Некоторые аспекты изучения музыкального искусства эстрады




Скачать 103.66 Kb.
НазваниеНекоторые аспекты изучения музыкального искусства эстрады
Дата03.03.2013
Размер103.66 Kb.
ТипДокументы
Некоторые аспекты изучения музыкального искусства эстрады


Белошапка Г.И.

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут


Эстрадная музыка с 20-х годов прошлого века находится в центре внимания деятелей культуры и искусства, исследователей в различных областях знания, выступая как предмет полемики на страницах периодической печати и споров в научных кругах. На протяжении всей истории отечественного эстрадного искусства отношение к нему неоднократно менялось. Возникнув как музыкальное явление, оно также приобрело социальные черты в силу определенных исторических условий. Именно поэтому в отечественной науке сложилась традиция рассматривать эстрадное искусство, и в этом контексте джаз, а затем и рок-музыку, как проявления массовой культуры, которые становились объектом исследования в рамках социологии, социальной психологии и других общественных наук. Интерес культурологов и политологов к проблемам современной эстрады и социокультурным явлениям, порождаемых ею, не ослабевает и сегодня. По мере становления джаза как явления мирового музыкального искусства стали появляться исследования в области искусствоведения. В области изучения рок-музыки как составляющей музыкального искусства эстрады полностью был пройден тот же путь, что и в джазе.

В историографии изучения эстрадного искусства в России можно выделить три этапа.

Первый этап (1920 - начало 1950-х годов) представлен архивными документами, публикациями тех лет в периодических изданиях, в сборниках и монографиях. Внимание исследователей, музыкальных и театральных критиков в 20-е годы прошлого столетия было обращено к джазу как серьезному направлению. Появились публикации в ведущих журналах, таких как «Театр и музыка», «Жизнь искусства». Не оставили без внимания эту тему и газеты: «Известия» (Одесса), «Киевский пролетарий».

Среди публикаций этого периода следует особо отметить серьезное издание «Джаз-банд и современная музыка». Этот сборник статей под редакцией и с предисловием С. Гинзбурга вышел в 1926 г. в Ленинградском издательстве Academia. В нем были опубликованы статьи таких профессионалов музыкального искусства, как композитор Д. Мийо [Д. Мило], Л. Грюнберг, П.О. Гренджер, С. Серченгер, были отражены основополагающие темы истории изучения джазового искусства. В 1930-е годы интерес к джазу у отечественных авторов не ослабевает, но количество публикаций остается на прежнем уровне. В 20-30-е гг. эстрадное искусство, и, прежде всего джаз, с одной стороны подвергается острой идеологической критике, особенно со стороны Российской ассоциации пролетарских музыкантов - РАПМ. Рапмовцы выступали против коммерческого джаза и «музыкального дурмана». Близкую им позицию сформулировал М. Горький в статье «О музыке толстых», напечатанной в газете «Правда» и получившей широкий резонанс. Конечно, это был памфлет, сатирический образ. Откликом на решение Главреперткома 1931 г. о борьбе с шантанно-фокстротной музыкой, распространяемой через грампластинки, мюзик-холл и эстраду и призванной «обслуживать нэпманство и мещанство», становится появление резко критических статей С. Корева, П. Кержинцева, Н.Я. Брюсовой.
В 1931 году в Харькове издается брошюра «На борьбу с вражеской музыкой» - «Против фокстрота и джаз-банда». Однако серьезные исследователи (А. Альшванг, М.С. Друскин) продолжают анализировать и изучать новые течения в музыкальной культуре. В журналах «Советская музыка», «Рабочий театр», «Интернациональная литература» появляются публикации, отличающиеся глубоким знанием предмета. Так, в 1935 году газета «Советское искусство» публикует статью М.С. Друскина «У истоков джаза», в которой автор приходит к выводу, что в богатом арсенале средств музыкального выражения советской музыки будет найдено соответствующее место джазу. Особый интерес представляет статья Сергея Прокофьева «Музыкальная Америка», опубликованная в журнале «Интернациональная литература» (1939). Во второй половине 1940-х годов выходит несколько публикаций - краткий обзор современной американской музыки (1945) и статья
об опере Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Г.Шнеерсона (1946).

Откликом на Постановление ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года «Об опере Мурадели “Великая дружба” явились публикации конца 1940-х годов - начала 1950-х годов: «Обсуждаем проблемы легкого жанра» в рубрике «Трибуна» [Советская музыка, № 9, 1949], «Против засилья американского джаза» [Советская музыка, № 3, 1955] «Назревшие вопросы легкой музыки» [Советская музыка, № 6, 1955]. Публикация «Обсуждаем проблемы легкого жанра» в журнале «Советская музыка» 1949 года клеймит позором «инструментальный жанр». На страницах этого же издания И.О. Дунаевский отмечает, что, несмотря на горячие дискуссии о допустимости тех или иных танцевальных инструментальных форм, эта музыка все равно продолжает жить, но под другими названиями. По принятой терминологии тех лет - «быстрый танец» - фокстрот, «лирический танец» - танго, либо блюз, «бодрые» марши и увертюры - те же фокстроты. Однако тон изложения И.О. Дунаевского значительно меняется в 1955 году. В статье «Назревшие вопросы легкой музыки» в журнале «Советская музыка» И.О. Дунаевский, возвращаясь к дискуссии тридцатых годов, «Симфония или джаз?», пишет, что легкая музыка, изгнанная из быта через дверь, стала проникать «через окошко», через все щели, и пока все спорили, быть или не быть джазу и как поступать с джазовой музыкой, прогрессивные музыканты на Западе сделали большие успехи [2, с.14-25]. В этой же статье И.О. Дунаевский впервые ставит вопрос о необходимости профессионального образования, обучения трудному эстрадному искусству, открытия специальных эстрадных отделений в училищах и соответствующих факультетов при художественных вузах.

Второй этап (с середины 1950-х до 1980-х гг.) характеризуется возможностью изучения эстрадного искусства, джаза и рок-музыки как явлений в художественной культуре России. С появления статей-исследований В. Конен, Н. Минха, С. Финклстайна в журнале «Советская музыка» джаз рассматривается как серьезное музыкальное направление. Публикуется ряд статей известных композиторов О. Фельцмана,
Ю. Дмитриева, посвященных эстрадным джазовым оркестрам под управлением Л. Утесова, Э. Рознера,
О. Лундстрема, Б. Ренского. Своеобразным событием становится издание фундаментальных трудов В.Конен: монография «Пути американской музыки» (1965) и сборник статей «Этюды о зарубежной музыке» (1968). В эти годы появляются профессиональные статьи о джазе Ю.С. Саульского, Л. Переверзева.
В статье «Джаз-68» Н.Г. Минх подводит десятилетний итог развития искусства джаза.

В 1950-е годы мы находим около 15 работ, посвященных данной теме, то в 1960-е годы - более
40 публикаций в журналах «Советская музыка», «Музыкальная жизнь», «Советская эстрада и цирк», «Смена», «Наука и техника», «Культура и жизнь», «Театральная жизнь», в газетах и отдельных изданиях. Широкое распространение и увлеченность масс эстрадной музыкой привлекает внимание правительства. В Постановлении Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1321 «О мерах по дальнейшему развитию концертно-эстрадной работы в РСФСР» указывается на необходимость повышения профессионального уровня эстрадных исполнителей. На протяжении второго этапа формируются профессиональный и научный подход к рассмотрению, изучению и анализу эстрадного искусства. Наряду с историческими трудами, посвященными этапам становления эстрадного искусства, становится возможным теоретическое изучение составляющих этого искусства (У. Найсоо «Джазовая гармония и оркестровка», Таллинн, 1969). Создается научно-методическая база для подготовки специалистов в области музыкального искусства эстрады (сборник 150-ти тем, с буквенно-цифровыми обозначениями «Мелодии джаза: антология», составленный В.С. Симоненко (1970); учебно-методическое пособие «Основы джазовой импровизации на фортепиано» И.М. Бриля (1976); практический курс для эстрадно-джазовых отделений музыкальных училищ «Гармония в джазе»
Ю. Чугунова (1976), «Лексикон джаза» В. Симоненко (1981); а также перевод основополагающего труда
Л. Бернстайна «Музыка всем» (1978), перевод книги Ю. Панасье «История подлинного джаза» (1978), труд Д.Л. Коллиера: «Становление джаза» (1984), книга Д.Л. Коллиера «Луи Армстронг»; монография У. Сарджента «Джаз, Генезис. Музыкальный язык. Эстетика»). Разрабатывается отечественная концепция изучения истории зарубежного эстрадного искусства и джазовой музыки (В. Конен «Значение внеевропейских культур для профессиональных композиторских школ XX века»; В.Д. Конен «Блюзы и XX век»; монографии Г. Шнеерсона «Портреты американских композиторов» (1977) и «Американская песня» (1977)).

Концепция изучения отечественной эстрады представлена исследованием Е. Кузнецова «Из прошлого русской эстрады» (1956), трехтомным изданием «Русская советская эстрада» (1917-1939; 1930-1945; 1946-1977); сборниками под редакцией Е.Д. Уваровой «Эстрада: что? где? зачем?».

История отечественного джаза отражена, прежде всего, в работах В.Б. Фейертага, книгой А. Баташова «Советский джаз: исторический очерк» (1972), сборником статей под редакцией А. Медведева и О. Медведевой «Советский джаз: Проблемы. События. Мастера». Начиная с публикации (1960) в соавторстве
с В. Мысовским краткого очерка «Джаз» в периодической печати появляются статьи В. Фейертага (свыше пятидесяти), им издано шесть брошюр, множество статей в коллективных сборниках и огромное количество статей, посвященных джазу, джазовым исполнителям и джазовым терминам в изданиях справочно-энциклопедического характера.

В 1980-е годы публикации на тему эстрады и джаза не сходят со страниц периодической печати.
В конце 1980-х годов начинают появляться диссертационные исследования, посвященные отдельным элементам джаза, таким как «импровизация», как бы связывая это явление с фольклором и советской песней.

С 1960-х годов становятся возможными новаторские постановки на академической сцене. Опера «Волшебник Изумрудного города», композитор В. Лебедев, написанная на стыке классического оперного жанра
и мюзикла, музыкальный гармонический язык которой был созвучен творчеству таких композиторов как
Л. Бернстайн и М. Легран, была поставлена в Ленинграде в Государственном академическом малом театре оперы и балета им. М.П. Мусоргского (1968). В начале 1970-х годов блистательным, не имеющим себе равных
в этом жанре режиссером В.Е. Воробьевым была осуществлена постановка сразу трех музыкальных спектаклей «Свадьба Кречинского», «Дело» «Труффальдино» (музыка композитора А. Колкера, стихи К. Рыжова) на сцене Ленинградского государственного театра музыкальной комедии; в начале 1980-х был поставлен мюзикл композитора В.Лебедева «О, Милый друг» в Свердловском государственном театре музыкальной комедии.

Появившийся в середине 1960-х годов рок, первоначально воспринимался как идеологический феномен, возникший в буржуазной массовой и молодежной культуре. Рок-музыка рассматривалась как относительно новое и идеологически чуждое явление в советской культуре. В этом аспекте рок-культура изучалась, прежде всего, социологами, политологами, философами и культурологами, вне музыковедения.

Третий этап (с 1980-х годов по настоящее время) изучения эстрадного искусства обусловлен профессионализацией джаза и лучших образцов рок-музыки, вследствие чего характеризуется возникновением
в 1990-е годы принципиально нового понятия «музыкальное искусство эстрады».

В работах М.С. Кагана «Морфология искусств» и «Музыка в мире искусств», в которых автор рассматривает музыку как семейство различных видов музыкального творчества, которое, в свою очередь, подразделяется на более узкое дифференцированное понятие - разновидность вида. В исследованиях М.С. Кагана показано, что виды музыкального искусства распадаются на «роды» и «жанры». Таким образом, вид искусства обладает сложной многомерной структурой. В своей работе М.С. Каган предпринял попытку представить целостную «топографическую карту» музыкального творчества с помощью системного подхода, раскрывая внутреннее строение музыкальной культуры лишь в той мере, в какой оно связано с местом музыки
в мире искусств и ее взаимоотношении с другими видами. Видом музыки является то, что имеет свои законы, свой язык, свои способы творчества, свою технологию, особую структуру музыкальных способностей, таланта, одаренности.

В исследованиях Т. Адорно по социологии музыки, где автор определяет типы слушателей, искусство джаза характеризуется в довольно резкой форме, но тем не менее рассматривается как составная часть музыкального искусства. Т. Адорно приводит пример Эдипова комплекса по Фрейду, где сравнивает джаз с яркой, популярной, агрессивной и задиристой молодостью сына, чтобы затем родство с отцом и понимание победили. Это сравнение нам кажется показательным, так как и джаз, и рок-музыка первоначально несли
в себе непокорность, агрессивность свойственные молодости, которая была связана с огромной популярностью этих направлений, чтобы затем, пройдя определенный путь развития, войти в семейство музыки.

В.Д. Конен, исследования которой носят как музыковедческий, так и культурологический характер, отталкиваясь от бытующих в музыковедческом и журналистском словаре определений «серьезной» и «легкой» музыки, музыки профессиональной и фольклора, предложила идею «трех пластов» музыкальной культуры: музыки «профессиональной» («серьезной», «академической»), фольклора и «третьего пласта» музыки («легкой», любительской, развлекательной) [1, с.3-156]. Действительно это разделение вытекает из сущности музыки. Однако важно различать идею В. Конен «трех пластов» и понятие «третий пласт», которое, по существу, принадлежит композитору Г. Шулеру. Это первоначальное обозначение стиля, направления, которое состоит в соединении джаза и классической музыки.

Мы видим, что исследовательская мысль идет в одном направлении, однако нет точной дифференциации в терминологии. Так, по М.С.Кагану, музыка это «семейство видов», к этому же определению примыкают и рассуждения Т. Адорно, В.Д. Конен предлагает идею «третьего пласта». Автор настоящего исследования предлагает рассматривать «музыкальное искусство эстрады» как одно из направлений музыкального искусства. Если пользоваться устоявшимся в эстетической науке определением направления (течения),
то направление в искусстве имеет органическую связь с понятием стиля, в котором отражается индивидуальное своеобразие творческой субъективности. Если определить далее в музыкальном искусстве эстрады более узкие дифференцирующие понятия, то джаз, по Гроуву, род музыкального искусства, рок - область музыкального искусства эстрады, которое, в свою очередь, разделилось на множество направлений - стилей (тяжелый рок, арт-рок, фолк-рок, джаз-рок), элементы рока проникли в академическую музыку и в жанр мюзикла.

Таким образом, музыкальное искусство эстрады как направление представляет собой ветви огромного дерева (музыки) - течения джаза и рока, которые дают многочисленные побеги - стили.

Общим в подходе современных ученых к джазу и поп-музыке является понимание этих явлений как продукта определенной социальной среды, зеркала умонастроений какой-то социальной группы: поколения или этнической группы. Речь идет о социологических, социально-психологических и этнопсихологических аспектах музыкальной культуры, о ее месте и функциях в системе социального целого. Широкое распространение джаза и рок-музыки, превращение популярной музыки в определяющее, доминирующее явление культуры XX в. было бы невозможно без финансовой и организационной поддержки общественных институтов, каковыми в XIX и XX вв. становятся нотоиздательские фирмы, концертные организации, фирмы звукозаписи, СМИ. В социально-психологическом аспекте популярная музыка XIX и XX в. трактуется как художественное воплощение массового сознания. Это соответствует утвердившимся в философии и социологии представлениям о зарождении и бурном развитии массовой культуры во второй половине XIX и XX вв., вызванном к жизни рядом причин: взрывной, массовой урбанизацией, повышением уровня и качества жизни масс, увеличением свободного времени и формированием «цивилизации досуга», демократизацией образования. Это новый, буржуазный тип массовой культуры, главное предназначение которой - развлекательность. Буржуазная эпоха вносит новое в развлекательную культуру путем ее коммерциализации и превращении в постоянно присутствующий привычный фон повседневной жизни. Исследователи отмечают также преобладание танцевальности в поп-музыке XX в. В связи с коммерциализацией массовой музыкальной культуры все большую роль играют менеджеры, становящиеся главными действующими лицами шоу-бизнеса. Появляются новые понятия: «музыкальный менеджмент», «менеджер шоу-бизнеса», «продюсирование». Сегодня можно говорить о том, что в отечественном искусствоведении, социологии, культурологии
к настоящему времени сложились определенные традиции в изучении музыкального искусства эстрады, массовых музыкальных жанров.


Примечание

  1. Конен В. Пути американской музыки. - 2-е изд. - М., 1965. - С.3-156.

  2. Дунаевский И.О. Назревшие вопросы легкой музыки // Советская музыка. - 1955. - С.14-25.


По материалам конференции «Знаменские чтения» СурГПУ, 2008 г.

Похожие:

Некоторые аспекты изучения музыкального искусства эстрады iconРазвитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России
Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств
Некоторые аспекты изучения музыкального искусства эстрады iconВысшего музыкального образования
Васенина С. А. Некоторые аспекты формирования пространства в звукозаписи
Некоторые аспекты изучения музыкального искусства эстрады iconУчебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 «Дирижирование»
История современной отечественной музыки: Уч метод комплекс для студентов факультета музыкального искусства по специальностям: 070105...
Некоторые аспекты изучения музыкального искусства эстрады iconЗвукозапись и классическая музыка: некоторые аспекты взаимодействия
Значение и прогресс в искусстве записи звука трудно переоценить. Красоту музыкального звука необходимо сохранить и сделать всеобщим...
Некоторые аспекты изучения музыкального искусства эстрады iconН. Ф. Измеров спорт как профессия: медико-социальные аспекты*
Затрагиваются некоторые аспекты сохранения общественного здоровья современной России
Некоторые аспекты изучения музыкального искусства эстрады iconI. Методический аспект изучения раздела «Генетика»
Некоторые психолого-педагогические аспекты дифференцированного подхода к изучению раздела «генетика»
Некоторые аспекты изучения музыкального искусства эстрады icon1. Музыка как вид искусства. Эпохальные стили в западноевропейском музыкальном искусстве
Целью данного курса является формирование четкого представления о путях исторического развития музыкального искусства, его различных...
Некоторые аспекты изучения музыкального искусства эстрады iconИспользование тембральных возможностей синтезатора в обучении игре произведений полифонического стиля на занятиях фортепиано
Ся с музыкальными стилями разных эпох, начиная от Возрождения и заканчивая произведениями современной музыки. Очень важным этапом...
Некоторые аспекты изучения музыкального искусства эстрады iconМеждународный Фестиваль Культуры и Искусства я вхожу в мир искусства «Образовательная программа по хореографии»
Программа предназначена для гармоничного развития способностей воспитанников в основах танцевального искусства. Танец способствует...
Некоторые аспекты изучения музыкального искусства эстрады iconКруглого стола
«Поиск новых путей развития музыкального искусства в творчестве С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница