5-11 III раздел Материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной технологии, методике или приёмах 12-19




Скачать 470.57 Kb.
Название5-11 III раздел Материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной технологии, методике или приёмах 12-19
страница1/3
Дата03.03.2013
Размер470.57 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3



Оглавление


Наименование материала

№ стр.

Резюме

2

I раздел Эссе

3-4

II раздел Обоснование образовательной программы, педагогической технологии, методики, метода, приёма

5-11

III раздел Материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной технологии, методике или приёмах

12-19

IV раздел Заключение и материалы, отражающие прогресс детей в ходе работы сними по направлениям работы педагога


19-32

V раздел Информация об использованных педагогом способах распространения и обобщения опыта

32

VI раздел Документы, отражающие официальную оценку работы педагога

34


VII раздел Документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации педагога

39-40



Резюме


Макарова Елена Александровна


МОУ «СОШ УИОП г. Алдан»

МО «АР»

Образование - высшее, Забайкальский государственный педагогический университет

им. Н.Г.Чернышевского,

г. Чита, 2000 г.

Специальность – учитель русского языка и литературы

Педагогический стаж – 16 лет

Стаж работы в данном

учреждении - 7лет

Квалификационная категория - первая

Награды – Почётная грамота Министерства образования РС (Якутия)


Домашний адрес: 678890

г.Алдан, ул. Серебровского, д.27, кв.3

Телефон 84114536188


Раздел 1


ЭССЕ

Требовательность в разумном сочетании со снисходительностью…


Для того чтобы процесс образования был плодотворным, необходимо соблюдение трёх следующих условий: 1) наличие внутреннего стремления к получению знаний; 2) отсутствие внешних агрессоров и прочих отвлекающих факторов; 3) доступная для понимания форма изложения информации. И если с первым из этих пунктов всё более-менее понятно, и зависит он исключительно от ученика, то два других требуют подробного объяснения.

Известно, что любые отношения строятся на доверии. А стало быть, совершенно недопустимо говорить ребёнку одно, а делать совсем другое. К примеру, если мы будем читать детям лекции о вреде курения, а сами тем временем на каждой переменке будем убегать «подымить» во двор, то грош цена нашим уверениям. И совсем неудивительно, что после подобных казусов дети не будут проявлять к педагогу должного уважения, - ведь подорвать авторитет легко, а вот восстановить его – задача подчас непосильная. Поэтому принцип: «говори только то, во что веришь, и верь в то, что говоришь» я для себя считаю наиболее приемлемым.

Вторым камнем преткновения является то, что к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход, а это иногда бывает сложно организовать ввиду наполненности классов и индивидуальных особенностей личности. Но всё равно, я к этому стремлюсь, памятуя о том, что нет необучаемых детей, а есть неправильные методы обучения. Зная также, что у одних детей лучше развито ораторское искусство, а другие тяготеют к изложению материала на письме, я практикую методику усовершенствования основного навыка, параллельно подтягивая до его уровня навык отстающий. Делается это постепенно, аккуратно, - дабы не вызвать у ребёнка неприязни к предмету, вплоть до отвращения.

Для того чтобы «оживить» литературного героя, из неодушевлённого книжного персонажа превратить его в живого человека, я иногда привожу пример ситуации из собственной жизни, аналогичной той, в которой оказался герой. Опыт показывает, что подобный подход приносит гораздо больше плодов, чем традиционное «сухое» изложение материала. Особенно это актуально для ребят подросткового возраста, - ведь если ученики младших классов ещё принимают героя книжки «за своего», то дети постарше из этого уже выросли, и в художественной литературе сплошь и рядом им всё кажется «выдуманным» и «сильно приукрашенным».

В любом случае, обучение должно происходить в форме диалога, а может быть, даже дискуссии, в ходе которой у ученика (как, впрочем, и у преподавателя) формируется умение выслушать чужую точку зрения и высказать своё (аргументированное) мнение. Такой подход к делу, помимо всего прочего, полезен ещё и тем, что зачастую позволяет взглянуть на некоторые вещи под другим, нестандартным, углом, уйти от вымученной «заученности» темы, - что благоприятно влияет как на ученика, так и на педагога.

Требовательность в разумном сочетании со снисходительностью, умение найти общий язык как с ребёнком, так и с его родителями – вот, наверное, ключ к тому, чтобы процесс обучения не превратился в каторжный труд для всех. В конце концов, школа – это первый этап к вступлению во взрослую жизнь, и лишь совместными усилиями можно взрастить из ребёнка человека порядочного, рассудительного, способного самостоятельно принимать решения и отстаивать свою точку зрения. По крайней мере, так кажется мне.


Раздел 2

Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

При выборе технологии я руководствовалась «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» в основу обновленного содержания, которой положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах». Я считаю, что выбранная мною технология развития критического мышления через чтение и письмо, позволяет формировать компетенции, как ключевые, так и предметные.

Меня привлекает данная технология тем, что формы урока в РКМЧП отличают­ся от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, де­лятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуж­дают прочитанное. Организация учебного процесса напоми­нает коллективный способ обучения, так как основой её является работа учащихся в дина­мических парах и группах. Всё это позволяют развивать такие базовые качества личности, как крити­ческое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толе­рантность, которые необходимы человеку в современном обществе.

Описание самой программы, педагогической технологии, методов, приемов, педагогической диагностики и др.;

Технология РКМЧП (critical thinking) разработана в конце XX в. в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных техно­логий коллективных и групповых способов обучения, а так­же сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Критическое мышление — это один из видов интеллек­туальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.


В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов (стадий).

Стадия (Фаза)


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Возможные приемы и методы


I. Вызов (evocation)


Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их дея­тельности, мотивацию к дальнейшей работе


Ученик «вспоминает», что ему известно по изу­чаемому вопросу (дела­ет предположения), сис­тематизирует информа­цию до изучения нового материала, задает во­просы, на которые хочет получить ответы


Составление списка «известной ин­формации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графиче­ская): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; пе­репутанные логические цепочки и т.д.


Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II. Осмыс­ление со­держания (realization of meaning)

Направлена на сохра­нение интереса к теме при непосредственной работе с новой ин­формацией, постепен­ное продвижение от знания «старого» к новому»


Ученик читает (слушает) текст, используя пред­ложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации


Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+», «—», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); ведение различных записей типа двой­ных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы


На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой инфор­мацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально и в парах.

III. Рефлек­сия (reflec­tion)

Учителю следует: вер­нуть учащихся к пер­воначальным запи­сям-предположениям; внести изменения, дополнения; дать творческие, ис­следовательские или практические задания на основе изученной информации


Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления со­держания


Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискус­сий.

Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.



Описание этапов работы по внедрению программы, технологии, методики

Технологию развития критического мышления в целом или отдельные приёмы я использую на уроках русского языка и литературы, а также на факультативах.

1. Стадию вызова на уроке можно осуществить при помощи "ключевых слов", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

"Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы". Этот прием может быть началом урока повторения и обобщения темы, например, «Имени прилагательного». Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (значение, морфологические признаки, синтаксическая роль имени прилагательного). Затем учащиеся устанавливают, верны ли данные утверждения, обосновывают свой ответ. После повторения информации возвращаюсь к данным утверждениям и прошу учащихся оценить их достоверность.

2. Стадию вызова можно осуществить при помощи составления словарных карт. С данным видом работы я знакомлю детей в 5 классе на уроке русского языка при изучении темы «Как определять лексическое значение слова».

Ученик вписывает слово в центральный овал. Контекст вписывается в большой овал, расположенный прямо под ним. Из словаря выписывается дефиниция, вносится в большой овал в верхней части карты, а в два маленьких овала в правой ее части вписываются синонимы и антонимы. Затем ученики выписывают в левый верхний овал другую форму изучаемого слова. В левой части карты помещается словосочетание или фразеологическая единица. На последнем этапе ученики самостоятельно составляют предложения, в которых употреблено изучаемое слово.

Словоформа

Дефиниция

Синоним




Новое слово

Словоупотребление


Антоним





Предложение из текста



Своё предложение



Я провожу такую работу на уроках русского языка и литературы, когда знакомлю детей с новыми словами.

3. Кластеры - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди (кластеров). Грозди - графический прием в систематизации материала. При работе с художественным текстом рисуется модель солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. В центре звезда - это тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. По ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди.

4. «Инсерт» работает на стадии осмысления.  При работе с текстом на уроке литературы и русского языка, читая текст, я прошу учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы.


   " V " - поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

   " + " - поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

   " - " - поставьте " -"(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

   " ? " - поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Для заполнения таблицы надо вернуться опять к тексту. Таким образом, текст прочитывается внимательно, вдумчиво и не один раз. После заполнения таблицы проводится дискуссия.

5.

«Зигзаг» работает на стадии осмысления.

Например, урок литературы в 7 классе тема: «Пейзаж в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Я делю класс на четвёр­ки, у каждого учащегося номер от 1-го до 4-го. После этого раздаются отрывки из текста (описание степи, Днестра, ночи, города), над которыми предстоит работать. Даётся задание проанализировать текст, обозначить роль пейзажа в раскрытии замысла автора. К кон­цу урока каждый должен разобраться в отрывке. Четыре отрывка, а в группах четыре участни­ка. Значит, каждый член группы должен будет досконально разобраться со своим отрывком, а остальные помогут ему понять другие.

После этого все первые номера объединяются для работы над своим отрывком, то же делают вторые, третьи и четвёр­тые. Таким образом, в классе теперь четыре группы и каждая работает над своей частью текста.

Учащемуся надо проанализировать свой текст ( план анализа выдаётся), выработать собствен­ное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно.

Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы и знакомят других членов со своим отрывком, пользуясь общим планом. В группе происходит обмен информацией. Таким образом, в каждой рабочей группе складывается общее представление по изучаемой теме. Итог урока: исследовательское или творческое задание по изученной теме.

6. Стадия рефлексии (reflection) необходима не толь­ко для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.

Вопросы, которые предлагаю после выполнения задания.

  1. Какие чувства и ощущения возникали у меня во время выполнения задания? Что мне показалось наиболее интересным? мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь?

  2. Какие трудности встретились во время выполнения задания, как я их преодолевал? Какие идеи возникли во время выполнения задания?

  3. Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.

7. Рефлексией может быть творческая работа по теме.

После комплексного анализа текста, на уроках русского языка, начиная с 5

класса, я предлагаю творческое задание. Например, согласны или

не согласны вы с точкой зрения автора. Объяснить, почему. Свой ответ

аргументируйте, опираясь на жизненный и читательский опыт. Ответ

записывается в тетрадях для творческих работ.

В 5 классе на уроке литературы при изучении биографии М. В.

Ломоносова на стадии рефлексии даю такое задание: составить похвальное

слово о М.В.Ломоносове.


Раздел 3


Урок русского языка в 7 классе

  1   2   3

Похожие:

5-11 III раздел Материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной технологии, методике или приёмах 12-19 iconСтруктура образовательной программы моу осош №1 Раздел I. Информационная справка о школе Раздел II. Цели и задачи образовательного процесса Раздел III. Предназначение школы и модель выпускника Раздел IV. Учебный план и его обоснование
V. Особенности организации образовательного процесса и применяемые в нем технологии
5-11 III раздел Материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной технологии, методике или приёмах 12-19 iconИнновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: метод проектов
Инновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: метод проектов: материалы первого регионального семинара/ Урал...
5-11 III раздел Материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной технологии, методике или приёмах 12-19 iconМосква 2009
Абульханова К. А. (раздел 1), Калина Н. Ф. (раздел 7), Карпенко З. С. (раздел 6), Лэнгле А. (раздел 10), Орлов А. Б. (раздел 9),...
5-11 III раздел Материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной технологии, методике или приёмах 12-19 iconЛекция 1 Введение в современные технологии программирования
Под технологией программирования понимается совокупность обобщенных и систематизированных знаний, или наука, об оптимальных способах...
5-11 III раздел Материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной технологии, методике или приёмах 12-19 iconКурс «управление проектами» Авторы: Сооляттэ Андрей Юрьевич (Раздел I) Шулимов Андрей Владимирович (Раздел II) Кац Анна Борисовна (Раздел III)
Тем не менее, некоторые приведенные в тексте примеры и рассуждения несут неизбежный отпечаток «традиций», сложившихся в какой-либо...
5-11 III раздел Материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной технологии, методике или приёмах 12-19 iconIii материалы III региональной научно-практической конференции 24 и 27 марта 2009 г. Новоуральск 2009
О – 2359 Образование и наука – III: Материалы III региональной научно-практической конференции «Образование и наука», Новоуральск,...
5-11 III раздел Материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной технологии, методике или приёмах 12-19 iconКонтрольные работы
Курсовую и контрольную работу необходимо сдать в деканат за 10 дней до экзамена или зачета по соответствующей дисциплине. Не выполнившие...
5-11 III раздел Материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной технологии, методике или приёмах 12-19 icon4. Многоугольники, все верши­ны которых лежат на окружности. Скаляр. Сто квадратных метров. Раздел математики, предме­том изучения которого является
Скаляр. Сто квадратных метров. Раздел математики, предме­том изучения которого является зависимость между сторонами и углами треугольника....
5-11 III раздел Материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной технологии, методике или приёмах 12-19 iconСправочные материалы по орфоэпии. Акцентоло́гия, -и
Учение об ударении, раздел языкознания, изучающий системы ударения в языках, их развитие или состояние в определенный исторический...
5-11 III раздел Материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной технологии, методике или приёмах 12-19 iconВнесены и подготовлены к утверждению
Сперанский раздел 5; С. М. Дымов раздел 6; д т н. В. М. Николаев, к т н. Н. В. Смирнов раздел 7; к т н. В. А. Кущук, к т н. А. В....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница