Обеспечиваемые компетенции (для бакалавриата)




Скачать 179.88 Kb.
НазваниеОбеспечиваемые компетенции (для бакалавриата)
Дата05.03.2013
Размер179.88 Kb.
ТипДокументы





1. Организационно-методический раздел.


Обеспечиваемые компетенции (для бакалавриата).


Владение средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности (ОК 17).


Цель: Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.


Задачи:

- понимание социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;

- знание биологических, психолого-педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте;

- приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту;

- создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.


Место дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

Использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

Владеть методами физического воспитания и укрепления здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.


В результате изучения дисциплины «Физическая культура» студент должен:

Знать: научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни.

Уметь: использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенство-вания, формирования здорового образа и стиля жизни.

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

для студентов очного отделения


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных ед., 400 часов




Тема, раздел

Всего

часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

лекции

семин.

лабор.

СРС

КСР

Вид КСР

1

Теоретический раздел

18




18













2


Методико-практический раздел

Реферат (для студентов спецмедгрупп и освобожденных)

22





22





4







3

Практический раздел

(Учебно-тренировочные занятия)

356




356
















зачет

























ВСЕГО:

400




396




4






для студентов заочного отделения

Набор студентов на заочное обучение по направлению «Социология» не осуществляется.


3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


3.1. Общее (по всем темам).

Физическая культура в общекультурной и профессио­нальной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные фено­мены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура лично­сти.

Основы здорового образа жизни студента. Особенно­сти использования средств физической культуры для оптими­зации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.


3.2. Тематика семинарских занятий - нет.


3.3. Тематика заданий для самостоятельной работы - нет.


3.4. Список зачетных вопросов по теоретическому курсу «Физическая культура» для студентов 1 курса.

  1. Основные причины травматизма во время занятий физической культурой.

  2. Что такое здоровый образ жизни и как вы его реализуете?

  3. Правила выполнения утренней гимнастики (составить комплекс упражнений утренней гимнастики).

  4. Требования безопасности при проведении соревнований по баскетболу, футболу, волейболу (на выбор).

  5. Какие задачи решает режим дня и что необходимо учитывать при его планировании?

  6. Значение правильной осанки в жизнедеятельности человека. Ее формирование (выполнить несколько упражнений на формирование правильной осанки).

  7. Требования безопасности перед занятиями по гимнастике.

  8. В чем заключаются особенности построения и содержания самостоятельных занятий по общей физической подготовке?

  9. Ваши действия по оказанию первой помощи при травмах во время занятий физическими упражнениями (наложить повязку на голову или голеностопный сустав либо наложить шину на руку).

  10. Требования безопасности во время занятий по легкой атлетике.

  11. В чем различие между скоростными и силовыми качествами человека, с помощью каких упражнений можно их развить?

  12. Раскройте особенности организации и проведения индивидуальных закаливающих процедур (расскажите, как делаете это вы).

  13. Требования безопасности к проведению занятий по лыжной подготовке.

  14. Какие признаки различной степени утомления вы знаете и что надо делать при их появлении?

  15. Раскройте механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности человека в течение дня (выполнить комплекс упражнений физкультминутки).

  16. Требования безопасности по окончании занятий по плаванию.

  17. От чего зависит гибкость тела человека, какие упражнения рекомендуются для развития гибкости?

  18. Какие приемы самоконтроля вам известны? Расскажите об одном из них.

  19. История, девиз, символика, ритуал Олимпийских игр.

  20. Общие требования безопасности при проведении туристских походов.

  21. Как влияют на развитие двигательных способностей занятия подвижными играми? (Подробно рассказать о порядке организации и проведения. а также о правилах одной или двух подвижных игр).

  22. Требования, предъявляемые к одежде и обуви, предназначенной для занятий физической культурой и спортом.

  23. В чем заключается поддержание репродуктивной функции человека средствами физической культуры?

  24. В чем видится целесообразность индивидуального контроля за результатами двигательной подготовленности (составить личный план индивидуального контроля)?

  25. Требования безопасности перед занятиями по легкой атлетике.

  26. Как влияют занятия физическими упражнениями (на уроках и самостоятельные) на развитие телосложения:

  27. Особенности подготовки и проведения туристских походов.

  28. Требования безопасности перед началом и во время занятий в тренажерном зале.

  29. Что понимается под физической культурой личности и в чем выражается ее взаимосвязь с общей культурой общества?

  30. Почему необходимо отслеживать физическую нагрузку во время самостоятельных занятий, направленных на развитие силы?

  31. Требования безопасности перед началом занятий по плаванию.

  32. Какое влияние оказывают занятия физической культурой на вредные привычки (наркоманию, алкоголизм, курение)?

  33. Основные формы занятий физической культурой. Более подробно рассказать об одной из форм занятий (на личном примере).

  34. Значение современного олимпийского движения в развитии мира и дружбы между народами.

  35. Охарактеризовать основные профилактические мероприятия по предупреждению травматизма во время занятий физическими упражнениями (место занятий, гигиена тела и одежды, подбор инвентаря и контроль за физической нагрузкой).

  36. Продемонстрировать жесты судьи одной из спортивных игр (баскетбол, волейбол или футбол).

  37. Требования безопасности во время занятий по плаванию.

  38. Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения.

  39. Какие профилактические меры надо соблюдать для предупреждения развития плоскостопия (обувь; общеразвивающие, корригирующие и специальные упражнения)? Рассказать (показать) несколько упражнений.

  40. Требования безопасности во время проведения подвижных игр.

  41. Что необходимо делать, чтобы не страдать избыточной массой тела? (Составить комплекс специальных упражнений).

  42. Основные способы плавания. Какие задания-упражнения, по вашему мнению, способствуют ускоренному обучению плаванию?

  43. Участие российских спортсменов-олимпийцев в развитии олимпийского движения в России и мире.

  44. Требования безопасности при проведении экскурсий.

  45. Для чего нужен дневник самоконтроля (самонаблюдения) и какие формы индивидуального контроля вы используете? Каким образом анализируете полученные данные?


Список зачетных вопросов по теоретическому курсу «Физическая культура» для студентов 2 курса.


  1. Предупреждение травматизма во время занятий физической культурой.

  2. Средства и методы достижения духовно-нравственного, физического и психического благополучия.

  3. Самоконтроль с применением ортостатической пробы.

  4. Общие требования безопасности при проведении занятий по гимнастике.

  5. Какими должны быть тренировочные нагрузки при выполнении физических упражнений?

  6. Самоконтроль с применением функциональной пробы (рассказать, продемонстрировать и оценить).

  7. Общие требования безопасности при проведении занятий по легкой атлетике.

  8. В чем заключаются признаки утомления и переутомления? Меры по их предупреждению.

  9. Самоконтроль с применением антропометрических измерений (рассказать, продемонстрировать и оценить).

  10. Общие требования безопасности при проведении занятий по лыжному спорту.

  11. Каким должен быть пульсовой режим при выполнении физических упражнений?

  12. Порядок составления комплекса упражнений утренней гимнастики с учетом вашей медицинской группы (основной, подготовительной, специальной). Составить и продемонстрировать свой комплекс утренней гимнастики.

  13. Общие требования по безопасности при проведении занятий по плаванию.

  14. Какие виды спорта обеспечивают наибольший прирост в силе? Составить план-конспект одного занятия по избранному виду спорта.

  15. В чем состоят особенности организации и проведения закаливающих процедур в весеннее время года? Обосновать рассказ, используя собственный опыт.

  16. Общие требования безопасности при проведении занятий по подвижным и спортивным играм. Рассказать на примере одной из игр.

  17. С помощью каких физических упражнений можно успешно развивать такое физическое качество, как быстрота?

  18. Разработать комплекс физических упражнений, направленный на коррекцию индивидуального физического развития и двигательных возможностей (лично для себя).

  19. Общие требования безопасности при проведении спортивных соревнований.

  20. Физиологическая характеристика предстартового состояния и «второго дыхания». Как себя вести в подобных ситуациях?

  21. Каким требованиям должен отвечать дневник самоконтроля? Методика самоанализа его данных (на личном примере).

  22. История Олимпийских игр и их значение.

  23. С помощью каких упражнений можно эффективно развивать такое двигательное качество, как выносливость?

  24. Какое воздействие оказывают на сердечно-сосудистую систему человека упражнения физкультурной минутки? Изложить два-три варианта, продемонстрировать один из них.

  25. Общие требования безопасности при проведении занятий в тренажерном зале.

  26. С какой целью проводится тестирование двигательной подготовленности? При помощи каких тестов определяется развитие силы, выносливости, быстроты?

  27. В чем состоят особенности организации и проведения закаливающих процедур в осеннее время года? Обосновать рассказ на собственном примере.

  28. Общие требования безопасности при организации и проведении туристских походов.

  29. В чем различие объективных и субъективных приемов самоконтроля при выполнении физических упражнений?

  30. Продемонстрируйте жесты судьи по одной из спортивных игр (волейболу, баскетболу, футболу или хоккею).

  31. Эксплуатационно-технические требования к одежде, обуви, спортивному инвентарю и местам занятий физической культурой и спортом, обеспечивающие удобство и безопасность.

  32. С помощью каких физических упражнений можно успешно развивать физические качества скоростно-силовой направленности?

  33. Составить (написать) положение о проведении одного из видов соревнований, включенных в студенческую спартакиаду (вузовскую- среди факультетов и институтов; межвузовскую- среди студентов).

  34. Профилактические меры, исключающие обморожение. Ваши действия, если это случилось.

  35. С помощью каких физических упражнений можно успешно развивать такое физическое качество, как гибкость?

  36. Влияние осанки на функционирование внутренних органов в покое и во время выполнения двигательных действий. Изложить содержание и выполнить 3-4 упражнения на формирование правильной осанки.

  37. Профилактические меры, исключающие возможность получения теплового удара во время приема солнечных ванн. Ваши действия, если это случилось.

  38. Какое влияние оказывают занятия физической культурой и спортом на репродуктивную функцию человека?

  39. В чем состоят особенности организации проведения закаливающих процедур в зимнее время года (привести примеры, а если вы это делаете, то расскажите, каким образом).

  40. Что вы знаете о XXII Олимпийских играх?

  41. Охарактеризуйте современные системы физических упражнений прикладной направленности.

  42. Какую первую помощь необходимо оказывать пострадавшему, получившему во время занятий физическими упражнениями травму, вызвавшую кровотечение? Выполнить практически конкретные действия.

  43. Что лежит в основе отказа от вредных привычек (курения, употребления спиртных напитков и наркотиков), в какой степени это зависит от занятий физическими упражнениями?

  44. Раскройте содержание технико-тактических действий в избранном вами виде спорта (баскетбол, волейбол и т.д.).

  45. Как правильно экипировать себя для 2-3-дневного туристического похода?




  1. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.


В конце каждого семестра и учебного года студенты всех учебных отделений, выполнившие учебную программу, сдают зачет по теоретическому и практическому курсу физического воспитания.

Практические зачетные требования и тесты выполняются в учебное время на контрольных занятиях, к которым допускаются студенты, регулярно посещающие учебные занятия и получающие необходимую подготовку.

Студенты, пропустившие учебные занятия (и не прошедшие необходимую подготовку), допускаются к тестированию только после соответствующей подготовки.

Студенты специального учебного отделения выполняют контрольные тесты с учетом показаний и противопоказаний в зависимости от характера и степени отклонений здоровья.

Студенты спортивного учебного отделения выполняют обяза­тельные требования и нормативы (тесты), установленные для основного отделения и в те же сроки. Отдельные студенты спор­тивного отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий избран­ным видом спорта с выполнением в установленные сроки обяза­тельных зачетных требований и тестов.

Студенты б/почвенного, географического и геологического факультетов сдают обязательный тест по плаванию в рамках зачета по ППФП (для прохождения полевых практик).

Студенты, временно освобожденные от практических занятий по физической культуре, представляют ведущему преподавателю справки заверенные ВКК и на основании этого сдают зачет по теоретическому и методическому разделам программы и готовят реферат, согласно темам, утвержденным кафедрой физического воспитания и спорта (темы рефератов прилагаются).

Проверка усвоения теоретического раздела учебной программы по физической культуре проводится в форме ответов на контрольные вопросы в устной или письменной форме. Контрольные вопросы оформлены в виде билетов, разработанных и утвержденных на кафедре физического воспитания, в соответствии со специализацией отделений и профессиональной направленностью студентов (вопросы прилагаются).

Зачет у студентов принимают преподаватели, закрепленные за учебными группами. Отметка о зачете вносится в ведомость института/факультета и зачетную книжку студента.

Примечание: Студенты, имеющие пропуски учебных занятий до зачета не допускаются. Таким студентам необходимо отработать учебные занятия в свободное от учебы время: I семестр – до 20 декабря; II семестр – до 20 мая.


Темы рефератов для временно освобожденных студентов

от практических занятий.


1 курс

1. Физическое состояние, контроль физической подготовленности и успеваемости физического воспитания;

2. Профессионально-прикладная физическая подготовка;

3. Мотивация учебной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

4. Физическое воспитание и здоровье;

5. Влияние двигательной активности на умственную и физическую работоспособность;

6. Рациональное питание. Белки, жиры, углеводы;

7. Использование тренажеров, компьютерных технологий в процессе физического воспитания и спортивной тренировки;

8. Основы здорового образа жизни;

9. Социально-экономические и философско-педагогические проблемы.

10. Методы контроля за функциональным состоянием организма


2 курс

1. Разные подходы к анализу здоровья;

2. Оценка состояния здоровья;

3. Психофизиологическое состояние студентов;

4. Рациональное питание. Витамины;

5. Двигательная активность и физиологический уровень проявления здоровья;

6. Двигательная активность и психологический уровень проявления здоровья;

7. Показатели здоровья и индивидуальные особенности профиль межполушарной асимметрии мозга;

8. Оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

9. Основы здорового образа жизни;

10. Экологические и медико-биологические аспекты укрепления состояния здоровья подрастающего поколения.


5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.


5.1. Интернет-источники.


  1. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – URL: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/

  2. Образование и общество. Научный информационно- аналитический журнал. – URL: http://www.education.rekom.ru

  3. Научная электронная библиотека Elibrary.ru http://elibrary.ru/rubric_titles.asp?rcode=770000

  4. Физическая культура студента. Электронный учебник. http://cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set/

  5. Электронная библиотека: Труды ученых ИГУ. http://ellib.library.isu.ru/index.php

  6. Официальный сайт Электронной библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки http://diss.rsl.ru/

  7. Юревич А.В. Нравственность в современной России [Электронный ресурс] / А.В. Юревич, Д.В. Ушаков // Психологические исследования: электрон.науч.журн. 2009. № 1 (3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.09.2010).

  8. Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам URL: http://www.informika.ru/projects/infotech/window/

  9. Государственная политика в области образования – Российское образование. Федеральный портал – URL: http://www.edu.ru/index.php?page_id=105


5.2. Оборудование.


Лыжный инвентарь, степ-платформы, мячи (волейбол, баскетбол, футбол), гимнастические маты, гимнастические скамейки, шведские стенки, гимнастические коврики, гантели, утяжелители, скакалки, фитболы, гимнастические палки, обручи, беговая дорожка, универсальный комплексный тренажер, волейбольная сетка, наборы для настольного тенниса.

5.3. Материалы.


Плакаты, таблицы, графики, обучающие видеоматериалы.


6. Литература.


6.1. Основная литература.

  1. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь : Учебник / В.И. Ильинич – М. : Гардарики, 2008.

  2. Психология здоровья : Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова – СПб. : «Питер», 2006.

  3. Гилев Г.А. Физическое воспитание в вузе: Учебное пособие. / Г.А. Гилев. – М. : МГИУ, 2007.


6.2. Дополнительная литература.

  1. Проходовская Р.Ф. Здоровье студента : Учебное пособие с грифом УМО Минобр РФ / Р.Ф. Проходовская, Г.А. Гришина. – Иркутск : РИО ИГУ, 2006. – 143 с.

  2. Проходовская Р.Ф. Физическая культура и индивидуальное здоровье : Учебно-метод. пособие / Р.Ф. Проходовская, И.В. Ефимова, Н.К. Ковалев. – Иркутск : РИО ИГУ, 2008. – 45 с.

  3. Сухинина К.В. Двигательная активность как фактор психофизиологического здоровья студентов : Учебное пособие / К.В. Сухинина. – Иркутск : Иркутский государственный университет, 2009. – 114 с.

  4. Родиченко В.С. Олимпийский учебник студента : Пособие для формирования системы олимпийского образования в нефизкультурных высших учебных заведениях / В.С. Родиченко и др. : 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Советский спорт, 2009.

  5. Волков В.Ю. Физическая культура : Печатная версия электронного учебника / В.Ю. Волков, Л.М. Волкова : 2-ое изд. испр. и доп. – СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2009 – 322с.

  6. Спортивно ориентированное физическое воспитание: теория и технология : Научно-методические рекомендации в 2-х томах / Под общ. ред. д.п.н., профессора Л.И. Лубышевой. – М. : НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006г.

  7. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка : Научно-методический журнал Российской Академии Образования РГУФК / Вестник Проблемного совета по физической культуре Российской Академии Образования. – М. : НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2009-2011гг.

  8. Легкая атлетика : ежемесячный спортивно-методический журнал / Всероссийская Федерация легкой атлетики. – М. : 2008-2011 гг.

  9. Теория и практика физической культуры : ежемесячный научно-теоретический журнал. – М. : НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2001-2010гг.

  10. Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы сохранения и укрепления состояния здоровья подрастающего поколения Сибирского региона», 18-23 июня 2006г. – Иркутск : «Репроцентр А1», 2006 – 254 с.

  11. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы сохранения и укрепления состояния здоровья молодежи Сибирского региона», 22-24 мая 2008г. – Иркутск : «Призма-Пресс», 2008 – 100 с.

  12. Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы здоровьесберегающих технологий в области физической культуры и спорта среди молодежи», 20 мая 2009г. – Иркутск : Изд-во Иркут.гос.ун-та, 2009 – 128 с.



ЛИСТ ОБНОВЛЕНИЯ

Дата

Внесенные обновления

Подпись автора

Подпись зав. кафедрой
















Похожие:

Обеспечиваемые компетенции (для бакалавриата) icon1. организационно-методический раздел обеспечиваемые компетенции
Цель курса формирование у студентов системы теоретических знаний о сущности, специфике и динамике демографических и этнографических...
Обеспечиваемые компетенции (для бакалавриата) iconОбеспечиваемые компетенции: владеть культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
Цель курса – Сформировать у студентов естественно-научную и гуманитарную культуры, представление о естественно-научных методах, знания...
Обеспечиваемые компетенции (для бакалавриата) iconОсновная образовательная программа высшего пофессионального образования направление подготовки: 270800. 62 «Строительство»
Компетенции выпускника ооп бакалавриата, формируемые в результате освоения
Обеспечиваемые компетенции (для бакалавриата) iconЧеченский государственный университет основная
Ооп бакалавриата, реализуемая в чгу по направлению 031300 «Журналистика» (бакалавриат) для программ бакалавриата представляет собой...
Обеспечиваемые компетенции (для бакалавриата) iconЧеченский государственный университет основная
Ооп бакалавриата, реализуемая в чгу по направлению «Садоводство» и профилю подготовки «Плодоводство» для программ бакалавриата представляет...
Обеспечиваемые компетенции (для бакалавриата) iconНазвание компетенции
Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника вуза
Обеспечиваемые компетенции (для бакалавриата) iconЧеченский государственный университет основная
Ооп бакалавриата, реализуемая в чгу по направлению «Агрономия», профилю подготовки «Защита растений» для программ бакалавриата представляет...
Обеспечиваемые компетенции (для бакалавриата) iconЧеченский государственный университет основная
Ооп бакалавриата, реализуемая в чгу по направлению «Агрономия» и профилю подготовки «Агрономия» для программ бакалавриата представляет...
Обеспечиваемые компетенции (для бакалавриата) iconЧеченский государственный университет основная
Ооп бакалавриата, реализуемая в чгу по направлению «Зоотехния» и профилю подготовки «Зоотехния» для программ бакалавриата представляет...
Обеспечиваемые компетенции (для бакалавриата) iconПрименение технологии dsm для создания динамически настраиваемых систем
В работе рассматриваются основные преимущества, обеспечиваемые применением технологии dsm (Domain-Specific Modeling) и подхода mdsd...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница