Программа итогового государственного экзамена «теория и практика социальной педагогики»




Скачать 390.46 Kb.
НазваниеПрограмма итогового государственного экзамена «теория и практика социальной педагогики»
страница1/3
Дата03.03.2013
Размер390.46 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДЕНО

На заседании Ученого совета

«_____»_____________20___г.


Председатель Ученого совета,

Ректор ____________В.В. Обухов


ПРОГРАММА

ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»


(программа профессиональной переподготовки

по профилю основной профессиональной образовательной программы

050711 Социальная педагогика)


ТОМСК 2011


Пояснительная записка


Итоговый государственный экзамен слушателя, окончившего курсы профессиональной переподготовки, предназначен для комплексной оценки уровня знаний слушателя с учетом целей обучения, вида дополнительной профессиональной образовательной программы, установленных требований к содержанию программы обучения; для установления соответствия уровня знаний слушателя квалификационным требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050711 Социальная педагогика; для рассмотрения вопросов о предоставлении слушателю по результатам обучения права вести профессиональную деятельность в сфере социальной педагогики и выдаче диплома о профессиональной переподготовке. Итоговый государственный экзамен проводится в форме междисциплинарного по программе обучения, включающего вопросы следующих дисциплин: «Введение в профессию», «Общие основы педагогики», «Теория и методика воспитания», «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», «Педагогическая психология», «История социальной педагогики», «Социальная педагогика», «Социальная политика», «Основы социальной работы», «Методика и технология работы социального педагога», «Методология и методы психолого-педагогических исследований», «История педагогики и образования», «Управление социальными системами», «Основы профориентологии», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая антропология», «Психолого-педагогическая диагностика», «Основы психоконсультирования и психокоррекции», «Основы психологии семьи и семейного консультирования».

Программа итогового государственного экзамена составлена в соответствии с рекомендациями по итоговой государственной аттестации слушателей образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050711 Социальная педагогика.

Настоящая программа включает: требования к уровню подготовки слушателя, содержание итогового государственного экзамена, процедуру проведения итогового государственного экзамена, критерии оценки ответов слушателя, перечень вопросов итогового экзамен, списки основной и дополнительной рекомендуемой литературы.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЯ

КУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050711 СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

ПО ПРОФИЛЮ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА


Квалификационная характеристика слушателя, окончившего курсы профессиональной переподготовки

Слушатель, окончивший курсы профессиональной переподготовки и получивший право на ведение профессиональной деятельности в сфере социальной педагогики должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы и методы социального воспитания; способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Область профессиональной деятельности:

Социально-педагогическая работа в сфере образования

Объект профессиональной деятельности:

Обучающийся

Виды профессиональной деятельности:

Социально-педагогическая, учебно-воспитательная, развивающая, культурно-просветительская, научно-методическая, организационно-управленческая.

Слушатель, окончивший курсы профессиональной переподготовки, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности в сфересоциальной педагогики, решению типовых профессиональных задач в учреждениях среднего профессионального (педагогического) образования (педагогических училищах и педколледжах).


Слушатель, окончивший курсы профессиональной переподготовки, должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации "Об образовании", решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;

основы общих и специальных теоретических дисциплин в обьёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

государственный язык Российской Федерации - русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.


Слушатель, окончивший курсы профессиональной переподготовки, должен уметь: решать типовые задачи профессиональной деятельности в области социальной педагогики.

Типовые задачи профессиональной деятельности

в области социально-педагогической деятельности:

проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса;

проведение профориентационной работы;

оказание помощи в решении задач социализации учащихся;

обеспечение взаимодействия школы и различных учреждений с целью успешной социализации детей;

в области учебно-воспитательной деятельности:

психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса;

организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;

использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей;

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

в области развивающей деятельности:

разработка развивающих программ психологического сопровождения детей в образовательном процессе;

разработка коррекционно-развивающих программ для детей с трудностями в обучении;

психологическая поддержка творчески одаренных учащихся;

проведение развивающих занятий для разных категорий детей с учетом индивидуальных особенностей;

психологическая поддержка учителей в образовательном процессе;

в области культурно-просветительной деятельности:

формирование общей культуры учащихся;

организация культурного пространства образовательного учреждения;

в области научно-методической деятельности:

выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методи-ческих объединений;

анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повы-шения своей квалификации;

в области организационно-управленческой деятельности:

управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;

организация контроля за результатами социального воспитания;

ведение школьной документации


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

«Теория и практика социальной педагогики»


  1. Социальная педагогика как наука: понятие, объект, предмет, цель, функции. Понятийно-категориальный аппарат социальной педагогики.

  2. Социальная педагогика как практическая деятельность: понятие, цель, функции, субъекты, объекты. Общее и отличное в деятельности социального педагога, педагога, психолога, социального работника.

  3. Социальное воспитание, осуществляемое в воспитательных организациях: понятие, принципы, подходы.

  4. Девиантное поведение: понятие, предпосылки, причины, типы, формы. Концепции девиаций.

  5. Беспризорность и безнадзорность как социально-педагогическая проблема: история, сущность, причины, особенности в России. Специфика социально-педагогической деятельности с беспризорными и безнадзорными детьми.

  6. Принципы социально-педагогической теории и практики.

  7. Социализация как ключевая проблема социальной педагогики. Концепции социализации. Сущность и содержание социализации.

  8. Социализация как социально-педагогическое явление: понятие, факторы, агенты, средства, механизмы.

  9. Социальная педагогика как отрасль знания и особый вид деятельности.

  10. Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике. Типы и виды отклонений.

  11. Возникновение зарубежной социально-педагогической мысли.

  12. Развитие социально-педагогической теории и практики в ХХ веке.

  13. Предпосылки развития социальной педагогики в России: милосердие и благотворительность.

  14. Становление социально-педагогической теории и практики в XVIII-XIX веках.

  15. Особенности становления социально-педагогической теории и практики в России.

  16. Социальный педагог: функциональные и должностные обязанности, права. Формы оказания помощи социальным педагогом.

  17. Сфера деятельности социального педагога: специализации и места работы.

  18. Квалификационная характеристика и профессиограмма социального педагога.

  19. Воспитательная система: сущность, структура. Характеристика основных компонентов. Этапы и методика становления и развития воспитательной системы, критерии оценки. Зарубежные и отечественные воспитательные системы.

  20. Школа как социально-педагогическая система. Место и роль социального педагога в общеобразовательных учреждениях разных типов и видов.

  21. Методика и технологии работы социального педагога в образовательных учреждениях разных типов и видов.

  22. Специфика социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

  23. Содержание социально-педагогической деятельности в работе с детьми с различными формами девиантного поведения.

  24. Социально-педагогическая деятельность как процесс: понятие, сущность, элементы, этапы, особенности.

  25. Социально-педагогическая технология: понятие, структура, содержание, классификации.

  26. Методы исследования в работе социального педагога.

  27. Методы воспитания в работе социального педагога.

  28. Направления, содержание, функции, принципы и технологии работы социального педагога в системе социальной защиты населения.

  29. Методика и технология работы социального педагога с детьми-сиротами и оставшимися без попечения родителей в учреждениях интернатного типа.

  30. Основные подходы, технологии, методы и средства в социально-педагогической работе с семьей.

  31. Теоретико-методологические основы социальной работы: понятие, субъекты, объекты, цели, принципы.

  32. Социальная работа как феномен современного мира. Сущность социальной работы.

  33. Социальные проблемы и ресурсы в их решении как проблема социальной работы.

  34. Социальные технологии в работе социального педагога

  35. Социальное прогнозирование, проектирование и программирование в социально-педагогической деятельности.

  36. Социальное посредничество как технология работы социального педагога.

  37. Социально-педагогическое консультирование как вид социальной технологии.

  38. Особенности социальной работы с различными категориями граждан.

  39. Общение как социально-психологическое явление.

  40. Понятие групповой совместимости. Подходы к формированию групповой сплоченности в детском коллективе.

  41. Межличностный конфликт: понятие, общая характеристика, профилактика.

  42. Семья: понятие, сущность, признаки. Современная семья: особенности и основные тенденции развития.

  43. Функции семьи: понятие, характеристика.

  44. Детско-родительские взаимоотношения в семье: параметры, возрастная динамика.

  45. Семья как психологическая система. Семейные кризисы: понятие, характеристика.

  46. Воспитательный потенциал семьи: сущность, компоненты. Психолого-педагогические основания семейного воспитания.

  47. Психологическая помощь: сущность, специфика, виды.

  48. Психологическое консультирование как вид психологической помощи: принципы, цели, задачи, виды, этапы и фазы консультирования.

  49. Психокоррекционный процесс: сущность, специфические черты. Этапы и фазы психокоррекционного процесса.

  50. Психопрофилактика и ее основные принципы. Психопрофилактика в работе социального педагога.

  51. Психолого-педагогическое исследование: понятие, общая характеристика, виды.

  52. Методологические характеристики психолого-педагогического исследования.

  53. Общая характеристика методов психолого-педагогического исследования.

  54. Истолкование, апробация и оформление результатов психолого-педагогического исследования.

  55. Социальная политика: понятие, цели, принципы, субъекты и объекты. Взаимосвязь социальной политики государства, социальной работы, социальной защиты населения и социальной педагогики.

  56. Политика государства в области страхования: социального, медицинского, пенсионного.

  57. Социальная политика государства в отношении семьи: понятие, направления, принципы, механизмы взаимодействия с государством.

  58. Социальное партнерство в контексте социальной политики государства: сущность, содержание и принципы.

  59. Государственная политика в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, спорта и туризма.

  60. Профориентация в работе социального педагога: сущность, виды, уровни, методы и средства.



ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ (ЗАДАЧИ)


Задача

Отца у Саньки не было, он ушел из семьи два года назад. Мать работала сутками, чтобы прокормить троих детишек. Следить за мальчиком было некому. Он совсем отбился от рук всех педагогов и воспитателей, да и мать свою уже не слушал.

Пожалуй, не было такого сада в поселке, в котором не побывал бы Санька. Впрочем, такой сад был - Матвея Петровича, его соседа. Парнишка боялся забраться в него, уж больно строг был хозяин, который сторожил свой сад с ружьем. Но однажды все-таки решил Санька залезть в этот сад и сразу же был пойман бдительным стариком. Такого с ним никогда не случалось. Санька сжался в комок и дал себе слово не кричать, если его даже будут бить. А то, что ему сейчас здорово влетит, - в этом он не сомневался.

- Ну, здорово, богатырь, - услышал он голос Матвея Петровича, - Вот ты какой. Ну, садись, гостем будешь.

Легонько взяв Саньку за худенькое плечо, он усадил его на стол под яблоней.

- Как яблоки-то? - ласково спросил Матвей Петрович мальчика. - Э-э, да ты, я вижу, и попробовать-то не успел. Ты с какой яблони сорвал, с этой? Эти яблоки очень вкусные. Давай угощайся, - потчевал он Саньку. - Сад –то я сам разводил , - скупо похвастался старик . - Нелегко было: зимы у нас больно холодные. Да ты ешь, тебе поправляться надо, ишь кости-то, как выпирают из-под рубашки.

Матвей Петрович задумчиво посмотрел на сжавшегося, притихшего паренька.

- Ты вот что, - наклонился к нему Матвей Петрович, - захаживай ко мне, а? Сад у меня большой, дела нам с тобой обоим хватит. Я тебя всем премудростям научу, глядишь, впоследствии садоводом станешь. А дело это не простое. Яблоня, она все равно что человек, внимания требует. Ну как, придешь? Вот и хорошо, - обрадовался старик, хотя Санька не мог вымолвить ни одного слова. Он был поражен словами и отношением к себе Матвея Петровича.

- А яблоки, - продолжал тот, - возьми с собой, мать и сестренок угостишь. Я тебе сейчас еще нарву.

Матвей Петрович нарвал яблок, положил их в плетеную корзинку и отдал Саньке.

- Корзинку завтра или в другой раз принесешь. Ну иди, - легонько потрепал грубой ладонью Санькины волосы и пошел за водой. А когда оглянулся, увидел… Санька, неисправимый озорник и хулиган, стоял и ясными, добрыми глазами смотрел ему вслед…

Потом они стали друзьями, и Санька сильно к нему привязался, чувствуя заботу и понимание мудрого человека.

В о п р о с ы и з а д а н и я

1. Какие педагогические задачи решил в этой ситуации Матвей Петрович?

2. Как ему удалось превратить причину конфликта в повод для зарождения добрых отношений с трудным подростком?

3. При каких условиях метод наказания приносит результаты?


Задача

В университете многие однокурсники Тани считают большим шиком курить. И Татьяна тоже постепенно пристрастилась к сигаретам. Мама не раз замечала, как подружки курят, но ни разу не сделала им замечания, хотя весь ее вид выражал неудовольствие.

А однажды она сказала дочери:

- Давай поедем с тобой в Озерки.

- Почему именно в Озерки? - спросила Таня.

- Узнаешь, - таинственно пообещала она...

Они приехали в Озерки, шли среди каких-то новостроек. И вдруг остановились. Мама сказала:

- Здесь был тот самый убогий ресторанчик, где собирались подонки общества и куда вечерами приходил Блок. Именно здесь он встретил женщину, которую воспел в своих стихах. Ты помнишь? «И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна...» Обрати внимание, девочка, великий Блок никогда не говорил о лице своей незнакомки: «...странной близостью закованный, смотрю за темную вуаль и вижу берег очарованный и очарованную даль...» Неизвестно, красива женщина или нет, правильны ли черты ее лица или дисгармоничны? Оказывается, даже великому эстету Блоку не это важно в образе Прекрасной Дамы. В его незнакомке столько женского достоинства, сдержанности, элегантности, женственности, что ни один мужчина не смеет прикоснуться к ней нечистым взглядом или жестом.

Мама помолчала и вдруг неожиданно спросила:

- Ну, а можешь ли ты себе представить, чтобы кто-то посмел похлопать по плечу Прекрасную Даму и сказать: «Дай прикурить!»

Мама знала дочкину любовь к Блоку и умело воспользовалась ситуацией общения, чтобы изменить отношение девушки к курению.

В о п р о с ы

1. Оправдана ли такая нетерпимость матери в отношении потребности к курению, сложившейся у дочери?

2. Насколько психологически и педагогически целесообразны действия матери?

3. Какие последствия здесь можно прогнозировать?


Задача

В класс пришла новая девочка. Ее настороженность и замкнутость навели группу мальчишек на мысль устроить новенькой “ прием” в лучших традициях бурсы: “ чтобы сразу поняла, куда попала”. И когда девочка вышла на перемене из класса, они спрятали ее портфель и с нетерпением стали ждать “спектакля”. Все удалось как нельзя лучше: новенькая сразу занервничала, стала спрашивать, кто взял ее портфель.

В о п р о с ы и з а д а н и я

1. Дайте оценку микросреды, в которой происходит событие.

2. Можно ли по данному поступку судить о духовном обнищании современных подростков?

3. Кто и как регулирует отношения внутри коллектива в подобных случаях?


Задача

В классе появился новенький - Виталий. Первые дни мальчик посещал занятия и вел себя хорошо. Но спустя несколько дней он перестал появляться в школе. От милиционера педагоги узнали, что Виталий вместе с группой ребят украл аудиотехнику. Классная руководительница отправилась домой к Виталию. Ничего радостного она не узнала и никакой помощи не ждала, так как узнала, что отца нет, а мать ведет аморальный образ жизни.

И вдруг педагог вспомнила о разговоре с Виталием и его друзьями. Это была встреча на улице, где Виталий что-то рисовал на асфальте. Один из друзей сказал о больших способностях Виталия к рисованию. Узнав, где живет этот друг Виталия, классная руководительница нашла там и Виталия. Неприветливо встретив учителя, Виталий был удивлен неожиданным предложением Татьяны Викторовны - помочь в оформлении наглядных пособий к ее урокам. Для этого она дала ему деньги на покупку бумаги, красок и других необходимых материалов.

На следующий день дома у педагога Виталий мастерил и готовил наглядные пособия. В результате он стал приходить к ней домой каждый вечер с готовыми рисунками, таблицами.

Лишь к началу следующего года Виталий попросил учительницу помочь вернуться в школу, но только в ее класс.

Хорошо, что администрация школы поддержала такой интерес, организовав для Виталия обучение по индивидуальной программе, чтобы совсем его не потерять,

Итак, Виталий стал регулярно посещать школу и усердно учиться.

В о п р о с ы и з а д а н и я

1. Какие приемы педагогического воздействия использовал учитель?

2. Чем можно объяснить расположение мальчика к учителю?

3. Какая сторона человеческих отношений отразилась в истории с Виталием?

Задача

Идя на урок, педагог видит у кабинета толпу ребят и двоих дерущихся подростков. Педагог попросил всех зайти в кабинет, а драчунов остаться в коридоре. Закрыв двери и оставшись наедине с мальчиками, педагог спрашивает:

- Можете объяснить, почему вы поссорились, из-за чего возникла драка? Мальчики молчат, они угрожающе смотрят друг на друга.

- Это секрет? - серьезно спрашивает педагог.

Они кивают головой.

- Тогда сделаем так, даю вам 5 минут - поговорите как мужчина с мужчиной, только без кулаков и оскорблений, тихо, мирно выясните свои отношения. И помните, вы должны войти в класс более крепкими друзьями, чем были прежде, покажите всем, как вы можете цивилизованно решать сложные жизненные проблемы.

В о п р о с ы и з а д а н и я

1. Прав ли учитель? Чем он руководствовался?

2. Согласны ли вы с мнением, что на практике должно реализовываться некое представление о «мужском» и «женском» воспитании?

3. Какое решение, приняли бы вы в подобном случае?

  1. Родители семилетнего Васи ведут асоциальный образ жизни, злоупотребляют алкоголем, не занимаются воспитанием ребенка, нигде не работают, имеют большие задолженности по оплате за квартиру, живут на пособие по инвалидности отца Васи, все деньги тратят на алкогольные напитки. Когда пришло время отправлять Васю в школу, они этого не сделали, объяснив это тем, что нет денег на покупку одежды и школьных принадлежностей. К каким последствиям может привести подобное поведение родителей? Какие меры по отношению к Васе и его родителям необходимо принять социальному педагогу?

  2. Первоклассник Костя плохо учится. Он — неорганизованный, неопрятный мальчик, непричастный к активности класса, часто нарушает правила школьной жизни, дружит с нарушителями дисциплины, жадничает, плаксив. Что должен предпринять социальный педагог в данном случае?

  3. В обеспеченной семье Максимовых мать – домохозяйка, отец работает на высокой должности и хорошо зарабатывает. У матери всегда были очень доверительные отношения с дочерью. И все в семье было благополучно. Однако в возрасте примерно 12 лет дочка стала хуже учиться, чаще пропускать занятия, если раньше она интересовалась животными, читала много художественной литературы, то теперь ей стало нравиться ходить по магазинам, встречаться с подружками, ходить в кафе и на дискотеки. К 14 годам девочка практически забросила учебу, испортились отношения с родителями. На слова мамы «Тебе нужно учиться, получить профессию», девочка ответила «Зачем мне учиться? Я буду также, как и ты, сидеть дома и ничего не делать!». Охарактеризуйте основные проблемы, возникшие в семье Максимовых. Что должен предпринять социальный педагог в этом случае?

  4. Олег, 15 лет, в последнее время стал избегать своих друзей, мотивируя это тем, что у него появились новые, «взрослые дела». Одноклассники отмечают, что Олег стал замкнутым, все разговоры с ним сводятся к высказываниям Олега о бессмысленности социальной жизни, о необходимости делать выбор в пользу жизни в отдалении от больших городов. На что следует обратить внимание и какие действия необходимо предпринять социальному педагогу в данной ситуации?

  5. Семеновой Галине Ивановне позвонили из школы и спросили, почему ее 15 летний сын Олег уже 2 недели не ходит в школу. Такой вопрос ее несколько шокировал, так как все это время ее сын каждый день собирал портфель и уходил якобы в школу, а затем возвращался в положенное время. В тот же вечер когда сын пришел якобы из школы между ним и Галиной Ивановной произошел скандал, в ходе которого выяснилось, что Олег все это время играл в компьютер у своего друга из параллельного класса, родителей которого в течение дня не бывает дома. Как должна проводиться социально-педагогическая работа в данном случае?

  6. В шестом классе — романтическая дружба девочки и мальчика. Страдает их успеваемость, а одноклассники смеются над ранней любовью. Чем может социальный педагог помочь в этой ситуации?

  7. У семилетней Ани ДЦП. Так как ее семья живет в небольшой деревне, то у нее нет возможности обучаться в специальной школе, и родителям пришлось отдать Аню в обычную школу. Какие трудности в обучении могут возникнуть у Ани? Какие условия необходимо создать для ее обучения?

  8. У семилетней Наташи слепота после перенесенного в возрасте 4-х лет тяжелого заболевания. Так как ее семья живет в небольшой деревне, то у нее нет возможности обучаться в специальной школе, и родителям придется отдать Наташу в обычную школу. Какие трудности в обучении могут возникнуть у Наташи? Какие условия необходимо создать для ее обучения?

  9. Вася сирота и является воспитанником детского дома. В возрасте 3-х лет его усыновила семья из Испании. Спустя год после усыновления Васю вернули в детский дом, так как приемные родители не справлялись со своими обязанностями. Какую работу с ребенком необходимо провести психологу и социальному педагогу детского дома?

  10. В классе мальчик из многодетной семьи, который при каждом удобном случае напоминает о своих правах и привилегиях. Что может порекомендовать социальный педагог в общении с этим мальчиком?

  11. Александр Иванович – отец-одиночка – воспитывает двух дочерей дошкольного возраста. До недавнего времени он работал на высокой должности, хорошо зарабатывал и мог оплачивать услуги няни. Теперь в связи с кризисом он потерял работу и, следовательно, лишился средств к существованию. Какую помощь социальный педагог может оказать ему и его детям?

  12. Юле 15 лет, внешне выглядит старше своего возраста, имеет образование 5 классов, нигде не учится. Живет с мамой в комнате в общежитии. Мать Юли страдает алкоголизмом, часто приводит домой мужчин. Юля уже три года занимается предоставлением сексуальных услуг (проституцией). С ее слов, она занимается этим добровольно, ей это нравится, и бросать это занятие она не собирается. Каковы причины асоциального поведения Юли? Какие действия необходимо предпринять социальному педагогу в данной ситуации?

  13. Вы устроились на работу в качестве социального педагога в учреждение дополнительного образования детей (дом детского творчества). В этом учреждении работает целая социально-педагогическая служба, состоящая из 5 социальных педагогов. В чем будет состоять специфика работы социального педагога и социально-педагогической службы в УДО? Как будут распределяться обязанности между социальными педагогами в составе службы?

  14. Вы работаете социальным педагогом в детском доме. Один из ваших подопечных совершил уголовное правонарушение (грабеж), и вас вызывают в суд в качестве законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого. У вас на работе в этот день очень важное совещание. Какие функции вы будете выполнять в суде? Имеете ли вы право не явиться в суд? Будет ли вам оплачиваться то рабочее время, которое вы пропустите из-за необходимости присутствия в суде?

  15. Неполная семья, сыну 15 лет, в последнее время испортились отношения с матерью. Сын приходит домой поздно и в нетрезвом виде, к советам матери не прислушивается. Его друзья и девушка ничего не имеют против выпивок. Мать настроена против друзей и девушки, из-за чего отношения с сыном ухудшились. Каковы должны быть действия социального педагога?

  16. Ребенок растет в «трудной семье»: отца нет, мать иногда выпивает. Воспитанием мальчика занимается бабушка. В 1 класс ребенок пошел с желанием учиться. Но у учителя сложилось предвзятое мнение о ребенке. Если в классе что-то случалось, виноват всегда был он. К третьему классу за ним закрепился ярлык «трудный ребенок». Каковы должны быть действия социального педагога?

  17. Девочка 14 лет, отличница, спортсменка, после гибели родителей в автокатастрофе стала посещать вместе с любимой бабушкой собрание секты. В настоящее время психические и поведенческие реакции не изменились, однако старшая сестра-опекун обратилась за консультацией к социальному педагогу. Каковы должны быть действия социального педагога?

  18. Девушка 15 лет, учится в школе в 9 классе. В начале учебного года выясняется, что она беременна. Имя отца ребенка она скрывает. Родители девушки настаивают на аборте, но она против этого. Родители обратились за консультацией к социальному педагогу. Каковы должны быть действия социального педагога?

  19. С раннего детства Марине внушали, что она музыкально одаренна, что ее ожидают известность и слава. На уроках музыки она получала только отличные оценки, пела в хоре. В 4 классе появилась возможность выступить на концерте, однако учительница не включила Марину в список выступающих. С тех пор девочка стала раздражительной, вспыльчивой, никого не слушает. Каковы должны быть действия социального педагога?

  20. Девочке 12 лет. Родители за последние несколько месяцев стали замечать в ее поведении нетрезвость, резкую смену настроения, потерю интереса к учебе. Девочка стала поздно возвращаться домой, много времени проводить вне дома. Родители обратились к социальному педагогу. Каковы должны быть действия социального педагога?

  21. Девочка 10 лет, перешла в новую школу по причине переезда семьи на новое место жительства. Девочка имеет дефекты речи, она не может влиться в коллектив. Классный руководитель, молодой специалист, сам справится не может, обратился к социальному педагогу. Каковы должны быть действия социального педагога?

  22. К социальному педагогу обратилась девушка 18 лет, воспитанница детского дома с ребенком 8-ми месяцев. У нее нет денег на оплату квартиры и содержание ребенка. Ее посещают мысли сдать ребенка в детдом. Она спрашивает, что ей делать. Каковы должны быть действия социального педагога?

  23. Мальчик 15 лет, воспитывается одинокой мамой. Семья живет в рабочем поселке. В последние полгода мальчик стал плохо учиться, пропускать уроки, дерзить близким, не ночевать дома. Классный руководитель и мама обратились за помощью к социальному педагогу. Каковы должны быть действия социального педагога?

  24. В неблагополучной семье двое детей. Старший сын, 17 лет, недавно освободился из колонии несовершеннолетних. Младший сын, 14 лет, хорошо учится, занимается спортом, принимает активное участие в жизни класса и школы. Мальчик стыдится своей семьи, стал редко бывать дома, зачастую не ночует. Бабушка обращается к социальному педагогу за помощью. Каковы должны быть действия социального педагога?

  25. Олег учится в 8 классе. Ученик он слабый, но старается. Характер у него мягкий и доброжелательный. Отец недоволен оценками сына, постоянно ругает его и называет мямлей, тугодумом, слюнтяем. Мальчику важно мнение отца. Мать обращается за помощью к социальному педагогу. Каковы должны быть действия социального педагога?

  26. Алексей долгое время болел и лежал в больнице. Отстал по школьной программе и в интеллектуальном плане. Из-за этого над ним стали насмехаться в классе. Узнав о происходящем, классный руководитель поговорил с классом. После беседы класс стал нормально относиться к Алеше, но в опалу попал Андрей, который дразнил постоянно Алешу. Каковы должны быть действия социального педагога?

  27. В 7 классе происходит смена классного руководителя. Прежний уходит в связи со сменой места жительства. Новый классный руководитель — молодой специалист. Родители недовольны. Главный аргумент — молодость и неопытность. Молодой педагог обращается за помощью к социальному педагогу. Каковы должны быть действия социального педагога?

  28. Молодые люди, Анна ( 25 лет) и Виктор (27 лет), проживают в совместно снимаемой ими квартире, брак не зарегистрирован. Анна находится на 5-м месяце беременности. Свои доходы молодые люди сообща распределяют на хозяйственные и личные нужды. Можно ли эту пару назвать семьей? Обоснуйте свой ответ. С какими проблемами могут столкнуться молодые люди в дальнейшем?

  29. К школьному социальному педагогу за советом обратилась А. Ее сын В., 16 лет, по мнению матери, попал под влияние «секты», как она называет эту группу, и часто не приходит домой ночевать. Свое отсутствие сын объясняет тем, что «дома плохая энергетика, а там, где он находится, ему хорошо». Мать очень переживает за сына, но отчим мальчика (второй муж матери) пытается ее успокоить, говоря, что «парень уже взрослый, нечего так над ним трястись, пусть сам решает, как ему жить». Как поступить в данном случае социальному педагогу?

  30. К классному руководителю обратилась за советом мама пятиклассника О. Мальчик, по словам мамы, перед каждой контрольной или опросом стал испытывать приступы паники и сильного удушья и из-за этого участились пропуски занятий. В классе мальчик принадлежит к так называемой группе «изгоев». Посоветуйте, как следует поступить классному руководителю?

  31. Школьник М. получил инвалидность после ДТП. Как социальный педагог может помочь мальчику и что может порекомендовать его родителям?

  32. Семиклассница Е. за последний месяц сильно снизила успеваемость, ее поведение стало отличаться резкой сменой настроения, грубостью по отношению к взрослым, ее часто стали замечать в компании курящих старшеклассников. При беседе с девочкой выяснилось, что ее родители находятся в процессе развода. Что социальный педагог может сделать в данном случае?

  33. Второклассница А., по наблюдениям педагогов, стала в разговоре часто упоминать с негативными чувствами своего недавно родившегося братика, а однажды сказала, что хочет от него избавиться, он мешает. Как поступить социальному педагогу в данном случае?

  34. В класс из другой школы переведен шестиклассник Д. В сопроводительной характеристике было отмечено, что мальчик отличается неустойчивым характером, частыми перепадами настроения, в общении с другими детьми допускает грубость и жестокость. Что вы посоветуете предпринять социальному педагогу, как организовать работу? С кем еще может сотрудничать социальный педагог в данном случае?

  35. В педагогическом коллективе школы назревает конфликт между классом и одним из учителей-предметников. Учитель в силу собственной повышенной эмоциональности иногда допускает нелицеприятные комментарии к ответам учеников. Что может предпринять в данном случае социальный педагог?

  36. В 8-м классе на перемене возникла драка между учениками, и Вы были свидетелем ее начала. Каковы будут Ваши дальнейшие действия как социального педагога?

  37. В 7-м классе учениками был «объявлен бойкот» (молчаливое игнорирование) молодой учительнице, пришедшей на замену любимого классом заболевшего педагога. Что вы можете предпринять как социальный педагог в данном случае?

  38. Родители одного из второклассников дают каждый день сыну на личные расходы крупную сумму (до 100 рублей в день). Семья имеет высокий уровень доходов. Больше в классе подобных детей нет. Что может предпринять социальный педагог в этом случае?

  39. В 3-й класс пришел мальчик С., чья семья недавно переехала из другого города. С. имеет на лице рубцы после сильного ожога и очень стесняется этого. Дети в классе не принимают его в свои игры, перешептываются за спиной. Что может предпринять социальный педагог в данном случае?

  40. Константин, молодой мужчина (27 лет), состоит в браке четвертый год. Имеет 2-летнего сына. Константин очень мало уделяет внимания своему сыну, часто возвращается домой слишком поздно, занят собой, много времени проводит с приятелями. В ответ на требование супруги — уделять больше внимания сыну — гулять с ним, разговаривать, читать ему, Константин говорит, что сын еще слишком мал, он ничего не понимает, сейчас с ним должна прежде всего быть мать, а его время для общения с сыном еще не настало. Что может предпринять в данной ситуации социальный педагог?


  1   2   3

Похожие:

Программа итогового государственного экзамена «теория и практика социальной педагогики» iconПрограмма государственного экзамена «теория и практика социальной педагогики»
Квалификация: социальный педагог и (в соответствии с дополнительной специальностью)
Программа итогового государственного экзамена «теория и практика социальной педагогики» iconПрограмма итогового экзамена по дисциплине «Теория государства и права»
Целью итогового экзамена является установление соответствия уровня общепрофессиональной и специальной теоретической подготовки выпускников...
Программа итогового государственного экзамена «теория и практика социальной педагогики» iconПрограмма Итогового государственного междисциплинарного экзамена «Теория и практика адаптивной физической культуры»
«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»
Программа итогового государственного экзамена «теория и практика социальной педагогики» iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 230401. 65. «Прикладная математика»
Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена рассмотрена и утверждена на заседании умс мфюа «17» января 2011...
Программа итогового государственного экзамена «теория и практика социальной педагогики» iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080801 «прикладная информатика в экономике»
Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена рекомендована кафедрой «Информационные технологии». Протокол заседания...
Программа итогового государственного экзамена «теория и практика социальной педагогики» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по направлению 030300. 68 Психология магистерская программа «организационная психология»
Рягин Сергей Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, психологии и социальной работы Омской...
Программа итогового государственного экзамена «теория и практика социальной педагогики» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по направлению 050400. 68 Психолого-педагогическое образование магистерская программа «психология управления в образовании»
Рягин Сергей Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, психологии и социальной работы Омской...
Программа итогового государственного экзамена «теория и практика социальной педагогики» iconКонференция проведена по инициативе кафедры социальной работы, педагогики и психологии Омгу им. Ф. М. Достоевского. Для специалистов в области социальной работы, научных сотрудников и преподавателей, студентов и аспирантов
Технологии социальной работы: теория и практика реализации: Материалы III заочной Международной научно-практической конференции....
Программа итогового государственного экзамена «теория и практика социальной педагогики» iconПрограмма итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 552800 «информатика и вычислительная техника» Степень (квалификация) выпускника
Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по
Программа итогового государственного экзамена «теория и практика социальной педагогики» iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности 080801 «Прикладная информатика (в социальной сфере)»
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта впо к содержанию и уровню подготовки...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница