Е. В. Афонасин Ответственный секретарь




НазваниеЕ. В. Афонасин Ответственный секретарь
страница1/48
Дата04.03.2013
Размер3.57 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48


Σ Χ Ο Λ Η


Философское антиковедение

и классическая традиция


Том 3


Выпуск 2


2009


ΣΧΟΛΗ

Философское антиковедение

и классическая традиция


Издается «Центром изучения древней философии

и классической традиции»


Главный редактор

Е. В. Афонасин

Ответственный секретарь

А. С. Афонасина

Редакционная коллегия

Леонидас Баргелиотис (Афины–Олимпия), И. В. Берестов (Новосибирск),

М. Н. Вольф (Новосибирск), В. П. Горан (Новосибирск), Джон Диллон (Дублин), С. В. Месяц (Москва), Е. В. Орлов (Новосибирск), В. Б. Прозоров (Москва), А. В. Цыб (Санкт-Петербург), А. И. Щетников (Новосибирск)

Редакционный совет

С. С. Аванесов (Томск), Леван Гигинейшвили (Тбилиси), Люк Бриссон (Париж), В. С. Диев (Новосибирск), Доминик O’Мара (Фрибург), Джон Рист (Кембридж), Теун Тилеман (Утрехт), В. В. Целищев (Новосибирск), С. П. Шевцов (Одесса)

Учредители журнала

Новосибирский государственный университет,

Институт философии и права СО РАН

Основан в марте 2007 г. Периодичность – два раза в год

Данный выпуск подготовлен и опубликован благодаря поддержке

Института «Открытое общество» (Будапешт)

Адрес редакции

Новосибирск-90, а/я 127, 630090, Россия


Тексты принимаются в электронном виде

по адресу: afonasin@gmail.com


Адрес в сети Интернет: www.nsu.ru/classics/schole/


ISSN 1995-4328 (Print)

ISSN 1995-4336 (Online)


© Центр изучения древней философии

и классической традиции, 2009



Σ Χ Ο Λ Η


Ancient Philosophy and

the Classical Tradition


Volume 3


Issue 2


2009


ΣΧΟΛΗ

A Journal of the Centre for Ancient Philosophy

and the Classical Tradition


Editor-in-Chief

Eugene V. Afonasin


Executive Secretary

Anna S. Afonasina


Editorial Board

Leonidas Bargeliotes (Athens–Ancient Olympia), Igor V. Berestov (Novosibirsk),

Vasily P. Goran (Novosibirsk), John Dillon (Dublin), Svetlana V. Mesyats (Moscow), Eugene V. Orlov (Novosibirsk), Vadim B. Prozorov (Moscow), Andrei I. Schetnikov (Novosibirsk), Alexey V. Tzyb (St. Petersburg), Marina N. Wolf (Novosibirsk)

Advisory Committee

Sergey S. Avanesov (Tomsk), Luc Brisson (Paris), Levan Gigineishvili

(Tbilisi), Vladimir S. Diev (Novosibirsk), Diminic O’Meara (Friburg), John Rist (Cambridge), Sergey P. Shevtsov (Odessa), Teun Tieleman (Utrecht),

Vitaly V. Tselitschev (Novosibirsk)

Established at

Novosibirsk State University

Institute of Philosophy and Law (Novosibirsk, Russia)


The journal is published twice a year since March 2007


Preparation of this volume is supported by

The “Open Society Institute” (Budapest)


The address for correspondence

Novosibirsk-90, P. Box 127, 630090, Russia


E-mail address: afonasin@gmail.com


On-line version: www.nsu.ru/classics/schole/


ISSN 1995-4328 (Print)

ISSN 1995-4336 (Online)

© The Center for Ancient Philosophy and

the Classical Tradition, 2009


ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА


Во втором выпуске третьего тома журнала «Центра изучения древней философии и классической традиции» мы публикуем шесть статей и два новых перевода с древнегреческого, подготовленных участниками международного семинара «Преподавая античность. Фундаментальные ценности в изменяющемся мире», который проходит в Новосибирском Академгородке при поддержке Программы повышения качества образования Института «Открытое общество» (Будапешт).1 В частности, статья Доминика О’Мары о трансформации метафизики в период поздней античности подготовлена по материалам курса, который он прочитал летом 2008 г. в Новосибирске; непосредственным поводом для написания статьи о числе в Филебе Платона оказался семинар по изучению этого диалога, проведенный А. И. Щетниковым и С. В. Месяц на той же летней школе; на весеннем семинаре 2009 г. мы читали Диогена из Аполлонии; статья Андроники Калогирату представляет собой расширенный вариант ее доклада на летней школе 2009 г.; а работа Люка Бриссона о логосе и логосах у Плотина предназначена для участников следующей школы, которая состоится в мае 2010 г.

Хотелось бы обратить особое внимание на публикуемый в этом выпуске перевод античного учебника по арифметике, музыке и астрономии Теона Смирнского. Этот текст следует рассматривать в качестве дополнения к предыдущему выпуску журнала, полностью посвященного неопифагорейской традиции.

Пользуясь случаем замечу, что в рамках весенней школы 2010 г. мы предполагаем провести семинар по истории античного права и религии, и следующий выпуск журнала будет полностью посвящен этой проблематике. Желающие принять участие в семинаре найдут информацию о ней на сайте проекта. Материалы в специализированный номер принимаются до конца февраля 2010 г. по указанному ниже адресу.

Сердечно благодарю всех коллег и друзей, оказавших мне поддержку в подготовке этого номера, и напоминаю в заключение, что наши публикации и другие полезные материалы можно найти по следующим адресам электронной версии журнала: www.nsu.ru/classics/schole/ и www.elibraru.ru.

Е. А.

30 декабря 2009 г.

Академгородок

afonasin@gmail.com

Аннотации


Андроники Калогирату

Олимпийский центр философии и культуры, Афины, andronikkie@yahoo.com

Представления Плотина о душе, самоубийстве и воплощении

Язык: английский

Выпуск: ΣΧΟΛΗ 3.2 (2009) 387–400

Ключевые слова: Человеческое поведение, свобода выбора, детерминизм, психология

Аннотация: Вопросы, на которые необходимо найти ответ, если мы желаем понять роль самоубийства и его связь с душой, воплощением, убийством человека и живых существ в универсуме Плотина, состоят в следующем: в какой мере тело следует считать внешней оболочкой? Не является ли очищение целью воплощения души? Не обстоит ли дело таким образом, что посредством воплощения в индивидуальной душе актуализируются новые, ранее скрытые возможности, или же тело представляет собой лишь инструмент для наказания души и ее отчуждения? Наши представления о философии Плотина существенно зависят от того, как мы разрешим эту загадку. И хотя, как показывает сравнение Эннеад 1.4.46 и 1.9.16, Плотин с возрастом изменил свое отношение к самоубийству, эта концепция возникает в его философии в нескольких основных контекстах. Прежде всего, в традиционном для современности смысле, он спрашивает о том, следует ли душе, если ей предоставить свободный выбор, оставить тело или остаться в нем? Кроме того, Плотин обогащает наше представление о самоубийстве двумя дополнительными значениями. Во-вторых, самоубийством он считает само воплощение, иллюстрируя эту идею мифами о младенце Дионисе и Нарциссе: воплощение представлено здесь как невольное самоубийство, результат неразумного стремлении души к материи. Во-вторых, самоубийством следует считать убийство или уничтожение другого живого существа или растения, ведь в этом случае мы уничтожаем частицу единой души, которой сами причастны. В отличие от Плотина поздние неоплатоники, такие как Дамаский, настаивали на невозможности полного отделения души от дела до тех пор, пока тело живо, что делало невозможным для души потенциального мудреца полностью погрузиться в позитивное ничто абсолютно Невыразимого первого начала. Ведь душа всегда связана с телом, которое не может сопровождать свое истинное Я на пути к иному по отношению к душе полному Ничто.


Йорго Н. Маниатис

Открытый греческий университет, Афины, ymani@tellas.gr

Центральный огонь в космологии пифагорейца Филолая

Язык: английский

Выпуск: ΣΧΟΛΗ 3.2 (2009) 401–415

Ключевые слова: пифагореизм, космология, космос, астрономия, астрофизика

Аннотация: В данной работе, во-первых, переоценивается космология пифагорейца Филолая, настаивающего на том, что центром мироздания является не земля и не солнце, но центральный огненный очаг, который расположен в центре сферического космоса. Во-вторых, автор демонстрирует ценность и значение этой модели огне-центрического космоса, раскрывая ее новые и революционные элементы и их вклад в развитие астрономии. В-третьих, подчеркивая универсальную значимость и непреходящую ценность этой модели, автор показывает, что ее следует считать не только предшественницей гелиоцентрической модели космоса, как обычно делается, но также и предвосхищением современных космологических и астрофизических построений.


Доминик O’Мара

Университет Фрибурга, Швейцария, dominic.omeara@unifr.ch

Трансформация метафизики в эпоху поздней античности

Язык: русский

Переводчик: А. А. Каменских

Выпуск: ΣΧΟΛΗ 3.2 (2009) 416–432

Ключевые слова: метафизика, Александр Афродисийский, Сириан, Прокл, Дамаский

Аннотация: Статья посвящена истории развития метафизики, понимаемой как философская дисциплина или наука. Мне хотелось бы обосновать предположение о том, что последний период развития греческой философии, длившийся примерно с III по VI вв. н. э., внес много нового в процесс становления метафизики как философской дисциплины, а именно превратил метафизику в метафизическую науку, выявляя в то же время пределы такой науки. Работа состоит из четырех частей. В части первой показано, как Александр Афродисийский (нач. III в.), интерпретируя Метафизику Аристотеля, стремился отыскать в нем метафизическую науку. Во второй части показано, каким образом философ-неоплатоник начала V в. Сириан не только принял интерпретацию Александра, но и, вдохновленный ею, начал искать ту же самую метафизическую науку уже у Платона. В третьей части статьи показано, как все это приводит к появлению шедевра метафизики – Началам теологии ученика Сириана Прокла. Наконец, в четвертой части, мы обращаемся к последнему великому метафизическому труду греческой философии – Трактату о первых принципах Дамаския – труду, в котором границы метафизической науки исследуются с необычайной проницательностью и упорством. Приспосабливая предпринятую Александром формализацию аристотелевской метафизической науки к платонизму, Сириан знал, что такая наука представляет собой лишь средство к достижению познания о трансцендентном, а не само это познание. Знал это и Прокл, хотя его Начала теологии, в которых метафизическая наука представлена с такой систематической красотой, могут на первый взгляд показаться окончательными определениями. Если после этого у нас все еще остались иллюзии относительно адекватности нашей метафизической науки, Дамаский исцеляет нас от них, открывая наши умы тому, что лежит за пределами или превыше наших собственных метафизических усилий.


Люк Бриссон

Национальный центр научных исследований, Париж, lbrisson@agalma.net

Logos и logoi у Плотина: их природа и функция

Язык: русский

Переводчик: Е. В. Афонасин

Выпуск: ΣΧΟΛΗ 3.2 (2009) 433–444

Ключевые слова: Стоицизм, платонизм, первые принципы, душа, логос

Аннотация: Космос возникает не в результате деятельности творца, но согласно природе. Это возникновение не предполагает мышления или концептуализации, но является результатом действия силы, которая запечатлевает себя в материи. Ум сообщает умопостигаемые формы, которые в нем содержатся, гипостазированной Душе, в которой они превращаются в рациональные формулы (logoi). Затем Душа передает эти рациональные формулы мировой душе, которая порождает одушевленные и неодушевленные сущности, словно по указанию, полученному свыше. Однако, поскольку за порождение ответственна низшая часть мировой души, которая действует по своему разумению, возникшие в результате сущности уступают по качеству своему образцу, что объясняет несовершенство чувственно воспринимаемого космоса и наличие зла, несмотря на присутствующую в нем направляющую силу Промысла.


Алексей Александрович Каменских

Пермский государственный университет, kamen7@mail.ru

«Сизигии» Филона Александрийского

Язык: русский

Выпуск: ΣΧΟΛΗ 3.2 (2009) 445–449

Ключевые слова: иудаизм, платонизм, гностицизм, феноменология сознания

Аннотация: В предлагаемой статье обсуждаются проблемы «категориальной интерпретации» Филоном Александрийским супружеских образов Ветхого Завета. Высказывается гипотеза о трактовке Филоном того или иного женского образа Писания как «смысловой стихии инобытия» того или иного модуса ума, проводятся параллели данной концепции с эманативной диалектикой платонизма и гностическим учением о сизигиях.


Андрей Иванович Щетников

Центр образовательных проектов ΣΙΓΜΑ, Новосибирск, schetnikov@ngs.ru

Число в «Филебе» Платона

Язык: русский

Выпуск: ΣΧΟΛΗ 3.2 (2009) 450–465

Ключевые слова: арифметика, диалектика, музыка, античная наука

Аннотация: В статье обсуждается понятие числа (arithmos), играющее важную роль в диалоге Филеб и в диалектическом методе позднего Платона. Показано, что arithmos в диалектике Платона следует понимать не как отвлечённое число теоретической арифметики, но как вполне определённое и конкретное действие — «перечисление», «подсчёт», «составление полного и систематического перечня», которым нужно овладеть, чтобы стать искусным мастером в своём деле. Анализируются приводимые Платоном в Филебе и ряде других диалогов примеры с грамотой, музыкой, риторикой. Рассматривается также употребление слова arithmos и других однокоренных с ним слов в текстах ряда греческих авторов — Гомера и Гесиода, трагиков классической эпохи, Геродота.


Андрей Иванович Щетников

Центр образовательных проектов ΣΙΓΜΑ, Новосибирск, schetnikov@ngs.ru

Теон Смирнский. Изложение предметов, полезных при чтении Платона:

Предисловие, перевод, комментарий

Язык: русский

Выпуск: ΣΧΟΛΗ 3.2 (2009) 466–558

Ключевые слова: античный учебник, арифметика, музыка, астрономия

Аннотация: Вводное руководство Теона Смирнского (ок. 70 – ок. 135), греческого математика, испытавшего сильное влияние неопифагорейской школы мысли, переводится на русский язык впервые. Задача Теона – помочь изучающим Платона лучше понять научные истоки пифагорейской и платонической философии. В своей настоящей форме учебник делится на три раздела, трактующих арифметику и нумерологию (книга I, часть 1), музыкальную теорию (книга I, часть 2) и астрономию (книга II). Другие неопифагорейские сочинения в новых русских переводах (в особенности, руководства Никомаха из Герасы) см. в предыдущем выпуске этого тома журнала (ΣΧΟΛΗ 3.1 [2009]), специально посвященного этой теме.


Евгений Васильевич Афонасин

Центр изучения древней философии и классической традиции

Новосибирский государственный университет

Институт философии и права СО РАН, afonasin@gmail.com

Диоген из Аполлонии. Фрагменты и свидетельства:

Предисловие, перевод, комментарии, приложения, указатели

Язык: русский

Выпуск: ΣΧΟΛΗ 3.2 (2009) 559–611

Ключевые слова: ранняя греческая наука, философия природы, история медицины

Аннотация: Публикация посвящена Диогену из Аполлонии – «последнему космологу-досократику» (fl. 440–430 до н. э.). Базируясь на прекрасном издании Анрэ Лакса (André Laks 1983, 22008) автор переводит и комментирует немногочисленные сохранившиеся фрагменты сочинения (или сочинений?) Диогена и древние свидетельства о его жизни и учении. Текст организован в соответствии с изданием Лакса, которое отличается от Дильса–Кранца как содержательно, так и по форме, поскольку здесь не только добавляются новые данные, но и существенно расширяется контекст фрагментов и свидетельств. Первый раздел включает в себя фрагменты 1–12 (на три больше, чем у Дильса). Доксографические свидетельства подразделяются на 1. Биографические сведения (T[estimonia] 1 a,b,c); 2. Начало (T 2–4); 3. Жизнь и сознание (T 5–14); 4. Семя и эмбрион (T 15–20); 5. Космос (T 21–36), и Сомнительные свидетельства (S 1–5). Варианты доксографических сообщений (у Псевдо-Плутарха, Стобея, Псевдо-Галена и др.) обычно цитируются полностью и обсуждаются. Публикация содержит три Приложения (I. Diogenes Laertius, Vita philosophorum IX, 57; II. Симпликий о Диогене из Аполлонии; III. Анатомические представления Диогена) и Index locorum. Публикация будет полезна специалистам по античной космологии, медицине и другим разделам ранней греческой философии и науки, а также исследователям, занимающимся античной доксографией.


EDITORIAL


The second issue of this volume contains six original articles and two translations of classical texts. These materials are prepared by the participants of the international interdisciplinary seminar “Teaching Classics. Fundamental Values in the Changing World”, organized by the Centre for Ancient Philosophy and the Classical Tradition (Akademgorodok, Novosibirsk area, Russia) and supported by the Open Society Institute, Budapest.2

The paper by Dominic O’Meara on the transformation of metaphysics in late Antiquity is partially based on his lectures given at Summer 2008 school in Novosibirsk; an essay on Number in the Philebus is inspired by a reading class on the dialogue, conducted at the same school by its author Andrey Shetnikov together with Svetlana Mesyats; Diogenes of Apollonia was discussed during 2009 Spring school; Androniki Kalogiratou presented her talk on Plotinus this summer; while a paper on Logos and logoi in Plotinus by Luc Brisson is prepared for the participants of the next school to take place in May 2010.

The introductory manual by Theon of Smyrna (ca. 70–ca. 135), a Greek mathematician, strongly influenced by the Pythagorean school of thought, published here in a new Russian translation, supplements the previous issue of the journal, entirely dedicated to the Neopythagoreans.

The next issue of the journal will be dedicated to the history of law and religion. We invite interested scholars to contribute papers and participate in one-day seminar on the subject planned in the beginning of May, 2010, in the framework of the Spring school. Texts and proposals for oral presentations are accepted until the end of February, 2010.

Finally I wish to express my gratitude to all my friend and colleagues for cooperation, advice and help and would like to remind that these and other relevant publications are available on-line at the following addresses: www.nsu.ru/classics/schole/ and www.elibraru.ru.


Е. А.

December 30, 2009

Akademgorodok, Russia

afonasin@gmail.com

Abstracts


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48

Похожие:

Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconЕ. В. Афонасин Ответственный секретарь
М. Н. Вольф (Новосибирск), В. П. Горан (Новосибирск), Джон Диллон (Дублин), С. В. Месяц (Москва), Е. В. Орлов (Новосибирск), В. Б....
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconЕ. В. Афонасин Ответственный секретарь
М. Н. Вольф (Новосибирск), В. П. Горан (Новосибирск), Джон Диллон (Дублин), С. В. Месяц (Москва), Е. В. Орлов (Новосибирск), В. Б....
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconЕ. В. Афонасин Ответственный секретарь
М. Н. Вольф (Новосибирск), В. П. Горан (Новосибирск), Джон Диллон (Дублин), С. В. Месяц (Москва), Е. В. Орлов (Новосибирск), В. Б....
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconЕ. В. Афонасин Ответственный секретарь
М. Н. Вольф (Новосибирск), В. П. Горан (Новосибирск), Джон Диллон (Дублин), С. В. Месяц (Москва), Е. В. Орлов (Новосибирск), В. Б....
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconЗам ответственного редактора), И. Д. Ковальченко, И. И. Минц (ответственный редактор), В, А. Муравьев (ответственный секретарь), В. П. Наумов Рецензе н т ы
А. И. 'Зевелев, jj В. Е. Идлерицкий| (зам ответственного редактора), И. Д. Ковальченко, И. И. Минц (ответственный редактор), В, А....
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconКонкурса подготовила: Чазова Светлана Анатольевна ответственный секретарь цкк, кандидат педагогических наук
Чазова Светлана Анатольевна – ответственный секретарь цкк, кандидат педагогических наук
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconМ. Ю. Ледванов Ответственный секретарь
Кожокару А. Ф., Юров С. С
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconИсследование психологической готов­
Ответственный за выпуск проф. Ю. А. Гагин Секретарь В. И. Дворецкая Компьютерный набор и верстка А. В. Малинин
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconДемографические исследования выпуск четырнадцатый историческая демография москва
И. А. Данилова, М. Б. Денисенко, В. В. Елизаров, И. А. Троицкая (ответственный секретарь)
Е. В. Афонасин Ответственный секретарь iconФгоу спо «кхмт» положение
Состав приемной комиссии, ее председатель, ответственный секретарь назначаются директором техникума
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница