Професійна спілка робітників морського транспорту України




НазваниеПрофесійна спілка робітників морського транспорту України
страница1/10
Дата04.03.2013
Размер1.13 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


МІНІСТЕРСТВО ОХОРОНИ ЗДОРОВЯ УКРАЇНИ

Державне підприємство “Український науково-дослідний інститут морської медицини”

Державний департамент морського і річного транспорту України
Професійна спілка робітників морського транспорту України

Фонд морської медицини


ВІСНИК


МОРСЬКОЇ МЕДИЦИНИ


Науково-практичний журнал

Виходить 4 рази на рік


Заснований в 1997 році. Журнал є фаховим виданням для публікації основних результатів дисертаційних робіт у галузі медичних наук (Бюлетень ВАК України від 9 червня 1997р. №4)


Зареєстрований в Міністерстві інформації України

Свідоцтво серія КВ № 2830


3 (26)

(липень - вересень)


Одеса 2004




РЕДАКЦІЙНА КОЛЕГІЯ


Головний редактор А.О. Лобенко


В.Г.Руденко( науковий редактор), В.Ю.Волянський ( заступник головного редактора ), Н.А.Мацегора (відповідальний секретар), О.Г.Андрієвський, О.К.Асмолов, В.О.Васильєв, О.І.Верба, Ю.І.Гульченко, Т.В.Демидова, Б.С.Запорожченко, О.М.Ігнатьєв, В.О.Лісобей, Т.П.Опаріна, О.Ю. Нетудихатка.


РЕДАКЦІЙНА РАДА


Р.В.Богатирьова (Київ), П.В.Волошин (Харків), Є.М.Горбань (Київ), С.О.Гуляр (Київ), Л.М.Давидов (Київ), В.М.Запорожан (Одеса), В.О.Зубков (Одеса), М.Ф.Ізмеров (Москва), Н.К. Казимирко (Луганськ), М.О.Корж (Харків), Н.Н.Корпан (Австрія, Відень), В.Й.Кресюн (Одеса), Ю.І.Кундієв (Київ), М.В.Курик (Київ), І.І.Кутько (Харків), М.В.Лобода (Київ), В.В.Поворознюк (Київ), М.Д.Тронько (Київ), М.І.Хвисюк (Харків), Чайковский Ю.Б. (Київ), О.О.Шалімов (Київ), О.А.Шандра (Одеса), М.Ф. Ізмеров.(Москва).


Адреса редакції


65110, ДП “УкрНДІ морської медицини”

м. Одеса, вул. Маловського, 8

Телефон/факс : (0482) 721-62-23


Редактор Н.І. Єфременко


Здано до набору р.. Підписано до друку р.. Формат 70108/16

Папір офсетний № 2. Друк офсетний. Умов.-друк.арк. .

Зам №


ISSN 0049-6804 Міністерство охорони здоров’я України, 1999

Державне підприємство “Український науково-дослідний інститут морської медицини” , 1999

Державний департамент морського і річкового транспорту України, 1999

Професійна спілка робітників морського транспорту

України, 1999

Фонд морської медицини, 1999



ОРГАНІЗАЦІЯ МЕДИКО-ПРОФІЛАКТИЧНОЇ СЛУЖБИ


УДК: 616.71 – 073.75 + 616.71 – 085.847 (083.131)


С. А. Праник

ВОЗМОЖНОСТИ НАУЧНО-КЛИНИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ В УСЛОВИЯХ ВЕДОМСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Киевская центральная бассейновая клиническая больница МЗ Украины.


В современных условиях отчетливо прослеживается тенденция к развитию в здравоохранении отраслевых научно – лечебных структур, что обусловлено необходимостью активного внедрения в медицинскую практику достижений современных технологий. Подобный подход повышает социально – экономическую эффективность здравоохранения, оптимизирует подготовку высоко квалифицированных кадров.

В отечественной медицине издавна царила высокая нравственность – ёё девизом во все времена была близость к больному. С течением времени становилось очевидным, что для обнаружения болезни одних физикальных данных немало даже тогда, когда недостаток методик гениально восполнялся врачебной наблюдательностью, как это было с описанием пиопневмоторакса в период господства школы Гиппократа.

Необходимость объективизация патологического процесса в медицине впервые воплотил в жизнь итальянский учёный Джованни Морганьи, открывший эру патоморфологии. Она получила логическое развитие в трудах немецкого учёного Йоханеса Мюллера благодаря введению в клинику экспериментального направления. В более позднее время достижения в различных областях науки трансформировались применительно к нуждам клинической медицины – так возникли клиническая биохимия, клиническая микробиология, другие направления.

На Украине системные научные направления в клинике внутренних болезней впервые начали развиваться на кафедрах Государственных медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей г.г. Киева, Харькова, Днепропетровска, Одессы, других административных центров в 20 – ые и 30 – ые годы прошлого века. Большая заслуга в развитии отечественной науки принадлежит Киевской школе терапевтов. В разных городах Украины создавались научные общества, а с 1931 года учреждено Республиканское научное общество терапевтов, проводившее съезды, конференции, симпозиумы.

Развитие терапевтической науки в Украине связано с именами выдающихся учёных – клиницистов В.П. Образцова, Ф.Г. Яновского, В.В. Виноградова, В.Н. Михайлова, Н.Д. Стражеско. Их клиническая и научно - педагогическая деятельность отличалась оригинальностью и глубиной научного анализа, физиологическим подходом в решении клинических проблем. Отчётливо ощущалось влияние великого физиолога И.П. Павлова на формирование материалистического мировоззрения учёных последующих поколений. Ярким примером тому является научная деятельность замечательного украинского терапевта, академика АМН СССР и АН Украины Вадима Николаевича Иванова.

Именно В.Н. Иванов воплотил идею совместной деятельности научных школ и практического здравоохранения, что было реализовано в коллегиальном и творческом содружестве кафедры терапии Киевского медицинского института и Киевской больницы водников (в дальнейшем Киевская центральная бассейновая клиническая больница МЗ Украины).

Здание больницы было построено перед первой мировой войной немецкой лютеранской общиной и отразило ёё стиль. В годы войны до 1918 года в ней размещался госпиталь для тяжелобольных, позднее приданный ведомству железнодорожного и водного транспорта. Соседство с Покровским монастырем, основанным Великой княгиней Александрой и служившим монастырем – больницей позволило обеспечивать медицинское обслуживание больных послушницам со средним медицинским образованием, воспитанным в духе сострадания и любви к ближнему, что оставило свой след в моральном облике и в профессиональном подходе медицинских работников больницы.

В 1931 году в помещении бывшей евангелистской общины по ул., Ново – Павловской (ныне ул., Ю. Коцюбинского) была открыта самостоятельная больница по обслуживанию водников. Ёё первый главный врач И.П. Самойлович, большой патриот ведомственного здравоохранения, стал также инициатором размещения на её базе кафедры терапии № 2 Киевского медицинского института. С 1934 года по 1962 год её возглавлял В.Н. Иванов, ученик одного из основоположников Киевской терапевтической школы академика ВУАН Ф.Г. Яновского.

В.Н. Иванов (1892 – 1962гг) всегда рассматривал коллективы кафедры и больницы целостным образованием, призванным достойно нести свою миссию помощи больному, основанную на достижениях медицинской науки. Заложенные им традиции сохраняются и развиваются его учениками работающими на кафедре в наши дни, медицинскими работниками больницы. Среди них немало практических врачей, приобщившихся к научной деятельности. В память о большом вкладе в творческое содружество представителей науки и практического здравоохранения КЦБКБ МЗ Украины носит имя академика Вадима Николаевича Иванова.

Среди учеников В.Н. Иванова было много ярких личностей, внесших в клиническую медицину, и в науку в целом значительный вклад.

Первым помощником В.Н. Иванова стал доцент Евгений Борисович Буклеев, пользовавшийся необычайной популярностью у студентов, врачей, населения. Он придавал традиционным методам клинической диагностики первостепенное значение. Его диагнозы поражали проницательностью и точностью оценок, а воспитание у врача клинического мышления считал первым долгом учителя.

Дмитрий Федорович Чеботарёв также воспитанник школы Вадима Николаевича – интерн, аспирант, стал впоследствии основателем Института геронтологии г. Киева, Президентом Международной ассоциации, его имя вошло в историю мировой геронтологии.

Георгий Иосифович Бурчинский – военный врач второй мировой войны, его научное направление было сосредоточенно главным образом на традиционных для школы В.Н. Иванова проблемах гастроэнторологии. В дальнейшем руководитель кафедры терапии стоматологического факультета КМИ, лауреат Государственной премии Украины.

Николай Федорович Скопиченко, сотрудник кафедры, также активно разрабатывал традиционные для кафедры госпитальной терапии проблемы гастроэнтерологии у больных с онкологическими заболеваниями внутренних органов. В дальнейшем профессор госпитальной терапии №2 КМИ и курса военнополевой терапии.

Евгений Львович Ревуцкий – продолжал развивать основное научное направление школы В.Н. Иванова – клиническую физиологию органов пищеварения. Широкое общебиологическое развитие позволило ему выполнить докторскую диссертацию по клинико – биологическому обоснованию высокочастотной терапии при заболеваниях желудка. В дальнейшем – руководитель отдела клинической физиологии Института им. академика А.А. Богомольца. В Институте онкологии АН Украины создал отдел клинической диагностики и медикаментозной терапии опухолей. В Институте кардиологии им. Н.Д. Стражеско занимается изучением патогенеза и клиники атеросклероза.

В 1962 году принял академическую эстафету и возглавил кафедру терапии стоматологического факультета КМИ Анатолий Петрович Пелещук, а с 1971 года также вновь созданную кафедру госпитальной терапии №2. Бывший аспирант В.Н. Иванова, он прерывал свою учёбу и научную деятельность участием в Великой Отечественной войне. В Киевском НИИ урологии и нефрологии, где он руководил отделением гемодиализа и терапевтической нефрологии, при его участии впервые в Украине выполнена операция пересадки почки. А.П. Пелещук является автором более трехсот научных трудов, из них шестнадцати монографий. Ученый с необычайной широкой эрудиции, многогранностью научных интересов. Среди работ книга «Этика общения врача и пациента» по основам деонтологии, единственная выполненная в академическом стиле.

За большую научную, педагогическую и практическую деятельность, в том числе за оказание научно практической помощи коллективу врачей больницы, а также совершенствование медицинской помощи речникам Днепровского бассейна А.П. Пелещук удостоен звания Заслуженного деятеля науки УССР, премии им. академика Н. Д. Стражеско и Государственной премии УССР.

В 1970 годы заведующей туберкулёзным отделением больницы Екатерина Андреевна Безвершенко была разработана методика создания повышенной концентрации противотуберкулёзных препаратов в легочной ткани путём их трахео – бронхиального введения как основного метода лечения.

Установлена возможность рассасывание очаговых и инфильтративных изменений в легких и заживления каверн у больных, лечение которых было затруднено или невозможно при пероральном или внутримышечном введении из - за токсико – аллергических состояний, отягощенности заболеваниями сердечно – сосудистой системы пищеварения. Работа выполнена в виде клинико – рентгенологических исследований и защищена кандидатской диссертацией. Научными руководителями были Лауреат Ленинской премии академик АМН СССР Л.К.Богуш и заслуженный деятель науки Украины доктор медицинских наук А.П. Пелещук, научный консультант рентгенологического раздела работы - профессор кафедры рентгенологии ЦИУВ СССР К.В. Помельцов.

С 1990 года кафедрой госпитальной терапии КМИ заведует ученик профессора А.П. Пелещука – доктор медицинских наук, профессор Анатолий Станиславович Свинтицкий. И в наши дни неизменным остаётся основное направление научных работ – клиническая физиология и патология органов пищеварения. Так, на кафедре выполнены учениками А.С. Свинтицкого и защищены диссертационные работы – интерна Владимира Михайловича Богамаза об особенностях клиники, течения и лечения язвенной болезни в условиях отягощенности хеликобактер пилори у работников водного транспорта и участкового врача терапевта Сергея Александровича Пояркова об иммунологических нарушениях при язвенной болезни у ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС из числа работников водного транспорта.

На кафедре повышают квалификацию преподаватели медицинских институтов, углубляют знания специалисты КЦБКБ МЗ Украины.

Из опыта КЦБКБ МЗ Украины очевидна необходимость совместной деятельности практического здравоохранения и клинических кафедр медицинских институтов, научно – исследовательских институтов, взаимно обогащающих друг друга клиническими наблюдениями, точными знаниями, развитием перспективных научных направлений диагностики и дифференциальной диагностики болезней, в т.ч. профессиональных. Нельзя переоценить роль подобного содружества в лечебном процессе, связанном с применением новейших лекарственных средств и пониманием процессов фармакодинамики, введением новейших методик, овладением медицинской техникой. Отсюда вытекает уверенность врача в постановке диагноза, выборе схем лечения. Немаловажную роль играет такой психологический фактор, как доверие к лечебному учреждению, а отсюда и его рентабельность, что выражается в достижении более полного и стойкого клинического результата, сокращении сроков лечения. Следствием перечисленного является конкретный социальный и экономический эффект в здравоохранении.

Представленные сведения о научном и практическом потенциале учёных и специалистов КЦБКБ МЗ Украины демонстрируют уже назревшую необходимость в адаптации и внедрению научно – клинических комплексов в здравоохранении.


Ключевые слова: специализированные научно – лечебные комплексы, интеграция клинической науки и практического здравоохранения, повышение квалификации специалистов, освоение новейших медицинских знаний, возможности ведомственного здравоохранения, рентабельность лечебно – практических учреждений.


Литература.

1. Клиника внутренних болезней в Украинской ССР. Историко – медицинские очерки / Под общ. ред. проф. Г. И. Бурчинского и К.Ф. Дубленко / - Киев: Вища школа, 1977. – 345 с.

2. Славов Н.А., Подлесный Н.И. Укрречфлот: путь поиска, реформ и преобразований – Киев: Наукова думка, 1996. – 123 с.

3. Безвершенко Е. А. Лечение больных туберкулезом легких эндотрахелбронхиальным введением антибактериальных препаратов / клинико-рентгенологические исследования: Автореф. … канд. Мед. Наук, Киев, 1971. – 23 с.

4. Материалы науч. практ. конф. “Актуальные проблемы поражения внутренних органов и их связь с причинами аварии на Чернобыльской АЭС. Особенности заболеваний у работников речного флота”, посвященной 85 – летию Киевской центральной бассейновой клинической больницы МЗ Украины – Киев, 1999. – С. 34

5. Праник С.А. Отраслевые научно – клинические комплексы: становление, развитие и значение для здравоохранения /на примере Киевской больницы водников. - Наука та наукознавство. – Киев. - МНЖ, 2002. – С. 14 - 15


Summary.

S.A. Pranik


The integration of medical science in the problem of training of high skilled personnel has its practical significance for health protection. This idea is proved by the performance of research and clinical complexes such as Kiev Clinics for River Transporters.

ФІЗІОЛОГІЯ І ПАТОЛОГІЯ АДАПТАЦІЇ ЛЮДИНИ ДО УМОВ СВІТОВОГО ОКЕАНУ


УДК 612.821:613.001.37


Т.В. Демидова

К ВОПРОСУ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СУДОВОДИТЕЛЕЙ

ГП “Украинский НИИ морской медицины”, г. Одесса


Вступление. Актуальной проблемой морской медицины и гигиены водного транспорта является оценка здоровья судоводителей и, в частности, оценка влияния напряженности труда и организационных факторов на их работоспособность и профессиональную надежность. [1]

Среди судоводителей недостаточно изученной является трудовая деятельность лоцманов портофлота, осуществляющих такие сложные судоводительские операции как маневрирование судна в узкостях, напряженный и удлиненный график их работы, большое количество проводок и сложных швартовых операций за суточную вахту. [2, 3, 4]

Материалы и методы. Были обследованы 14 практически здоровых лоцманов в возрасте 31-54 года, со стажем работы по специальности не менее 2-х лет. В исследовании использован комплекс профессиографических, клинико-физиологических и психофизиологических (ПФ) методов, позволяющих определить условия и характер труда, состояние сердечно-сосудистой системы (ССС) и ВНС, высших психических функций. Функциональное состояние и работоспособность (РСп) испытуемых изучалось каждые 4 часа в динамике суточной вахты по данным вариационной пульсометрии, АД, расчетной кардиогемодинамики, тестов САН, КЧСМ (критическая частота слияния мелькания), Люшера, Спилберга, Шульте-Платонова.

Результаты исследований и их обсуждение. Проведенное профессиографическое исследование позволило выделить основные рабочие операции лоцманов: радиотелефонная связь с судами и диспетчерами порта; ведение вахтенной документации – всего до 34% рабочего времени. 7% времени уходит на прием и передачу вахты. Ожидание и переходы на лоцманском катере составляют около16%. Часть рабочего времени используется на отдых и личные отвлечения в периоды, допустимые напряженным технологическим процессом, что составляет около 15% времени вахты (табл.1).

Согласно классификации НИИ труда, по уровню психоэмоционального и интеллектуального напряжения труд лоцманов следует отнести к V-й категории напряженности [5]. Время швартовой операции может колебаться в широком диапазоне от 40 мин. до 2 ч. в зависимости от времени суток, расположения причала и типа судна, слаженности и взаимодействия экипажей проводимого судна и буксиров, стивидора и матросов причала. При проводе судна лоцману приходится совершать от 140 до 320 взоров обзорного и целенаправленного характера в разных направлениях рубки, по линии горизонта, совершать боковой и задний обзор судна с крыльев мостика за работой буксиров, швартовной и судовой команды.

В такие периоды паузы в деятельности носят характер не пассивного ожидания (как это наблюдается во время ходовой вахты в открытом море), а оперативной готовности с большим расходом нервной энергии, что подтверждается ростом ЧСС и ДД, даже по сравнению с физической нагрузкой при подъеме на борт судна, достигающего 10 и более метров (117±44 и 96±4,3 уд/мин; t=3,3; p<0,01, 77±1,7 и 69±0,98 мм рт.ст.; t=4,1; р<0,001 соответственно).


Таблица 1

Данные хронометража и показатели сердечно-сосудистой системы лоцманов в зависимости от выполняемых операций

Основные затраты рабочего времени

Время,

мин.

ЧСС,

уд/мин.

СД,

мм рт.ст.

ДД,

мм рт.ст.

Оперативное ожидание, радиопереговоры

470

73±1,0

129±1,2

69±0,8

Посадка на катер и переход к судну

125

80±1,5

134±1,6

67±1,3

Подъем на судно

55

96±4,3

139±1,8

69±0,9

Проводка судна

260

117±4,1

137±1,4

77±1,7

Швартовка к причалу

220

119±3,9

136±1,7

79±1,6

Посадка на катер и переход в лоцманскую

115

87±3,6

133±2,0

74±2,2

Оформление документов

40

74±1,1

131±1,5

70±1,4

Передача вахты

25

78±2,2

127±1,3

67±1,1

Внутривахтенный отдых

130

72±1,7

125±1,2

65±1,0

Итого средние значения:

=1440

88,4

132,7

70,8


По данным психограммы и экспертных оценок выявлен широкий спектр индивидуально-типологических и психологических качеств, обеспечивающих эффективную и безаварийную профессиональную деятельность, а именно: высокая острота зрения и быстрое восстановление световосприятия; устойчивый вестибулярный аппарат; развитая избирательная апперцепция и константность восприятия; способность к опознанию и выделению полезных сигналов из “шума” на экране локатора в условиях помех; точное определение на глаз направления и скорости пространственного перемещения морских объектов. Характер поступающей информации предъявляет повышенные требования к перцептивной (4,47 балла), аттенционной (4,60 балла) и конгитивной (4,05 балла) функциям по 5-бальной шкале. Практически все свойства внимания являются для лоцманов профессионально значимыми: его устойчивость – 4,4±0,9 балла; распределение – 4,8±0,21 балла и скорость переключения – 4,65±0,75 балла. Профессионально важными являются такие характерологические особенности лоцмана, как эмоционально-волевые и коммуникативные свойства (4,1-4,65 балла), самообладание (4,9±0,4 балла) и эмоциональная устойчивость (4,25±0,5).

В оценке напряжения механизмов регуляции ССС представляло интерес определение вегетативных реакций организма в ответ на физическую нагрузку и психоэмоциональное напряжение (ПЭН) при осуществлении проводки судна. Так, выявлена высокая чувствительность показателей вариационной пульсометрии и рассчетной кардиогемодинамики при оценке комплексного воздействия производственных, метеофакторов и депривации сна на ФС лоцманов в динамике суточной вахты. В периоды максимальной интенсивности проводок судов достоверно возрастает ДД (77-80 мм рт.ст.), сердечно-сосудистый интегральный показатель 8,4-9,9 усл.ед.[6], а некоторое снижение СД при повышении ДД свидетельствует о выраженной нагрузке на ССС за счет доминирующего влияния симпатического напряжения психоэмоционального генеза (табл.2).


Таблица 2

Изменения физиологических показателей лоцманов в динамике суточной вахты

Часы вахты

ИН

Баевского

Мода,

С

Амплитуда моды, %

ССИП, усл. ед.

ПЭК,

усл. ед.

9-00

139±21

0,54±0,09

37,8±3,3

4,98±0,31

-

13-00

145±24

0,68±0,08

53,0±4,6

7,79±0,63

1,27±0,04

17-00

-

-

-

8,44±0,56

1,36±0,06

21-00

308±39

0,51±0,09

24,8±4,9

9,91±0,86

1,51±0,07

1-00

-

-

-

7,46±0,52

1,24±0,06

5-00

196±26

0,54±1,00

36,5±3,9

5,52±0,51

0,99±0,03

9-00

237±35

41,3±4,2

41,3±4,2

6,14±0,36

1,13±0,04


На всех этапах обследования в динамике суток у лоцманов зарегистрированы кривые симпатотонического типа (Мо=0,5-0,68с). Увеличение МОК при выраженном ПЭН обеспечивалось в основном за счет учащения пульса и, в меньшей степени, за счет увеличения ударного объема (ПЭК=1,51±0,07), т.е. менее выгодных энергети-ческих реакций ССС. Индекс напряжения (по М.Р. Баевскому), свидетельствующий о высоком ПЭН и его вегетативном проявлении в динамике вахты, имел однозначную направленность – повышение по сравнению с фоновыми данными на 4,3% (через 4 ч) и на 45% через 12 ч на уровне 99% (табл. 2). В целом уровень внимания, являющийся для лоцманов, фактором надежности и безопасности проводки судов, в течение 12 дневных часов не претерпевал существенного снижения, а индивидуальные флюктуации не выходили за рамки физиологической “нормы”. В этот период объем и распределение внимания максимально улучшались (153 с), с последующим ухудшением аттенционных возможностей к часу ночи (238 с), когда сказывается напряженная рабочая обстановка и снижение уровня бодрствования. К 17 часам достоверно улучшалась функция внимания благодаря формированию т.н. преодолевающего поведения и операционной напряженности. ФС зрительного анализатора и корковой нейродинамики, по данным КЧСМ, наиболее высокие в первые 8-10 часов работы (до 40,3±0,43 Гц). В дальнейшем отмечалось ухудшение показателя до 37,5±0,4 Гц (в 1ч) и 36,1±0,3 Гц в 5 часов утра (р<0,05), что отражает снижение функциональной активности ЦНС под влиянием естественного суточного ритма. Это обстоятельство является общим для всех судоводителей, так как в ночное время, в связи с более сложной навигационной обстановкой, проводка судов осуществляется на фоне более высокого напряжения высших психических функций.

Хорошим прогностическим признаком оптимального уровня РСп и надежности лоцманов (пластичности ФС) является отсутствие выраженных различий изученных показателей в разные периоды суточной вахты при оптимальной интенсивности труда (до 6-8 проводок судов). Преобладание хронотропного влияния на ритм сердца в ночное время, даже если интенсивность производственной нагрузки незначительна, является одним из неблагоприятных факторов. Известно, что уже одноразовая депривация сна не компенсируется последующим ночным сном обычной продолжительности и сохраняется в течение межвахтового периода. Об этом свидетельствуют также и различия в субъективной оценке усталости до и после вахты. К концу суточной вахты достоверно снижается самочувствие (5,7±0,26 – 4,4±0,25; t=3,6; р<0,01), эмоциональный фон и мотивация (5,5±0,22 – 4,0±0,3; t=4,0;р <0,002). Уровень реактивной тревожности лоцманов (по данным теста Спилберга), имеет тенденцию к некоторому росту (с9 до 11 баллов; р<0,1) при оптимальной производственной загрузке. При работе же одного лоцмана на вахте – тревожность достоверно возрастает на 63% (р<0,002) и проявляется в резком угнетении эмоционального фона, повышении симпатотонической активации (kB=0,61±0,09 – 1,14±0,07; р<0,001), отклонении от аутогенной нормы (14,7±1,4 – 21,7±4,3; р<0,1 – по тесту Люшера). Выраженное ПЭН, обладающее большими доминантными свойствами, и многократное его повторение в течение суточной вахты может привести к “срыву”, т.е. возникновению ситуации невроза с ультрапарадоксальной стадией[7].

Выводы.

1. По результатам исследования условий и характера труда лоцманов (штурманов) выявлено интермиттирующее воздействие на организм неблагоприятных гидрометеорологических факторов и физических нагрузок на фоне высокого нервно-психического напряжения.

2. В трудовой деятельности судоводителя (лоцмана) преобладает информационно-конгитивный компонент с выраженным напряжением аттенционных сенсорно-перцептивных функций.

3. Профессиональная надежность лоцманов существенно падает после 7-8 проводок судов в результате снижения активации ЦНС, корковой нейродинамики и соновных свойств внимания, роста реактивной тревожности и угнетения эмоционального фона.

Полученные нами результаты подчеркиваютнеобходимость оптимизации режима труда и отдыха, а также четкой регламентации штатных производственных контактов и взаимных обязательств лоцманов с персоналом взаимодействующих служб порта и экипажей буксиров.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Професійна спілка робітників морського транспорту України iconПрофесійна спілка робітників морського транспорту України
Державне підприємство “Український науково-дослідний інститут медицини транспорту”
Професійна спілка робітників морського транспорту України iconПрофесійна спілка робітників морського транспорту України
В. Г. Руденко ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В....
Професійна спілка робітників морського транспорту України iconУкраїни, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби
Заснований в 1997 році. Журнал є фаховим виданням для публікації основних результатів дисертаційних робіт у галузі медичних наук...
Професійна спілка робітників морського транспорту України iconУкраїни, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби
Заснований в 1997 році. Журнал є фаховим виданням для публікації основних результатів дисертаційних робіт у галузі медичних наук...
Професійна спілка робітників морського транспорту України iconУкраїни, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби
Заснований в 1997 році. Журнал є фаховим виданням для публікації основних результатів дисертаційних робіт у галузі медичних наук...
Професійна спілка робітників морського транспорту України iconУкраїни, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби
Заснований в 1997 році. Журнал є фаховим виданням для публікації основних результатів дисертаційних робіт у галузі медичних наук...
Професійна спілка робітників морського транспорту України iconУкраїни, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 медичні та екологічні проблеми приморських регіонів
Заснований в 1997 році. Журнал є фаховим виданням для публікації основних результатів дисертаційних робіт у галузі медичних наук...
Професійна спілка робітників морського транспорту України iconУкраїни, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби
В. Г. Руденко ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В....
Професійна спілка робітників морського транспорту України iconУкраїни, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби
В. Г. Руденко ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В....
Професійна спілка робітників морського транспорту України iconУкраїни, 1999 Професійна спілка робітників морського транспорту України, 1999 Фонд морської медицини, 1999 організація медико-профілактичної служби
В. Г. Руденко ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница