План занятия: Введение Истоки и классификация терроризма, основные черты современного терроризма Террористическая деятельность и ее содержание




Скачать 343.67 Kb.
НазваниеПлан занятия: Введение Истоки и классификация терроризма, основные черты современного терроризма Террористическая деятельность и ее содержание
страница1/3
Дата05.03.2013
Размер343.67 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3
Модуль I. Терроризм, основные положения и определения.

План занятия:

  1. Введение

  2. Истоки и классификация терроризма, основные черты современного терроризма

  3. Террористическая деятельность и ее содержание

  4. Виды террористических актов и их последствия

  5. Религиозный экстремизм как разновидность терроризма. Особенности религиозно-экстремистской деятельности

  6. Терроризм — угроза национальной безопасности России

Введение

Цель: Обобщить знания слушателей о терроризме как идеологии насилия, познакомить их с основными чертами современного терроризма, с содержанием террористической деятельности, с видами террористических актов и способами их осуществления, обосновать, что религиозный экстремизм является разновидностью терроризма.

Изучаемые вопросы

1. Истоки и классификация терроризма, основные черты современного терроризма.

2. Террористическая деятельность и ее содержание.

3. Виды террористических актов и их последствия.

4. Религиозный экстремизм как разновидность терроризма.

5. Терроризм — угроза национальной безопасности России.

Истоки и классификация терроризма, основные черты современного

терроризма

Первое упоминание термина «терроризм» и «террор» отмечено еще в

66—73 годах нашей эры. Название это произошло от латинского слова

«террор» и обозначало — страх, ужас.

Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устранением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Терроризм относится к числу общечеловеческих социальных проблем и является самой распространенной жестокой, труднопредсказуемой чрезвычайной ситуацией социального характера. Терроризм в различных формах его проявления чаще всего приносит массовые человеческие жертвы; влечет разрушение материальных и духовных ценностей сеет вражду между государствами; провоцирует войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами.

Терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьезных угроз миру и безопасности. Мировым сообществом признано, что любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания.

За свою долгую историю терроризм представал в самых различных обличиях и видах. В настоящее время мировое сообщество имеет дело не с одним, а со многими видами терроризма.

Остановимся на основных из них:

  • Политический терроризм — выступает против социально-политической системы в целом или отдельных ее сторон, а также против конкретных политических деятелей. Осуществляется путем организации покушений на жизнь политических деятелей, других террористических актов, при этом террористами обычно выдвигаются политические требования.

  • Криминальный или уголовный терроризм. Совершение террористических актов уголовными элементами или криминальными группировками с целью добиться определенных уступок от властей, запугать власть и население. Криминальный терроризм осуществляется путем осуществления таких террористических актов, как убийство деятелей бизнеса, захват заложников, угон самолетов и т. д.

  • Националистический терроризм характеризуется террористическими действиями группировок, которые имеют сектантский характер, либо пытаются обеспечить превосходство одной нации над другой.

В заключение необходимо еще раз отметить, что Российская и мировая практика не разделяет терроризм на составляющие его виды и считает, что все террористические акты являются преступными.

В последние годы терроризм приобрел глобальный размах, находит новые способы, формы, принципы взаимодействия, базируется на профессиональной подготовке террористов и разработке неординарных приемов исполнения террористических актов и вследствие этого стал серьезной угрозой для населения нашей страны и национальной безопасности России. Защита личности, общества и государства от терроризма стала важнейшей составной частью национальной безопасности нашей страны.

Террористическая деятельность и ее содержание

Террористическая деятельность (терроризм) включает в себя следующие виды деятельности:

  • организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта1;

  • подстрекательство к террористическому акту;

  • организация незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организационной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

  • вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

  • информационное или иное пособничество в планировании, подготовка или реализация террористического акта;

  • пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информаций, призывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Террористический акт – это преступление против общественной безопасности, которое проявляется в совершении насильственных действий против населения с использованием огнестрельного оружия, различного рода взрывных и зажигательных устройств, захватов заложников, транспортных средств и вооружения, попыток шантажа и угроз по применению оружия массового поражения, в целях устрашения населения и оказание воздействие на принятие органами власти необходимого террористами решения.

Отметим, что начало 21 века обозначилось массовым проявлением терроризма, охватившим практически все страны мира. «Прозрачность» государственных границ дает возможность преступным структурам всех стран мира объединяться в мощные интернациональные сообщества, способные материально поддерживать террористические организации. По оценкам специалистов, в настоящее время отмечается ряд основных черт, которые характеризуют современный терроризм, как бесчеловечное, крайне жестокое, преступное социальное явление. Обратим внимание на некоторые из них:

  • жертвами терроризма становится и в чем не повинное население (мирные люди);

  • современные террористы стремятся нанести как можно больший урон обществу, убить как можно больше людей, чтобы запугать и демарилаизровать общество;

  • на смену индивидуальному групповому терроризму приходит международный;

  • террористы стремятся использовать новые средства, в том числе и средства массового поражения, для запугивания людей и целых государств.


В заключение вопроса следует отметить, что вся эта информация предназначена, прежде всего, для того, чтобы учащиеся:

  • во-первых, осознали аморальность, бесчеловечность и преступность, а следовательно и бессмысленность террористической деятельности, которая ни при каких условиях не поможет человеку обеспечить свое духовное, физическое и социальное благополучие, не поможет реализовать ему свои возможности с пользой для себя, для нашего общества и государства; не поможет прожить долгую счастливую жизнь.

  • Во-вторых, задумались о том, как воспитать в себе качества, способствующее формированию у себя современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и антитеррористического поведения, убеждений в неприемлемости для участия в любой террористической деятельности.

Виды террористических актов и их последствия

К наиболее опасным террористическим актам можно отнести:

  • Убийство людей с целью устрашения общества;

  • захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств, удерживание в них заложников;

  • похищение людей с целью получения выпуска с угрозой физического уничтожения заложника;

  • воздействие на потенциально опасные промышленные объекты (химически опасные производства, атомные электростанции, арсеналы оружия и другие опасные военные объекты, разрушение которых может вызвать массовое поражение людей);

  • отравление систем водоснабжения, продуктов питания, искусственное распространение возбудителей инфекционных заболеваний;

  • искусственное заражение местности радиоактивными отходами.

Приведем ряд примеров имевших место терактов и их последствий. Москва, 9 сентября 1999 г.Взрыв жилого дома на улице Гурьянова, пострадало 619 человек, погибло 92.

Москва. 8 августа 2000 г. Взрыв в переходе на Пушкинской площади, погибло 13 человек, пострадало 107.

США, 11 сентября 2007 г. Захвачено 4 самолета (Боинг 767-2). Два самолета врезались в небоскребы Всемирного торгового центра (в Нью-Йорке), один в Пентагон, четвертый (шедший на Белый дом в Вашингтоне) упал в штате Пенсильвания. В результате террористического акта погибло 4000 человек.

Республика Северная Осетия-Алания, г. Беслан, 1 сентября 2004 г.Захват школы (более 1000 детей) и ее заминирование. При освобождении школы спецподразделениями погибло 300 человек, пострадало 36 (большинство погибших — дети).

Религиозный экстремизм как разновидность терроризма. Особенности религиозно-экстремистской деятельности

В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности»2 говорится:

«Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) экстремистская деятельность (экстремизм):

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

2) экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

3) экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы».

Особенность религиозно-экстремистской деятельности заключается в том, что она представляет собой чаще всего идеологические и пропагандистские обоснования террористической активности, вбрасываемые в среду верующих и для большей силы воздействия облекаемые в форму религиозных положений и императивов (наказов) и директив (указаний).

Главной, хотя и не единственной, формой религиозного экстремизма в России, особенно – на российском Юге с 90-х гг. прошлого, XX века стал ваххабизм. Конкретной особенностью ваххабизма является то, что он представляет собой нетрадиционное для России религиозное направление.

Ваххабизм – это один из «фрагментов» современного ислама3, возникший в XVIII веке на Аравийском полуострове4 и характеризующийся легко установимыми вероучительными, обрядовыми и нормативными отличительными признаками. В последующем ваххабизм распространялся по миру, в том числе – в России, целенаправленно и активно - в последней четверти прошлого, XX века5. Одним из факторов, благоприятствующих вытеснению ваххабизмом локальных «фрагментов» ислама из их исторических «ниш» по всему миру, стало то, что ваххабизм, это аравийские ваххабиты, последователи этого миноритарного (т.е. составляющего меньшинство) направления в исламе захватили в 1928 году Мекку с главной святыней ислама - Каабой и, буквально воцарившись6 там, стали, проводя своего рода «политику свершившегося факта», представлять ислам как таковой и распространять ваххабизм, называя его «исламом» и, как правило, не называя «ваххабизмом»7.

Малоисследованной темой является эволюция самого ваххабизма, который с XVIII века на месте не стоял. Некоторые исследователи говорят о неоваххабизме, иные об усамизме – по имени Усамы бен Ладена. Констатация, неоднородности, дифференцированности ваххабизма проникает в политический дискурс: «Ваххабизм, причем в его изначальном виде – это нормальное течение в исламе, ничего здесь страшного нет, - констатировал Владимир Путин в интервью газете «Monde» 31 мая 2008 г. - Но есть экстремистские течения в рамках самого ваххабизма. Вот именно эти направления пытались внедрить в сознание чеченского народа»8.

В ходе распространения ваххабизма, который, будучи локальным, аравийским «фрагментом» ислама, возникшим в специфических общественных и культурных условиях, имел, по понятным причинам, внешние относительно России источники9, стали хорошо видны различия между ним и исторически сформировавшимися, местными, российскими «фрагментами» ислама, которые стали называться «традиционным (подразумевается: традиционным для России) исламом». Эту коллизию хорошо выразил один из лидеров татарстанских мусульман Валиулла Якупов: «для арабских кочевников, может быть, ваххабизм - это хорошая вещь, но для европейцев - а татары себя считают европейцами - он абсолютно неприемлем»10. С полной уверенностью эти слова могут быть отнесены и к мусульманам российского Юга.

В ходе и результате проникновения ваххабизма на территорию России различия между «традиционным исламом» и ваххабизмом, с одной стороны, стали перерастать в расхождения и конфликт, с другой – запустился процесс перехода в ваххабизм части «традиционных мусульман», особенно – молодежи, проникновения ваххабитского вероучения, политической доктрины, лозунгов, обрядов в среду «традиционных мусульман». «Традиционный ислам» стал меняться – как меняется, почти неуловимо, цвет воды, в которую капнули каплю чернил. Иными словами, ситуация в ваххабизмом в России динамична, характеризуется переходностью, «текучестью» и, как следствие, некоторой неопределенностью. Поэтому невозможно привести точную статистику распространения ваххабизма.

В дискуссиях о ваххабизме в России некоторые их участники ставят вопрос о том, что те люди, которых называют «ваххабитами» (сами они предпочитают называть себя «мусульманами», как и все последователи «фрагментов» ислама), ваххабитами не являются, ибо не знакомы с ваххабитской идеологией (вероучением) во всей ее полноте. После беседы с террористами, захватившими заложников в «Норд-Осте», Евгений Примаков сказал: «Я слышал, что там ваххабиты, а они не знают, что такое ваххабизм»11. Можно только удивляться, как академик Примаков за четверть часа успел и о судьбе заложников поговорить с террористами и учинить им экзамен на знание ваххабизма. Но, по-видимому, состояние дел с ваххабизмом таково, что он не всегда воспринимается россиянами, воспитанными в иных религиозных или нерелигиозных традициях, en bloc, целиком. Кого-то привлекает максималистское единобожие ваххабитов. Иных – провозглашаемая простота и чистота нравов в условиях морального разложения окружающего общества. Немало мусульман, живущих в стесненных материальных условиях, обращают внимание на простоту и дешевизну религиозных и бытовых обрядов в ваххабитских ассоциациях. Для других солидаризм ваххабитских «джамаатов» является альтернативой местничеству, непотизму (кумовству) и коррупции.

«Фрагменты» ислама отличаются, порой очень существенно, один от другого по вероучению, обрядам, социальным нормам, политическим установлениям и т.п. Широкой публике известны различия, переходящие во враждебность, между суннитами и шиитами. Но это – не единственное, хотя и самое острое, выливающееся в акции взаимного уничтожения (например, в Ираке, Пакистане, Ливане), расхождение между «фрагментами» ислама. Очень многочисленные различия и расхождения (араб. слово фирка несет в себе смысл «различия», «расхождения») можно объяснить тем, что в исламе имеется резкий разрыв между тем, что расценивается как абсолютно достоверное, ибо оно «от Аллаха» и тем, что является, как минимум, сомнительным, ибо оно «от людей». Мусульмане верят в то, что в период ниспослания Откровения от Аллаха пророку Мухаммаду был передан «ислам как религия» в «готовом» - законченном и совершенном виде, если воспользоваться кораническими категориями («Сегодня Я, - говорит Аллах в Коране, - завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией»12), а после смерти пророка Мухаммада (и, соответственно, прекращения Откровения от Аллаха) люди стали «дополнять» ислам своими выдумками по поводу нерелигиозных (политических, экономических, правовых, гигиенических и т.д.) вопросов13. Так, различия и конфликты между шиитами и суннитами, а также поспорившими с теми и другими хариджитами восходят к возникшей в VII веке проблеме наследования власти пророка в исламской общине. Насчитывается более трех тысяч «вопросов» (мас’аля), по которым у мусульман, принадлежащих к разным «фрагментам», есть расхождения между собой. К настоящему времени имеется несколько тысяч различных по размерам «фрагментов», которые типологически и генетически объединяются под названием «ислам».

К началу проникновения ваххабизма на российский Юге там уже был распространен традиционный для этого региона ислам, складывавшийся веками и имевший мощную интеллектуальную традицию. Достаточно сказать, что авторитетом для мусульман шафиитского мазхаба, распространенного в восточной части российского Северного Кавказа является знаменитый исламский мыслитель-гуманист Абу-Хамид аль-Газали (ум. в 1111 г.). И в этот регион распространения традиционного ислама, имеющего глубокие корни, из-за рубежа стали продвигать ваххабизм, возникший в XVIII в. в далекой Аравии…

За время после распада СССР на территорию России проникали извне различные исламские «фрагменты» - движения и «секты» (что само по себе является одним из свидетельств реализации в России принципа свободы совести): шиизм разных течений (российские шиитские духовные лица утверждают, что шиитов в России уже 3 миллиона, а в одной Москве – один миллион14), ахмадия15, суфизм разных нероссийских тарикатов (например, тарикат Шазилия-Даркавия-Хабибия16), отсутствующий в России суннитский маликитский мазхаб, который провозглашен самым подходящим для «русских мусульман» (этнических русских, принявших ислам) как противовес ханафизму российских татар и шафиизму северокавказцев17, и т.д., подтверждая самим фактом своего существования и распространения то, что ислам существует в «фрагментированном» виде. И ни одно из этих течений не вызывало у российских граждан – мусульман и немусульман при своем проникновении на территорию нашей страны таких споров, страхов и протестов, как ваххабизм. Пожалуй, только ваххабизм встретился с мощной реакцией отторжения и общественной самозащиты, своего рода гражданского сопротивления мусульман и немусульман.

В чем же дело? В какой-то особой нетерпимости (нетолерантности) российского общества? В «исламофобии» федеральных и республиканских (областных) властей и экспертов – мусульман и немусульман? В создании спецслужбами и правоохранительными органами «жупела» ваххабизма как «предлога для подавления свободомыслия в исламской среде и преследований в отношении ислама и мусульман»?

Пожалуй, главная причина в том, что ваххабизм характеризуется «программным» религиозным экстремизмом, в его идеологии заложена религиозная нетерпимость, проповедь религиозной розни, призыв к насильственному искоренению всех неваххабитских систем идей и действий. Подробное изложение ваххабитской идеологии занимает много места и ее различные аспекты подвергались критическому рассмотрению российскими светскими и религиозными мусульманскими учеными и публицистами, в первую очередь – в Дагестане, республике высокой исламской культуры. Дадим здесь краткий обзор ваххабитских идей, составляющих цельную систему религиозного экстремизма. При этом мы цитируем литературу на русском языке – чтобы не быть голословными и дать возможность сторонникам и противникам ваххабизма проверить точность цитирования. Но цитируется лишь малая часть ваххабитской литературы, которая буквально захлестнула российский Юг.

Ваххабизм – это идеология религиозной сегрегации, которая выливается в религиозную дискриминацию, религиозную рознь и насилие, вплоть до убийства тех, кого ваххабизм считает «неверными», «веротступниками», «многобожниками», «лицемерами». (При этом, сразу надо сказать, что «неверными», «веротступниками», «многобожниками», «лицемерами» ваххабизм провозглашает мусульман.)

Ваххабизм абсолютизирует понятия «неверие» (араб. куфр, в ряде текстов на русском языке называется «безбожием») и «многобожие» (араб. ширк, в некоторых текстах называется «язычеством»). Типичные ваххабитские книги на восемь-девять десятых своего объема посвящены рассмотрению того, что есть «многобожие» и «неверие» как отрицание единобожия или отход от него. Очень высокая частотность использования категории куфр («неверие») и родственных терминов – верная примета ваххабитского текста. Ни в одном другом «фрагменте» ислама такого в литературе не обнаруживается.

Так, «неверными» (они еще называются «безбожниками» в русских переводах ваххабитской литературы с арабского) объявляются иудеи и христиане18. В самом тексте «Книги единобожия» Ибн-Абд-аль-Ваххаба это положение подтверждается отобранными высказываниями Пророка Мухаммада: «Когда у них (у христиан. – А.И.) умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле храм и рисуют в нем его изображения. Это (т.е. христиане. – А.И.) наихудшие из творений Аллаха!» «Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы!»19 «Неверие», «безбожие» и «многобожие»20 иудеев и христиан – общее место ваххабитских трактатов. Иудеи и христиане являются «многобожниками» потому, что они «избрали могилы своих пророков местами для совершения молитв»21. Подобные люди, строящие церкви над могилами своих праведников и украшающие их иконами, «относятся к числу наихудших созданий перед Аллахом»22.

«Неверные» - это все те, кто не придерживается ваххабитских взглядов - последователи всех без исключения идеологических течений. Так, «принадлежность к атеистическим течениям наподобие течений коммунистических, светских, демократических, капиталистических или иных подобных им течений неверных является вероотступничеством от религии Ислама»23. Список этих идеологических течений включает также «антирелигиозный секуляризм, угнетательский капитализм, марксистский социализм, атеистическое масонство»24. Конечно же, коммунизм – это явное «неверие»25. Сильно достается «иудаизму, который стоит за спиной всех и за каждой разрушительной доктриной, подрывающей мораль и духовные ценности»; к таковым доктринам относятся «масонство, мировой сионизм и бабувизм»26.

«Неверием» является, по оценке ваххабитов, реализация любой формы социально-политического устройства, если оно целиком, полностью и исключительно не основано на шариате, как его представляют ваххабиты. «Неверие» – это «правление и суждение не на основе ниспосланного Аллахом»27. «Неверием» объявляется и любая человеческая законотворческая и нормотворческая деятельность. «Неверие» – «притязание на право издавать законы, разрешать и запрещать»28. Ваххабиты объявляют «неверным» всякого, кто включается в систему общественных отношений, предполагающих делегирование полномочий и перераспределение общественных ресурсов, в том числе – в процессе обмена ценностями и услугами. Является, по утверждению ваххабитов, «многобожником» и «неверным» тот, «кто взывает с мольбой к пророку, царю, правителю или еще кому-нибудь, либо испрашивает помощи не у Аллаха...»29

Ваххабизм провозглашает неполноценность граждан по признаку их отношения к религии: христиане, поклоняющиеся иконам, по утверждению ваххабитских улемов (религиозных ученых), «относятся к числу наихудших созданий перед Аллахом»30.

В конце концов, казалось бы, ничего особенного в этом нет: кто-то мог бы сказать, что всякая религия, любое религиозное течение проповедует свою исключительную истинность и, соответственно, утверждает что представители иных религиозных течений пребывают в заблуждении. Но в отношении ваххабизма должны быть сделана оговорка. «Неверные», «безбожники», - а это, повторим, – все неваххабиты, - должны быть либо обращены в ислам, либо убиты, либо превращены в людей, платящих специальный налог на дискриминационной основе. «Предводитель мусульман, повстречав безбожников (напомним еще раз: это – любые неваххабиты. – А.И.), призывает их принять ислам. Если они откажутся, тогда им следует платить подушную подать, а иначе – вооруженная борьба»31. Чтобы было совсем ясно, что речь идет о силовом, вооруженном обращении в ислам, упоминается история из деяний Пророка Мухаммада. «Из сунны посланника известно, что он не нападал на людей до наступления утра. И если он не слышал призыва на молитву, то нападал…»32

В отношении немусульман («носителей других верований, таких, как христиане и прочие») провозглашается обязательность дискриминации на религиозной основе: «Мы не должны доверять им даже самые низкие руководящие должности. Перед ними должны быть закрыты двери всех средств массовой информации и связи, дабы они не распространяли свой яд среди мусульман»33.

Ваххабизм осуществляет пропаганду исключительности, превосходства одного религиозного направления (ваххабизма, называя его «исламом») и неполноценности последователей других религий и, что самое важное, мусульман, в случае их «сомнения или колебания». При этом данная пропаганда совершается с угрозой применения насилия: «Имущество и жизнь человека будут неприкосновенны лишь тогда, когда все указанное выше (произнесение шахады – символа веры: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его посланник», обращение в молитвах к Аллаху. – А.И.) будет дополнено полным отвержением всех объектов поклонения, кроме Аллаха. Любое же сомнение или колебание лишает неприкосновенности имущество и жизнь человека», т.е. человеку (мусульманину) в этом случае грозит смерть, а его имуществу – разграбление34. Данная формулировка принадлежит основателю ваххабизма Ибн-Абд-аль-Ваххабу. Однако она не может считаться исторически обусловленным призывом, действенным только для XVIII в. Без малейших изменений, как руководство к действию она повторяется современными ваххабитскими улемами35. Кажется, эту, ключевую идею ваххабизма либо не знают, либо не понимают некоторые правозащитники – защитники ваххабизма. Ваххабитская трактовка единобожия (тавхид, таухид) такова, что любое, самомалейшее отступление от ваххабитской трактовки единобожия, является преступлением, караемым смертью и изъятием имущества убитого. (Вообще-то убийство – очень популярная мера наказания у ваххабитов. Недавно саудовский шейх аль-Ляхейдан издал фетву, призывающую к убийству владельцев и руководителей арабских спутниковых телеканалов, «распространяющих порок и призывающих к смутам», типа катарской «Аль-Джазиры»36).

По отношению к мусульманам, которые отступили, по оценке ваххабитов, от максималистского единобожия, осуществляется процедура такфир’а. Такфир представляет собой провозглашение кафир’ом, «неверным», муртадом, «вероотступником» или мушриком, «язычником», многобожником» мусульманина, совершившего «любое сомнение или колебание», если воспользоваться выражением Ибн-Абд-аль-Ваххаба. Список проступков, которые делают мусульманина кафиром-«неверным», очень длинен, едва ли не бесконечен. Это – празднование дня рождения Пророка Мухаммада (исламский праздник мавлид, араб. аль-мавлид ан-набави)37, возвеличивание праведников (салихин), и поклонение Аллаху у могилы праведного человека (вали), не говоря уже о поклонении самому упокоенному праведнику, и поклонение «идолам», и колдовство, и гадание по звездам (астрология), и любые виды предсказаний, и амулеты, и ношение каких-то предметов для отвращения неприятностей, и поклонение памятникам и монументам, и возвеличивание какого-то человека, и масса других вещей38

Кроме того, «неверными» объявляются те мусульмане, которые «вводят какие-либо новшества в сферу религии», при этом важно иметь в виду, что под «новшествами» понимается любое реформирование ислама, поиски в нем ответов на новые вопросы, которые ставит жизнь в XX и XXI в.39 К такого рода «неверным» отнесены суфии40. Все локальные «фрагменты» ислама расцениваются ваххабитами как «вероотступничество» или «неверие» (куфр).

«Язычеством» (ширк), «вероотступничеством» (ридда) или «неверием» (куфр) провозглашаются любая форма участия в общественно-политической жизни, если это участие не регулируется ваххабитскими нормами, а сама общественно-политическая жизнь не организована на ваххабитских принципах. Соучастием в деятельности «тирании» (тагут41, так ваххабиты называют государство и любую систему власти, которую они не контролируют) объявляется ими, например, участие в выборах или получение пособий по многодетности – на том основании, что в первом случае человек признаёт над собой чью-то власть, кроме Аллаха, т.е. становится «язычником» («многобожником»), во втором случае – на том основании, что человек надеется на чью-то помощь, кроме Аллаха, и тем самым тоже становится «язычником» и «вероотступником»42. А за «вероотступничество» в ваххабизме полагается смерть. Речь идет не только о переходе из ислама в иную религию, но и о следовании, пусть одноразовом, в виде участия в голосовании или присутствия на партийном собрании, в каких-то неисламских процедурах или обрядах, т.к. это участие трактуется как перемена религии, ибо демократия (как и либерализм, коммунизм и проч.) трактуются ваххабитами как религия43. А за переход в другую «религию» полагается убийство: «Убейте того, кто поменяет свою религию»44.

Очень удобной категорией, позволяющей ваххабизму ограничивать религиозную свободу мусульман и применять к ним физическое насилие, вплоть до убийства, является категории «лицемерия» (мунафака) и «лицемера» (мунафик). «Лицемер» – это тот мусульманин, который «выказывает приверженность к исламу и скрывает неверие»45, т.е. это мусульмане, которые скрывают «неверие». Иными словами, «лицемером» и «неверным» ваххабиты могут объявить любого мусульманина. «...Нарушающий (по-ваххабитски трактуемое единобожие – А.И.) открыто или тайно (так!), должен знать, что он становится безбожником и должен ожидать возможности убийства (так!) или заключения его», писал верховный муфтий Королевства Саудовская Аравия Бен Баз в брошюре, изданной официальными властями КСА и распространявшейся среди российских паломников46.

Такфир тотален в отношении всех мусульман-неваххабитов: кафиром («неверным») объявляется тот человек, который не желает участвовать в процедуре такфир’а по-ваххабитски по отношению к единоверцам-мусульманам: «Тот, кто не считает кафира кафиром или не обвиняет кафира в неверии (куфр’е), сам становиться кафиром»47.

Но, важно, очень важно то, что такфир предполагает обязательное действие – насилие, вплоть до убийства против тех, кто квалифицирован как «вероотступник» («муртад» или «муртадд» в ваххабитских материалах на русском языке) или «кафир» («неверный»): обязанностью мусульман, по утверждению ваххабитских богословов, является «джихад против кафиров», «сражение против муртаддов и их предводителей является самым обязательным среди всех обязанностей»48 Единственная возможность для мусульманина уберечься от обвинения в «неверии» - стать ваххабитом и вести себя по-ваххабитски: ненавидеть всех и со всеми враждовать. Решающий довод «единобожия» по-ваххабитски, т.е. условие, при котором мусульманин не провозглашается «неверным», это – лояльность (симпатия, любовь, признание) по отношению к ваххабитам и враждебность ко всем не-ваххабитам. «Это может быть достигнуто лишь любовью к исповедующим таухид Аллаха (к единобожникам, так называют себя ваххабиты. – А.И.), преданностью им и оказанием им всяческой помощи, а также ненавистью и враждой по отношению к неверным и мушрикам (многобожникам, политеистам. – А.И.)»49.

Война (джихад) против всех – общественно-политическая «программа» ваххабизма: «Необходим Джихад во имя Аллаха. Мы должны объявить войну каждому, кто борется против Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует), так чтобы исчезло всякое язычество (под «язычеством», напомним, понимается любая, не обязательно религиозная, неваххабитская система идей и действий. – А.И.), и вся религия принадлежала бы Аллаху»50.

Приведенные идеи абсолютно ясны по своему содержанию, смыслу и имеют целью мотивировать читателя (предполагается: мусульманина) на осуществление религиозно-экстремистской деятельности – вплоть до самых крайних форм физического насилия и совершения терактов. Подобные призывы однозначно и безоговорочно подпадают под статьи Уголовного кодекса Российской Федерации (напр., под статью 282), закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Как только возникала малейшая возможность претворить в жизнь (точнее: претворить в смерть) эти положения, ваххабиты, окопавшиеся в России под сенью самопровозглашенной «Чеченской Республики Ичкерия» уничтожали или пытались уничтожать тех, кого они квалифицировали как «вероотступников». Ниже приводится факсимиле первой страницы смертного приговора «Верховного шариатского суда» (им руководил член саудовского Совета высших улемов Абу-Умар ас-Сайф, о котором – ниже) в отношении главы Центрального духовного управления мусульман России Талгата Таджуддина и председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, которые объявляются «вероотступниками». Это – документальное свидетельство того, что убийства исламских религиозных деятелей осуществлялись на российском Юге с ваххабитским обоснованием.

  1   2   3

Похожие:

План занятия: Введение Истоки и классификация терроризма, основные черты современного терроризма Террористическая деятельность и ее содержание iconТеррористическая атака на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года была не первой в ряду нападений на гражданские объекты. Два фактора
Во-первых, это была одна из наиболее четко спланированных, масштабных и зловеще зрелищных акций международного терроризма
План занятия: Введение Истоки и классификация терроризма, основные черты современного терроризма Террористическая деятельность и ее содержание iconПредупреждение терроризма
Проблемы предупреждения терроризма Термин “предупреждение” означает отвратить что-либо заранее принятыми мерами; опередить, сделать...
План занятия: Введение Истоки и классификация терроризма, основные черты современного терроризма Террористическая деятельность и ее содержание iconУрок по обществознанию
На уроке раскрываются основные понятия, организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона РФ «О противодействии...
План занятия: Введение Истоки и классификация терроризма, основные черты современного терроризма Террористическая деятельность и ее содержание iconI. Истоки современной войны в Чечне >
Чеченской республике повлекли за собой бурное развитие международных террористических структур. Поэтому исследование этого вопроса...
План занятия: Введение Истоки и классификация терроризма, основные черты современного терроризма Террористическая деятельность и ее содержание iconПлан-конспект рассмотрен и одобрен Начальник отдела по делам го и чс
Причины терроризма, рекомендации по реагированию на угрозу проведения террористического акта
План занятия: Введение Истоки и классификация терроризма, основные черты современного терроризма Террористическая деятельность и ее содержание iconСодержащихся в документах совещаний стран «группы восьми» Часть I (a k) (англо-русский)
План действий по предотвращению радиологического терроризма и обеспечению безопасности радиоактивных источников
План занятия: Введение Истоки и классификация терроризма, основные черты современного терроризма Террористическая деятельность и ее содержание iconВ. А. Кутырёв Об идейных основаниях современного терроризма в мире и России
«весь цивилизованный мир», то успокаиваются, как бы забывая в период затишья террористической активности, или же предельно расширяя...
План занятия: Введение Истоки и классификация терроризма, основные черты современного терроризма Террористическая деятельность и ее содержание iconЭволюция американских концептуальных взглядов на природу международного терроризма и методы борьбы с ним (2001-2004 гг.)
Эволюция американских концептуальных взглядов на природу международного терроризма и методы борьбы с ним
План занятия: Введение Истоки и классификация терроризма, основные черты современного терроризма Террористическая деятельность и ее содержание iconАдвокатская деятельность в Древнем Риме
План введение. Основные формы деятельности юристов в Древнем Риме. Деятельность юристов в период республики. Школы юристов. Деятельность...
План занятия: Введение Истоки и классификация терроризма, основные черты современного терроризма Террористическая деятельность и ее содержание iconЗащита населения от чрезвычайных ситуаций террирористического характера сущность современного терроризма
В последнее время значительную угрозу для России приобретает международный и государственный терроризм, превращающий мирное население...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница