly and his works.

28. Philosophical and psychological tendencies in the 20th century. I. Murdoch “The Black Prince”, W. Golding “Lord of Flies”.

29. Fantasy in British literature. J. R. R. Tolkien “The Hobbit”, L. Carroll “Alice in Wonderland”.

30. “Angry Young Men”. J. Brian “Room at the Top”.


Список

обязательных художественных произведений по курсу

«Истории литературы Великобритании»


1. W. Shakespeare. Romeo and Juliet; The Taming of the Shrew; Hamlet, Prince of Denmark; Othello, the Moor of Venice; King Lear; Macbeth.

2. D. Defoe. Robinson Crusoe.

3. Henry Fielding. The History of Tom Jones, a Foundling.

4. R. Burns. Poems.

5. G. G. Byron. Don Juan.

6. P. B. Shelley. Poems.

7. W. Scott. Ivanhoe; Rob Roy.

8. J. Swift. Gulliver's Travels.

9. Ch. Dickens. Hard Times, Oliver Twist, Great Expectations.

10. W. H. Thackeray. Vanity Fair. Henry Esmond.

11. Ch. Bronte. Jane Eyre.

12. E. Bronte. Wuthering Hights.

13. Th. Hardy. Tess of the d'Urbervilles.

14.O. Wilde. The Picture of Dorian Gray; Fairy Tales; Flays.

15. G. B. Shaw. Widower’s Houses; Heartbreak House; Pygmalion.

16. J. Galsworthy. The Forsyte Saga.

17. W. S. Maugham. The Moon and Sixpence; Stories; Theatre; Of Human Bondage.

18. R. Aldington. Death of a Hero; The Colonel's Daughter.

19. H. G. Wells. The Time Machine; The Invisible Man.

20. G. Greene. The Quiet American; The Heart of the Matter; The Power and the Glory; A Burnt-out Case.

21. C. Aldridge. Signed with Their Honour; The Diplomat.

22. J. Brain. Room at the Top.

23. J. Osborn. Look back in Anger.

24. A. J. Cronin. The Citadel.

25. V. Woolf. Mrs. Dalloway; To the Lighthouse.

26. D. H. Lawrence. Sons and Lovers; Lady Chatterley's Lover.

27. J. Joyce. Dubliners; A Portrait of the Artist as a Young

Man; Ulysses.

28. Al. Huxley. Crome Yellow.

29. G. B. Priestly. Dangerous Corner; Angel Pavement.

30. Iris Murdoch. Under the Net; The Bell; Black Prince; Sea, sea.


Список критической литературы


1. Аникин Г.В., Михальская Н. П. – «История английской литературы», - М., «Высшая школа», 1976, 1984.

2. Геккер М., Волосова Т., Дорошевич А. – Английская литература, ч.1,2. – М., «Просвещение», 1975.

3. Дьяконова Н.Я. – Английский романтизм.- М., «Наука», 1978, 2007.

4. Дьяконова Н.Я., Амелина Т.А. – Хрестоматия по английской литературе., Л., Просвещение, 1978.

5. Дьяконова Н.Я. – Аналитическое чтение / Английская поэзия XVII – XX вв. /, Л., Просвещение, 1967.

6. Дьяконова Н.Я. – Три века английской поэзии, Л., Просвещение, 1967.

7. Ивашева В.В. Английский реалистический роман в его современном звучании- М., Просвещение, 1974.

8. Ивашева В.В. Английская литература XX века., М., Просвещение, 1967.

9. Ивашева В.В. Что сохраняет время.- М., Просвещение, 1979.

10. Английский сонет. Сост. Зорин А.Л.- М., Радуга, 1990.

11. Зарубежная детская литература.- М., Просвещение, Ред. Чернявская И.С., 1974.

12. Судленкова О.А., Кортес Л.П. 100 писателей Великобритании. - М. Высш .шк., 1997.

13. Любимые классические произведения на английском языке – М., Жизнь и мысль, 1999.

14. Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы: Ученик для гуманитарных факультетов ВУЗов. – М., «Академия», 1998.


Сетевые ресурсы


  1   2

Похожие:

Южный Федеральный Университет педагогический институт кафедра английского языка флиС iconРоссийской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический институт» кафедра английского языка «утверждаю»
Учебно-методический комплекс принят в фонд учебно-методического управления пи юфу
Южный Федеральный Университет педагогический институт кафедра английского языка флиС iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» Педагогический институт Факультет физической культуры и спорта “

Южный Федеральный Университет педагогический институт кафедра английского языка флиС iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный Федеральный Университет» педагогический институт факультет технологии и предпринимательства
...
Южный Федеральный Университет педагогический институт кафедра английского языка флиС iconАмбивалентная языковая личность: лексика, грамматика, прагматика
Работа выполнена на кафедре русского языка и теории языка Педагогического института фгоу впо «Южный федеральный университет»
Южный Федеральный Университет педагогический институт кафедра английского языка флиС icon«южный федеральный университет» педагогический институт факультет математики, информатики и физики
Цель итоговой государственной аттестации определение соответствия уровня и качества подготовки выпускника требованиям федерального...
Южный Федеральный Университет педагогический институт кафедра английского языка флиС icon«южный федеральный университет» педагогический институт факультет математики, информатики и физики
Цель итоговой государственной аттестации определение соответствия уровня и качества подготовки выпускника требованиям федерального...
Южный Федеральный Университет педагогический институт кафедра английского языка флиС iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию южный федеральный Университет
В сборнике представлены доклады участников научно-методической конференции «Современные информационные технологии в образовании:...
Южный Федеральный Университет педагогический институт кафедра английского языка флиС iconОтчет о работе базовых кафедр за 2008 год
Кафедра математического моделирования (Южный Федеральный Университет)
Южный Федеральный Университет педагогический институт кафедра английского языка флиС iconПрограмма повышения квалификации
Институт экономики и внешнеэкономических связей фгаоу впо «Южный федеральный университет»
Южный Федеральный Университет педагогический институт кафедра английского языка флиС iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница