Программа по факультативной дисциплине по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет)




Скачать 271.5 Kb.
НазваниеПрограмма по факультативной дисциплине по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет)
страница1/3
Дата03.03.2013
Размер271.5 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.А. ШОЛОХОВА





Политическая коммунгикативистика


Программа по факультативной дисциплине


по специальности - 23.00.02 – политические институты, процессы

и технологии (политические науки)


Всего учебных часов: 72 час. (2 ЗЕТ).


Всего аудиторных занятий, час.: 18 час.


Всего часов на самостоятельную работу аспиранта: 54 час.


МОСКВА 2011


I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Цель данного курса - обучение аспирантов теоретическим и прикладным аспектам современных политических коммуникационных процессов.

Учебные задачи дисциплины. В результате изучения дисциплины аспирант должен:

знать: сущность, структуру, виды, функции политической коммуникации; основных субъектов политической коммуникационной деятельности; истоки политической коммуникации; порядок организации и планирования политических кампаний; основные рекламные технологии в политике; способы и техники информационного воздействия на аудиторию; состояние, тенденции развития современных информационно-коммуникационных процессов в России и за рубежом; проблемы информационной безопасности политических систем

уметь: обоснованно выбирать рациональные способы информационного воздействия в нужном контексте; определять цели политической коммуникации и способы их достижения; ориентироваться в политических технологиях; оценивать целесообразность использования различных средств рекламы и пропаганды;

иметь навыки: публичной коммуникации; разработки рекламной продукции для политических кампаний.


II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Предмет и базовые категории теории политической коммуникации

1.1. Предмет теории коммуникации

1.1.1. Понятие коммуникации. Политическая коммуникация: проблемы идентификации и определения.

1.1.2. Междисциплинарный характер коммуникативного анализа

1.2. Законы и категории теории политической коммуникации

1.2.1.Законы теории коммуникации

1.2.2. Категориальный аппарат теории коммуникации

1.3. Методы и функции теории политической коммуникации

1.3.1. Методологический аспект политической коммуникации

1.3.2. Функции политической коммуникации

1.4. Типологический аспект политической коммуникации.

1.5. Эволюция представлений о политической коммуникации.


Тема 2. Информационно-коммуникационные процессы в политическом пространстве.

2.1. Основные подходы к анализу информационно-коммуникативных процессов.

2.2. Природа и виды информационно-коммуникативных политических процессов.

2.3. Информация как политический ресурс. Виды политической информации.

2.4.Социально и техноцистски ориентированные трактовки современных преобразований информационно-коммуникативных процессов.

2.4.1.Гиперрациональные теории (Д. Минч, Р. Джонсон, К. Хефнер).

2.4.2. Теория «технического государства» Х.Шельски.


Тема 3. Моделирование политической коммуникации

3.1 Структурные компоненты политической коммуникации.

3.2. Представления о коммуникации как процессе и структуре.

3.2.1. Уровни политической коммуникации.

3.2.2. Коммуникативный акт и его составные элементы: коммуникатор, реципиент, сообщение, код, канал, эффективность.

3.3. Различные подходы к моделированию политической коммуникации: филологический, социологический, психологический, семиотический, математический и др.


Тема 4. Информационно-коммуникативные политические системы.

4.1. Системный подход в изучении политической коммуникации.

4.1.1. Политическая коммуникация в теории Д. Истона.

4.1.2. Структурный функционализм в теории политической коммуникации (Г. Алмонд).

4.1.3. Кибернетический подход К. Дойча.

4.2. Сущность информационно-коммуникативных политических систем (ИКС).

4.2.1. Особенности информационно-коммуникативных процессов и технологий в условиях политических кризисов.

4.3. Ролевая и функциональная специфика коммуникатора и реципиента в ИКС

4.3.1.. Коммуникация и коммуницирование в политической сфере.

4.3.2.Понятие коммуникативных сообществ. Основные разновидности информационно-коммуникативных взаимодействий в ИКС.


Тема 5. Массовая информационно-коммуникативная политическая система.


 5.1.Сущность и отличительные черты массовой информационно-коммуникативной системы (МИКС).

5.2. Структурно-функционалистские подходы к анализу массовой коммуникации (Г.Лассуэл, Ж..Блэк, Ч.Райт, Д.Маккуэй), леворадикальные (GUMG), теории «качественной социологии» (Г.Тачман), конструктивистские (Р.Эриксон) и культурологические подходы(Д.Кэйри). «Интерпретационный поворот» в массовой коммуникации (М.Маклюэн, Д.Гуди, Э.Гидденс, Д.Томпсон, Д.Фиск). Современные медиа-ориентированные и человеко-ориентированные концепции.

5.3. Циклы и стадии массовой коммуникации (Г.Лассуэл, Р.Якобсон, Ж.Фаже, Ю.Воронцов).

5.3.1. Структура и функции МИКС.

5.3.2.Прямое и резонансное информирование.

5.3.3.Сенсорные и несенсорные переменные коммуникации.

5.3.4.Отсроченная обратная связь в МИКС.

5.3.5.Дискурсивная и фигуральная, синхронная и диахронная медиакоммуникация.

5.3.6. Агрессивная коммуникативная среда.

5.4.Общественное мнение в системе массовой коммуникации.

5.4.1. Структура и функции общественного мнения в МИКС.

5.5.Уровни организации оценки общественностью политических событий.

5.6. Эффект «второй волны» в восприятии массовой информации (П.Лазарсфельд, Б.Берельсон, Х.Годе).


Тема 6. СМИ в политическом коммуникативном пространстве.

6.1.Сущность и отличительные черты СМИ (У.Липпман, П.Лазарсфельд, Кэмпбелл, Дж.Кланер, Б.Коэн, Дж.Зеллер, С.Лепарт).

6.1.1. Теория речевых актов (Л.Витгенштейн).

6.1.2. Теория «общественного доступа».

6.2. Место и роль СМИ в политических системах современных обществах.

6.2.1. Демократия и медиакратия.

6.3.Функции СМИ.

6.4.Стиль деятельности (вещания) современных СМИ.

6.4.1.Основные модели взаимодействия СМИ с государством.

6.5.Проблемы экономической и политической свободы СМИ в переходных обществах.

6.5.1.Политическая цензура и гражданский контроль за деятельностью СМИ. 6.5.2.Монополизация и демонополизация рынка СМИ.

6.5.3.Роль политической журналистики в информационном пространстве.

6.6.Структура СМИ.

6.7.Политическая деятельность медиа-холдингов в России.

6.8.Специфика деятельности основных СМИ.

6.8.1.Телевидение на политическом рынке: формы вещания, критерии эффективности, основные информационные технологии.

6.8.2.Новостные стратегии.

6.8.3.Особенности радиовещания в современных обществах.

6.8.4.«Большая» и региональная пресса.

6.8.5.Интернет в политике.

6.9.Проблемы законодательного регулирования СМИ.


Тема 7. Связи с общественностью в политике.

7.1. Сущность и функции политического PR.

7.1.1. Связи с общественностью как искусство коммуникации и управления политическим поведением в сфере государства.

7.1.2. Принципы, задачи и функции политического PR.

7.2. PR и политический маркетинг.

7.3. PR и формирование политического климата в обществе.

7.3.1. Конструирование общественного мнения PR -продуктами.

7.3.2. Специфика использования в PR -технологиях манипулятивных методик.

7.4. Морально-этическое измерение процесса формирования политической PR -продукции.

7.4.1. «Черный» и «серый» PR.

7.4.2. Этика пиармена в системе государственной службы.

7.4.3. Эволюция технологий паблик рилейшнз в современных российских условиях.

7.5. Cлужбы по связям с общественностью в государственных структурах.

7.5.1. Специфика деятельности пресс-служб, аналитических структур, службы пресс-секретаря и других структур в системе государственной службы.

7.5.2. Особенности деятельности данных структур в регионах.


Тема 8. Пропаганда как способ организации дискурсов в политическом пространстве.

 8.1.Сущность, структура и функции политической пропаганды.

8.1.1.Теория пропаганды Х.Э.Креса, Н.Лайтесса.

8.2.История эволюции политической пропаганды.

8.3.Типология пропаганды.

8.3.1.Отличительные черты пропаганды и контрпропаганды.

8.4. Особенности применения манипулятивных технологий обработки общественного мнения в структуре пропаганды.

8.4.1.Приемы распространения и борьбы с дезинформацией.

8.4.3. Информационное обеспечение политических провокаций.

8.5.Современные особенности пропагандистских практик на информационном рынке.

8.5.1.Технологии современной пропаганды.

8.6.Место и роль агитации в политическом пространстве.

8.6.1.Отличительные черты агитационного взаимодействия в информационном поле.

8.7.Технологии оперирования эмоциональными символами в структуре агитации.

8.8.Техники и методики нейролингвистического программирования.


Тема 9. Политическая реклама.

9.1. Сущность и отличительные черты политической рекламы.

9.1.1.Экономический, стадиальный и коммуникативный подходы к анализу политической рекламы.

9.1.2.Функции политической рекламы.

9.2.Типология политической рекламы.

9.3. Специфика национальных типов политического рекламирования.

9.3.1.Политическая реклама на федеральных, региональных и муниципальных выборах.

9.4. Политическая реклама как элемент социально-психологического анализа и экономического планирования в избирательных кампаниях.

9.5. Современные тенденции в развитии политической рекламы.

9.6. Правовые регуляторы обращения рекламной продукции в политическом пространстве национального государства.

9.7. Базовые рекламные стратегии в политическом пространстве.

9.7.1. Методики пошагового описания формирования рекламного продукта.

9.8. Имиджевые технологии политической рекламы.

9.8.1. Имиджмейкинг.

9.8.2. Техники боди- и фейсбилдинга в формировании имиджа.

9.8.3. Особенности формирования индивидуального и группового имиджа.

9.8.4. Имидж государства в пространстве политики.

9.9. Методики самопрезентации.

9.9.1. Политический брендинг.


10. Информационные кампании.

10.1.Понятие «информационных кампаний».

10.1.1.Информационные кампании и политический маркетинг.

10.2.Основные задачи информационных кампаний в пространстве политики.

10.3.Типы информационных кампаний и политические процессы.

10.3.1.Информационные кампании во время выборов. «Большие» и «адресные» инфокампании.

10.3.2.Агрессивные и игровые информационные кампании.

10.3.3.Отличительные черты оперативных и долгосрочных информационных кампаний.

10.4.Нормативная модель организации информационных кампаний.

10.4.1.Технологии формирования «коллективного» и «индивидуального» отклика на цели кампании.

10.4.2.Аналитические стадии подготовки информационных кампаний.

10.4.3.Экспертиза в структуре информационных кампаний.

10.4.4.Технологии поиска «поворотных точек» кампании.

10.5.Формы и методики информационного взаимодействия с конкурентами, контрагентами и общественными мнением.

10.6.Психологические акции.

10.6.1.Операции и технологии «раскрутки», «атаки» и «прикрытия» в структуре информационных кампаний.

10.6.2.Этапы и стадии включения «компромата».

10.6.3.Юмор в структуре информационных кампаний.

10.7.«Информационная война» как разновидность информационных кампаний, ее специфические черты и отличительные особенности.

10.7.1.Принципы и типы информационных войн

10.7.2.Понятие «психологической войны».

10.7.3. Институты и режиссура информационных войн.

10.7.4. Техники и методики осуществления информационных войн в современном мире.

10.8. Факторы повышения эффективности информационных кампаний.


Тема 11. Государственная информационная политика.


11.1. Государство как важнейший субъект на информационном рынке.

11.1.2. Критерии выработки информационной политики государства.

11.1.3. Универсальные и специфические задачи государственной информационной политики.

11.1.4. Структура и принципы организации информационной деятельности государства в сфере управления и внутренней политики

11.1.5. Государственный протекционизм на информационном рынке.

11.2. Информационное взаимодействие правящего режима с оппозицией.

11.3. Государство и его корпоративные контрагенты на информационном рынке.

11.4. Этика отношений правительства с общественностью.

11.5. Политическая и государственная цензура.

11.6. Основные направления государственной информационной политики.

11.6.1. Типичные технологии формирования и осуществления информационной политики государства.

11.6.2. Тенденции развития информационной политики государства в современном мире.

11.7. Специфика формирования информационной политики в современном российском обществе.

11.7.1. Правовые и политические приоритеты и механизмы формирования государственной информационной политики .

11.8. Основные организационные структуры в сфере информационной деятельности государства.

11.8.1. Формы и способы функционирования информационно-организационных структур.

11.8.2. Деятельность информационных служб государства в условиях кризисов.

11.8.3. Специфика организации информационных служб российского государства в современных условиях.


12. Политика государства в области информационной безопасности.

12.1. Информационная безопасность государства.

12.1.1.Факторы активизации государственной политики в отношении информационной безопасности в современном мире.

12.2. Модель информационной политики государства в сфере безопасности. 12.3.Информационные угрозы и информационная опасность.

12.3.1. Критерии информационной опасности для общества и государства.

12.3.2.Параметры государственных секретов и государственной тайны как объектов информационной защиты.

12.4. Основные направления и методы обеспечения информационной безопасности государства.

12.4.1.Отличительные особенности правовых методов обеспечения информационной безопасности.

12.4.2.Организационно-технические и экономические аспекты обеспечения информационной безопасности государства.

12.4.3. Особенности осуществления данных мер в современном российском обществе.


Тема 13. Международные аспекты развития современных информационных процессов.

 13.1. Специфика международных информационно-коммуникативных процессов.

13.2. Глобализация и развитие мирового информационного рынка.

13.3.Основные нормативные модели развития мировых информационно-коммуникативных процессов.

13.4.Роль информационных ТНК в современном мире.

13.5.Эквивалентный и неэквивалентный обмен информацией в мировой политике.

13.5.1. От «информационного империализма» и «информационного тоталитаризма» к «новому информационному мировому порядку», управляемой конфронтации и сотрудничеству.

13.6.Роль международных институтов в развитии информационных процессов.

13.7.Отличительные черты информационной стратегии европейских государств, США и развивающихся государств в современном мире.

13.8.Основные задачи государственной политики в сфере международного обмена российского общества.

13.8.1.Структура международной информационной политики современного российского государства.

13.8.2.Отличительные черты акций российского государства на межрегиональных и континентально-региональных информационных рынках.

  1   2   3

Похожие:

Программа по факультативной дисциплине по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) iconПрограмма по факультативной дисциплине по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по факультативной дисциплине по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) iconПрограмма по специальной дисциплине по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 36 час. (1 Зет)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по факультативной дисциплине по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по факультативной дисциплине по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по факультативной дисциплине по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 23. 00. 02 Политические институты, процессы и технологии (политические науки)
Вак комиссии Министерства в связи с утверждением Приказом Минобрнауки России от 25 февраля 2009г. №59 Номенклатуры специальностей...
Программа по факультативной дисциплине по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) iconПрограмма по факультативной дисциплине по специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (новая и новейшая история) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) Всего аудиторных занятий, час.: 18 час. Всего часов на самостоятельную работу аспиранта: 54 час
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по факультативной дисциплине по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) iconПрограмма по факультативной дисциплине по специальности 07. 00. 03 Всеобщая история (новая и новейшая история) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) Всего аудиторных занятий, час.: 18 час. Всего часов на самостоятельную работу аспиранта: 54 час
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по факультативной дисциплине по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) iconПрограмма по специальной дисциплине по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по факультативной дисциплине по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 23. 00. 02 Политические институты, процессы и технологии
Программа кандидатского экзамена по специальности 23. 00. 02 – «Политические институты, процессы и технологии» составлена в соответствии...
Программа по факультативной дисциплине по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии (политические науки) Всего учебных часов: 72 час. (2 Зет) iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности: 23. 00. 02 «Политические институты, процессы и технологии» по политическим наукам
Программа кандидатского экзамена по специальности 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии составлена в соответствии...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница