Методические рекомендации для студентов направлений подготовки 100100 «Сервис»




НазваниеМетодические рекомендации для студентов направлений подготовки 100100 «Сервис»
страница1/5
Дата04.03.2013
Размер0.56 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пензенский государственный университет» (ПГУ)


Е.Н. Нестеренко


Культурология


Методические рекомендации для студентов направлений подготовки 100100 «Сервис» и 100400 «Туризм» (квалификация (степень) «бакалавр»)


Пенза, 2012


УДК

ББК

Т


Методические рекомендации, разработаны на кафедре «Коммуникационный менеджмент» ПГУ и предназначены для студентов направления подготовки 100100 «Сервис» и 100400 «Туризм» (квалификация (степень) «бакалавр»), изучающих курс «Культурология» в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. Работа включает в себя перечень разделов лекционных занятий, планы семинарских занятий, практические задания, тесты и вопросы для контроля остаточных знаний, список тем докладов и рефератов, список литературы.


Автор-составитель: к.и.н., доцент кафедры «Коммуникационный менеджмент» ПГУ

Е.Н. Нестеренко


Рецензент: к.и.н., доцент, заведующий кафедрой Философии и политологии ПГПУ им. В.Г. Белинского Е.Н. Синёв

Введение


В настоящих методических рекомендациях «Культурология» представлена как учебная дисциплина и один из важнейших компонентов развития профессионала в области социально-культурного сервиса. Учебная дисциплина «Культурология» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу Б.1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 «Сервис» и 100400 «Туризм» (квалификация (степень) «бакалавр») и является одной из дисциплин, формирующих общекультурные компетенции студента.

Целью изучения дисциплины «Культурология» является получение студентами необходимых знаний в области теории культуры и исторической культурологии, навыков культурного диалога и толерантности, а также развитие самостоятельности мышления с учетом получения нового знания в области социального и культурного взаимодействия.

В качестве задач дисциплины предполагается:

- дать студентам представление о месте культурологии в системе гуманитарного знания;

- рассмотреть взгляды на место культуры в социуме и социокультурной динамике;

- изучить типологию и классификацию культур, диалог культур;

- сформировать у студентов систему навыков и представлений о современной системе культуры;

- выработать навыки применения необходимого и достаточного категориального аппарата в сфере культурологического знания;

- освоить методы обоснования своей позиции и ведения диалога по проблемам, касающимся ценностного отношения к мировой и отечественной истории и культуре.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные этапы развития культурологи, структуру и методы культурологического знания, основные понятия культурологии (культура, традиции, ценности, нормы, динамика и т.д.);

уметь:

- анализировать социально-значимые процессы и явления, применять социальные обязательства в профессиональной сфере;

владеть:

- навыками логического мышления, критического восприятия информации, основами формирования социальных отношений в обществе.

В результате освоения курса у студентов должны сформироваться следующие компетенции:

по направлению подготовки 100100 «Сервис»:

- способностью владеть культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);

- использовать базовые положения математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-2);

- способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, социальных стандартов; демонстрировать уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений (ОК-8);

- способностью к диверсификации сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями (ПК-1).

по направлению подготовки 100400 «Туризм»:

  • способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и совершенствованию (ОК-1);

  • готовность соблюдать этические и правовые нормы, с учетом социальной политики государства, отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой; использует нормативные и правовые документы в туристической деятельности (ОК-5);

готовность к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способностью к межкультурным коммуникациям в туристической индустрии (ОК-7).

Методические рекомендации включают в себя планы семинарских занятий, практические задания, тесты и вопросы для контроля остаточных знаний, список тем докладов и рефератов, библиографию.

Тема 1.

Культурология как наука и учебная дисциплина

(2 часа)

1. Объект и предмет культурологического знания.

2. Структура и состав современного культурологического знания.

3. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология.

4. Культурология и история культуры.

5. Методы культурологических исследований.


Основные понятия темы: культура, культурология, объект, предмет, методы культурологии.


Методические указания

1. Изучив рекомендуемую литературу, дайте свое определение терминам «культура» и «культурология». Сформулируйте различие понятий «объект» и «предмет» того или иного знания и, на основе этого, определите объект и предмет культурологического знания.

2. Выясните, какими проблемами занимается культурология на современном этапе, попытайтесь распределить данные проблемы по значимости. В рамках рассмотрения структурного содержания культурологии следует обратить внимание на фундаментальное изменение характеристик исторической реальности и новое видение мира.

3. Рассматривая взаимосвязь культурологии с философией культуры, социологией культуры, а также культурной антропологией, выясните, имелись ли объективные предпосылки формирования культурологи как интегративной дисциплины, занимающейся теоретическим осмыслением многообразного фактического материала, полученного в эмпирических исследованиях.

4. Анализируя взаимосвязь культурологии и истории культуры, помните, что формирование культуры протекает в рамках общего исторического процесса, подчинено его фундаментальным законам. Выясните при этом, имеет ли история культуры какие-то специфические особенности, полностью ли ряд процессов культурного развития совпадает с общими тенденциями и хронологией социальной истории.

5. Зная, что культурология использует систему методов, то есть различных, взаимосвязанных между собою способов изучения явлений культуры, охарактеризуйте такие методы культурологии, как сравнительно-исторический, структурно-функциональный, семиотический метод, биографический, метод моделирования, психологический.


Контрольные вопросы

1. Что такое объект и предмет научного знания?

2. В чем заключается объект и предмет культурологического знания?

3. Изучением чего занимаются такие дисциплины, как философия культуры, социология культуры, а также культурная антропология?

4. В чем состоит особая роль истории культуры в рамках культурологического знания?


Практическое задание

Напишите небольшое эссе на одну из предлагаемых тем:

1. Какие достижения человеческой культуры вы считаете наиболее важными и почему?

2. Что нужно человеку, чтобы обрести полный комфорт?

3. Прогресс цивилизации — благо или зло?

4. Если существует внеземной разум, то обязательно ли для него наличие цивилизации и культуры?


Список литературы

  1. Гуревич П. С. Культурология : учебник для вузов / П. С. Гуревич. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2011. – 280 с.

  2. Кармин А. С. Культурология / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.

  3. Культура и культурология : словарь / сост. и ред. А. И. Кравченко. – М.: Академический Проект ; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 925 с.

  4. Культурология : учеб. пособие для вузов / В. В. Грибунин [ и др. ] – Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2003. – 165 с.

  5. Шендрик А. И. Теория культуры : учеб. пособие для вузов / А. И. Шендрик. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Единство, 2002. – 519 с.



Тема 2. Культура как центральный элемент культурологического знания

(2 часа)


1. Различные подходы к пониманию термина "культура": естественно - научный, философский, гуманитарный, социологический, нормативный, символический и другие подходы к изучению культуры.

2. Проблема культуры как «второй природы» (Демокрит).

3. Культура в системе «Человек. Познание. Деятельность».

4. Функции культуры.


Основные понятия темы: «вторая природа», «мимесис», человек, познание, деятельность, функции культуры.


Методические указания

1. На основе изучения понимания культуры в естественно-научной, философской, социологической, нормативной, символической и т.д. сферах, попытайтесь сформулировать свое собственное интегративное понимание культуры.

2. Поясните, что понимал Демокрит под «второй природой». Насколько это применимо при трактовке культуры. Рассмотрите теорию «мимесиса» в трудах платоников и пифагорейцев.

3. Обратившись к трудам отечественных психологов С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, дайте определение терминам «человек», «познание», «деятельность». Сформулируйте, каково место культуры в данной системе.

4. Дайте определение следующим функциям культуры: гуманистическая, трансляционная, гносеологическая, нормативная, семиотическая, аксеологическая. Проранжируйте данные функции по значимости.


Контрольные вопросы

1. Что такое «вторая природа» в понимании Демокрита?

2. Как понимали представители платонизма и пифагорейства термин «мимесис»?

3. Каковы место и роль культуры в системе «человек, познание, деятельность»?

4. В чем заключаются такие функции культуры, как гуманистическая, трансляционная, гносеологическая, нормативная, семиотическая, аксеологическая?

5. Какие из функций культуры, на ваш взгляд, являются наиболее значимыми и почему?


Практическое задание

Групповая дискуссия на тему «Что такое культура?»

Найдите в словарях как можно больше определений термина "культура". Несмотря на нюансы в определениях, подумайте, что составляет сущность культуры?

Исходя из почерпнутого в ходе занятия материала, выскажете свое мнении относительно следующего ряда проблем:

- возникает ли культура сразу как многостороннее и многоуровневое явление или постепенно?

- изменяется ли она только количественно или также качественно?

- отражается ли изменение того или иного элемента культуры на культурной системе в целом?

- что является стабилизирующим фактором в постоянно меняющемся искусственном мире?

- почему мы можем идентифицировать себя с той или иной культурой?


Список литературы

  1. Гуревич П. С. Культурология : учебник для вузов / П. С. Гуревич. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2011. – 280 с.

  2. Культурология : учеб. пособие для вузов / под науч. ред. Г. В. Драча. – 10-е изд. - Ростов н/Д.:Феникс, 2010. – 496 с.

  3. Розин В. М. Культурология : учебник / В. М. Розин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики. – 462 с.

  4. Романов Ю. И. Культурология : учеб. пособие / Ю. И. Романов. – СПб.: Питер, 2007. – 206 с.

  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2011. – 1023 с.



Тема 3. Культура и социальные институты: проблемы взаимосвязи и взаимовлияния

(2 часа)


  1. Социальный институт – понятие.

  2. Культура как Социальный институт.

  1. Взаимосвязь культуры и различных Социальных институтов.


Основные понятия темы: социальный институт, социальная (общественная) жизнь, социальные нормы, социальная коммуникация.


Методические указания

1. Дайте понятие термину «социальный институт». Расскажите, какие социальные институты вы знает.

2. Изучив рекомендуемую литературу, поясните, можно ли понимать культуру как один из социальных институтов. Исследуйте, можно ли трактовать культуру как компонент социальной жизни общества, существующий в виде организаций, учреждений, объединений, а также как комплекс устойчивых норм, принципов и правил.

3. Выясните взаимосвязи (влияние, механизмы взаимодействия, прямую и косвенную соподчиненность) культуры и таких социальных институтов, как политика, религия, образование и семья.


Контрольные вопросы:

1. Какие основные характеристики присущи социальному институту?

2. Какие социальные институты вы знаете?

3. Является ли культура социальным институтом?

4. Какова роль культуры в социальной (общественной) жизни?

5. Каково влияние культуры на политический процесс?

6. Являются ли, на ваш взгляд, культура и религия частями одного целого или это разные социальные образования?

7. Какова роль культуры в процессе формирования семейных ценностей?

8. Как отражается специфика национальной культуры в формировании образовательной модели государства?


Практическое задание

Разделитесь на группы и проведите анализ ведущих культурно-ценностных доминант следующих семей из курса русской литературы:

1. Семья Ростовых из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»;

2. Семья Волконских из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»;

3. Семья Облонских из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»;

4. Семья Мармеладовых из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».


Список литературы

  1. Белогурова Т.В. Политология. Курс лекций / Т.В. Белогурова. – М.: Сфера, 2007. – 417 с.

  2. Культурология : учебник для вузов / Б. А. Эренгросс [ и др. ] ; под ред. Б. А. Эренгросс. – М.: Оникс, 2007. – 480 с.

  3. Культурология : учеб. пособие / Ю. Б. Пушкова [ и др. ] – М.: Экзамен, 2005. – 384 с.

  4. Матецкая А.В. Социология культуры. Уч. пособие / А.В. Матецкая. – Ростов: Изд-во РГПУ, 2006. – 280 с.

  5. Окладникова Е.А. Социология культуры: Учеб. Пособие / Е.А. Окладникова. - СПб: СПбГИЭУ, 2006. – 314 с.

  6. Самохвалова В. И. Культурология: краткий курс лекций / В. И. Самохвалова. – М.: Юрайт-Издат, 2011.- 269 с.

Тема 4. Первобытная культура

(2 часа)


1. Культурогенез. Особенности культуры первобытного общества.

2. Мифологическое сознание как феномен первобытной культуры, его смыслоорганизующее и социокультурное значения.

3. Первобытное мышление и искусство.

4. Волшебная сказка как источник изучения первобытного мышления.


Основные понятия темы: антропогенез, культурогенез, синкретизм, мифологическое сознание.


Методические указания

1. Приступая к рассмотрению специфики первобытной культуры, определите, что такое антропогенез и культурогенез. Укажите основные периоды первобытной эпохи и специфические особенности каждого из них (портрет первобытного человека, его образ жизни, род занятий, характеристика его способностей и навыков, анализ продуктов материальной культуры, происхождение и становление первых социально-нормативных форм общежития). Сформулируйте значение таких основных черт первобытной культуры, как синкретизм (нерасчлененность) и отсутствие письменности.

2. Изучив рекомендуемую литературу, дайте понятие мифа. Рассмотрите мифологическое мировосприятие как целостную систему верований и знаний человека, в которой сконцентрированы свойственные ему представления о космосе, пространстве и времени. Определите место мифологии в современной культуре.

3. Рассмотрите разные версии генезиса искусства. Перечислите, какие виды искусства представлены в первобытной культуре. Проанализируйте синкретизм первобытного искусства.

4. Наиболее интересным источником изучения первобытного мышления можно считать волшебную сказку. Проанализируйте, как в сказке можно обнаружить непосредственное переживание и осмысление культурной реальности первобытной эпохи. При рассмотрении сказки вы можете использовать как структурно-типологический, так и метод обращения к генетическим корням сказки.


Контрольные вопросы:

1. Что такое антропогенез и культурогенез?

2. Каковы основные периоды первобытной эпохи?

3. В чем суть синкретизма как основной черты первобытной культуры?

4. Какую роль играла в процессе формирования сознания первобытного человека такая особенность, как отсутствие письменности?

5. Дайте определение термину «мифологическое мировосприятие (сознание)»?

6. Полностью ли избавилась современность от мифологического сознания? Можно ли найти примеры в современном обществе своих собственных мифологем?

7. Какие виды искусства представлены в первобытной культуре?

8. Что такое волшебная сказка? Какова ее социально-психологическая роль в первобытном обществе?


Практическое задание

Групповая дискуссия «Сказка как отражение мировоззренческого опыта».

Наиболее интересным источником изучения первобытного мышления можно считать волшебную сказку, которая отражает не только специфику социальной и хозяйственной жизни, но и раскрывает представления древнего человека о смерти, об "ином мире". Важно понимать, что волшебная сказка сближается в большей степени с фольклором, то есть с языком, чем с литературой. Следовательно, в ней можно обнаружить непосредственное переживание и осмысление культурной реальности первобытной эпохи.

Разделитесь на группы и постарайтесь выявить основную символическую и смысловую нагрузку следующих сказочных персонажей:

    1. Иван Царевич;

    2. Баба-яга;

    3. Кощей бессмертный;

    4. Змей-горыныч.


Список литературы

1. Алексеев В. П. История первобытного общества : учебник по спец. «История» / В. П. Алексеев, А. И. Першиц. – 5-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2001. – 318 с.

2. Горелов Л. А. Культурология : учеб. пособие для вузов / Л. А. Горелов. – М.: Юрайт, 2002. – 400 с.

3. Гуревич П. С. Культурология : учебник для вузов / П. С. Гуревич. – 4-е изд., стер. – М.: Гардарики, 2011. – 280 с.

4. Золкин А. Л. Культурология : учеб. пособие для вузов / А. Л. Золкин ; под ред. Н. В. Михайловой. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2001. – 335 с.

5. Культурология : учеб. пособие для вузов / под науч. ред. Г. В. Драча. – 10 - е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 496 с.

6. Культурология : учеб. пособие для вузов / под ред. С. В.Лапиной. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 496 с.

7. Пархоменко И. Т. История мировой и отечественной культуры : курс лекций / И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. – М.: Центр, 2002. – 320 с.

8. Петрухинцев Н. Н. ХХ лекций по истории мировой культуры : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации для студентов направлений подготовки 100100 «Сервис» iconОсновная образовательная программа Направление подготовки 100100 Сервис
Сервис, профиль «Социокукультурный сервис» разработана в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России1, требованиями фгос впо2...
Методические рекомендации для студентов направлений подготовки 100100 «Сервис» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения бакалавриата по направлению 100100. 62 «Сервис»
Современная индустрия туризма и гостеприимства: Метод указ по выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения бакалавриата...
Методические рекомендации для студентов направлений подготовки 100100 «Сервис» iconТематический план и методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 100100 «Сервис»

Методические рекомендации для студентов направлений подготовки 100100 «Сервис» iconМетодические рекомендации Петрозаводск
Методические рекомендации предназначены для студентов очного и заочного обучения по специальности «Социально-культурный сервис и...
Методические рекомендации для студентов направлений подготовки 100100 «Сервис» iconКафедра «туризм и сервис» методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам для студентов 5 курса заочной формы обучения (специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», на базе среднего общего образования)
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей, интересующихся вопросами туристской деятельности
Методические рекомендации для студентов направлений подготовки 100100 «Сервис» iconОсновная образовательная программа: 100100 Сервис, п рофиль «Сервис в индустрии моды и красоты». Квалификация (степень)
Основная образовательная программа: 100100 Сервис, профиль «Сервис в индустрии моды и красоты»
Методические рекомендации для студентов направлений подготовки 100100 «Сервис» iconКафедра «туризм и сервис» методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам для студентов 4 курса заочной формы обучения (специальность 032401 «Реклама», на базе среднего общего образования)
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей, интересующихся вопросами рекламы
Методические рекомендации для студентов направлений подготовки 100100 «Сервис» iconКафедра «туризм и сервис» методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам для студентов 2 курса заочной формы обучения (направление 080200 «Менеджмент», на базе среднего общего образования)
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей, интересующихся вопросами менеджмента организации
Методические рекомендации для студентов направлений подготовки 100100 «Сервис» iconКафедра «туризм и сервис» методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам для студентов 1 курса заочной формы обучения (направление 080200 «Менеджмент», на базе среднего общего образования)
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей, интересующихся вопросами менеджмента организации
Методические рекомендации для студентов направлений подготовки 100100 «Сервис» iconКафедра «туризм и сервис» методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам для студентов 1 курса заочной формы обучения (направление 031600 «Реклама и связи с общественностью», на базе среднего общего образования)
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей, интересующихся вопросами рекламы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница