Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В. Ф. Шаталова как средство повышения качества знаний и формирования мотивации достижения успеха в классах индустриально-технологического профиля Условия возникновения опыта




Скачать 343.51 Kb.
НазваниеТехнология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В. Ф. Шаталова как средство повышения качества знаний и формирования мотивации достижения успеха в классах индустриально-технологического профиля Условия возникновения опыта
Дата30.08.2012
Размер343.51 Kb.
ТипДокументы
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова

как средство повышения качества знаний и

формирования мотивации достижения успеха в классах индустриально-технологического профиля


Условия возникновения опыта

В 2009 году в ходе реализации концепции профильного обучения и в соответствии с потребностями и желаниями учащихся и родителей, возможностями образовательного учреждения в школе был открыт класс индустриально-технологического профиля.

Реализация концепции профильного обучения в условиях средней школы № 26 потребовала решения проблемы повышения качества знаний. В настоящее время нам предлагается множество различных технологий, способствующих достижению данной цели. Каждая технология - это авторская работа и реализовать ее в полном объеме достаточно проблематично. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов авторских технологий на основе какой-либо приоритетной идеи педагога. Комбинированная технология обладает превосходящими качествами, так как она учитывает особенности самого педагога, преподаваемого предмета и учащихся конкретного класса. За годы работы я поняла, что нельзя просто копировать какую- либо технологию, а действительно брать из нее то, что тебе ближе, понятней, доступней для учеников. В профильных классах, где физика является профильным предметом, я использую элементы следующих технологий: технология обучения на основе применения схемных и знаковых моделей или опорных конспектов В.Ф. Шаталова, проблемное обучение, метод проектов, система поэтапного обучения физики Н.Н. Палтышева. При использовании той или иной технологи я прежде всего смотрю, удастся ли мне найти подход к каждому ученику, дать ему возможность не только получить знания по предмету, но и раскрыть свои природные способности. Поэтому я в своей работе стала использовать технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.М. Шаталова, где рассматриваются вопросы, связанные со структурированием учебной информации по физике с учетом психофизиологических особенностей учащихся на всех типах уроков в общеобразовательной школе и в профильных классах. Элементы технологии поэтапного обучения физики Н.Н. Палтышева, предусматривают поблочную смысловую разбивку темы на несколько взаимосвязанных этапов обучения, выполняющих свои цели и задачи.

Использование структурно-логических схем и опорных конспектов на разных этапах обучения учащихся физике способствует:

1. развитию логического мышления;

2. росту качества знаний;

3. экономии времени на разных типах урока.


Актуальность опыта

Физика как обязательная составляющая содержания образования формирует у учащихся знания о свойствах пространства и времени, о веществе и поле, о явлениях природы.

В каждый раздел курса физики включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных факторов. На мой взгляд, основные трудности в усвоении и практическом

применении изученного материала - это выделить главное, построить логическую схему изучаемого материала и на основе этого определить подходы к решению задач. Основное назначение структурно-логической схемы - доведение до ученика логики организации учебного материала на уроках физики. Использование логических схем на уроке физики позволяет:

  1. Повысить познавательную деятельность за счет рациональности и

экономичности усвоения информации и долговременное сохранение

в памяти;

  1. Улучшить качество знаний, за счет появившейся возможности

многократного повторения.

Условия осуществления обучения физике в профильных классах на основе применения структурно-логических схем:

  1. Разработка и написание опорного конспекта;

  2. Разработка и написание логических схем;

  3. Многократное повторение;

  4. Поэтапный контроль.

В течение нескольких лет я работала над данной темой опыта, старалась найти формы и методы, позволяющие научить применять теоретические знания на практике при решении задач разной степени сложности и выполнении лабораторных работ.


Теоретическая база опыта

В основе данного опыта лежит система В.Ф. Шаталоватехнология интенсификации обучения на основе применения схемных и знаковых моделей или опорных конспектов, а также технология поэтапного обучения физики Н.Н. Палтышева.

При использовании данных технологий до начала изучения каждой темы учитель знакомит учащихся с обязательными результатами обучения. Приступая к преподаванию темы, учитель планирует не только основные цели ее изучения, но и продумывает систему учебных заданий, с помощью которых можно судить, достигнуты ли выдвинутые цели.

При применении системного подхода в процессе изучения учебного материала необходимо придание ему такой структуры, которая способствовала бы усвоению не разрозненных знаний, а взаимосвязанных.

Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определенную логическую последовательность, которая включает в себя такие этапы:

  1. Теоретический - восприятие учебного материала (уроки-лекции, уроки-конференции);

  2. Практический - закрепление материала, его осмысление, доведение до понимания внутренних связей и противоречий, запоминание и сохранение в памяти применение усвоенного материала в практической деятельности (воспроизведение конспектов, решение задач, выполнение лабораторных работ).

  3. Зачет – проверка уровня усвоения теоретических знаний на репродуктивном уровне и уровне осмысления темы через решение задач.

  4. Контрольная работа.

Наивысший результат в обучении достигается, по словам В.Ф. Шаталова, при соблюдении следующих условий: во-первых, при полном сотрудничестве, взаимопонимании, во-вторых, при наличии заинтересованности учащихся предметом. Последнее возможно достичь при условии понимания и осознания необходимости, то есть мотивации учения. Искусство педагога - устранить во время уроков все объективно непреодолимые препятствия на пути ребячьей мысли, направить поиск, пусть даже по трудным, но доступным дорогам развития логических связей, не дать угаснуть познавательному интересу, порыву.

Новизна опыта заключается в создании методической системы обучения физике, включающей в себя:

а) блочное планирование деятельности учащихся;

б) использование структурно-логических схем и опорных конспектов по всем типам урока;

в) внедрение алгоритмов решения стандартных задач по физике для старшей ступени обучения.

Главная цель опыта - повысить качество усвоения излагаемого материала, посредством сужения объема информации до главного и записей в виде символов, отражающих физическую суть.

Для реализации цели необходимы следующие условия:

  1. деление уроков на типы, определяющие место конспекта (схемы) в уроке;

  2. работа по составлению конспектов (схем);

  3. анализ конспектов (схем);

  4. многократное повторение;

  5. контроль.

При составлении планирования необходимо учитывать следующее:

- изучение материала блоками;

- при введении нового материала необходимо дифференцировать требования к его усвоению на основе выделения сведений, подлежащих обязательному изучению, то есть выделяется обязательный теоретический материал, который оформляется в виде краткого опорного конспекта.

- приоритетное время уделять этапам закрепления и отработки материала.

В отличие от традиционной системы преподавания ученик не обязан полностью воспроизводить весь ход рассуждений учителя, требуется уловить общую суть рассматриваемого вопроса.

При изучении каждого блока на уроке реализуется следующий «технологический цикл»:

  1. первичное предъявление учащимся нового материала (изложение нового материала);

  2. оперативный контроль усвоения знаний;

  3. разучивание материала и его глубокое усвоение;

  4. тематический блочный контроль знаний;

5) систематическое повторение.

Изучение блока завершается обязательным контролем знаний с выставлением оценок по теме. Планирование, распределение времени, подбор задач, выбор форм контроля учитель осуществляет применительно к данному блоку уроков. В каждой теме (блоке) решаются задачи определенного типа. Обучение решению этих задач проводиться по системе поэлементного обучения решения задач применительно к конкретной теме. В конце

изучения практические навыки по решению задач данного типа должны быть проверены.

Этап закрепления пройденного материала имеет приоритетное значение в учебном процессе. Контроль знаний может происходить как в форме зачета, так и тестов, контрольной работы.

Рассмотрим 1 тип урока - первичное предъявление нового материала.

Цель данного типа урока: создать условия для восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися следующего понятия (в соответствии с темой). Новый материал излагается на уроке как обычно. В зависимости от содержания материала, состава учащихся, задач решаемых уроком, учитель сам выбирает форму работы. Но здесь есть особенности, на которых я хочу остановиться подробнее.

Как только учитель переходит к изучению новой темы, эффективнее будет продемонстрировать учащимся данную тему целиком, потратив на это минимум времени урока. Это возможно сделать при помощи предлагаемых мной структурно-логических схем, на которых при помощи стрелок просматривается вся последовательность изучаемой темы. Тогда у учащихся складывается целостная картина предстоящей работы, а так же на последующих уроках удобно возвращаться к схеме, демонстрируя переход к новой части в теме. На мой взгляд, это приведет к осознанному восприятию нового

материала даже на его первичном уровне.

После того как ученик получил полное представление об изучаемой теме (5-6 мин.), можно переходить к основной части урока, используя опорные конспекты для краткой записи, что очень экономит время и позволяет ученику работать с новым материалом дома. Главное на этом этапе добиться, чтобы каждый разобрался во всех частях конспекта. Добиться этого возможно путем многократного повторения, за счет

сэкономленного времени. Логические схемы и опорный конспект позволяет ученику:

- глубже разобраться в изучаемом материале;

- легче запомнить изучаемый материал;

- используя опорный конспект при ответе, грамотно и точно изложить материал;

- приводить в систему полученные знания, особенно при повторении.

Логические схемы и опорный конспект помогает учителю:

- наглядно представить весь изучаемый материал ученикам класса;

- сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала;

- многократно повторять изучаемый материал;

- быстро проверить, как ученик понял и запомнил изученный материал;

- привлечь к контролю знаний родителей.

Успех применения логических схем, как в момент объяснения, так и при решении задач во многом зависит от руководителя, который должен умело исправлять неточности и направлять на правильный путь, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки.При подготовке к уроку необходимо четко определить тип урока и исходя из этого цель и место конспекта учащихся на уроке.

Методикой В.Ф. Шаталова предусмотрено вторичное воспроизведение изучаемого содержания урока. Первый урок по новой теме дает общую ориентировку в сложном теоретическом материале, раскрывает его основные положения, на базе которых будет протекать дальнейшее, более углубленное овладение новыми знаниями. В дальнейшем работа с сигналами и схемами продолжается дома при помощи учебника.

Второй тип урока - урок закрепления новых знаний.

Его цель: создать условия для организации деятельности учащихся по воспроизведению полученной информации (конкретно какой) и применение ее по образцу и в измененной ситуации. Закрепление материала проводится с обязательным предъявлением образцов

деятельности (в виде логических схем) и начинается с решения самых простых типичных задач по схеме – алгоритму. Задания на этапе первичного закрепления должны выполняться с помощью одной, максимум двух логических операций, требовать лишь прямой ответ на вопрос.

. Затем, как правило, я увеличиваю степень самостоятельности учащихся, и к концу урока явно выделяются учащиеся, готовые работать на более высоком уровне. Тогда вступают дифференцированные задачи. На этих уроках я считаю уместным проводить физические диктанты по материалам опорного конспекта. На уроках 2-го типа целесообразно демонстрировать алгоритм для решения задач.

Урок 3-го типа - «урок комплексного применения знаний».

Цель: создать условие для организации деятельности учащихся по самостоятельному переносу комплекса знаний и способов действий в измененную ситуацию. Можно проводить лабораторные работы, семинары, но чаще я пользуюсь структурно-логическими схемами, отрабатываю навыки решения стандартных задач, а также усложненных, необычных или задач со звездочкой.

На 4-м типе урока: «Урок обобщения и систематизации знаний»

ставиться цель: формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме и установление внутри предметных связей. На уроках 4-го типа выбирается самое главное из всех опорных конспектов блока, и учащиеся вместе с учителем обеспечивают установление причинно -следственных и других связей между основными понятиями, а затем постепенно переходят от частного к более широким обобщениям. После чего, учащимся предлагается задания для анализа, сравнения полученных знаний, проводится

классификация познавательных объектов по определенным признакам, а наиболее существенные особенности сводятся в единую систему. Другими словами происходит совместное повторение структурно - логической схемы. В своей работе этому типу урока я уделяю самое большое место и целенаправленно в течение всей темы подвожу учащихся к 4-му типу урока. Когда учитель четко для себя ставит цели и задачи урока,

учащимся становится понятно, что от них будет требоваться сегодня, а что завтра.

В связи с этим повышается интерес к уроку, ведь всем известно, что не интересно то, что не понятно. В связи с большой загруженностью учащиеся не могут запомнить всю тему целиком. Именно 4-й тип урока позволяет выделить главное и на основе главного получать второстепенное. Например, достаточно выучить 3 формулы кинематики, чтобы в дальнейшем решить практически любую задачу, если научиться самостоятельно осуществлять переходы от главного к второстепенному.

Разумеется, без 5-го типа урока невозможно логически завершить

блок. Это «Урок проверки, оценки и коррекции знаний».

Его цель: выявить уровни усвоения знаний учащихся. Выполнение тестовых заданий, проведение зачетов, решение тренировочных задач с целью подготовки к конрольной работе.

Таким образом, использование структурно-логических схем при изучении физики дает возможность повысить качество усвоения излагаемого материала посредством сужения объема информации до главного и записей в виде символов, отражающих физическую суть; включает учащихся в продуктивную деятельность; экономит достаточное количество времени на разных типах урока.


Результаты опыта

Целенаправленная работа по созданию опорных конспектов и структурно-логических схем к разным типам уроков позволила разгрузить содержание урока, дала возможность многократного повторения и наглядного демонстрирования алгоритма решения задач, позволила сформировать у школьников умение:

1) объяснять физические явления;

2) применять полученные знания при решении количественных и качественных задач.

Критериями результативности моей педагогической деятельности

являются:

- уровень обученности школьников;

- уровень интереса к предмету у старшеклассников;

- ежегодный выбор предмета «физика» как экзамена по выбору на итоговой аттестации и успешное ее прохождение.


Результаты успеваемости класса индустриально-технологического профиля


Учебный год

Класс

Качество знаний

Уровень обученности

2009 - 2010

10

38%

100%

2010 - 2011

11

57%

100%


Данные таблицы свидетельствуют о высоком качестве знаний учащихся класса индустриально-технологического профиля. Знания по физике позволили многим выпускникам успешно сдать вступительные экзамены в высшие учебные заведения.

Использование структурно-логических схем дает рост мотивации достижения успеха. Многие учащихся почувствовали на уроке себя более уверенно и смогли добиться

значительных успехов в изучении предмета, повысив качество знаний.

Похожие:

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В. Ф. Шаталова как средство повышения качества знаний и формирования мотивации достижения успеха в классах индустриально-технологического профиля Условия возникновения опыта iconТема самообразования
...
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В. Ф. Шаталова как средство повышения качества знаний и формирования мотивации достижения успеха в классах индустриально-технологического профиля Условия возникновения опыта iconМоделирование случайных процессов как средство формирования готовности применения математических знаний при изучении дисциплин технологического профиля
Моделирование случайных процессов как средство формирования готовности применения
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В. Ф. Шаталова как средство повышения качества знаний и формирования мотивации достижения успеха в классах индустриально-технологического профиля Условия возникновения опыта iconОрганизация повторения при подготовке школьников к егэ как условие повышения качества образования Условия возникновения проблемы, становление опыта
Овия возникновения проблемы, становление опыта. Осмысление проблемы качества образования в рамках модернизации Российского образования,...
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В. Ф. Шаталова как средство повышения качества знаний и формирования мотивации достижения успеха в классах индустриально-технологического профиля Условия возникновения опыта icon«Использование информационных технологий как средство повышения качества образования». Основные задачи эксперимента
Современное состояние образования характеризуется рядом проблем. Так, например, нежелание учащихся учиться из-за неудовлетворенности...
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В. Ф. Шаталова как средство повышения качества знаний и формирования мотивации достижения успеха в классах индустриально-технологического профиля Условия возникновения опыта iconТехнология работы с художественным текстом как средство повышения мотивации учащихся к чтению на иностранном языке (немецкий язык, основная школа)
Специальность 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В. Ф. Шаталова как средство повышения качества знаний и формирования мотивации достижения успеха в классах индустриально-технологического профиля Условия возникновения опыта iconДоклад Формирование положительной мотивации школьников к изучению математики посредством решения задач практического содержания
При решении проблемы повышения качества обучения и достижения уровня знаний, предусмотренных Государственным образовательным стандартом,...
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В. Ф. Шаталова как средство повышения качества знаний и формирования мотивации достижения успеха в классах индустриально-технологического профиля Условия возникновения опыта iconРабочая программа по информатике и икт в 10-11 классах информационно-технологического профиля обучения
Курс рассчитан на изучение в 10-11 классах информационно-технологического профиля обучения общеобразовательной средней школы в течение...
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В. Ф. Шаталова как средство повышения качества знаний и формирования мотивации достижения успеха в классах индустриально-технологического профиля Условия возникновения опыта iconРабочая программа по информатике и икт в 10-11 классах информационно-технологического профиля обучения Учитель: Лейних Лариса Альбертовна
Курс рассчитан на изучение в 10-11 классах информационно-технологического профиля обучения общеобразовательной средней школы в течение...
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В. Ф. Шаталова как средство повышения качества знаний и формирования мотивации достижения успеха в классах индустриально-технологического профиля Условия возникновения опыта icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Формирование образовательной самостоятельности учащихся как средство повышения качества знаний
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В. Ф. Шаталова как средство повышения качества знаний и формирования мотивации достижения успеха в классах индустриально-технологического профиля Условия возникновения опыта icon«Средняя общеобразовательная школа №39»
Нетрадиционные формы проведения уроков как средство повышения качества знаний учащихся
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница