Социально-гигиенические аспекты формирования здоровьесохраняющего поведения студентов высших учебных заведений (на примере Хабаровского края)




Скачать 291.69 Kb.
НазваниеСоциально-гигиенические аспекты формирования здоровьесохраняющего поведения студентов высших учебных заведений (на примере Хабаровского края)
страница1/2
Дата03.03.2013
Размер291.69 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2


На правах рукописи




Сысоева Ольга Валентиновна


СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ

ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

(на примере Хабаровского края)


14.00.33 – общественное здоровье и здравоохранение


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук




Хабаровск – 2009



Работа выполнена на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный медицинский университет Росздрава»


Научный руководитель:

доктор медицинских наук, профессор

Киселев Сергей Николаевич




Официальные оппоненты:

доктор медицинских наук, профессор

Шевченко Александр Васильевич

доктор медицинских наук, профессор

Лебедев Александр Александрович




Ведущая организация:

Медицинский институт ГОУ ВПО «Якутский государственный

университет им. М.К. Амосова»



Защита состоится «26» ноября 2009 года в _____ часов на заседании Диссертационного совета Д 208.026.02 при ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный медицинский университет Росздрава» по адресу: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 35.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный медицинский университет Росздрава».


Автореферат разослан «24» октября 2009 года.


Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат медицинских наук И.В. Пчелина


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования.

Охрана здоровья студенческой молодежи является одной из наиболее актуальных задач общества, поскольку в современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности эта группа населения испыты­вает наибольшее отрицательное воздействие окружающей среды и не всегда может адаптироваться к новым, изменившимся для них условиям жизни, обу­чения, высоким умственным нагрузкам (Щепин О.П., 2001; Овчаров В.К. и со­авт., 2002; Вялков А.И., 2002; Камаев И.А. и соавт., 2002). Различные проекты, при­нимаемые в РФ в сфере здравоохранения, подразумевают улучшение качества жизни россиян, но достичь этой цели невозможно только усилиями медицин­ских работников. Однако формирование ориентации на здоровый образ жизни у населения не должно носить стихийного характера, начинать его необходимо в детском и юношеском возрасте, при этом, пытаясь ориентироваться на профессиональную специфику. Поэтому, основные уста­новки на здоровый образ жизни должны закладываться в период обучения студентов в вузе.

Возрастание объема информации, постоянная интенсификация труда сту­дентов, широкое внедрение новых технических средств в учебный процесс яв­ляются негативными факторами, провоцирующими возникновение психосоматических заболеваний (Ахмерова С.Г., 2001; Ажмухамбетова А.Ж., 2002; Горбач Н.А. и соавт., 2003; Смагулов Н.К. и соавт., 2003; Шайзадина Г.Н., 2003; Геворкян Э.С. и соавт., 2005). Студенты уделяют мало времени и прилагают недостаточно усилий по сохранению собственного здоровья, а за последние 10 лет среди молодёжи практически не отмечается положительной динамики в психоло­гических установках и поведении, направленных на поддержание здорового образа жизни.

Проблема охраны здоровья студентов многоплановая и многоаспектная. Она требует концептуального подхода и комплексного межведомственного участия всех структур, заинтересованных в сохранении здоровья студенческой молодежи. Отношение к здоровью предполагает не только создание соответст­вующих социально-гигиенических условий для нормального труда и отдыха, но и мотивацию.

В настоящее время с потребностью в здоровье конку­рируют не только очевидно негативные факторы жизне­деятельности (курение, употребление алкоголя), но и многие достижения научно-технического прогресса, которые приводят к пассивному образу жизни, перееда­нию и т.п. Поэтому основная задача гигиенического обучения и воспитания — сформировать потребность в здоровье среди молодежи и обеспечить ее высокую кон­курентоспособность относительно других потребностей. Приоритетное место в формировании здорового образа жизни занимает поведение самого человека и, в частно­сти, так называемое «самосохранительное поведение», что и послужило предпосылками настоящего исследования.

Цель: на основе медико-социаль­ного исследования разработать пути и способы формирования здо­ровьесохраняющего поведения студентов вузов и основные направления охраны их здоровья.

Задачи исследования:

1. Проанализировать уровень и динамику заболеваемости студентов высших учебных заведений Хабаровского края.

2. Изучить представления студентов о здоровом образе жизни.

3. Проанализировать отношение студентов к своему здоровью и тенденции формирования здоровьесохраняющего поведения.

4. Обосновать и разработать концептуальные основы охраны здоровья студентов.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в условиях Дальневосточного региона на примере высших учебных заведений Хабаровского края, с учетом социально-экономических особенностей проведена оценка состояния здоровья студентов на основе изучения заболеваемости по данным обращаемости, заболеваемости по данным профилактических медицинских осмотров, случаев впервые выявленных хронических заболеваний. Установлены причинно-следственные связи между показателями здоровья студентов высших учебных заведений и особенностями организации им медицинской помощи.

Выявлены основные закономерности динамики структуры заболеваемости в зависимости от вида высшего учебного заведения, оценен вклад различных классов болезней в общую заболеваемость.

Впервые в Хабаровском крае дана медико-социальная характеристика студентов высших учебных заведений и определено их отношение к сохранению собственного здоровья. Проанализирована самооценка студентами здоровья, а также условия и образ их жизни.

На основании результатов исследования разработаны предложения по совершенствованию медико-социальной помощи студенческой молодежи, предложен механизм взаимодействия медицинских и социальных служб, а также органов образования при ее реализации.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Методоло­гия изучения отношения к здоровью может быть использована в качестве тео­ретической базы в исследовании данного явления у представителей различных профессиональных групп, а сама программа может быть включена в учебные планы подготовки студентов разных специальностей. Кроме того, разработаны концептуальные основы охраны здоровья студентов, а также усовершенствована и дополнена программа соци­альной поддержки и охраны здоровья студенческой молодежи, включая орга­низационные образовательные, социальные и медицинские технологии на уровне органов и учреждений здравоохранения, образования, уровней законодательной и испол­нительной власти. Это позволит определить механизмы реализации и разработать пути совершенствования системы управления здоровьем студентов, связанные с региональными социально-экономическими особенностями и проблемами студенческой жизни.

Результаты исследования внедрены в деятельность министерства здравоохранения Хабаровского края, управления здравоохранения администрации г.Хабаровска, региональной дирекции медицинского обеспечения на ДВЖД ОАО «РЖД», поликлиники семейной медицины Дальневосточного государственного медицинского университета (акты внедрения).

Материалы исследования используются в учебном процессе на кафедрах общественного здоровья и здравоохранения и общей гигиены ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный медицинский университет» (акт внедрения).

Положения, выносимые на защиту:

1. За последние годы для студенческой молодежи характерно увеличение уровня общей заболеваемости и хронической патологии.

2. Низкая эффективность медицинской помощи студентам связана с особенностями их образа жизни, условиями труда и быта и отсутствием системной работы и единых методологических подходов в деятельности учреждений здравоохранения.

3. Разработка концептуальных основ и программы, направленных на совершенствование медико-социальной помощи студенческой молодежи, позволит улучшить качество оказания медицинской помощи и снизить уровень заболеваемости и финансовых затрат.

Апробация работы.

Результаты проведенного исследования доложены и обсуждены на совете ректоров Хабаровского края и Еврейской автономной области (2008), ученом совете Дальневосточного государственного медицинского университета (2008-2009), заседаниях кафедры общественного здоровья и здравоохранения ДВГМУ (2007-2009), научно-практической конференции с международным участием «Современные факторы формирования, методы оценки и прогнозирования общественного здоровья на территории Дальневосточного региона», посвященной 70-летию Хабаровского края (2008), Первом Всероссийском съезде работников муниципального здравоохранения (2007), научно-практической конференции «Состояние здоровья коренных народов Дальнего Востока» (2009), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы демографической политики и состояния здоровья населения РФ» (2009), региональной научно-практической конференции «Состояние здоровья и образ жизни студентов высших и средних специальных учебных заведений» (2009).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 6 научных работ, в том числе 1 публикация в рецензируемых ВАК изданиях.

Объем и структура диссертации.

Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов и предложений, списка литературы, включающего 250 источников, из которых 200 – отечественных и 50 – зарубежных, приложений. Общий объем работы 150 машинописных страниц. Диссертация проиллюстрирована 12 таблицами, 24 рисунками, 5 схемами.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обоснована актуальность проблемы охраны здоровья и формирования здоровьесохраняющего поведения студентов высших учебных заведений, сформированы цель, задачи исследования, научная новизна, научно-практическая значимость работы и основные положения, выносимые на защиту.

Обоснована необходимость разработки концептуальных основ и программы, направленных на совершенствование медико-социальной помощи студенческой молодежи, что позволит улучшить качество оказания медицинской помощи и снизить уровень заболеваемости и финансовых затрат.

В первой главе диссертации представлен аналитический обзор отечественных и зарубежных литературных источников по исследуемой проблеме.

Дана медико-социальная характеристика учащейся молодежи, рассмотрены основные исторические этапы изучения проблем, возникающих у студентов в процессе учебы и научные исследования в сфере охраны их здоровья, проанализированы особенности студенческой молодежи как особой группы населения.

Анализ отечественных и зарубежных источников показал, что региональный аспект раскрыт слабо и имеется необходимость разработки эффективных путей и методов оздоровления студенческой молодежи для улучшения состояния здоровья студентов и формирования у них устойчивых установок на здоровьесохраняющее поведение.

Во второй главе представлены материалы, методы, программа и этапы исследования, рассматривается статистическая и методическая база работы (рис. 1).

На первом этапе исследования изучалось состояние проблемы охраны здоровья студентов и особенностей их образа жизни и адаптационных возможностей по данным отечественных и зарубежных авторов, сформулирована цель, в соответствии с которой поставлены задачи исследования, составлены план и программа сбора, разработки и анализа материалов. С целью апробации проведено пилотное исследование, по итогам которого в анкету были внесены соответствующие коррективы.

На втором этапе была изучена заболеваемость студентов за 2005-2007 годы в зависимости от высшего учебного заведения и курса обучения. Были проанализированы: заболеваемость по данным обращаемости, по данным профилактических медицинских осмотров, заболеваемость с временной утратой трудоспособности, а также случаи впервые выявленных хронических заболеваний. Изучение заболеваемости проводилось сплошным методом.

На третьем этапе была изучена медико-социальная характеристика студентов; проанализированы особенности образа жизни учащихся, факторы риска и субъективная оценка ими своего здоровья, вкупе с особенностями взаимосвязи ее с факторами риска.

Выборочная совокупность формировалась на основе случайной выборки. Объектом наблюдения явились студенты четырех высших учебных заведений г. Хабаровска. Было исследовано 600 единиц наблюдения. Источником информации явилась разработанная автором анкета. Проблемы формирования здоровьесохраняющего поведения анализировались во взаимосвязи с высшим учебным заведением, в котором обучается студент, его семейным положением, полом, возрастом, состоянием здоровья, образом жизни, досугом учащихся и распространением среди них различных вредных привычек.

Были проанализированы все результаты, полученные ранее на предыдущих этапах, а также проведено обоснование основных направлений улучшения здоровья студентов.


Рис. 1. Программа исследования


На четвертом этапе исследования решался ряд задач:

- проанализировать нормативно-правовую базу по проблемам и охране здоровья учащейся молодежи РФ и, в частности, Хабаровского края;

- изучить организацию медицинского обеспечения студентов соответствующими лечебно-профилактическими учреждениями;

- разработать обоснованные концептуальные основы охраны здоровья студентов;

Для статистической обработки результатов исследования использовалась компьютерная база данных в табличном процессоре Excel. Обработка полученных результатов проводилась с использованием пакета прикладных программ «Statistica for Windows 6.0».

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы: социологический, информационно-аналитический, сравнительного и системного анализа, статистический.

В третьей главе рассмотрены тенденции изменения показателей здоровья студентов высших учебных заведений Хабаровского края в 2005-2007 гг.

Установлено, что в структуре общей заболеваемости студентов первое место занимают болезни органов дыхания (32,8±0,3%), на втором месте – болезни глаз (11,6±0,2%), на третьем – болезни костно-мышечной системы (10,4±0,2%), на четвертом – болезни мочеполовой системы (9,3±0,2%), на пятом – болезни органов пищеварения (8,2±0,2%). У взрослого населения Хабаровского края (18 лет и старше) структура заболеваемости несколько отличается. Здесь также на первом месте стоят болезни органов дыхания (25,9±0,04%), но на второе место вышли болезни системы кровообращения (11,8±0,03%), на третье – травмы и отравления (8±0,02%), болезни органов пищеварения сместились на четвертое место (7,9±0,02%), а болезни костно-мышечной системы - на пятое (7,6±0,02%).

Проведенный анализ показал, что общая заболеваемость по данным профилактических медицинских осмотров за три года увеличилась на 37,7±0,3% и превысила показатель общей заболеваемости по данным обращаемости в 1,15 раза; число дней нетрудоспособности по всем причинам в среднем увеличилось на 21±0,3%; с каждым годом все выше удельный вес «больных лиц» среди первокурсников (в 2008 году лица с отклонениями в состоянии здоровья в этой группе составили 85,2±1,8%), а также уровень хронической патологии (за исследуемый период число впервые выявленных хронических заболеваний у студентов увеличилось в 1,6 раза).

По результатам исследования можно отметить значительное увеличение удельного веса учащихся с хронической патологией и снижение – с морфофункциональными отклонениями, что позволяет сделать вывод об ухудшении здоровья молодежи к окончанию высшего учебного заведения (рис. 2).



Рис. 2. Распределение студентов высших учебных заведений по группам здоровья

Отдельной проблемой является то, что не во всех высших учебных заведениях проводится анализ заболеваемости студентов в зависимости от возраста и курса обучения; в ряде поликлиник высших учебных заведений Хабаровского края ведется учет только тех студентов, которые проживают в общежитиях, в то время как остальные учащиеся наблюдаются в поликлиниках по месту жительства (прописки), а в половине высших учебных заведений отсутствует программа по сохранению и укреплению здоровья студентов.

В четвертой главе в рамках исследования был проведен анализ социально-гигиенической характеристики условий и образа жизни студентов высших учебных заведений, который показал, что 36,5±2,0% студентов имеют ежемесячный доход ниже прожиточного минимума, при этом каждый пятый тратит на поездки в общественном транспорте более 1000 рублей в месяц.

Режим дня большинства студентов нерационален. Так, 29,5±1,9% спят менее 6 часов в сутки, а каждый четвертый, к тому же, страдает расстройствами сна.

Почти половина студентов (46±2%) признают, что питаются нерегулярно. Горячую пищу не более одного раза в сутки употребляет 55±2% опрошенных, а 15±1,5% вообще не едят жидкую пищу. При этом в студенческом рационе преобладают мучная (39,4±2%) и жирная (33,2±1,9%) еда.

Каждый десятый студент практически не бывает на свежем воздухе, а для 66,7±1,9% прогулки заменяет дорога до учебного заведения и обратно. Физической культурой и (или) спортом систематически занимаются лишь 32,5±1,9% студентов, а 24,5±1,8% не делают даже утреннюю зарядку.

Среди участников исследования только 20±1,6% не употребляют алкогольные напитки, но 5±0,9% из них указали, что периодически пьют пиво и вино, не считая их алкогольсодержащими.

Наиболее популярным напитком среди учащейся молодежи является пиво - ему отдают предпочтение 72,8±2,6% опрошенных. На втором месте стоит вино (70,2±2,6%), на третьем – различные алкогольсодержащие «энергетические коктейли» (57,3±2,9%).

Причиной начала употребления спиртных напитков для большинства стало оправдание «за компанию» (66,2±2,7%), часть опрошенных начали это делать «просто так» (18,3±2,6%), либо «после стрессовой ситуации» (11,3±1,8%). Среди наиболее частых поводов для употребления алкоголя студенты называют праздники, хорошую компанию, привычку и банальную скуку.

Примерно половина респондентов (49,3±2,4%) в среднем разово употребляет от 100 до 500 мл спиртных напитков, будь то пиво, водка или же «энергетические коктейли».

Несмотря на то, что большинство студентов впервые попробовали алкоголь еще в школе, 29,9±2,6% отметили, что после поступления в высшее учебное заведение стали пить намного больше.

На момент опроса курил каждый третий (34,1±2,7%), а 58,2±3,5% курили ранее, но сейчас бросили, либо пытаются это сделать. Средний возраст начала курения составил 16,5 лет, что как раз соответствует первому курсу университета. Основной причиной для начала курения явилось стандартное оправдание «за компанию» (50±2,9%), на втором месте – стрессовые ситуации (32,1±2,7%).

Никто из опрошенных не указал, что употребляет наркотические средства, однако 10 человек отметили, что считают действие наркотиков на организм не отрицательным, а, скорее, наоборот – приносящим радость и удовлетворение.

Обращает на себя внимание низкий уровень меди­цинской активности современного студенчества, являющейся важнейшей чертой образа жизни, характеризующей отношение человека к своему здоровью.

С профилактической целью в ЛПУ обращается только 20,7% студентов, остальные же – только при наличии заболевания. При этом, даже заболев, сразу обращается к врачу только 45±2% опрошенных, остальные предпочитают сначала воспользоваться советами знакомых и родственников и подлечиться «народными средствами», а 30±1,9% студентов признают, что не предпринимают все необходимые меры для укрепления своего здоровья и поддержания его на должном уровне.

В общей структуре ценностей студентов высших учебных заведений Хабаровского края здоровье занимает четвертую позицию. На первом месте оказалась семья и семейные ценности, на втором – работа, приносящая удовлетворение, на третьем – образование.

В современном обществе все большая роль отводится ответственности самого человека за свое здоровье, так как в возникновении заболеваний наибольшую значимость приобретают устранимые субъективные факторы, элиминировав которые можно создать состояние равновесия между антропогенной средой и биологической структурой человеческого организма за счет мобилизации резервов его систем жизнеобеспечения.

Осуществление программных мероприятий по эффективной социальной защите студентов, оздоровлению условий их труда, жизни, улучшению жилищных условий и формированию установок на здоровьесохраняющее поведение позволит улучшить здоровье и социальный статус учащихся и благотворно отразится на качестве обучения и дальнейшей деятельности их как специалистов.

В пятой главе определены основные охраны здоровья студентов на основе концептуального подхода.

Анализ системы охраны здоровья студентов выявил ряд проблем, связанных, в частности, с тем, что до настоящего времени пока не выработано единого методологического подхода к организации медицинского обслуживания студенческой молодежи.

Результаты исследования показали, что на состояние здоровья и образ жизни студенческой молодежи влияет ряд факторов, в том числе: низкий уровень материальной обеспеченности большей части студентов, правовая незащищенность, снижение личной ответственности за свое здоровье, социальная дезадаптация учащихся и т.п. Комплексный анализ заболеваемости по данным обращаемости, по данным профилактических медицинских осмотров, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, распространенности хронической патологии; медико-социальной характеристики студентов, условий и образа жизни дал возможность обосновать концептуальные основы политики охраны здоровья учащейся молодежи.

Исходя из сложившейся ситуации, изменяющихся социально-экономических условий, влияния факторов риска разработка концептуальных основ охраны здоровья студентов должна включать в себя ряд направлений:

- разработка и реализация правовых актов, направленных на решение различных проблем учащейся молодежи;

- закладка установок на здоровьесохраняющее поведение, воздействие средств массовой информации и органов образования и здравоохранения на формирование принципов здорового образа жизни, культурно-массовые мероприятия;

- создание специальных структур, обеспечивающих социально-психологическую поддержку студентов;

- материальная поддержка определенных категорий учащихся, обеспечение трудовой занятости;

- внедрение в лечебно-профилактический и образовательный процессы новых современных технологий.

Основными направлениями развития системы охраны здоровья в рамках предлагаемой концепции являются:

1. Преобразование медицинского обеспечения студентов. Данное направление подразумевает разработку единого методологического подхода к организации медицинского обслуживания студентов. По мнению ряда специалистов, оказанием лечебно-профилактической помощи студентам должны заниматься только специализированные учреждения, обладающие не только информацией о состоянии здоровья, факторах риска, условиях и образе жизни студентов, но и возможностью постоянного обновления потоков информации и формирования единой системы управления здоровьем трудового потенциала страны. Такие учреждения, имея двустороннюю связь с органами управления и общественными организациями, способны более полноценно, гибко и эффективно решать возникающие медико-социальные проблемы.

2. Развитие, совершенствование и внедрение в практику информационных технологий. Это позволит получить максимально полную информацию о состоянии здоровья студентов, факторах, влияющих на здоровье, разработать мероприятия по сохранению здоровья в системе здравоохранения и образования, усовершенствовать взаимодействие между лечебно-профилактическими учреждениями и преемственность.

3. Создание на базе лечебно-профилактического учреждения высшей школы ряда специализированных центров. В частности, для оказания психологической помощи учащимся, решения проблем дезадаптации студентов к новым, постоянно меняющимся условиям окружающей среды, улучшения отношений в коллективе необходимо создание специализированного отдела (центра) медико-психолого-социальной помощи и поддержки.

4. Создание специального отдела, объединяющего и координирующего деятельность представителей высших учебных заведений, социальных педагогов, психологов и медицинских работников, что позволит более полноценно разрабатывать и реализовывать различные программы социальной поддержки студентов с учетом условий окружающей среды, изменяющейся социально-экономической ситуации, индивидуальных особенностей и наличия групп риска, и формировать определенные мотивации на здоровьесберегающее поведение.

В результате проведенного исследования стало ясно, что существует необходимость реализации политики в области охраны здоровья студентов в рамках межведомственной программы охраны здоровья студентов (рис. 3), с целью укрепления здоровья студентов путем повышения качества и эффективности оказания медицинской помощи и формирования у учащейся молодежи установок на здоровьесохраняющее поведение.

В основе данной программы стоит идея объединения систем здравоохранения и образования и ряда других структур, причастных к решению вопросов и проблем студенческой молодежи, а ожидаемыми результатами от ее реализации являются: создание комплексной системы мероприятий по сохранению и улучшению физического и психического здоровья студентов; внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих образовательных и медицинских технологий; создание межвузовской студенческой поликлиники и специализированных кабинетов.

Программа состоит из трех основных направлений:

1. Деятельность, направленная на сохранение и укрепление состояния здоровья студентов в системе здравоохранения:



укрепление физического и психического здоровья студентов путем повышения качества и эффективности оказания медицинской помощи и формирования у учащейся молодежи установок на здоровьесохраняющее поведение



Цель



сохранение и укрепление здоровья учащихся

формирование здорового образа жизни и установок на здоровьесохраняющее поведение

создание оптимальной макро- и микросреды

Основные

направления






внедрение здоровьесохраняющих технологий в высшей школе

социальная защита и поддержка нуждающихся категорий студентов

помощь в развитии трудового потенциала и в обеспечении трудовой деятельности



Задачи









совершенствование системы медицинского обеспечения и обслуживания

разработка и реализация мероприятий, направленных на развитие общественных форм организации досуга и повседневной жизнедеятельности


совершенствование системы и условий обучения


- совершенствование законодательства в сфере молодежной политики;

- социальная защита и поддержка социально-уязвимых категорий учащихся;

- улучшение качества и эффективности лечебно-профилактической деятельности;

- создание специальных социальных институтов для работы со студентами;

- решение проблемы трудоустройства выпускников




Механизмы

реализации




социальное обеспечение


О
здоровье

технологии

обучение
бъекты

мониторинга



занятость

условия и образ жизни

досуг

права молодежи




Показатели

эффективности


анализ данных заболеваемости

оценка микросоциальных результатов

оценка показателей качества жизни

Рис. 3. Модель межведомственной программы охраны здоровья студентов


- перераспределение ответственности за сохранение здоровья между государством, медицинскими учреждениями и гражданами;

- регламентация деятельности лечебно-профилактических учреждений, обслуживающих студентов, с учетом единого организационного подхода к структуре и медицинскому обеспечению;

- расширение возможностей старых и открытие новых студенческих санаториев, профилакториев и баз отдыха;

- разработка гигиенических мероприятий, направленных на улучшение условий обучения, комплексная оценка здоровья и факторов риска с последующей разработкой комплекса профилактических мероприятий, психологическая поддержка и коррекция психоэмоционального состояния учащихся, охрана репродуктивного здоровья, проведение противорецидивного лечения;

- внедрение в медицинскую практику информационных технологий для организации работы, возможности многоаспектного анализа, сокращения временных затрат, увеличения оперативности в принятии решений, возможности накопления большого объема информации о здоровье прикрепленного контингента.

2. Деятельность, направленная на сохранение и укрепление состояния здоровья студентов в системе образования:

- создание адекватных (безопасных, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, здоровьесберегающих) условий обучения;

- рациональная организация учебного процесса;

- проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий со студентами;

- проведение информационных бесед и методической работы по повышению мотивации к формированию здоровьесохраняющего поведения;

- развитие студенческих средств массовой информации (студенческая газета, радио);

- использование здоровьесберегающих образовательных технологий (с учетом возрастных, психических и социальных особенностей учащихся, организации учебного процесса и особенностей требований усвоения учебной нагрузки);


Образование

Здравоохранение

Администрация

территории

межвузовская

поликлиника

высшие учебные

заведения

- создание специаль­ного координацион­ного комитета

- экономическая, пра­вовая и социальная защита студентов и выпускников

- экономическое обес­печение механизма функционирования системы трудоустрой­ства

- использование средств массовой ин­формации и системы интернет в целях про­филактики и пропа­ганды ЗОЖ

- проведение конкур­сов на лучшие публи­кации и репортажи по профилактике заболе­ваемости, основам ЗОЖ, здоровьесохра­няющего поведения т.п.






- лечебно-диагности­ческая помощь

- клинико-диагно­стическая деятель­ность

- медико-психолого-социальная помощь

- медико-социологи­ческие исследования

- профилактическое направление

- консультативная помощь и поддержка школьников (преем­ственность)

- взаимосвязь с дру­гими лечебными уч­реждениями

- проведение семи­наров для препода­вателей по пробле­мам сохранения здо­ровья студентов

- включение в образова­тельные программы раз­делов по профилактике и ос­новам ЗОЖ

- корректировка учеб­ных планов универси­тета с возможностью выполнения рефератив­ных и курсовых работ по проблемам ЗОЖ и профилактики

- введение разделов по вопросам медико-психо­логической грамотности студентов и сохранению здоровья в учебные и рабочие программы

- организация для сту­дентов постоянных кур­сов и тренингов по про­блемам психологии здо­ровья, обеспечения ЗОЖ

- развитие системы вос­питательной работы в университете

- проведение исследова­ний по проблемам про­филактики негативных явлений и факторов риска

- социально-психологи­ческая помощь

- проведение конферен­ций и семинаров

- заседания совета рек­торов







  1   2

Похожие:

Социально-гигиенические аспекты формирования здоровьесохраняющего поведения студентов высших учебных заведений (на примере Хабаровского края) iconСоциально-гигиеническая характеристика психического здоровья безработных (на примере Хабаровского края)
Работа выполнена в гуз «Краевая психиатрическая больница» министерства здравоохранения Хабаровского края
Социально-гигиенические аспекты формирования здоровьесохраняющего поведения студентов высших учебных заведений (на примере Хабаровского края) iconУчебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений и. И. Кочиш, М. Г. Петраш, С. Б. Смирнов птицеводство
Допущено Министерством сельского хозяйства Российс­кой Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений по специальности...
Социально-гигиенические аспекты формирования здоровьесохраняющего поведения студентов высших учебных заведений (на примере Хабаровского края) iconГлавное управление высших учебных заведений при комиссии
Методические указания предназначены для студентов-заочников экономических специальностей сельско­хозяйственных высших учебных заведений,...
Социально-гигиенические аспекты формирования здоровьесохраняющего поведения студентов высших учебных заведений (на примере Хабаровского края) iconОб утверждении краевой программы "модернизация здравоохранения хабаровского края на 2011 2012 годы" в ред постановлений Правительства Хабаровского края
Российской Федерации", во исполнение постановления Правительства Хабаровского края от 23 августа 2010 г. N 234-пр "Об итогах работы...
Социально-гигиенические аспекты формирования здоровьесохраняющего поведения студентов высших учебных заведений (на примере Хабаровского края) iconПостановление от 05 июня 2012 г. N 177-пр о государственной целевой программе хабаровского края "развитие образования и молодежной политики хабаровского края"
Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности краевых государственных программ", распоряжением Правительства...
Социально-гигиенические аспекты формирования здоровьесохраняющего поведения студентов высших учебных заведений (на примере Хабаровского края) iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений Махачкала 2008
Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, работников органов государственной власти...
Социально-гигиенические аспекты формирования здоровьесохраняющего поведения студентов высших учебных заведений (на примере Хабаровского края) iconУчебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений
Допущено Государственным комитетом СССР по на-родному образованию в качестве учебника для студен-тов высших учебных заведений, обучающихся...
Социально-гигиенические аспекты формирования здоровьесохраняющего поведения студентов высших учебных заведений (на примере Хабаровского края) iconУчебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим советом Академии «Кокше» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений экономических специальностей
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям, магистрантов,...
Социально-гигиенические аспекты формирования здоровьесохраняющего поведения студентов высших учебных заведений (на примере Хабаровского края) iconРаспоряжение от 18 марта 2011 г. N 127-рп об основных направлениях деятельности правительства хабаровского края на период 2011 2015 годов
Хабаровского края, обеспечения реализации первого этапа Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период...
Социально-гигиенические аспекты формирования здоровьесохраняющего поведения студентов высших учебных заведений (на примере Хабаровского края) iconКурс лекций и практические занятия часть 1 Допущено Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
В качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, осуществляющих
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница