Инструкция по выполнению работы




Скачать 208.84 Kb.
НазваниеИнструкция по выполнению работы
Дата30.08.2012
Размер208.84 Kb.
ТипИнструкция
Задания школьной олимпиады по ИСТОРИИ РОССИИ

10-11 класс


Инструкция по выполнению работы


На выполнение работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий.

Часть 1 состоит из 33 заданий (А1 – А33). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых верный.

Часть 2 состоит из 10 заданий (В1 – В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов или сочетания букв).

Часть 3 состоит из 7 заданий (С1 – С7). При их выполнении требуется записать развернутый ответ на специальном бланке для записи ответов в свободной форме.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


Желаем успеха!


Часть 1


При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А33) поставьте знак «´» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.



A1





Нашествие Батыя на Русь и установление ордынского владычества произошло в


1)X в.2)XII в.3)XIII в.4)XIV в.



A2





К восточным славянам относятся


1)поляне2)хазары3)половцы4)варяги



A3





Как назывался сборник законов, принятый в XV в. и сыгравший большую роль в централизации Российского государства и создании общерусского права?


1)«Русская правда»2)«Соборное Уложение»3)«Судебник»4)«Табель о рангах»



A4





Одним из результатов правления Ивана Калиты и его сыновей было


1)присоединение к Москве Великого Новгорода2)присоединение к Москве Тверского княжества3)прекращение зависимости Руси от Золотой Орды4)хозяйственное и военное укрепление Московского княжества



A5





Уменьшение роли Боярской Думы, прекращение созыва Земских соборов, увеличение числа приказов характерно для


1)XV в.2)XVI в.3)XVII в.4)XIX в.



A6





В чье правление в России открытием Навигацкой, Артиллерийской, Инженерной и Медицинской школ было положено начало формированию системы профессионального образования?


1)Алексея Михайловича2)Петра I3)Александра I4)Екатерины II



A7





«Посадские люди» – это


1)монастырские крестьяне2)нерусское население Сибири и Дальнего Востока, обязанное платить подати3)торгово-ремесленное население городов4)переселенцы из других стран, получившие наделы земли



A8





К церковной реформе патриарха Никона относится


1)учреждение в России патриаршества2)создание Священного Синода3)исправление богослужебных книг по единым греческим образцам4)открытие Славяно-греко-латинской академии



A9





В 1722 г. Петр I принял Указ о престолонаследии, в результате которого государь получил право


1)лично выбирать и назначать наследника2)выбирать наследника вместе с Сенатом3)передавать престол строго по наследству4)передавать престол только по мужской линии



A10





Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, как назывался характеризуемый в нем порядок служебных отношений в Московском государстве XV – XVI вв.

«В Москве XVI века при замещении высших должностей служилыми людьми соображались не с личными качествами назначаемых, а с относительными служебными значениями фамилий… Каждая родословная фамилия и каждое отдельное лицо такой фамилии занимали определенное и постоянное положение среди других фамилий и отдельных лиц… Иерархическое отношение между лицами не устанавливалось при их назначении на должности по усмотрению назначившей их власти, а заранее указывалось помимо нее фамильным положением назначаемых».


1)кормлением2)местничеством3)выслугой4)рекрутчиной



A11





В начале ХIХ в. в России был(-а) учрежден(а)


1)Сенат2)Синод3)Государственная дума4)Государственный совет



A12





Защитники багратионовых (Семеновских) флешей прославились


1)в Синопском сражении2)в Бородинском сражении3)при обороне Севастополя4)при обороне Шипкинского перевала



A13





Представители русской общественной мысли 1870-х – 1880-х гг., последователи теории русского, общинного социализма, считавшие, что Россия должна развиваться самостоятельным путём, а не следовать образцам ведущих европейских стран, назывались


1)эсерами2)народниками3)социал-демократами4)легальными марксистами



A14





«Либеральными бюрократами» 1860 – 1870-х гг. были


1)А.А. Аракчеев и М.М. Сперанский 2)А.Х. Бенкендорф и С.С. Уваров3)С.Ю. Витте и П.А. Столыпин4)Н.А. Милютин и Д.А. Милютин



A15





Династический кризис после смерти Александра I


1)был причиной дворцового переворота 12 марта 1801 г.2)ускорил выступление декабристов в 1825 г.3)вынудил Александра II подписать Парижский мирный трактат 1856 г.4)был причиной созыва Уложенной комиссии Екатериной II



A16





Какие из перечисленных ниже лиц были участниками общественного движения?


А)П.А. СтолыпинБ)А.Х. БенкендорфВ)Г.А. ПотемкинГ)Н.М. МуравьевД)Г.В. ПлехановЕ)А.С. Хомяков

Укажите верный ответ.


1)АБВ2)АВГ3)БВГ4)ГДЕ



A17





Прочтите отрывок из воспоминаний современницы и укажите время событий, о которых идет речь.

«Зародилась мысль создать художественный журнал. С этим предложением ко мне… пришел Дягилев Сергей Павлович… В дело журнала входил вкладчиком, кроме меня, Савва Иванович Мамонтов, и Дягилев однажды привез его ко мне, чтобы мы обсудили размер нашего участия и права в журнале. Муж принял у себя Дягилева и Мамонтова и условие было подписано. Мы вносили по 12500 руб. в первый год на основание художественного журнала «Мир искусства»».


1)середина XVIII в.2)конец XVIII – начало XIX вв.3)середина XIX в.4)конец XIX – начало XX вв.



A18





Какое из государств было союзником России в Первой мировой войне?


1)Австро-Венгрия2)Франция3)Болгария4)Турция



A19





Какое из перечисленных событий произошло раньше других?


1)наступление войск А.И. Деникина на Москву2)провозглашение А.В. Колчака «верховным правителем России»3)роспуск Учредительного собрания4)создание комитетов бедноты



A20





В какой отрасли в условиях нэпа была наиболее высокой доля частного капитала?


1)крупной промышленности2)внешней торговле3)мелкой промышленности4)транспорте



A21





Как, согласно Конституции 1924 г., назывался высший орган исполнительной власти в СССР?


1)Совет Народных Комиссаров2)Совет Министров3)Совет Национальностей4)Центральный Исполнительный Комитет



A22





В каком из названных документов нашла отражение линия Временного правительства на продолжение войны до победного конца?


1)«Нота Милюкова»2)«Приказ «№ 1»3)«Апрельские тезисы»4)«Письмо к Петроградским рабочим»



A23





Одна из причин раскола деревни, ожесточенной борьбы между беднейшими слоями крестьянства и его основной массой весной 1918 г. – это


1)замена продразверстки продналогом2)ликвидация помещичьего землевладения3)введение политики продовольственной диктатуры4)начало осуществления столыпинской аграрной реформы



A24





Прочтите отрывок из приказа А.И. Деникина и укажите фамилию военачальника, о назначении которого в нем говорится.

«1. [Названы фамилия и воинское звание] назначается Главнокомандующим Вооруженными Силами на Юге России.

2. Всем, честно шедшим со мной в тяжелой борьбе, низкий поклон.

Господи, дай победу армии, спаси Россию».


1)П.Н. Врангель2)А.В. Колчак3)Н.Н. Юденич4)П.Н. Краснов



A25





Конструкторы А.С. Яковлев, А.Н. Туполев, С.В. Ильюшин создали в годы Великой Отечественной войны новые модели


1)мощных танков2)боевых самолетов3)артиллерийских орудий4)стрелкового оружия



A26





Прочтите отрывок из письма немецкого солдата и укажите год и месяц, когда оно было написано.

«До Москвы осталось очень немного. И все-таки мне кажется, что мы бесконечно далеки от нее. Мы уже свыше месяца топчемся на одном месте. Сколько за это время легло наших солдат!»


1)август 1941 г.2)ноябрь 1941 г.3)январь 1942 г.4)март 1942 г.



A27





В какие годы СССР помогал Демократической Республике Вьетнам в борьбе с американской агрессией?


1)начале 1950-х гг.2)середине 1960-х – начале 1970-х гг.3)конце 1970-х – конце 1980-х гг.4)конце 1990-х гг.



A28





Как называлось произведение И.Г. Эренбурга, ставшее названием одного из периодов отечественной истории второй половины XX в.?


1)«Заморозки»2)«Падение»3)«Оттепель»4)«Разгром»



A29





Какое из направлений внешнеполитической стратегии СССР было приоритетным в первые годы после Великой Отечественной войны?


1)установление дружественных отношений со странами Запада2)оказание братской помощи Республике Куба3)присоединение к СССР Южного Сахалина и Курильских островов4)упрочение влияния СССР в странах Восточной Европы



A30





Результатом проведения экономической реформы в СССР во второй половине 1960-х гг. было


1)ухудшение всех плановых показателей в промышленности 2)кратковременное повышение объемов промышленного производства3)сокращение количества крупных предприятий4)принятие решения о привлечении в экономику иностранного капитала



A31





Какие из названных положений содержались в докладе Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС «О культе личности и его последствиях»?


А)Сталин виноват в массовых репрессияхБ)в репрессиях виноват только КГБВ)Сталин присвоил себе единоличную власть в государствеГ)в репрессиях виноваты соратники СталинаД)невинно арестованных людей подвергали пыткамЕ)Сталин действовал правильно до 1936 г.

Укажите верный ответ.


1)АБВ2)АВД3)ГДЕ 4)БГЕ



A32





Прочтите отрывок из воспоминаний одного из советских руководителей М.К. Байбакова и укажите, в какие годы происходили описанные в отрывке события.

«Некоторые специалисты… считали, что вести добычу нефти в труднодоступных районах Тюменского Севера экономически невыгодно… нужно было доказать свою правоту, нужно было бороться за «черное золото» Тюмени…

Отмечу, что в мировой практике еще не было примера такого размаха работ по освоению нефтяных и газовых месторождений в условиях вечной мерзлоты…

Прогнозировали добычу 50 млн., 100, 150 млн. тонн и более… Однако здесь нас всех ждала приятная неожиданность: ни один из прогнозов не оправдался, так как добыча нефти в Западной Сибири… превысила 300 млн. тонн…, т.е. составила более половины всей нефти с конденсатом Советского Союза».


1)1930-е гг.2)1950-е гг.3)конец 1960-х – 1970-е гг.4)1990-е гг.



A33





Какое изменение в сфере культуры и науки произошло в России в
1990-е гг.?


1)увеличение бюджетного финансирования культуры2)усиление государственного руководства в области культуры3)приоритетное развитие фундаментальной науки4)широкое распространение продукции массовой культуры


Часть 2


Задания В1 – В10 требуют ответа в виде одного-двух слов или последовательности букв, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 справа от соответствующего номера задания (В1 – В10), начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).



B1





Расположите следующие органы управления в хронологическом порядке их создания. Запишите буквы, которыми обозначены органы управления, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.


А)Государственная ДумаБ)Земский соборВ)Верховный Тайный советГ)Сенат

1234



B2





Установите соответствие между названием произведения и его автором. К каждому из 4-х элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д). Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк.


ПРОИЗВЕДЕНИЕАВТОР1)«Задонщина»А)Афанасий Никитин2)«Слово о законе и благодати»Б)митрополит Макарий3)«Поучение детям»В)Софроний Рязанец4)«Хождение за три моря»Г)князь Владимир МономахД)митрополит Иларион

1234



B3





Прочтите отрывок из сочинения историка С.Ф. Платонова и назовите историческую личность, объявленную самозванцем, о которой идет речь. «…Весной 1606 г. В.И. Шуйский вместе с Голицыным начал действовать гораздо осторожнее; они успели привлечь на свою сторону войска, стоящие около Москвы; в ночь с 16 на 17 мая отряд их был введен в Москву, а там у Шуйского было уже достаточно сочувствующих. Однако заговорщики, зная, что далеко не все в Москве непримиримо настроены против самозванца, сочли нужным обмануть народ и бунт подняли якобы за царя против поляков, его обижавших. Но дело скоро объяснилось. Царь был объявлен самозванцем и убит 17 мая утром. «Истинный царевич», которого еще так недавно трогательно встречали и спасению которого так радовались, сделался «расстригой», «еретиком» и «польским свистуном».


Ответ: _______________ .



B4





Установите соответствие между реформами, преобразованиями, мероприятиями и именами российских императоров. К каждому из 4-х элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д). Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк.


РЕФОРМЫ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, МЕРОПРИЯТИЯИМЕНА1)создание губернских комитетов для выработки проектов крестьянской реформы, учреждение редакционных комиссийА)Николай I2)учреждение III отделения императорской канцелярииБ)Александр II3)учреждение Сената, СинодаВ)Екатерина II4)составление «Наказа» для участников Уложенной комиссииГ)Николай IIД)Петр I

1234



B5





Прочтите отрывок из сочинения М.Е. Салтыкова-Щедрина и напишите, как в XIX в. называлась повинность, о которой идет речь.

«Помещик всецело овладел <крестьянином> в свою пользу и дает ему управляться у себя лишь урывками. По праздникам (а в будни только по ночам) мужики и бабы вольны управляться у себя, а затем, пока <крепостные крестьяне> томятся на полях помещика, мальчики и девочки работают дома легкую работу: сушат сено, вяжут снопы… Почти нет той минуты в сутках, чтобы в <помещичьих> полях не кипела работа; три часа в течение дня и немногим более в течение ночи – вот все, что остается крестьянину для отдыха».


Ответ: _______________ .



B6





Прочтите отрывок из статьи в газете (1911 г.) и напишите фамилию государственного деятеля, о котором в ней говорится.

«Он первым дал в Государственной думе верный тон для взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью; он первый начертал ту программу обновления строя, которую он неуклонно проводил до последнего дня своей жизни и которая, надо полагать, будет осуществляться и впредь. Ибо для человека, погибшего трагической смертью на своем посту, не может и не должно быть лучшего признания заслуг, как если преемники его вдохновятся заветами, выработанными во время государственной бури и оправдавшими себя в той сравнительно тихой гавани, куда он привел Россию».


Ответ: _______________ .



B7





Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельностью. К каждому из 4-х элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д). Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк.


ФАМИЛИИСФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1)Г.В. АлександровА)кинематограф2)В.Э. МейерхольдБ)наука3)О.Э. МандельштамВ)литература4)Н.И. ВавиловГ)театрД)скульптура

1234



B8





Прочтите отрывок из доклада (1922 г.) и напишите название города, в котором состоялась международная конференция, описанная в нем.

«Первая часть [меморандума] заключается в том, что мы должны признать все наши долги, довоенные и военные… восстановить частную собственность… предприятия должны быть возвращены старым собственникам. Мы… написали контрмеморандум, в основу которого легло разрушение России в следствие блокады и интервенции, указывали на те наши потери и разорения, которые внесло наступление белогвардейских банд».


Ответ: _______________ .



B9





Установите соответствие между международными событиями, в которых участвовал СССР, РФ и их датами. К каждому из 4-х элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами
(А, Б, В, Г, Д). Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк.


СОБЫТИЯДАТЫ1)подписание Заключительного акта по

безопасности и сотрудничеству в Европе А)1945 г.2)подписание Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности Б)1955 г.3)создание Организации Варшавского ДоговораВ)1975г.4)Берлинская (Потсдамская) конференция Г)1987 г.Д)1998 г.

1234



B10





Прочтите отрывок из воспоминаний Ф.М. Бурлацкого и напишите фамилию военачальника, о котором идет речь.

«…Хрущев добился освобождения (маршала) с постов члена Президиума ЦК и министра обороны СССР. Сделано это было в традиционном для того времени духе – в момент, когда маршал находился в зарубежной командировке. Ему не было представлено минимальной возможности объясниться, точно так же, как не было дано необходимого разъяснения партии и народу о причинах изгнания с политической арены самого выдающегося полководца Великой Отечественной войны. И причина изгнания опять-таки традиционная – страх перед сильным человеком».


Ответ: _______________ .


Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.


Часть 3


Для ответов на задания этой части (С1 – С7) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.


Из работы историка Н.И. Павленко.

«Нам остается ответить на вопрос, волновавший как современников, так и потомков: почему намерение верховников ограничить самодержавие потерпело неудачу, почему надорванные кондиции стали кульминацией в победе самодержавия? Причин несколько, но главная из них кроется в отсутствии консолидации среди господствующего сословия – она наступила несколькими десятилетиями позже.

Волею случая Верховный тайный совет был укомплектован преимущественно выходцами из аристократии, причем представителями двух фамилий: Долгоруких и Голицыных. Составленные ими кондиции отражали интересы прежде всего этих двух фамилий. Вчитайтесь в кондиции и их преамбулу, состоявшие из 12 пунктов, и вы обнаружите только два, в реализации которых были заинтересованы широкие круги дворянства: обязательство императрицы заботиться об укреплении и расширении православия и лишении императрицы возможности распоряжаться без суда жизнями и имениями дворян. Остальные же десять пунктов были нацелены на удовлетворение интересов двух аристократических фамилий и имели в виду не изменение политического строя в стране, а ограничение власти конкретного монарха в пользу конкретных фамилий.

Сказанное дает основание считать «затейку» верховников олигархической, удовлетворяющей притязаниям всего двух фамилий. Отсюда брали начало все последующие ошибочные действия верховников».



C1





Под каким названием вошел в историю период, описанный в документе? Кем были составлены кондиции, и кому было предложено их подписать?



C2





Используя текст документа и свои знания по курсу истории, ответьте, какова была цель кондиций, и почему ее не удалось реализовать (укажите не менее трёх причин).



C3





Как оценивает автор «затейку» верховников? Какие доводы он приводит для обоснования своей оценки? Укажите не менее двух доводов.


Задания С4 – С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), сравнение (С5), анализ исторической ситуации (С6), рассмотрение исторических версий и оценок (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.



C4





Назовите основные направления (не менее двух) внешней политики СССР в 1945 – 1953 гг. Приведите не менее трех любых примеров проведения политики.



C5





Сравните две формы землевладения – вотчину и поместье.

Укажите, что было общим (не менее двух общих черт), а что – различным (не менее трёх различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).


Общее

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….Различия………………………………………………………………………………………………………………………………………………………––––––––––……………………………



C6





Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.

Участники существовавших в России с 1816 г. тайных обществ в течение длительного времени разрабатывали планы захвата власти. Однако выступление 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге потерпело поражение.

Назовите не менее двух причин поражения выступления декабристов.
В чем проявилось влияние движения декабристов на развитие общественной мысли, на внутреннюю политику Николая I? Приведите всего не менее трех положений.



C7





При переходе к нэпу некоторые руководители Советского государства утверждали, что это станет шагом к восстановлению капитализма, признанием поражения Советской власти.

Какая другая точка зрения по вопросу о сущности нэпа вам известна? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.


~EndLATTest






© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Копирование не допускается

Похожие:

Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 45 минут. Работа состоит из 3 частей и включает 13 заданий
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 4 часа (240 минут), включая работу за компьютером
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 1 час (60 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 37 заданий
Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы
На выполнение работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница