Организация учебно-познавательной деятельности школьников среднего звена на уроках информатики с помощью электронного интерактивного практикума




Скачать 61.53 Kb.
НазваниеОрганизация учебно-познавательной деятельности школьников среднего звена на уроках информатики с помощью электронного интерактивного практикума
Дата05.03.2013
Размер61.53 Kb.
ТипУрок
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННОГО ИНТЕРАКТИВНОГО ПРАКТИКУМА

И. А. Воронкова

НОУ «Открытый молодёжный унивеситет»

Все мы понимаем, что современное общество с его быстроразвивающимися и совершенствующимися технологиями, за которыми просто не угнаться, требует от людей правильного, умелого и качественного использования и применения получаемой извне информации. Чтобы сформировать и развить способности человека мыслить системно, уметь находить эффективные решения в проблемных ситуациях, действовать творчески, нестандартно, необходимо формировать основы информационной компетентности. Информационная компетентность является одной из ключевых компетентностей, формирующей способность определять недостающую информацию, а также искать, анализировать и синтезировать новую информацию. Почему важна именно информационная компетентность? Потому что именно она является системообразующей и основополагающей при формировании других компетенций.

Созданный в Томске, в Открытом молодёжном университете курс для пяти—семиклассников «Волшебный компьютер», призван окунуть ребёнка в мир информации и осознанной работы с ней. Основной задачей автора курса было научить ребёнка искать, анализировать, использовать и применять ту информацию, которая даётся ему как априори, так и приобретается опытным путём. Этот курс формирует основы информационной компетентности — в нём дети знакомятся с понятиями информации и информационной картины мира, способами обработки, получения, хранения и передачи информации, основами логики, с основными внутренними и внешними компонентами компьютера. Курс «Волшебный компьютер» — это введение в информационные технологии и технологии коммуникаций.

Хотелось бы рассказать об особенностях этого курса.

  • в качестве инструментов для работы с информацией используются текстовый процессор, электронные таблицы, редактор презентаций, поисковые системы;

  • в качестве инструмента обучения выступает комплекс «Электронный практикум + Рабочая тетрадь»;

  • акцент делается на самостоятельное обучение школьников, учитель лишь координирует работу и помогает в трудных проблемных ситуациях;

  • обязательное условие обучения — создание заключительного проекта;

  • задачи, рассматриваемые в упражнениях, интересны и понятны школьникам; и соответствуют требованиям государственного стандарта;

  • в курсе используются здоровьесберегающие технологии.

Курс состоит из четырех частей. В первой части даются общие теоретические понятия информатики: информация, ее свойства; информационные процессы в обществе и природе; кодирование и защита информации; обработка информации в электронных таблицах, в текстовом процессоре, в редакторе презентаций.

Во второй части курса рассматриваются основные понятия логики, теория множеств и теория графов, кроме того, представлены разные способы решения логических и математических задач, например, табличный и с помощью диаграмм Эйлера-Венна.

В третьей, учащийся может, как изучить, так и вспомнить устройство компьютера. Четвёртая часть посвящена использованию информационных и программных ресурсов, предоставляемых Интернетом.

В курсе «Волшебный компьютер» (как и во все курсы для 5—7 классов) введены здоровьесберегающие технологии — гимнастика для глаз и опорно-двигательного аппарата. На каждом уроке с учащимся разучивается новое упражнение. При этом упражнения демонстрируются в практикуме, а затем выполняются без «участия» компьютера. Основная задача этих технологий — подвести ребёнка к тому, что выполнять упражнения и следить за своим здоровьем нужно вполне осознанно не только на уроках данного курса, но и при любых занятиях с компьютером.

Санитарные нормы для учащихся 5—8 классов предполагают, что дети могут работать за компьютером 15—20 минут. Поэтому к электронному практикуму был создан Учебник-тетрадь, в котором учащийся выполняет самостоятельно разнообразные задания, соответствующие пройденному уроку электронного практикума.

Курс «Волшебный компьютер», как и другие курсы образовательной программы «Школьный университет», предназначенные для учащихся среднего звена, обеспечивается электронным практикумом и Рабочей тетрадью. Построение электронного практикума таково, что учащийся способен работать с ним самостоятельно, а участие учителя сводится к роли наставника и помощника. Практически всем школьным урокам соответствует по одному уроку электронного практикума, который начинается с «Разминки». «Разминка» — это некое нововведение в электронный практикум. Именно в ней представлены такие задания, которые необходимы для усвоения новой темы или повторения пройденного материала. Например, в тринадцатом уроке «Дамы приглашают кавалеров, а ты решаешь логические задачи» повторяется тема «Множества» и решается вполне логическая задачка про мух, рассаживающихся на салфетки (рис. 1).



рис. 1 Разминка

После «Разминки» излагается тема урока, сопровождающаяся интерактивными играми и тестами. Например, изучая кодирование и шифрование информации, учащиеся знакомятся с принципами кодирования и отличием его от шифрования информации. А шифрование шифром Цезаря представлено в виде интерактивной игры (рис.2).



рис 2. Игра «Шифр Цезаря»

Почему в практикуме используется игровой интерактивный подход? Да потому что именно в игре проявляется творческая, активная, эмоциональная и свободная развивающая деятельность, которая достигается без принуждения и практически всегда носит добровольный характер. В игре учащийся приоткрывается, становится самим собой, гораздо лучше впитывает знания и применяет их на практике. А интерактивность заданий предполагает, что изученный материал не только закрепляется, но и привносит новые знания и навыки. Стоит отметить, что при изучении фундаментальных понятий информатики, таких как «информация», «информационные процессы», также применяется игровой интерактивный подход, реализованный с помощью flash-технологий. Например, при изучении модели «чёрный ящик», а её мы связали с анализом и обработкой информации, учащемуся предлагается самому определить функциональную зависимость между входными и выходными параметрами (рис 3).



рис. 3. Модель «чёрный ящик»

В конце каждого урока учащемуся предлагается небольшой тест на повторение пройденного на уроке материала (рис. 4).



рис. 4. Пример итогового теста урока

Тест может быть представлен либо в виде игры, либо в виде интерактивного «опросника», что вполне может психологически подготовить учащегося к будущим большим тестированиям.

Особо хотелось бы отметить, что, как правило, «сухая» тема «Устройство компьютера» представлена в электронном практикуме с использованием flash-технологий. Наверное, не каждый взрослый виртуально соберёт материнскую плату или системный блок, а вот учащийся по этому курсу сможет это сделать почти запросто (рис. 5).



рис.5. Собираем системную плату

Пробегая галопом лишь по некоторым темам упражнений электронного практикума «Волшебный компьютер», всё же хочется подробнее остановиться на части «Занимательная интернетика».

Интернет прочно вошёл в нашу жизнь как источник самой разнообразной информации. Как правильно и где искать информацию в сети, какие бывают браузеры, как просматривать и сохранять Интернет-странички, наконец, как совершить виртуальное путешествие по родному краю и по всей нашей Планете, как общаться в сети — темы этой части. Например, используя сервисы Google, в уроке «По бушующим морям мы гуляем здесь и там, а ты отправляешься в путешествие с Google» учащиеся «проплывают» по островам Карибского бассейна и создают свою карту путешествий (рис. 6).



рис. 6. Карта путешествия

Именно часть «Занимательная интернетика» благодатна для проектных работ. Учитель может поставить перед учащимися проблемно сформулированное задание, например, по поиску и обработке информации в сети с помощью специальных сервисов. Такое задание обязательно потребует осмысленной творческой деятельности и будет основано на познавательном интересе. Работа над таким проектом займёт не один урок и потребует различных информационных компетенций. Отметим, что важно давать такие задания для проектов, которые не имеют однозначного и односложного ответа или решения, являются практическими и полезными, вызывают познавательный интерес у учащихся и максимально служат целям обучения.

Курс «Волшебный компьютер» построен таким образом, что львиную долю работы на уроке учащийся выполняет самостоятельно — начиная с разминки в начале урока и заканчивая тестом в конце. Игровые интерактивные элементы позволяют учащемуся психологически открыто обучаться, в своём собственном темпе, усваивая материал урока вполне осознанно и, надеюсь, надолго. Переключение деятельности учащегося осуществляется за счет последующей работы с Рабочей тетрадью.

Для мониторинга процесса обучения, для повышения мотивации учащегося, а так же для создания ситуации психологического успеха в Рабочей тетради предлагается нарисовать «Карту моего успеха», отражающую достижения ребёнка в освоении азов информатики и информационных технологий.

Стоит сказать, что курс «Волшебный компьютер» является первым витком в спирали курсов по информатике и информационным технологиям, входящим в комплексную образовательную программу «Школьный университет».

Похожие:

Организация учебно-познавательной деятельности школьников среднего звена на уроках информатики с помощью электронного интерактивного практикума iconОрганизация уроков информатики с помощью электронного интерактивного учебник
...
Организация учебно-познавательной деятельности школьников среднего звена на уроках информатики с помощью электронного интерактивного практикума iconОрганизация уроков информатики с помощью электронного интерактивного учебник
...
Организация учебно-познавательной деятельности школьников среднего звена на уроках информатики с помощью электронного интерактивного практикума iconПрофессиональные педагогические проекты
Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников как средства развития их интеллектуальных способностей
Организация учебно-познавательной деятельности школьников среднего звена на уроках информатики с помощью электронного интерактивного практикума iconДоклад учителя информатики мбоу «сош №6» Охотникова А. И
Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики и икт как способ активизации познавательной деятельности учащихся
Организация учебно-познавательной деятельности школьников среднего звена на уроках информатики с помощью электронного интерактивного практикума iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках
Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Организация учебно-познавательной деятельности школьников среднего звена на уроках информатики с помощью электронного интерактивного практикума iconМетодическая разработка мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на
«Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроках биологии»
Организация учебно-познавательной деятельности школьников среднего звена на уроках информатики с помощью электронного интерактивного практикума iconЗадачи проектной работы. Исследование познавательной деятельности учащихся на уроках математики. Роль дидактических игр в развитии познавательной активности на уроках математики
Актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся начальных классов
Организация учебно-познавательной деятельности школьников среднего звена на уроках информатики с помощью электронного интерактивного практикума icon«Практические работы на уроках права как средство активизации познавательной деятельности старших школьников»

Организация учебно-познавательной деятельности школьников среднего звена на уроках информатики с помощью электронного интерактивного практикума iconО. Е. Шумилова в. П. Щербакова организация научно-исследовательского практикума учебно
Батанина И. А., Бродовская Е. В., Лаврикова А. А., Шумилова О. Е., Щербакова В. П. Организация научно-исследовательского практикума:...
Организация учебно-познавательной деятельности школьников среднего звена на уроках информатики с помощью электронного интерактивного практикума icon«Организация интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса с помощью информационных и телекоммуникационных технологий»
Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной школы становится...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница