Пояснительная записка Актуальность




Скачать 426.55 Kb.
НазваниеПояснительная записка Актуальность
страница1/4
Дата07.03.2013
Размер426.55 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4
Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Департамент образования Администрации Пуровского района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества» п. Ханымей


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

воспитанницы вокальной студии «Музыкальная гостиная»

Капши Натальи

Срок реализации – 3 года

Возраст – 12-16 лет


Разработал: педагог дополнительного образования

Ирина Николаевна Важинская


п. Ханымей

2011 г.


Пояснительная записка

Актуальность.

Целью деятельности учреждения дополнительного образования в целом – создание условий для жизненного, личностного и профессионального самоопределения воспитанников. Дом детского творчества имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Он предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.

Очень важно, что дополнительное образование даёт большие возможности для развития детской одарённости, ведь, чем раньше у ребёнка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти своё призвание.

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Если воспитанник, занимающийся в объединении учреждения дополнительного образования, сможет самореализовать свои творческие способности, то и это будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.

Для развития одарённости воспитаннику необходимы индивидуальные формы работы. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребёнка можно только одним способом – разработать индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого воспитанника, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.

Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Новизна.

Одним из ценностных приоритетов системы дополнительного образования, согласно концепции модернизации Российской системы образования 2001 года, является создание образовательных программ нового поколения. Содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в её рамках для каждого воспитанника индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образовательные области.

С целью определения уровня развития способностей и выявления одарённости была разработана таблица-информация о ходе музыкального развития воспитанников студии «Музыкальная гостиная». Для выявления более способных детей была продиагностирована группа 3 года обучения на начало и конец 2009-2010 учебного года.

В ходе диагностирования в группе выявился более способный ребёнок Капша Наталья, показавшая не только самый высокий уровень музыкального развития в реализации образовательной программы, но и высокие результаты и достижения в конкурсах и фестивалях различных уровней (поселковый, районный, Всероссийский, Международный). Для продолжения занятий с таким ребёнком необходимо было наметить не только программу, учитывающую его возрастные и индивидуальные возможности, но правильно построить учебно-воспитательный процесс, способствующий развитию одарённых детей, организовать развивающую педагогическую среду, подготовить средства психолого-дидактического обеспечения занятий с учётом уникальности и неповторимости одарённого ребёнка. Анализ литературы позволил мне наметить подходы к разработке средств психолого-дидактического сопровождения творческой деятельности одарённых детей. В основе моего подхода лежит идея личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие музыкальных способностей одарённого ребёнка.

Целью образовательной программы является формирование личностного, жизненного и профессионального самоопределения ребёнка.

Задачи: развитие познавательной активности, эмоционально-волевых качеств, коммуникативных навыков; воспитание нравственно-эстетических качеств в процессе исполнительской деятельности; совершенствование певческих навыков.

Программа разработана по наиболее продуктивному принципу – логарифмическая спираль. Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причём содержание постепенно усложняется и расширяется за счёт обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал одарённого ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Отличительная особенность образовательной программы заключается в том, что она представляет собой единый музыкальный комплекс, основанный на целостности музыкального восприятия, переживания, исполнения и изучения музыкального материала. Для реализации программы используются гуманистические подходы, которые проявляются в доброжелательной атмосфере и эмоционально насыщенной обстановке на занятиях. Ключ к созданию ситуации успеха, способствующей максимальной личной самореализации воспитанника, состоит в развитии изнутри, «самотворчестве», а не навязывании «готового ответа».

По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокального искусства.

Основные содержательные линии:

- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения воспитанника к музыке и вокалу;

- усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний в области вокального искусства;

- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.


Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки одарённого ребёнка.

В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, дикции; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью), навыки следования дирижёрским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания.

Для обучения вокалу необходимо:

  • наличие удовлетворительных вокальных и музыкальных данных: певческий голос, музыкальный слух, память, чувство ритма, отсутствие речевых дефектов;

  • здоровый голосовой аппарат.


Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному процессу – от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам, вокальным концертам и конкурсам.

Программа будет успешно реализована, если:

  • будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;

  • будут учитываться возрастные и личностные особенности одарённого ребёнка, мотивация его деятельности;

  • будет использован разнообразный методический материал по программе учебного курса;

  • будет создана библиотека специализированной вокально-хоровой литературы;

  • будут разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса.

Воспитанница занимается в группе 2-й год по программе «Мир вокального искусства», которая является дополнением к основной образовательной программе «Волшебной музыки страна», в ходе реализации которой и была выявлена как одарённый ребёнок.

Программа индивидуального образовательного маршрута рассчитана на 3 года обучения. Всего в году 72 занятия по 1 академическому часу в неделю.

Режим занятий



Год обучения


Количество часов,

занятий в неделю


Общее количество

часов в году

1-й год обучения


2/1

72 ч.

2-й год обучения

2/1

72 ч.

3-й год обучения

2/1

72 ч.



Воспитание детей в семье, в коллективе будет осуществляться наиболее успешно, если между педагогом и родителями существует контакт.

Руководитель студии должен привлекать внимание родителей, используя при этом как коллективные, так и индивидуальные формы работы: родительские собрания – концерты, индивидуальные беседы, открытые занятия. Оказывать помощь родителям в воспитании детей, развивать у родителей положительное отношение к тому, чем занимается ребёнок в свободное от занятий время, - одна из основных задач педагога дополнительного образования.

На собраниях родители должны знакомиться с планом учебно-воспитательной работы. Несомненную практическую помощь в работе с родителями приносят отчётные концерты воспитанников студии в конце каждого полугодия, сольные концерты наиболее способных воспитанников, участие коллектива в концертных программах Дома детского творчества и поселковых мероприятиях, конкурсах и фестивалях. Только совместная работа, усилие педагога и родителей, творческая атмосфера в коллективе и истинная заинтересованность детей позволяют непроизвольно привлечь их к музыкальному исполнительству.

В реализации индивидуального образовательного маршрута большая роль отводится родителям одарённого ребёнка. Родители систематически посещают родительские собрания, открытые занятия, отчётные концерты воспитанников студии, мероприятия Дома детского творчества, активно принимают участие в развитии своего ребёнка, контролируя посещение как групповых, так и индивидуальных занятий. Для контроля и анализа концертных выступлений ребёнка ими ведутся видеозаписи. С помощью видеоматериала с родителями вне учреждения проводится анализ выступления их ребёнка на концертах и конкурсах, а с ребёнком такой анализ проводится на занятиях. Также родители оказывают большую помощь в приобретении концертных костюмов для своего ребёнка и материальную помощь для участия в конкурсах.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(1-й год обучения)

В результате обучения пению ребёнок должен

знать/понимать:

  • строение артикуляционного аппарата;

  • особенности и возможности певческого голоса;

  • гигиену певческого голоса;

  • понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

  • понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

  • основы музыкальной грамоты (ноты и нотный стан, длительности нот, знаки альтерации, интервалы, группировка длительностей в вокале);

  • распевки – скороговорки;

  • правила орфоэпии и законы дикции;

уметь:

  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;

  • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

  • петь легким звуком, без напряжения;

  • точно повторить заданный звук;

  • на слух определять изученные музыкальные произведения;

  • к концу года петь выразительно, осмысленно;

  • выполнять упражнения на дыхание (по Стрельниковой);

  • ощущать диафрагму;

  • петь на опорном звуке;

  • самостоятельно выполнять артикуляционную гимнастику.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(2-й год обучения)

В результате обучения пению ребёнок должен

знать/понимать:

  • соблюдать правильную певческую установку;

  • понимать дирижёрские жесты и правильно следовать им;

  • жанры вокальной музыки;

  • основные типы голосов;

  • типы дыхания;

  • поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

  • реабилитация простудных заболеваний;

  • виды атаки звука;

  • основы музыкальной грамоты (мелодия, лад, метр, размер, ритм, синкопа, темп, динамические оттенки, длительности нот; паузы);

  • резонансы;

  • сценическую речь;

  • певческие регистры

уметь:

  • петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринуждённо, на опоре, применяя вибрато;

  • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

  • дать критическую оценку своему исполнению;

  • импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, стихотворные тексты;

  • исполнять выразительно разученные произведения;

  • интонировать согласные;

  • управлять диафрагмой;

  • определять на слух лад произведения;

  • самостоятельно определять в произведении синкопу.

Основные требования к знаниям, умения и навыкам

(3-й год обучения)

В результате обучения пению ребёнок должен

знать/понимать:

  • резонансы;

  • мелизмы;

  • дыхательные упражнения, способствующие улучшению нижнебрюшного дыхания (по Стрельниковой);

  • гигиену голоса в мутационный период;

  • разминку для снятия внутреннего напряжения и ощущения психологической и физической раскованности (по Струве и Емельянову);

  • законы сцены;

  • строение пентатоники по интервалам.

уметь:

  • петь в разных стилях;

  • управлять голосовыми связками;

  • петь в ансамбле двухголосные произведения;

  • петь мелизмы, вибрато;

  • формировать силу звука (интенсивность);

  • исполнять произведения с бэк – вокалом в записи;

  • управлять диафрагмой;

  • выразительно петь вокализы;

  • исполнять блюзы и произведения с элементами джаза;

  • сценически перевоплощаться на сцене;

  • самостоятельно анализировать репертуар и музыкальное сопровождение (фонограмму «-»);

  • определять с помощью дирижирования размер произведения;

  • определять на слух трезвучия (мажор и минор);

  • чисто интонировать пентатоническую гамму с помощью вокальных упражнений;



Учебно-тематический план 1-й год обучения





п/п

Наименование раздела, темы

всего

теория

практика

I.

Вокально-хоровая работа

44



10

34

  1. Вводное занятие.

1

1




  1. Постановка дыхания.

6

1

5

  1. Диафрагма.

5

1

4

  1. Опора звука.

6

1

5

  1. Атака звука.

4

1

3

  1. Звуковедение.

4

1

3

  1. Резонаторы.

4

1

3

  1. Артикуляция.

2

1

1

  1. Дикция.

2

1

1

  1. Гласные звуки.

2




2

  1. Интонирование согласных.

2

1

1

  1. Сценическая речь.

2

1

1

  1. Цепное дыхание.

2




2

II.

Основы музыкальной грамоты

10

8

2

  1. Знаки альтерации.

2

2




  1. Группировка длительностей в вокале.

2

2




  1. Интервалы.

2

2




  1. Синкопа.

2

2




  1. Вибрато.

2




2

III.

Концертно-исполнительская деятельность.

  1. Подготовка к мероприятиям, конкурсам, концертам различного уровня.

  2. Открытые занятия для родителей.

18

2

16




Итого:

72

20

52
  1   2   3   4

Похожие:

Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка Актуальность создания программы
Адаптированная программа спецкурса по английскому языку «Развитие коммуникативных способностей» для 11 гуманитарного класса
Пояснительная записка Актуальность iconАвторская программа элективного курса по географии «Мой край» автор программы
Пояснительная записка (цель, задачи, актуальность, новизна, концепция) стр1-4
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка Актуальность Цель и задачи проекта «Экологическая этика»
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка Данная программа является
Актуальность программы заключается в том,что в настоящее время широко развивается садово-парковый дизайн, благоустраиваются жилые...
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка
Актуальность данного объединения в том, что оно необходимо для расширения кругозора детей, привития им некоторых практических навыков...
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка Актуальность курса «Деловое общение»
...
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Электротехника и электроника»
Пояснительная записка 19 с., 9 рис., 2 табл., 6 источников, 2 л графического материала
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка. Актуальность программы
Современный уровень развития производства, техники немыслимы без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую...
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка к Комплексной (Сводной) программе повышения безопасности энергоблоков
Пояснительная записка …
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка: Актуальность темы
России в сторону разрушения авторитарных традиций и, во-вторых, необходимостью осмысления результатов социально-политических преобразований,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница