Образовательная программа Коллективное музицирование




Скачать 291.73 Kb.
НазваниеОбразовательная программа Коллективное музицирование
страница1/3
Дата05.03.2013
Размер291.73 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3
Образовательная программа

Коллективное музицирование


Ансамбль в инструментальных классах


Срок обучения 5 - 7 лет

Возраст обучающихся 7-14 лет


Составитель

Г.К. Ригачная


г.Югорск

2010


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В  детской школе искусств занятия в классе ансамбля являются составной частью обучения игре на инструменте и проводятся в соответствии с действующими учебными планами в рамках предмета «Коллективное музицирование» (ансамбль, хор, оркестр и др.) в объеме 3 часа в неделю. Эти часы используются как на занятия в хоре, так и на занятиях в классе ансамбля.

Направленность дополнительной образовательной программы:

Предлагаемая программа направлена на формирование и развитие умений коллективного инструментального музицирования с детьми, владеющими начальными навыками игры на музыкальных инструментах на отделе народных инструментов.

Актуальность, педагогическая целесообразность:

Коллективное инструментальное музицирование - одна из самых доступных форм ознакомления обучающихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса обучающихся к этому виду искусства. При этом каждый обучающийся становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учеников. Общность целей и задач в процессе коллективной деятельности определяет особое место ансамбля в воспитании будущего музыканта: игра в ансамбле дисциплинирует, воспитывает такие существенные качества как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность за общее дело, вырабатывает умение в процессе занятий и исполнения произведения концентрировать внимание на ритме, темпе, динамике, преодолении возникающих трудностей, достижении поставленной исполнительской задачи, воплощении художественного замысла.

Цель: – развитие творческой активности детей, музыкального вкуса, интереса к музицированию.

Задачи:

  1. развитие музыкальных способностей: чувства ритма, тембрового слуха, музыкальной памяти;

  2. развитие творческого мышления;

  3. повышение уровня музыкальной и исполнительской подготовки обучающихся;

  4. воспитание музыкально-художественного вкуса и сознательной творческой дисциплины;

  5. приобретение опыта концертного выступления в качестве ансамблиста;

  6. развитие навыков:

  • ансамблевой игры;

  • исполнять свою партию в соответствии с замыслом композитора и требованиям преподавателя;

  • свободной ориентации в нотном тексте;

  • синхронности исполнения: согласованность в вопросах фразировки и приемах звукоизвлечения, ритмическая точность, ощущение пульса. Общее эмоциональное состояние;

  • слушать и понимать музыку, исполняемую ансамблем в целом;

  • слышать тему, подголоски, сопровождение;

  • аккомпанировать солистам;

  • рассказывать об исполняемом оркестровом произведении;

Форма и режим занятий. Игра в ансамбле является формой коллективного исполнительского творчества. Занятия по ансамблевому музицированию начинаются с 1 класса, но они имеют подготовительный характер к дальнейшему созданию ансамбля и проводится в рамках занятий по специальности. В качестве партнера выступает педагог. К занятиям в ансамбле со сверстниками привлекаются обучающиеся со 2 класса. Основной формой учебной и воспитательной работы является урок. Предусматривается два варианта режима занятий: 1или 2 академических часа в неделю в зависимости от количества обучающихся в ансамбле и школьных ассигнований.

Сроки реализации Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 8 до 13 лет. Программа рассчитана на 6 лет (при семилетнем обучении) и 4 года (при пятилетнем обучении). Дети, обучающиеся по пятилетнему учебному плану, должны пройти весь семилетний цикл, поэтому старшие классы, начиная с III, приравниваются к старшим классам по семилетнему учебному плану (III=V; IV=VI ; V=VII).

 Контроль и учет успеваемости

Работа ансамбля ведется  по заранее намеченному плану (репертуарному списку), утвержденного заведующим отделом. В плане указывается репертуар для изучения (не менее двух разнохарактерных произведений в год, при обучении 1 час в неделю и четырех – 2 часа в неделю), определяется примерное количество выступлений ансамбля. Неоправданное завышение репертуара, препятствует прочному усвоению навыков ансамблевой игры, ведет к перегрузке и снижает  интерес к занятиям. Проверка успеваемости в классе ансамбля проходит на творческих выступлениях в школьных концертах, на которых участники ансамбля должны выступить и исполнить не менее одного произведения в полугодии (рекомендуется все подготовленные произведения исполнять в различных концертах), и в классном порядке на контрольном уроке в конце каждой четверти, который предусматривает сдачу партий. При выставлении оценки учитывается не только уровень исполняемых произведений, но и общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении навыков ансамблевой игры, соблюдение ансамблевой дисциплины. Также возможно выступление на академических и переводных концертах, и итоговых экзаменах по специальности, где обучающиеся могут исполнить одну ансамблевую пьесу (вместо пьесы по специальности). По окончании курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: уметь слаженно исполнять в ансамбле инструментальные композиции; уметь создавать яркий музыкально-художественный образ. Знания и умения, полученные учащимися  на занятиях ансамбля необходимы выпускникам  впоследствии для участия в других коллективах в качестве активных пропагандистов музыкальной культуры. 

2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 часа в неделю, клавишные инструменты




РАЗДЕЛЫ

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6-7 класс

инд.

раб.

груп.

раб.

инд.

раб.

груп.

раб.

инд.

раб.

груп.

раб.

инд.

раб.

груп.

раб.

инд.

раб.

груп.

раб.

1

Вводные занятия




1

























2

Знакомство с репертуаром




2




2




2




2




4

3

Работа учащихся над музыкальным произведением

25

26

25

27

25

27

25

27

15

77

4

Работа над концертным репертуаром




10




10




10




10




30

5

Повторное произведение




4




4




4




4




10

6

всего часов:

68

68

68

68

136

1 час в неделю, клавишные инструменты




РАЗДЕЛЫ

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6-7 класс

инд.

раб.

груп.

раб.

инд.

раб.

груп.

раб.

инд.

раб.

груп.

раб.

инд.

раб.

груп.

раб.

инд.

раб.

груп.

раб.

1

Вводное занятие




1

























2

Знакомство с репертуаром




1




1




1




1




2

3

Работа учащихся над музыкальным произведением

12

13

12,5

13

9

16,5

9

16,5

8

38

4

Работа над концертным репертуаром




5




5,5




5,5




5,5




16

5

Повторное произведение




2




2




2




2




4

6

всего часов:

34

34

34

34

68



3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.

Вводные занятия:

На первом вводном занятии дети знакомятся друг с другом. Знакомятся с содержанием предстоящей работы коллектива. Проводится беседа о возникновении ансамблевой игры, о роли этого вида искусства в музыкальной культуре, о роли музыки в жизни человека.

Знакомство с репертуаром:

Знакомство ученика с репертуаром  проводятся с помощью следующих методов: чтение с листа (эскизное проигрывание); краткий музыкально-теоретический анализ произведения; показ педагога или прослушивание в записи.

Основной задачей является создание общего представления о произведении, выявление основных трудностей и эмоциональное восприятие его в целом. Содержание работы - знакомство с материалами о произведении и с самим произведением: рассказ о создателе произведения (будь то композитор или народ); об эпохе, в которую оно возникло; о стиле и требуемой манере исполнения; о его содержании, характере, сюжете; основных темпах; о форме, структуре, композиции. Учащимся старших классов можно порекомендовать литературу о композиторе или произведении.

Цель всего сказанного и показанного учащемуся состоит, прежде всего, в том, чтобы разбудить или углубить его собственную мысль и эмоциональное восприятие музыки, вызвать потребность в обязательной внутренней работе, связанной с осознанием произведения и с проникновением в его содержание. С понимания настроения, характера произведения в целом и художественных основных образов начинается его изучение.


Работа учащихся над музыкальным произведением:

Музыкальное произведение является ядром современной музыкальной культуры. В произведениях классической и современной, народной и популярной музыки сосредоточены главные ценности музыкального искусства, и приобщиться к музыкальной культуре сегодня означает, прежде всего, освоить в возможно более активной форме возможно большее количество музыкальных произведений. Поэтому работа над музыкальными произведениями является главным видом творчества в ансамбле.

          Целью этой работы является создание художественной интерпретации музыкального произведения – непротиворечивой последовательности ярких музыкальных образов, адекватно отражающих замысел автора и несущих отпечаток творческой индивидуальности исполнителей. Содержание этой интерпретации не появляется произвольно, само собой. Оно формируется в процессе манипулирования  обучающихся – исполнителей со средствами выразительности.

Работа над музыкальном произведении включает в себя:

  • Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитуре;

  • Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения; Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы;

  • Определение формы;

  • Фразировка, вытекающая из музыкального содержания;

  • Различные виды динамики;

  • Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: игра в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорении в середине произведения, различные виды фермат и др. Ритмическая устойчивость в более быстрых темпах и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком;

  • Привитие навыков ансамблевого строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка (одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приемов звукоизвлечения, умения передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани).

  • Воспитание навыков понимания дирижерского жеста: в двух-, трех, и четырехдольном размерах; жест на вступление и снятие звука; единовременное начало и окончание игры; вступление и снятие звучания отдельных инструментов; затактовое вступление. Согласованная игра по партиям .


Работа над концертным репертуаром:

Вся работа ансамбля над произведением направлена на то, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь для обучающихся важное значение, а иногда может оказаться и крупным достижением, своего рода творческой вехой на определённой ступени его обучения.

Цель заключительного этапа работы ансамбля над произведением состоит в достижении уровня «эстетической завершенности» интерпретации. На этапе подготовки пьесы к сценическому воплощению ставятся следующие задачи:

  • совершенствовать способности ученика к синтезированию;

  • играть пьесу совершенно уверенно, убежденно, убедительно;

  • играть пьесу в любой обстановке, на любом инструменте, перед любыми слушателями.

 Достигнуть этого возможно с помощью следующих методов:

  • исполнение произведения целиком, приобретающий характер сценического выступления;

  • занятие в представлении;

  • «раздвинутые проигрывания».

Игра целиком перед воображаемыми зрителями укрепляет не только горизонтальный слух исполнителя (перспективное мышление) и умение создавать предваряющее слуховое представление (навык антиципации). Исполнение произведения от начала до конца укрепляет слуховое внимание ансамблистов и в первую очередь такое его качество, как сосредоточенность. Способность концентрироваться на исполняемом позволяет инструменталисту с помощью активного слухового контроля объективно оценивать реальное звучание и корректировать исполнение в желаемом направлении.

Исполнения произведения от начала до конца не должны превращаться в самоцель и следовать одно за другим несколько раз подряд. Их необходимо чередовать с кропотливой работой над деталями. Обретение технической независимости, достижение уровня автоматизации игровых действий не должно превращаться «в чисто внешнюю моторную работу». Результатом технической тренировки в обход слуховой сферы неизбежно становится притупление слуховой инициативы учащегося, что приводит к «омертвлению исполнения». Во избежание «слуховой инерции» и иссякания «энергии вслушивания», возникающих у учащихся в итоге выучивания произведения, педагогу необходимо строить «техническое воспитание» на основе постоянного обращения к слуховой сфере учащихся.

На заключительном этапе большое значение имеет метод «раздвинутых проигрываний», как всей пьесы в целом, так и отдельных эпизодов частей. Это значит, что проигрывания следуют одно за другим не сразу, а через некоторый промежуток времени, достаточный для того, чтобы непосредственные следы от игровых ощущений успевали сгладиться и, таким образом, следующее проигрывание происходило бы опять как бы «заново», то есть носило характер «первого», а не «второго» проигрывания. В промежутках можно проигрывать другие эпизоды пьесы или же производить текущую работу над другими пьесами.

Повторные произведения.

Любой учебный детский коллектив музыкальной школы является исполнительским коллективом, объединенным и организованным творческими целями и задачами и итогом проделанной работы, являются выступления на классном, учебном, школьном концерте. Очень важно, при этом накапливать концертный материал, наиболее интересные номера, особенно понравившиеся и участникам ансамбля и слушателям повторять, совершенствуя при этом и музыкально-техническое исполнение, и уверенность в своих силах.
  1   2   3

Похожие:

Образовательная программа Коллективное музицирование iconПрограмма по предметам музыкально эстетического цикла «Коллективное музицирование»
«Коллективное музицирование», «Беседы о музыке», «Сольфеджио. Основы музыкальной грамоты», «Музыкальный инструмент. Фортепиано»
Образовательная программа Коллективное музицирование iconРабочая программа по дисциплине «элементарное музицирование на уроке музыки»
Рабочая программа обсуждена на заседании умк, протокол №6 от 14. 05. 2007 и утверждена на заседании кафедры музыкального образования,...
Образовательная программа Коллективное музицирование iconПо предмету «Музицирование» в классе фортепиано образовательной программы
В настоящее время в России существенно изменилось отношение к музыкальному образованию
Образовательная программа Коллективное музицирование iconОбразовательная программа основного общего образования
Образовательная программа основного общего образования для 5-9 классов II ступени обучения (нормативный срок освоения 5 лет), в дальнейшем...
Образовательная программа Коллективное музицирование iconПрограммы и технологии тарасова К. Новые программы и методики Радынова О. Работаем по программе "Музыкальные шедевры" авторские методики
Программа "Элементарное музицирование с дошкольниками" родилась как объединение двух идей: систематического развития музыкальности...
Образовательная программа Коллективное музицирование iconДобрынина, Е. В. Коллективное творческое дело как метод психокоррекционной работы с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии // Семья. Государство
Добрынина, Е. В. Коллективное творческое дело как метод психокоррекционной работы с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии...
Образовательная программа Коллективное музицирование iconОбразовательная программа дополнительного образования «Клуб «Росинка»
Образовательная программа предназначена для учащихся 1-4 классов. Вид детской группы классный коллектив. Состав постоянный. Срок...
Образовательная программа Коллективное музицирование iconОбразовательная программа Принята на педагогическом совете
Образовательная программа моу «Средняя общеобразовательная школа №1» Фрунзенского района
Образовательная программа Коллективное музицирование iconОбразовательная программа филиал маоу «Кувинская средняя общеобразовательная школа»
Образовательная программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе
Образовательная программа Коллективное музицирование iconОбразовательная программа для классов, реализующих
Образовательная программа бмоу «Ахтубинская сош» Красноярского района Астраханской области направлена
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница